Научная статья на тему 'Политическая ситуация в Киргизии'

Политическая ситуация в Киргизии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
784
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политическая ситуация в Киргизии»

Литература

1. Бекиров Н.В. 2012. Об отношении крымских татар к институтам национального самоуправления / Вопросы развития Крыма. - Симферополь. - Вып. 16. -С. 117-121.

2. Маковская Д.В. 2013. Конструирование этностатусной противоречивости: Конфликтологический аспект. - Этничность и власть: Коллективная память и технологии конструирования идентичности. - Севастополь: Вебер. - С. 205208.

3. Никовская Л.И. 2009. Сложносоставной конфликт как инструмент анализа трансформации и кризиса. - Полис (Политические исследования). - № 6. -С. 83-94.

4. Стариков Н., Беляев Д. 2014. Россия. Крым. История. - СПб.: Питер, 256 с.

5. Тагиров И.Р. 2014. Крым в контексте событий украинского «майдана». -Конфликтология. - СПб. - № 3. - С. 61-86.

6. Швец А.Б. 2013. Конфликты ценностей в Крыму. - Религия и гражданское общество: Межконфессиональные и этнические конфликты в условиях геополитической конкуренции. - Севастополь: Вебер. - С. 277-282.

7. Шевчук А.Г. 2013. Регионализация этноконфессиональных процессов в социокультурном пространстве Автономной Республики Крым. - Этнокультурные и межконфессиональные отношения в Крыму. - Симферополь: Антиква. -Вып. 3. - С. 64-75.

8. Широкорад А.Б. 2014. Битва за Крым. От противостояния к возвращению в Россию. - М.: Вече, 352 с.

9. Яковлев А.Н. 2013. Особенности локализации социокультурной конфликтности в Крыму (2011-2012). - Этнокультурные и межконфессиональные отношения в Крыму. - Симферополь: Антиква. - Вып. 3. - С. 43-50.

«Власть», М., 2015 г., № 1, с. 209-212.

Е. Ионова,

кандидат исторических наук,

старший научный сотрудник (ИМЭМО РАН)

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В КИРГИЗИИ

С начала 2014 г. в Центральной Азии наблюдается усиление политической нестабильности, связанное с активизацией оппозиционных движений. В первую очередь это относится к Киргизии, которая в силу своей экономической и политической слабости давно стала ареной непрекращающейся межклановой борьбы. Политический ландшафт этой небольшой республики характеризуется наличием многочисленных партий и групп влияния, деятельность которых определяется не сколько-нибудь внятными программами, а прежде всего амбициями отдельных фигур.

12 февраля в республике было сформировано Национальное оппозиционное движение (НОД) «Патриотические силы Киргизста-на», претендующее на статус объединенной оппозиции. В него вошли «Народно-демократическая партия Киргизстана» во главе с А. Медетбековым, партия «Ата-Журт» во главе в ее лидером экс-депутатом парламента КР К. Ташиевым, бывший министр внутренних дел О. Суваналиев, активный участник событий 2005 и 2010 гг. А. Бекназаров и др. Как отмечают аналитики, костяк команды составляют влиятельные выходцы с Юга страны. В то же время председателем НОД стал представитель северян, лидер парламентской группы «Демократы» Р. Джеенбеков. Выдвижение «компромиссной» фигуры должно было продемонстрировать отказ оппозиции от защиты региональных интересов в пользу общенациональных.

В декабре 2013 г. Джеенбеков побывал на киевском Майдане, где выступил в поддержку митингующих. «Складывается впечатление, что закулисные вдохновители Евромайдана объявили в Киеве какой-то общий сбор, - писала в связи с этим 19 декабря киргизская газета "Дело № ...". - Отметились, в частности, экс-президент Грузии Михаил Саакашвили, экс-премьер Польши Ярослав Качинь-ский, действующий глава МИД Литвы Линас Линкявичус. Ну а представлять Киргизстан в этой бригаде выпало, стало быть, Рав-шану Джеенбекову, которого, как известно, в Вашингтоне прочили на роль "киргизского" Саакашвили»1. Первая проба сил нового оппозиционного движения состоялась 10 апреля текущего года, когда в крупнейших городах Киргизии одновременно прошли митинги. По масштабам они оказались немногочисленными, и на этот раз оппозиции не удалось раскачать ситуацию в республике.

