Байматов Алиджон Азизович,
д.э.н, профессор, директор Научно-исследовательского и аналитического центра УШОС и устойчивого развития ТГУПБП
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Внешнеэкономические связи (ВЭС) являются важнейшим фактором развития национальной экономики страны. ВЭС Республики Таджикистан как новое явление, находятся в стадии становления. Сказывается недостаточность опыта ведения ВЭС и конкурентной борьбы на внешних рынках, не освоена специфика формирования отношений с международными экономическими организациями, отвечающих интересам страны. Кроме того, необходимо учитывать, что период становления ВЭС оказался сложным и противоречивым, и это связано: 1. С проведением глубоких и качественных преобразований во внешнеэкономической сфере, осуществлением в ней рыночных реформ и поиском путей интегрирования экономики Таджикистана в систему мирохозяйственных отношений. 2. Сокращение экономического потенциала Республики Таджикистан по сравнению с бывшей союзной республикой значительно увеличило нагрузку на внешнеэкономическую сферу. По многим наименованиям товаров производственно-технического назначения и предметов потребления потребности населения и субъектов хозяйствования, функционирующих в экономике страны, удовлетворяются за счет импорта. Последний стал одним из главных источников доходов государственного бюджета, а значит - важнейшим фактором решения ключевых экономических и социальных задач переходного периода. 3. Из-за низкой конкурентоспособности основных товаров отечественного производства и национальной экономики в целом, позиции Таджикистана на мировых и региональных рынках продолжают ухудшаться. 4. Новые вызовы для ВЭС Таджикистана несет нарастающий процесс глобализации мировой экономики.
В этих сложных условиях переходного периода к рынку, РТ должна выбирать долговременную стратегию развития ВЭС и всесторонне использовать существующие и потенциальные конкурентные возможности страны. Очевидным является увеличение выгоды субъектов внешнеэкономической сферы в модернизации производства товаров и услуг, соответствующих требованиям мирового рынка и экологическим потребностям потребителей и общества в целом, а также нуждам национальной экономики и населения страны.
Как показывает мировой опыт, в процессе совершенствовании ВЭС возможно использование двух альтернативных стратегий: сырьевой и индустриальной. В Таджикистане преобладает сырьевая стратегия, то есть ориентация на экспорт товаров, прошедших только первичную переработку. Применение такой стратегии в РТ выдвинуто самой действительностью, тенденциями, сложившимися в период рыночного реформирования национальной экономики. Определяющая черта стратегии сырьевого типа - относительно успешное положение отраслей, предприятий, которые имеют возможности и ресурсы для выпуска продукции, пользующейся спросом на мировом рынке (алюминий, хлопок-волокно, овощи и фрукты, продукты их переработки). Эта стратегия в преобладающей части применяется в странах СНГ, а также в бывших колониальных и слаборазвитых странах мира (1, 287).
Индустриальная стратегия развития ВЭС предполагает ориентацию товаропроизводителей на использование современных технологий и организацию производства высококачественных товаров, удовлетворяющих спрос внутренних потребителей в рамках политики импортозамещающего развития, а затем, создавая мощности, накапливая ресурсы и опыт, -осуществление выхода на международные рынки.
В принципе, у такого подхода эффект мультипликатора более мощный и вполне может дать импульс роста многим существующим и инициировать возникновение новых производств.
Нужно подчеркнуть, что теоретически может иметь место «чисто» экспортная (или импортная) модель развития, но в условиях реальной экономики Таджикистана они непригодны. Это обстоятельство обуславливает необходимость разработки таджикской модели ВЭС, а именно модели, предполагающей дальнейшее развитие экспорта, базируясь на использовании естественных конкурентных преимуществ, особенно в природно-ресурсной сфере, и всемерной государственной поддержки предприятий и предпринимательских структур, функционирующих в импортозамещающем секторе национального производства.
Принципиальным условием реализации предлагаемой внешнеторговой модели является эффективное взаимодействие сырьевого и инновационного секторов национальной экономики. По замыслу, первый сектор «зарабатывает» финансовые ресурсы для развития инновационного сектора, т.е. обеспечения технологической реконструкции предприятий добывающих и перерабатывающих отраслей промышленности.
