Научная статья на тему 'Реформирование банковской системы Таджикистана'

Реформирование банковской системы Таджикистана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
504
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
BANKING SYSTEM / NATIONAL CURRENCY / NATIONAL MONETARY SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Давлатов Шерали Астонаевич

In this article, the necessity of reforms in the banking system of Tajikistan is considered. Due to certain circumstances, banking system of Tajikistan started to form later than in other countries of former Soviet Union, just after implementing the national currency. The way to development of national monetary system and increasing population loyalty to banks was not easy, and required realization of tough monetary policy and reforms of banking system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reform of the Banking System of Tajikistan

In this article, the necessity of reforms in the banking system of Tajikistan is considered. Due to certain circumstances, banking system of Tajikistan started to form later than in other countries of former Soviet Union, just after implementing the national currency. The way to development of national monetary system and increasing population loyalty to banks was not easy, and required realization of tough monetary policy and reforms of banking system.

Текст научной работы на тему «Реформирование банковской системы Таджикистана»

Ш. А. Давлатов

РЕФОРМИРОВАНИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ ТАДЖИКИСТАНА

Таджикистан географически расположен в центре древнего шелкового пути, граничащего со всеми странами Центральной Азии. Республика богата пресной водой и имеет огромный гидроэнергетический потенциал. Большая часть населения, численность которого превышает 6,3 млн человек, занята в сельскохозяйственном секторе. Страна производит алюминий, ее полезные ископаемые включают золото и серебро.

С 1996 г. Правительство начало проведение структурных реформ для создания рыночных структур в стране с целью ее интегрирования в мировую экономику. Одним из сегментов этих преобразований является либерализация цен на товары народного потребления и приватизация средних и мелких предприятий, которая на сегодняшний день успешно завершена.

В силу объективных обстоятельств банковская система Таджикистана начала формироваться позже, чем в других странах бывшего СССР, по существу после введения национальной валюты. Путь к созданию полноценной национальной денежной системы в стране и повышению доверия населения к банкам был нелегкой задачей и требовал проведения жесткой монетарной политики и реформирования банковской системы.

Национальный банк Таджикистана как самостоятельное учреждение был образован Постановлением Парламента страны от 28 июня 1991 г. на базе Таджикской Республиканской конторы Государственного банка СССР.

Независимость Национального банка Таджикистана определена Законом «О Национальном банке Таджикистана», принятом на V сессии Маджлиси Оли Республики Таджикистан. В соответствии с этим Законом, Национальный банк Таджикистана подотчетен Парламенту и не несет ответственности по обязательствам государства. Следует

Шерали Астонаевич ДАВЛАТОВ — аспирант кафедры теории кредита и финансового менеджмента Экономического факультета СПбГУ. В 1987 г. окончил учетно-экономический факультет Таджикского государственного университета (ТГУ) им. В. И. Ленина. Имеет большой опыт практической работы в качестве экономиста , главного бухгалтера и преподавателя. С 1994 по 2005 г. занимался научно-преподавательской деятельностью на финансово-учетном факультете ТГУ. С 2005 г. обучается в аспирантуре факультета. Прошел научные и педагогические стажировки в университетах Дальнего и Ближнего зарубежья и Российской Федерации. Сфера научных интересов — банковская система, банковское дело, деньги и кредит. Автор 18 научных публикаций.

© Ш. А. Давлатов, 2009

иметь в виду, что новый Закон разработан с учетом международных норм и требований, при участии и содействии экспертов международных финансовых организаций1.

Национальный банк Таджикистана сотрудничает с крупнейшими Международными организациями: Международным валютным фондом (1993 г.); Мировым банком (1993 г.); Европейским банком реконструкции и развития (1991 г.); Исламским банком развития (1996 г.), Азиатским банком Развития, а также работает в тесном сотрудничестве с Кувейтским фондом, Фондом организации стран экспортеров нефти (ОПЕК) и Саудовским фондом Развития.

