Научная статья на тему 'Израиль в системе международных инвестиционных отношений'

Израиль в системе международных инвестиционных отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1429
229
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кокушкина Ирина Владимировна, Пукшанский Лев Вульфович

This article researches and analyses Israel's role in international finance. The subject presents both theoretical interest for research in international financial networks and practical insight into how foreign investments can be exploited at the national level. This article briefly characterizes modern Israeli investment climate including investment legislation and government regulation of investment. Israel's role in the international investment market is analyzed both from the perspective of foreign investment in Israel and as a prominent investor in the international market. The Israeli security market and other financial institutions are then analyzed. This article focuses on the investment relationship between the Russian Federation and Israel. The history of those relations is analyzed, and the main directions in which cooperation in the twenty first century may be developed are outlined.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Israel's Role in International Finance

This article researches and analyses Israel's role in international finance. The subject presents both theoretical interest for research in international financial networks and practical insight into how foreign investments can be exploited at the national level. This article briefly characterizes modern Israeli investment climate including investment legislation and government regulation of investment. Israel's role in the international investment market is analyzed both from the perspective of foreign investment in Israel and as a prominent investor in the international market. The Israeli security market and other financial institutions are then analyzed. This article focuses on the investment relationship between the Russian Federation and Israel. The history of those relations is analyzed, and the main directions in which cooperation in the twenty first century may be developed are outlined.

Текст научной работы на тему «Израиль в системе международных инвестиционных отношений»

И.В. Кокушкина, Л. В. Пукшанский

ИЗРАИЛЬ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ

С конца 90-х годов XX в. в Российской Федерации предпринимаются значительные меры в области установления эффективных инвестиционных отношений с другими государствами. Эти действия направлены на возрождение и поддержание традиционных связей России, а также на создание контактов с новыми деловыми партнерами. Значительное улучшение инвестиционного климата привлекает к России взгляды многих, даже самых скептически настроенных инвесторов. Вместе с тем для того чтобы успешно участвовать в конкурентной борьбе за мировые инвестиционные ресурсы и получать от привлечения таких ресурсов наибольший эффект, российским органам власти, предпринимателям и специалистам в сфере инвестиций необходимо тщательно изучать все аспекты международных инвестиционных отношений* В этой связи очень важным является изучение опыта привлечения иностранных инвестиций странами, добившимися в этой области значительного успеха. Кроме того, российским предпринимателям имеет смысл искать источники иностранных инвестиций прежде всего в тех странах, где по тем или иным причинам Россия имеет определенные конкурентные преимущества перед странами с аналогичным соотношением рисков и доходности. С этих позиций Израиль представляется весьма перспективным инвестиционным партнером для России.

Данная статья посвящена изучению и анализу инвестиционного климата и системы инвестиционных отношений государства Израиль как страны, интересной, на наш взгляд, и с точки зрения теоретического исследования мирового опыта инвестиционных отношений, и с позиции изучения практики регулирования и использования иностранных инвестиций в национальной экономике.

За последние 20 лет экономика Израиля претерпела серьезнейшие изменения.1 В 1950 - 1960-е годы это была традиционная экономическая система, базирующаяся на сельском хозяйстве, легкой промышленности и различных видах трудоемкого производства

*Международные инвестиционные отношения (МИО) представляют собой, по определению, предложенному И.В. Кокушкиной, систему отношений между субъектами мирового хозяйства по поводу присвоения, владения, распоряжения, распределения и использования в национальных воспроизводственных процессах инвестиционных ресурсов мирового рынка капиталов.

КОКУШКИНА

Ирина Владимировна

-доцент кафедры мировой экономики. Окончила экономический факультет ЛГУ. В 1981 г. защитила кандидатскую диссертацию. Автор свыше 50 научных работ, опубликованных в России и за рубежом, в том числе одной монографии. Сфера научных интересов - международная инвестиционная деятельность, совместное предпринимательство, международная . торговля, экономические реформы в ЦВЕ, развитие системы между народных отношений.

