рый чуть ранее занимал пост президента Государственной нефтяной компании Азербайджана, до сих пор сохраняет жесткий контроль над ресурсами своей богатой нефтью страны.
Состояние Ильхама Алиева оценивается в десятки миллионов долларов. Ни он, ни его жена не декларировали свой собственный капитал, что противоречит законам Азербайджана. Закон страны запрещает чиновникам иметь бизнес. Однако членов семьи Ильхама Алиева такие ограничения не касаются.
«СемьЯ», Мариуполь, 2011 г., № 34, с. 7.
Елена Ионова,
кандидат исторических наук (ИМЭМО РАН)
СИТУАЦИЯ В КИРГИЗИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
РОССИЙСКО-КИРГИЗСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Больше года прошло с момента последнего политического кризиса в Киргизии, и в настоящее время можно подвести некоторые итоги деятельности нового руководства республики. В конце 2011 г. истекает срок полномочий президента Р. Отунбаевой, и она, по ее собственному выражению, намерена «продемонстрировать мирную и законную передачу власти в результате открытых, честных выборов». Между тем нестабильность и во многом непредсказуемость развития событий в Киргизии накладывают отпечаток на весь ход политических процессов в Центральной Азии, что обусловливает повышенное внимание экспертов к ситуации в республике, тем более что в текущем году, по прогнозам многих наблюдателей, ожидается рост политической напряженности на всем пространстве ЦА.
В марте 2011 г. в Астане состоялся I Евразийский конгресс политологов, в работе которого анализ ситуации в Киргизии занял важное место. Многие из выступавших на нем представителей экспертного сообщества пришли к выводу, что в республике имеются все предпосылки для новой революции. В апреле 2010 г. к власти здесь пришла та часть политической элиты, которая в значительной степени была ориентирована на Запад, прежде всего США.
Смена власти сопровождалась попыткой построения в республике парламентской демократии, для чего в Конституцию были внесены соответствующие изменения. Однако, по мнению киргиз-
ского политолога Н. Омарова, реального перехода к парламентской республике не произошло, и эксперимент по «обкатке» модели парламентаризма оказался несостоятельным. «По крайней мере, в ближайшие 10-20 лет такого проекта в регионе ЦА не будет. Неутешительно, но факт, что третья революция, безусловно, состоится, и теперь, с учетом резкого разочарования населения в тех самых демократических ценностях, к власти придут либо силовики, либо религиозные экстремисты», - утверждает Омаров.
Такая точка зрения представляется обоснованной. В стране по-прежнему нестабильна экономическая ситуация, у нее нет собственных средств на восстановление экономики, которая держится за счет иностранной финансовой помощи. Как и Бакиев, Р. Отун-баева пришла к власти с обещанием покончить с коррупцией. Однако за прошедший период сменились лишь имена в коррупционных схемах, по-прежнему процветающих в республике.
В январе 2011 г. лидер парламентской оппозиции Ф. Кулов представил общественности отчет по ситуации в этой сфере. В этом документе, подготовленном группой экспертов возглавляемой им партии «Ар-Намыс» («Достоинство»), приведены около полутора десятков наиболее типичных и доказанных схем незаконного оборота наличных и безналичных денег, способы дачи взяток и «откатов» госчиновникам и «лицам, принимающим решения», злоупотребления при проведении государственных тендеров и закупок и многое другое. По оценке, данной в отчете, по коррупционным схемам из наиболее важных сфер жизнедеятельности Киргизии ежегодно выводится более 20 млрд. сомов, или 300 млн. долл., что эквивалентно пятой части госбюджета страны.
Сейчас в республике, по сути дела, происходит очередной передел собственности в пользу новой правящей элиты - началась национализация наиболее значимых объектов, в результате которой национализированные предприятия нередко перепродаются новым владельцам. Национализация затронула даже предприятия с участием иностранного капитала, что снизило и без этого невысокий инвестиционный рейтинг киргизской экономики. В частности, большой резонанс в республике и за ее пределами получил коррупционный скандал, связанный с крупнейшим сотовым оператором Киргизии «Альфа-Телеком», работающим под брендом российской компании «Мегаком».