Концептуальный подход к реализации модели «сырьё - инновация» должен строиться на усилении роли государства в регулировании внешнеэкономического сектора национальной экономики, что соответствует мировым тенденциям. Здесь необходимо учитывать глобализационные процессы, происходящие в мировой экономике. Они оказывают двоякое влияние на ВЭС: а) препятствуют проведению протекционистской, или закрытой, торговой политики, направленной на защиту интересов национальных товаропроизводителей, и б) способствуют повышению темпов развития внешнеэкономических связей и интенсификации этих процессов.
В условиях ускорения процесса глобализации и интернационализации производства необходимость в эффективном регулировании внешнеторговых операций, осуществляемых субъектами национальной экономики, значительно возрастает роль
и значение Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), впоследствии преобразованного во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). В ней ведущую роль играют развитые страны, ибо они несут основную часть расходов по содержанию этой организации. Нужно отметить, что за счет их взносов формируются кредитные ресурсы международных организаций, а экономическая мощь и технологическое превосходство развитых стран позволяют им навязывать свою волю другим странам.
Со всех точек зрения развитые страны, обладающие высокоэффективной и конкурентоспособной экономикой, заинтересованы в либерализации мирохозяйственных связей. Они ведут политику свободной торговли и ограничения вмешательства в ВЭД национальных правительств. Их интересам соответствует также максимальная открытость рынков других стран, особенно развивающихся и стран с переходной экономикой. Чем выше степень открытости экономики стран, тем больше развитым странам открыт доступ к ресурсам, а их фирмы беспрепятственно проникают на рынки других стран.
Что касается развивающихся стран, к числу которых относится Республика Таджикистан, то в условиях перехода к рыночным отношениям её экономика менее конкурентоспособна и, следовательно, нуждается в защите государства, в том числе с помощью установления более высоких таможенных пошлин на импортируемые товары. Однако высокоразвитые страны выступают за снижение экспортных и импортных таможенных пошлин и их последующую отмену. Но вместе с тем, отмена экспортных таможенных пошлин на сырье и энергоносители нередко вступает в противоречие с национальными интересами развивающихся и стран с переходной экономикой, ибо они являются главными поставщиками этих товаров на мировой рынок. Отмена таможенных пошлин национальными правительствами в соответствии с требованиями развитых стран может способствовать снижению мировых цен на сырье и энергоносители. Но это прямая выгода для развитых стран и, соответственно, удорожание сырья и энергоносителей на национальном рынке. В конечном счете снижается конкурентоспособность национального производства в развивающихся странах и странах с переходной экономикой.
По существу, если речь идет о глобализации, то это означает усиление процесса регионализации как ее последствия. В этом проявляется взаимосвязь и взаимообусловленность процессов глобализации и регионализации хозяйственных связей между национальными экономиками различных стран.
В Республике Таджикистан, вставшей на путь реформирования национальной экономики по рыночной модели развития, главным направлением преобразования внешнеэкономической сферы стала ее либерализация. Решая эту задачу, РТ не могла игнорировать объективные тенденции развития мирохозяйственных связей. Речь идет о степени открытости национальных экономик в мировое хозяйство. Опыт показывает, что все страны идут по пути либерализации ВЭС, ибо это позволяет интенсифицировать товарообмен, торговлю услугами и процесс вложения капитала, осуществить структурные изменения в экономике (2,156).
Но, вместе с тем, этот процесс в РТ проходил, особенно на начальном этапе, бесконтрольно. Открывая свои рынки для иностранной конкуренции, ослабляя кон-
троль за экспортом стратегически важной для национальной экономики продукции, снижая жесткие нормы валютного контроля и формируя либеральный режим для привлечения иностранных инвестиций и вывоза капитала за рубеж, РТ исходила из конкретных возможностей отечественных товаропроизводителей. Принципы либерализации деятельности субъектов ВЭД, иначе говоря, свободную торговлю, наиболее полно можно реализовать в алюминиевом и хлопковом секторах национальной экономики, имеющих очевидные конкурентные преимущества на мировых рынках, а в других секторах и сферах широко применять различные меры защиты и поддержки своих производителей, действующих на внутреннем рынке. Если в первом случае РТ добилась определенных положительных результатов, то во втором не смогла создать для многих отраслей, особенно для легкой промышленности, достаточные условия для их выживания (3, 39).