© И.В. Кокушкина, Л.В. Пукшанский, 2003

В настоящее время экономика Израиля основывается на наукоемком производстве и имеет конкурентоспособные на мировом рынке отрасли телекоммуникаций, компьютерных и агропромышленных технологий. В 2000 г. показатель израильского ВВП на душу населения составил 17500 долл. США.2 Это значение сопоставимо с соответствующими показателями в европейских странах, хотя и в два раза меньше, чем в США и Японии. Подобного эффекта Израильскому государству, существующему всего 54 года, удалось добиться во многом благодаря грамотной инвестиционной политике.

Государство Израиль развивается в очень сложных геополитических условиях. На развитие экономики страны оказывают влияние специфические факторы, в том числе:

• политические - стратегический альянс Израиля с США; конфликт с соседними арабскими странами; сложная внутренняя политическая структура;

• экономические - высокая стоимость природных ресурсов, земли и рабочей силы (что стимулирует развитие наукоемкого производства в качестве «локомотивных» отраслей); нахождение в Израиле важнейших религиозных святынь основных мировых религий (что обеспечивает высокие доходы от туристического бизнеса); высокая доля военных расходов в бюджете государства; развитая система экономических отношений Израиля со странами Европы, Южной Америки и с Южной Африкой (частично благодаря еврейской диаспоре);

• социальные - многонациональность населения страны, неоднородность самого еврейского населения по признаку страны происхождения (что выражается в многоукладное™ экономики и наличии различных форм делового оборота, менталитета и т.п.), различное отношение израильтян к религии, прибытие в страну потоков новых иммигрантов (новые граждане Израиля привозят в страну знания и технологии, значительные денежные средства и ценности, являются относительно недорогой рабочей силой и предъявляют высокий спрос на жилье, автомобили, бытовую технику, мебель и т.д.; прием Израилем иммигрантов (особенно из республик бывшего СССР) традиционно получает одобрение у мировой общественности, что обеспечивает Израилю также и дополнительную экономическую поддержку в виде выгодных займов, правительственных гарантий и т.п.).3

В 2000 - 2002 гг. на экономику Израиля оказывали определяющее влияние такие факторы, как замедление темпов роста экономики США; падение котировок акций компаний, занимающихся электронными и информационными технологиями; обострение геополитической ситуации. Вследствие обострения арабо-израильских отношений в основном пострадали такие отрасли, как туризм, строительство (где 30% от числа занятых составляли палестинцы) и сельское хозяйство (12% от числа занятых). В 2001 г. темп роста ВВП составил всего 1%.4

Инвестиционный климат Израиля характеризуется следующими особенностями:

• налогово-бюджетная политика правительства Израиля направлена на уменьшение степени вмешательства государства в экономику страны;

ПУКШАНСКИЙ Лев Вульфович

- соискатель ученой степени кандидата экономических наук кафедры теории кредита и финансового менеджмента. В 2001 г. защитил магистерскую диссертацию на экономическом факультете СПбГУ. Финансовый директор ОАО «Нева-ленд», директор Инвестиционной дирекции ЗАО Менеджмент компания «Балтийское финансовое агентство». Сфера научных интересов - финансовый менеджмент, финансовая математика, развивающиеся фондовые рынки, международные инвестиционные отношения, инвестиционный менеджмент, инвестиционный маркетинг, управление коммерческой недвижимостью.

• в Израиле активно идут процессы приватизации с привлечением иностранных инвесторов, в том числе в таких областях, как телекоммуникации, нефтяная и химическая промышленность, морские перевозки, авиаперевозки, электроснабжение и банковский сектор. Процессу приватизации государственных монополий в Израиле предшествует привлечение на соответствующий рынок новых компаний (зачастую иностранных) для создания конкурентной среды;

• годовой темп инфляции в Израиле был снижен с 444,9% в 1984 г. до 0% в 2000 г. Целевой уровень инфляции на 2001 г. составлял 2,5—3,5%;5

• вслед за снижением инфляции Банк Израиля (Израильский Центральный банк) постепенно снижает процентную ставку (13,5% - в июле 1999 г.; 6% - в январе 2001 г.);6

• курс национальной валюты, нового израильского шекеля, определяется в соответствии с системой управляемого плавания. В течение 1990-х годов Банк Израиля следовал стратегии невмешательства в процессы, происходящие на валютном рынке;

