Научная статья на тему '«Мягкая сила» как инструмент американской политики в Центральной Азии. Киргизия (продолжение)'

«Мягкая сила» как инструмент американской политики в Центральной Азии. Киргизия (продолжение) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
501
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Мягкая сила» как инструмент американской политики в Центральной Азии. Киргизия (продолжение)»

Д. Александров,

начальник сектора центральноазиатских

исследований

И. Ипполитов,

научный сотрудник

(РИСИ)

Д. Попов,

руководитель Уральского регионального ИАЦ РИСИ

«МЯГКАЯ СИЛА» КАК ИНСТРУМЕНТ

АМЕРИКАНСКОЙ ПОЛИТИКИ

В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ.

КИРГИЗИЯ

(продолжение)

Киргизия в течение всего времени реализации западного проекта в регионе Центральной Азии занимает особое место. Открытая в 2001 г. близ Бишкека американская авиабаза «Манас» (ныне - «Центр транзитных перевозок») является крупнейшим в регионе инфраструктурным объектом, обеспечивающим военное присутствие США в Центральной Азии. Киргизия, как и все страны региона, входит в Совет евроатлантического сотрудничества, участвует в программе НАТО «Партнерство ради мира», в том числе в процессе анализа и планирования, позволяющем получать консультационную и техническую помощь членов блока.

Запад, и в особенности США, «выращивают» и поддерживают в Киргизии группы влиятельных лиц с прозападными или националистическими взглядами, так или иначе направленными против России и Китая.

Нелишне напомнить, что некоторые трагические события в новейшей истории Киргизии, такие, например, как переворот 2005 г., напрямую связаны с влиянием американцев, стремящихся апробировать свои технологии и закрепиться в стране. Можно предположить, что именно сотрудники западных структур приложили максимальные усилия для того, чтобы после смены власти в 2010 г. в республике установилась плохо работающая парламент-ско-президентская форма власти, способствующая дальнейшему регрессу государства.

Важнейшими инструментами реализации западного проекта в Киргизии являются технологии «мягкой силы»: идеологическое воздействие на население (в первую очередь на молодежь) через сеть из десятков западных НПО, образовательные программы, фи-

нансируемые Западом, СМИ и интернет-ресурсы. Не случайно именно в Киргизии расположился Американский университет Центральной Азии (АУЦА, AUCA) - кузница кадров прозападной элиты всего региона.

Для Запада, и в особенности для американцев, крайне важно, чтобы Киргизия с ее либеральным режимом, политической неустойчивостью и одновременно выходом почти ко всем странам региона и Китаю оставалась своеобразным рассадником либеральных деструктивных идей, с территории которой бесчисленные НПО, патронируемые американскими структурами, смогли бы и дальше продолжать свою разрушительную псевдодемократизатор-скую деятельность в Центральной Азии.

Говоря об американских программах в Киргизии, можно выделить три основных направления работы Соединенных Штатов в республике: программы сотрудничества в области экономики, в сфере безопасности, а также важнейший сегмент, связанный с политическим, информационным и идеологическим воздействием. По данным направлениям в стране активно действуют такие американские структуры, как USAID, NDI, Фонд «Сорос-Киргиз-стан», IRI, Freedom House, Корпус мира.

Стоит отметить, что американские структуры оказали большую, если не решающую помощь оппозиции во время подготовки первого переворота в Киргизии в марте 2005 г. В частности, только официально в течение первых месяцев до переворота 2005 г. коалиции неправительственных организаций «За демократию и гражданское общество» от NDI было перечислено около 400 тыс. долл., а международный центр «Интербилим» получил финансовую помощь в размере 170 тыс. долл.1.

В дальнейшем президент К. Бакиев, в отличие от А. Акаева, несмотря на тесные контакты с американцами, стремился ограничить действия США внутри страны, в том числе в области поддержки НПО. Однако за два года, прошедших после переворота 2010 г., влияние данных структур заметно усилилось за счет того, что президент переходного периода Р. Отунбаева, тесно связанная с Западом, и ее окружение способствовали приходу «новой волны» НПО, в том числе проамериканских2.

