УДК 327
К.Е. Мещеряков
РОССИЙСКО-КИРГИЗСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ПОСЛЕ «НАРОДНОЙ РЕВОЛЮЦИИ» В КИРГИЗИИ (2010-2012)
K.E. Mesceryakov
THE RUSSIAN-KYRGYZSTANI RELATIONS AFTER THE PEOPLE'S REVOLUTION IN KYRGYZSTAN (2010-2012)
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы межгосударственного сотрудничества Российской Федерации и Киргизской Республики в военной, политической и экономической областях накануне и после «Народной революции» в Киргизии 2010 года. Произведен анализ факторов, повлиявших на развитие двустороннего сотрудничества в указанный период.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ, КИРГИЗИЯ, «РЕВОЛЮЦИЯ ТЮЛЬПАНОВ», «НАРОДНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ», АВИАБАЗА «МАНАС», ВОЕННАЯ БАЗА В КАНТЕ, ОШСКИЙ КОНФЛИКТ
Abstract
The article analyses the main trends and problems in the Russian-Kyrgyzstani relations in the political, military and economic fields on the eve and soon after the 2010 People's revolution in Kyrgyzstan. It shows the factors that had influenced the development of the bilateral cooperation in 2010—2012.
Keywords
RUSSIAN FEDERATION, KYRGYZSTAN, TULIP REVOLUTION, PEOPLE'S REVOLUTION, "MANAS" AIRBASE, KANT MILITARY BASE, OSH INTERETHNIC CONFLICT
С момента провозглашения независимости небольшая по территории, затертая в горах Тянь-Шаня и Памиро-Алая Киргизская Республика неизменно являлась одним из основных партнеров России на постсоветском пространстве. Здесь проживает многотысячная русскоязычная диаспора, активно действуют российские предприниматели, располагается один из столпов системы коллективной безопасности ОДКБ — российская авиабаза в городе Канте, которая в дальнейшем ляжет в основу Объединенной российской военной базы.
На протяжении двух десятилетий, минувших со времени распада СССР, российско-киргизские отношения демонстрировали весьма неоднозначные и противоречивые тенденции. Периодически в них возникали серьезные трения, приводившие к сокращению Москвой и Бишкеком масштабов своего взаимодействия и поиску сторонами альтернативных партнеров. Одним из таких непростых этапов в современной
истории российско-киргизского сотрудничества является период, связанный с переходом власти в Кыргызстане от президента К.С. Бакиева, возглавлявшего республику с 2005 по 2010 год, к А.Ш. Атамбаеву, избранному главой государства в конце 2011 года. Целью данной статьи является изучение основных особенностей российско-киргизских межгосударственных отношений в указанный период, т. е. накануне и после «Народной революции» в Кыргызстане.
В начале 2010 года в Киргизии произошло резкое ухудшение экономической ситуации, спровоцировавшее рост активности оппозиционных партий и движений. Президент К.С. Ба-киев начал реализацию мер, направленных на дальнейшую централизацию власти в республике и призванных обеспечить последующую передачу полномочий главы государства его сыну М.К. Бакиеву.
На фоне заметного ухудшения российско-киргизских отношений, происходившего по
вине Бишкека с весны 2009 года [20, с. 104—106], в марте 2010 года, накануне 5-летней годовщины «революции тюльпанов», внимание российских СМИ к Кыргызстану возросло, были представлены материалы, весьма критично характеризовавшие положение дел в этой стране. К.С. Бакиева упрекали в связях с финансово нечистоплотными элементами, ущемлении гражданских прав и свобод, расцвете коррупции и непотизма. Сочтя данные действия провокацией, направленной на дискредитацию его режима, Бакиев выступил с резким заявлением о том, что российские журналисты искажают ситуацию в Киргизии и способствуют дальнейшему охлаждению ее отношений с Москвой. МИД республики сообщил, что направил в посольство России в Бишкеке ноту протеста, однако само посольство факт ее получения не подтвердило [23].
В подобных обстоятельствах российское руководство, воспринявшее демарш К.С. Ба-киева как продолжение внутриполитической борьбы в Киргизии, сохранило нейтралитет, воздержавшись как от критики действий киргизской стороны, так и от их одобрения. В свою очередь, киргизская оппозиция восприняла это как однозначный отказ Москвы поддерживать К.С. Бакиева и 6 апреля 2010 года устроила антиправительственный митинг в Таласе, на севере республики. Страну быстро охватили беспорядки, в ночь на 7 апреля достигшие Бишкека. Режим К.С. Бакиева оказался не способен повлиять на происходящее, и в течение суток власть в Киргизии перешла к сформированному оппозицией Временному правительству, которое возглавила Р.И. Отунбаева — первый министр иностранных дел независимого Кыргызстана, бывший посол республики в США, Великобритании и Ирландии.
