В статье анализируются экономические и политические отношения Кыргызстана с его основными партнерами - Россией и США, а также рассматриваются социально-экономические причины апрельского революционного переворота в стране.
Ключевые слова: Кыргызстан, революция, Россия, США, гидроэнергетика
Киргизия: в круге втором
Д. А. ФАЙЗУЛЛАЕВ, доктор экономических наук, Самаркандский государственный университет, Узбекистан. Е-mail: [email protected]
В начале апреля 2010 г. в Кыргызстане произошел государственный переворот, в результате которого был свергнут режим президента К. Бакиева и к власти пришло временное правительство во главе с лидером оппозиции Р. Отунбаевой. За последние пять лет это уже второе революционное свержение власти в республике - в 2005 г. также отнюдь не мирным путем был отстранен от власти президент А. Акаев, а его место занял К. Бакиев, впоследствии оказавшийся «политическим авантюристом». До сих пор ситуация в стране нестабильная. Возникает вопрос: что побуждает киргизский народ поднимать протест?
Беднейшая страна СНГ
По данным Emerging Europe Monitor, в 2009 г. Кыргызстан стал беднейшей страной СНГ1, ставя отрицательные «рекорды» макропоказателей в 2008 г. среди всех стран СНГ. Там наблюдался самый низкий рост ВВП - в среднем около 6%, и один из самых высоких темпов инфляции - 26,6%2. Ситуация осложняется глубоким энергетическим кризисом, который не преодолеть за счет собственных ресурсов республики - на это требуются иностранные инвестиции. Воздействие мирового финансового кризиса на экономику страны нельзя назвать прямым: подобно другим центральноазиатским государствам (кроме Казахстана), финансовая система Кыргызстана практически не интегрирована в мировую, поэтому никаких внешних
1 Кияткин А. Киргизия из-за кризиса стала беднейшей страной СНГ // Маркер. - 2010. - 8 апреля.
2 Михайлов Г. Сытый голодного не понимает /Независимая газета. -2008. - 27 октября.
© УЁ1 2010 а.
потрясений его национальная банковская система не пережила. Но спрос на экспортируемую продукцию резко упал. Сокращаются суммы переводов рабочих-мигрантов из России, составляющие до 50% ВВП Киргизии3 (79% переводов в Кыргызстан идут именно из России4).
В 2009 г. правительству Киргизии пришлось девальвировать национальную валюту для поддержания конкурентоспособности продукции. В результате обесценения сома ВВП на душу населения в 2009 г. составил всего 630 дол. (это минимальный показатель по СНГ).
Серьезным отрицательным фактором является уровень безработицы. По оценкам экспертов, действительный уровень безработицы, скорее всего, превышает 20% (а не 3-4%, как показывает статистика). В 2008-2009 гг. большая часть граждан Киргизии, работавших в соседних государствах (легально и нелегально), потеряла работу и была вынуждена вернуться на родину, то есть пополнить армию безработных.
В 2009 г. правительству Кыргызстана не удалось выправить положение с дефицитом государственного бюджета ни при помощи первого транша финансовых поступлений из России (450 млн дол.), ни за счет кредита МВФ (100 млн дол.). Поэтому было принято решение поднять тарифы ЖКХ до рыночного уровня и с 2010 г. не субсидировать затраты граждан при оплате услуг ЖКХ. С 1 января 2010 г. тарифы на электричество и отопление были подняты в 2,1 раза, а на горячую воду - в 2,8 раза. С 1 июля 2010 г. тарифы предполагалось повысить еще в среднем в 5 раз5.
Подобные меры пополнения государственного бюджета быстро привели к взрыву недовольства со стороны населения.
