Научная статья на тему 'Активизация прямых инвестиций в Республике Таджикистан'

Активизация прямых инвестиций в Республике Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
376
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DIRECT FOREIGN INVESTMENTS / VITALIZATION OF INVESTING / INVESTMENT CLIMATE / LEGISLATIVE BASIS FOR FOREIGN INVESTMENTS / FINANCING OF POST - WAR REHABILITATION / INTERNATIONAL FINANCIAL INSTITUTE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каримова Руслана Джамшедовна

The article discloses the reasons of vitalizing direct foreign investments in the Republic of Tajikistan. In particular, it determines the legislative basis for attracting and working of foreign investments and explains possible benefits of foreign investments for the country. Also, the article states the main points of investment policy favorable for the foreign partners. The presented material gives the brief review of the strategically important investment projects, as well as it reveals the priorities in allocation of attracted resources among economic sectors of Tajikistan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vitalizing Direct Investments in the Republic of Tajikistan

The article discloses the reasons of vitalizing direct foreign investments in the Republic of Tajikistan. In particular, it determines the legislative basis for attracting and working of foreign investments and explains possible benefits of foreign investments for the country. Also, the article states the main points of investment policy favorable for the foreign partners. The presented material gives the brief review of the strategically important investment projects, as well as it reveals the priorities in allocation of attracted resources among economic sectors of Tajikistan.

Текст научной работы на тему «Активизация прямых инвестиций в Республике Таджикистан»

УДК 338.2 Р. Д. Каримова

АКТИВИЗАЦИЯ ПРЯМЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН

Цель данной статьи состоит в том, чтобы раскрыть перспективы, способствующие притоку прямых инвестиций в Таджикистан.

Активизация прямых инвестиций в Республике Таджикистан (РТ) в первую очередь связана с инвестиционным климатом и потребностями в стране. Постепенно в Таджикистане формируются условия для привлечения инвестиций с целью поддержки рыночных структур и развития коммерческой деятельности, финансовой и банковской систем, для развития туризма, отвечающего требованиям международного уровня.

Однако по причине дефицита внутренних ресурсов для инвестирования в Республике наблюдается активизация прямых инвестиций, осуществляемых иностранными инвесторами. На современном этапе развития привлечение инвестиций, прежде всего прямых иностранных инвестиций в национальную экономику, признано Правительством Республики Таджикистан основным направлением политики государства по той причине, что быстрого экономического роста и модернизации производства без иностранного капитала и применения передовой техники и технологии добиться трудно [2, с. 12].

Обзор состояния инвестиционной сферы за последние 10 лет показывает положительную динамику. Если к середине 1990-х годов общий объем иностранных инвестиций составлял 121,6 млн долл. США, то на сегодняшний день в Таджикистане осуществляется 51 инвестиционный проект на общую сумму 2559,4 млн долл. иностранными компаниями из 31 страны мира [7, с. 12], при этом объем прямых инвестиций составил 79,5% от вышеуказанной суммы.

Следует отметить, что в 2007 г. объем прямых инвестиций увеличился по сравнению с 2002 г. почти в 15 раз. В диаграмме (рисунок) представлена динамика иностранных инвестиций по отраслям экономики.

Немаловажную роль при этом играют прямые инвестиции из стран СНГ, в частности существенный вклад в развитие инвестиционной сферы в Таджикистане вносят Россия

Руслана Джамшедовна КАРИМОВА — аспирантка кафедры теории кредита и финансового менеджмента Экономического факультета СПбГУ. В 2007 г. Окончила экономический факультет Российско-Таджикского славянского университета. Сфера научных интересов — социальная политика государства.

© Р Д. Каримова, 2009

Динамика иностранных инвестиций по отраслям в 2002-2007 гг. Источник: [5, с. 36].

и Казахстан с общим объемом инвестиций в 640 и 60 млн долл. соответственно. Рассмотрим более подробно российские инвестиции. Крупнейшим инвестиционным проектом является строительство Санктудинской ГЭС-1 (РАО «ЕЭС России») на сумму 500 млн долл. (доля России составляет 75%, Таджикистана — 25%). Ввод ГЭС в эксплуатацию предполагается в середине 2009 г. Данный проект является уникальной возможностью для Таджикистана в обеспечении электроэнергией своих южных регионов, где дневная подача света лимитирована, а в зимнее время электроэнергия подается 4 часа в сутки. Кроме того, возможности запуска Сангтудинской ГЭС-1 позволяют экспортировать энергоресурсы в Афганистан и Иран со стоимостью не менее 0,03 долл. за 1 КВт ■ ч электроэнергии [6, с. 23].