Реакция Москвы на беспорядки в Кыргызстане оказалась сдержанной. 7 апреля 2010 года МИД России выступил с заявлением, в котором выразил заинтересованность в сохранении стабильности в этом дружественном государстве и призвал противоборствующие стороны воздерживаться от насилия [14]. Д.А. Медведев выразился более категорично, отметив, что события в Киргизии свидетельствуют о крайней степени возмущения граждан действующей властью [17]. Наиболее резкие слова в адрес свергнутого лидера произнес В.В. Путин: «Когда президент
Бакиев приходил к власти, он очень жестко критиковал отстраненного... президента Акаева за семейственность, за то, что в экономике Кыргызстана кругом сидели родственники. У меня такое впечатление, что господин Бакиев наступает на те же самые грабли» [1]. Сказанное продемонстрировало чрезвычайное раздражение России действиями К.С. Бакиева в последние месяцы его руководства и готовность признать итоги произошедшей в Киргизии революции.
Уже 8 апреля 2010 года правительство Р.И. Отунбаевой выразило намерение продолжить активное взаимодействие с Россией и запросило у нее помощь в виде нефтепродуктов и нового кредита на поддержание финансовой системы Кыргызстана [6]. Вскоре новые власти заявили о неукоснительном соблюдении республикой всех обязательств в рамках ОДКБ [32], что свидетельствовало об их стремлении сохранить за Бишкеком статус военно-политического союзника Москвы. 14 апреля в Россию прибыл вице-премьер Временного правительства А.Ш. Атамбаев, получивший согласие В.В. Путина на выделение Киргизии 50 млн долларов на решение первоочередных задач социальной сферы и проведение весенне-полевых работ [12].
В середине апреля в Киргизии произошла серия нападений на офисы компаний и жилые дома русскоязычных граждан, участились случаи проявления бытового национализма в отношении русского населения. Попытки российского посольства привлечь к происходящему внимание местных властей не увенчались успехом, после чего обеспокоенность судьбой своих соотечественников выразил МИД России [29]. 20 апреля президент Д.А. Медведев дал распоряжение министру обороны А.Э. Сер-дюкову принять меры по обеспечению безопасности российских граждан и усилению защиты российских стратегических объектов на территории Киргизии [39], после чего давление на русское население республики практически прекратилось. В мае Москва перевела Временному правительству обещанные 50 млн долларов, что позволило ему несколько стабилизировать обстановку [24]. Вскоре Р.И. Отун-баева была назначена временным президентом республики, а А.Ш. Атамбаев — премьер-министром Кыргызстана.
В июне 2010 года в Ошской области произошло обострение противоречий между кир-
гизами и узбеками, переросшее в полномасштабные антиузбекские погромы. Жертвами беспорядков стали более 100 человек, около 1500 человек получили ранения, причем на этот раз в распоряжении киргизских властей не было сил, способных остановить кровопролитие подобно советским войскам, введенным в зону бедствия летом 1990 года, когда здесь произошел аналогичный по своему размаху конфликт. Временное правительство обратилось к ОДКБ и руководству России с просьбой направить миротворцев для разделения конфликтующих сторон [31], однако соответствующие запросы были сделаны в устной форме, поэтому не имели юридической силы и не могли быть удовлетворены Москвой. К концу июня правительство Р.И. Отунбаевой урегулировало ситуацию в Ошской области собственными силами.
К июлю 2010 года задолженность Киргизии перед Россией превысила 340 млн долларов. На этом фоне правительство республики затормозило процесс передачи в собственность Москвы контрольного пакета акций ОАО «Дас-тан» — единственного в Киргизии предприятия, производящего оборудование для морских торпед по заказам оборонных ведомств России, Индии и Украины, — и переговоры о создании второй российской военной базы в Ошской области, что являлось нарушением договоренностей, достигнутых сторонами в июле 2009 года, еще во время президентства К.С. Бакиева. Подобная позиция была воспринята Россией как попытка выторговывания Бишкеком новых преференций, поэтому переговоры Д.А. Медведева и Р.И. Отунбаевой, состоявшиеся в июле и августе 2010 года [9, 10] и рассматриваемые киргизским руководством как путь к получению от Москвы дополнительной помощи, не дали результатов. Лишь в октябре, после согласия Бишкека на частичную передислокацию российских военнослужащих в Ошскую область, Москва выразила готовность начать рассмотрение вопроса о выделении ему новых субсидий [42].