1 Джумакеев А. Геополитическая «лезгинка» американцев? - 2008. - 5 декабря. URL: http://www.presskg.com/agym/08/1205_15.htm

2 Ядуха В. Кто делает Киргизию Грузией? - 2012. - 1 марта. URL: http ://www.rosbalt.ru/exussr/2012/03/01/952207.html

Поддержка соответствующих проамериканских НПО в Киргизии организована таким образом, что их финансирование и подготовка персонала производятся одновременно различными, но взаимосвязанными американскими организациями. Важную роль в поддержке проамериканских НПО и политических сил играет Демократическая комиссия посольства США. По ее линии происходит выделение грантов, как крупных, так и мелких, до 24 тыс. долл. В 2011 г. значительная часть грантов была направлена на поддержку НПО, занимающихся выборными процессами, а также СМИ и мониторингом президентских выборов. Комиссия в том числе финансирует исследовательские группы под конкретные политические задачи. Считается, что она в 2010 г. имела отношение к финансированию выборной кампании партии «Ата-Мекен» и ее лидера О. Текебаева.

USAID сосредоточивает свою деятельность на сравнительно больших проектах, связанных с госуправлением, развитием «гражданского общества», институциональным строительством. Поскольку Киргизия является для USAID одним из базовых государств в регионе, бюджет киргизских программ Агентства стабильно высок: в 2011 г. он превышал 41 млн долл., в 2012 г. -47 млн долл. На 2013 г. у Конгресса было также запрошено финансирование в объеме почти 47 млн долл.1. Экономические программы USAID затрагивают вопросы макроэкономической политики, финансов, торговли, земельных отношений, фискальной политики, бизнес-климата, энергетики и сельского хозяйства, т.е. ключевых отраслей хозяйства Киргизии.

В настоящее время на территории республики по экономическому профилю действуют следующие программы Агентства: Киргизский проект снабжения и развития агробизнеса (бюджет -3 млн долл., партнер - НПО Международный центр по развитию сельского хозяйства (International Fertilizer Development Center, IFDC); Повышение конкурентоспособности через экономические реформы (EREC, региональный бюджет - 18,28 млн долл., партнер -Deloitte Consulting); Поддержка регионального трансграничного

1 См.: Бюджет на 2011, 2012, 2013 гг. на интернет-сайте Госдепартамента США. URL: http://www.state.goV/s/d/rm/rls/statecbj/2011/index.htm; FY 2012 Department of State Operations Congressional Budget Justification // Ibid. URL: http://www.state.goV/s/d/rm/rls/statecbj/2012/index.htm; FY 2013 Department of State Operations Congressional Budget Justification // Ibid. URL: http://www.state. gov/s/d/rm/rls/statecbj/2013/index.htm

водного диалога стран ЦА (региональный бюджет - 1 млн. долл., партнер - Международный фонд спасения Арала, IFAS); Программа местного развития (бюджет - 27 млн долл., партнер -Chemonics International); Проект по либерализации торговли и таможенным реформам (RTLC, бюджет - 15 млн долл., партнер -АЕСОМ International Development, Inc.); Проект по улучшению бизнес-среды (BEI бюджет - 5,85 млн долл., партнер - Pragma Corporation); Региональная энергетическая безопасность, эффективность и торговля (RESET, региональный бюджет - 16,5 млн долл., партнер -Tetra Tech)1.

Программы USAID в сфере здравоохранения нацелены на реформирование управления и финансирования системы Минздрава Киргизии. Агентство работает по таким направлениям, как здоровье матери и ребенка, борьба с сердечно-сосудистыми и инфекционными болезнями (туберкулез, ВИЧ / СПИД и птичий грипп). Среди них стоит выделить программы: Качественная медико-санитарная помощь (региональный бюджет - 72 млн долл., партнер - Abt Associates); Медико-демографическое исследование (MDI, бюджет - 2 млн долл., партнер - ICF Macro); Диалог по ВИЧ и туберкулезу (бюджет - 15 млн долл., партнер - Population Services International, PSI); Содействие по контролю туберкулеза (региональный бюджет - 11 млн долл., партнер - Представительство Центрального объединения по борьбе и профилактике туберкулеза Королевства Нидерландов, KNCV)2.

