Научная статья на тему 'АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ШАРИКОВ МАРБЛС'

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ШАРИКОВ МАРБЛС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
451
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
игра / технология «Шарики марблс и камешки-кабошоны» / познавательноречевое развитие / полифункциональное пособие / game / technology «Marbles and саЬосһож» / cognitive and speech development / multifunctional handbook / ойын / технология «Марблс шарлары және Кабошондар тастары» / танымдық және сөйлеу дамуы / көп функционалды нұсқаулық

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фарафонова Н.Н.

Данная статья — о развитии познавательных и коммуникативных навыков дошкольников через применение шариков Марблс. Игры с шариками Марблс (marbles) и камешками-кабошонами (cabochons) один из нетрадиционных приемов по развитию моторики и речи ребенка, которые все больше приобретают популярность у педагогов, логопедов, психологов. Сущность занимательности составляют новизна, необычность, неожиданность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is about the development of preschool children’s cognitive and communication skills by using marbles. Games with marbles and cabochons are one of the non-standard techniques for the development of a child’s motor and speech skills, which is increasingly becoming popular with teachers, speech therapists, psychologists. The essence of the technique is novelty, strangeness, and surprise.

Текст научной работы на тему «АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ШАРИКОВ МАРБЛС»

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 373.2.02

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ШАРИКОВ МАРБЛС

Ацдатпа

Бул макала Марблс шарларын цолдану аркылы мектеп жасына дейшп балалардыц танымдьщ жэне комму никативт1 дагдыларын дамытуга арналган. Марблс шарлары мен кабошондармен ойнау-б^л мугаппмдер, логопедтер, психологтар арасында та-нымал болып келе жаткдн баланыц моторикасы мен сейлеуш дамытудын, дэстурл! емес эдютершщ 6ipi.

Кевдл кетерудщ мэш-жацалык,ерекше, тосын-сый.

Аннотация

Данная статья — о развитии познавательных и коммуникативных навыков дошкольников через применение шариков Марблс. Игры с шариками Марблс (marbles) и камешками-кабошонами (cabochons) - один из нетрадиционных приемов по развитию моторики и речи ребенка, которые все больше приобретают популярность у педагогов, логопедов, психологов. Сущность занимательности составляют новизна, необычность, неожиданность.

Annotation

The article is about the development of preschool children's cognitive and communication skills by using marbles. Games with marbles and cabochons are one of the non-standard techniques for the development of a child's motor and speech skills, which is increasingly becoming popular with teachers, speech therapists, psychologists. The essence of the technique is novelty, strangeness, and surprise.

Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Развитие мелкой моторики у детей является одним из средств развития речи. По мнению известного философа Канта: «Рука - это выдвинув-

Фарафонова Н.Н.,

воспитатель, ясли-сад №3, г.Костанаьt

Неги?! свздер: ойын, технология «Марблс шарлары жэне Кабогиондар тастары», та-нымдыц жэне свилеу дамуы, квп функцгюналды нусцаулыц.

Ключевые слова: игра, технология «Шарики марблс и камешки-кабошоны », позна-вателъно-речевое развитие, по-лифункционалъное пособие.

Keywords: game, technology «Marbles and cabochons», cognitive and speech development, multifunctional handbook.

в; S I

<c

m

о

СП

t w О в; s

L

0 §

1 X ш t-

к

в; s

Рч О ш t-

шийся вперед человеческий мозг».

Обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном для дошкольника виде деятельности — в игре.

Это подтолкнуло меня к поиску нетрадиционных игровых приемов и средств работы с детьми.

Одним из таких нетрадиционных приемов по развитию моторики и речи ребенка является специально организованная деятельность с использованием интересных камешков марблс, которые все больше приобретают популярность у педагогов, логопедов, психологов.

В процессе игры развиваются:

• целеполагание,

• планирование,

• умение анализировать результаты,

• воображение,

• символическая функция сознания.

Несомненным достоинством игры является и внутренний характер мотивации.

