Научная статья на тему 'Активная гражданская позиция старшеклассников: социально-педагогические основы'

Активная гражданская позиция старшеклассников: социально-педагогические основы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4510
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНАЯ ПОЗИЦИЯ / ACTIVE POSITION / ГРАЖДАНСТВО / CITIZENSHIP / АКТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ACTIVE CIVIL POSITION / АЗЕРБАЙДЖАНСТВО / ПОКАЗАТЕЛИ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ / ACTIVE CIVIL POSITION INDICATORS / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ / EDUCATIONAL TASKS / AZERBAIJANI

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гусейнова Эмиля Рафик Гызы

В статье рассматриваются актуальные проблемы формирования активной гражданской позиции у старшеклассников. Автор акцентирует внимание на роли школы и семьи в формировании гражданской позиции школьников. Формирование активной гражданской позиции у школьников включает в себя ряд воспитательных задач, связанных с воспитанием у учащихся гражданского долга и ответственности, гражданского сознания и мышления, гражданского мировоззрения и патриотических чувств; активной гражданской позиции; нравственно-психологических качеств гражданина и патриота, необходимых при выполнении конституционных обязанностей и защите национальных интересов Азербайджана. Автор отмечает, что в формировании и развитии всех этих качеств велика роль работы общеобразовательных учреждений. Имеет значение содержание учебных программ, особенности предметов социального и гуманитарного цикла, профессиональный уровень преподавателей, работающих в школе, социально-политическая обстановка в стране, уровень политической культуры граждан страны, наличие гражданского мира в обществе, активная жизненная позиция учителей и родителей, организация свободного времени учащихся, профессиональная ориентация, проводимая педагогическим коллективом, психологическая и педагогическая помощь родителям подросткам. Особо следует отметить роль СМИ, социальных сетей и в целом ИКТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVE CIVIL POSITION OF HIGH SCHOOL STUDENTS: SOCIO-PEDAGOGICAL BASIS

The article reviews actual problems of formation of consciousness and thinking, outlook and patriotism; active citizenship; moral and psychological qualities of a citizen and patriot, required in the performance of constitutional duties and the protection of national interests of Azerbaijan. The author notes that the role of educational institutions is great in the formation and development of all of these qualities. The content of curricula, especially social subjects and humanities, professional level of teachers working in school, social and political situation in the country, level of political culture of citizens, existence of civil peace in society, active life of teachers and parents, organization of free time of students, vocational guidance conducted by the teaching staff, psychological and educational assistance to parents of teenagers all of this is of great importance. The role of media, social networks and ICT generally is should be noted separately.

Текст научной работы на тему «Активная гражданская позиция старшеклассников: социально-педагогические основы»

УДК 37.011.31

АКТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

© 2016

Гусейнова Эмиля Рафик гызы, кандидат педагогических наук, доцент Азербайджанский государственный педагогический университет (AZ 1000, Азербайджан, Баку, ул. Узеира Гаджибекова, 68, email: [email protected])

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы формирования активной гражданской позиции у старшеклассников. Автор акцентирует внимание на роли школы и семьи в формировании гражданской позиции школьников. Формирование активной гражданской позиции у школьников включает в себя ряд воспитательных задач, связанных с воспитанием у учащихся гражданского долга и ответственности, гражданского сознания и мышления, гражданского мировоззрения и патриотических чувств; активной гражданской позиции; нравственно-психологических качеств гражданина и патриота, необходимых при выполнении конституционных обязанностей и защите национальных интересов Азербайджана. Автор отмечает, что в формировании и развитии всех этих качеств велика роль работы общеобразовательных учреждений. Имеет значение содержание учебных программ, особенности предметов социального и гуманитарного цикла, профессиональный уровень преподавателей, работающих в школе, социально-политическая обстановка в стране, уровень политической культуры граждан страны, наличие гражданского мира в обществе, активная жизненная позиция учителей и родителей, организация свободного времени учащихся, профессиональная ориентация, проводимая педагогическим коллективом, психологическая и педагогическая помощь родителям подросткам. Особо следует отметить роль СМИ, социальных сетей и в целом ИКТ.

Ключевые слова: активная позиция, гражданство, активная гражданская позиция, азербайджанство, показатели активной гражданской позиции, воспитательные задачи.