Среди гуманитарных программ выделяется «Продовольствие во имя мира», в рамках которого ежегодно предоставляется 46,9 т продуктов питания для 81 социального учреждения по всей Киргизии, включая оказание помощи детям, пенсионерам, душевнобольным и больным мультирезистентными формами туберкулеза (бюджет - 388 тыс. долл., партнер - Research and Policy Exchange, RPX)3.

В проектах USAID в Киргизии очень широко представлена тематика так называемого «содействия демократичному и справедливому управлению». По сути, это «содействие» представляет

1 Экономические программы USAID в Киргизии. - URL: http://www.cen-tralasia.usaid.gov/kyrgyzstan/economic-develpoment

2 Здравоохранительные программы USAID в Киргизии. - URL: http://www. centralasia.usaid.gov/kyrgyzstan/investing-in-people

3 Гуманитарные программы USAID в Киргизии // URL: http://www.central-asia.usaid.gov/kyrgyzstan/humanitarian-assistance

собой влияние в политической, идеологической и информационной сферах. В рамках данного направления американские структуры контактируют с киргизскими общественными организациями и партиями, в том числе оппозиционными, с национальными СМИ, осуществляют их целевое финансирование, организуют различные семинары, тренинги и программы, проводят мероприятия по конструированию политического пространства.

К таким программам относятся: Поддержка СМИ (региональный бюджет - 15 млн долл., партнер - Internews Network); Правовая поддержка гражданского общества (региональный бюджет - 3,97 млн долл., партнер - ICNL); Предотвращение торговли людьми (бюджет - 4,27 млн долл., партнер - международная организация по миграции, IOM); Программа по укреплению судебной системы в Киргизии (бюджет - 4,49 млн долл., начало реализации -осень 2011 г., партнер - Международная организация правового развития, IDLO); Программа по содействию Жогорку Кенешу Киргизской Республики (бюджет - 3,24 млн долл., реализуется с сентября 2010 г., партнер - Корпорация альтернативного развития, DAI); Проект в поддержку активистов в области прав человека (бюджет - более 1,5 млн долл., реализуется с марта 2010 г., партнер - Freedom House); Развитие политических партий (CEPPS, бюджет - 4,28 млн долл., партнеры - Международный фонд избирательных систем, IFES и Международный республиканский институт, IRI); Трансграничное сотрудничество молодежи (бюджет -0,46 млн долл.) и Молодежный театр за мир (бюджет - 0,60 млн долл., партнер - IREX)1.

Следует отметить, что USAID весьма оперативно реагирует на изменение социально-политического климата в стране. Так, после переворота 2010 г. в мае того же года начала реализовывать-ся специальная программа так называемых «переходных инициатив Киргизской Республики» (партнер - International Resources Group, IRG), предполагающая дополнительные усилия по «стимулированию демократических процессов». IRI в Киргизии представлен офисом в Бишкеке. В апреле 2010 г. офис был разграблен, однако вскоре деятельность этой структуры была восстановлена. В последние годы IRI активизировал образовательные программы для политических партий. Начиная с 2008 г. через курсы IRI прошли представители всех наиболее значимых политических партий,

1 Социально-политические программы US AID в Киргизии. - URL: http://www.centralasia.usaid.gov/kyrgyzstan/governing-democratically-and-justly

включая «Ата-Мекен», СДПК, «Ар-Намыс», «Ак-Жол» (в период правления К. Бакиева), Партии коммунистов Киргизстана, а также более мелких политических партий и организаций. Одним из направлений работы 1Ш в республике является проведение опросов общественного мнения по политической и социальной тематике. К ним широко привлекаются местные НПО.

N01, работающий в республике с 1996 г., в большей степени сосредоточен на работе с молодежными группами, а также и поддержке оппозиционных партий (в том числе партии «Ата-Мекен» в течение длительного времени). Спецификой N01 также является плотная работа с НПО, задействованными в выборном процессе, финансовая поддержка так называемых «независимых СМИ», включая предоставление оборудования для выпуска газет и т.п. В то же время следует отметить, что N01 в меньшей степени, чем 1Ы, ориентирован на образовательные проекты. Говоря о совместных проектах с американскими структурами, следует отметить активность на этом направлении киргизской коалиции «За демократию и гражданское общество», международного центра «Ин-тербилим», «Правовой клиники Адилет». Также американцами финансируется коалиция неправительственных организаций «Таза Шайлоо».

