Научная статья на тему 'Активизация России в Центральной Азии и российско-киргизские отношения'

Активизация России в Центральной Азии и российско-киргизские отношения Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
64
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Активизация России в Центральной Азии и российско-киргизские отношения»

захстана исключительно с либерально-демократической моделью развития и приоритетом сотрудничества с западным миром. (Продолжение в следующем номере.)

«Центральная Азия: Проблемы и перспективы (взгляд из России и Китая)», М., 2013 г., с. 8-28.

Е. Ионова,

кандидат исторических наук (ИМЭМО РАН) АКТИВИЗАЦИЯ РОССИИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И РОССИЙСКО-КИРГИЗСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Фактором, во многом определяющим политику РФ на центрально-азиатском направлении, стал предстоящий вывод войск международной коалиции из Афганистана. Действия Москвы свидетельствуют о признании ею необходимости усилить ответственность в борьбе с угрозами терроризма и наркотрафика в Центральной Азии. Обеспечение национальной безопасности России рассматривается руководством страны в неразрывной связи с обеспечением безопасности в ЦА.

Немаловажную роль играет также стремление Москвы предотвратить распространение влияния США в регионе. Однако следует отметить, что проводимая РФ антинаркотическая политика не исключает сотрудничества в этом вопросе с Соединенными Штатами и другими странами Запада. Вместе с тем российская сторона считает, что Вашингтон должен подключиться к уже действующим проектам или развивать сотрудничество по линии ОДКБ -НАТО. В Москве крайне неодобрительно отнеслись к выдвинутой Вашингтоном идее создания под контролем США в пяти центральноазиатских республиках специальных подразделений по борьбе с наркомафией1.

В целом политика России в отношении стран региона претерпевает определенную трансформацию. Во-первых, как свидетельствуют последние шаги российского руководства, Москва намерена более активно инвестировать в создание рабочих мест в наиболее отсталых республиках ЦА, таких как Киргизия и Таджикистан, где процветает производство наркотиков и существуют все условия для развития афганского наркотрафика. Речь идет, в частности, о решении создать на базе Внешэкономбанка Российскую

1 Шр://кошшегеап1гиЛ1ос/2682439?Шете1<1=252

корпорацию сотрудничества со странами Центральной Азии, в задачу которой входит создание в регионе новых рабочих мест. Первоначально, в 2013 г., на эти цели из российского бюджета выделяется 2 млрд руб., которые пойдут на обеспечение контрольного пакета (51%) акций государства, остальные 49% будут принадлежать частным инвесторам. Корпорации предлагается принять участие в строительстве в странах ЦА гидроэлектростанций, развитии птицеводства, сборке высокотехнологичных промышленных изделий.

Ожидается, что реализация намеченных проектов должна обеспечить создание в республиках ЦА только в течение первого года порядка 30 тыс. рабочих мест, что поможет отвлечь население от участия в контрабанде афганских наркотиков1. В Киргизии, которая на сегодняшний день является главным объектом внимания Москвы в развитии отношений с ЦА, планируется запустить проекты по подготовке профессиональных кадров для российского трудового рынка и организовать централизованный отбор работников для российских предприятий. По мнению председателя Российско-киргизского делового совета И. Полякова, «необходимо разработать механизм организованного набора трудовых ресурсов на территории Киргизии для осуществления трудовой деятельности в России, а также внедрить систему первичного профессионально-технического образования и подготовки рабочих кадров на базе профессиональных лицеев на территории республики»2.

Очевидно, в Москве рассчитывают также, что рост занятости в странах ЦА будет способствовать сокращению потока трудовых мигрантов, неконтролируемое увеличение которого ухудшает социальную обстановку в самой России и является, в частности, одним из факторов роста преступности. Неслучайно решение о создании Российской корпорации сотрудничества со странами ЦА было озвучено вскоре после заявления главы Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) В. Иванова о необходимости введения визового режима с Узбекистаном, Таджикистаном и Киргизией. Упорядочению потока трудовых мигрантов должно способствовать также то, что по договоренности с руководством Киргизии новые загранпаспорта киргизских гастарбай-теров будут отпечатаны в России.

1 http://top.rbc.ru/economics/26/04/2013/855844.shtml

2 http://www.tpp-inform.ru/global/3401.html

Во-вторых, нынешнюю политику руководства РФ в отношении стран ЦА отличает взвешенный подход к вопросу о том, кому и в каком объеме предоставлять экономическую и военную помощь. Очевидно, что наибольшей поддержкой РФ пользуются республики, продемонстрировавшие готовность к активному сотрудничеству с Москвой. На сегодняшний день главным бене-фициарием российской помощи является Киргизия. Именно здесь с помощью России должен быть создан «реальный узел региональной безопасности».