Американская авиабаза в Киргизии поменяла статус
Кроме вышеупомянутых причин, лежащих в основе народного протеста, следует назвать еще один фактор, который, безусловно, спровоцировал события апреля 2010 г. Речь идет о внешнеполитическом курсе, проводимом президентом
3 Levina Maria Financial crisis largely spares Kyrgyzstan /The Times of Central Asia. - 2008. - 7 November.
4 Asian Development Outlook 2008 (ADB?s Flagship Report). URL: http:/ www.adb.org/Documents/Books/ADO/2008/KGZ.asp
5 Временное правительство Киргизии утвердило новые тарифы на свет и тепло. URL: http://www.regnum.ru/news/1276145.html
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
3*
К. Бакиевым в 2009-2010 гг., который серьезно осложнил отношения с Россией и существенно укрепил американское военное присутствие в Киргизии.
Толчком к значительной активизации усилий американских властей по расширению присутствия войск США в республике стало решение о денонсации соглашения 2001 г., касающегося размещения американской авиабазы на территории аэропорта «Манас». Решение было принято президентом республики и одобрено киргизским парламентом в феврале 2009 г.
Необходимость закрытия базы обсуждалась давно. Прежде всего, эту идею поддерживало руководство России: активная фаза антитеррористической операции в Афганистане считалась законченной, следовательно, присутствие американской авиабазы в Киргизии, открытой именно для поддержки операции НАТО в Афганистане, перестало быть оправданным. Кроме того, возникло противоречие между присутствием базы НАТО в Киргизии и принятыми республикой обязательствами перед Организацией Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
Немаловажню роль сыграл и финансовый фактор. Одновременно с заявлением президента Киргизии о закрытии базы правительство РФ объявило о выделении республике безвозмездного гранта в 150 млн дол., льготного кредита в 300 млн дол. и списании киргизского внешнего долга перед Россией на сумму 193,6 млн дол. Также было принято решение о привлечении российских инвестиций на сумму 1,7 млрд дол. в строительство Камбаратинской ГЭС-16. Связь между этими событиями не афишируется, но она очевидна.
США должны были полностью эвакуировать базу «Манас» до 18 августа 2009 г., т.е. через полгода после принятия соответствующего решения, но не торопились проводить подготовку к расформированию базы. Представители американского командования не исключали возможности сохранения базы, и это подтвердилось в конце июня 2009 г., когда было объявлено о создании на ее основе Центра транзитных перевозок для транспортировки гражданских грузов. Центр должен был стать частью Northern Distribution Network, доставляющей военные и гражданские грузы контингенту НАТО в Афганистане, при этом все юридические формальности относительно ранее принятых решений были соблюдены.
6 Габуев А., Орозалиев Б. Американской авиабазе объявили невылет // Коммерсант. - 2009. - 24 июня.
Американская авиабаза «Манас» действительно закрыта, но эксперты заявляют, что существенных различий между военной базой и транзитным центром практически нет. Так же, как и база, центр функционирует автономно, вне гражданской зоны аэропорта «Манас». В его ведение перешла вся инфраструктура базы, а подписанное соглашение не предусматривает таможенного оформления грузов. Киргизские власти по-прежнему не могут контролировать, какие грузы - гражданские или военные, перевозятся через Киргизию в Афганистан. Формально персонал транзитного центра лишился дипломатического иммунитета и получил административно-технический статус, тем не менее он не подлежит выдаче никакому международному суду, организации или государству без согласия США.
Итак, киргизская сторона предоставила США немало юридических возможностей сохранить «ликвидированную» военную базу в полном объеме. Правда, выросла цена, которую США теперь платят за военное присутствие в Киргизии. Если раньше она составляла 42,4 млн дол. в год (из которых 17,4 млн дол. -сумма аренды авиабазы и 25 млн дол. - безвозмездная финансовая помощь Киргизии), то по новому соглашению сумма возросла до 168,1 млн дол. (60 млн дол. - аренда транзитного центра, 41,5 млн дол. - безвозмездная финансовая помощь, 30 млн дол. - модернизация системы навигации, 36,6 млн дол. -строительство площадок для американских самолетов). Однако соглашение заключено сроком на 1 год, и в следующем году сумма оплаты может быть увеличена7.