Отдельным, актуализировавшимся в последнее время направлением работы американцев является конструирование идеологически и финансово подконтрольных им молодежных организаций. Одним из наиболее перспективных американских проектов по подготовке молодой элиты является проект «Молодежного парламента», тесно связанный с работой реального парламента, Жогорку Кенеша. В работе «парламента» принимают участие 58 депутатов в возрасте от 18 до 26 лет, по два представителя молодежного крыла из 14 различных партий, один из которых представляет регион, а другой - Бишкек. При этом 28 депутатов рекрутируются из политических партий, а 30 - из активистов различных вузов и различных регионов. «Молодежный парламент» институционально является проектом Фонда поддержки демократии, созданного в сентябре 2010 г. Кроме того, продвижение американских интересов идет через молодежные общественные организации «Достояние республики», «За международную толерантность», через ресурсный Центр некоммерческих организаций в Министерстве по делам молодежи. Важную роль в формировании проамериканской молодой элиты играет Американский уни-

верситет Центральной Азии, где готовятся кадры для международных организаций и НПО1.

Особую роль в системе американского влияния традиционно играет Фонд «Сорос-Киргизстан». Именно эта структура непосредственно занималась подготовкой кадров для переворота 2005 г. Однако после так называемой «тюльпановой революции» Фонд снизил интенсивность своей деятельности в республике. Во многом это было связано с тем, что Дж. Сорос был не вполне доволен результатами переворота. Хотя к 2005 г. соросовскими структурами был подготовлен ряд молодых лидеров, они не смогли проявиться в тех условиях. В дальнейшем Фонд сосредоточился на других косвенно политических проектах. Важной составляющей этих программ в Киргизии является образовательный сегмент: стажировки и кратковременные поездки политических активистов и чиновников в Грузию для изучения «грузинского опыта», стажировки активистов в структурах Фонда в Будапеште (Венгрия), а также прохождение студентами практики в западных образовательных учреждениях. Для сотрудников государственных и общественных организаций соросовская структура готовит кандидатов к аналитической работе на специальных курсах. Обучение проводят в том числе и приглашенные специалисты из Будапешта (Центральноевропейский университет). Общая сумма расходов Фонда «Сорос-Киргизстан» составляет более 1,5 млн долл. в год.

В целом следует отметить, что именно при поддержке соро-совских и - шире - американских структур за последние два года произошла активизация связей грузинского режима с официальными и неправительственными структурами Киргизской Республики. Фонд спонсирует важную часть политики сближения Киргизии и Грузии - стажировки представителей киргизских государственных и неправительственных структур в Грузии для ознакомления с грузинским опытом реформирования госаппарата, силовых структур, системы управления экономикой2. Не без американской помощи произошло и наиболее значимое событие в киргизско-грузинских отношениях последнего времени - визит

1 Озмитель М. Следующий парламент Киргизстана рискует стать детищем «американской демократии». - 2011. - 20 июня. URL: http://www.vesti.kg/index. php?option=com_k2&view=item&id=5563:sleduyuschiy-parlament-kyirgyizstana-riskuet-stat-detischem-amerikanskoy-demokratii&Itemid=84

2 Шелепенко А. Потенциал общественного вещания. - 2011. - 8 июля. URL: http://soros.kg/archives/10595

главы Грузии М. Саакашвили в Бишкек на инаугурацию нового президента Киргизии А. Атамбаева 1 декабря 2011 г. и выступление грузинского лидера в Американском университете Центральной Азии.

Следует отметить, что у соросовских программ в Министерстве образования и других государственных структурах республики довольно много лоббистов. На постоянной основе с Фондом «Со-рос-Киргизстан» связаны Фонд поддержки образовательных инициатив, Школа демократии, SBDC Consult, проект «Открытый Киргизстан», занимающийся вопросами социальной политики, многочисленные проекты СМИ.