Национальный банк Таджикистана является одним из главных органов, принимающих самое активное участие в становлении Республики Таджикистан как суверенного, экономически независимого государства, вхождению его в мировую экономическую систему.

Велика роль Национального банка Таджикистана, и она возрастает в процессе вхождения Таджикистана в рыночные отношения. Важнейшим шагом на этом пути стало введение 10 мая 1995 г. национальной валюты. Надо отметить, что Национальный банк стал настоящим главным банком Республики лишь после ввода национальной валюты — таджикского рубла. До этого он был филиалом Госбанка СССР, а затем — непризнанным филиалом Центрального банка России, не имел реальных рычагов регулирования денежного обращения, воздействия на курс валюты и уровень инфляции. По существу ввод национальной валюты определил начало реформы банковской системы в Республике.

Решение о вводе национальной валюты имело важное политическое значение не только для дальнейшего развития экономики, но и для реального признания независимости Таджикистана. Нелегко было принять такое решение в условиях, в которых находилась страна. Нужно отдать должное Президенту страны Эмомали Рахмону. Реализация решения была возложена на Госкомиссию по вводу национальной валюты во главе с Премьер-министром Джамшед Каримовым, который не только обеспечил ввод национальной валюты, но и принял многие другие решения, в том числе программу экономических преобразований, на основании которой по сегодняшний день проводятся экономические реформы.

Акция по введению национальной валюты подготовлена и проведена в тесном сотрудничестве и при непосредственной помощи Международного валютного фонда. До этого официальным платежным средством в Республике были советские и российские рубли. Хождение российского рубля не способствовало процессу вхождения Таджикистана в рыночные отношения. Более того, создавало хаос в денежно-кредитной политике Республики.

С четвертого квартала 1995 г. и в течение всего 1996 г. Национальный банк Таджикистана проводил умеренную денежно-кредитную политику, главной целью которой являлось снижение инфляции и стабилизации курса таджикского рубла.

Данная политика была тесно скоординирована с правительственной программой макроэкономической и финансовой стабилизации экономики Республики. Указанная Программа, прежде всего, направлена на создание условий замедления темпов спада промышленного производства, разгосударствления мелких и средних государственных предприятий, развития финансовых рынков, совершенствование механизма их функционирования, укрепление покупательной способности национальной валюты и рост объема внешнеэкономической деятельности.

Для достижения поставленных задач Национальный банк Таджикистана прекратил практику предоставления прямых централизованных кредитов экономике. С целью контроля за ростом денежной массы были установлены предельные размеры чистых внутренних и иностранных активов. Кроме того, были определены целевые показатели

по объему чистых международных резервов. Национальный банк Таджикистана осуществляет ежедневный, ежедекадный и ежегодный мониторинг параметров денежной программы.

Денежно-кредитная политика Национального банка Таджикистана дала свои результаты. В течение 1996 г. курс таджикского рубла по отношению к доллару колебался в пределах 280/310 рублов за доллар США.

По сравнению с 1995 в 1996 г. значительно сократились темпы роста инфляции. Если за 7 месяцев 1995 г. (после ввода национальной валюты) инфляция составила +984%, то за 1996 г. — +40,5%. Среднемесячные показатели за 1995/1996 гг. снизились с 166% до 3,4%. Все это явилось результатом осуществления реальных антиинфляционных мер Национального банка Таджикистана, таких как проведение наличных и безналичных торгов иностранных валют на межбанковской валютной бирже, контроль за ростом денежной массы и регулирование объема кредитных вложений в экономику Республики2.

Национальный банк Таджикистана обладает исключительным правом лицензирования, осуществления надзора и регулирования деятельности банков и других кредитных организаций. По сравнению с 1991 г. количество коммерческих банков в Республике возросло к началу 1997 г. до 21. Крупными акционерно-коммерческими банками Республики, на долю которых приходится более 80% банковских операций, были: Акционерный коммерческий агропромышленный банк «Шарк»; Таджикский акционерный промышленно-строительный банк «Ориенбанк»; Государственный акционерный коммерческий банк внешнеэкономической деятельности «Таджиквнешэкономбанк»; Государственный акционерный коммерческий банк развития социальной сферы и предпринимательства «Таджикбанкбизнес».

