РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
УДК 33 (575.3)
некоторые проблемы восстановления экономики таджикистана и его взаимоотношения с россией в период кризиса
Курбонов Сухроб Аюбович, аспирант, [email protected],
Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова, г. Москва
The globalfinancial crisis has influenced the real economy, banking andfinancial sectors in the Republic of Tajikistan. The crisis raised the level of unemployment dramatically, reduced the export of aluminum and cotton, which resulted in the decrease of foreign exchange earnings. This article discusses bilateral relations between Russia and Tajikistan in the sphere of energy and Russia’s role as a strategic partner.
Мировой финансовый кризис затронул все страны мира, Республика Таджикистан (РТ) не стала исключением. Пострадал реальный сектор экономики, банковская и финансовая сферы. Повысился и без того высокий уровень безработицы, уменьшился экспорт алюминия и хлопка волокна, в результате чего понизилась валютная выручка государства. В статье рассматриваются двусторонние отношения между РФ и РТ в сфере энергетики и роль России как одного из стратегических партнеров.
Key Words: crisis aftermath, economy, trade, relations between Tajikistan and Russia
Ключевые слова: влияние кризиса, торгово-экономический, взаимоотношения Таджикистан-Россия
Мобилизация — единственный шанс спасения Таджикистана от экономического коллапса. Сегодня неоспоримым является факт воздействия мирового финансового кризиса на экономику Таджикистана.
Мировой экономический и финансовый кризис оказывает существенное негативное влияние на экономическую ситуацию во всем мире, в том числе на Таджикистан и другие страны СНГ, которые вплоть до последнего времени были в числе самых динамично развивающихся регионов мира. Кризис воздействует на экономику стран СНГ по-разному в зависимости от степени их интеграции в глобальную экономику, состояния финансовой и банковской систем, фондового рынка. К концу 2008 года экономика ряда стран Содружества в полной мере ощутила влияние мирового финансово-кредитного кризиса, особенно заметным оно было в странах с относительно более высоким уровнем интеграции в мировую экономику[8]. Как и в других государствах, в Таджикистане пострадали от кризиса реаль-
ный сектор экономики, государственные финансы, валютная и банковская сферы.
Для некоторых стран наступила пора перемен к лучшему. Есть некоторые позитивные сигналы из таких стран как США, Япония, Россия о том, что пик спада пройден, однако ведущие экономисты, финансисты предупреждают нас, что сейчас еще рано говорить
о процессе стагнации и начале умеренностабильного роста.
В условиях снижения ценовой конъюнктуры, прекращения притока иностранного капитала, сокращения денежных переводов трудовых мигрантов экономическая ситуация на пространстве СНГ в ближайшей перспективе будет ухудшаться. Меры, принимаемые правительствами ряда стран СНГ, включают ужесточение денежной политики, сокращение бюджетных расходов и государственных инвестиций в реальный сектор экономики. Эти меры могут затронуть и финансирование проектов, реализуемых с участием российских инвесторов.
В складывающейся финансово-экономической ситуации на мировых рынках важно использовать потенциал интеграционных объединений для минимизации последствий кризиса. Такая работа ведется как в формате СНГ, так и по линии ЕврАзЭС, ШОС. Финансовоэкономический кризис требует от нас ускорить реализацию намеченных мер по экономической диверсификации, выбора наиболее оптимальной модели для дальнейшего роста и развития Таджикистана. Противостоять негативным последствиям кризиса можно только солидарными усилиями, используя эффективные и согласованные меры.
Исходя из этого, задача специалистов заключается в том, чтобы выработать обоснованные рекомендации, направленные на ослабление воздействия кризиса на социальноэкономическое развитие страны. Весьма важным является методологическое положение о том, что каждая страна по-своему испытывает воздействие финансового кризиса. Такое своеобразие зависит от таких факторов, как уровень развития экономики страны, особенностей экономической политики, специфики структуры экономики, соотношения между импортом и экспортом товаров и услуг и структуры каждого из них, а также от интенсивности функционирования тех каналов, которые связывают экономику государства с остальными странами. Действие почти всех отмеченных выше факторов могут найти отражение на важнейшие макроэкономические показатели.
Мировой финансовый кризис оказывает воздействие на национальную экономику отдельных стран через изменения объемов экспорта. Это связано с сужением емкости мирового рынка применительно к определенному периоду времени (период рецессии + период депрессии). Негативность (пагубность) такого воздействия может расти по мере перехода от стран с высоким уровнем добавленной стоимости к странам, преимущественно являющимися сырьевыми странами. В структуре внешней торговли Таджикистана преобладает экспорт сырьевых ресурсов: прежде всего алюминия первичного (72%) и хлопка-волокна (7,7%), что усиливает зависимость республики от таких внешних факторов, как спрос на мировых рынках на эти товары, динамика мировых цен, природно-климатические условия и т.д.