Образовательные американские проекты в Киргизии заслуживают особого внимания. Они представлены широким спектром областей, в которых используются разные формы обучения: от обмена студентами и преподавателями до получения американского образования непосредственно в Киргизии. Центром американского образовательного пространства здесь является Американский университет Центральной Азии в Бишкеке. Также образовательные программы осуществляют USAID, Корпус мира, ACTR / ACCELS, IREX, работает Программа малых грантов Демократической комиссии посольства США.

Американский университет Центральной Азии был создан в 1993 г. Основная его миссия сформулирована в девизе - «Работа над демократическим преобразованием Центральной Азии». Представители AUCA открыто говорят, что университет призван развивать будущих лидеров такого преобразования. В настоящее время университет управляется интернациональным Советом попечителей и выдает дипломы по 10 специальностям (бакалавриат): американоведение, антропология, управление бизнесом, европове-дение, международное и бизнес-право, международная и сравнительная политика, журналистика и массовые коммуникации, психология, социология, проектирование программного обеспечения. Также предлагаются четыре магистерские программы: «Управление бизнесом (МВА)», «Изучение стран Центральной Азии», «Устойчивое развитие окружающей среды», «Экономическое развитие». В университете действуют курсы иностранных языков (английский, арабский, испанский, итальянский, китайский, корейский, киргизский, немецкий, русский, турецкий, французский и японский).

Сейчас в AUCA высшее образование получают студенты из 25 стран мира (прежде всего из стран Центральной Азии, но есть

также студенты из России, Украины, стран Балтии, США, Германии, Канады, Великобритании). Численность студентов - более 1200, преподавателей - более 130. С 2001 г. AUCA является членом Ассоциации американских международных колледжей и университетов. Выпускники получают киргизский диплом и диплом Колледжа Барда (Bard College) американского образца.

В 2009 г. Колледж Барда и AUCA создали партнерскую программу, которая предусматривает введение качественного образования в Центральной Азии. За прошедшие годы они занимались внедрением международных стандартов образования во все аспекты учебной программы университета. Помимо этого AUCA участвует в ряде партнерских программ со многими университетами и организациями по всему миру. Следует особо отметить партнерство в плане обмена студентами с Американским университетом в Болгарии (AUBG) и Американским университетом в Афганистане (AUAF). В настоящее время преподаватели AUCA совместно со своими коллегами из AUAF проводят занятия, которые посещают студенты из обоих университетов благодаря виртуальной классной комнате, финансируемой за счет гранта USAID.

Институт открытого общества, Фонд Меллон и USAID активно поддерживают AUCA. В октябре 2010 г. университет получил грант «Вперед, AUCA!» в 2,7 млн долл. Проектом предусмотрена разработка новых академических программ, открытие Института центральноазиатских исследований, технологическое обновление вуза. Проект был рассчитан до января 2013 г. В феврале 2012 г. AUCA объявил о наборе в Академию нового поколения (New Generation Academy, NGA) выпускников школ Киргизии. Абитуриентам с выраженными академическими способностями, но не получившим по какой-либо причине качественного среднего образования, будут предоставлены 70 стипендий на весь курс обучения. Такая стипендия полностью покрывает стоимость обучения, проживания, питания и учебных материалов. Занятия в NGA начались в августе 2012 г. Для подготовки абитуриентов и изучения английского языка был открыт филиал Центра дополнительного образования в Оше. Предполагается, что в 2013 и 2014 гг. 30 студентам, успешно окончившим обучение по этой программе и нуждающимся в финансировании, будет предоставлена полная стипендия на четыре года для обучения в AUCA и последующей стажировки в США.

В планах университета в 2013 г. открыть новый студенческий городок площадью около 3 га, который будет расположен в

3 км к югу от Бишкека. Ориентировочная стоимость этого проекта 25 млн долл., из которых 16 млн уже собрано. Университет также приобретает общежитие с целью привлечения новых иностранных студентов, особенно из Европы и США. Также в 2013 г. будут открыты новые курсы в рамках Центра дополнительного образования: гражданское воспитание, переподготовка военных. Для последней цели планируется открыть новый студенческий городок в Оше. В настоящее время ведутся переговоры с мэрией о его месторасположении.