Другим стратегически важным для РТ инвестиционным проектом является проект ОАО «Газпром» на разработку месторождений газа. Общий планируемый объем инвестиций — 13 млн долл. Реализация данного проекта крайне важна для страны. Ввиду отсутствия собственных энергоресурсов* Таджикистан вынужден приобретать природный газ у соседних стран, причем из-за имеющихся разногласий между правительствами по поводу цен и условий поставок подача газа до конечного потребителя крайне ограничена и непостоянна. Российские инвестиции осуществляются также на сотовом, транспортном и строительном рынках.

В целом практика показывает, что активизация прямых иностранных инвестиций в большей степени происходит в тех развивающихся странах, где принята и активно осуществляется рыночно ориентированная экономическая политика, направленная на максимальную открытость экономики и снятие всевозможных налоговых, таможенных, законодательных ограничений на деятельность иностранных инвесторов [8, с. 56].

Так, в 1994 г., на начальном этапе становления рыночной экономики Таджикистан стал членом Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, учрежденного на основе Сеульской конференции климата. В 1985 г. Правительство Республики заключило двустороннее соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций с рядом государств и подписало Вашингтонскую конвенцию 1965 г. по урегулированию инвестиционных споров, которую ратифицировали около 100 государств2*.

Далее, в Таджикистане приобрели действие законы «Об иностранных инвестициях в Республике Таджикистан» от 12.12.1992, «О внешнеэкономической деятельности» от 27.12.1993, «О финансовой аренде (лизинге)» от 07.04.2003, «О концессиях» от 15.05.1997, «О свободных экономических зонах» от 17.05.2004 и другие, которые способствуют притоку инвестиционного капитала. Данные законы направлены на правовую защиту иностранных инвесторов, предоставление им налоговых и таможенных льгот, открытие доступа к производственным отраслям экономики страны, участие в процессе приватизации и развитии инфраструктуры.

По причине благоприятной нормативно-законодательной базы из всех центральных азиатских стран Таджикистан лидирует по количеству инвестированных средств. Так, по итогам 9 месяцев прошлого года Таджикистан занимал первое место по темпам прироста прямых инвестиций в страну (44,2%). За ним следуют Кыргызстан (25,5%), Казахстан (20,0%) и Узбекистан (12%) [10].

Согласно действующему законодательству Республики, иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями предоставлены права на осуществление любых видов деятельности, не запрещенных законодательством Республики Таджикистан, а также право пользования землей, включая ее аренду. Важнейшим стимулом для инвестора являются уверенность и стабильность будущего бизнеса, точное понимание, что государство не отберет уже отлаженный бизнес [1, с. 178]. Законы Республики Таджикистан защищают иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями от национализации, реквизиции и других насильственных действий. Налоговый и Таможенный кодексы Таджикистана предусматривают освобождение от уплаты НДС и таможенной пошлины производственно-технологического оборудования и комплектующих изделий к нему, завозимых предприятиями с иностранными инвестициями в Республику для формирования и пополнения уставного фонда предприятия. В целях дальнейшего улучшения инвестиционного климата в Республике Таджикистан Налоговым кодексом предусматривается освобождение предприятий с иностранными инвестициями от налога на прибыль до 5 лет в зависимости от объема вложенных инвестиций. Таким образом, при условии, что оплаченная доля иностранного инвестора в уставном фонде превышает 30%, инвесторы освобождаются от уплаты налога на прибыль с момента ее получения при объеме иностранных инвестиций:

— от 100 до 500 тысяч долл. США — в первые два года;

— от 500 тысяч до 2 млн долл. — в первые три года;

— от 2 до 5 млн долл. — в первые четыре года;

— свыше 5 млн долл. — в течение пяти лет.

Также ведется активная работа по заключению соглашений об избежании двойного налогообложения. В случае если законодательство Республики Таджикистан будет обновляться и совокупная налоговая нагрузка на деятельность иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями в результате этого должна будет увеличиться, то в течение 10 лет им дается гарантия применения законодательства, действовавшего на момент регистрации предприятия. При осуществлении реинвестирования

иностранные инвесторы пользуются в полном объеме правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными законодательством Республики3*.

Следует отметить, что в соответствии с Законом Республики Таджикистан «О приватизации государственной собственности» от 16.05.1997 иностранные инвесторы наряду с гражданами Республики Таджикистан имеют возможность на равных правах участвовать в приватизации государственной собственности. В целях поощрения инвестиций, а также защиты инвестиций от рисков Правительством Таджикистана подписаны межправительственные соглашения «О поощрении и взаимной защите инвестиций» с такими странами, как Федеративная Республика Германия, Словакия, Чехия, Франция и Королевство Нидерландов. В ближайшее время ожидается подписание подобного соглашения с Венгрией и Италией.

