Научная статья на тему 'Анализ конкуренции на рынке банковских услуг Республики Таджикистан и методы ее снижения'

Анализ конкуренции на рынке банковских услуг Республики Таджикистан и методы ее снижения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
605
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК БАНКОВСКИХ УСЛУГ / BANKING SERVICE MARKET / КОНЦЕНТРАЦИЯ / CONCENTRATION / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / COMPETITIVE ENVIRONMENT / АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / COMPETITION POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шарипов Бахром Махмудович, Нуруллоев Забхулло Хайруллоевич

В статье рассмотрены процессы капитализации и концентрации на рынке банковских услуг Республики Таджикистан. Показаны динамика и сложившийся уровень капитализации банковского сектора, проведен анализ конкуренции на рынке банковских услуг Таджикистана в разрезе ее основных сегментов. Несмотря на динамичный рост потенциала отечественных банков и микрофинансовых организаций, прежде всего за счет притока на рынок иностранного капитала и создания филиалов иностранных банков, отечественная банковская система остается слабой и уязвимой. По мнению авторов, поддержка высоких темпов развития экономики требует проведения дальнейшего реформирования банковской системы, направленной, в частности, на рост ее капитализации и устойчивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шарипов Бахром Махмудович, Нуруллоев Забхулло Хайруллоевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the processes of capitalization and concentration at the banking services market of the Republic of Tajikistan. In it considered the dynamics and level of capitalization of banking services market, analyzed competition in the banking market of Tajikistan in the context of its major segments. Despite the dynamic growth of potential of domestic banks and microfinance institutions, in particular, at the account of the inflow into the foreign capital market as well as the establishment of branches of foreign banks, the domestic banking system remains weak and vulnerable. In the opinion of the authors to support high rates of economic development requires further reforming of the banking system which is aimed, in particular, at the growth of its capitalization and sustainability.

Текст научной работы на тему «Анализ конкуренции на рынке банковских услуг Республики Таджикистан и методы ее снижения»

АНАЛИЗ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ БАНКОВСКИХ УСЛУГ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН И МЕТОДЫ ЕЕ СНИЖЕНИЯ

Шарипов Бахром Махмудович

кандидат экономических наук, руководитель учебного центра ОАО «Агроинвестбанк» Республики Таджикистан. Адрес: ОАО «Агроинвестбанк», Республика Таджикистан, 734060, г. Душанбе, ул. Дж. Расулова, д. 10. E-mail: [email protected]

Нуруллоев Забхулло Хайруллоевич

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита ТАУ им. Ш. Шотемура.

Адрес: Таджикский аграрный университет имени Ш. Шотемура, Республика Таджикистан, 734017, г. Душанбе, проспект Рудаки, д. 146.

В статье рассмотрены процессы капитализации и концентрации на рынке банковских услуг Республики Таджикистан. Показаны динамика и сложившийся уровень капитализации банковского сектора, проведен анализ конкуренции на рынке банковских услуг Таджикистана в разрезе ее основных сегментов. Несмотря на динамичный рост потенциала отечественных банков и микрофинансовых организаций, прежде всего за счет притока на рынок иностранного капитала и создания филиалов иностранных банков, отечественная банковская система остается слабой и уязвимой. По мнению авторов, поддержка высоких темпов развития экономики требует проведения

ANALYSIS OF COMPETITION AT THE BANKING SERVICES MARKET OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN AND METHODS OF ITS REDUCING

Sharipov, Bakhrom M.

PhD, Head of the Training Centre JSC «Agroinvestbank» Republic of Tajikistan. Address: Training Centre JSC «Agroinvestbank», 10 J. Rasulov Street, Dushanbe, 734060, Republic of Tajikistan. E-mail: [email protected]

Nurulloev, Zabkhullo Kh.

