Научная статья на тему 'АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / ДИДАКТИКА / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хаитбоева Хабиба Одинамахматовна

В статье рассматриваются вопросы активизации познавательной деятельности студентов при изучении английского языка, и ее историю возникновения в дидактике. В статье также отмечается, что познавательная деятельность в плане ее активизации является одной из ведущих проблем в психолого-педагогических знаний. Не остались, также в стороне вопрос о методах по активизации обучающего процесса английского языка, которые обусловлены рядом основных теоретических положений, увязывающихся с конкретными концепциями современного психолого-педагогического знания. Анализ методических концепций, дает нам возможность констатации: активизация и интенсификация обучающего процесса по овладению иностранным языком обусловлена более активным использованием психологических, личностных возможностей педагогов и студентов. А также социально - психологическими возможностями, характеризующими развитый учебный коллектив.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хаитбоева Хабиба Одинамахматовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVATION OF THE COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS DURING THE LEARNING ENGLISH LANGUAGE AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM

The article discusses the issues of enhancing the cognitive activity of students in the study of the English language, and its history of origin in didactics. The article also notes that cognitive activity in terms of its activation is one of the leading problems in psychological and pedagogical knowledge. The question of methods for enhancing the teaching process of the English language, which are due to a number of basic theoretical provisions, linked to specific concepts of modern psychological and pedagogical knowledge, was also not left aside. The analysis of methodological concepts gives us the opportunity to state: the activation and intensification of the learning process for mastering a foreign language is due to the more active use of the psychological, personal capabilities of teachers and students, as well as social and psychological capabilities that characterize a developed educational team.Pcychological science is considering its own methods.

Текст научной работы на тему «АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

Key words: thinking, intellect, practical- visibility, visual-figurative, visual-logical, comparison, junior schoolchild primary school.

Сведение об авторах:

Табаров Дилшод Давлатхуджаевич — ассисент кафедры начальная образования Таджикского Государственного Педагогического Университета имени САйнй. Электронная почта: tabarov72@list.ru Тел(+992) 934000369

About the authors:

Tabarov Dilshod Davlatkhujaevich — an Assistant in the Departement of Primari Education, Tajik State Pedagogical University namedafer S. Ayni. E-majl: tabarov72@list.ru Те1(+992) 934000369

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Хаитбоева Х.О.

Таджикский государственный педагогический университет им.САйни

Разноплановость рассмотрения проблемы по активизации познавательной деятельности студентов представлена анализом философских, психолого-педагогических источников. Познавательная активность как проблема психолого-педагогической науки представлена определенным историческим периодом в своем развитии (Я.А.Коменский, ДжЛокк, ММонтень, И.Г.Песталоцци, ЖЖРуссо, КДУшинский и другие). Современная педагогическая мысль при рассмотрении проблемы по активизации познавательной деятельности представлена трудами целого ряда ученых: А.Л. Аристова, ВМ.Вергасов, А.А.Вербицкий, М.А. Данилов, ИЯЛернер, МиМахмутов, Р. А. Низамов, М.Н. Скаткин и др.

Методы по активизации обучающего процесса обусловлены рядом основных теоретических положений, которые увязываютсяс конкретными концепциями современного психолого-педагогического знания.

Познавательная деятельность в плане ее активизации является одной из ведущих проблем в психолого-педагогическом знании. М.С. Каганом представлено следующее ее определение: «человеческая деятельность может быть определена как активность субъекта в направлении объект илидругих субъектов» [10, с.43]. По М.С. Кагану элементы деятельности включают в себя: субъект, объект, активность. Субъект деятельности должен быть представлен активностью, которую он направляет на объекты или другие субъекты. Объект - это то, на чем фокусируется активность субъекта (или субъектов). Сама активность представляет собой конкретный способ, путем которого субъект овладевает объектом или устанавливает коммуникативное взаимодействие с другими и, как правило, выражает сущность человеческой деятельности, представленную субъект-объектными отношениями.

Именно поэтому, сущностная характеристика деятельности представлена «формой, которая предусматривает активное отношение» субъекта к реальности, что характеризует неотделимость понятия«познавательная деятельность» от «активности» и «познавательной активности».

Разноплановость определений по данным понятиям представлена анализом философских, психолого-педагогических источников.