• в 1990-е годы экспорт был основным катализатором экономического роста Израиля. Торговая политика страны основывается на идее свободной торговли как средстве увеличения конкуренции на внутреннем рынке, улучшения распределения ресурсов и стимулирования эффективности производства;

• Израиль является членом ВТО и участником Соглашения о правительственных поставках. Страна имеет соглашения о свободной торговле с США, Европейским союзом, странами, входящими в Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ), Канадой, Мексикой, Польшей, Турцией, Чешской Республикой, Словацкой Республикой, Венгрией и Словенией. С некоторыми странами, не являющимися членами ВТО, Израиль подписал соглашения о статусе наиболее благоприятствуемой нации, в том числе с Россией, Узбекистаном, Молдовой, Украиной, Казахстаном, Китаем, Хорватией. Соглашение о статусе предпочтительной нации подписано с Иорданией;7

• в конце 1990-х годов значительно увеличился объем израильских инвестиций за рубеж. В 1990-е годы Израиль установил дипломатические и торговые отношения со странами СНГ, Восточной Европы, Юго-Восточной Азии, Китаем, Индией, Иорданией. Эти страны являются новыми рынками для израильских инвесторов. Кроме того, в этот период были подписаны соглашения о поддержке и защите иностранных инвестиций с рядом стран, в том числе Албанией, Аргентиной, Болгарией, Чешской Республикой, Эстонией, Грузией, Германией, Венгрией, Индией, Казахстаном, Латвией, Литвой, Молдовой, Польшей, Румынией, Словенией, Турцией, Туркменистаном, Украиной и Узбекистаном. С некоторыми странами такой договор был подписан, но он до сих пор остается не ратифицированным, к ним относятся Армения, Беларусь, Китай, Хорватия, Эль Сальвадор, Южная Корея, Перу, Словакия, Таиланд, Уругвай и Заир.8

Как известно, важнейшим элементом инвестиционного климата является правовая база инвестиционной деятельности.

Инвестиционные отношения в государстве Израиль регулируются правовыми актами (см. приложение).

Другим не менее важным элементом инвестиционного климата является механизм государственного регулирования инвестиционных отношений, т.е. система мер, направленных на стимулирование (или ограничение) деятельности инвесторов.

Деятельность Израильского Правительства в сфере поддержки реальных инвестиций производится в следующих основных направлениях:

1. В соответствии с Законом «О стимулировании капитальных вложений» (1959) в Израиле действует Инвестиционный центр (подразделение Министерства промышленности и торговли). Данному центру поручено производить аттестацию компаний и предприятий на соответствие требованиям по предоставлению инвестиционных льгот, предусмотренных

Законом. Предприятию, прошедшему аттестацию, могут быть предоставлены государственные субсидии до 34% от суммы проекта, налоговые льготы сроком до 10 лет в виде уменьшения налога на доход компании до 10% (вместо 36%) или же налоговые каникулы сроком до 10 лет (если предприятие не пользуется правом на субсидию). Кроме того, аттестованные предприятия также получают право на использование ускоренных методов амортизации.9

2. В рамках Программы по стимулированию инвестиций Израильское Правительство проводит деятельность по поддержке вложений в НИОКР. Поддержкой НИОКР в Израиле занимается Научный департамент Министерства промышленности и торговли. Данный департамент предоставляет субсидии на НИОКР в размере до 66% от суммы затрат на стадии разработок и до 50% - на стадии внедрения. Кроме того, компаниям оказывается поддержка в проведении маркетинговых исследований и инвестиционном проектировании. Начиная с 1977 г. Правительство Израиля подписало ряд соглашений с иностранными государствами по поддержке сотрудничества в области инвестиций в НИОКР. В настоящее время существуют две основные модели сотрудничества: организация двусторонних фондов поддержки НИОКР и участие Израиля в Европейских программах поддержки НИОКР (например, EUREKA и Fifth Framework Program). Примером двусторонних фондов могут служить: израильско-американский фонд (BIRD) с капиталом 110 млн долл. США, канадско-израильский фонд (CIIRDF) - 2 млн долл. США в год, британско-израильский фонд (BRITECH) - 15,5 млн фунтов, израильско-сингапурский фонд (SIIRD) - 2 млн долл. США. Существует также Американско-израильская комиссия по науке и технологии с капиталом 30 млн долл. США.10

3. Вновь создаваемые и расширяющиеся предприятия малого бизнеса (до 50 работников) также могут рассчитывать на государственную поддержку в виде гарантий банковских ссуд (до 75% от стоимости проекта и до 250 000 долл. США).11

4. Для привлечения инвестиций израильский курорт Эйлат в 1985 г. был объявлен зоной свободной торговли.