Следует учитывать, что оппозиционный лагерь в стране неоднороден. Помимо организованного движения НОД к нему примыкают оттесняемые от процесса принятия решений бывшие соратники президента А. Атамбаева, входившие в свое время в состав временного правительства, такие как экс-президент Р. Отунбаева и экс-премьер О. Бабанов, известные своей прозападной ориентацией и имеющие личные претензии к действующему президенту. По мнению независимых экспертов, сейчас Запад пытается запустить в Киргизии очередной «революционный проект», направленный на поддержание нестабильности в регионе и вытеснение его из сферы влияния Москвы2. При этом высказывается мнение, что даже в слу-

1 http://topwar.ru/45998

2 http://analitika.org/kyrgyzstan/kg-gov/2649

чае успеха оппозиции внутриполитическая борьба в республике не утихнет, а лишь сменит акценты и участников.

Своей главной целью оппозиция провозгласила укрепление парламентаризма и борьбу с нынешней авторитарной властью. Собственно, под этими лозунгами происходили все предшествующие «революции» в Киргизии, которые заканчивались насильственной отставкой действующих президентов. НОД выступает также против всех основных проектов действующей власти, таких как вступление в Таможенный союз, вывод американской авиабазы из аэропорта Манас, предложенные правительством новые условия соглашения по золотодобывающему предприятию «Кумтор».

Независимые эксперты считают, что требования оппозиции носят популистский характер и создают угрозу экономической безопасности Киргизии. Это относится, в частности, к требованию национализации «Кумтора», которое разрабатывается в настоящее время канадской компанией «Centerra Gold Inc.». В условиях, когда у республики нет собственных финансовых ресурсов для освоения месторождения, принятие этого требования неизбежно привело бы к остановке предприятия и нанесло большой ущерб бюджету республики.

Эксперты считают также, что отказ от участия в Таможенном союзе и в целом евразийской интеграции, на чем настаивает оппозиция, в конечном итоге приведет к экономической изоляции республики и превращению ее в экономический протекторат Китая, который уже и так весьма успешно осваивает киргизский рынок. Между тем, по мнению Джеенбекова, подобной угрозы не существует, а опасность исходит со стороны России, которая не является дружественной страной ни для Киргизии, ни для других стран региона. По мнению оппозиционера, поскольку российская угроза «с каждым днем приближается к нашим границам», «странам Центральной Азии необходимо начать региональный диалог по поиску гарантий неприкосновенности наших границ, пересмотреть концепции национальной безопасности и приоритеты во внешней политике с учетом этого риска».

Лидер «новой оппозиции» активно выступает за сохранение американской военной базы в аэропорту Манас, договор по которой истекает летом 2014 г. В опубликованной на русскоязычном киргизском интернет-портале «Gezitter.org» статье «Шесть причин оставить базу» Джеенбеков аргументировал необходимость сохранения американского военного присутствия в республике. Главными причинам, по которым Киргизии следует сохранить базу

в Манасе, он назвал возможность получения арендной платы, рабочие места для местных жителей, сохранение партнерства с США и проблему безопасности, которая обострится после ухода американцев из Афганистана. К тому же, американская авиабаза, по его словам, может просто перекочевать в одну из соседних республик ЦА, и Киргизия тем самым проиграет в конкурентной борьбе за американские деньги.

Активизации оппозиции А. Атамбаев противопоставил укрепление исполнительной власти и своих позиций путем кадровых перестановок. В частности, был смещен с поста мэра Оша М. Мырзакматов, примыкающий к оппозиции, и на его место назначен А. Кадырбаев, входящий в близкий к президенту круг и до этого занимавший пост замглавы Дирекции по восстановлению городов Ош и Джалал-Абад (после июньских событий 2010 г.). Эта рокировка была направлена на усиление влияния президента на Юге, который традиционно противостоит Северу. Кроме того, был назначен новый мэр Бишкека - им стал бывший председатель Таможенной службы К. Кулматов.

