Научная статья на тему 'О становлении баянной педагогики'

О становлении баянной педагогики Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1837
496
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЯННАЯ ПЕДАГОГИКА / БАЯНИСТЫ-ПЕДАГОГИ / БАЯНИСТЫ-ИСПОЛНИТЕЛИ / BAYAN PEDAGOGICAL SCIENCE / BAYAN PLAYERS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Потеряев Борис Петрович

Аспекты малоизученного в музыковедческой литературе вопроса - становления баянной педагогики − тема статьи. Последовательность педагогического процесса и основная проблематика устанавливаются в опоре на публикации, посвященные баянной педагогике. В хронологическом порядке перечислены и охарактеризованы основные издания по данному вопросу и названы известные исследователи, баянисты-исполнители и баянисты-педагоги

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О становлении баянной педагогики»

Борис Петрович Потеряев

О СТАНОВЛЕНИИ БАЯННОЙ ПЕДАГОГИКИ

Аспекты малоизученного в музыковедческой литературе вопроса - становления баянной педагогики - тема статьи. Последовательность педагогического процесса и основная проблематика устанавливаются в опоре на публикации, посвященные баянной педагогике. В хронологическом порядке перечислены и охарактеризованы основные издания по данному вопросу и названы известные исследователи, баянисты-исполнители и баянисты-педагоги.

Ключевые слова: баянная педагогика, баянисты-педагоги, баянисты-исполнители.

The article discusses some aspects of the least studied topic - the bayan pedagogical science formation and development. The article determines the consequence of pedagogical process and main problems based on publications devoted to the bayan pedagogical science. The author names the main publications on the problem in chronological order and gives the names of the most famous researchers of the problem including both the bayan players and the bayan playing teachers.

Key words: bayan pedagogical science, bayan players.

И фортепианная, и скрипичная педагогика считаются устоявшимися разделами музыкальной педагогики. Аналогичное понятие «баянная педагогика» пока встречается редко и до сих пор специально не обсуждалось. Между тем накопившийся материал заслуживает осмысления.

Если фортепианная, скрипичная, виолончельная педагогика своими корнями уходят в далекое прошлое, то баянная начала формироваться всего несколько десятилетий назад. В недавно вышедшем учебном пособии М. И. Имханицкого «История баянного и аккордеонного искусства» [3] проводится достаточно четкая грань между любительским, самодеятельным бытованием гармоний разного типа (получивших чрезвычайно широкое распространение в 1920-1930-х гг. в Советском Союзе) и возникновением сначала камерного, а затем и камерно-академического баянного и аккордеонного исполнительства. В отличие от бытового, самодеятельного искусства игры на гармони, академическое исполнительство на баяне (аккордеоне) требует основательного, долгосрочного, профессионального образования.

Можно говорить о двух формах музыкального образования: непосредственной и опосредованной. При непосредственной форме опыт мастера-исполнителя воспринимается его последователем-учеником че-

рез постоянный контакт: ученик видит и слышит, как играет маэстро, перенимая его технику, понимание того или иного произведения. Талантливый ученик рано или поздно «отрывается» от прямого копирования творчества предшественника и обретает собственный «почерк». Так формировались исполнители испокон веков.

Есть другой способ непосредственной формы обучения: контакт ученика не с исполнителем, а с педагогом, который приобщает к мастерству исполнения и организуют учебный процесс. История музыкальной педагогики знает сотни талантливых педагогов, воспитавших известных исполнителей, но (!) не оставивших ни строчки о тайнах своего педагогического опыта.

Таким образом, непосредственная форма образования музыканта при всей своей привлекательности остается недоступной для тех, у кого нет непосредственного контакта с учителем. В лучшем случае ученики со временем расскажут о мастерстве своих предшественников или опишут их опыт.

На смену (а точнее - в дополнение!) непосредственному контакту «мэтр - последователь», «учитель - ученик» рано или поздно приходит опосредованная форма образования - создание работ, позволяющих описать процесс обучения. Они открывают доступ к мыслям и практике тех, с кем человек никогда (или почти никогда) не встре-

77

чался или просто не мог встретиться, так как текст создан несколько десятилетий или столетий назад, и его автора уже нет в живых.