Отсюда следует, что на начальном этапе перехода РТ к рыночной экономике проведение ускоренной либерализации внешней торговли в рамках программы реформ не способствовало модернизации национальной экономики, а в ряде отраслей и производств - определенно им повредило.
Анализ показывает, что либерализация внешней торговли в РТ стала осуществляться широким фронтом и методом «шоковой терапии» в стремлении максимально форсировать «открытие» национальной экономики и ее интегрирование в мировое хозяйство. При этом отсутствовала целостная и достаточно научно обоснованная концепция и продуманная структурная политика, а в ряде случаев игнорировались сами принципы осуществления либерализации внешней торговли. В результате страна имела парадоксальную ситуацию: заметно опережая внутренние реформы и становление отечественного рынка, внешнеэкономические преобразования стали все больше отрываться от реального хозяйственного положения в стране.
Реформа во внешнеэкономической сфере преследовала решение троякой и взаимосвязанной задачи: во-первых, обеспечение активного воздействия внешнеэкономического фактора на ускорение процесса перехода Таджикистана к рыночным отношениям, способствующего повышению эффективности всей национальной экономики. Во-вторых, создание условий для эффективного включения национальной экономики в мирохозяйственные процессы, и прежде всего путем расширения вывода отечественной продукции на мировые рынки и открытие внутреннего рынка для иностранных товаров и инвестиций. В-третьих, ускорение формирования и накопления в стране частного предпринимательского капитала и приобщение отечественных товаропроизводителей к мировому опыту рыночного ведения хозяйства.
Реформы внешнеэкономических связей и рост экспорта из РТ, особенно на начальном этапе, способствовали обеспечению притока валютных средств, часть из которых использовалась для оплаты импорта товаров. Но впоследствии из-за разрушения производственного потенциала национальной экономики, и особенно научно-технической базы развития экспорта, с одной стороны, и всё возрастающего объема импорта для удовлетворения внутреннего спроса - с другой, в значительных объёмах увеличился дефицит торгового баланса РТ. Так, объем импорта товаров превышал их экспорт от 5,5%, или 36 млн. долларов США, в 2001г. до 46,6%, или
$422 млн., в 2005 г. Эта тенденция нарастает с каждым годом, и в 2009г. импорт превысил экспорт в 2,5 раза, или на $1,5 млрд., а в 2013г. - уже в 2,8 раза, или на 2,4 млрд. долларов США (6, 320).
Рост торгового дефицита связан с отсутствием эффективных предпринимательских структур, функционирующих в производственной сфере, а также с нехваткой многих товаров для удовлетворения потребностей населения на потребительском рынке страны. Все это, вместе взятое, обусловило практически неизбежную экспансию импортных товаров на внутренний рынок, что привело к существенному ухудшению финансового положения чувствительных к импорту отраслей из-за резкого снижения загрузки производственных мощностей.
Именно в этот период происходило интенсивное вытеснение отечественных производителей с национального рынка, т.е. ввоз товаров рос, их местное производство сокращалось.
Необходимо отметить, что к началу 2000г. произошло очевидное насыщение внутреннего рынка дешевой импортной продукцией, а возросший платежеспособный спрос предъявлялся на товары более высокого качества и известных производителей. В связи с этим наметилась тенденция формирования ассортимента для сети крупных супермаркетов и специализированных магазинов по обслуживанию элитных и высокодоходных групп населения.
Ориентация стран в мировом хозяйстве часто меняется, что связано с изменением конъюнктуры мирового рынка. Приоритетным направлением внешнеторговой деятельности РТ являлась торговля со странами СНГ. Основой для таких отношений служили единообразный экономический менталитет субъектов хозяйствования и их поведение, сформировавшиеся в рамках единого народнохозяйственного комплекса СССР и жесткого централизованного планирования и планового ведения хозяйства. Не менее важное значение имели сложившиеся хозяйственные и торгово-экономические связи между предприятиями стран СНГ (4, 97). Поэтому во внешнеторговом обороте РТ удельный вес стран СНГ возрос с 49,3% в 1995г. до 55,9% в 2001г. Практически с этого момента начинается второй этап, когда РТ и другие постсоветские страны ориентируются на рынки вне Содружества. Так, внешнеторговый оборот Таджикистана со странами СНГ в 2005г. по сравнению с 2001г. возрос в 1,7 раза, а их доля в общем обороте снизилась до 44,1%. Тенденция увеличения доли стран СНГ имела место и последующий период, вплоть до 2012 года (45,1%).