Категория «активность» зиждется на латинском слове асйуш(сила действия), что означает деятельность энергичного, усиленного характера; инициативность; деятельное участие в чем- либо.

Активность характеризует саму человеческую природу, присущую ему объективно. Она есть основное условие в жизнедеятельности человека, физической, умственной, нравственной и эстетической направленности. Ибо человек существует только в силу собственной активности. Активность всего характеризуется вектором направленности, представленного: объектом, явлением, процессом и т.д. В нашем исследовании вектор направленности представлен познанием окружающей реальности.

Проблема, связанная с формированием познавательной активности, подробно представлена в материалах философской направленности: Аристотель , Н.А.Бердяев, ГГегель, Р.Декарт, Д. Дьюи, И.Кант, Ж. Л.Сартр, Сократ, Л.Фейербах, Цицерон и др.; в психолого-педагогических исследованиях: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, КДУшинский, A.A. Вербицкий, Н.В.Кузьмина, Б.Т.Лихачёв, Л.И. Пидкасистый, В.А. Сластёнин, Д.С. Милль, Т. Рибо, Э. Мейманн, У. Джеймс, И. Лингарт, Э. Торндайк, К. А. Абульханова-Славска, Л.И. Божович, Л. С. Выготскоий, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, К. Юнг и т.д.

В контексте философского знания познавательная активность увязывается с процессом, на основе которого происходят видоизменения в предметной деятельности. Активность связана с деятельным отношением к реальности, сориентированным на конкретные принципы, идеалы и ценности. Всестороннее обоснование востребованности в активации процесса усвоения знаний в основе на

самостоятельность представлено втрудах древнегреческих философов: Аристотеля , Сократа, Платона и др. Именно ими представлено научное обоснование, обуславливающее процесс развития человеческойличности, успех которого определяется через его активную познавательную деятельность, а развитие его способностей увязывается с процессами самопознания.

В этом контексте заслуживает внимания метод Сократа, связанного с активным обучением, в основе которого находится использование диалогового принципа в обучении. Его метод, предусматривающий постановку и выдвижение перед обучающимися наводящих вопросов, направлял внимание учеников на активное усвоение знаний. Цицероном такжеиспользовался диалоговый метод, который он чередовал с организацией дискуссий. Демокритом свою очередь представлено утверждение, что «в обучении надо стремиться не столько к полному знанию, сколько к полному разумению» [Цит по: 8].

Активные методы обучения утратили свою значимость в периодсредних веков, которые были ознаменованы господством обучающего принципа, предусматривающего механическое заучивание знаний. Тем не менее, даже в данный исторический период ряду передовых ученых звучал призыв к активному познанию окружающей реальности через развитие самостоятельности в процессе поиска новых знаний.

Достаточно широко проблема, предусматривающая активную познавательную деятельность, получает в психологической науке, хотя данный процесс по-разному трактуется различными психологами.

Представителями теоретического ассоционизма. Рибо Э. активность личности при обучении понимается лишь как функция памяти. Вследствие чего, все закономерности обучающего процесса трактуются через закономерности, характерный для памяти, в связи с чем, недооценивается активная деятельность самого субъекта обучения.

Представителями функциональной психологии (У.Джеймс, Дж. Дьюи и др.) осуществляется опора на теорию прагматического обучения, по которой активность обучающихся обусловлена лишь с их интересами. И. Лингарт считает, что «односторонняя теологическая экспликация, согласно которой целенаправленная активность является сущностью, основой психической деятельности, приводит этих авторов к теоретическому индетерминизму и субъективизму».

Бихевиористы (Э.Торндайк и др.) придерживаются мнения, что учение, связано с процессом внедрения новых поведенческих форм в человеческий организм. Э. Тондайком выдвигается исходная позиция по бихевиоризму: «Формула - «ситуация - ответная реакция» выражает любой процесс учения». Э. Торндайком процесс учения автоматически обусловлен выработкой и усилением связи стимула и реакции, специфического характера, которые не зависят от сознания. Данным направлением, процесс обучения рассматривался как тренировка, которая фактически отождествляла процесс обучения, как у животных, так и у человека.