На сегодняшний день Таджикистан имеет торговые отношения с 78 странами дальнего и ближнего зарубежья, среди которых имеются постоянные импортеры хлопка-волокна и алюминия, что позволяет рассчитывать на рынок сбыта нашей экспортной продукции, но и они из-за мирового кризиса вынуждены сократить свой импорт. До 65% валютной выручки поступают в Таджикистан именно за счет экспорта данных ресурсов. В Таджикистане имеются два основных источника валютного поступления — это экспорт и денежные переводы трудовых мигрантов. Оба эти источника ныне подвержены серьезному давлению со стороны мирового финансового кризиса.
В условиях Таджикистана своеобразие, о котором выше говорилось, может выражаться и в относительном разрастании дефицита платежного баланса. Это связано не только с преимущественно сырьевой структурой экспорта, поскольку на мировом рынке под влиянием кризиса цены на сырье быстрее падают по сравнению со снижением цен на полуфабрикаты и готовую продукцию. На международном рынке труда массовому увольнению подвергаются работники строительства, жилищнокоммунального хозяйства, промышленности и ряд других отраслей. Основная часть таджикских мигрантов занята в упомянутых выше отраслях, где применяется неквалифицированный тяжелый и вместе с тем вредный труд. Это означает, что в странах-реципиентах иностранная рабочая сила больше подвергается увольнениям. Мировой финансовый кризис внес коррективы и без того сложную жизнь мигранта. В центр «Миграция и закон» и представительство МВД Таджикистана по миграции стали чаще обращаться люди с жалобами по невыплате зарплат. «Работодатели, нанимавшие с нарушением закона нелегалов, используя их труд 2—3 месяца, выставляют на улицу с лаконичным объяснением: «Финансовый кризис». Особенно страдают те, кто был задействован на стройке, работал дворником или уборщицей». Если трудовые мигранты будут вынуждены вернуться на родину, то Таджикистан потеряет не только $1,6 млрд (20% ВВП), которые переводят мигранты, но и получит социально-экономический взрыв» [2].
Применительно к Таджикистану это означает, что темпы и масштабы сокращения объемов денежных переводов мигрантов будут опережать темпы и масштабы сокращения
данного персонала работников. Это неизбежно сказывается на динамике платежного баланса негативным образом. Нужно также иметь в виду неизбежное сокращение инвестиционных ресурсов, как прямое следствие мирового финансового кризиса. Приток иностранного капитала — залог развития бизнеса в стране, устойчивого развития национальной экономики и, как следствие, создание новых рабочих мест, а значит, снижение уровня бедности в Таджикистане. Задача, которую вот уже несколько лет пытается решить правительство страны. Но, по оценке Института Всемирного банка, в отношении ПИИ (прямые иностранные инвестиции), в сравнении с другими странами ЦА, Таджикистан предстает в невыгодном свете. По сравнению с 2005—2007 годами приток ПИИ в Республику вырос, однако с первыми звоночками о том, что кризис «наступает», инвесторы и до этого не изъявлявшие желания немедленно вложить средства в экономику Таджикиста, отсрочили решения по инвестированию до лучших времен. Портфельные иностранные инвестиции по причине отсутствия национального финансового рынка незначительны, и такое сокращение в основном коснется прямых иностранных инвестиций, поскольку подавляющее большинство иностранных инвесторов в кризисный период оказались в трудном финансовом положении.
В Таджикистане описанная ситуация отразится на государственном бюджете, поскольку более 30% стоимости запланированных государственных затрат составляют иностранные заимствования и иностранные инвестиции. В связи с этим нужно будет внести серьезные изменения в государственный бюджет в сторону сокращения государственных расходов и доходов. Вследствие падения объема денежных переводов трудовых мигрантов произойдет достаточно глубокое сокращение веса фонда накопления и повышения удельного веса фонда потребления в использованном национальном доходе, потому что люди будут более экономно относиться к своим сбережениям в связи с неуверенностью в завтрашнем дне. При этом общая величина национального дохода сокращается. Будет сокращаться и абсолютный уровень потребления в расчете на одно домохозяйство или одного человека. Применительно к Таджикистану это выразится в сокращении ввоза
предметов потребления (и это в условиях повышения удельного веса потребления). В 2009 году наблюдаются признаки абсолютного сокращения накопления и потребления.