16 апреля 2013 г. Госдума ратифицировала пакет соглашений с правительством Киргизии, заключенных в ходе визита В. Путина в республику в сентябре 2012 г. Несмотря на критику со стороны ряда депутатов от фракций ЛДПР и «Справедливая Россия», большинством голосов было утверждено предоставление Киргизии льготных условий погашения кредитов общей суммой в 500 млн долл. Одно соглашение предусматривает полное списание задолженности по кредиту от 2005 г. в размере 190 млн долл., из которых республика выплатила 55 млн. Второе продлевает срок выплаты по кредиту от 2009 г., составляющему 300 млн долл.: он будет списываться равными долями в течение десяти лет, начиная с 16 марта 2016 г.1

Два других соглашения касаются ключевого вопроса российско-киргизских отношений, а именно - гидроэнергетики. Они регламентируют строительство в Киргизии с помощью России Камбаратинской ГЭС-1 и четырех гидроэлектростанций на р. На-рын, а также определяют режим их эксплуатации. Финансирование, строительство и использование местных трудовых ресурсов должны обеспечить российские компании «Русгидро» и «Интер РАО ЕЭС». Предварительная оценочная стоимость возведения Камбаратинской ГЭС составляет 64 млрд руб., Верхне-Нарын-ского каскада - 25 млрд. Срок окупаемости проектов - 15 лет, и на этот период оперативное управление сохраняется за РФ, затем переходит к Киргизии.

В результате реализации этих проектов гидроэнергетический потенциал Киргизии должен значительно возрасти - суммарная мощность пяти ГЭС составит 1 гигаватт. Это позволит республике, в 2012 г. занявшей последнее место по экономическому развитию

1 http://azerros.ru/analyticsw/12068-gotova-li-kirgiziya-vstupit-v-tamozhennyy-soyuz.html

среди стран СНГ (ее внешний долг достиг 45% от ВВП), значительно увеличить поступления в бюджет от экспорта электроэнергии.

Как известно, строительство новых электростанций в Киргизии является главным камнем преткновения в отношениях Бишкека и Ташкента, выступающего категорически против этих проектов. (Река Нарын протекает вблизи киргизо-узбекской границы и питает также узбекскую часть Ферганской долины.) Президент Узбекистана И. Каримов много сил и времени посвятил противодействию строительству этих ГЭС, считая, что Бишкек может получить контроль над распределением водных ресурсов в ЦА и по своему усмотрению регулировать водные потоки. Как следует из российско-киргизских договоренностей, Москва в этом споре весомо поддержала Бишкек.

По словам российского премьера Д. Медведева, выступившего 23 апреля 2013 г. с заявлением по итогам встречи в Москве с премьер-министром КР Ж. Сатыбалдиевым, «реализация этих проектов будет способствовать сокращению дефицита электроэнергии и в самой Киргизии, и в целом в Центральной Азии»1. Не в последнюю очередь позиция Москвы в этом вопросе объясняется политическими причинами, а именно - недоверием к Ташкенту, демонстрирующему стремление к активному военному и экономическому взаимодействию с Вашингтоном.

Однако в этой ситуации не все однозначно. Российская сторона уже в мае начала работы по возведению Верхне-Нарынского каскада электростанций. Но что касается Камбарата, то в этом вопросе Москва согласилась с предложением И. Каримова о проведении международной экологической и сейсмологической экспертиз. Пока речь идет только о подготовке ТЭО этого проекта. Нельзя исключать, что строительство Камбаратинской ГЭС-1 будет в очередной раз отсрочено. В этом случае можно будет считать успешным недавний визит в Москву И. Каримова, который некоторые эксперты склонны расценивать как шаг в сторону улучшения отношений с Москвой в преддверии вывода военного контингента НАТО из Афганистана. В то же время, 2 мая 2013 г. в Ташкенте состоялась встреча министра иностранных дел Узбекистана с замминистра торговли США М. Мюррей, посвященная расширению инвестиционного сотрудничества двух стран.

1 http://government.ru/docs/24015

Результатом апрельской встречи российского и киргизского премьеров стал ряд новых договоренностей. В частности, было заключено соглашение, предусматривающее повышение роли «Газпрома» и «Роснефти» на внутреннем рынке Киргизии. Была одобрена сделка по покупке «Газпромом» 100% акций национального киргизского оператора «КиргизГаз», причем киргизский премьер выразил надежду, что к началу нового отопительного сезона оператором компании будет уже российская компания. В Бишкеке надеются, что с приходом «Газпрома» республика избавится от проблем с поставками газа внутренним потребителям.

Что касается «Роснефти», то эта компания будет поставлять горюче-смазочные материалы для аэропорта «Манас», откроет два новых топливно-заправочных комплекса - вблизи этого аэропорта, а также аэропорта на юге, в городе Ош. Стороны также договорились об открытии в Киргизии дочерних предприятий российских банков1. Предусматривается развитие гуманитарных связей: на 2013/14 уч. г. Правительство РФ выделило около 400 стипендий киргизским студентам, обучающимся в российских вузах.

Важными аспектами развития отношений Киргизии с Россией являются их сотрудничество в рамках интеграционных объединений, таких как ЕврАзЭС и ШОС, и вступление Киргизии в Таможенный союз, которое должно было состояться до конца 2013 г. В начале апреля в Бишкеке проходила международная конференция, посвященная этому вопросу. В ее итоговой резолюции говорится, что «для республики присоединение к ТС и ЕЭП открывает такие перспективы, как отмена формальностей, сборов и таможенного контроля на внутренних границах союза; расширение размеров рынка и, как результат, привлечение прямых иностранных инвестиций; большие возможности для международного сотрудничества в области сельского хозяйства; участие в крупных энергетических, торговых, транспортных, информационно-коммуникационных проектах»2. В Киргизии есть и противники присоединения к ТС, считающие, что оно может привести к окончательному развалу экономики республики.