Не находит разрешения в Киргизии и другая острейшая проблема - межэтнические противоречия. Как считают эксперты, она лишь перешла из острой стадии в латентную. Политолог Омаров
связывает это с тем, что не решен вопрос взаимоотношений так называемой «титульной нации» и узбеков. Этой же точки зрения придерживается нынешний председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Литвы А. Ажубалис, побывавший в начале марта 2011 г. в Бишкеке и Оше. Он заявил, что его «особенно беспокоят дискриминация, гонения, насилие и грубое нарушение прав человека» в Киргизии. Министр также считает, что «власти не устранили базовую причину, кроющуюся в стремлении титульного этноса доминировать в политической и экономической сферах республики, что вызывает ответную реакцию некиргизского населения страны, в первую очередь узбеков». Тлеющий конфликт делает положение в стране особенно взрывоопасным в преддверии президентских выборов, поскольку он может быть использован различными политическими силами, в том числе экстремистскими.
В течение весенних месяцев 2011 г. шло нарастание напряженности на Юге республики, усиливалась угроза возобновления межэтнических столкновений по образцу прошлогодних волнений в Оше. По свидетельству самой Р. Отунбаевой, «очень беспокоит ситуация в Узгене, Кара-Суу». Следует отметить, что тревожная ситуация обсуждалась также на совещании командующих погранвойсками Центральной Азии и России, состоявшемся во второй половине марта.
Расчет на экономическую и политическую поддержку извне можно считать краеугольным камнем политики Отунбаевой. При этом руководству республики приходится постоянно лавировать между Москвой и Вашингтоном, имеющими здесь конкурирующие интересы. В первую очередь это относится к военной сфере и, в частности, - вопросу о пребывании на территории республики военных баз США и РФ (на сегодняшний день обе страны имеют здесь по военной базе). Оценку деятельности президента Киргизии в этой связи дал российский эксперт из Института востоковедения РАН А. Князев. По его мнению, «Отунбаева, действительно, возглавила страну в сложный период, и вопрос сегодня не в том, что она не смогла удержать ситуацию под контролем, а в том, что этой цели вообще не было. У США была цель - поставить во главе Киргизии "своего человека", и у них это получилось».
США стремятся к сохранению и расширению базы в аэропорту «Манас» (Бакиев переименовал ее в Центр транзитных перевозок, что, однако, не изменило ее суть), а также созданию здесь новых точек своего военного присутствия. В июле прошлого года Отунбаева, возглавлявшая тогда Временное правительство, своим
декретом без участия парламента продлила договор об аренде этой базы в аэропорту Бишкека еще на один год, что принесло киргизской казне 60 млн. долл. Большинство экспертов сходятся во мнении, что, несмотря на недовольство Москвы, американцы останутся в «Манасе» надолго.
В марте 2011 г. Отунбаева по возвращении из поездки по странам Европы и США, где она была удостоена международной премии «За женское мужество», которую ей вручила госсекретарь США Х. Клинтон, озвучила план создания нового военного американского центра в Баткенской области. Здесь, по просьбе Отун-баевой, должна появиться тренировочная база для американского спецназа. Кроме того, она заявила о необходимости усилить сотрудничество с НАТО в целях укрепления безопасности страны. «Во имя повышения потенциала республики мы должны действовать и делать это всеми доступными для нас путями», - заявила президент Киргизии.
Находясь в Вашингтоне, Отунбаева обратилась также к руководству США с просьбой о помощи в обустройстве границы для предотвращения вторжения террористов. «Мы тесно работаем с Россией по этому вопросу. Но я также ищу помощи здесь, в Вашингтоне. Пограничные войска нуждаются в большой финансовой поддержке», - цитирует президента КР «Независимая газета». В свете тех инициатив, с которыми выступила руководитель республики в Вашингтоне, есть основания согласиться с мнением Князева, который считает, что награды Отунбаевой от Госдепа США «носят характер гонорара за оказанные услуги». Примечательно, что параллельно официальный Бишкек ведет переговоры с Москвой по вопросу создания еще одной базы ОДКБ на Юге Киргизии.
Однако главное, на что рассчитывает Бишкек в отношениях с Москвой, - это предоставление экономической помощи, чего не приходится ждать от Вашингтона, который предпочитает продвигать свои интересы политическими методами. Следует отметить, что сегодня серьезными донорами Киргизии выступают Турция и Китай. В общей сложности, Анкара готова инвестировать в киргизскую экономику до 450 млн. долл., из которых 150 млн. пойдет на расширение деятельности Киргизско-турецкого университета «Манас». Кроме того, оказать прямую финансовую помощь в размере 24 млн. долл. - об этом заявил в ходе своего визита в Бишкек премьер Турции Р. Эрдоган. Он подтвердил также готовность отменить до конца года визовый режим с Киргизией и повысить кво-
ту для киргизских студентов, обучающихся в Турции (кроме того, Анкара намерена продолжить помощь в вооружении киргизской армии). Взамен Турция хочет получить обещанные ранее России акции военного завода «Дастан», производящего скоростные подводные торпеды. Кроме того, по данным СМИ, турецкий премьер проявил интерес к компании «Киргизнефтегаз». Прямую финансовую помощь и льготные кредиты предоставляет Бишкеку и Пекин.