ACTIVE CIVIL POSITION OF HIGH SCHOOL STUDENTS: SOCIO-PEDAGOGICAL BASIS

© 2016

Huseynova Emiliya Rafig, Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor Azerbaijan State Pedagogical University (AZ1000, Baku, Azerbaijan, st. Uzeyir Hajibeyov, 68, email: [email protected])

Abstract. The article reviews actual problems of formation of consciousness and thinking, outlook and patriotism; active citizenship; moral and psychological qualities of a citizen and patriot, required in the performance of constitutional duties and the protection of national interests of Azerbaijan. The author notes that the role of educational institutions is great in the formation and development of all of these qualities. The content of curricula, especially social subjects and humanities, professional level of teachers working in school, social and political situation in the country, level of political culture of citizens, existence of civil peace in society, active life of teachers and parents, organization of free time of students, vocational guidance conducted by the teaching staff, psychological and educational assistance to parents of teenagers - all of this is of great importance. The role of media, social networks and ICT generally is should be noted separately.

Keywords: active position, citizenship, active civil position, Azerbaijani, active civil position indicators, educational tasks.

Актуальность проблемы. Известно, что формирование активной гражданской позиции учащихся является крайне важным вопросом, а также одной из основных социально-педагогических проблем в школьном воспитании и обучении. В настоящее время в нашей стране уделяется большое внимание вопросам образования и воспитания гражданской позиции у каждой подрастающей личности. В условиях становления гражданского общества и правового государства задачей общеобразовательных школ является формирование нового, демократического типа личности.

Проблема связана с формированием ответственности за судьбу отечества, чувства национальной гордости за материальные и духовные богатства, стремлением к достижению успехов в развитии и прогрессе, к суверенитету и независимость государства.

Степень исследованности проблемы. Вопросы активной гражданской позиции связаны как с общей культурой человека, так и с его политическими ориентаци-ями, политической культурой. Активная гражданская позиция, как таковая, формируется уже у старшеклассников, на основе полученных знаний, умений и навыков, а также благодаря условиям социально-исторической среды. Молодежь активно реагирует на социально-политические процессы, происходящие в обществе, и потому эта социальная группа является благодатно средой для активного воздействия на сознание, порой негативного. Именно поэтому ряд исследователей уделяют особое внимание роли школьного обучения и воспитания в формировании духовно зрелой личности, воспринимающей духовно-нравственные ценности народа, социальные нормы поведения. Социально-психологические и педагогические вопросы формирования социально-политических ценностей и гражданских качеств в общем виде рассматривали такие исследователи, как

Э.Бьюмонт, Н.Постман, Тони-Пурта, Б.Вилкенфилд, А.Гутман и др. Среди российских исследователей следует назвать классиков психолого-педагогической мысли Л.С.Выготского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, а также труды Е.А. Бондаревской, Б.С.Гершунского, Т.Н.Мальковской, Н.Д.Никандрова, Н.Е.Щурковой и др.

Вопросы гражданского воспитания являются предметом рассмотрения исследователей, занимающихся не только проблемами образования и обучения. Как подчеркивают западные исследователи, «в таком обществе, как наше, где граждане были разделены социальной структурой на протяжении всей истории, важно, чтобы школы и общины способствовали формированию мотивированной приверженности основополагающим принципам и ценностям, которые связывают нас вместе, как людей. Настало время, чтобы продемонстрировать свою приверженность демократическим принципам, нашу готовность участвовать в демократическом процессе, и наши основные ценности, которые объединяют нас как народ, чтобы продвигать гражданские принципы в программах обучения, которые будут гарантировать блага свободы себе и нашему потомству» [4]

Цели и задачи исследования. В данной статье нами поставлена задача определения основных направлений формирования гражданской позиции у старшеклассников, выявление факторов, способствующих этому процессу. При этом мы обратились как к уже проведенным исследованиям, так и практическим итогам проведенного нами исследования.

Основное содержание. Гражданский облик личности закладывается благодаря социальному опыту, приобретаемому в семье, в школе, в социальной среде, в целом он формируется на протяжении всей жизни человека.

Уже в детстве каждый индивид должен почувствовать себя активным участником жизни азербайджанско-

го общества. Школьники должны знать государственные символы, относиться к ним с уважением, знать основные статьи Конституции Республики, свои права и обязанности как гражданина, уметь отстоять эти права.