Национальный банк Таджикистана проводит политику дальнейшего совершенствования механизма формирования и функционирования коммерческих банков. После ввода национальной валюты величина уставного капитала коммерческих банков (частных и акционерных) составляла не менее 10 млн таджикских рублов, частных банков — 5 млн таджикских рублов.

В 1996 г. с целью усиления конкурентоспособности коммерческих банков, подъема их престижа размер уставного фонда был увеличен до 90 млн рублов, что эквивалентно 300 тыс. долл. США. Большинство крупных банков страны не только имеют свои филиалы во всех районах Республики, но и установили корреспондентские отношения с банками зарубежных государств, что способствует своевременному проведению международных платежей по валютным и другим операциям.

После распада Советского Союза в 1991 г. банковская система Республики Таджикистан первоначально образовалась на основе пяти специализированных крупных государственных банков, таких как Сберегательный банк, Внешэкономбанк, Агропромбанк, Социально-инвестиционный банк и Промышленно-строительный банк.

Далее, банковская система Республики расширилась за счет вновь создаваемых банков и на сегодняшний день состоит из двух уровней: 1) Национальный банк Таджикистана как центральный эмиссионный, резервный банк и 2) 11 коммерческих банков (из них один государственный), два филиала иностранного банка, 8 кредитных обществ и одна небанковская финансовая организация.

За 2008 г. продолжились динамичные темпы развития деятельности банковской системы, наблюдались укрепление финансового положения банков и микрофинансовых организаций, а также увеличение количества филиалов банков.

По состоянию на 31 декабря 2008 г. на территории Республики Таджикистан функционировали 112 кредитных организаций, в том числе 12 банков, 8 кредитных обществ, 14 микрокредитных депозитных организаций, 37 микрозаемных организаций и 41 микро-заемных фондов. Количество филиалов коммерческих банков в 2008 г. достигло 233 единиц.

По состоянию на 31 декабря 2008 г. общие активы кредитных организаций (банки, кредитные общества и микрофинансовые организации) составили 6 135,7 млн сомони, увеличившись относительно начала года на 470,2 млн сомони, или на 8,3%.

Общие обязательства кредитных организаций составили 5 132,8 млн сомони, увеличившись по сравнению с началом года на 127,7 млн сомони, или на 2,6%.

Балансовый капитал кредитных организаций составил 1002,9 млн сомони, увеличился по сравнению с началом года на 342,4 млн сомони, или на 52,0%.

Количество счетов клиентов коммерческих банков, которое составляло в 2007 г. 203 тыс., в 2008 г. достигло 260 тыс.3

В соответствии с стратегией развития и усовершенствования институциональной структуры банковской системы страны подготовка и переподготовка квалифицированных кадров будут продолжены.

На 31 декабря 2008 г. объем общих остатков депозитов составил 2 180,3 млн сомони, из них 31,0% в национальной валюте и 69,0% в иностранной валюте.

За отчетный период объем депозитов физических лиц относительно начала года увеличился на 33,8%, составив 763,1 млн сомони. Депозиты юридических лиц равнялись 1417,2 млн сомони. Основным источником роста депозитов является привлечение иностранных денежных средств.

Продолжился темп кредитования на территории страны, в частности в труднодоступных и горных районах Республики. На 31 декабря 2008 г. объем остатков кредитных вложений по сравнению с началом года увеличился на 22,0%, составив 4 852,6 млн сомони. Наблюдается тенденция увеличения объема кредитных вложений в национальной валюте относительно кредитов в иностранной валюте. Объем остатков кредитов по сравнению с предыдущим годом в национальной валюте увеличился на 132,5%, а в иностранной валюте уменьшился на 14,7%. Согласно оценкам, в 2008 г. количество потребительского и ипотечного кредита составило 21,4 тыс. единиц. По сравнению с прошлым годом он увеличился на 7,6 тыс. единиц.