За нарушение достигнутых ранее договоренностей Москва потребовала от Бишкека существенного усиления своего военного присутствия в республике. На неформальном саммите ОДКБ, прошедшем в августе 2009 г., обсуждалась возможность размещения на территории Баткенской области Киргизии, граничащей с Таджикистаном, дополнительного российского воинского контингента (в состав которого должны были войти воинское формирование численностью до батальона и учебный центр для подготовки киргизских и российских военнослужащих). Был подписан Меморандум о намерениях Российской Федерации и Кыргызской Республики по дальнейшему развитию и совершенствованию двусторонней договорно-правовой базы,
7 Габуев А., Орозалиев Б. Американской авиабазе объявили невылет // Коммерсант. - 2009. - 24 июня.
регулирующей пребывание российских воинских формирований на территории Кыргызской Республики, и размещению дополнительного российского воинского контингента на ее территории8. Кроме того, рассматривалась возможность открытия второй российской военной базы в городе Ош в дополнение к уже имеющейся авиабазе в Канте.
Москва также рассчитывала получить контроль над некоторыми объектами бывшего советского ВПК, расположенными в Киргизии. Так, еще в феврале 2009 г. в обмен на списание внешнего долга Россия должна была получить 48% акций ОАО «Дастан», производящего морские торпеды ВА-111 «Шквал», а также его опытного полигона на озере Иссык-Куль9. Интерес России к этому предприятию не случаен, поскольку ОАО «Дастан», созданное в 1956 г. как завод «Физприборы», было одним из ведущих предприятий в СССР в области производства морского оружия, а также подводно-технических средств специального назначения, в частности, торпедного оружия, систем самонаведения и телеуправления.
Сегодня это - уникальное предприятие, так как его коллективу удалось сохранить производственный потенциал, несмотря на крах промышленности республики после 1991 г. Во многом благодаря тому, что основной портфель заказов предприятия (4 млн дол.) сформирован при участии единственного, но стабильного и надежного заказчика - ВМФ России. ОАО «Да-стан» производит для ВМФ России торпеды, оборудование и детали для морского оружия.
Внешнеполитические «качели»
Киргизские власти не оценили дипломатичной реакции Москвы на нарушение Бишкеком договоренности о закрытии американской военной базы, сочтя ее проявлением слабости, и приступили к наращиванию военного присутствия США и НАТО в республике. Важнейшим фактором стало то, что Россия, соблюдая подписанные соглашения, перечислила Киргизии первый транш из оговоренной суммы в 2,15 млрд дол., составивший 450 млн дол. Подчеркнем, что это произошло весной 2009 г., то есть до подписания Киргизией в июне 2009 г. соглашения о создании Центра транзитных перевозок США на базе аэропорта «Манас».
8 URL: http://new.kremlin.ru/ref_notes/149
9 Матвеев А. ОДКБ прирастет Ферганской долиной // Военно-промышленный курьер. - 2009. - 21-27 июля.
А соглашения о создании в Кыргызстане новой российской военной базы в Оше и учебного центра для подготовки российских и киргизских военных в Баткенской области, которые предполагалось узаконить в ноябре 2009 г., не подписаны до сих пор. Более того, отсутствует информация о ведении каких-либо переговоров по этому вопросу.
Также не ясна судьба ОАО «Дастан»: Бишкек свои обязательства не выполнил (несмотря на списание Москвой киргизского внешнего долга), заявив, что контролирует всего 37% акций предприятия, а остальные находятся в руках частных инвесторов. Среди последних оказался и сын президента - М. Бакиев, возглавлявший Центральное агентство по развитию, инвестициям и инновациям. К тому же в прессе проходила информация, что киргизское руководство ведет переговоры с Китаем о продаже контрольного пакета акций ОАО «Дастан»10.