В ноябре 2010 года ситуация в Киргизии вновь дестабилизировалась. В республике состоялись парламентские выборы, способствовавшие не консолидации общества, а, напротив, усилению его раскола по политическому признаку. В Ошской области участились случаи захвата киргизами сельскохозяйственных уго-
дий, принадлежавших узбекам, что привело к новому всплеску межнациональной напряженности. В самом Оше произошла серия терактов, вызвавших панику у местных жителей. В Бишкеке неизвестные злоумышленники совершили нападение на православный храм Святого равноапостольного князя Владимира [4].
Неспособность руководства республики взять ситуацию под свой контроль вынудила его вновь обратиться за поддержкой к России. В середине ноября 2010 года в Красноярск прибыла делегация во главе с Чрезвычайным и Полномочным Послом Киргизии в России У. Чиналиевым. Он высказался за скорейшее восстановление экономического сотрудничества между нашими странами, попросив губернатора Красноярского края рассмотреть возможность оказания гуманитарной помощи Киргизии строительными материалами [44].
В декабре 2010 года в Москву прибыл
A.Ш. Атамбаев. Данный визит стал его первой зарубежной поездкой после назначения на должность премьер-министра, что свидетельствовало о сохранении киргизским руководством прежней внешнеполитической ориентации. А.Ш. Атамбаев провел переговоры с
B.В. Путиным, обсудив экономическую ситуацию в Киргизии и запросив возобновления российских кредитов, замороженных в конце президентства К.С. Бакиева [35]. Председатель правительства Киргизии также был принят руководителем Администрации Президента России С.Е. Нарышкиным, который заявил о готовности Москвы восстановить с Бишкеком добрососедские стратегические отношения [7]. В то же время результаты поездки А.Ш. Атам-баева не получили освещения в СМИ, что свидетельствовало о стремлении России извлечь максимальную выгоду из возобновления сотрудничества с Кыргызстаном.
В феврале 2011 года Комитет Жогорку Ке-неша (парламента) Киргизской Республики по конституционным вопросам одобрил законопроект о присвоении географического названия «Пик Владимира Путина» одной из безымянных вершин в горах Алатау [5]. Данное решение, безусловно, являлось демонстрацией лояльности киргизских властей к российскому руководству, однако не вызвало у Москвы ответной реакции. Тогда же Бишкек согласовал с Вашингтоном новые условия поставок топлива
в Центр транзитных перевозок «Манас». Если раньше заправку американских самолетов осуществляли исключительно компании, принадлежащие США, то теперь 50 % топлива должна была поставлять киргизская сторона. Это гарантировало бюджету страны приток дополнительных средств в объеме 650 млн долларов в год [26]. Кроме того, Временное правительство предложило учредить для осуществления поставок топлива «Манасу» совместное предприятие с участием российской компании «Газпро-мнефть», что вызвало у Москвы несомненный интерес [2].
С приходом весны внутриполитическая ситуация в Киргизии вновь обострилась. Двадцать политических партий, не прошедших в парламент республики на предыдущих выборах, создали альтернативные правительство и Народный совет. Целью их деятельности стала выработка решений, направленных на выведение страны из системного кризиса. Одним из первых шагов действующего руководства Киргизии в свое время также было формирование органов власти, неподконтрольных К.С. Бакиеву, поэтому данное событие вызвало у Р.И. Отунбаевой панику.
В марте 2011 года жители Бишкека, доведенные до отчаяния нищетой, попытались устроить штурм Дома правительства. Вскоре премьер-министр А.Ш. Атамбаев вновь отправился в Москву и запросил у В.В. Путина помощь из средств Антикризисного фонда ЕврАзЭС в объеме 200 млн долларов; российская сторона ответила Бишкеку отказом [30]. В апреле руководство Киргизии высказалось за скорейшее вхождение своей страны в Таможенный союз ЕврАзЭС; данная инициатива также не получила одобрения Москвы, поскольку Киргизия не соответствовала необходимым для этого критериям [37]. Затем Россию посетил О.Т. Ба-банов — вице-премьер Киргизии, один из трех лидеров «Народной революции» 2010 года. Его переговоры с В.В. Путиным не дали результатов: председатель правительства России потребовал у Бишкека немедленного выполнения взятых К.С. Бакиевым обязательств как по вопросам погашения задолженности перед Москвой, так и в области реализации совместных экономических проектов. В итоге киргизские власти были вынуждены признать существование серьезных проблем в отношениях с Росси-
ей и прийти к выводу, что они исчерпали лимит доверия Москвы [22].
