DOI: 10.24412/2226-0773-10-2-210-220
Активизация самостоятельной работы обучающихся баянистов
Ю.-Х. Тань
Московский государственный институт культуры
141406, Московская обл., Химки, ул. Библиотечная, д. 7
State University of Culture
Bibliotechnaya, str., 7, Khimki, Moscow Region 141406 Russia
e-mail: [email protected]
Ключевые слова: самостоятельная работа, обучающиеся, баянисты, активизация, педагоги, музыкально-образовательный процесс, фактор.
Key words: independent work, students, accordion players, activation, teachers, musical and educational process, factor.
Резюме: Статья посвящена изучению процесса активизации самостоятельной работы обучающихся баянистов. Определяется значимость действия общепедагогической формулы (мотив - интерес - потребность). Выявляется важность субъект-субъектных отношений в классе баяна. Исследуется феномен «творческая свобода баяниста». Устанавливается ряд факторов активизации самостоятельной работы обучающихся баянистов, среди которых: профессиональная подготовка педагога, внутреннее «Я» ученика, его творческая свобода (физиологическая, техническая, психологическая, эвристическая, артистическая), репертуар (переложения зарубежной, отечественной классики, современной музыки, оригинальные сочинения, обработки народных мелодий, произведения современной стилистики / какофония, атональная музыка, эстрадно-джазовые сочинения), концертная практика, слушательская аудитория, музыкальная критика, методическая литература, Интернет-ресурс.
Abstract: The article is devoted to the study of the process of activating the independent work of trained bayanists. The significance of the action of the general pedagogical formula (motive - interest - need) is determined. The importance of subject-subject relations in the bayan class is revealed. The phenomenon of “creative freedom of the bayanist” is investigated. A number of factors of activation of independent work of trained bayanists are established, among which: professional training of the teacher, internal “I” of the student, his creative freedom (physiological, technical, psychological, heuristic, artistic), repertoire (arrangements of foreign, domestic classics, modern music, original compositions, processing of folk melodies, works of modern stylistics /cacophony, atonal music/, pop and jazz compositions), concert practice, audience, music criticism, methodical literature, Internet-resource.
[Tan Yu.-H. Intensification of independent work of student accordionists]
Самостоятельная работа обучающихся баянистов - важная составляющая целостного музыкально-образовательного процесса. Освоение музыкальных произведений под контролем педагога, подготовка к концертному выступлению, исполнение на сцене, общение со слушательской аудиторией - во многом, плоды самостоятельной работы, показатели ее глубины и качества. О ее детерминантности говорили многие исследователи, педагоги, исполнители (А.С. Базиков, В.П. Власов, Б.М. Егоров, Н.А. Кравцов, Ф.Р. Липс, В.А. Максимов, О.М. Шаров) и др. Так, А.С. Базиков подчеркивал: «Профессиональная деятельность большинства студентов музыкальных учебных заведений организована и структурирована далеко не лучшим образом. Опыт показывает, что учащаяся молодежь не умеет, как правило, рационально строить свои домашние занятия, планировать учебные действия, определять цели труда, выбирать оптимальные пути и способы их достижения. Ситуация усложняется тем, что столь специфическая отрасль профессиональной деятельности как музыкальное искусство, предъявляет особо высокие требования к качеству труда.
Отсюда следует, что задача преподавателя не только в том, чтобы приблизить учащегося к глубокому пониманию и подлинно художественному исполнению музыки, но и научить своего питомца продуктивно самостоятельно работать» (Базиков, 2002: 53-54).
Не случайно О.А. Блок указывал: «Понимание значимости самостоятельной работы для всей профессиональной подготовки, знание соответствующих технологий ее активизации, оптимальных способов реализации, включая постановку цели и задач, поиск инновационных решений, выработка адекватной самооценки - важнейшие моменты, связанные с оптимизацией художественно-творческого роста обучающихся музыкантов, включая классы инструменталистов» (Блок, 2020: 64).
