Научная статья на тему 'Михаил Фёдорович Внуков (к 100-летию со дня рождения)'

Михаил Фёдорович Внуков (к 100-летию со дня рождения) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
160
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М.Ф. ВНУКОВ / БАЯННО-АККОРДЕОННОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО НА ДОНУ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИГРЕ НА БАЯНЕ / ДОНСКИЕ ПЕДАГОГИ -БАЯНИСТЫ/АККОРДЕОНИСТЫ / M. VNUKOV / BAYAN/ACCORDION PERFORMING ART AT THE DON REGION / BAYAN-TRAINING METHOD / THE DON TEACHERS BAYAN/ACCORDION PLAYERS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ушенин В.

Статья посвящена известному донскому музыканту, педагогу-баянисту Михаилу Фёдоровичу Внукову (1915-1996), чей персональный вклад в становление и развитие баянного и народно-оркестрового исполнительства на Дону, формирование оригинальной методики обучения юных инструменталистов в ДМШ представляется весьма значительным. На протяжении около полувека М. Ф. Внуков преподавал в ростовской музыкальной школе им. М. Ипполитова-Иванова; его выпускниками стали более 130 учащихся-баянистов, многие из которых избрали музыку своей профессией. Автором статьи обозначаются важнейшие этапы творческого пути, пройденного М.Ф. Внуковым, характеризуются его приоритетные педагогические установки, основные достижения в просветительской и организационно-методической работе. Особое внимание уделено целенаправленному развитию традиций, заложенных видным педагогом-энтузиастом, в профессиональной деятельности учеников М.Ф. Внукова известных отечественных музыкантов-исполнителей, преподавателей, методистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mikhail Vnukov (to the 100 th anniversary of his birth)

The article is devoted to the famous Don musician, the pedagogue and bayan player Mikhail Vnukov (1915-1996) whose personal contribution to the making and development of bayan and folk-orchestral performing art in Don region, forming of the original bayan-training method conformably to young instrumentalists education at a child music school is highly significant. M. Vnukov was a trainer at the Rostov Music M. Ippolitov-Ivanov School for a period of about half a century. More than 130 pupils were his school-leavers many of which chose music as the profession. The author of the article emphasizes the most important stages of the creative road that was traveled by M. Vnukov and characterizes the priority pedagogical lines and principal achievements of the latter in the elucidative and organization-methodic work. The special attention is paid to the purposeful development of traditions that were laid by the eminent pedagogue-enthusiast in the professional activities of his learners, the well-known musicians-performers, teachers, methodologists

Текст научной работы на тему «Михаил Фёдорович Внуков (к 100-летию со дня рождения)»

В. В. УШЕНИН

Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова

МИХАИЛ ФЁДОРОВИЧ ВНУКОВ (К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

-• --- 9 - ---

Имя Михаила Федоровича Внукова с полным основанием занимает почётное место в летописи донского баянного исполнительства. Профессиональные достижения музыкантов-баянистов нашего региона сегодня, бесспорно, признаны во всём мире. Их современные успехи опираются на энтузиазм и подвижнический труд предшественников - тех, кто стоял у истоков Ростовской баянной школы.

Зарождение профессиональной системы обучения баянистов на Дону принято датировать 1930 годом, когда в Ростовском музыкальном техникуме был открыт класс баяна. Стране требовались педагоги, получившие специальное музыкальное образование, способные активно участвовать в культурной жизни, содействовать общему подъёму художественного творчества.

Музыкальный техникум в Ростове-на-Дону долгое время оставался единственным музыкальным учебным заведением в области, где осуществлялась профессиональная подготовка музыкантов-баянистов. Первые учащиеся в классе баяна были преимущественно выходцами из семей рабочих, одарёнными людьми, по зову таланта пришедшими в новое развивающееся искусство (благодаря путевкам-приглашениям, рассылаемым музыкальным техникумом по предприятиям области, или в качестве победителей смотров художественной самодеятельности, рекомендованных и направляемых на учёбу конкурсными жюри). Не имея начального музыкального образования, баянисты поступали на подготовительное отделение, а нередко и продлевали обучение ещё на год или два.