И еще один важный момент. Старшеклассники, наряду со знанием своих прав, одновременно должны выполнять свои гражданские обязанности. Быть просвещенным, образованным, знать отдельные документы - еще мало. Учащиеся старших классов должны активно участвовать в жизни общества, придерживаться активной жизненной позиции, быть инициативными, свободомыслящими, хорошими организаторами. Старшеклассники обязаны усвоить, что они должны уметь достойно представлять нашу страну на различных международных мероприятиях сейчас и в будущем.

Формирование активной гражданской позиции у старшеклассников включает в себя: ряд воспитательных задач, связанных с воспитанием у учащихся гражданского сознания и мышления, гражданского мировоззрения и патриотических чувств, гражданского долга и ответственности; активной гражданской позиции; нравственно-психологических качеств гражданина и патриота, необходимых при выполнении конституционных обязанностей и защите национальных интересов родного Азербайджана.

Большая и ответственная работа по развитию этих качеств ложится на общеобразовательные учреждения. Воспитание гражданской сознательности, активной гражданской позиции у учащихся старших классов является одной из важных задач, стоящих перед современной школы. Что составляет сущность гражданской позиции? Исходя из существующей педагогической литературы, на этот вопрос можно ответить так: эмоции и чувства; уровень гражданской сознательности; гражданская направленность; мышление; поведение; эрудиция; личные, семейные, гражданские, национальные и другие ценности; социальные навыки и умения.

Прежде всего, рассмотрим содержание понятия «гражданства».

Т.И. Бревнова пишет, что «гражданская позиция проявляется во всех сферах человеческой деятельности: трудовой, общественной, духовно-нравственной. Под активностью подразумевается готовность к практическому действию. Если коротко сформулировать, что такое активная гражданская позиция, то можно выразить это следующим девизом: «Действовать, а не ждать, потому что настоящее и будущее этого мира зависит от действий каждого из нас». Именно этим девизом я руководствуюсь, строя свою систему работы классного руководства. В каком направлении действовать? Как способствовать тому, чтобы активность моих воспитанников была полезной как для них самих, так и для общества в целом?» [1].

Мы в данном определении полностью согласны с автором.

Под понятием «гражданство» понимается принадлежность лица к государству, постоянная политико-юридическая связь между лицом и государством, выражаемая их взаимными правами и обязанностями [2]. В ст. 52 Конституции [3] и ст. 1 Закона «О гражданстве Азербайджанской Республики» от 30 сентября 1998 года указывается: «Лицо, имеющее с Азербайджанской Республикой политическую и правовую связь, а также взаимные права и обязанности, является гражданином Азербайджанской Республики» [4].

Одной из главных задач государства является защита закрепленных в Конституции прав и обязанностей личности. Гражданство обладает существенным значением в этой области. Гражданство считается одним из важных элементов азербайджанства, как духовно-нравственного и политического выражения активной гражданской позиции гражданина Азербайджанской Республики. Гражданство рассматривается в нескольких значениях. Так, в соответствии со ст. 1 Закона «О гражданстве

Азербайджанской Республики» от 30 сентября 1998 года право гражданства понимается как норма, определяющая правовой статус человека в стране.

В ценностные приоритеты гражданства обычно включаются следующие вопросы: положительное отношение к демократическому строю государственной жизни; социальная справедливость (обеспечение равных жизненных возможностей путем соответствующего справедливого распределения государственных материальных и духовных богатств среди различных социальных групп и этносов); актуализация личного индивидуума (самонаправленность с точки зрения гражданского идеала); направленность к частной собственности.

В Азербайджане, наряду с правовым статусом личности гражданство считается также социально-психологическим положением, показывающим его позицию в общественно-политических отношениях. В контексте азербайджанства гражданство выражается позицией индивида в общественно-политических отношениях в стране, на основе восприятия своих прав и обязанностей.

С точки зрения специалистов, гражданство, стимулируя и активируя государственную деятельность граждан страны, выступая, как регулятор взаимоотношений гражданина в обществе, является фундаментальным личностным качеством. По мнению специалистов, главным показателем возникновения и развития при этом национального самосознания является формирование таких понятий, как любовь к родине, уважение к законам, родному языку, изучение исторического наследия, культуры народа. Семья и школа играют важную роль в осуществлении этой работы.