20 апреля 2011 года Киргизия выплатила России 14,3 млн долларов просроченной задолженности, выразив принципиальную готовность передать ей в счет погашения остальной части долга 48 % акций ОАО «Дастан» [15]. На этом фоне парламент республики ратифицировал соглашение с НАТО, предполагавшее переезд Центральноазиатского офиса альянса из Астаны в Бишкек; руководство НАТО выразило намерение расширить свое взаимодействие с Киргизией [27]. Правительство республики начало переговоры с США о продлении сроков пребывания в аэропорту «Манас» Центра транзитных перевозок [33]. Таким образом, администрация Р.И. Отунбаевой вернулась к тактике «маятниковой дипломатии»: подобно А.А. Акаеву и К.С. Бакиеву, она начала выстраивать свою внешнюю политику, лавируя между интересами Москвы и Вашингтона, что вызвало у России сильное раздражение.
В мае 2011 года в Киргизии произошел невиданный с середины 1990-х годов всплеск националистических настроений. Средства массовой информации, печатные издания, политические партии и общественные организации республики начали в массовом порядке тиражировать материалы, имевшие ксенофобский характер и унижавшие достоинство русского, узбекского и еврейского населения страны. Это вызвало у России серьезную тревогу, хотя и не спровоцировало ее на принятие жестких ответных мер.
В июне 2011 года Бишкек потребовал от Москвы экстрадировать своих граждан, задержанных по обвинению в причастности к прошлогодним беспорядкам в Ошской области. Среди них оказались лица из близкого окружения К.С. Бакиева [3]. Российская сторона не выполнила данную просьбу. Вскоре Д.А. Медведев провел краткие переговоры с Р.И. Отунбаевой [11]. Встреча глав двух государств была приурочена к работе саммита ШОС в Астане и не получила широкого освещения в прессе. Тем не менее по возвращении домой Р.И. Отунбаева выступила с резким заявлением, суть которого сводилась к ее готовности «лично... бороться с проявлениями махрового национализма» в республике, пропагандируемого политиками, действующими против своего государства [41].
В июле 2011 года в Ошской области произошли столкновения между узбеками, населяющими поселок Араван, и киргизами, проживающими в селе Чеко-бат. Поводом к началу конфликта стала бытовая ссора между жителями двух населенных пунктов, переросшая в погромы на рынке Аравана, устроенные уроженцами Чеко-бата. Для пресечения беспорядков руководство Киргизии ввело в Араван подразделения внутренних войск, закрыв в поселке все магазины, кафе и детские сады. После этого ситуация начала постепенно стабилизироваться.
В конце августа 2011 года Кыргызстан отметил 20-ю годовщину независимости. В столице страны прошел военный парад и состоялась праздничная демонстрация. Д.А. Медведев направил Р.И. Отунбаевой поздравительную телеграмму, в которой выразил удовлетворение высокой динамикой российско-киргизского политического диалога, позволяющего «решать актуальные вопросы двусторонней повестки дня в духе союзнического партнерства на основе последовательного выполнения имеющихся договоренностей» [13]. Соответственно российский лидер впервые за последние месяцы заявил о союзническом характере отношений между нашими странами, увязав возможность сохранения достигнутого ими уровня партнерства со строгим выполнением Бишкеком своих обязательств перед Москвой. После этого в Киргизию отправился С.Е. Нарышкин. Он провел переговоры с временным президентом и премьер-министром республики, но не сделал по итогам своей поездки официальных заявлений [40].
В сентябре 2011 года в Киргизии началась подготовка к президентским выборам, призванным подвести черту под переходным периодом ее истории, начавшимся с революционных событий в апреле 2010 года. Центральная избирательная комиссия республики допустила до участия в голосовании 20 кандидатов; претендентом на высший государственный пост от правящей коалиции был объявлен А.Ш. Атам-баев. В октябре он совершил рабочий визит в Москву, в ходе которого обсудил с С.Е. Нарышкиным вопросы стратегического партнерства между нашими странами [43]. Главным итогом данной встречи стало согласие России поддержать его кандидатуру на предстоящих выборах.