Меры по привлечению иностранных инвестиций в реальный сектор израильской экономики, предпринятые в 1990-е годы, помогли достичь значительных успехов. На настоящий момент в Израиле представлены такие транснациональные гиганты, как Acer, Cisco, Daewoo, Daimler-Benz, Hyundai, Intel, IBM, Microsoft, Motorola, Samsung, Siemens, Toyo Ink, Volkswagen и др. Американские компании Microsoft и Cisco создали в Израиле свои единственные заграничные подразделения НИОКР. Филиал компании Моторола в Израиле, занимающийся НИОКР, является крупнейшим в мире подобным подразделением компании.

Основными отраслями израильской экономики, привлекательными для иностранных инвестиций, являются: Интернет-технологии, программное обеспечение, электронная торговля, системы кодирования и защиты информации, телекоммуникации, мультимедийные технологии, электроника, компьютерные технологии обучения, биотехнология, сельскохозяйственные технологии, медицинское оборудование, фармацевтическая продукция, алмазная промышленность и др. Израиль является мировым «инкубатором» начинающих компаний, занимающихся разработкой высоких технологий. В 1999 г. объем инвестиций нерезидентов в Израиле составил 9,0 млрд долл. США, в 2000 г. -

11,2 млрд долл. США. В 2001 г. этот показатель снизился до 4,5 млрд долл. США, что прежде всего связано с падением инвестиционной привлекательности компаний, занятых в сфере разработки высоких технологий. Данное обстоятельство является отражением общемирового кризиса в этом секторе экономики.

Традиционно крупнейшими инвесторами в экономику Израиля являются представители деловых кругов (в том числе еврейской диаспоры) США, Великобритании, Южной Африки и Австралии.

В Израиле широко развита система венчурного финансирования начинающих компаний. В 2000 г. было зарегистрировано 85 фондов венчурного капитала. Средняя величина фонда составила более 200 млн долл. США. Израильские венчурные фонды управляли в 2000 г. капиталом 6,5 млрд долл. США, из них около 3 млрд были предназначены для инвестирования.12

Наряду с проведением широкомасштабных мер по привлечению капитала Израиль выступает также и как донор инвестиций. В 2001 г. объем инвестиций резидентов Израиля за границей составил около 4,8 млрд долл. США. Основную долю в этом объеме, около 3,0 млрд долл. США, составило размещение средств в виде кредитов, а также на депозитах в иностранных банках. Кроме того, израильские банки и инвестиционные компании предлагают своим клиентам акции иностранных компаний, зарегистрированных на известных иностранных биржах. Приобретая такие акции, израильские институциональные инвесторы улучшают диверсификацию своих портфелей и тем самым снижают риски, связанные с колебательными процессами на внутреннем финансовом рынке. Неинституциональные инвесторы приобретают акции иностранных компаний в надежде на капитализацию успехов иностранных экономик. Объем портфельных инвестиций резидентов Израиля за рубежом составил около 0,7 млрд долл. США.

Израильские компании активно осуществляют прямые инвестиции за рубеж. В 2001 г. ими было инвестировано около 1,2 млрд долл. США. В странах Западной Европы, в США и Японии израильские компании открывают торговые представительства и филиалы, а в странах Дальнего Востока и Восточной Европы - трудоемкие и ресурсоемкие производства.13 Основные инвестиционные потоки резидентов Израиля за рубеж направлены в сторону США, Великобритании, стран Дальнего Востока, стран Восточной Европы и др.