Обоснование теории учения в бихевиоризме представлено структурой: стимул - реакция -подкрепление, которая рассматривается как его важнейшее положение. Обучающийся в бихевиоризме характеризуется как элемент пассивный, который только реагирует на воздействие и стимулы внешнего характера. При таком подходе активная деятельность учащихся обусловлена длительным поиском, связанным со стихийным многоразовым опробованием разнообразных способов действий, вне их опоры на сознательное планирование действий, основанных на знаниях и представлениях. Гуманистическая психология трактует активность с позиций рассмотрения человека в постоянном процессе становления. Ибо человеческое существо наделено потенциалом, требуемым для развития всех собственных возможностей, необходимых для осуществления творческой деятельности. При этом особая значимость отводилась ими на разработку и объяснение мотивационных процессов (А. Маслоу и др.)

И.А. Джидарьяном категория «активность» отноосится «к философским категориям, представленных общенаучными понятиями, философская составляющая которых представлена общим характером по историческому развитию и реальной значимостью для современного научного знания» .

С.Л. Рубинштейн человеческую активность рассматривает не только с позиций проявлений в его действиях. Свои взгляды он обосновывает и на отношении человека в направлении бытия, повседневной жизни, увязывая их с человеческим умением, связанным с постижением законов Вселенной .

У К.А. Абульхановой-Славской активность рассматривается через функционально-динамическиое личностное качество, которым интегрируется и регулируется вся составляющая структура личности в целом. Она вбирает в себя потребности, способности, сознание, волю. То есть всю совокупность личностных параметров, которой обуславливаются возможности личности, необходимые для учета социальных требований и их проявлений в самостоятельной деятельности. Активность она рассматривает в виде качества личности, представленную в разрезе двух форм - инициативности и ответственности, в их «соответствии с диалектикой свободы и необходимости при жизненной детерминации. Реализация свободы у субъекта обусловлена его инициативой, т.е. мотивацией его активности в контексте его потребностей» .

Д.Н. Узнадзе дает объяснение психической активности человека через конкретную установку, в контексте которой у личности мотивируется готовность к осуществлению направленной активной деятельности, проявляющейся путем наличия ситуации потребности .

Многие исследователи рассматривают активность в позиций способности личности к осуществлению социально значимых жизненных преобразований. Данный подход в своем основании представлен историческим опытом человечества, который обусловлен волевыми действиями, творческой деятельностью, общением. Процесс формирования данной активности личности зависит от воздействия среды и воспитания.

В целом, рассмотрение психологией понятия «активность» основывается на волевой черте характера личности, проявление которой обусловлено деятельностным отношением человека в отношении окружающей действительности, и представляет собой мобилизацию ее сил, направленных на разрешение выдвигаемых задач .

Активностьпроявляет себя как основное условие для осуществления человеком процессапознания. При ее отсутствии осуществление познавательной деятельности, как и любой другой деятельности -невозможно. Активность характеризуется рядом совокупных личностных качеств в виде: стремления познать окружающий мир; умственного напряжения и проявления нравственных волевых качеств обучающихся. В ряде исследований активность объясняется в виде личностного качества человека, обусловленного ипроявляющегося в процессе деятельности. «Педагогическая энциклопедия» трактует активность как важнейшую личностную черту, которая находит свое проявление путем человеческой способности «осуществлять в контексте собственных потребностей, взглядов, целей преобразование окружающей действительности» [21, с.8]. То есть активность как личностная человеческая специфика обуславливается интенсивной деятельностью, энергичного характера, которая проявляется в трудовой деятельности, учении, в многообразной творческой деятельности, в спорте, играх и т.п.

Познавательная активность как проблема психолого-педагогической науки представлена определенным историческим периодом в своем развитии. Она получила свое развитие в ряде педагогических воззрений, представленных трудами великих педагогов - дидактов: Я.А. Коменский, Дж. Локк, М. Монтень, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, К.Д. Ушинский и другие. Взгляды великих дидактов характеризуются особым вниманием к развитию у обучающихся целого ряда качеств, представленных: стремлением к познанию, любознательностью. Основополагающим принципом в дидактике они рассматривали - принцип активности и самостоятельности в обучении. В частности, Я.А. Коменский был сторонником активного обучения. Он понимал процесс обучения через призыв - «учить детей мыслить» .

Идея активизации обучения на основе наглядности, через наблюдение и обобщение и формулирование самостоятельных выводов учащимися проповедоваласьИ.Г. Песталоцци и Ф.А. Дистервергом .