«По ряду причин многим в указанный период не удавалось окончить музыкальный техникум. Прежде всего, это объяснялось нелёгкими условиями жизни. Учащиеся получали очень маленькую стипендию. Питание в студенческой столовой было весьма скудным. Будущим музыкантам-профессионалам приходилось перебиваться случайными заработками или "кормиться" с помощью своего инструмента, играя в клубах, в художественной самодеятельности, в джаз-ансамблях при кинотеатрах, на различных праздниках и торжествах. Многие баянисты

не имели собственных инструментов, будучи вынужденными заниматься на казённых.

Вместе с тем, не очень ясной была перспектива учебы: до 1937 года класс баяна в Ростове-на-Дону функционировал только в музыкальной школе Андреевского района, отношение музыкантов других специальностей к названному инструменту как малоподходящему для занятий серьёзной музыкой не благоприятствовало росту престижности этой профессии. В восприятии широкой аудитории баян продолжал оставаться средством развлечения и увеселения. Вот почему, проучившись в музыкальном техникуме 2-3 года и овладев необходимыми навыками игры на инструменте, некоторые баянисты бросали учёбу.

Но, пожалуй, главной причиной, из-за которой в течение предвоенного десятилетия музыкальный техникум окончило всего 10 специалистов по классу баяна, следовало признать международную обстановку того времени. В 1939 году военнообязанные юноши - учащиеся I, II, III курсов техникума - были призваны в ряды Красной Армии. Лишь немногим молодым музыкантам удалось преодолеть многочисленные препятствия и получить до войны среднее специальное образование» [4, с. 39-40].

На протяжении послевоенных лет, благодаря небывалому взлёту интереса к народным инструментам со стороны широких масс, информационной и идеологической поддержке государственных структур, наметился ощутимый подъём в сфере баянного исполнительства. В 1950-1960-е годы баян стал неотъемлемой частью культурной жизни народа. Он постоянно звучал по радио и телевидению, украшая праздничные мероприятия и придавая разнообразие досугу наших соотечественников. Звуки баяна, связанные с историей целого поколения, порождали воспоминания о минувших довоенных и военных годах, поднимали настроение.

На волне огромной популярности инструмента весьма динамично развивалось обучение баянистов. Многие родители мечтали о том, чтобы их дети основательно овладели навыками игры на баяне, получив полноценное музыкальное образование. Наряду с многочисленными

кружками, классы баяна были открыты во всех музыкальных школах области, а соответствующие конкурсы при поступлении достигали 5-7 человек на место. Столь массовый интерес к инструменту позволял педагогам отбирать наиболее талантливых детей, формируя их профессиональную ориентацию. Многие одарённые молодые музыканты посвящали свою жизнь баянному искусству, усматривая в этой профессии реальные перспективы для творческой самореализации.

Значительная роль в процессе становления и развития баянного исполнительства на Дону принадлежала многоопытным музыкантам-практикам, получившим многогранную профессиональную закалку в годы войны, а затем -соответствующее образование в музыкальном училище. Благодаря усилиям замечательных педагогов А. Н. Крахоткиной, В. И. Гладких, А. И. Дядченко, М. Ф. Внукова, В. А. Анина, Б. А. Булгакова, Н. П. Горбачёва, Б. Ф. Роганова и других в донском регионе шаг за шагом создавалась система обучения, которая демонстрировала высокую эффективность. Уже в конце 1950-х годов выпускники музыкальных школ, поступавшие в музыкальные училища, имели достаточно серьёзную профессиональную подготовку, хорошо владели инструментом, исполняли разнообразный репертуар, включающий не только обработки народных песен и переложения классики, но и оригинальные сочинения.

К числу педагогов-энтузиастов, прокладывавших пути развития донского баянного исполнительства в упомянутые годы, принадлежал и первый учитель автора этих строк -Михаил Федорович Внуков (1915-1996).