На фоне роста оппозиционных настроений с начала текущего года происходило также усиление напряженности между законодательной и исполнительной ветвями власти республики. По словам Атамбаева, парламент не должен возлагать на себя функции правительства, правоохранительных и судебных органов1. Следствием противостояния исполнительной и законодательной власти стал, во-первых, распад правящей парламентской коалиции, из которой вышла партия «Ата-Мекен» во главе с ее лидером влиятельным политиком О. Текебаевым, и, во-вторых, - отставка кабинета министров во главе с премьером Ж. Сатыбалдиевым, ставшая результатом вынесения парламентом вотума недоверия правительству.

Новым премьер-министром был назначен Д. Оторбаев, занимавший с 2011 г. пост вице-премьера. Однако, как считают киргизские эксперты, не только финансовые злоупотребления стали причиной отставки выходца с Юга Сатыбалдиева, но и то, что он, как фигура с растущей политической независимостью, перестал удовлетворять различные политические силы, прежде всего, партию «Ата-Мекен», сумевшую провести на пост главы кабмина своего человека.

По их словам, «частые кадровые пертурбации в политике Киргизстана носят системный характер. За 23 года независимости Д. Оторбаев стал 26-м премьером Киргизстана. Политическая сис-

1 http://analitika.org/kyrgyzstan/kg-gov/2641

тема и культура страны обусловлены низким кредитом доверия между политическими силами. После определенного срока работы на высших постах политик-функционер, принадлежащий к определенной группе влияния, становится неугодным для остальных групп, вследствие чего начинается процесс по его дискредитации и смещению с поста»1. Последняя смена правительства КР связана с активизацией партии «Ата-Мекен», которую относят к прозападному лобби.

Острым вопросом во взаимоотношениях президента и парламента стал вопрос о пересмотре условий соглашения по «Кум-тору». По действовавшему соглашению доля Киргизии в проекте составляла 32,7%, однако в обществе созрело убеждение, что киргизскую долю необходимо повысить. Президент настаивал на увеличении ее до 50%, парламент - до 67%. Как отмечали эксперты, парламент КР в ситуации с «Кумтором» выступил с позиции извлечения максимальных выгод и выдвинул заведомо невыполнимые условия2. В итоге возобладала точка зрения А. Атамбаева, основанная на опасении оттолкнуть иностранного инвестора, без участия которого само существование предприятия ставится под вопрос. Парламент утвердил новые условия по созданию совместного предприятия с канадской компанией на паритетной основе, что увеличило долю Киргизии до 350 млн долл.

Вместе с тем нестабильная политическая ситуация в республике отпугивает многих иностранных инвесторов. В конце 2013 г. участники массовых беспорядков разгромили офис австралийской золотодобывающей компании «2-Ехр1огег», уничтожили технику и документы. В 2014 г. в результате массовых выступлений была парализована деятельность одной из казахских компаний. Требования национализации «Кумтора» часто были связаны с перекрытием дорог и насилием.

В условиях, когда иностранные инвесторы не решаются вкладывать в страну значительные средства и участвовать в долгосрочных проектах, большое значение для республики приобретают российские инвестиции. В настоящее время РФ входит в четверку ключевых инвесторов Киргизии. В 2013 г. Правительство КР сообщило о трехкратном росте инвестиций российских предпринимателей в киргизскую экономику3. Помощь со стороны РФ

1 http://ana1itika.org/kyrgyzstan/kg-gov/2649

2 http://ana1itika.org/kyrgyzstan/kg-gov/2644

3 http://vesti.kg/index.php?option=com_k2&view=item&id=27247

выражается в заявленном Москвой намерении построить несколько крупных ГЭС (подписано соглашения с «РусГидро» о строительстве каскада Верхненарынских ГЭС), беспошлинной поставке ГСМ, реализации топливно-энергетических проектов «Газпрома», включая продажу ему «Киргизгаза».