На фоне осложнений в сфере военного и военно-технического сотрудничества с Россией шло ускоренное развитие отношений с США и НАТО. Центр транзитных перевозок на базе аэропорта «Манас» стал международным, поскольку киргизский парламент утвердил соглашение о размещении там воинских контингентов Франции и Испании (на безвозмездной основе, но это вовсе не означает, что их пребывание бесплатно). Каждой стране НАТО приходится оплачивать наносимый экологический ущерб, пролеты самолетов, аренду территории аэродрома и т.д., что в результате складывается в значительную сумму11.
Тем временем США - в рамках военного сотрудничества с Кыргызстаном, продолжают активно финансировать военные проекты на территории республики. Среди уже реализованных следует отметить строительство объединенного учебного центра на базе войсковой части в поселке Кой-Таш, сооружение военного госпиталя в селе Беш-Кунгей и учебного комплекса для отряда специального назначения «Скорпион» в Токмаке, который находится всего в 10 км от взлетно-посадочной полосы российской авиабазы «Кант»12.
Но самым поразительным свидетельством беспринципности внешней политики президента К. Бакиева являются совместные
10 Белянинов К. Бесцветная революция /Огонек. - 2010. - № 15. - С. 5.
11 Арбузов А. Под прицелом НАТО /Военно-промышленный курьер. -2009. - 21-27 июля.
12 Мухин В. Киргизско-американские штаты Центральной Азии // Независимая газета. - 2010. - 9 апреля.
киргизско-американские планы сооружения антитеррористического тренировочного центра в Баткенской области - именно там, где планировался российско-киргизский учебный центр. Переговоры по этому вопросу Киргизия проводила и с Россией, и с США, невзирая на членство Кыргызстана в ОДКБ.
Реакция российского руководства на столь масштабное и быстрое расширение военного сотрудничества Киргизии с США и НАТО стала неожиданной для киргизских властей, которые, по-видимому, рассчитывали, что Россия активно включится в финансовую «гонку» за право размещения своих военных объектов в республике. Вместо этого Россия приняла решение о переводе на новый режим работы авиабазы «Кант»: к апрелю 2010 г. была свернута социальная инфраструктура (закрыты школа, детский сад, магазины военторга; консервировались дома офицерского состава), десятки семей летного и технического состава авиабазы отправлены домой. Руководство авиабазой пояснило, что столь серьезные изменения режима функционирования авиабазы вызваны необходимостью оптимизации расходов военных баз России за рубежом.
Россия изменила стратегию сотрудничества с Кыргызстаном не только в военной области, но и в экономической сфере. А это уже очень серьезная проблема для республики, поскольку Россия является её основным экономическим партнером.
Проблемы финансирования киргизской гидроэнергетики
Кыргызстан недостаточно обеспечен природными топливно-энергетическими ископаемыми, но имеет значительные перспективы развития энергетики за счет освоения гидроэнергетических ресурсов. Это особенно важно в условиях постоянного роста цен на топливно-энергетические ресурсы, а также ограниченных финансовых возможностей республики.
В настоящее время в республике эксплуатируются 15 гидроэлектростанций и 2 теплоцентрали общей мощностью 3600 МВт, ежегодно вырабатывается более 13 млрд кВт«ч электроэнергии, а потенциал её производства оценивается в 168 млрд кВт«ч. Из них на долю гидроэнергетических ресурсов приходится 142,5 млрд кВт«ч, но освоено только около 10%13. И здесь важнейшей задачей представляется строительство ГЭС в нижнем течении реки Нарын - Камбаратинской ГЭС-1 и 2.
13 Пращаева А. Энергетические проблемы Кыргызстана и пути их решения /Время Востока. - 2010. - 2 февраля.