Банковская система Республики согласно стратегии снижения уровня бедности населения и развития основных отраслей экономики страны уделяет особое внимание выдаче малых кредитов на всей территории Таджикистана, особенно в отдаленных горных районах, как приоритетное важное направление. На 31 декабря 2008 г. объем выданных микрокредитов составил 1611,9 млн сомони, увеличившись относительно аналогичного периода прошлого года на 57,0%. Из этой суммы отдаленным горным регионам выделено более 418,1 млн сомони, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года больше на 41,5%.

Банковская система Таджикистана в текущем году развивается в соответствии с принятыми общими целями и задачами экономической политики Правительства Республики, которая предусматривает:

— обеспечение условий для роста реального валового внутреннего продукта не менее чем на 5% в год;

— снижение темпов инфляции;

— увеличение инвалютных резервов страны до уровня 2,5 месяцев покрытия импорта;

— обеспечение стабильности номинального обменного курса и покупательской способности национальной валюты (сомони);

— дальнейшее совершенствование действующего механизма межбанковского валютного рынка;

— выполнение целевых показателей финансовой программы в рамках стратегии снижения бедности.

Одним из этапов реформирования банковского сектора, направленного на укрепление и поддержание стабильности банковской системы, является реструктуризация банков4. К концу 1997 г. в стране насчитывалось 28 банков, большинство из которых имели слабую капитальную базу, что в дальнейшем стало причиной несоблюдения ими пруденциальных норм банковского надзора. В начале 1998 г. началось очищение рынка банковских услуг от финансово неустойчивых и со слабой капитальной базой банков. На сегодняшний день отозвана лицензия на проведение банковских операций у 14 коммерческих банков.

Начиная с 1995 г. в течение тринадцати прошедших лет предпринимался ряд следующих мер по проведению переходных реформ:

— введение первой национальной валюты — таджикского рубла (10 мая 1995 г. Республика Таджикистан ввела национальную валюту — таджикский рубл в качестве законного средства платежа вместо российского рубля; ввод национальной валюты проходил в тесном сотрудничестве с Международным валютным фондом, который оказывал по вопросам денежной реформы техническую и консультативную помощь; в результате введения в обращение таджикского рубла были заложены основы проведения независимой денежно-финансовой политики в нашей суверенной стране, и вышеназванная денежная единица находилась в обращении более пяти лет, по сравнению с денежными единицами других стан СНГ сохраняла устойчивое положение);

— введение новой национальной валюты — сомони (всем известно, что национальная валюта является одной из важнейших основ укрепления независимости и в то же время одним из важнейших символов государственного суверенитета и в связи с этим после празднования 1100-летия государства Саманидов (прежнее название государства таджиков) Республика Таджикистан ввела новую национальную валюту сомони);

— между 1995/2001 гг. введение новых законов, нормативных актов о банковской деятельности, в том числе принятие Закона Республики Таджикистан «О банках и банковской деятельности», Налогового кодекса Республики Таджикистан, Международных стандартов бухгалтерского учета и повышение пруденциальных норм банковского надзора;

— отзыв лицензии с последующей ликвидацией свыше десяти кредитных организаций;

— проведение аттестации руководящих работников банков на предмет их квалификационного соответствия;

— реструктуризация банков, особенно 4 крупных банков;

— прохождение большинства банков международного аудита и публикация результатов аудита в прессе.

Национальный банк Таджикистана и все коммерческие банки страны с 1 января 1999 г. работают согласно Международным стандартам финансовой отчетности (далее МСФО), что является первым шагом в деле реформы бухгалтерского учета в целом по Республике Таджикистан. Разработанный на основе МСФО новый план счетов внес определенные сдвиги в вопросы учета с целью приведения их в соответствие с правилами учета международного уровня.