Важнейшим звеном в системе инвестиционных отношений Израиля выступает рынок ценных бумаг. Через него проходит значительная доля финансовых инвестиций. Израильский рынок ценных бумаг включает в себя несколько секторов. Рынок долевых ценных бумаг в основном представлен акциями, варрантами и конвертируемыми облигациями. В Израиле рассчитываются следующие индексы акций: ТА 25, ТА 100, Тел-Тех (Tel-Tech), ТА 75 и Банковский индекс ТА. Все индексы являются взвешенными по рыночной капитализации. На рынке долговых ценных бумаг обращаются облигации и казначейские векселя. 93% котирующихся облигаций составляют государственные (правительственные) облигации. Рынок производных финансовых инструментов в Израиле представлен опционами (по европейскому стилю), фьючерсами на индекс ТА 25, на Банковский индекс ТА, на курс нового израильского шекеля к доллару США и на процентную ставку (рассчитанную на основе годовых доходностей казначейских векселей).

Ведущую роль на израильском рынке ценных бумаг играют коммерческие банки. Банки (и их аффилированные компании) выполняют все функции профессиональных участников рынка, являются учредителями Тель-Авивской фондовой биржи и т.д. В последнее время наметилась тенденция к повышению роли небанковских организаций на израильском рынке ценных бумаг. В 1994 г. на долю пяти крупнейших банков приходилось около 70% всех операций с долевыми ценными бумагами, однако уже в 1999 г. доля этих банков снизилась до 55%.14 Израильская банковская система является высоко централизованной. По состоянию на июнь 2001 г. пятерка крупнейших банковских групп Израиля владела 93,8% активов, принадлежащих израильской системе коммерческих банков, и получала 96,4% от чистой прибыли данной банковской системы. При этом на долю двух крупнейших банков приходилось около 60% всех активов банковской системы и более 84% чистой прибыли.15 В последнее время наметилась тенденция к децентрализации банковского сектора. Несмотря на то, что торговля ценными бумагами в Израиле ведется и на внебиржевом рынке, основная доля операций производится на бирже. По данным на 31

августа 2001 г., на TASE было зарегистрировано 676 компаний, 690 различных акций, 119 варрантов, 129 конвертируемых облигаций, 112 государственных облигаций и 130 корпоративных облигаций. Общая капитализация TASE составила 99,7 млрд долл. США.16 С середины 1990-х годов Тель-Авивская фондовая биржа активно занимается привлечением иностранных инвесторов.

Институциональные инвесторы в Израиле представлены взаимными (трастовыми) фондами, различными социальными фондами (пенсионными, сберегательными, фондами повышения квалификации сотрудников, фондами компенсационных выплат, отпускных пособий и т.п.), страховыми компаниями и международными инвестиционными домами. По данным на январь 1999 г., основными инвесторами на израильском рынке долевых ценных бумаг были внутренние неинституциональные инвесторы (домохозяйства и фирмы - 51,1% рынка) и нерезиденты (26,9%).17 Данные группы являются достаточно краткосрочными инвесторами, а также наиболее подверженными ажиотажу и панике. Это обстоятельство увеличивает волатильность израильского фондового рынка. Сберегательные и взаимные фонды делят между собой оставшуюся долю рынка. Как правило, эти инвесторы имеют на фондовом рынке среднесрочные интересы. Израильские коммерческие банки не выступают в качестве инвесторов на рынке долевых ценных бумаг. На израильском рынке котирующихся облигаций (государственных и корпоративных) преобладают сберегательные фонды (32,1% рынка в 1998 г.), коммерческие банки (24,0%) и неинституциональные инвесторы (фирмы и домохозяйства - 17,5%).18 Иностранные резиденты практически не вкладывают средства в израильский рынок облигаций, что подчеркивает спекулятивный характер данных инвесторов. На рынке казначейских векселей преобладают домохозяйства и фирмы (36,0%), коммерческие банки (30,6%) и взаимные фонды (23,3%).19 В 1999-2001 гг. израильские компании активно занимались привлечением средств на международных финансовых рынках. Около 100 израильских компаний зарегистрированы на Нью-Йоркской фондовой бирже, Американской фондовой бирже и в Насдак.20 Таким образом, Израиль занимает второе место после Канады по числу компаний, зарегистрированных в США.21 Израильские компании также выходят и на европейские фондовые рынки, более дешевые для регистрации, чем американские, в том числе: швейцарский рынок SWX New Market; Neuer Market, управляемый немецкой биржей Deutsche Borse; Nasdaq Europe (бывший EASDAQ); лондонский рынок Alternative Investment Market; рынок techMARK, открывшийся в ноябре 1999 г. в Лондоне; франко-бельгийско-голландский рынок Euronext, образованный при слиянии Парижской, Бельгийской и Амстердамской фондовых бирж, и др.