В жизни каждого человека встречаются люди, о которых с благодарностью вспоминаешь потом всю жизнь. Очень часто эти воспоминания связаны с именем первого учителя, который ввёл тебя в прекрасный мир музыки, помог понять её и полюбить всей душой. Не только профессиональные музыканты, но и те, кто впоследствии избрал другую специальность, с большой теплотой говорят о своём учителе М. Ф. Внукове1.

Первые уроки, первые шаги в музыке... Этот высокий и сильный человек с ласковым прищуром глаз всегда увлекал своих воспитанников взволнованной, непосредственной передачей исполняемой музыки. Жест педагога, его мимика, напевание, показ неизменно воодушевляли, захватывали, побуждали ученика к предельной активности в репетиционной работе.

Михаил Фёдорович относился к своим подопечным с большой заинтересованностью. Он считал, что музыка способна найти отклик в

душе любого ребёнка. С кем бы ни занимался М. Ф. Внуков, он старался добиться максимальной отдачи ученика. В каждого юного баяниста Михаил Фёдорович вкладывал своё отношение к инструменту и горячую любовь к народному искусству. Как правило, на уроках звучало много музыки. Прекрасный исполнитель, М. Ф. Внуков мог безукоризненно сыграть любое из осваиваемых в классе произведений. Большое внимание уделялось регулярным сценическим выступлениям учащихся: в клубах, на фабриках и заводах, в парках на летней эстраде. Особенно почётными и ответственными считались выступления в отчётных концертах школы.

Сам М. Ф. Внуков получил первые уроки музыки от отца, баяниста-любителя. После окончания фабрично-заводского училища Михаил начал свою трудовую деятельность слесарем на Лензаводе, где активно участвовал в самодеятельности. Только в 1936 году, по комсомольской путёвке, М. Внуков был принят на подготовительный курс Ростовского музыкального техникума.

В 1939 году Михаила призвали в армию. Война застала М. Ф. Внукова в городе Львове, где он проходил действительную военную службу. В первые годы войны Михаил с оружием в руках сражался на фронте, принимал участие в обороне Киева и Москвы. Затем командование поручило Михаилу организовать фронтовую концертную бригаду. Поручение было успешно выполнено, и вскоре начались импровизированные выступления в минуты затишья.

Приведём один из многочисленных эпизодов фронтовой жизни тех лет, рассказанных М. Ф. Внуковым: «Декабрьское Подмосковье 1941 года. Приказ - поиграть на баяне воинам передовой обороны. "Поднять дух, согреть душу солдату", - напутствовал политрук. И вот я с баяном за спиной, обёрнутым в плащ-палатку, певец Костин, чтец Родос под огнём ползком стали пробираться на передовую. Тесно прижавшись друг к другу, ждали нас в переполненной землянке бойцы. Забрались в землянку, развернули инструмент, хотели повеселить бойцов, а баян - "пшш... пшш...". Все расхохотались. Что же такое? А играть-то, выходит, и не на чем. "Хорошо, что баян! А так бы вы живыми не пришли к нам... Ну, это дело поправимое". Бойцы из ватника достали клок ваты, заткнули дыру, и мы всё же дали концерт. Радости, веселью не было конца. В эти минуты мы все чувствовали, как на фронте необходима музыка. В программе концерта были стихи и песни о Родине, а также всё, что просили бойцы» (цит. по: [3, с. 43]).

Во время битвы за Москву фронтовая концертная бригада под руководством М. Ф. Вну-

Класс М. Ф. Внукова в ДМШ им. М. Ипполитова-Иванова. 1954/55 уч. год

кова давала концерты для раненых в госпиталях, воинских частях, на военных заводах. И позднее Михаил выступал в составе подобных бригад на различных фронтах; довелось ему побывать и в блокадном Ленинграде, и в партизанском крае -Белорусии. В 1944 году М. Ф. Внуков был направлен во вновь сформированный джаз-ансамбль Железнодорожных войск СССР, где и выступал до Победы и последующей демобилизации.