Со своей стороны, Москва, стремящаяся сохранить стабильность в Центральной Азии, готова оказывать экономическую поддержку Киргизии. Как известно, еще при Бакиеве РФ списала киргизский долг в размере 180 млн. долл., однако взамен не получила обещанных уступок. Сейчас наблюдается новый виток в сближении Москвы и Бишкека. По словам премьер-министра КР А. Атам-баева, выступившего на состоявшемся 23 марта 2011 г. в Бишкеке форуме «Расширение межрегионального сотрудничества Киргизии и России как фактор обеспечения устойчивого развития экономики», без помощи северного соседа республике из кризиса не выбраться. Он признал вину киргизских властей в слабом развитии двустороннего сотрудничества: «Нельзя испытывать терпение России. Мы не должны обманывать кого-то, надо понимать, что это рука друга, брата. До сих пор нас пытаются как-то столкнуть, расколоть».
Незадолго до этого киргизский премьер, который является одним из возможных кандидатов на пост президента республики, побывал в Москве, где по итогам переговоров с В. Путиным получил обещание нового кредита в размере 30 млн. долл. (после погашения им предыдущего - в 14 млн. долл.), а также еще одного кредита в 106 млн. по линии ЕврАзЭС. Они должны быть предоставлены Бишкеку до конца года, т.е. до президентских выборов в республике. Кроме того, премьеры договорились о выделении Москвой кредита в размере 3 млрд. долл. на строительство Камба-ратинской ГЭС, который должен поступить в Киргизию в следующем году.
Идея строительства этой ГЭС, самого затратного совместного российско-киргизского проекта, обсуждается уже более десяти лет, не переходя в стадию реализации. Это объясняется такими факторами, как длительная окупаемость проекта, его высокая стоимость (первоначально предполагалось, что Россия вложит 1,7 млрд. долл., теперь же объем инвестиций увеличивается практически вдвое), а также негативным отношением к проекту Узбекистана, опасающегося в случае его воплощения существенного
ущерба своей гидроэнергетике. Кроме того, совместное освоение гидроэнергетических ресурсов Киргизии, согласно решениям межправительственной российско-киргизской комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и гуманитарному сотрудничеству от февраля текущего года, в дальнейшем должно включить строительство еще четырех крупных ГЭС в верхнем течении реки Нарын.
Планируется также расширить в республике сферу деятельности «Газпрома», который на протяжении нескольких лет на беспошлинной основе поставлял сюда бензин и дизельное топливо. Как отмечают эксперты, это позволяло населению в совокупности экономить около 400 млн. долл. в год и было весомой помощью жителям страны, особенно в период посевных кампаний. Однако в апреле 2010 г. «Газпром» вскрыл факты перепродажи поставляемого им топлива подставными компаниями по завышенным ценам американской базе «Манас» вместо обеспечения нужд населения и ввел экспортные пошлины. В феврале текущего года на заседании двусторонней межправительственной комиссии премьеру Атамбаеву удалось добиться от РФ отмены этих пошлин при условии прямых поставок «Газпромом» авиакеросина на американскую базу «Манас». Для этого было создано совместное киргизско-российское предприятие «Газпромнефть-АэроКиргизстан», в котором российской стороне принадлежит 51% акций и три из пяти мест в составе совета директоров.
Предполагается более активное привлечение российских компаний к геологоразведке газо- и нефтеносных площадей в республике. Кроме того, совместно с Роскосмосом планируется создать предприятие по производству кремния для изготовления фотоэлементов.
Бишкек также рассчитывает на помощь Москвы в обеспечении льготных условий для экспорта киргизских товаров. В связи с этим официальный Бишкек заявил о намерении вступить в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. На долю этих трех стран приходится 44,9% всего товарооборота Киргизии (Россия -26,9%, Казахстан - 16,8, Белоруссия - 1,2%). 15 апреля текущего года на заседании Интеграционного комитета ЕврАзЭС и Экономического совета СНГ была принята заявка Киргизии на вступление в ТС; предполагается, что уже к сентябрю парламент Киргизии ратифицирует соглашение о присоединении к союзу. Эксперты межправительственной российско-киргизской комиссии признают, что издержки при вступлении республики будут с обеих
сторон, особенно в связи с обустройством внешнего контура киргизской границы. Однако важность присоединения к ТС Киргизии обусловлена, по их мнению, в первую очередь ее геополитическим расположением.