Как сделать так, чтобы самостоятельная работа всегда находилась в поле пристального внимания субъектов художественно-педагогического процесса? Каким образом организовать обучение в классе баяна, чтобы оно способствовало активизации самостоятельной работы подопечных? Что необходимо предпринять для формирования постоянно действующей мотивационной готовности баянистов к активной самостоятельной работе? Каковы ее основные факторы?
Перечисленные выше вопросы ждут своего скорейшего разрешения.
Профессионализм педагога-баяниста оказывает непосредственное воздействие на самостоятельную работу обучающегося: ее организацию, продуктивность, качество и активизацию.
Приведем примеры педагогических формул, указывающих на подобные связи:
• педагог - мотив - интерес - самостоятельная работа - потребность обучающегося;
• традиционный урок - урок-концерт - интерес - самостоятельная работа обучающегося;
• педагогическое внушение - концертное выступление обучающегося - мотивация - самостоятельная работа обучающегося;
• произведенная педагогом видеозапись - интерес - самостоятельная работа обучающегося;
• позиционирование, демонстрация подобранной педагогом методической литературы - мотивация - самостоятельная работа обучающегося.
Педагог может направить обучающегося, указать путь достижения цели, обозначить средства ее воплощения. Но, окончательное решение, вся процессуальность, ее детализация, характер претворения идеи музыкального произведения лежат в зоне самостоятельной работы обучающихся баянистов.
Урок с педагогом-профессионалом - это всегда возможность «увидеть" «невидимое», понять недоступное, услышать новое качество звука, ощутить широкие исполнительские возможности баяна, открыть для себя смысл творческого процесса и в конечном итоге понять значимость самостоятельной работы. Сам педагог и занятия с ним - важные факторы самостоятельной работы, позволяющие ее активизировать.
Действительно, педагог может быть для обучающихся своеобразным стимулом для дальнейшей самостоятельной работы, образцом высокого исполнительского искусства. Об этом высказывался А.В. Беляев, обращая внимание на творческую личность педагога-баяниста, исполнителя Ф.Р. Липса: «Его игру отличает внутренняя дисциплина, самоконтроль, концентрированность, исполнительская аккуратность. И в то же время, с какой эмоциональностью, накалом играет он, к примеру, Мессиана, Мусоргского, Золотарева! Но прежде всего Ф. Липс - музыкант-интеллектуал, у него упорядочена каждая интонация. Он тут же старается проникнуть в суть музыкальной конструкции, осмыслить авторскую идею. Масштабы его мышления, продуманность концепции, вплоть до, казалось бы, несущественных деталей - все это заставляет его слушать. Игра Ф. Липса по-настоящему «заразительна». А это не часто дано исполнителям» (Беляев, 2012: 86).
Внутренний мир баяниста, его психологический настрой, волевые качества - значимый ресурс для активизации собственной самостоятельной работы. Процессы рефлексии, самопознания, самосознания, самооценки оказывают непосредственное влияние на подобную активизацию. О.А. Блок обращал внимание на то, что важная область самостоятельной работы обучающихся инструменталистов - изучение и освоение на личном опыте взаимодействия двух систем: слухомоторной и психолого-адаптивной. Исполнителю не безразлично, позволяет ли справляться его слухо-двигательный потенциал с возникающими техническими трудностями и сложностями. Наряду с этим, в спектр его внимания часто попадает наличие или отсутствие внутренних психологических условий применения и реализации этого потенциала, психологической готовности, адаптации к публичному выступлению в целом. Для каждого обучающегося инструменталиста большое значение имеет как развитие слухо-моторного потенциала, так и искусство его применения в условиях психологической устойчивости, артикуляционно-штрихового разнообразия, в контексте решения задач интонационной выразительности, стилистической корректности, достижения художественно-образной глубины сочинений, стабильности исполнения. Отсутствие подобной психофизиологической детерминанты может свести на нет всю самостоятельную работу исполнителей. Более того - сделать ее вредной и бесперспективной» (Блок, 2020a).