Объемы гуманитарной помощи падают так же, как и объемы иностранных инвестиций, что может усугубить положение страны. Это объясняется ухудшением финансового положения самих государств инвесторов, выступавших в нормальные времена в качестве доноров гуманитарной помощи слаборазвитым странам, а также тем переходным обществам, которые за время после получения государственной независимости пережили гражданские войны. К последним, как известно, относится и Таджикистан.
Однако отрицательное воздействие мирового финансового кризиса на социальноэкономическое развитие республики более всего связано с сокращением доходов внешних трудовых мигрантов. По данным коммерческих банков, в последнем квартале 2008 года и первом полугодие 2009 года денежные переводы таджикских мигрантов сократились почти на 50%. Если тенденция сокращения объемов денежных переводов трудовых мигрантов сохранится в течение предстоящего года, то это может выразиться не только в нарастании социальной напряженности в обществе, но и в появлении опасности социального катаклизма.
Не имея средств к существованию, человек идет на любые поступки, лишь бы прокормить и одеть семью, поэтому задача государства заключается в предотвращении дальнейшего повышения уровня социальной напряженности в обществе, в частности, это касается вопроса о трудоустройстве возвращающихся мигрантов (из России и других стран). Они должны быть трудоустроены с учетом того, что получаемая ими на новых местах службы заработная плата была бы достаточна для обеспечения физического существования соответствующих домохозяйств. В докризисных условиях это было одной из самых насущных проблем, а сейчас дела обстоят еще хуже.
Президент страны Эмомали Рахмон поручил министерствам и ведомствам в лице министров и руководителей ведомств предпринять все шаги по созданию и подготовке рабочих мест для 150 тыс. человек.
На первый взгляд, эта цифра кажется внушительной, однако если иметь в виду, что
численность контингента внешних трудовых мигрантов превышает 1,5 млн человек, то обнаружится ее недостаточность. К тому же соответствующие министерства и ведомства не располагают финансовыми и техническими возможностями для трудоустройства этих 150 тыс. человек. Если даже исходить из того, что средняя стоимость одного рабочего места может составлять $5 тыс. (не учитывая процесс переквалификации), то для обучения и дальнейшего трудоустройства требуется примерно $750 млн. Такими суммами Таджикистан не располагает.
Возобновление прекративших свою деятельность предприятий на базе схемы импор-тозамещения может создать реальные финансовые возможности для расширения горизонтов экономического роста, как это делается в некоторых странах СНГ. Выбор рыночной модели развития не означает, что не должно быть контроля государства над рынком, необходимо использовать метод «кнута и пряника».
Требуются решения тактического характера, которые могли бы задействовать один за другим отдельные сектора и подсектора экономики в тесной связи с оживлением платежеспособного спроса юридических и физических лиц, тем самым, создав новые рабочие места и фундамент по повышению спроса. Такие решения должны найти себя в антикризисной программе правительства. При этом нужно иметь в виду, что главной целью подобного рода программ является создание благоприятных условий для расширения масштабов совокупного спроса предприятий и домохозяйств. Иначе они будут обречены на неудачу.
Многие ученые-экономисты попытались доказать, что кризис окажет незначительное воздействие на экономику Таджикистана, ссылаясь на практическое отсутствие фондового рынка в стране. Такие попытки являются безосновательными. Рынок ценных бумаг является одним из каналов, соединяющих страну с мировой экономикой. Это видно по прошествии года и на примере других стран, у которых тоже не развит рынок ценных бумаг. Если этот канал не действует, то действуют другие каналы. Среди них выделяются своими размерами экспорт рабочей силы или внешняя трудовая миграция, внешние торговые отношения (экспорт и импорт товаров и услуг), прямые иностранные инвестиции и т.д.
Мировой финансовый кризис, начавшийся с банкротства одного из самых крупных инвестиционных банков в мире Lehmann Brothers, может вызывать не только финансовые проблемы разного характера, но и при определенных обстоятельствах — инфляционные процессы. Это уже произошло в Таджикистане. В данном случае дала о себе знать зависимость курса национальной валюты от изменения объемов поступления в страну иностранной валюты. За время после октября 2008 года идет и усиливается процесс сокращения объемов поступления иностранной валюты, поскольку официальная валютная выручка поступает в основном за реализацию алюминия и хлопка. Этот процесс не только не вызывает эмиссию денег, а наоборот приводит к периодическому изъятию из обращения наличных денег. За последние 9 месяцев курс сомони по отношению к доллару снизился с 3,40 до 3,83.