Если рассмотреть товарную структуру импорта РТ, то она в 2012г. составила: машины и оборудование, транспортные средства, включая легковые автомобили всех марок - 26,8% от общего объема импорта товаров в РТ, минеральные продукты, включая поставки газа и электроэнергии из Узбекистана и Туркмении - 20,3%, продукция химической промышленности - 12,5%, продукты растительного происхождения - 10,4%, изделия из древесины -5,3%, а также прочих товаров - 25%, в состав которых входят в основном товары широкого потребления. Структура импорта Таджикистана явно ориентирована на удовлетворение текущих потребительских нужд. Основное место в импорте товаров народного потребления занимают продовольствие, медикаменты, напитки, включая алкогольные, табачные изделия, товары
легкой промышленности. В импорте технической продукции существенную долю занимает оборудование непроизводственного назначения, прежде всего бытовая радиоэлектронная техника (телевизоры, машины стиральные и швейные и др.).
Для импорта страны, в отличие от ее экспорта, характерна значительно более широкая и разнообразная номенклатура товаров, большинство которых представлено готовыми к потребления товарами и продуктами. Необходимо отметить, что ввоз ряда потребительских товаров обусловлен чисто объективными причинами. Они или не производятся в стране (бытовая электроника, сигареты, кофе, чай, сахар, тропические фрукты), или производится в недостаточном количестве (одежда, обувь, галантерея, парфюмерия и др.).
Тем не менее, по разным оценкам, до 23-27% номенклатуры товаров современного таджикского импорта составляют товары, которые могут быть произведены в стране, что составляет важную основу для широкого применения импортозамещающей политики.
В импортных операциях Таджикистана страны СНГ занимали 54,8% в 2012г., в то время как в 2006г. на их долю приходилось 63,8%. Тенденция переориентации на импорт товаров из стран дальнего зарубежья, связанная с высоким качеством товаров и ввозом техники и технологий, усиливается. Объем импорта из стран дальнего зарубежья увеличился в 1,9 раза, а их удельный вес возрос с 36,2% в 2006г. до 55,2% в 2012г.
Мировой финансово-экономический кризис, разразивший в конце 2008 года, оказал свое влияние на национальную экономику через внешнюю торговлю. В 2009г. объем внешнеторгового оборота РТ сократился по сравнению с предыдущем годом на 23,6%, или на 1,1млрд. долл. США. Экспорт товаров отечественного производства сократился на 28,3%, а импорт - на 21,5%. В первом полугодии 2010г. при увеличении экспортных поставок отечественных товаров на 35,4%, импорт сократился на 6,1%.
Следует отметить, что в условиях усиления глобализационных процессов и изменения циклической фазы финансово-экономического кризиса, появилась возможность более эффективного решения проблемы организации в Таджикистане производства импортозамещающей продукции (5). Но, вместе с тем:
• из-за низкой конкурентоспособности основных товаров отечественного производства и национальной экономики в целом, конкурентные позиции Таджикистана ухудшились не только на мировых рынках, но и на внутреннем рынке;
• необходимость рационализации импорта товаров во многом зависит от осуществления активной протекционистской политики с целью защиты предприятий национальной промышленности от конкуренции зарубежных фирм и экспансии дешевых и низкокачественных товаров на внутренний рынок страны.
Эти проблемы, а также усиливающееся отрицательное воздействие на состояние внутреннего рынка страны и внешней торговли изменяющего курса валюты, сложившегося в условиях мирового финансово-экономического кризиса и продолжающегося сейчас как тенденция, значительно усложнили практику организации производства импортозамещающих товаров. Так, падение курса национальной валюты, российского рубля и китайского юаня по отношению к доллару США в
2009-2013 гг. привело не только к повышению цен на товары, импортируемые в РТ из этих стран, но и к общему повышению цен на все товары, реализуемые на внутреннем рынке Таджикистана. Инфляционные процессы затронули национальную валюту - сомони, который по отношению к доллару США значительно ослаб и сейчас $1 приравнивается к 4,95 сомони.