Бойцы из джаз-ансамбля были настоящими профессионалами - сами сочиняли стихи и музыку, виртуозно владели музыкальными инструментами. Михаил Фёдорович также участвовал в пополнении ансамблевого репертуара. Им были написаны и исполнялись песни «Баллада о Герое Советского Союза Викторе Мирошниченко», «Боевой подруге», а также «Фантазия на темы песен о Советской Армии» для баяна.

В 1944 году на одном из концертов джаз-ансамбля Железнодорожных войск присутствовал легендарный генерал В. И. Чуйков. Из воспоминаний Михаила Фёдоровича: «Идёт концерт. Вдруг налёт авиации противника. Все заёрзали. Чуйков встаёт и говорит: "Кто здесь не сталинградец? Ну-ка, сели все! Продолжайте, товарищи". А когда мы закончили, Чуйков встал и сказал: "Слышали, как играли? Вот мы пойдём сейчас в бой и так "сыграем", чтобы фрицы запомнили на долгие годы" (цит. по: [3, с. 43]).

М. Ф. Внуков был награждён боевыми медалями «За оборону Москвы», «За оборону Киева», «За победу над Германией».

По окончании войны он продолжил обучение в Музыкальном техникуме, который закончил в 1948 году. Затем Михаил Фёдорович работал преподавателем и заведующим учебной частью в Школе-интернате инвалидов Великой Отечественной войны, где создал оркестр тембровых гармоник. Оркестранты играли тогда на инструментах Московской экспериментальной фабрики; в комплект инструментов входили пикколо, прима, альт, баритон, контрабас. Коллективом исполнялись классические и современные произведения: «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского, «Тореадор и Андалузка» из сюиты «Костюмированный бал» Ант. Рубинштейна, «Марш танкистов» С. Чернецкого, "Эх, дороги" А. Новикова и другие.

С 1951 года, вплоть до выхода на пенсию, М. Ф. Внуков преподавал в ростовской ДМШ имени М. Ипполитова-Иванова. В указанный период только начиналось формирование методических основ профессиональной подготовки баянистов, разрабатывались программные требования, активизировался поиск учебного и концертного репертуара. Педагоги музыкальных школ в работе с детьми ориентировались, как правило, на собственный исполнительский опыт и приобретаемые со временем практические навыки обучения. Несколько лет спустя, в 1957 и 1961 годах, были опубликованы первые типовые программы по классам баяна и аккордеона для ДМШ (см.: [1; 2]). Тем не менее,

Оркестр баянистов ДМШ им. М. Ипполитова-Иванова под руководством М. Ф. Внукова. 1970 год

преподавателям в ту пору многое приходилось создавать самостоятельно: разрабатывать свои оригинальные методики, выполнять переложения пьес, хорошо звучащих на готовом баяне, сочинять упражнения, этюды на различные виды техники, обработки народных мелодий. Разумеется, большим подспорьем для педагогов служили аналитическое осмысление достижений фортепианной и скрипичной методики, специфических репертуарных требований музыкальных школ и, в первую очередь, исполнительской практики послевоенных лет.

Определённый вклад в создание методики начального обучения баянистов (аккордеонистов) внёс и Михаил Фёдорович Внуков. Сохранились тетради, в которых он из года в год фиксировал свои педагогические и методические достижения, наброски авторской «Школы», включающей в себя комплексы упражнений, рекомендации к разучиванию гамм в различных ритмических последовательностях и штриховых комбинациях, к наращиванию технических навыков посредством изучения определённых этюдов. Михаил Фёдорович уделял большое внимание постановке исполнительского аппарата, удобству пальцевых движений на клавиатуре, поиску рациональных аппликатурных вариантов, достижению выразительного звучания. Созданная им методика оснащала ученика значительным техническим багажом и способствовала уверенному владению инструментом.