В ходе предвыборной кампании большинство кандидатов на пост президента Киргизии
выступили за активную интеграцию республики с Россией. В данной связи руководство страны подало заявку на ее присоединение к Таможенному союзу ЕврАзЭС [16], что вызвало у Москвы двойственную реакцию. С одной стороны, речь шла о явно популистском ходе, которому не стоило придавать особого значения, учитывая, что Бишкек по-прежнему не был готов к полноценному участию в данном объединении. С другой стороны, пророссий-ские устремления киргизского руководства стали настолько демонстративными, что это не могло не удивить Москву.
Президентские выборы в Кыргызстане состоялись 30 октября 2011 года и уже в первом туре принесли победу А.Ш. Атамбаеву. Д.А. Медведев направил избранному коллеге поздравительное послание, в котором выразил надежду, что под его руководством страна продолжит курс на укрепление союзничества и стратегического партнерства с Россией [18]. После подведения итогов голосования А.Ш. Атамба-ев пообещал закрыть в 2014 году, когда истечет срок действия соответствующих соглашений между Бишкеком и Вашингтоном, Центр транзитных перевозок «Манас», выполнив тем самым негласную договоренность между Россией и Киргизией, достигнутую в феврале 2009 года, но впоследствии нарушенную К.С. Бакиевым. В ответ Россия начала оказание Киргизии гуманитарной помощи, отправив в республику двухмесячный запас муки и растительного масла на сумму 5 млн долларов [28].
Церемония инаугурации А.Ш. Атамбаева прошла 1 декабря 2011 года. На ней присутствовали гости из Турции, стран СНГ и отдельных регионов России. В то же время уровень делегаций, прибывших в Бишкек, оказался сравнительно невысоким: например, Российскую Федерацию представлял заместитель министра иностранных дел Г.Б. Карасин, что не осталось незамеченным киргизской стороной [36]. Д.А. Медведев направил А.Ш. Атамбаеву поздравительную телеграмму, в которой говорилось о необходимости развивать между нашими странами открытое, конструктивное сотрудничество в духе традиций дружбы, взаимоуважения и доверия. Для придания двустороннему взаимодействию нового импульса президент России предложил активизировать политический диалог, обеспечить реализацию совместных эконо-
мических и инвестиционных проектов, восстановить интенсивные гуманитарные контакты между Москвой и Бишкеком. Особое внимание он уделил тесной координации позиций сторон в рамках существующих интеграционных объединений и международных структур. Главными задачами российско-киргизского партнерства на предстоящее пятилетие Д.А. Медведев назвал всемерное расширение разносторонних связей и наполнение межгосударственных отношений реальным содержанием [19].
19 декабря 2011 года А.Ш. Атамбаев посетил Россию с рабочим визитом, в ходе которого продолжил обсуждение вопросов двустороннего взаимодействия с Д.А. Медведевым. По итогам проведенных консультаций президенты не подписали каких-либо документов и не сделали совместных заявлений. Это свидетельствовало о сохранении между двумя государствами существенных противоречий, не позволявших им вернуться к духу подлинно взаимовыгодного и конструктивного партнерства.
В январе 2012 года А.Ш. Атамбаев неожиданно отказался от идеи закрытия военной базы «Манас», предложив преобразовать ее в Гражданский центр транзитных перевозок с участием США, России, Турции и иных заинтересованных сторон. Одновременно во внешней политике Бишкека наметился крен в сторону Анкары: свой первый официальный визит в должности президента А.Ш. Атамбаев совершил в Турцию, где не скупился на теплые слова в адрес принимающей стороны и пригласил ее расширить свое присутствие на киргизском рынке [21]. Подобная непоследовательность в поведении национального лидера вызвала у граждан Киргизии возмущение, и в конце января они организовали пикетирование посольства США в Бишкеке, требуя вывести из города американскую военную базу. Одновременно в Баткенской области произошел конфликт между киргизами и таджиками, проживавшими в селе Айдаркен; силы правопорядка республики вовремя остановили волнения, не позволив им перерасти в полномасштабные межнациональные столкновения.