На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Израиль является одним из значительных участников международных инвестиционных отношений.

2. Инвестиционный климат Израиля весьма благоприятен для всех видов инвестиций, которые способствуют улучшению экономических показателей развития страны.

3. Иностранные резиденты активно инвестируют средства в экономику Израиля, основным направлением инвестиций является наукоемкое производство.

4. Как и другие страны с высокоразвитой современной промышленностью, экономика Израиля высокочувствительна к колебаниям конъюнктуры на рынке высоких технологий и на соответствующих финансовых рынках.

5. Это обстоятельство частично являлось причиной того, что в начале XXI в. израильские компании выступали активными инвесторами на рынках других стран. Несмотря на отмеченную выше инвестиционную активность израильских компаний, в СНГ, и в том числе в России, объемы привлеченных из Израиля капитала невелики.

Российско-израильские инвестиционные отношения прошли в своем становлении несколько этапов.

• 1991 - 1994 гг. После восстановления дипломатических отношений между Российской Федерацией и Израилем началось активное экономическое сотрудничество между двумя странам. На российском рынке успешно начали работать различные израильские компании: производители продуктов питания - Элит, Осем, Таам исраэл; телекоммуникационные - Тадиран тикшорет, Безек; производитель медицинского оборудования - Эльбит и др. Израильские фирмы принимали участие в российских аэрокосмических проектах. Агропромышленный комплекс Израиля в России представляли компании Блю стар и Нетафим.

• 1994 - 1998 гг. Российские компании также начали работать на израильском рынке. Например, российская компания Саянстрой осуществила в Израиле строительство магниевого завода. Израильские финансово-кредитные организации активно участвовали в российском рынке ГКО. Одной из израильских инвестиционных фирм, занимающейся вложением средств в России, была компания Африка-Исраэль. Для содействия взаимному переливу капитала в 1996 г. была создана Первая российско-израильская инвестиционная компания. Главным учредителем этой компании с российской стороны был «Промстройбанк».

• 1998 - 2001 гг. После кризиса 1998 г. многие израильские промышленные и финансовые компании, работавшие в России, понесли серьезные экономические потери. Однако этим потерям соответствуют и сверхдоходности, которые израильские компании получили от деятельности на зарождавшемся российском рынке. Многие израильские компании собираются и впредь работать в России, и к ним присоединяются также новые для российского рынка израильские компании. Недавно были проведены переговоры о возможностях подписания договора о поддержке и защите иностранных инвестиций между представителями Израиля и Российской Федерации.

Сотрудничество между Российской Федерацией и Израилем в сфере инвестиционных отношений в XXI в. может, на наш взгляд, успешно развиваться в следующих направлениях:

• во-первых, использование израильского опыта регулирования в сфере экономики: по преодолению кризисных явлений, борьбе с инфляцией, развитию фондового рынка, введению мер по защите интересов инвесторов и регулированию инвестиционных отношений и др. Российским специалистам может быть полезно изучение роли банковской системы и роли государства на финансовом рынке (меры, предпринимаемые в Израиле для обеспечения прозрачности финансовых операций, автоматизация банковских процессов и т.д.). Наиболее вероятной видится возможность использования израильского опыта развития фондового рынка и привлечения прямых инвестиций в отдельных российских мегаполисах, например в Санкт-Петербурге. Опыт Израиля может иногда быть даже более полезен для России, чем соответствующий американский и европейский опыт, так как израильский финансовый рынок, как и российский, имеет достаточно непродолжительную историю, и, кроме того, Израиль имеет богатый опыт перехода от практически полностью социалистической к современной рыночной экономике;