PhD, Assistant Professor of the Department for Accounting and Audit of the Tajik Agrarian University named after Sh. Shotemur. Address: Tajik Agrarian University named after Sh. Shotemur, 146 Rudaki Avenue, Dushanbe, 734017, Republic of Tajikistan.

The article describes the processes of capitalization and concentration at the banking services market of the Republic of Tajikistan. In it considered the dynamics and level of capitalization of banking services market, analyzed competition in the banking market of Tajikistan in the context of its major segments. Despite the dynamic growth of potential of domestic banks and microfinance institutions, in particular, at the account of the inflow into the foreign capital market as well as the establishment of branches of foreign banks, the domestic banking system remains weak and vulnerable. In the opinion of the authors to support high rates of economic development requires further

дальнейшего реформирования банковской системы, направленной, в частности, на рост ее капитализации и устойчивости.

Ключевые слова: рынок банковских услуг, концентрация, конкурентная среда, антимонопольная политика.

reforming of the banking system which is aimed, in particular, at the growth of its capitalization and sustainability.

Keywords: banking service market, concentration, the competitive environment, competition policy.

Комплексный анализ конкуренции на рынке банковских услуг в Республике Таджикистан (РТ) проводится не постоянно, а существующие в мировой практике банковского регулирования методики оценки конкуренции практически не используются. Как правило, анализ конкуренции ограничен потребностями развития самих кредитных организаций. Только крупные и средние банки, а также крупные микрофинансовые организации (МФО) имеют практику разработки стратегических планов развития, в рамках которых проводятся собственные маркетинговые исследования, для чего созданы маркетинговые подразделения. В ходе анализа конкурентной среды выявляются тенденции и факторы, дающие кредитным организациям ориентиры для развития, их приспособления к требованиям рынка, повышения конкурентоспособности и прибыльности, а также оказывающие влияние на их рыночную позицию. Однако из существующего множества методов анализа пока используются самые примитивные - описательные модели, несмотря на то, что в мировой практике имеется широкий перечень современных количественных и качественных методов. Их применение требует наличия открытой статистической информации, которую официальная республиканская банковская статистика не представляет, а публичные данные, находящиеся на сайтах кредитных организаций, не являются полными.

Анализ конкуренции на рынке банковских услуг является одним из основных инструментов эффективного управления банковской деятельностью, определения каждой кредитной организацией собственной ниши на рынке банковских услуг. Он дает возможность выявить дополнительные и новые ниши, возможности для привлечения и удержания клиентов, ранее не охваченных обслуживанием. Это позволяет, с одной стороны, снижать уровень конкуренции между кредитными организациями, а с другой - полнее удовлетворять существующие потребности на разнообразные финансовые услуги в целом.

Важнейшим показателем кредитных организаций как субъектов рынка банковских услуг является размер капитала и его концентрация. Он определяет потенциал кредитной организации, включая как привлечение ресурсов, так и их эффективное размещение, их дальнейшую трансформацию в более развитые формы, использование «кредитного

плеча». Динамика концентрации капитала на рынке банковских услуг РТ (табл. 1) показывает процесс его увеличения.

Т а б л и ц а 1 Динамика концентрации кредитных организаций РТ по видам за 2010 - апрель 2013 г.* (в млн смн)

Наименование Объем регулятивного капитала - всего Средний размер капитала Темпы роста, %

2010 Апрель 2013 2010 Апрель 2013 капитала среднего размера

Все кредитные организации 1 441 2 389 10,4 16,6 165,8 159,6

В том числе:

Банки 1 069 1 967 77,7 111,6 184,0 143,6

МФО 231 422 1,9 3,4 182,7 раз 1,8 раз

Из них:

микродепозитные организации 77 267 2,3 7,6 3,5 раза 3,3 раза

другие МФО 154 155 1,79 1,73 100,6 96,6

* Составлено по: Банковский статистический бюллетень (официальное издание). № 10 (219). -Душанбе : НБТ, 2013. - С. 93-96.