В феврале 2012 года экономическая ситуация в Киргизии вновь дестабилизировалась. В начале посевной кампании республика столкнулась с катастрофической нехваткой бюджетных средств, что усилило протестные настро-
ения ее граждан. В подобных обстоятельствах А.Ш. Атамбаев был вынужден в очередной раз обратиться за поддержкой к России. В ходе официального визита в Москву, приуроченного к открытию в российской столице памятника киргизскому эпическому герою Манасу, он встретился с В.В. Путиным и Д.А. Медведевым и запросил у них экстренную финансовую помощь. В ответ российское руководство потребовало у киргизского лидера в скорейшем порядке обеспечить выполнение ранее достигнутых договоренностей о погашении задолженности Бишкека перед Москвой, достигшей 493 млн долларов [8]. Тогда А.Ш. Атамбаев обвинил Россию в том, что у нее также накопились долги за аренду военных объектов, расположенных на территории Киргизии, и пригрозил закрыть российскую авиабазу в Канте [25]. В результате стороны вновь не пришли к каким-либо договоренностям, и А.Ш. Атамбаев улетел домой, не достигнув своих целей.
В начале марта 2012 года Россия полностью рассчиталась по долгам перед Киргизией, тогда как Бишкек по-прежнему игнорировал наличие у него внушительной задолженности перед Москвой. Неудачи правящего режима в области внешней политики и его неспособность решить внутренние проблемы страны вызвали возмущение у киргизской оппозиции, организовавшей массовый митинг в Оше — одном из самых «проблемных» городов республики. Демонстранты обвинили президента в том, что его дипломатия является непоследовательной и конфликтной и может привести к экономической блокаде Кыргызстана. После этого Бишкек инициировал переговоры о создании на своей территории Объединенной военной базы России, официально признав, что сбои в реализации соответствующих договоренностей 2009 года происходили исключительно по его вине [Там же]. Одновременно руководство Киргизии активизировало консультации с министерством обороны США о дальнейшей судьбе Центра транзитных перевозок «Манас». Соответствующая информация просочилась в столичные СМИ, и жители Бишкека начали предпринимать попытки по блокированию аэродрома «Манас» с целью недопущения его дальнейшей эксплуатации американской авиацией. В конце месяца около ста патриотически настроенных граждан организовали митинг с
требованием досрочного вывода Центра с территории Киргизии.
В подобных условиях Москва и Бишкек отметили 20-ю годовщину установления дипломатических отношений. Д.А. Медведев направил А.Ш. Атамбаеву очередную поздравительную телеграмму, в которой вновь высказался за сохранение нашими странами максимально высокого уровня партнерства в политической, экономической и гуманитарной областях [38].
В апреле 2012 года Киргизию посетил С.В. Лавров, проведший обстоятельные переговоры со своим коллегой Р.А. Казакбаевым и президентом А.Ш. Атамбаевым. Стороны обсудили перспективы реализации совместных проектов в гидроэнергетической, нефтегазовой и иных отраслях, уделив основное внимание условиям возобновления строительства Кам-баратинской ГЭС, приостановленного Россией в октябре 2009 года. Бишкек выразил заинтересованность в скорейшем возвращении российских инвестиций, а Москва потребовала у него дополнительных гарантий защиты своих капиталовложений и увеличения доли своих компаний в уставном капитале сооружаемых на его территории объектов [34]. Визит С.В. Лаврова продемонстрировал, что российская и киргизская стороны впервые за последние годы вернулись к обсуждению реальных совместных проектов и их отношения начали постепенно выходить из стагнации.
Подводя итоги, отметим, что период с 2010 по начало 2012 года стал чрезвычайно сложным
периодом в современной истории российско-киргизских отношений. В это время Киргизия переживала глубокий политический и социально-экономический кризис, колоссальную внутреннюю напряженность, вылившиеся в «Народную революцию», беспрецедентный всплеск ксенофобии и националистических настроений в киргизском обществе, межнациональные конфликты на территории республики.
Все это нашло свое отражение во внешней политике Киргизии, в частности вызвало резкое сокращение масштабов ее взаимодействия с Россией. В результате большинство совместных проектов, реализуемых нашими странами, были заморожены, торгово-экономическое сотрудничество сведено к минимуму, российские инвестиции в экономику Кыргызстана приостановлены. Киргизия оказалась на грани банкротства. На этом фоне между Москвой и Бишкеком возникли серьезные политические разногласия, в отдельных случаях создававшие угрозу союзническому характеру двустороннего взаимодействия.