AUCA также заботится о дальнейшем продолжении образования и трудоустройства своих выпускников. Более 1,5 тыс. из них продолжили учебу в разных вузах США и Европы: Гарварде, Йеле, Университете Индианы, Сорбонне и Центральноевропейском университете (CEU). После обучения часть выпускников инкорпорируется в крупные иностранные бизнес-структуры, в представительства американских и других западных структур в ЦА, а также в государственные органы. Среди выпускников AUCA - бывший глава аппарата президента Р. Отунбаевой Э. Байсалов, пресс-секретарь нынешнего президента А. Атамбаева К. Токтогулов .

USAID, помимо сотрудничества с AUCA, осуществляет поддержку проектов, реализуемых другими фондами. Например, Фонд Евразия Центральной Азии реализует проект «Кредитование студентов» с бюджетом 250 тыс. долл. В соответствии с ним некоторые местные финансовые организации по договору с американскими партнерами предоставляют кредиты студентам университетов и профессионально-технических училищ для оплаты обучения. Также в проекте заявлена цель помочь выпускникам вузов с трудоустройством в бизнес-секторе. Он сотрудничает с рядом центральных вузов, а также региональными колледжами и техническими университетами в Ошской и Иссык-Кульской областях2.

Еще одним проектом USAID является «Сапаттуу билим» (Проект по улучшению качества образования). Его бюджет -13,9 млн долл. Он носит статус регионального и осуществляется, помимо Киргизии, в Таджикистане. Партнером USAID здесь выступает НПО Creative Associates International (CAI). В рамках этого проекта учителя проходят тренинги по применению совре-

1 American University of Central Asia. - URL: http://www.auca.kg/ru/ about_

auca_/

2 USAID в Центральной Азии. - URL: http://centralasia.usaid.gov/ru/kyr-gyzstan/459

менных методик обучения. Проект «Поддержка молодежи через образование» сосредоточен на образовательных потребностях детей в новостройках вокруг Бишкека.

Некоторые проекты относятся как к республиканскому, так и к региональным уровням. Например, в Баткенской области (сёла Кулунду, Жаны-Жер) при поддержке USAID реализуется проект «Сотрудничество молодежи приграничных сообществ». В его рамках выделяются малые гранты на молодежные проекты, проведение трансграничных совместных общественных мероприятий, тренингов для местных лидеров и по повышению потенциала трансграничных молодежных банков, а также обсуждение нужд сообщества, особенно водно-земельных. В 2012 г. обсуждается полномасштабное распространение этого проекта на Ошскую и Джалал-Абадскую области, граничащие с Узбекистаном.

В сфере образования Киргизии с 1993 г. активно действует Корпус мира (Peace Corps). 1 июня 2011 г. в республике началась двухгодичная вахта 41 волонтера Корпуса, которая продлится до мая 2013 г. Волонтеры работают в Чуйской, Нарынской, Таласской и Иссык-Кульской областях, где преподают английский язык в школах, работают в местных сообществах и в сфере здравоохранения, в области «устойчивого и организационного развития» в НПО. Следует отметить, что из соображений безопасности было принято решение не посылать волонтеров Корпуса в Ошскую, Джалал-Абадскую и Баткенскую области1. В 2012 г. в Бишкеке была проведена летняя англоязычная программа «El Campo», состоявшаяся при поддержке волонтеров Корпуса мира. В рамках этой программы для учащихся были организованы социальные проекты, «экологические лагеря» для сельской молодежи, а также собрания, где обсуждались различные, в том числе социально-политические, темы, предоставлялась помощь в совершенствовании навыков общения на английском языке.

Проект «Английский ресурсный центр в школах» призван организовать в школах Киргизии центры изучения английского языка. В ходе его реализации волонтеры на английском языке обсуждают со школьниками проблемы ВИЧ / СПИДа, алкоголизма и наркомании, «гендерные проблемы», вопросы ведения бизнеса и пр. Также волонтеры передают школам, в которых работают, техническое оборудование, литературу. Кроме того, через Корпус мира

1 Peace Corps in Kyrgyz Republic. Annual report 2011. - P. 7-12. URL: http://www.kyrgyz.peacecorps.gov/pc_ar_2011.pdf

уже ведется реализация проекта «Американский уголок в библиотеках», когда в сельских библиотеках открываются так называемые «американские уголки», оборудованные техникой и имеющие в наличии учебные пособия. С 1993 г. в Киргизии работают Американские советы по международному образованию ACTR / ACCELS. Основной целью их деятельности является предоставление возможностей для профессионального развития и академического / культурного обмена.