Но, вместе с тем, размер экспорта таджикских товаров неуклонно возрастал. Общий объем экспорта достиг более $ 1360 млн. и за последние три года возрос в 1,4 раза (6, 320).
В экспортной политике РТ произошла заметная переориентация со стран СНГ на более развитые страны мира, и прежде всего на страны Евросоюза. Объем экспорта РТ в страны дальнего зарубежья за этот период возрос в 2,7 раза, а доля их в общем экспорте возросла с 67,6% в 2001г., 82,3% в 2006г. и до 85,9% в 2012г. Сейчас РТ экспортирует свои товары в 18 стран Евросоюза. Однако за последние три года экспорт в эти страны сократился и его доля снизилась в 2012г. до 82,2%.
Доминирующее положение в экспорте Таджикистана занимала такая страна Евросоюза, как Голландия (2008г.- 93,3%), а затем вообще прекратились поставки по экспорту в эту страну. Сейчас в экспорте Таджикистана первое место занимает Турция, на долю которой приходится 36,6% от общего объема экспортируемых товаров, а затем КНР - 13,3%. Но, вместе с тем, как показывает анализ, происходит всё больший отрыв динамики и товарной структуры таджикского экспорта от мировых тенденций. Зависимость РТ от экспорта сырьевых товаров и прежде всего алюминия (40,9%), хлопка - волокна и текстильных изделий (19,8%), существенным образом отразилась на состоянии всей национальной экономики.
Список использованной литературы:
1. Бойматов А.А. Экономика Таджикистана на пути к рынку. -Худжанд: ШАХ, 2002.
2. Международная экономика: Учебник/ А. И. Михайлушкин, П. Д. Шимко. -М.: Высш. шк., 2002.
3. Назаров А.А, Байматов А.А, и др. Таджикистан и Киргизия: торгово-экономическое сотрудничество. -Худжанд, 2011.
4. Примбетов С.Д. Центральная Азия: реалии и перспективы экономической интеграции. -М.: НИК, 2001.
5. Рахимов Р.К. Оценка внешнеэкономической деятельности Республики Таджикистан. //Экономика Таджикистана: стратегия развития, 2005. -№ 3. -С.16.
6. Статистический ежегодник Республики Таджикистан. -Душанбе, 2013.
А.А. Байматов
Становление и развитие внешнеэкономических связей Республики Таджикистан в
условиях глобализации
Ключевые слова: внешнеэкономические связи, глобализация, транзитивная экономика, реформа, мировой рынок, рычаги, структура товарооборота, внешняя ориентация
Необходимость разработки таджикской модели ВЭС в условиях глобализации и перехода к рыночной экономике, а также либерализации внешнеэкономической сферы, является очевидной.
Она предполагает дальнейшее развитие экспорта, базируясь на использовании естественных конкурентных преимуществ в природно-ресурсной сфере и всемерную государственную поддержку предприятий и предпринимательских структур, функционирующих в импортозамещающем секторе национального производства.
Массированная импортная экспансия привела к существенному ухудшению финансового положения чувствительных к импорту отраслей, резко снизилась загрузка производственных мощностей.
Глобализационные процессы усилили регионализацию ВЭС, возникли новые интеграционные объединения на постсоветском пространстве.
Мировой финансово-экономический кризис оказывает своё влияние на национальную экономику через внешнюю торговлю.
A.A. Boymatov
Formation and Development of Outward Economy Ties of Tajikistan Republic under
the Conditions of Globalization
Key words: outward economy ties, globalization, transitive economy, reform, world market, levers,
commodity circulation structure, outward orientation
The necessity of elaboration of a Tajik model of SEC (Supreme Economy Council) under the conditions of globalization and liberalization of outward economy sphere is obvious.
It presupposes further development of export based on natural competitive advantages in the sphere of natural resources and on a wide scale state support of outfits and enterprising frameworks functioning in the sectors of national production affording to do without import.
Enhanced import expansion resulted into essential deterioration of financial situation in the branches sensitive to import; manufacturing capacities having being reduced abruptly.
Globalizational processes intensified SEC regionalization, there sprang up new integrational associations in the post-Soviet space.
The world financial-economic crisis exerted its influence upon the national economy through outward trade.