К сожалению, стабилизация обстановки в республике заняла более двух лет, на протяжении которых Бишкек вел себя в отношении Москвы крайне недипломатично, эгоистически и непоследовательно. Тем не менее в долгосрочной перспективе стороны сохранили заинтересованность в возвращении взаимоотношений в нормальное русло и, когда ситуация в Кыргызстане начала улучшаться, немедленно взяли курс на преодоление существующих между ними противоречий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бакиев «наступает на те же грабли», что и экс-глава Киргизии [Электронный ресурс] // РИА «Новости». — 2010. — 7 апреля. — Режим доступа: http:// ria.ru/world/20100407/219207354.html (дата обращения: 01.04.2013).
2. Бишкек подготовил новое соглашение о поставках авиатоплива на базу «Манас» [Текст] // Независимая газ. — 2011. — 2 февраля.
3. Бишкек потребует экстрадиции задержанных в России обвиняемых по прошлогодним событиям [Текст] // Там же. — 15 июня.
4. В Бишкеке совершено нападение на православный храм [Текст] // Там же. — 2010. — 8 ноября.
5. В Киргизии появится пик Владимира Путина [Текст] // Там же. — 2011. — 9 февраля.
6. Временное правительство Киргизии рассчитывает на помощь России [Электронный ресурс] // РИА «Новости». — 2010. — 9 апреля. — Режим доступа: http://ria.ru/politics/20100409/220071307.html (дата обращения: 01.04.2013).
7. Встреча руководителя Администрации Президента России Сергея Нарышкина с премьер-министром Киргизии Алмазбеком Атамбаевым [Электронный ресурс] // Президент России. Официальный сайт. — Режим доступа: http://state.kremlin.ru/ administration/9939 (дата обращения: 01.04.2013).
8. Встреча с Президентом Киргизии Алмазбеком Атамбаевым [Электронный ресурс] // Там же. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/14587 (дата обращения: 01.04.2013).
9. Встреча с Президентом Киргизии Розой Отунбаевой [Электронный ресурс] // Там же. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/8276 (дата обращения: 01.04.2013).
10. Встреча с Президентом Киргизии Розой Отунбаевой [Электронный ресурс] // Там же. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/8703 (дата обращения: 01.04.2013).
11. Встреча с Президентом Киргизии Розой Отунбаевой [Электронный ресурс] // Там же. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/11573 (дата обращения: 01.04.2013).
12. Гудков, А. Молодую демократию поддержат бензином и деньгами [Текст] / А. Гудков // Коммер-сант-daily. — 2010. — 15 августа.
13. Дмитрий Медведев направил поздравительное послание Президенту Киргизской Республики Розе Отунбаевой в связи с двадцатилетием государственной независимости Киргизии [Электронный ресурс] // Президент России. Официальный сайт. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/12492 (дата обращения: 01.04.2013).
14. Заявление официального представителя МИД России А.А. Нестеренко в связи с событиями в Киргизии от 7 апреля 2010 г. [Электронный ресурс] // М-во иностранных дел Российской Федерации. — Режим доступа: http://www.mid.ru/ns-rsng.nsf/ 6bc38aceada6e44b432569e700419ef5/c325749c004f2 93 3c32576fe0032c333?OpenDocument (дата обращения: 01.04.2013).
15. Киргизия выплатила России 14,3 млн долларов просроченной задолженности [Текст] // Независимая газ. — 2011. — 20 апреля.
16. Киргизия подала заявку на вступление в Таможенный союз, но вступить пока не сможет [Текст] // Там же. — 18 октября.
17. Комментарий Дмитрия Медведева по ситуации в Киргизии [Электронный ресурс] // Президент России. Официальный сайт. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/7388 (дата обращения: 01.04.2013).
18. Медведев, Д.А. Его Превосходительству господину Алмазбеку Атамбаеву, избранному Президенту Киргизской Республики [Электронный ресурс] / Д.А. Медведев // Там же. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/letters/13310 (дата обращения: 01.04.2013).
19. Он же. Его Превосходительству господину Алмазбеку Атамбаеву, Президенту Киргизской Республики [Электронный ресурс] / Д.А. Медведев // Там же. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/ letters/13742 (дата обращения: 01.04.2013).
20. Мещеряков, К.Е. Политика России в Центральной Азии: тенденции и проблемы развития, пути модернизации с целью повышения эффективности [Текст] / К.Е. Мещеряков. - СПб., 2012. - 372 с.