Отметим, что против этих сооружений возражает Узбекистан, опасаясь, что в результате южные области этой страны (и Казахстана) лишатся возможности в достаточном объеме орошать свои сельскохозяйственные угодья в весенне-летний период. К сожалению, ввиду сложности привлечения инвестиций возобладал принцип - каждый сам за себя. Известно, что киргизская сторона вела переговоры по этому вопросу с представителями американских, казахских, китайских и российских компаний, но ни с одной из них не удалось прийти к соглашению. В результате в июне 2009 г. парламент Киргизии принял решение построить Камбаратинскую ГЭС-2 на собственные средства. Для этой цели все акции ЗАО «Камба-ратинская ГЭС-2» передали государству, которое, согласно киргизскому законодательству, не вправе осуществлять с ними никаких финансовых операций (продажа, залог).
Стоимость сооружения Камбаратинской ГЭС-2 оценена в 372,7 млн дол., но госбюджет смог выделить на эти цели только 23,4% от необходимой суммы14. Уже в октябре 2009 г. киргизский парламент был вынужден отменить принятый в июне 2009 г. закон «О строительстве и эксплуатации Камбаратинс-ких гидроэлектростанций-1 и 2», что вернуло возможность привлечения инвестиций.
Первый кредитор уже известен: это Фонд развития Кыргызстана (государственное финансово-кредитное учреждение), согласившийся выдать кредит в 100 млн дол. под залог акций ЗАО «Камбаратинская ГЭС-2». Средства будут выделены из суммы льготного кредита (300 млн дол.), полученного от России в феврале 2009 г. Поскольку выделенной суммы хватает только на запуск первого генератора, вопрос о привлечении внешних финансовых инвестиций для завершения строительства остается открытым.
Сооружение новых ГЭС - не единственная первостепенная задача республики. Не меньшее значение для ее экономики имеют модернизация оборудования и общая реконструкция уже действующих ГЭС, производственные мощности которых в среднем изношены на 70-80%. В таком же состоянии находятся системы передачи электроэнергии от производителя
14 Михайлов Г. Энергетика под заклад /Независимая газета. - 2009. -
13 октября.
к конечному потребителю: за год специалисты фиксируют 11-12 тыс. случаев отказа электроэнергетического оборудования15.
Аварийная ситуация на действующих объектах гидроэнергетики республики ставит вопрос о проведении технологической экспертизы данных объектов с последующим капитальным ремонтом во избежание техногенной катастрофы, аналогичной той, что произошла на Саяно-Шушенской ГЭС в России. Все это потребует значительных финансовых ресурсов, а также помощи специалистов с тех советских, а ныне российских предприятий, которые непосредственно занимались строительством киргизских ГЭС, а также производством и установкой оборудования.
Пока же российское руководство приостановило свое участие в проекте «Камбаратинская ГЭС-1» и прекратило перевод финансовых ресурсов.
Экономические санкции России против семейного «бизнеса» киргизских властей
В марте-апреле 2010 г. между Россией и Кыргызстаном возник конфликт, связанный с горюче-смазочными материалами (ГСМ), которые поставлялись Россией в Киргизию на льготных условиях, без импортно-экспортных пошлин. Россия предъявила Кыргызстану претензии, что киргизские власти занялись реэкспортом поставляемого из России топлива в третьи страны (в частности, Центру транзитных перевозок США) без соответствующего разрешения от российской стороны и уплаты импортно-экспортных пошлин.
В 2009 г. было получено из России 1,2 млн т ГСМ, а объем реэкспорта составил 370 тыс. т (298 тыс. т реактивного топлива, 9 тыс. т бензина, 47 тыс. т дизельного топлива, 46 тыс. т топливного мазута)16. Причем в условиях жесточайшего энергетического кризиса, когда, например, топочный мазут мог бы быть использован для работы ТЭЦ республики.
При прохождении таможни киргизские нефтетрейдеры должны были платить 12% НДС и акцизный налог за импорт
15 Михайлов Г. Бишкек намерен откорректировать энергетику // Независимая газета. - 2009. - 9 декабря.