Реакция НБТ на сокращение объемов поступления в сторону иностранной валюты в отношении количества национальной валюты, которое находится в обращении, привело к увеличению расхождения между движением курса национальной валюты и индексом потребительских цен. Последний повышается медленнее по сравнению со снижением курса национальной валюты.
При таких обстоятельствах главным средством замедления и прекращения инфляционных процессов выступает ускорение темпов развития производственной отрасли в самом Таджикистане. Как уже отмечалось выше, нужна четкая стратегия для развития импортозамещающих отраслей.
1. Нужно четко и ясно принять план по дальнейшему развитию страны в кризисный и пост кризисный период.
2. Выбрать наиболее оптимальные и рациональные отрасли, в которых имеется опыт, багаж знаний и т.д. (было бы нерационально отдавать приоритеты сразу 5—10 направлениям).
3. В короткий срок реализовать планы, не теряя в качестве проделанной работы.
Выполнение данных процедур означает постепенное повышение удельного веса отечественных товаропроизводителей в насыщении внутреннего рынка страны товарами и услугами.
В стране имеются два благоприятствующих отраслевых пространства — промышлен-
ность и сельское хозяйство. На первый взгляд кажется, что повышение их роли в снабжении внутреннего рынка товарами и услугами требует осуществления мощных капиталозатратных мероприятий. Однако более пристальное внимание к проблеме показывает, что существует вариант их ресурсосберегающего развития. В промышленности можно добиться возобновления функционирования приостановленных в прошлые годы производственных мощностей путем осуществления ремонтно-профилактических мероприятий и обеспечения предприятий оборотными фондами. В сельском хозяйстве и в особенности его ведущей отрасли — хлопководстве требуются первоначально относительно незначительные затраты со стороны государства по ремонту коллекторно-дренажной сети, обеспечения хозяйств семенами, минеральными удобрениями, ядохимикатами, электроэнергией и горюче-смазочными материалами. Все это требует широкого возобновления практики государственного управления экономикой, изменения подхода к государственной собственности.
Мировая практика антикризисной борьбы подсказывает, что для вывода национальных экономик из кризисного состояния требуется последовательная ликвидация «провалов рынка» путем расширения участия государства в управлении экономикой. Государство призвано в таких обстоятельствах сыграть ведущую роль в управлении антикризисными мероприятиями. Для этого необходимо, чтобы оно знало, в каких сферах государственное управление может дать максимальный эффект (социальный, экономический, экологический), а в каких сферах такой эффект можно получить, если будут задействованы рыночные методы управления.
Россия остается одним из важнейших торгово-экономических и стратегических партнеров Таджикистана. В 2007 году РФ вышла на первое место по объему товарооборота и твердо удерживает первое место по экспорту своих товаров в республику.
Мировой финансовый кризис негативно отразился на двусторонних политикоэкономических отношениях, во-первых, не были достигнуты договоренности на участие РФ в строительстве Рогунской ГЭС, во-вторых, российские компании, которые намеревались до кризиса инвестировать свои
средства в экономику Таджикистана, воздержались от этого.
Поводом к пересмотру договора о строительстве Рогунской ГЭС стал визит Президента РФ Д.А. Медведева в Ташкент, после которого наступило некоторое похолодание в таджикско-российских отношениях. Однако исходя из недавнего визита Дмитрия Анатольевича Медведева в Душанбе, можно сказать, что диалог налаживается в достаточно сложное для РФ и особенно Таджикистана время. Россия во внешнеэкономических связях Таджикистана продолжает сохранять лидирующие позиции. Достигнутая динамика товарооборота позволяет прогнозировать, что объем товарооборота между нашими странами по итогам 2008 года превысит знаковую отметку в $1 млрд.
В общем объеме товарооборота Таджикистана с другими странами российская доля за семь месяцев составила 23,9%, опередив Турцию (15,3%), Нидерланды (10,6%), Китай (7,9%). Рост двусторонней торговли России с Таджикистаном за этот же период увеличился на 60,9% и составил $660,3 млн. Такая динамика взаимной торговли была обеспечена, главным образом, за счет увеличения экспорта российских товаров (на 65,4%), объем которого составил $593,6 млн. Поставки таджикской продукции в Россию за первые семь месяцев 2009 года составили $66,7 млн (рост на 29,7%).
В Таджикистан из России за указанный период поставлялись: ГСМ — на сумму $235,3 млн (39,6% от общей суммы поставок, рост к соответствующему периоду прошлого года в
2.1 раза); машинотехническая продукция — $126,7 млн (соответственно: 21,3% объема и рост на 67,7%); древесина и изделия из нее — $58,7 млн (9,9% от объема и рост на 48,7%); черные металлы и изделия из них — $24,7 млн (4,2% от объема, снижение на 36,1%); продукция мукомольно-крупяной промышленности — $17,9 млн (3,0% объема и рост в 23,1 раза).