Основу основ всей педагогики (в том числе музыкальной, а значит, и баянной), как науки составляет именно совокупность текстов, образующих фундамент педагогической теории и практики. Поэтому представление о становлении баянной педагогики мы попытаемся дать, опираясь на публикации в их хронологической последовательности. Бесспорно, сделанный нами обзор публикаций нельзя считать абсолютно полным. Для нас было важно, во-первых, проследить последовательность процесса оформления собственно баянной педагогики как самостоятельной ветви музыкальной педагогики; во-вторых, хотя бы в первом приближении очертить проблематику, составляющую в совокупности предмет баянной педагогики. В этом втором аспекте очень важно понять глубокую связь баянной педагогики с органной, фортепианной и струнно-смычковой, определить их базовое сходство и принципиальные отличия.

«Первыми ласточками» в баянной педагогике в советское время стали изданные в стране самоучители, руководства и школы, ориентированные либо на самостоятельное освоение инструмента, либо на руководство самодеятельным творчеством любителей народной музыки в кружках, клубах, дворцах культуры. Эти методические материалы адресовались людям, незнакомым или почти незнакомым с нотной грамотой, теорией музыки, т. е. начинающим с нуля. Таков «Самоучитель игры на баяне» А. П. Басурманова и Н. Я. Чайкина (1956), выдержавший большое число переизданий вплоть до 1972 г. В нем представлен ряд уроков, включающих элементы теории и практические советы к исполнению предлагаемых несложных переложений народных песен и танцев (около 60).

В 1957 г. вышли «Начальный курс игры на баяне» А. Иванова, «Самоучитель

78

игры на баяне» Н. Речменского, «Школа игры на баяне» А. Е. Онегина, переиздававшаяся многократно до 1972 г. Таким образом, началом письменной традиции в области баянной педагогики можно считать вторую половину 50-х гг. ХХ в.

В 60-е гг. ХХ в. публикуются работы, адресованные преподавателям средних специальных учебных заведений. Такова «Методика преподавания игры на баяне» И. Д. Алексеева (1960), переизданная в 1961 г. для слепых. В этой работе появились такие разделы, как «Происхождение и развитие баяна», «Основные принципы обучения игре на баяне», «Организация работы педагога в классе», «Развитие технических средств музыкального воспитания».

В 1962 г. было выпущено пособие «Пятипальцевая аппликатура на баяне (правая клавиатура)» А. И. Полетаева. В нем приведены варианты пятипальцевой аппликатуры для мажорных, минорных гамм, а также арпеджио с целью развития большого пальца. В этот же год вышел «Самоучитель игры на аккордеоне» А. М. Мирека, а также его «Школа игры на аккордеоне», переиздававшиеся вплоть до 1975 г. Позднее автор выпустил книгу «Из истории баяна и аккордеона» (1967).

Начиная с 1963 г. складывается ленинградская школа баянной педагогики. У ее истоков - работы П. И. Говорушко: «Основы игры на баяне» (1963); «Школа игры на баяне», выдержавшая 6 переизданий (до 1974 г.), «Начальный курс игры на баяне» (1988) и др. В этих публикациях автор продвигается от обучения начинающих к художественному исполнению, в том числе обсуждению репертуара.

К числу работ, адресованных профессионалам, относится «Техника упражнений для баяна» В. А. Демченко (1967). Он рассматривает мелкую пальцевую технику, интервалы и аккорды, построенные на гаммах и арпеджио, сложные приемы игры (скачки, мелизмы, репетиции, тремоло и др.).

В самом конце 1960-х гг. появляется «Самоучитель игры на баяне» О. Ф. Агафонова, П. П. Лондонова, Ю. В. Соловьева (1969), в котором элементы музыкальной грамоты сочетаются с методикой освоения игры, упражнениями для правой и левой рук на различные виды техники; приведено около 100 переложений для баяна музыки отечественных композиторов, народных песен и танцев. Этот «Самоучитель» являлся переходной ступенью к подготовке профессионалов и много раз переиздавался (до 1978 г.).