Так, за период с 2010 по апрель 2013 г. количественный рост кредитных организаций сопровождался как увеличением объемов их капитала (165,8%), так и ростом средних их размеров (159,6%). Средний размер кредитных организаций по объему капитала вырос с 10,4 млн сомони1 в 2010 г. до 16,6 млн сомони на апрель 2013 г., или на 6,2 млн сомони, а общий объем капитала возрос с 1 441 млн до 2 389 млн сомони, или на 948 млн сомони. Анализ показывает, что процесс концентрации кредитных организаций в банковском сегменте составляет 184%, а в микрофинансовом сегменте (микродепозитных организациях - МДО) рост составил 3,3 раза, что обусловило рост среднего размера банков с 77,7 млн сомони в 2010 г. до 111,6 млн сомони на апрель 2013 г. (143,6%), или на 66,1 млн сомони. Средний размер МДО увеличился с 2,3 млн до 7,6 млн сомони, или на 5,3 млн сомони.

Учитывая, что для МДО объем минимального капитала Национальным банком Таджикистана (НБТ) утвержден в сумме 4 млн сомони (или 800 тыс. долларов США2), процесс роста капитализации этого сегмента будет продолжаться, так как среди функционирующих МДО большая часть их капитала по объемам не соответствует минимально-

1 Сомони (смн) - национальная валюта Республики Таджикистан, на 20 февраля 2014 г. российский рубль равен 0,1347 сомони.

2 На 20 февраля 2014 г. 1 доллар США равен 4,97 сомони.

му размеру. В микрофинансовом сегменте наблюдается и обратный процесс, т. е. снижение уровня концентрации капитала среди остальных видов МФО, в частности, микрокредитных организаций (МКО) и микрокредитных фондов (МКФ).

Так, количественный их рост сопровождался увеличением общего объема капитала, однако всего на 0,6%. При этом средний размер их капитализации снизился с 1,79 млн сомони в 2010 г. до 1,73 млн сомони на апрель 2013 г. (96,6%), или на 0,06 млн сомони, что стало основной причиной преобладания в этом сегменте рынка мелких и средних по размерам МФО. Это связано с тем, что крупные участники с большей капитализацией трансформируются в другие формы, такие как МДО, имеющие более широкие возможности развития и получения прибыли, комплексного облуживания клиентов.

О росте капитализации банков и МДО свидетельствует их группировка по объему капитала (табл. 2). Так, если в 2010 г. из общей совокупности банков (14 ед.) только один имел капитал менее 5 млн сомо-ни, то на апрель 2013 г. капитал всех банков был свыше 10 млн сомони. За этот период все МДО имели капитал свыше 0,5 млн сомони. В целом МДО можно рассматривать как малые и региональные банки на отечественном банковском рынке.

Т а б л и ц а 2

Классификация банков и МДО по объемам их капитала*

Группировка банков по объему капитала

для банков - до 5 млн смн, для МДО - до 0,5 млн смн для банков - свыше 10 млн смн, для МДО - свыше 0,5 млн смн

2010 2012 2010 2012

Банки 1 0 13 16

МДО 0 34 0 35

* Составлено по: Банковский статистический бюллетень (официальное издание). № 10 (219). -С. 95-96.

Повышение капитализации в разрезе конкретных кредитных организаций определяет их конкурентный потенциал на рынке банковских услуг, возможности предоставления и расширения своих услуг с большей эффективностью как для своего функционирования, так и для клиентов. Рост капитализации всегда сопровождается ростом эффекта масштаба, сокращением удельных расходов на предоставляемые услуги и продукты, определяя возможности гибкого регулирования цен и тарифов в соответствии с изменением конъюнктуры, тем самым обеспечивая устойчивость кредитных организаций и их конкурентоспособность на рынке.