В качестве преимуществ нового плана счетов можно привести следующие:

а) финансовые отчеты, подготовленные согласно международным стандартам, пользователями которых являются акционеры, инвесторы, кредиторы, служащие, общественность, органы государственного управления и статистики, Государственный налоговый комитет и международные финансовые организации, в том числе Мировой банк, Международный валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк, другие зарубежные банки-инвесторы, стали понятными и прозрачными;

б) по старому плану счетов все счета, используемые Национальным банком Таджикистана и коммерческими банками, были объединены в одном плане счетов. В связи с тем, что Национальным банком Таджикистана используется небольшое количество счетов, и операции, проводимые Национальным банком Таджикистана, несколько отличаются от операций, проводимых коммерческими банками, были разработаны отдельно план счетов для Национального банка и для коммерческих банков Таджикистана.

Новый план счетов позволяет четко выделить основные разделы наиболее распространенного вида отчетности-баланса, где отражается состояние финансовой и хозяйственной деятельности банков.

Вместе с тем переход на новый план счетов, согласно Международным стандартам финансового отчета в банковских учреждениях, создал определенные проблемы, а именно:

а) согласно новому плану счетов при организации межбанковских расчетов между головным банком и его филиалами все расчеты должны проходить через головной банк. Однако в связи с отсутствием в настоящее время надежных средств связи расчеты между филиалами одного банка осуществляются или через Национальный банк Таджикистана, или через областные филиалы банков;

б) в соответствии с новой структурой бухгалтерского учета для банков Республики Таджикистан и основополагающих принципов МСФО финансовые отчеты должны составляться на основе метода начисления.

Однако при применении метода начисления у бухгалтеров часто возникает вопрос: как быть, если доходы, начисленные в данном отчетном периоде, не поступят в следующем отчетном периоде? Как быть с налогом на прибыль, который был перечислен с учетом начисленных, но не полученных доходов?

Для того чтобы не было подобных затруднений, коммерческие банки Республики Таджикистан предпочитают кассовый метод учета доходов и расходов из-за несоответствия метода начисления согласно МСФО Налоговому кодексу Республики Таджикистан5. В Законе не предусмотрены сторнирующие проводки в начале финансового года по начисленным процентам к получению (к оплате).

Поэтому согласно МСФО в осуществлении правильной учетной политики для нормального и благополучного функционирования банков, а также контроля за их финансово-хозяйственной деятельностью велика роль грамотных, квалифицированных бухгалтерских кадров.

Национальным банком Таджикистана была проведена огромная работа по переподготовке бухгалтерских работников. Только за 3 года, начиная с 1999 г., специалистами Национального банка на семинарах по изучению МСФО было обучено более 50% бухгалтеров банковской системы. Однако этого еще недостаточно для претворения в жизнь требований МСФО.

Согласно рекомендации Международного валютного фонда, все специалисты Национального банка Таджикистана и коммерческих банков вне зависимости от того, занимают ли они должность бухгалтера, должны проходить курсы по изучению МСФО.

1 AauMapdorne М. М. Национальный банк Таджикистана — независимый банк суверенного государства // Вестник Национального банка Таджикистана. Душанбе, 1997 . № 1 (1). С. 8.

2 AauMapdorne М. М. Развитие банковской системы в Республике Таджикистан. Выступление Председателя Национального банка Таджикистана на международной банковской конференции «Состояние, проблемы и перспективы развития банковской системы в странах Центральной Азии на этапе перехода к рыночным отношениям». г. Душанбе, Республика Таджикистан, 16 июня 200Б г. // Вестник Национального банка Таджикистана. Душанбе, 200Б. №7-8 (61-62). С. 44.

3 Банковская система на 1.04.2008 г. URL: http: //www.nbt.tj (дата обращения: 11.02.2009).

4 Белoглaзoвa Г. Н. Деньги, кредит, банки. М., 2004. С. 407.

Б XacaHoe И., Якубoв М. Применение международных стандартов финансовой отчетности в банковской системе республики Таджикистан // Вестник Национального банка Таджикистана. Душанбе, 2002. № 5-6 (3Б-36). С. 34.

Статья поступила в редакцию 12 марта 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.