Главным событием в становлении баянной педагогики начала 1970-х гг. следует считать «рождение» сборника статей «Баян и баянисты» - трибуны педагогов института им. Гнесиных (Вып. 1-7, 1970-1987). Один из его инициаторов и постоянный редактор -Ю. Т. Акимов. Среди постоянных авторов следует назвать Б. Егорова, П. Гвоздева,

В. Семенова, Л. Колесова, Ф. Липса и др.

В отличие от школ и самоучителей, ориентированных в основном на начальную ступень обучения, т. е. на движение «вширь», авторы статей сборника обращаются к наиболее важным проблемам вузовского образования, т. е. к движению «вглубь». Остановимся лишь на двух статьях, непосредственно или опосредованно относящихся к теме «Художественно-техническая подготовка баяниста».

Статья Б. Егорова «К вопросу о систематизации баянных штрихов» [2, с. 104128] посвящена проблеме звукоизвлечения -центральной в деятельности музыканта любой специализации. Каждый инструмент обладает неповторимыми особенностями конструкции и потому требует владения навыками звукоизвлечения именно на нем. Автор статьи - признанный авторитет баянной педагогики - подчеркивает главную цель исполнителя - создание художественного образа. Вместе с тем он отмечает широко распространенную тенденцию недооценки работы над звуком. Б. Егоров детально разбирает основные свойства звука - высоту,

79

громкость, тембр - и их особенности применительно к баяну. Он отмечает относительно большую протяженность звука баяна по сравнению с фортепиано, арфой и возможность контролировать основные фазы формирования звука: атаку, стационарную часть, окончание. Автор вводит собственную графическую систему обозначения характера звукоизвлечения на баяне (в терминологии органиста И. Браудо -«артикуляции»). Опираясь на опыт предшественников (П. Гвоздева, Н. Ризоля, В. Пухновского), Б. Егоров рассматривает три основных вида артикуляции на баяне: меховую, пальцевую и комбинированную, вводя для каждой из них условные графические обозначения.

Сделав обзор понятия «штрихи», постоянно встречающегося в музыкальнопедагогической литературе, но применительно к разным инструментам наполняемого неоднозначным смыслом, Б. Егоров дает свое определение: «Штрихи - это характерные формы звуков, получаемые соответствующими артикуляционными приемами в зависимости от интонационносмыслового содержания музыкального произведения» [Там же, с. 119]. Далее автор рассматривает основные графические знаки, общие для всех инструментов и особенные для баяна, с пояснениями о специфике звукоизвлечения на баяне. Все приведенные знаки подразделены на простые и комбинированные [Там же, с. 120-125].

Завершается статья «Таблицей основных штрихов-приемов», в которой сосуществуют: «общая характеристика звуковой цели - результата»; графическое обозначение штриха (схематичное); итальянский термин, соответствующий особенностям звучания; условная форма звука-штриха (с использованием ранее введенных графических знаков); наиболее типичный артикуляционный прием исполнения и, наконец, «пример из музыкально-художественной литературы».

Работа Б. Егорова опубликована более двадцати лет назад, но ее значение для художественно-технической подготовки бая-нистов-профессионалов непреходяще, хотя освоение практической части ее содержания и сегодня требует кропотливой работы с инструментом в руках.

Вторая статья, опубликованная в том же 6-м выпуске сборника «Баян и баянисты», написана Ф. Липсом, который осмысляет процесс развития музыкального (в данном случае - баянного) творчества выдающегося композитора Владислава Золотарева [4, с. 27-68], создавшего новую, яркую страницу в истории баянного искусства.

Ф. Липс констатирует парадоксальную ситуацию, сложившуюся к концу 1960-х гг.: в консерваториях и училищах «принят на вооружение» многотембровый, готововыборный баян, но нет оригинального репертуара для него. Основоположником репертуара для этого инструмента можно назвать В. Золотарева.

В статье приведена его биография. Золотарев охарактеризован как чрезвычайно одаренная личность: музыкант-

исполнитель, композитор, писатель, мыслитель, создатель огромного числа оригинальных произведений для фортепиано, скрипки, голоса, но больше всего - для баяна, неисчерпаемые возможности которого Золотарев стремился реализовать. Владислав Золотарев прожил всего 33 года (1942-1975), но наследие его огромно: это три сонаты, Партита, Камерная сюита, цикл «Шесть детских сюит для баяна», цикл «Пять композиций» и др. Многие из этих произведений вошли в репертуар концертирующих баянистов, записаны в фондах Всесоюзного радио и на грампластинках.