Сущность занимательности составляют новизна, необычность, неожиданность. Занимательный материал специально создан для умственного развития и требует для своего решения догадливости, сообразительности.

Сегодня я представляю материал, о практической ценности которого еще малоизвестно в педагогическом сообществе, но который может быть успешно использован в образовательном процессе с детьми § дошкольного возраста.

® Столкнувшись на просторах интернета О с этим необычайно привлекательным ма-<! териалом, я сразу прониклась симпатиеи § к нему и желанием применить в работе с Щ детьми по развитию познавательно-рече-^ вых способностей.

§ Технология «Шарики марблс и камеш-® ки-кабошоны» сочетает в себе развитие н высших психических функций, решение ® познавательных задач, развитие комму-К никативных способностей, возможность

Нч ?

§ проявления творческого начала и поддер-н

жания детской инициативы.

«Марблс» - это наборы, состоящие из

стеклянных шариков различного размера, цвета и формы.

Их вполне можно считать универсальным пособием, так как применять можно в различных вариантах: от декора до образовательных задач.

А главное их предназначение — это веселые, полезные и простые игры. Кабошоны использовать в своей работе более удобно, так как этот камешек более устойчив и не перекатывается.

Цель игр заключается в подготовке детей 4-6 лет к обучению в школе, активизация познавательных и коммуникативных навыков.

Занятия лучше проводить подгруппами или индивидуально. Вариантов игр с шариками множество, можно придумать их самим к своему определенному игровому сюжету.

Использование шариков марблс и кабошонов позволяет дать ребенку максимальное количество знаний в интересной и доступной для него форме. Действия с камешками положительно влияют не только на познавательно-речевое развитие, но и доставляют ребенку радость, способствуют созданию комфортного эмоционального настроя. Они являются полифункциональным пособием, которое находит применение во всех образовательных областях.

Предлагайте ребенку комментировать и объяснять последовательность своих действий. Следите, чтобы ребенок отвечал на каждый вопрос полным ответом. Только в этом случае происходит перенос в активную речь ребенка слов, связанных с пространственной ориентировкой.

Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для индивидуальной и групповой арт-терапии, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний.

Структура данной работы включает в себя следующие разделы:

• развитие тактильно-двигательного восприятия;

• зрительного восприятия;

• восприятия пространства;

• творческих способностей;

• речи;

• формирование сенсорной культуры (сенсорные эталоны: форма, величина, цвет);

• буквенного гнозиса.

Работа с камешками создает условия для совершенствования моторных способностей, движений рук, мелкой моторики, зрительно-моторной координации, развития памяти, мышления, речи, воображения, творческой активности, познавательной деятельности.

В результате использования данного материала через игры на нахождение объектов на ощупь и вербализацию представлений формируются знания о форме, величине, пространственном расположении предметов, развивается тактильная чувствительность, что в дальнейшем способствует повышению уровня развития навыков письма и чтения.

Ожидаемый результат:

• умение воспринимать предметы, выделять их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.) и сравнивать предметы между собой;

• умение подбирать пары или группы предметов, совпадающих по заданному признаку, выбирая их из других предметов;

• знание цветов спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый;

• называть и различать геометрические фигуры;

• умение обследовать предметы разной формы, выделять самую крупную часть, а затем более мелкие, соотносить их по величине. При обследовании включать движения рук по предмету. Развивается глазомер;

• развитие устной и связной речи детей в различных формах и видах детской деятельности, творческой речевой деятельности;

• воспитание звуковой культуры речи;

• обогащение активного словаря;

• формирование грамматической стороны речи;

• развитие творческого мышления и воображения;

• формирование умений и навыков в изображении простых предметов, сказочных персонажей, самостоятельного создания новых образов по собственному замыслу, удовлетворение потребностей детей в самовыражении и развитии творческих способностей.

Используя данный материал в своей работе с детьми на протяжении 1 года, я получила следующие результаты.

Дети имеют благоприятный прогноз обучаемости, они успешны в общении со сверстниками и взрослыми, имеют хороший запас знаний и умений. У всех детей в конце года была выявлена положительная динамика развития психических процессов. У многих детей повысился общий уровень познавательного развития.