Внутреннее «Я» обучающихся следует вставить не только в классификационный ряд факторов активизации самостоятельной работы, но и учитывать - в практике ее организации. Способность к самоорганизации, темперамент, характер - важные составляющие, которые аккумулирует в себе эго обучающегося баяниста. Именно его олицетворяют: умение быть собранным, внимательным, самообладание, высокая степень реактивности, возможность управления разнообразными исполнительскими действиями-движениями, Вышеизложенный ряд являет собой своеобразную базу активизации самостоятельной работы.
«Эмоциональный интеллект» - тоже значимый фактор активизации самостоятельной работы обучающихся баянистов. «Эмоциональный интеллект можно рассматривать как показатель активности межполушарного взаимодействия и способность к осмысленному сопереживанию, восприятие «тонких токов» извне и рефлексию внутреннего мира, познание художественных образов и опыт переработки эмоциональной информации. Изучение данного термина в подобных ракурсах обнажает повышенный интерес музыкантов-исследователей. Действительно, успех музыкально-творческой деятельности отдельной личности во многом зависит от качества межполушарного взаимодействия головного мозга, гармоничности проявления интеллектуального, эмоционального и собственно творческого начал. Именно эмоциональный интеллект сосредотачивает в себе ось: интеллект - эмоции - творчество» (Блок, 2020б: 268).
Перечислим личностные качества и свойства необходимые для активизации самостоятельной работы обучающихся баянистов:
• целеустремленность;
• самокритичность;
• скрупулезность;
• организованность;
• требовательность к себе;
• высокий уровень работоспособности;
• видение близкой, средней и далекой перспектив;
• мотивированность;
• заинтересованность;
• креативность и др.
В.П. Власов указывал: «С движением меха связаны важнейшие особенности звукообразования на баяне - певучесть, широта дыхания, динамическая гибкость, разнообразие и т.п. Использование этих потенциальных возможностей инструмента и определяет основное направление работы исполнителя в области звукоизвлечения. Самоконтроль и внимание, высокий уровень самоотдачи и скрупулезность - залог продуктивных действий баяниста» (Власов, 2004: 84). О.А. Блок подчеркивал: «Иногда отсутствие необходимой экономичности и активности действий-движений обучающихся приводит к метроритмическим погрешностям, темповым ограничениям, нарушению логико-смысловой и эмоционально-чувственной канвы, формы и содержания музыкального сочинения. Алгоритм действий-движений обучающихся музыкантов в инструментальных классах обязан включать в себя рациональность, экономичность и активность, которые «объединяет» и «направляет» художественная целесообразность. Именно, активность, целенаправленность и целесообразность во многом определяют качество исполнительских действий-движений, помощниками которых должны выступать экономичность, рациональность, обеспечивая минимальный расход энергетического ресурса исполнительского аппарата в процессе познания художественно-образного мира» (Блок, 2018: 107).
Ф.Р. Липс отмечал: «Каждый баянист, зная естественные возможности инструмента, обязан, с одной стороны, всемерно использовать его положительные качества, с другой - не требовать от баяна того, что не отвечает его природе. Порой приходится слышать, как некоторые баянисты форсированными звучностями пытаются достичь мощи органа. Этого делать категорически нельзя, так как голоса начинают детонировать и желаемый эффект не достигается. Культура звукоизвлечения. звуковедения, осмысленная, выразительная игра, помноженная на требовательность к себе - во многом, гарант успешной исполнительской деятельности» (Липс, 1998: 11-12).