• во-вторых, проникновение российских финансово-кредитных организаций на израильский финансовый рынок, прежде всего с целью использования Израиля в качестве связующего звена с финансовыми рынками США и Западной Европы, а в среднесрочной и долгосрочной перспективе - и с соответствующими рынками Ближневосточных стран. Со своей стороны, российские организации смогут предложить израильским коллегам, кроме оказания услуг на территории Российской Федерации, помощь во вхождении на финансовые рынки стран СНГ и Балтии. Важным фактором при выборе Израиля в качестве контрагента для российских финансово-кредитных организаций является то, что Израиль

имеет широкий набор соглашений об устранении двойного юридического налогообложения. Благоприятным является и факт наличия в Израиле большой русскоязычной общины, широко представленной в политических и финансовых кругах. Отсутствие языковых и ментальных барьеров, а зачастую и сохранение личных связей способны облегчить процессы организации сотрудничества;

• в-третьих, стимулирование привлечения израильских инвестиций в Россию. Следует отметить, что именно израильские стратегические инвесторы могут внести существенный вклад в развитие российской экономики, так как у России и Израиля практически отсутствуют конкурирующие отрасли. Израильские портфельные инвесторы могут быть заинтересованы в приобретении российских ценных бумаг, так как своеобразие российской экономики будет способствовать значительному повышению диверсификации их портфелей. Основной акцент в привлечении израильских средств в экономику России, возможно, стоит сделать на привлечении средств русскоязычного населения Израиля. По некоторым оценкам, в настоящее время данная группа израильтян так или иначе контролирует инвестиционные средства на общую сумму в 15 млрд долл. США. Возможно также использование российскими компаниями, зарегистрированными на американских фондовых рынках, Закона о двойной регистрации. И наконец, весьма актуальным для российско-израильских инвестиционных отношений может быть использование предложенной Правительством Российской Федерации схемы выкупа российского внешнего долга иностранными инвесторами в обмен на активы в России. Такая форма сотрудничества могла бы быть успешно реализована благодаря налаженным партнерским отношениям Израиля на финансовых рынках стран-кредиторов России.

На основании представленного анализа инвестиционного климата Израиля и роли страны в международных инвестиционных отношениях можно сделать следующие выводы:

1. Эффективное использование своих преимуществ в сфере международных инвестиционных отношений может позволить стране, находящейся в тяжелом политико-экономическом положении, добиться значительных экономических успехов.

2. Налаживание эффективной системы инвестиционных отношений требует формирования законодательной базы, обеспечивающей защиту интересов как инвесторов, так и принимающего инвестиции государства, предоставление системы гарантий иностранному капиталу и в то же время исключение предоставления необоснованных льгот. Опыт наиболее успешных в инвестиционной сфере стран, в том числе Израиля, показывает целесообразность принятия государственных долгосрочных инвестиционных программ (планов, концепций).

3. Развитый фондовый рынок, обеспечивающий ликвидность вложений, прозрачность, доступность и удобство инвестиционных операций, значительно повышает инвестиционную привлекательность страны-рецепиента для крупного капитала, способствует более эффективному использованию внешних инвестиционных ресурсов в национальной экономике.

4. Для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики целесообразно создание гибкой системы инвестиционных льгот и других форм государственной поддержки, а также развитие системы венчурного капитала.

Россия и Израиль имеют высокий потенциал сотрудничества в сфере инвестиционных отношений. Вместе с тем для достижения реальной отдачи от этого сотрудничества необходимо постоянно изучать и анализировать особенности и изменения инвестиционного климата обеих стран, в первую очередь законодательства в сфере инвестиций, чтобы формировать условия инвестирования, адекватные целям и задачам обеих стран.

Важнейшие правовые акты, регулирующие инвестиционные отношения в Израиле

Правовой акт Содержание

1) Закон «О стимулировании капитальных вложений -инвестиций» (1959 г., с изменениями и дополнениями) Целью Закона являлось привлечение капитала в Израиль, а также поддержание внутренних инвестиционных инициатив. Срок действия Закона истек 31 декабря 2001 г., и в настоящее время работает специальная комиссия по пересмотру этого Закона.