В частности, с 2005 г. в республике действует программа «Связи сообществ». Она дает возможность специалистам разных профилей принять участие в краткосрочных специализированных тренинговых курсах в США. Программа финансируется USAID, однако не входит в список основных проектов Агентства. Программа, ранее управлявшаяся Бюро образовательных и культурных программ (ЕСА) при Госдепартаменте США, а в настоящее время спонсируемая Бюро USAID по Европе и Евразии, разработана для того, чтобы способствовать развитию общественной дипломатии путем обмена идеями и культурными ценностями между участниками программы и принимающими семьями и организациями в США. Ее участниками могут быть предприниматели, представители местного самоуправления, юристы, лидеры НПО. Все участники проходят открытый конкурс, а отбор производит местная миссия USAID.

Кроме того, в Киргизии действуют Программа обмена будущими лидерами (FLEX), предназначенная для учащихся средних школ, и Программа стажировки для преподавателей вузов (JFDP). Для поощрения развития открытого рынка и сектора частного предпринимательства в Центральной Азии путем предоставления доступного и качественного обучения западным бизнес-технологиям в вузах, принявших западную учебную программу и методику преподавания, был создан Американский центральноазиатский образовательный фонд. Благодаря этому Фонду вузы будут закладывать фундамент для создания в регионе среды, благоприятной для развития частного бизнеса и «духа свободного предпринимательства».

Основными направлениями деятельности Фонда являются: (1) предоставление нуждающимся студентам образовательных грантов (стипендий) на получение образования в области бизнеса в трех специально отобранных университетах региона; (2) разработка и внедрение программы обучения преподавателей бизнес-дисциплин и усовершенствования учебных программ в каждом из

университетов; а также (3) подготовка базы для прохождения практики, что даст студентам возможность работать и учиться за рубежом, в демократических странах с развитым рынком. В Киргизии Фонд тесно взаимодействует с AUCA. Его работа в стране рассчитана на период до 2022 г. С помощью ACCELS студенты Киргизии могут продолжить обучение и в Болгарии, поскольку организация проводит в КР набор студентов на обучение в АУБ.

Еще одна программа - «Открытый мир» дает возможность молодым лидерам из Киргизии посетить США для выступления на конференциях с докладами, посвященными главным образом теме, касающейся профессиональной сферы делегатов. В рамках этой программы США, в частности, готовят популярных блогеров Киргизии. С 2007 г. из КР по этой программе выехали примерно 100 молодых людей, работающих в разных сферах. «Открытый мир» поддерживает связь со своими выпускниками и после окончания их визитов. В России, на Украине и в Центральной Азии уже проведены десять конференций выпускников, и такие конференции планируется проводить и в дальнейшем. Для выпускников и при их непосредственном участии издается специальный «Информационный бюллетень» выпускников программы «Открытый мир», который распространяется в электронном и печатном виде. Выпускники «Открытого мира» встречаются с представителями посольства США и участвуют в других мероприятиях, проводимых на средства, предоставляемые американским правительством. Координаторы программы поощряют своих подопечных, чтобы они привлекали новых кандидатов для участия в ней. В качестве одного из средств поощрения выступает помощь координаторов программы своим выпускникам с трудоустройством1. Посольство США в Бишкеке участвует в отборе кандидатов для участия в «Открытом мире», осуществляет помощь в разработке и планировании программы, обеспечивает процесс выдачи виз ее участникам.

Программы студенческого обмена осуществляет также организация IREX, координирующая в Киргизии международную программу Отдела образовательных и культурных программ Гос-депа США (Global UGRAD). Она предоставляет возможность студентам вузов пройти обучение в университете или колледже США

1 American Councils in Kyrgyz Republic. - URL: http://www.american-councils.kg/programs_kyr.html

в течение одного академического года (без получения научной сте-пени)1.