Сегодня в Таджикистан инвестируют такие организации, как Всемирный банк, Кувейтский фонд для арабского экономического сотрудничества, Фонд ОПЕК, Исламский банк развития. Таблица показывает заинтересованность вышеперечисленных инвесторов в таджикском рынке.

Участие иностранных инвесторов в РТ, (тыс. долл. США)

№ п/п Наименование Сумма инвестиций Процент от итоговой суммы инвестиций

1 Всемирный банк 100 614,8 19,17

2 Азиатский банк развития 110 642,4 21,08

3 Исламский банк развития 24 267,29 4,63

4 Кувейтский фонд для арабского экономического сотрудничества 19 932,22 3,80

5 Экспортно-импортный банк КНР 215 742,6 41,10

6 Фонд ОПЕК 11 923,46 2,27

7 Саудовский фонд развития 13 725,13 2,61

8 Правительство Исламской Республики Иран 28 047,45 5,34

Итого: 524 895,4 100

Источник: [5, с. 19]

При этом следует отметить, что доверие иностранных инвесторов к экономическим реформам, осуществляемым в Таджикистане, постоянно растет. С целью повышения этого доверия разработана и осуществляется инвестиционная политика Таджикистана с учетом сложившихся экономических условий и возможностей страны, а также стратегических направлений развития национальной экономики. Примером тому служат инициированная Президентом Республики Таджикистан Э. Ш. Рахмоном Национальная стратегия развития до 2015 г., а также Стратегия сокращения бедности, другие стратегии, направленные на реализацию социально экономических программ, предполагающие непосредственное привлечение прямых иностранных инвестиций в ряд стратегически важных отраслей. К примеру, в рамках НСР до 2015 г., согласно всем трем сценариям развития4*, предполагается привлечение инвесторов в энергетическую сферу, а именно, в строительство крупнейших Санктудинской ГЭС 1, Санктудинской ГЭС 2 и Рогунской ГЭС в промышленность — модернизацию ТадАЗ (Таджикского аллюминиевого завода), а также не менее актуальных вложений в микро- и малый бизнес.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что на сегодняшний день в Республике Таджикистан существуют эффективные механизмы активизации привлечения прямых иностранных инвестиций. Привлечение прямых иностранных инвестиций в Республику Таджикистан подчинено долговременным стратегическим задачам создания в стране цивилизованного, социально ориентированного общества, имеющего при этом высокое качество жизни населения. Иностранный капитал вносит в Таджикистан результаты научно-технического прогресса и вместе с тем передовой управленческий опыт [3, с. 15]. В связи с этим участие страны в современном мировом хозяйстве и привлечение прямого иностранного капитала — необходимые условия образования в государстве современного, цивилизованного и развитого общества [9, с. 45].

В целом успех привлечения прямых иностранных инвестиций будет определять наличие и совершенство единой долгосрочной стратегии государства. При этом стратегия бизнеса и политика регионов должны быть направлены на создание сильной инфраструктуры и продвижение ее в регионы Республики Таджикистан.

* Здесь преимущественно имеется в виду природный газ.

2* Сегодня известный как Международный центр по урегулированию инвестиционных споров.

3* См. ст. 211 «Освобождение от налога» Налогового кодекса РТ (Душанбе, 2006).

4* Национальная стратегия развития предполагает 3 варианта развития данной стратегии, какой из вариантов станет преобладающим, определится в ближайшие 2 года.

1. Богатин Ю. В., Швандар В. А. Оценка эффективности бизнеса и инвестиций: Учеб. пособие для вузов. М.: Финансы: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. 254 с.

2. Курбанов С. Необходимость иностранных инвестиций для развития экономики страны // Бизнесмен. № 23. 2007. 25 с.

3. Лицукова Д. В. Прямые зарубежные инвестиции. СПб., 1996. 203 с.

4. Национальная стратегия развития до 2015 г. Душанбе, 2005.

5. Отчет государственного комитета по инвестициям и управлению государственным имуществом РТ за 2008 г. Душанбе, 2008. 45 с.

6. Отчет торгового представительства РФ в Таджикистане. Душанбе, 2008. 30 с.

7. Рахимов Ш. Отчет о внешней помощи. Душанбе, 2008. 15 с.

8. Рязанов В. Т. Интеграционные процессы в странах СНГ. СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1996. 137 с.

9. Спиридонов И. А. Мировая экономика: Учеб. пособие для вузов. М.: ИНФРА, 2001. 256 с.

10. Центральный азиатский Интернет-журнал «Оазис». 2008. Декабрь. URL: www.ca-oasis.info

Статья поступила в редакцию 25 мая 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.