Результатом применения камешков марблс явилось создание мной авторской Программы вариативного компонента для детей старшего дошкольного возраста «Марблс - разноцветные игры».

Пособие состоит из:

• программы, в которую входит 3 раздела: «Давайте поиграем!», «Говорливый язычок», «Разноцветная мозайка»;

• перспективно-тематического плана ¡^

ьн

на 36 часов; <]

га

• картотеки дидактических игр с ка- о

го

мешками марблс «Давайте поиграем!». <!

Уникальность игр с шариками марблс § заключается в том, что с ними можно иг- Щ рать индивидуально, парами, подгруппа- <3 ми (командой) и коллективно. §

ни

Предлагаю несколько вариантов игр с ^

га

камешками, с этим прекрасным и в то же н

к

время простым и доступным материалом. ^

Игры на развитие речи. К

«Волшебный мешочек». §

Цель: развитие тактильных ощущений; н развитие умения выбирать предметы, от-

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

личающиеся по форме, цвету, размеру.

Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак:

• зелёный камешек — зелёный огурец, лук, крокодил и т.д.;

• жёлтый камешек — жёлтая репка, жёлтое солнце, и т.д.

«Назови ласково».

Педагог предлагает ребёнку помочь Красной Шапочке добраться до домика, построив дорожку из камешков, называя при этом слова ласково.

«Зеркало».

Цель: закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук.

Детям рассказывается история о буквах-модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что, в конце концов, запутались: где они, и где их отражения. Детям предлагается помочь буквам, убрать их неправильные отражения.

«Знакомство с буквой, цифрой».

Цель: закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук.

Ребенку предлагают шаблон с изучаемой буквой или цифрой.

Игры по математике.

«Разноцветные дорожки».

Цель: развитие пространственного рас-§ положения.

ни ^

<< Найди дорожки по описанию, пройди по га

О данной дорожке шариком данного цвета.

<! Следуя по дорожке, описывай свой путь.

О Например: «Я иду зеленой дорожкой, ко-

^ торая идет вверх, направо, вверх налево,

[=5 вверх, направо, вверх». Я иду по красной

О дорожке. Дорожка идет налево, вверх, на-ЙЙ

лево, вниз, налево, вверх, направо, вверх.

н Я иду по желтой дорожке. Желтая дорожка

® идет вверх, налево, вверх, направо, вниз,

К направо, вверх, направо.

§ Последнюю дорожку выложи шариками н

синего цвета, опиши ее маршрут, используя слова направо, налево, вверх, вниз.

Пройди по раскрашенной дорожке, комментируй свои действия.

«Продолжи ряд».

Цель: развивать цветовое восприятие, зрительную память, зрительно-двигательные координации, учить выполнять действия по образцу.

Показывает элемент-образец части ряда, на которой дано определенное чередование цветов. Ребенок продолжает сери-цийный ряд из разноцветных камешков в соответствии с образцом.

Игры на развитие творчества.

Игра «Придумай картинку».

Цель: развитие воображения, пространственной ориентации на листе.

Я вам предлагаю составить картину по теме "Море и лето". Возьмите лист картона, подходящего вам по цвету, и выложите на нем свой сюжет и составьте рассказ по картине.

Таким образом, действия с камешками марблс положительно влияют не только на познавательно-речевое развитие, но и доставляют ребенку радость, способствуют созданию комфортного эмоционального настроя. Благодаря использованию данной игровой технологии усвоение материала проходит успешнее и быстрее. Надеюсь, что такое доступное и привлекательное пособие, как шарики марблс и камушки -кабошоны, поможет разнообразить ваши занятия и повысить интерес к деятельности.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие /В.М.Акименко. - Ростов н/д: Феникс, 2008. - 105с.: ил. - (Сердце отдаю детям).

2.Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики у детей с нарушениями речи // Дефектология. 1999. №4. -50с.

3.Степанова М.А. Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук детей //Логопед. 2009. № 7. - 62с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.