Ф. Липс подробно разбирает особенности авторского баянного стиля композитора, связь его творчества с фольклором, отмечает инструментально удобную фактуру, в основном опосредованную. Золотарев -«чудесный мелодист», владеющий и рас-

80

певностью, и речитативом, и былинной широтой звучания.

Также Ф. Липс детально анализирует особенности творчества В. Золотарева: метроритмическую организацию его произведений, тембровое мышление, приемы игры мехом, освоение современного музыкального языка. В статье приведен исполнительский анализ многих произведений композитора с многочисленными нотными примерами.

В 1970-е гг. продолжается создание «Школ» и «Самоучителей». Таковы: «Прогрессивная школа игры на баяне» Ю. Т. Акимова и П. А. Гвоздева (1970), «Самоучитель игры на баяне» В. В. Алехина и П. Н. Шашкина (1972), «Школа игры на аккордеоне» В. В. Лушникова (1975); «Основы начального обучения на баяне» А. Ф. Суда-рикова (1978). Но уже само определение -«прогрессивная школа» - свидетельствует о том, что произошло существенное изменение понимания «школы» как жанра учебной литературы. Например, у Ю. Т. Акимова и П. А. Гвоздева речь идет уже о готововыборных инструментах, методике освоения выборной клавиатуры, особенностях освоения правой клавиатуры, постановке рук, игре по слуху, чтении с листа, культуре звука, развитии пальцевой техники, исполнении фортепианных произведений на готововыборном баяне и т. д. Все это - признаки перехода от любительства к профессионализму.

Переосмысляется и понятие «начальное обучение». Это уже не обучение люби-телей-взрослых, а систематическое обучение в музыкальной школе, первая ступень к серьезному исполнительству.

Появляется новая форма баянного образования: заочная. В. Ф. Алехин (1974), затем И. Иванов-Зверев (1974) и А. Басурманов (1975) публикуют «Начальный курс заочного обучения игре на баяне», опираясь, в частности, на опыт лауреатов-исполнителей, т. е. и в этой области повышается исходный уровень требований к обучению.

В 1970-е гг. все более заметной становится деятельность так называемых «периферийных» педагогов. Так, в Воронеже одно за другим выходят методические пособия В. Ф. Завьялова; во Владивостоке публикуется Ю. Г. Ястребов; по-прежнему видное положение занимает Киевская школа (в частности, в 1973 г. появляются учебные пособия для вузов Н. А. Давыдова). Именно на 1970-е гг. приходится «пик» интереса педа-гогов-исследователей к пятипальцевой аппликатуре (Н. И. Ризоль, Ю. В. Бардин,

Ю. Г. Ястребов и др.), к возможностям готово-выборного баяна.

Развитие баянной педагогики в это время находится в прямой зависимости от трех внешних факторов: от усовершенствования инструмента, становящегося камерным, концертным, от успехов выдающихся исполнителей, на которых ориентируются вузовские педагоги, и от появления произведений, созданных специально для баяна. Множатся публикации, в которых авторы поднимают вопросы теории баянного исполнительства. Накапливающийся опыт освещается в биографических очерках: Ю. Акимова о баянисте и аккордеонисте Н. И. Ризоле,

М. Имханицкого о композиторе А. Репнико-ве и его произведениях для баяна, Ф. Липса о Владиславе Золотареве (1984).

В 80-е гг. выходит ряд книг и брошюр, посвященных баянной технике и баянной педагогике: «Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне» Ю. Акимова (1980), «Преодоление технических трудностей на баяне» А. Чинякова (1982), «Основы баянной аппликатуры» Ю. Ястребова (1984), « Воспитание навыков интонирования на баяне: Методическая разработка для музыкальных училищ, училищ искусств и вузов» М. Имханицкого (1989). Ширится число периферийных изданий. Так, в 1984 г. в Саранске выходит сборник статей «Вопросы воспитания баяниста: Методические разработки» (сост. Ю. В. Бардин) со статьями выдающихся баянистов-педагогов.

81

Баянисты публикуются и в Ленинградском междисциплинарном сборнике «Вопросы музыкальной педагогики».