21. Михайлов, Г. «Манас» предлагают поделить на троих [Текст] / Г. Михайлов // Независимая газ. — 2012. — 18 января.
22. Он же. Бишкек исчерпал лимит доверия Москвы [Текст] / Г. Михайлов // Там же. — 2011. — 14 апреля.
23. Он же. Бишкек послал ноту Москве [Текст] / Г. Михайлов // Там же. — 2010. — 30 марта.
24. Он же. В Бишкек пришли первые гуманитарные миллионы [Текст] / Г Михайлов // Там же. — 19 мая.
25. Он же. Киргизский бонус от базы РФ [Текст] / Г. Михайлов // Там же. — 2012. — 6 марта.
26. Он же. Киргизы сыграли в «Манас» / Г. Михайлов [Текст] // Там же. — 2011. — 9 февраля.
27. Он же. Политика Бишкека — маятник между Россией и НАТО [Текст] / Г. Михайлов // Там же. — 19 мая.
28. Он же. Россия спасает Киргизию от голода [Текст] / Г. Михайлов // Там же. — 24 ноября.
29. Он же. Русские в Бишкеке опасаются погромов [Текст] / Г Михайлов // Там же. — 2010. — 16 апреля.
30. Он же. Сначала «Дастан», потом — кредит [Текст] / Г. Михайлов // Там же. — 2011. — 21 марта.
31. Он же. Беспомощный и беззащитный Бишкек [Текст] / Г. Михайлов, В. Мухин, В. Панфилова // Там же. — 2010. — 16 июня.
32. Новые власти Киргизии обещают выполнять обязательства в рамках ОДКБ [Электронный ресурс] // РИА «Новости». — 2010. — 11 апреля. — Режим доступа: http://ria.ru/world/20100411/220850462.html (дата обращения: 01.04.2013).
33. Панфилова, В. «Манас» надолго останется американским [Текст] / В. Панфилова // Независимая газ. — 2011. — 9 июня.
34. Она же. В Бишкеке ждут инвестиций из Москвы [Текст] / В. Панфилова // Там же. — 2012. — 6 апреля.
35. Она же. Киргизии без России не выжить [Текст] / В. Панфилова // Там же. — 2010. — 28 декабря.
36. Она же. Киргизия перешла от Отунбаевой к Атамбаеву [Текст] / В. Панфилова // Там же. — 2011. — 1 декабря.
37. Она же. Предвыборный трюк Бишкека [Текст] / В. Панфилова // Там же. — 12 апреля.
38. Поздравление Президенту Киргизии Алмазбеку Атамбаеву [Электронный ресурс] // Президент России. Официальный сайт. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/14813 (дата обращения: 01.04.2013).
39. Президент поручил Министерству обороны обеспечить безопасность российских граждан в Киргизии [Электронный ресурс] // Там же. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/7510 (дата обращения: 01.04.2013).
40. Рабочая поездка руководителя Администрации Президента Сергея Нарышкина в Киргизскую
Республику [Электронный ресурс] // Там же. — Режим доступа: http://state.kremlin.ru/face/12517 (дата обращения: 01.04.2013).
41. Роза Отунбаева «намерена лично бороться с проявлениями махрового национализма» [Текст] // Независимая газ. — 2011. — 17 июня.
42. Россия рассматривает вопрос о выделении Киргизии 135—150 млн долларов [Текст] // Там же. — 2010. — 22 октября.
43. Сергей Нарышкин встретился с премьер-министром Киргизии Алмазбеком Атамбаевым [Электронный ресурс] // Президент России. Официальный сайт. — Режим доступа: http://state.kremlin.ru/ face/13015 (дата обращения: 01.04.2013).
44. Чернявский, А. Кыргызстан нуждается в возобновлении сотрудничества с Россией [Текст] / А. Чернявский // Независимая газ. — 2010. — 17 ноября.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ / AUTHOR
МЕЩЕРЯКОВ Константин Евгеньевич — кандидат исторических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой международных отношений на постсоветском пространстве факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета, доцент кафедры «Международные отношения» Института международных образовательных программ Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.
195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29 тел. (812) 329-47-42, (812) 534-10-06 (кафедра) [email protected]
MEscERY\KoV Konstantin Е. — St. Petersburg State University, St. Petersburg State Polytechnical University.
195251, Politekhnicheskaya Str. 29, St. Petersburg, Russia
© Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2013