Основными товарами экспорта в Россию за 7 месяцев 2008 года были: хлопок — $32,6 млн (48,9% от общей суммы поставок, рост в
2.1 раза); фрукты и орехи — $13,8 млн (20,7% объема, рост на 32,2%); овощи и корнеплоды — $8,2 (12,3% объема, снижение на 0,7%).
По состоянию на 1 августа 2008 года объем экспорта плодоовощной продукции в Россию
из Таджикистана составил $23,2 млн (рост к соответствующему периоду прошлого года на 18,8%), общий вес поставок — 89,6 тыс. тонн (снижение на 1,0%).
Анализ товарооборота показывает, что темпы роста импорта в РТ российских товаров опережают темпы рост экспорта таджикских товаров в РФ, что обусловлено, прежде всего, строительством крупных объектов в Таджикистане с участием российских инвестиций: Сангтудинской ГЭС-1, пятизвездочной гостиницы «Хайят» и бизнес-центра в столице. Одним из основных показателей развития торгово-экономического сотрудничества является направление российских прямых инвестиций в экономику РТ. По состоянию на
1 июля 2009 года сумма накопленных прямых иностранных инвестиций в экономику Таджикистана составила $1,4 млрд. При этом российский инвестиционный пакет составляет 48,1% всех прямых накопленных иностранных инвестиций в экономике республики и достиг уровня $656,5 млн. За первое полугодие 2008 года в Таджикистан поступило прямых иностранных инвестиций на общую сумму $383 млн, из которых $234,2 млн или 61,2% — российские. По данным Минэкономразвития Таджикистана зарегистрировано более 100 совместных предприятий с участием партнеров из России. Деятельность совместных предприятий в основном сосредоточена в строительстве, производстве мебели, фармацевтических препаратов, ткацком производстве и в сфере торговли.
Несмотря на некоторые разногласия, которые существуют между РФ и Таджикистаном, государства стремятся прийти к консенсусу в возникших вопросах. Для России очень важно иметь в таком регионе надежного стратегического партнера, а для Таджикистана трудно было бы представить ситуацию с финансовым кризисом, если бы не 1,6—2,0 млн трудовых мигрантов, которые трудятся на территории России.
Будем надеяться, что ситуация по выходу Таджикистана из финансового кризиса и дальнейшего плодотворного взаимовыгодного партнерства с Россией будет улучшаться, хотя антикризисная программа страны должна быть ориентирована на создание новых внутренних источников финансирования инвестиций и сокращения зависимости источников экономического роста от внешнего мира.
Мировой финансовый кризис затронул все страны мира, и у всех стран есть общая черта — это непременная рецессия экономик.
Однако как известно из законов экономики, рецессия — процесс преходящий. Смогут ли Россия и Таджикистан выйти из рецессии обновленными, готовыми к суровым реалиям нынешнего времени? Таджикистану необходимо выработать индивидуальную модель развития экономики в посткризисный период, основанную на глубоком анализе текущей ситуации для оптимизации процессов и результатов в будущем.
Литература
1. Информационный интернет сайт www.Asia-plus.tj (дата обращения: 15.01.2010)
2. Независимая газета, электронная версия (дата: 12.08.2008) // Президент Эмомали Рахмон просит российские власти увеличить миграционную квоту (Энергетический кризис нанес очередной удар) http://www. ng.ru/couiier/2008-12-08/13_Tadjikistan.html (дата обращения: 16.01.2010)
3. Официальный сайт Министерства Экономического развития и торговли РФ www.economy.gov.ru (дата обращения: 15.01.2010)
4. Официальный сайт Президента Таджикистана. www.President.tj (дата обращения: 15.01.2010)
5. Статистический сборник Таджикистана 2008. С. 207.
6. УмаровХ.У. Информационный Интернет сайт www.centrasia.iu статья: Финансовый кризис для экономики Таджикистана. http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1259183160 (дата обращения: 10.01.2010)
7. Умаров Х.У. Экономический рост и решение проблемы безработицы // Экономика Таджикистана: стратегия развития. Душанбе, 2008. № 2. С. 28.
8. Электронная версия ИАА «Русская линия» (дата:04.02.2009) Средний рост ВВП по странам СНГ за 2008 г. составил 5% http://www.rusk.ru/svod.php?date=2009-02-04 (дата обращения: 15.01.2010).