2) Закон «О ценных бумагах» (1968 г., с многократными изменениями и дополнениями) Закон является основой регулирования рынка ценных бумаг Израиля. В том числе Закон определяет: а) деятельность Управления по ценным бумагам (аналог российского ФКЦБ); б) порядок размещения ценных бумаг за границей и размещения ценных бумаг в Израиле иностранными эмитентами (Управление по ценным бумаг может частично или полностью освободить иностранную компанию от обязанности следовать израильскому законодательству, если законодательство страны, где зарегистрирована данная компания, обеспечивает израильским инвесторам адекватный уровень защиты); в) раскрытие информации и предоставление отчетности; г) деятельность фондовой биржи (единственной фондовой площадкой Израиля является Тель-Авивская фондовая биржа -ТАБЕ) и др.

3) Закон «О коллективных инвестиционных трастах» (1994 г.) Закон регулирует различные аспекты деятельности израильских инвестиционных фондов (в Израиле существуют два основных вида взаимных инвестиционных фондов: трастовые фонды открытого типа (большинство фондов) и корпоративные фонды закрытого типа). Закон сопровождается серией инструкций Министерства финансов Израиля, среди которых особое значение имеет инструкция, определяющая правила диверсификации активов взаимного фонда.

4) Закон «О регулировании деятельности по оказанию услуг инвестиционного консультирования и у правления портфелем» "і995 г.) До принятия Закона деятельность инвестиционных консультантов и управляющих портфелем не подлежала лицензированию и не были определены методы контроля за такой деятельностью (в течение многих лет данной деятельностью занимались преимущественно коммерческие банки). Введение данного закона отражает современную ситуацию на израильском фондовом рынке: с середины 90-х годов наряду с банками активное участие в работе рынка принимают и небанковские организации.

5) Закон «О компаниях» 1999 г.) Определяет принципы деятельности израильских компаний, в том числе правила образования компаний, порядок учета прав на ценные бумаги компаний, порядок распределения прибыли, порядок приобретения контрольного пакета компании (25% + 1 акция) или контроля над компанией (50% + 1 акция).

Закон «О двойной гегистрации» (2000 г.) Закон позволяет компаниям, торговля ценными бумагами которых производится на рынках ценных бумаг США, зарегистрироваться также на ТАЗЕ без необходимости выполнения каких-либо дополнительных требований. (Закон изначально предназначался для компаний, зарегистрированных (инкорпорированных) в Израиле, однако Управление по ценным бумагам имеет право применять его и к иностранным компаниям, зарегистрированным на фондовых рынках США).

1. Contemporary Situation in Israel Economy// Financial Times. 1999. 5 January. P. 10A.

2. Bank of Israel: Annual Report. 2000. P. 127.

3. Investment in Israel // KPMG International. 1999. P. 349.

4. Bank of Israel: Inflation Report. 2002. January. P. 36.

5. Ibid. P. 103.

6. Bank of Israel: Recent Economic Developments. 2002. January. P. 27.

7. Israel Ministry of Industry and Trade // The Israel Economy at a Glance. 2001. P. 17.

8. Ibid. P. 18.

9. Encouragement of Capital Investments Law - 1959 // A.G. Publications. 1995.

10. Israel Ministry of Industry and Trade. Seven Reasons to Invest in Israel. 2001. August. P. 23.

11. Ibid. P. 25.

12. Bank of Israel: The Money and Capital Markets // Annual Survey. 2000. P. 391.

13. Israel Ministry of Industry and Trade // Industrial Indicators. 2001. February. P. 82.

14. Bank of Israel: Israel's Banking System // Annual Survey. 2000. P. 106.

15. Ibid. P. 195.

16. Israel Securities Authority: Annual Report. 2001. P. 81.

17. Ibid. P. 117.

18. Ibid. P. 118.

19. Ibid. P. 122.

20. Israel Ministry of Finance, Capital Market: Insurance and Savings Department: Annual Report. 2001, P. 259.

21. Ibid. P. 311.

CTaTfaH nocTynwia b peaaKUHK) 14 anpejia 2003 r.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.