Педагогический опыт М. Ф. Внукова представлялся коллегам чрезвычайно ценным и актуальным. Михаила Фёдоровича регулярно приглашали для оказания методической помощи молодым преподавателям. Как и другие авторитетные специалисты региона, М. Ф. Внуков выступал с докладами на методических чтениях и семинарах, проводимых в указанный период2. Темы докладов освещали актуальную проблематику, живо интересовавшую музыкантов-педагогов: «О репертуаре для баянистов - учащихся ДМШ», «Методика начального обучения», «Методика изучения гамм», «Работа с перспективными учащимися», «Методика индивидуального обучения», «Работа педагога с учеником перед экзаменом», «Чтение нот с листа»3.

В педагогической и концертной практике были весьма популярны принадлежащие М. Ф. Внукову обработки народных мелодий («Яблочко», «Коробейники», «Светит месяц», «Камаринская» и другие), переложения и транскрипции для дуэтов и трио баянистов, а также многочисленные этюды на различные виды техники. Именно в музыкальной школе наиболее полно и многогранно реализовался педагогический и организаторский талант М. Ф. Внукова. Он одним из первых в области создал и возглавил школьный оркестр баянистов. В дальнейшем, исходный состав коллектива претерпевал изменения, пополняясь новыми учениками, и руководителю нужно было заинтересовывать каждого из них, вовлекать в процесс оркестро-

вого музицирования. Вот почему, ориентируясь на уровень подготовки юных музыкантов, М. Ф. Внуков из года в год создавал очередные аранжировки и инструментовки. Достаточно упомянуть обработки русских народных песен «Вейся, вейся, капустка», «Куда милый скрылся», «Во сыром бору тропинка», «Во поле берёза стояла», транскрипции популярных классических и современных сочинений - Увертюры из кинофильма «Дети капитана Гранта» И. Дунаевского, Вальса из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки, «Гимна великому городу» из балета «Медный всадник» Р. Глиэра, Вступления к опере «Хованщина» М. Мусоргского, «В ауле» из «Кавказских эскизов» М. Ипполитова-Иванова, «Утра» и «Танца Анитры» из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» Э. Грига, «Концертной пьесы» С. Коняева и других.

Процитируем фрагмент из воспоминаний С. И. Бланка - известного донского педагога-баяниста, выпускника ДМШ имени М. Иппо-литова-Иванова: «Нам повезло, что мы занимались у М. Ф. Внукова, который в своей практической деятельности опирался на методику пианистов и скрипачей. Он постоянно говорил: "Учитесь у пианистов", и нередко, работая в классе над фортепианными пьесами, приводил своих учащихся на консультации к педагогам-пианистам - прежде всего к Вере Михайловне Клячко, которую он очень уважал. Мои занятия по специальности проходили успешно. Уже со второго класса Михаил Фёдорович взял меня в свой баянный оркестр, в составе которого я в конце года выступал на отчётном концерте. Оркестр в ту пору был небольшой - 12 человек. Михаил Фёдорович сам инструментовал яркие, интересные произведения, в основном классические пьесы и обработки народных мелодий. Мы переиграли оркестром много разнообразной музыки, причём не только в процессе подготовки к концертам, но и просто знакомясь с различными сочинениями.

Большое место в педагогической практике М. Ф. Внукова занимало обучение навыкам ансамблевой игры. Будучи прекрасным баянистом-исполнителем, он всегда тяготел к этой форме музицирования. Мне запомнились его дуэт с Я. М. Лихно, а позднее - трио в составе: М. Ф. Внуков (1-й баян), Я. М. Лихно (2-й баян), В. Д. Гусь (3-й баян). Нас он также приучал играть в ансамблях. Вспоминаю трио в составе: Сергей Бланк, Михаил Супруненко, Владимир Уше-нин, - которое выступало и на отчётных концертах, и по Ростовскому телевидению» (цит. по: [1, с. 141-142]).

Иная грань педагогического таланта М. Ф. Внукова акцентируется в мемуарных заметках

В. П. Володина, директора музыкальной школы имени М. Ипполитова-Иванова с 1983 по 2000 годы: «Мне повезло в жизни. Не только потому, что я сам когда-то был учеником Михаила Фёдоровича, что именно он привил мне любовь к музыке, помог стать музыкантом-профессионалом, но и потому, что более 15 лет я проработал рядом с ним, что в своей работе пользовался постоянной поддержкой, вниманием, советами этого опытнейшего педагога.