16 Базарбай Мамбетов: Россия предъявила Кыргызстану претензии на реэкспорт ГСМ общим объемом 370 тыс. т. URL: http:/7 89.108.120.l2l/economics/72791-bazarbaj-mambetov-rossija-predjavila-kyrgyzstanu.html
нефтепродуктов (800 сомов за 1 т бензина и 200 сомов за 1 т дизельного топлива). Так что госбюджет Кыргызстана в 2009 г. пополнился 2,417 млрд сомов от импорта ГСМ. В то же время киргизские власти освободили Центр транзитных перевозок от уплаты НДС и акцизного налога на поставки реактивного топлива. И в 2009 г. от импорта реактивного топлива (13 тыс. т) в бюджет поступило только 24 млн сомов, уплаченных компаниями, которые используют его для внутренних перевозок17.
Россия обязала Киргизию с 1 апреля 2010 г. оплачивать общие для всех экспортеров таможенные пошлины - 193,5 дол./т. В результате с начала апреля российские компании («ЛУКОЙЛ», «Газпромнефть», «РуссНефть», «ТНК-ВР») прекратили поставку нефтепродуктов в республику. Трудно сказать, какими могли быть последствия, если бы 6-7 апреля в Киргизии не произошел государственный переворот.
В целом все проблемы и сложности, возникшие в российско-киргизских отношениях в 2009-2010 гг., конечно, не могли стать непосредственной причиной свержения режима К. Бакиева. Но их освещение в СМИ вызвало серьезный протест киргизского населения. В то же время действия киргизских властей побудили российское руководство немедленно принять меры для защиты экономических и внешнеполитических интересов России.
У киргизского народа накопилось много серьезных поводов предъявить претензии своим властям.
Без резюме
Россия - в отличие от других государств, к которым Киргизия также обратилась с просьбой о гуманитарной помощи (США, Китай, ЕС), начала ее оказывать уже в середине апреля. Бишкеку был выделен льготный кредит (30 млн дол.), грант (20 млн дол.), а также оказана материальная помощь в натуральном виде. Российские нефтяные компании поставили в республику 20 тыс. т нефтепродуктов (дизельное топливо и бензин) для проведения весенних полевых работ, хотя условия поставок не разглашаются18.
17 Базарбай Мамбетов: Россия предъявила Кыргызстану претензии на реэкспорт ГСМ общим объемом 370 тыс т. URL: http:// 89.108.120.121/economics/72791-bazarbaj-mambetov-rossija-predjavila-kyrgyzstanu.html
18 Наумов И. Москва оплатит счета Бишкека //Независимая газета. -2010. - 15 апреля.
К сожалению, гуманитарная помощь не может решить экономических проблем киргизской экономики. Впрочем, так же, как и свержение режимов А. Акаева и К. Бакиева. Во избежание будущих революций временному правительству и будущему президенту республики придется поставить законодательные преграды коррупции. Сделать это будет крайне сложно ввиду того, что значительная часть чиновников сохранила свои посты и теперь борется за власть.
Экономическая стратегия развития государства также требует кардинального пересмотра. Возможно, выходом из положения окажется создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций, в результате чего удастся обеспечить занятость населения. Пока единственной экономической мерой временного правительства стало понижение тарифов ЖКХ почти до уровня 2009 г.
Россию, как и другие заинтересованные государства, беспокоит, как будут развиваться экономические и военно-политические отношения с Кыргызстаном. Единственное, что можно сейчас утверждать, - ни одно государство не предпримет важных шагов, пока в Кыргызстане не будет сформирован законный институт власти - избран президент и создано правительство, с которыми можно иметь дело на долгосрочной основе.
Что касается России, ей будет непросто восстановить в республике геополитическое влияние, поскольку США и НАТО не намерены уступать завоеванных позиций, а Кыргызстан не планирует осложнять отношения с заокеанским партнером и отказываться от существенной доли дохода в государственный бюджет - договор с Центром транзитных перевозок будет продлен еще на год...