1990-е годы, очень сложные в жизни нашей страны, привели к перестройке издательской политики, и потому некоторые издания прекратили существование. Это коснулось и сборника «Баян и баянисты». Зато активизировали работу периферийные вузы. Так, в Свердловске стал выходить междисциплинарный сборник «Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах» (сост. Л. Г. Бендерский). В Красноярске в 1993 г. баянисты смогли публиковаться в сборнике «Русские народные инструменты (история, теория, методика)» под редакцией Б. А. Тарасова,

Э. М. Прейсмана.

В 1991 г. в издательстве «Советский композитор» была опубликована «Школа игры на аккордеоне» с подзаголовком «учебное пособие» В. В. Лушникова. Уже указание на жанр свидетельствует о том, что это руководство для профессионального обучения.

Бесспорным событием в развитии теории баянного исполнительства стало издание небольшой по объему, но предельно насыщенной по содержанию брошюры М. И. Имханицкого «Новое об артикуляции и штрихах на баяне» (1997).

В 1992 г. во Владивостоке Ю. Г. Ястребов выпустил монографию «Владимир Бесфамильнов». На фоне биографических данных в ней раскрываются особенности исполнительского искусства этого выдающегося баяниста ХХ в. (расширенное переиздание монографии было осуществлено в 2006 г. в Санкт-Петербурге).

К 1993 г. относится «рождение» еще одного издания, которое с тех пор стало трибуной для выступлений баянистов-теоретиков и баянистов-практиков. Это ежеквартальный информационный бюллетень «Народник». Наряду с информацией о событиях в музыкальной жизни российских

музыкантов-народников, в том числе баянистов, здесь публикуются проблемные материалы. Таковы, например, статьи И. Жильцова о прошлом, настоящем и будущем баяна как инструмента и М. Имханицкого «Сколь народны народные инструменты?»

Постоянными авторами «Народника» стали теоретики: Б. М. Егоров, М. И. Имха-ницкий, Ф. Липс, Ю. Г. Ястребов и мн. др. В этом ежеквартальнике сообщается о творчестве, жизненном пути выдающихся исполнителей, о фестивалях, конкурсах и т. п. и тех выводах, которые делаются членами жюри. Эти выводы могут служить ориентирами для педагогов музыкальных вузов и училищ в их повседневной работе со студентами и для самих студентов, в частности для тех, кто готовится к концертной деятельности или склонен к научной работе.

В 1997 г. Ю. П. Клюкин в Екатеринбурге издает небольшую по объему (48 с.) работу, специально посвященную особенностям аккомпанемента на баяне, обозначая тем самым еще один из важных аспектов баянной педагогики.

Баянная педагогика, как уже было сказано, является частью, или разделом, музыкальной педагогики и во многом основывается на музыкальной психологии. Поэтому необходимо отметить выход обстоятельной «Музыкальной психологии» (1997)

В. И. Петрушина.

Большим событием в баянном исполнительстве и баянной педагогике было переиздание книги Ф. Липса «Искусство игры на баяне» (1998). Выпускник музыкальнопедагогического института им. Гнесиных, всемирно известный исполнитель и талантливый педагог доступно и вместе с тем глубоко делится с читателями своим опытом и своими мыслями. Хотя сам автор не называет эту книгу учебником, она приближается к этому жанру. В 1999 г. в Кургане издана еще одна книга Ф. Г. Липса - «Об искусстве баянной транскрипции: теория и прак-

тика переложения музыкальных произведений для баяна».

В том же 1999 г. в Челябинске выходит учебное пособие Б. П. Потеряева «Формирование художественной техники баяниста-исполнителя».

Начало XXI в. приносит ряд новых публикаций, относящихся к области баянной педагогики. В 2001 г. в Москве публикуются «Методические статьи по обучению игре на баяне» известного музыканта-исполнителя и педагога И. Г. Пурица, в которых обобщен его опыт преподавания.