Без творческой свободы, без полноты ее ощущения трудно говорить о качестве самостоятельной работы обучающихся баянистов, ее продуктивности. «Творческая свобода баяниста» - комплексное понятие, которое включает в себя физиологическую, техническую, психологическую, эвристическую и артистическую составляющие. Пластичность исполнительского аппарата, его сбалансированность, скоординированность, высокая реактивность, чувствительность (тактильность), ощущение эргономичности, топографии клавиатур правой и левой руки - значимые свойства физиологической свободы обучающихся баянистов. Техническая свобода выступает не только средством воплощения художественно-образного содержания сочинения, но и средством музыкального мышления, а также, одновременно, - его результатом, показателем соответствующего уровня. Свобода как лейтмотив должна пронизывать технический арсенал баяниста. Об этом писал Ю.А. Сидоров: «Само понятие «виртуозная исполнительская техника» не ограничивается только скоростью. Суть понятия в том, как исполнять произведения в подвижных темпах. Критериями здесь являются: ощущение ритма, точный стилистически обусловленный штрих, свобода и выносливость игрового аппарата.
Если баянист во главу угла ставит достижение быстрого темпа ради самого темпа, то это нередко ведет к утрате ощущения им пульса произведения. Вместо виртуозной игры возникает суета и сумбур.
Свобода и выносливость, о которой упоминалось выше, подразумевает ровную и четкую в штриховом отношении игру» (Сидоров, 2010: 214).
Возможность реализации технической свободы предстает активизатором для самостоятельной работы обучающихся баянистов. Техническая свобода как бы приглашает исполнителей к поиску интересных художественно-творческих решений, глубокому воплощению музыкально-образного содержания.
В свою очередь, психологическая свобода выступает гарантом и одновременно - детерминантой всех вышеперечисленных свобод. Ее значимость в процессе предконцертной подготовки, самого публичного выступления трудно переоценить. Самообладание и активизация волевых качеств, высокая степень управляемости исполнительским аппаратом и самоотдача - существенные слагаемые психологической свободы баянистов.
Эвристическая и артистическая свобода не только открывает простор для художественно-творческих поисков, но и позволяет в полной мере подойти к реализации всего задуманного. Эти составляющие творческой свободы дают возможность активизировать процессы самопроявления, саморазвития и самосовершенствования. В рамках подобной самостоятельной работы постепенно рождается исполнитель-мастер, исполнитель-художник. Техническое и художественно-образное начала, «проходя» через единство эмоционально-чувственного и логико-смыслового проявления, обретают то целостное, которое лежит в основе саморазвития любого музыканта-исполнителя.
Артистизм, как своеобразный венец в структуре понятия «творческая свобода баяниста», олицетворяет:
• глубину исполнительской концепции;
• характер подачи музыкального материала в рамках публичного выступления;
• коммуникативность со зрительской (слушательской) аудиторией;
• сценическое поведение;
• имидж;
• культуру общения;
• художественно-творческий потенциал в целом.
Поэтому перспектива его развития и реализации через освоение разнообразного репертуара, практику концертных выступлений - важный стимул для активизации самостоятельной работы обучающихся баянистов.
Вместе с тем, сам репертуар может выступать активизатором самостоятельной работы обучающихся баянистов. В свою структуру он включает следующие виды музыкальных произведений:
1. переложения зарубежной классики;
2. переложения отечественной классики;
3. переложения современной музыки;
4. оригинальные сочинения;
5. обработки народных мелодий;
6. произведения современной стилистики (какофония, атональная музыка) и т.п.;
7. эстрадно-джазовые сочинения.
Интересный, ранее услышанный репертуар в хорошем исполнении стимулирует обучающихся к активной самостоятельной работе. На этой основе может формироваться внушительное мотивационное поле. Известны многочисленные примеры, когда интересный репертуар не только позволял активизировать самостоятельную работу баянистов. Он «учил» мыслить, находить смыслы, переосмысливать услышанное. Давал возможность «найти себя», свой исполнительский стиль, углубиться в художественно-образное содержание, постичь то сокровенное, что называют композиторским замыслом. Показ перспектив развития личностно-творческого потенциала через освоение репертуара - важная составляющая в формировании мотивационного поля для активизации самостоятельной работы обучающихся баянистов.