Важнейшим фактором, влияющим на уровень конкуренции, является перечень оказываемых конкретными видами кредитных организаций услуг, который регулируется лицензией НБТ и другими его нормативными инструкциями, включая и внутренние стратегические документы. На рынке банковских услуг самый широкий перечень услуг и продуктов оказывается банками, а затем МДО. Другие виды МФО, включая МКО и МКФ, осуществляют только выдачу микрокредитов. Это обусловливает границы и поле для конкуренции среди различных видов кредитных организаций, сегментов и ниш на нем, обеспечивая клиентам доступность качественных и разнообразных банковских услуг.

Анализ уровня конкуренции на отечественном банковском рынке показывает, что в основных его сегментах (кредитном и депозитном) уровень конкуренции различается. Так, кредитный сегмент банковского рынка представлен наибольшим числом субъектов, а соответственно и уровень конкуренции в нем наиболее высок. Он включает все виды кредитных организаций, в том числе банки и МФО.

Проведенный нами анализ конкуренции среди 16 отечественных банков показал отсутствие в этом сегменте кредитного рынка доминирующего положения одного из банков. В 2011 г. доминирующее положение на национальном кредитном рынке занимал ОАО «Агроинвест-банк» с долей рынка 29%. Либерализация рынка, вхождение новых субъектов и списание части проблемных кредитов (в период кризиса и после него в 2008-2012 гг.) привели к устранению его доминирующего положения.

Конкуренция на кредитном рынке среди банков различается в зависимости от размеров выдаваемых кредитов. Так, в сегменте крупных кредитов (свыше 100 тыс. долларов США в эквиваленте) конкуренция наиболее низка. Этот сегмент ограничен рамками крупных банков. Для них основными конкурентами выступают международные финансовые организации, реализующие программы развития (ЕБРР, АБР, ИБР и т. д.), зарубежные банки (в Китае, России, Казахстане и др.), напрямую работающие с крупными отечественными клиентами, инвестиционные фонды Казахстана и ЕврАзЭС.

В сегменте средних кредитов (от 50 до 100 тыс. долларов США в эквиваленте) уровень конкуренции выше, учитывая борьбу как крупных, так и средних банков. Здесь конкурентная борьба ведется за клиентов с хорошим потенциалом кредитоспособности, эффективным и растущим бизнесом, количество которых в стране ограничено. Основными потенциальными конкурентами в ближайшей перспективе станут новые иностранные банки и МДО, в том числе путем их преобразования в банковские структуры.

Наиболее высок уровень конкуренции в сегменте микрокредитов (от 100 до 50 тыс. долларов США в эквиваленте), так как все банки имеют разнообразные кредитные продукты в этом диапазоне. Кроме того, этот сегмент кредитного рынка охватывает как кредиты коммерческого направления, так и потребительские кредиты.

Влияние иностранных банков высоко в части развития новых видов кредитных услуг, внедрения международных стандартов в этом направлении деятельности, повышения качества кредитных услуг, в организации кредитного облуживания заемщиков. Вместе с тем их деятельность сосредоточена в крупных городах и областных центрах, у них не развита региональная сеть.

Анализ показывает, что на микрофинансовом рынке в сегменте кредитов уровень конкуренции выше, чем в банковской сфере. Однако среди 126 МФО в кредитном сегменте наблюдается иная, чем в банковском сегменте, картина, связанная с концентрацией. Так, среди МФО крупнейшая МДО «Имон Интернешнл» имеет доминирующее положение с долей рынка в 29,3%. Остальные участники микрофинансового рынка имеют незначительные доли, не превышающие 9%, включая долю их активов и капитала.

О росте конкуренции на кредитном рынке свидетельствует и показатель охвата ссудозаемщиков в различных сегментах кредитного рынка. Конкуренция за клиентов среди банков и микрофинансовых организаций остается острой, учитывая низкую емкость рынка кредитных услуг и ограниченность количества лиц, работающих официально в экономическом пространстве Таджикистана. Так, из общей совокупности ссудозаемщиков в 2012 г. в количестве 355 054 единиц (или 100%), получивших микрокредиты, на банки приходится 122 395 заемщиков, или 34,5%, а на микрофинансовые организации - 232 656 заемщиков, или 65,5%. Вместе с тем доля клиентов микрофинансовых организаций увеличилась с 62,3% в 2010 г. до 65,5% в 2012 г., а доля банков за этот период сократилась с 37,1 до 34,5%(табл. 3).