С самого начала моей педагогической работы Михаил Фёдорович взял надо мной шефство, помогая в самых различных вопросах: в подборе репертуара, в трактовке различных произведений, в умении найти контакт с учащимися. Такая поддержка для молодого преподавателя очень важна. Она помогает обрести уверенность в себе, укрепиться в сознании полезности своего труда.

За годы совместной работы я многому у него научился: требовательности к себе и другим, дисциплинированности и аккуратности, полной самоотдаче в занятиях любимым делом, а главное - готовности в любой момент прийти на помощь, дать ценный совет, поделиться опытом с молодым коллегой. Поэтому не только я считаю себя учеником М. Ф. Внукова, то же самое могут сказать и другие педагоги нашей школы. И в этом смысле можно смело утверждать, что Михаил Фёдорович является одним из зачинателей такого движения, как наставничество» (цит. по: [2, с. 137]).

Шефство М. Ф. Внукова над молодыми педагогами не ограничивалось рамками одной музыкальной школы. Многие педагоги-баянисты Ростовской области стремились побывать у него на уроках, поучиться педагогическому мастерству. Не случайно в течение десяти лет М. Ф. Внуков возглавлял областную секцию баянистов и аккордеонистов.

В разных регионах нашей страны работают сегодня многие бывшие ученики Михаила Фёдоровича. Выпускниками его класса являются около 130 баянистов, 70 из которых (более половины!) стали профессиональными музыкантами. Среди них: заслуженный артист России, кандидат искусствоведения, профессор Ростовской консерватории В. В. Ушенин, заслуженные работники культуры Российской Федерации доцент С. И. Бланк, В. Г. Скиба, В. П. Володин, преподаватели детских музыкальных школ В. В. Браславский, Е. И. Кириченко, В. Ф. Зотова, преподаватель Ростовского колледжа культуры М. Б. Супруненко, солист Краснодарской филармонии В. В. Игнатов и другие. Все они старались навещать своего педагога, выражая бесконечную благодарность первому учителю. Такие

встречи не только были приятны Михаилу Фёдоровичу - в процессе общения он стремился почерпнуть для себя что-то новое, интересное в профессиональном отношении. Именно в постоянном поиске, саморазвитии, в стремлении к совершенству и заключался секрет педагогического мастерства, неизменной творческой молодости М. Ф. Внукова.

3 октября 2015 года, в день рождения Михаила Фёдоровича, в музыкальной школе имени М. Ипполитова-Иванова состоялся вечер памя-

ти замечательного педагога, посвятившего свою жизнь формированию основополагающих принципов и поступательному развитию донского профессионального исполнительства на баяне, воспитанию юных музыкантов. Этому событию предшествовали тематическая радиопередача (автор и ведущая программы «Музыкальная гостиная» - кандидат искусствоведения, доцент Ростовской консерватории Наталья Мещерякова) и телепрограмма, подготовленные журналистами региональной телерадиокомпании «Дон ТР».

ПРИМЕЧАНИЯ ««=

1 Порой благодарные ученики стремились высказать своё отношение к любимому педагогу в поэтической форме (см., в частности, одно из любительских стихотворений, преподнесённых М. Ф. Внукову, - [3, с. 135]).

2 К примеру, одно из подобных мероприятий именовалось «Кустовым творческим

собранием педагогов-музыкантов "Педагогические чтения" (12-18 июня 1961 г., Ростов-на-Дону)».

3 Рукописи вышеперечисленных докладов хранятся в личном архиве Н. М. Внукова -сына Михаила Фёдоровича.

« ЛИТЕРАТУРА «'

1. Программа по классу аккордеона для детских музыкальных школ / под ред. А. М. Мирека. М.: Советская Россия, 1961. 32 с.

2. Программа по классу баяна для детских музыкальных школ-семилеток / под ред. А. П. Басурманова, Н. Я. Чайкина. М.: Минкульт СССР, 1957. 52 с.