В 2002 г. в Тольятти выходит межвузовский сборник статей «Вопросы народно-инструментального исполнительства и педагогики» (сост. П. И. Сапожников). В том же году А. В. Крупин и

А. Н. Романов в Новосибирске выпускают брошюру «Новое в теории и практике зву-коизвлечения на баяне», а в Челябинской государственной академии культуры и искусств публикуется монография Б. П. По-теряева «Предупреждение и преодоление профессиональных заболеваний рук музыкантов в учебном процессе», базирующаяся на экскурсах во многие разделы музыкальной педагогики и на фактическом материале, полученном путем опросов педагогов-музыкантов и музыкантов-исполнителей.

В 2003 г. в Москве А. П. Басурманов издает справочник под общей редакцией

Н. Я. Чайкина «Баянное и аккордеонное искусство». Это очень солидное издание (557 с. с ил.), в котором собран и обобщен обширный теоретический и практический материал. Здесь опубликованы сведения о деятелях баянного и аккордеонного искусства; о конкурсах и их итогах; значительную часть книги занимает библиография, подразделенная по темам:

- книги, учебные пособия, брошюры;

- баянисты и аккордеонисты;

- композиторы;

82

- конструкторы и мастера;

- проблемы баянного и аккордеонного искусства;

- информация, исторические сведения.

Кроме того, есть большой раздел

«Дискография»; текст завершает «Именной указатель». В конце помещены фотографии выдающихся баянистов и аккордеонистов.

Справочник А. П. Басурманова - результат многолетнего кропотливого труда. Он может служить источником ценных сведений. В частности, нам удалось внести ряд поправок в ранее собранный материал о сроках первых изданий книг и брошюр, о которых уже шла речь.

Следует отметить, что даже такой капитальный труд не охватывает некоторых изданий, особенно периферийных. Дело в том, что они выходят очень малыми тиражами и «оседают», как правило, в тех вузах, где были созданы.

В 2003 г. в Тюмени издано очень содержательное учебное пособие в 2-х ч.

В. И. Петухова «Вопросы методики обучения игре на баяне». Автор охватил по сути дела все основные аспекты баянной педагогики: от организации и содержания начальных занятий в классе баяна до формирования репертуара как основы воспитания и обучения баянистов. Эта работа, к сожалению, также издана «микроскопическим» тиражом - 150 экз.

В 2004 г. в Омске выходит в свет солидное (676 с.) учебное пособие Т. И. Чу-пахиной «Курс лекций по истории оркестрового, ансамблевого и сольного исполнительства на народных инструментах», в котором затрагиваются вопросы теории, проблемы оркестрового и сольного исполнительства.

В 2004 г. в Челябинске Б. П. Потеряев издает брошюру «К вопросу об эффективности идеомоторной подготовки баянистов-исполнителей», основанную на педагогическом эксперименте.

В 2005 г. в Красноярске С. Ф. Найко выпускает брошюру «К вопросу о постановке баяниста».

А в Челябинске выходит межвузовский сборник статей «Народно-инструментальное искусство» (ред.-сост. И. И. Щедрин; Вып. 1 -1991; Вып. 2 - 2005; Вып. 3 - 2008).

Приведенный выше перечень изданий, посвященных разным аспектам баянной педагогики, свидетельствует, во-первых, о том, что сегодня это реально существующая область музыкознания, во-вторых, что разработкой проблем баянной педагогики заняты не только столичные педагоги, но и периферийные - те, кто в свое время прошел школу в столичных вузах, так сказать, первое поколение дипломированных педагогов-баянистов, и те, кто позднее сформировался уже «на периферии».

В начале XXI в. проблемы баянной педагогики и вопросы исполнительства продолжают освещаться в ежеквартальнике «Народник». Среди опубликованных материалов значительное место принадлежит «музыкальным биографиям»: Владимира

Бесфамильного (2001, № 2); Юрия Шамо (2002, № 1); Юрия Казакова (2004, № 3); Вячеслава Семенова (2005, № 4) и др.

В 2005 г. в Москве В. Семенов издает методическое пособие «Современная школа игры на баяне», предназначенное для обучения как на готово-выборном баяне, так и на баяне с готовыми аккордами; соответствующий музыкальный и методический материал помещен в «Нотном приложении».

Особого внимания заслуживает статья Ю. Г. Ястребова «Мы тешимся мыслью...» об уникальном методе обучения игре на инструментах, в том числе баяне, украинского педагога П. Ф. Сертюка, связавшего воедино сольфеджио и специальность. Этот метод дает поразительные результаты. Ю. Г. Ястребов указывает учебные пособия П. Ф. Сертюка: «Хочу быть баянистом» (1994) и «Баян открывает мир музыки».