Среди МФО по критерию количества обслуживаемой клиентуры лидируют крупные МФО, на долю которых приходится более 70% клиентов микрофинансового рынка и 47% всего отечественного рынка микрокредитов.

Проведенный Ассоциацией микрофинансовых организаций Таджикистана (АМФОТ) анализ свидетельствует, что из совокупности его членов 31,9% - это крупные МФО с остатками выданных кредитов в сумме более 1 млн долларов США, 16,6% - средние МФО с объемом кредитов от 0,5-1 млн долларов, остальные 51,5% - мелкие МФО с объемами кредитов менее 0,5 млн сомони1.

Т а б л и ц а 3

Количество ссудозаемщиков, получивших микрокредиты по видам кредитных организаций за 2010 и 2012 гг.*

Вид кредитных организаций 2010 2012

Количество Удельный вес, % Количество Удельный вес, %

Всего по рынку 235 622 100 355 054 100

В банках и небанковских кредитных организациях 87 401 37,1 122 398 34,5

МФО - всего 148 221 62,9 232 656 65,5

В том числе:

МДО 48 114 20,4 76 174 21,4

МКО 70 020 29,7 127 972 36,1

МКФ 30 087 12,8 28 510 8,0

* Составлено по: Банковский статистический бюллетень (официальное издание). № 10 (219). -С. 93-96.

МДО и крупные МКО, учитывая рост их капитала, предоставляют и относительно большие по размерам микрокредиты, конкурируя с банками. Как показывает анализ сектора, проведенный АМФОТ за 2013 г., размеры кредитов, выдаваемых отдельными видами микрофинансовых организаций, превышают 20 тыс. долларов США, что позволяет МФО сохранять сформированную клиентскую базу, предотвращая их переход на обслуживание в банки. В перспективе рост капитализации сектора и размеров выдаваемых кредитов обеспечит обострение конкуренции в более широких диапазонах.

Среди самих микрофинансовых организаций конкуренцию за клиентов выигрывают МДО и МКО как организации с сильно выраженной коммерческой направленностью, которые оказались способными к разработке разнообразных кредитных продуктов, адекватных потребностям конкретных сегментов клиентуры.

Наши исследования показали, что уровень конкуренции постоянно растет в кредитном сегменте между банками и МФО. Наиболее высок уровень конкуренции в сегментах, где размеры выдаваемых кредитов и характеристика обслуживаемой клиентуры аналогичны как в МФО, так и в банках.

В рамках выдачи микрокредитов используются собственные средства кредитных организаций, что обеспечивает им высокие темпы роста и приемлемое качество кредитных вложений, низкие риски и рентабельность, способствуя росту доли МФО на рынке кредитных услуг. Сравнение показывает, что количество заемщиков в МФО увеличивается быстрее, чем в банках, что обусловлено их конкурентными преимуществами: доступностью и облегченными условиями выдачи кредитов по сравнению с банками.

Важнейшее конкурентное преимущество МФО - разработка и реализация кредитных продуктов, специально ориентированных на потребности отдельных сегментов клиентуры (женщины, мигранты, фермеры, предприниматели, молодежь и т. д.), учитывающих специфику их деятельности. Так, 26,9% кредитов, выданных МФО, приходятся на женщин. По состоянию на март 2013 г. им было выдано кредитов в количестве 17,3 тыс. единиц на общую сумму 102 млн долларов США1. Дополнительным конкурентным преимуществом МФО является оказание заемщикам различной консультативной помощи.