РФ, по словам Д. Медведева, поддерживает вступление Киргизии в Таможенный союз, однако для этого ей предстоит подписать 64 документа. Согласно официальным данным, товарооборот республики со странами ТС в 2012 г. увеличился на 25% и соста-

1 http://www.rg.ru/2013/04/26/partnerstvo.html

2 http://www.rg.ru/2013/04/03/perspectiva.html

вил 3 млрд долл., из которых 2 млрд пришлось на торговлю с Россией. По итогам апрельской встречи двух премьеров был подписан протокол о реализации проекта по упрощению таможенных операций и таможенного контроля товаров, ввозимых из Киргизии на территорию РФ. Кроме того, таможенные службы двух стран утвердили изменения в протоколе об организации обмена информацией о перемещении товаров при взаимной торговле. В результате, был создан «зеленый коридор», который должен упростить экспорт товаров из Киргизии в Россию, таких как хлопок-сырец, швейные изделия, продукты питания.

Наконец, важным направлением политики РФ по укреплению российских позиций в ЦА становится усиление военной помощи некоторым странам региона. В Москве подчеркивают, что этого требуют угрозы, которые могут возникнуть после вывода войск из Афганистана в 2014 г., и что эта помощь нацелена, в первую очередь, на укрепление южных границ республик ЦА, которые являются и границами всего СНГ. В рамках Договора о коллективной безопасности Россия намерена предоставить 1,1 млрд долл. Киргизии и 200 млн долл. Таджикистану на модернизацию их армий. По данным ИТАР-ТАСС, в Таджикистане средства должны пойти на модернизацию ПВО и ремонт военной техники. Кроме того, республика получит льготы на поставки российских нефтепродуктов1.

Бишкек рассчитывает получить стрелковое оружие, боевые и разведывательно-дозорные машины, вертолеты, стационарные госпитали, переносные минометы. Планируется также расширение подготовки киргизских военнослужащих в российских вузах. При этом руководство Киргизии отказалось от предложенной США военной техники, вывозимой из Афганистана. По словам президента А. Атамбаева, он видит будущее своей страны в тесном военном сотрудничестве с Россией, которая является ее «историческим и стратегическим партнером»2. В частности, главным результатом своих переговоров с Д. Медведевым он считает то, что Киргизия «шаг за шагом возвращает доверие Российского государства и надежду на более тесное сотрудничество»3.

В Москве также оценили последовательность Атамбаева в вопросе о судьбе находящейся в аэропорту «Манас» авиабазы

1 http:www.itar-tass.com/cl1/564475.html

2 http:www.rosbalt.ru/exussr/2013/04/13/11117382html

3 http:www.centrasia/ru/newsA/php?st=1336770840

НАТО, которая при прежнем президенте, несмотря на пожелания Москвы о ее выводе, была всего лишь переименована в Центр транзитных перевозок. Недавно президент КР вновь подтвердил, что база прекратит свое существование в 2014 г., а «Манас» будет использоваться как гражданский аэропорт. Согласно договоренностям, заключенным по итогам встречи российского премьера Д. Медведева и его киргизского коллеги, РФ окажет помощь в модернизации инфраструктуры «Манаса», которая изношена на 40%, а также регионального аэропорта в г. Ош, изношенность инфраструктуры которого достигла 80%.

Недавно военное сотрудничество России и Киргизии получило новый импульс. 27 апреля Совет Федерации РФ ратифицировал соглашения между правительствами двух стран о статусе и условиях пребывания объединенной российской военной базы на территории Киргизии, а также протокол о сотрудничестве в военной области. Соглашение предполагает, что расположенные на территории Киргизии четыре российских военных объекта - авиачасть в аэропорту «Кант», узел связи морского флота в Чалдоваре, флотский подводный испытательный центр на озере Иссык-Куль и сейсмическая станция в городе Майлуу-Суу - теперь объединяются в единую российскую военную базу. В новом формате эти объекты начнут действовать с 29 января 2017 г. С этого момента срок пребывания базы составит 15 лет при возможной его автоматической пролонгации на 5-летний период. Россия будет платить только за аренду территорий, занимаемых узлом связи и испытательным центром ВМФ. Сумма аренды составит 4,5 млн долл. ежегодно.

«Россия и новые государства Евразии», М., 2013 г., № 11, с. 85-90.

X. Хушкадамова,

кандидат социологических наук, шеф-корреспондент Московского бюро НИА Таджикистана «Ховар» ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ РЫНКА ТРУДА В ТАДЖИКИСТАНЕ

В советском обществе удельный вес женщин в общей численности рабочих и служащих, занятых в народном хозяйстве, за 1928-1975 гг. повысился с 24 по 51%. Но этот показатель разли-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.