83

Несмотря на распад Советского Союза контакты музыкантов, живущих в бывших союзных республиках, а ныне самостоятельных государствах, сохраняются, и «Народник» способствует этому. Например, заслуживает внимания статья А. Дубия «Украинский феномен баянного искусства» [1, с. 10-12]. Авторов ежеквартальника привлекают прогнозы на будущее (см. 2002. - № 1. - С. 16-17; 2004. - № 1. -

С. 20-22): выдержит ли баян конкуренцию с поп-культурой и сопутствующей ей музыкой? Насколько вероятны существенные изменения конструкции баяна и как это повлияет на исполнительство? Какие возможности открывает перед баянистами использование системы Интернет? Все названные темы, казалось бы, не имеют прямого отношения к баянной педагогике. На самом деле система высшего образования существует не в вакууме. В частности, уже сейчас количество и качество подготовки абитуриентов, поступающих на отделение баяна в вузах, вызывает известную тревогу. По сравнению с предшествующими десятилетиями число учеников-баянистов детских музыкальных школ, школ искусств, муз-училищ заметно сокращается, а это не может не влиять на возможность конкурсного отбора в музыкальных вузах. Если престиж баянистов и аккордеонистов из России на международных конкурсах очень высок, то престиж профессии баяниста-исполнителя высшей квалификации внутри страны вызывает тревогу: ни ТВ, ни радио, ни концертные объединения не стремятся пропагандировать баянное искусство. Таким образом, ежеквартальник «Народник» позволяет и музыкантам-исполнителям, и музы-кантам-педагогам ориентироваться в событиях и проблемах народного, в том числе баянного (аккордеонного) искусства.

С распадом Советского Союза прекратили или сократили свою деятельность многие государственные издательства: «Советский композитор», «Музыка», укра-

инское - «М^чна Украина». На смену им появились частные издательства, особое место среди которых занимает «Мир Нот» (г. Курган). Его основатель, педагог и ан-самблист Виктор Степанович Брызгалин, за десять лет (начиная с 1997 г.) выпустил в свет более ста сборников, настолько полноценных, с точки зрения отбора материала, и достойно оформленных, что они могли бы составить честь крупному государственному издательству. Обычно это серии «Музыкальная школа», «Из фольклорного источника», «Ритм, гармоника, джаз» и др. Имея огромный опыт педагогической работы и организации «Зауральского трио баянистов», В. С. Брызгалин воспитал плеяду замечательных музыкантов (в числе его первых учеников был Фридрих Липс). В опубликованных им репертуарно-методических пособиях заложены новаторские идеи, в частности, особое значение придается игре в ансамбле, начиная с донотного периода обучения и включая репертуар для нетиповых ансамблей (баян - ударные -тромбон; баян - виолончель - скрипка -флейта.), концертмейстерской функции баяна и т. д. В. С. Брызгалиным издан «Полифонический словарь юного исполнителя», включающий необходимые термины и понятия. Значение издательства «Мир Нот» в развитии баянной педагогики конца XX -начала XXI вв. очень трудно переоценить.

Особого внимания из изданий самого последнего времени заслуживает уже упоминавшееся выше учебное пособие М. И. Имханицкого «История баянного и аккордеонного искусства». Это фундаментальный труд, сочетающий в себе детально охарактеризованную историю гармоник, т. е. обширного семейства клавишнопневматических инструментов, и сведения о их создателях, начиная от инструментов тысячелетней давности (прототип гармоники -инструмент шэн - существовал в Китае за 2 700 лет до н. э.) и до бытования множества разновидностей современных многотембро-

84

вых готово-выборных баянов и аккордеонов. Автор подробно излагает историю баяна в России, внося ряд поправок в сведения о появлении и распространении этого инструмента, особенностях звучания русского баяна, предопределенных народной музыкальной отечественной культурой. М. И. Имха-ницкий прослеживает социальную роль и причины широкой популярности ранних форм гармони, начиная с ее появления в России в 30-е гг. XIX в.; рождение баяна, т. е. хроматических гармоник с басо-аккордовым сопровождением в 1850 г.; гармоник с правой клавиатурой фортепианного типа (аккордеона), с левой выборной клавиатурой вплоть до появления современных конструкций этих инструментов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

М. И. Имханицкий приводит сведения о росте промышленного производства гармоник в 1920-1930-е гг. в Советском Союзе, о причинах повышенного интереса к этим инструментам со стороны руководства страны, о создании первых методических пособий и организации профессионального обучения. Автор постоянно сравнивает явления, свойственные лишь России (СССР), и аналогичные явления, присущие другим странам.