Наличие в МФО инновационных кредитных продуктов обеспечивает приток новых клиентов. Показатели рентабельности активов и капитала в МФО выше, чем в банках (по активам - в 11 раз, а по рентабельности капитала - в 12,4 раза). В банках основные показатели эффективности, включая доходность их активов (ROA) и капитала (ROE), имеют тенденцию ухудшения. Так, за период с 2005 по 2011 г. показатель ROA в отечественной банковской системе снизился в 6 раз (с 4,7 до 0,7%), а ROE - в 5 раз (с 17,2 до 3,4%).

Получила начало практика предоставления кредитных ресурсов со стороны международных и иностранных доноров для национальных МФО в национальной валюте с целью повышения устойчивости МФО к возросшим валютным рискам.

Анализ конкуренции на кредитном рынке по срокам вложений показывает, что в деятельности кредитных организаций продолжают преобладать кредитные продукты с короткими сроками вложений. Так, доля кредитов по сроку возврата до года составляла в 2010 г. 79,5% и снизилась в 2012 г. до 69,1%, или на 10,4 процентных пункта. Доля кредитов, выданных сроком свыше 1 года, за этот период возросла с 20,5 до 30,9%. Результатом улучшения доступа к внешним долгосрочным ресурсам для средних банков и крупных МФО стала эта положительная тенденция, а не изменения ситуации на внутреннем рынке депозитов. Средние банки и крупные МФО, учитывая их доступ к долгосрочным внешним ресурсам, осуществляют кредитные операции сроком свыше 2-3 лет.

На рынке Таджикистана по предоставлению услуг по валютным операциям и переводу денежных средств конкурентное преимущество и доминирующая роль принадлежит отечественным банкам. Только отдельные МФО в лице ограниченного круга МДО осуществляют эти виды банковских операций для своих клиентов, однако их масштабы незначительны. Уровень конкуренции в данном сегменте является высоким между крупными и средними банками.

Конкуренция на рынке банковских депозитов сильно отличается от конкуренции на кредитном рынке, учитывая его ограниченный характер. На этом рынке доминирующее положение принадлежит банкам - 97,5%, а на МФО приходится около 3%. Анализ показывает, что в ближайшей перспективе (2-3 года) на рынке депозитов позиция крупных банков сохранится и их доля будет преобладающей, несмотря на дальнейшую либерализацию банковского рынка с учетом вступления Республики Таджикистан в ВТО.

Список литературы

1. Асламов А. И. ЕврАзЭС - стратегическое направление внешнеэкономической политики Республики Таджикистан / / Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2013. -№ 2 (56). - С. 110-115.

2. Тураева М. О. Институты экономической политики в странах Центральной Азии: от общего к особенному // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2011. - № 5 (41). -С.126-133.

3. Тураева М. О. Некоторые формальные и неформальные институциональные факторы макроэкономической политики в Таджикистане // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2011. - № 2 (38). - С. 131-136.

References

1. Aslamov A. I. EvrAzES - strategicheskoe napravlenie vneshneekonomicheskoy politiki Respubliki Tadzhikistan [The Eurasian Economic Community - Strategic Direction of Foreign Economic Policy in the Republic of Tajikistan], Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2013, No. 2 (56), pp. 110-115. (In Russ.).

2. Turaeva M. O. Instituty ekonomicheskoy politiki v stranakh Tsentralnoy Azii: ot obshchego k osobennomu [Institutions of Economic Policy in Central Asia Countries: from General to Specific], Vestnik Rossiyskoy ekonomicheskoy akademii imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian Academy of Economics], 2011, No. 5 (41), pp. 126-133. (In Russ.).

3. Turaeva M. O. Nekotorye formalnye i neformalnye institutsionalnye faktory makroekonomicheskoy politiki v Tadzhikistane [Some Formal and Informal Institutional Factors of Macro-Economic Policy in Tajikistan], Vestnik Rossiyskoy ekonomicheskoy akademii imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian Academy of Economics], 2011, No. 2 (38), pp. 131-136. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.