В апреле 2014 г. «Газпром» за символическую сумму приобрел ОАО «Киргизгаз», владеющее газовой распределительной сетью в стране. При этом «Газпром» гарантировал инвестиции в активы компании в размере 20 млрд руб. в течение пяти лет. В республике, отмечают наблюдатели, сделку считают большой удачей, поскольку «Киргизгаз» обременен долгами и инфраструктурными проблемами, и найти инвестора было сложно.

Укрепляется также сотрудничество двух стран в военной сфере. РФ участвует в военно-техническом обеспечении Вооруженных сил КР, усилила военное присутствие на авиабазе в Канте. Следует учитывать, что с открытием оперативного центра ОДКБ на Юге республики в г. Ош значительно возросла координационная роль Киргизии в этой организации. На территории республики в 2013 г. были проведены масштабные военные учения ОДКБ.

Официальный Бишкек придерживается заявленной позиции о полном выводе американской авиабазы из гражданского аэропорта Манас. Большой резонанс вызвало в республике подписание в феврале 2014 г. меморандума о продаже российской компании «Роснефть» 51% акций аэропорта Манас на сумму 1 млрд долл. При этом обеспечивается доступ киргизской авиации к дешевому топливу, поскольку цены на ГСМ систематически субсидируются российской стороной. Оппозиция выступила с критикой этого шага правительства, заявляя, что власть продает стратегические активы республики. Однако доля поступлений от натовского центра транспортных перевозок составляла до 60% доходов Мана-са, и без внешних финансовых ресурсов, считают власти республики, аэропорт может оказаться в серьезном кризисе.

В то же время вступление Киргизии в Таможенный союз и углубление экономической интеграции с Россией вызывает в республике споры. Многие опасаются негативных последствий этого шага для экономики и прежде всего роста цен на продукты первой необходимости, а также того, что введение новых таможенных правил приведет к подорожанию товаров из Китая, за счет реэкспорта которых во многом пополняется бюджет КР. Оппозиция организовала акции протеста против вступления КР в ТС, которые прошли даже в Бишкеке. В парламенте также нет единства по этому вопросу.

Против вступления в ТС выступили не только представители НОД, но и фракция «Ата-Мекен», возглавляемая О. Текебаевым. Что касается примыкающих к оппозиции партий «Ата-Журт» и «Республика», то мнения в их парламентских фракциях разделились.

Поскольку решение о вступлении в ТС неоднозначно воспринято в республике и в конечном итоге может стать политическим «козырем» в руках оппозиции, Атамбаев делает всё возможное для того, чтобы добиться определенных преференций для экономики Киргизии. Речь, в частности, идет о введении переходного периода сроком на три года и предоставлении дотаций на поддержание национальной экономики в случае вступления КР в ТС. Президент отклонил «дорожную карту» по вступлению республики в Таможенный союз, разработанную Евразийской экономической комиссией.

И если ранее предполагалось, что в конце мая текущего года республика подпишет Соглашение о начале реализации «дорожной карты», то теперь, по словам премьер-министра Д. Оторбаева, Бишкек хочет отложить вступление в ТС на год . Правительство республики намерено само разработать «дорожную карту» вступления КР в Таможенный союз, после чего она должна пройти экспертизу в парламенте и уже в этом виде будет вынесена на обсуждение общественности. Лишь после этого ее должен утвердить парламент КР и наконец - учредители ТС.

В целом можно констатировать, что на настоящий момент сотрудничество с РФ остается доминирующим вектором внешней политики Киргизии. Этому во многом способствует финансовая поддержка, оказываемая Москвой. Однако наблюдающаяся в республике активизация прозападных кругов, в том числе через поддержку развитой сети НПО, в совокупности с экономическими и социальными проблемами ставит Киргизию под угрозу очередной волны политических трансформаций. Традиционное противостояние Юга и Севера может стать дополнительным фактором дестабилизации политической обстановки в республике. При этом нельзя исключать, что сепаратистские настроения могут подогреваться заинтересованными в такой дестабилизации прозападными силами.

«Россия и новые государства Евразии / ИМЭМО РАН», М., 2014 г., № 2, с. 84-89.

1 http://pro-kg.com/2014/05/08

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.