Особое внимание в пособии М. И. Имханицкого уделено роли гармони, баяна и аккордеона в годы Второй Мировой войны. Как особо значимое событие выделено создание Н. Чайкиным Первой сонаты - рождение академического баянного произведения и соответствующего ему исполнительства.

Рубежом, с которого начинается высшее профессиональное образование баянистов, как и других «народников», стал 1948 г., когда открылся факультет и была создана кафедра народных инструментов в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных. В пособии охарактеризованы особенности развития академического баянного искусства в 19451959 гг., камерного баянного и аккордеон-

ного искусства в конце 50-х-60-е гг., камерно-академического баянного и аккордеонного искусства в 1970-2000 гг. Читатель знакомится с множеством отечественных и зарубежных исполнителей, с особенностями их творчества; с произведениями, созданными отечественными композиторами для баяна и аккордеона в разные годы.

Последняя, 15-я глава учебного пособия М. И. Имханицкого посвящена развитию популярной музыки для баяна и аккордеона в нашей стране и за рубежом.

Завершается книга «Кратким хронографом важнейших дат в истории баянного и аккордеонного искусства» и «Списком литературы», в котором названо 246 источников, в том числе 202 на русском языке, остальные - на английском, болгарском, испанском, немецком, финском, французском.

Значение этого учебного пособия трудно переоценить: и педагогу, и студенту оно поможет раздвинуть кругозор до панорамного видения истории инструментов развития баянного и аккордеонного искусства.

Подводем итоги. Во-первых, за сравнительно небольшой срок баян стал полноправным академическим инструментом с собственным неповторимым «голосом».

Во-вторых, за 80 лет, отделяющих наши дни от появления первых «Школ» и «Самоучителей», в учебной литературе пройден путь от руководства бытовым любительским музицированием до разработки проблем виртуозного исполнительства. Это стало возможным, поскольку в распоряжении баянистов-педагогов был огромный многовековой опыт предшественников-пианистов, органистов, струнников.

В-третьих, в пока еще недолгой истории баянной педагогики прослеживается продвижение от синтетических работ (типа «Школ» и т. п.), охватывающих учебный процесс в целом, в основном с позиций методики, к аналитическому подходу - выделению отдельных аспектов теории и практики обучения.

85

В-четвертых, если «на заре» баянной педагогики в распоряжении педагогов-баянистов были почти исключительно переложения несложной фортепианной литературы, народных песен и танцев, то к настоящему времени накопилось достаточно много произведений (разной степени сложности), созданных специально для баяна.

В-пятых, на развитие баянной педагогики существенное влияние оказывают

конкурсы, фестивали, проходящие не только в нашей стране, но и за рубежом.

Таким образом, с полным правом можно говорить о том, что баянная педагогика -реально существующая область современной музыкальной педагогики; область, не только обозначившаяся в своем становлении, но и активно развивающаяся.

1. Дубий, А. Украинский феномен баянного искусства / А. Дубий // Народник. - 2001. - № 1. -

С.10-12.

2. Егоров, Б. Общие основы постановки при обучении игре на баяне / Б. Егоров // Баян и баянисты. Вып. 2. - М.: Совет. композитор, 1974. - С. 12-47: нот.

3. Имханицкий, М. И. История баянного и аккордеонного искусства: учеб. пособие / М. И. Имха-ницкий: РАМ им. Гнесиных. - М., 2006. - 520 с.: нот., ил.

4. Липс, Ф. Творчество Вячеслава Золотарева / Ф. Липс // Баян и баянисты. Вып. 6. - М.: Совет. композитор, 1984. - С. 27-68: нот.

86

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.