3. Ушенин В. Из истории баянного исполнительства на Дону: Очерки, статьи, воспоминания. Ростов н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 1999. 175 с.

4. Ушенин В. Народно-инструментальное искусство на Дону: становление и развитие: моногр. Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2012. 146 c.

« REFERENCES «

1. Programma po klassu akkordeona dlya det-skikh muzykal'nych shkol [Accordion Class Syllabus for Child Music Schools]. Edited by A. Mirek. Moscow: Sovetskaya Rossiya Press, 1961. 32 p.

2. Programma po klassu bayana dlya detskikh muzykal'nykh shkol-semiletok [Bayan Class Syllabus for Child Music Seven-Year Schools]. Edited by A. Basurmanov, N. Tchaykin. Moscow: USSR Ministry of Culture, 1957. 52 p.

3. Ushenin V Iz istorii bayannogo ispolnitel'stva na Donu [From the History of Bayan Performing Art in the Don Region]: Essays, Articles, Memoires. Rostov-on-Don: Rostov State S. Rachmaninov Conservatoire, 1999. 175 p.

4. Ushenin V. Narodno-instrumental'noe iskusstvo na Donu: stanovlenie i razvitie [Folk Instrumental Music Art: Formation and Development]: monograph. Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2012. 146 p.

МИХАИЛ ФЁДОРОВИЧ ВНУКОВ (К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

Статья посвящена известному донскому музыканту, педагогу-баянисту Михаилу Фёдоровичу Внукову (1915-1996), чей персональный вклад в становление и развитие баянного и народно-оркестрового исполнительства на Дону, формирование оригинальной методики обучения юных инструменталистов в ДМШ представляется весьма значительным. На протяжении около полувека М. Ф. Внуков преподавал в ростовской музыкальной школе им. М. Ипполи-това-Иванова; его выпускниками стали более 130 учащихся-баянистов, многие из которых избрали музыку своей профессией. Автором статьи обозначаются важнейшие этапы творче-

ского пути, пройденного М. Ф. Внуковым, характеризуются его приоритетные педагогические установки, основные достижения в просветительской и организационно-методической работе. Особое внимание уделено целенаправленному развитию традиций, заложенных видным педагогом-энтузиастом, в профессиональной деятельности учеников М. Ф. Внукова - известных отечественных музыкантов-исполнителей, преподавателей, методистов.

Ключевые слова: М. Ф. Внуков, баянно-аккор-деонное исполнительство на Дону, методика преподавания игре на баяне, донские педагоги -баянисты/аккордеонисты.

MIKHAIL VNUKOV (TO THE 100th ANNIVERSARY OF HIS BIRTH)

The article is devoted to the famous Don musician, the pedagogue and bayan player Mikhail Vnukov (1915-1996) whose personal contribution to the making and development of bayan and folk-orchestral performing art in Don region, forming of the original bayan-training method conformably to young instrumentalists education at a child music school is highly significant. M. Vnukov was a trainer at the Rostov Music M. Ippolitov-Ivanov School for a period of about half a century. More than 130 pupils were his school-leavers many of which chose music as the profession. The author of the article emphasizes the most impor-

tant stages of the creative road that was traveled by M. Vnukov and characterizes the priority pedagogical lines and principal achievements of the latter in the elucidative and organization-methodic work. The special attention is paid to the purposeful development of traditions that were laid by the eminent pedagogue-enthusiast in the professional activities of his learners, the well-known musicians-performers, teachers, methodologists.

Key words: M. Vnukov, bayan/accordion performing art at the Don region, bayan-training method, the Don teachers - bayan/accordion players.

Ушенин Владимир Васильевич

кандидат искусствоведения, профессор кафедры баяна и аккордеона Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова Россия, 344002, Ростов-на-Дону e-mail: vladimir.ushenin@gmail.com

Ushenin Vladimir V.

PhD in Art Studies, Professor of the Department of Bayan and accordion Rostov State S. Rachmaninov Conservatoire Russia, 344002, Rostov-on-Don e-mail: vladimir.ushenin@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.