При этом ожидается, что Бишкек выполнит взятые на себя ранее обязательства, в том числе - передать России в счет списанного долга 49% акций военного завода «Дастан», снять спорные вопросы по поводу права собственности оператора сотовой связи «МегаКом», продать «Газпрому» 75% «Киргизгаза». Многие эксперты считают, что Киргизия не станет торопиться с выполнением этих условий, как это было и раньше. Однако Москва, по мнению экспертов, не готова пока применять столь радикальную меру, как отмена безвизового режима с Киргизией, поскольку заработки киргизских граждан в России, переведенные в республику, остаются важнейшей «подпиткой» киргизской экономики. В 2010 г. они составили 1 млрд. 250 млн. долл., что сопоставимо с бюджетом республики.
Определенные сомнения вызывает также возможность заключения соглашения о создании в ближайшее время на юге Киргизии военной базы ОДКБ, информация о котором прошла в ряде российских СМИ. Официально Бишкек заявляет о поддержке создания второго российского военного центра (правда, одновременно планируя в несколько раз - с 4,5 млн. до 20 млн. долл. - увеличить плату за те объекты, которые в настоящее время обеспечивают интересы России в республике). Однако расширению военного присутствия России в Киргизии препятствует местная проамериканская политическая элита, которая сохраняет важные позиции в системе государственной власти.
Одним из направлений, по которому идет активизация сотрудничества Москвы и Бишкека, является совместная борьба с наркотрафиком из Афганистана. 30% всех афганских наркотиков поступает в Россию и Европу через территорию Киргизии, в основном через ее южные области - Ошскую, Баткенскую и Джалал-Абадскую. При этом положение резко ухудшилось после того, как Бакиев практически ликвидировал антинаркотические службы республики (как стало впоследствии известно, потоки наркотиков контролировались бывшим руководством МВД КР). В марте текущего года глава ФСКН России подписал в Бишкеке Протокол об оказании технической и финансовой помощи госслужбе Киргизии по контролю за наркотиками, который предусматривает создание практически заново с помощью российских специалистов киргиз-
ской наркополиции. Кроме того, под контролем ОДКБ планируется создать в Киргизии центр по борьбе с наркотрафиком.
В целом, можно констатировать, что Россия предпринимает реальные шаги по оказанию помощи Киргизии и сохранению стабильности в республике, которой может грозить раскол в случае обострения внутриполитической ситуации. Последнее чревато драматическими последствиями как для всего Центрально-Азиатского региона, так и для национальных интересов РФ, поскольку, по мнению некоторых экспертов, здесь нельзя полностью исключать косовский вариант, т.е. попытку разрешения внутренних межэтнических конфликтов с участием войск США и других стран НАТО.
«Россия в новом государстве Евразии», М., 2011 г., № 2, с. 89-95.
Халимахон Хушкадамова,
кандидат социологических наук (Московское бюро НИА Таджикистана «Ховар») НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ В СОВРЕМЕННОМ ТАДЖИКИСТАНЕ
Общественные преобразования, происходившие в Республике Таджикистан (РТ) в 1990-е годы, повлияли на традиции, обычаи и обрядовые практики в стране, которые сказываются, в частности, на воспроизводстве традиционных ролей мужчин и женщин. Парадокс ситуации состоял в том, что, с одной стороны, расширились возможности свободного осуществления различных элементов этнокультурного наследия, с другой - возросший масштаб обрядовых мероприятий требовал все больших финансовых средств. В Таджикистане необходимость соблюдения традиционной обрядности как формы проявления национальной идентификации объясняется не только приверженностью личности к культурным традициям, но и низкой самооценкой и давлением мнения общины. Страдающей стороной оставалась и остается женщина. Именно благодаря общине и деятельности традиционных институтов («машварат» - совещание старейшин, группы уважаемых людей, не занимающих государственных должностей, но оказывающих влияние на жизнь общин, «джамомад» - мужские собрания, или застолья, которые связывают мужчин родственными или соседскими отношениями, «авлод» (род) - кровнородственная груп-