Для приобретения учащимися старших классов активной гражданской позиции необходимо внести определенные нововведения в содержание образования. С этой целью исследователями, исходя из практики преподавания в школе, рекомендуется:

1) в тематическое содержание отдельных предметов активно включать темы, привязанные к таким понятиям, как патриотизм, привязанность к родине, национальная гордость, готовность к защите родины, и другим подобным проблемам;

2) уровень внеклассных и внешкольных мероприятий, сила их влияния должны также стоять в центре внимания;

3) ученическое самоуправление должно рассматриваться, как важное средство формирования активной гражданской позиции; должна быть создана самобытная модель взаимоотношений школьников и учителей друг с другом, исходя из местности, характера сложившейся духовно-нравственной и политической культуры.

Для эффективного формирования гражданской позиции у старшеклассников должен быть созданы комплекс знаний, умений и навыков, позволяющих сформировать у них уважительное отношение к политическим и духовно-нравственным этническим ценностям, любви к родине, знание своих прав и обязанностей. Это может быть осуществлено в два этапа:

1. Старшеклассники должны уметь самостоятельно мыслить, принимать решение и реализовывать его, принимать участие в деятельности органов ученического самоуправления.

2. Они должны быть ответственными и инициативными в общественной и благотворительной деятельности.

Учителя, классные руководители, молодежная организация, заместитель директора по воспитательной работе, школьный психолог, библиотекарь должны вести среди учеников в этом направлении целенаправленную, системную, непрерывную работу. Целью должно быть - формирование направленной на этические идеалы правильной жизненной позиции, развитие жизненных навыков и умений.

Основу активной гражданской позиции составляют мировоззрение личности, его моральные убеждения и

отношение к общественному долгу. К основным показателям активной гражданской позиции относятся:

-целенаправленность и сознательность действий учеников в отношении отдельных событий и явлений действительности;

-активность и ответственность в отдельных видах деятельности, как в школе, так и вне ее;

-соответствие деятельности и социальной активности учащихся соответствующим требованиям вида деятельности и условиям жизни в обществе;

-реальная деятельность, деяния и образ жизни личности в дальнейшем.

Общество должно быть заинтересовано в постоянном усовершенствовании и улучшении подхода педагога и учащегося к образованию, обучению и воспитанию. В особенности на фоне серьезных изменений в общественном и индивидуальном сознании, в системе связей и взаимоотношений между людьми в сложных условиях государственной, экономической, политической перестройки в обществе активная гражданская позиция учителей и учащихся играет огромную роль в системе общественных отношений.

Выводы. В условиях активной гражданской позиции обучаемый - учащийся и студент занимаются постоянным самосовершенствованием, самообразованием и самовоспитанием, стремятся продемонстрировать свои способности и умения. При рассмотрении гражданской позиции как вида деятельности, в центре внимания стоят два противоречивых момента его проявления: активность и пассивность.

Активная гражданская позиция должна проявлять себя как триумф мужества, смелости, храбрости, отважности, неуклонности во имя доброты и доброжелательности и борьба за устранение морального зла, недоброжелательности; систематичное и последовательное отличие человека добрыми деяниями; обширность поднимаемых духовных проблем и их ценность с общественной точки зрения. В современной жизни существуют все возможности и условия, чтобы учащиеся могли продемонстрировать активную гражданскую позицию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бревнова Т.И. Воспитание активной гражданской позиции через систему работы классного руководителя http://www.uchportal.ru/publ/26-1-0-2290

2. Гражданство // http://kayzen.az/blog/law

3. Конституция Азербайджанской Республики Баку: Ганун, 2009 (на азербайджанском языке)

4. Закон о гражданстве Азербайджанской Республики // Газета «Азербайджан», 1998, 07 октября, № 231 (на азербайджанском языке)

5. Revitalizing Civic Learning in Our Schools. A Position Statement of National Council for the Social Studies Approved 2013 // http://www.socialstudies.org/

6. Beaumont, E. et al. (2006). Promoting political competence and engagement in college students: An empirical study. Journal of political science education, 2(3), 249-270.

7. N. Postman, The End of Education: Redefining the Value of School (Vintage Books, 1995), 18.

8. J. Torney-Purta and B.S. Wilkenfeld, Paths to 21st Century Competencies through Civic Education Classrooms: An Analysis of Survey Results from Ninth-Graders. A Technical Assistance Bulletin. (Chicago, Ill.: American Bar Association Division for Public Education, 2009).

9. A. Gutmann, «Moral Education in Our Public Schools; We Need to Teach Our Children the Civic Virtues That Make Democracy Work,» The Washington Post (June 5, 1988).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.