В рамках Демократической комиссии посольства США осуществляется работа программ «Hamfrey» и «Fulbright», направленных на усовершенствование образования посредством стажировок в США. Также реализуются программа для молодых музыкантов «One Beat», программа совершенствования педагогического мастерства для преподавателей английского языка (TEA), программа «Международные визиты» с целью изучения какого-либо аспекта жизни США, программа стипендий «Cochrane», связанная с сельскохозяйственной деятельностью.

Фонд «Сорос-Киргизстан» выделяет ряд образовательных грантов для поддержки граждан КР. В частности, Институт открытого общества в 2004 г. запустил Программу академического развития (ПАР) с целью поддержки реформирования учреждений высшего образования в республике. Она направлена на поддержку преподавателей гуманитарных наук, «ориентированных на реформы», путем совершенствования учебных программ и методов преподавания, «возвращения» на родину молодых преподавателей, обучившихся за рубежом. Программа реализуется через сотрудничество с партнерскими кафедрами, где поддерживается работа местных преподавателей ПАР и приглашенных иностранных профессоров. В Центральной Азии и Монголии ПАР реализуется в сотрудничестве с Фондом «Сорос-Киргизстан» и Форумом открытого общества (Монголия). В последние годы ПАР поддерживала в Киргизии 40 местных и 11 иностранных преподавателей AUCA по специальностям «Антропология», «Социология», «Международная и сравнительная политика», «Юриспруденция», «Психоло-

гия»2.

В целом на протяжении всего времени существования независимой Киргизии здесь наблюдается планомерное усиление американского влияния во всех ключевых социальных институтах. Тенденцией самого последнего времени стала инфильтрация прозападно настроенных выходцев из американских образовательных структур в органы государственной власти и элитные бизнес-слои республики. Учитывая воздействие на киргизский государственный аппарат грузинских и восточноевропейских структур, в бли-

1 IREX in Kyrgyz Republic. - URL: http://www.irex.kg/ru/program/ugrad.html

2 Программа академического развития в Центральной Азии и Монголии // Фонд «Сорос-Киргизстан». - URL: http://www.soros.kg?page_id=403

жайшем будущем можно ожидать попытки со стороны США форсировать процесс формирования новой, проамериканской элиты Киргизии.

(продолжение в следующем номере)

«Центральная Азия: Проблемы и перспективы (взгляд из России и Китая)»,

М, 2013 г., с. 28-43.

Д. Малышева,

доктор политических наук (ИВ РАН) БЕЗОПАСНОЕ РАЗВИТИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И АФГАНСКИЙ ФАКТОР

В первой половине 1990-х годов, вскоре после распада СССР, многие предрекали Центральной Азии судьбу одной из наиболее нестабильных частей мира. Сбылся ли этот прогноз? Внешне как будто нет, ведь нельзя не признать, что за годы независимого развития центральноазиатским государствам, за исключением Таджикистана и Киргизии, удалось избежать братоубийственных гражданских войн. Тем не менее центральноазиатские реалии говорят о том, что мир и стабильность в этой части постсоветского пространства хрупки и неустойчивы. По убеждению известного американского политолога Бориса Румера, «события 11 сентября 2001 г. сделали Центральную Азию эпицентром геополитических потрясений на глобальном уровне».

Оказавшись вследствие перемещения многих глобальных процессов из Европы в Азию втянутыми в сложное геополитическое балансирование, постсоветские государства Центральной Азии постарались по возможности дистанцироваться от привязки к какому-то одному мировому или региональному центру. Курс был взят на сохранение хороших отношений со всеми участниками конкурентной борьбы в регионе, которая определяется в основном двумя факторами: богатыми природными ресурсами Центральной Азии и тем, что она превратилась в «базовый плацдарм» для доступа в Афганистан, где силы возглавляемой США международной коалиции пытаются с 2001 г. восстановить мир и порядок, избавиться от обосновавшихся там международных террористов.

Однако в 2014 г. международная операция в афгано-пакистанской зоне военных действий («АфПак») должна завершиться,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.