Возможность участия в различных концертных программах, конкурсах, фестивалях - значимый фактор активизации самостоятельной работы обучающихся. Наличие перспектив самореализации в пространстве публичных выступлений - не только стимул для активизации самостоятельной работы баянистов, но и весомая составляющая всего музыкально-образовательного процесса. Расширение концертной практики, которая растет в количественном отношении и - в сторону повышения ответственности за исполнение, его статуса (внутриучебного, регионального, межрегионального, всероссийского, международного), создает бесспорное преимущество для активизации самостоятельной работы обучающихся.
Реакция зрительного зала, музыкальной критики, оценка членов жюри конкурса, высказывания, публикации в средствах массовой информации, Интернет-ресурс - тоже важные факторы активизации самостоятельной работы. Концертная практика баянистов имеет возможность проходить в форме сольных, ансамблевых выступлений. В то же время баянист может быть оркестрантом и солистом оркестра (в своем репертуаре иметь концертные произведения для соло с оркестром).
Значимым фактором в активизации самостоятельной работы является изучение методической литературы, позволяющей осваивать передовые технологии и брать на вооружение опыт прошлых лет. Особую ценность для обучающихся баянистов имеет материал, который «созвучен» с их исполнительскими проблемами и как бы приоткрывает завесу перспектив индивидуально-технического и художественно-творческого развития.
Подводя итог вышеизложенного материала, следует заключить:
• в основе активизации самостоятельной работы обучающихся баянистов лежит общая педагогическая формула: мотив - интерес - потребность;
• в активизации самостоятельно работы обучающихся баянистов принимают участие не только педагог и его питомец, но и вся музыкально-образовательная среда;
• угол рассмотрения исследуемой проблематики позволил выявить следующий ряд факторов активизации самостоятельной работы обучающихся баянистов: профессиональная подготовка педагога, внутреннее «Я» ученика, его творческая свобода (физиологическая, техническая, психологическая, эвристическая, артистическая), репертуар (переложения зарубежной, отечественной классики, современной музыки, оригинальные сочинения, обработки народных мелодий, произведения современной стилистики /какофония, атональная музыка/, эстрадно-джазовые сочинения), концертная практика, слушательская аудитория, музыкальная критика, методическая литература, Интернет-ресурс.
ЛИТЕРАТУРА
Базиков А.С. 2002. Музыкальное образование в современной России: основные противоречия и пути их преодоления. Тамбов: ТГМПИ им. С.В. Рахманинова. 312 с.
Беляев А.В. 2012. Я вспоминаю, сердцем посветлев... М.: Народная музыка. 416 с.
Блок О.А. 2018. Модель музыкально-исполнительских действий-движений инструменталистов как продукт научного поиска. - Искусство и образование. 6 (116): 102-111.
Блок О.А. 2020а. Самостоятельная работа обучающихся инструменталистов в системе профессионального музыкального образования. - Музыковедение. 11: 52-60.
Блок О.А. 2020б. Эмоциональный интеллект и «умные эмоции» в музыкально-творческом развитии обучающихся инструменталистов. - Гуманитарное пространство. Международный альманах. 9 (3): 265-272.
Власов В.П. 2004. Методика работы баяниста над полифоническими произведениями: Учебное пособие для музыкальных вузов и училищ. М.: РАМ им. Гнесиных. 104 с.
Липс Ф.Р. 1998. Искусство игры на баяне. М.: Музыка. 144 с.
Сидоров Ю.А. 2010. Вопросы совершенствования технического мастерства баяниста в музыкальном вузе и училище. С. 205-215. - В сб.: Вопросы современного баянного и аккордеонного искусства: Сборник научных статей. Вып. 178. М.: РАМ им. Гнесиных. 253 c.
Получена / Received: 11.01.2021
Принята / Accepted: 30.01.2021