Русским педагогом и просветителем К.Д. Ушинским создана дидактическая система, которая направлена на развитие умственных способностей обучающихся. Его идеи, развивающие познавательную самостоятельность учащихся приобретают особую актуальность в условиях современной парадигмы образования. К.Д. Ушинский полагал, что «самостоятельность головы учащихся составляет единственное качество, представленное прочным основанием для плодотворности любого вида учения». Основываясь на данном выдвигаемом им положении, рассматривал учебно-воспитательный процесс как процесс «активный, волевой», в котором обучающимся следует «по возможности самостоятельно трудиться, а учитель - осуществлять руководство этого самостоятельного труда и предоставлять материал для его организации». По его мнению, «обладая такой умственной силой, человек будет учиться всю жизнь» [13, с.36].

Дальнейшее развитие Дидактические идеи К.Д.Ушинского получили свое дальнейшее претворение в работах революционеров-демократов: В.Г. Белинский,А.Г. Герцен, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, Н.П.Чернышевский. Особая значимость в их работах уделялась воспитанию активной личности, сориентированной не только на образовательный процесс, но, прежде всего, на социальную жизнь. Ибо необходимость формирования активности в личности считалась у них важным требованием, необходимым для изучения явлений окружающего мира, воспитания у обучающихся твердых убеждений, направленных на достижение высоких идеалов. [13, с.16].

Исследования педагогов советского периода в истории России - Н. К. Крупской, А.В. Луначарского, С.Т. Шацкого и других представляют следующий этап в развитии дидактической идеи, связанной с познавательной активностью. Н.К.Крупская, полагала, что для осуществления процесса формирования познавательной активности обучающихся необходима органичная связь обучения с жизнью. Данное положение далее развивается в работах А.В.Луначарского, С.ТШацкого. Во всех исследованиях особая значимость придавалась позитивному влиянию активности и самостоятельности обучающихся при усвоении ими обучающей деятельности, которой обуславливался успех и эффективность целостного учебно-воспитательного процесса.

Особая значимость активизации обучения в дидактике проявила себя с внедрением нового Закона о школе (1958). Исследования в данной сфере были обусловлены рядом достижений в смежных с педагогической наукой областях, представленных: психологией и физиологией, семиотикой, лингвистикой и т.д., что увязывалось с появлением теорий, направленных на раскрытие принципа активного метода в обучении. Они охватывали ряд теорий, связанных:

- с поэтапным формированием умственных действий (П.Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина);

- с развивающим обучением (Л.В. Занков);

- с развитием учебной деятельности (В. В. Давыдов, Д.Б. Эльконин;

- проблемным обучением (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер).

Достижениями в области нейрофизиологии, которыми вскрылись механизмы, связанные с активированием коры головного мозга, обосновывалась научная значимостьпроцесса активизации. Более глубокий анализ самой сущности в понимании активности достигается развитием семиотики, лингвистики. Ряд конкретных путей в использовании активных методов в процессе обучающей практики при преподавании иностранных языков обусловлен достижениями в области методики преподавания.

Современный этап в развитии психолого-педагогической науки представлен интенсивным поиском обучающих методов, направленных на решение данной проблемы. Данный процесс представлен: конкретизацией понятий в данной сфере; углубленным анализом, направленным на выявление самой сущности в структуре активности и самостоятельности обучающихся в обучающей деятельности; исследованиями, сориентированными на процесс совершенствования обучающих методов и средств, которые способствуют повышению эффективности целостного процесса обучения.

Современная педагогическая мысль при рассмотрении проблемы по активизации познавательной деятельности представлена трудами целого ряда ученых: А.П. Аристова, В.М. Вергасов, А. А. Вербицкий, М.А. Данилов, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, Р. А. Низамов, М. Н. Скаткин и др.

Исследования А.П. Аристовой представлены анализом категории «познавательная активность». Она понимается у нее в виде преобразовательного отношения субъекта в отношении окружающей реальности. По мнению исследователя, вся совокупность других познавательных действий, не может рассматриваться в ряду активных. Возражая такому пониманию активности, при котором «деятельность воспроизводящего характера никогда не способствует активности учения». Шамова утверждает, что «освоение знаний и способов деятельности обучающимися, обусловленное их целенаправленной воспроизводительной деятельностью - это, как правило, их активная деятельность. Вопрос только в уровне этой активности» .

Т.И. Шамовой активность рассматривается в виде конкретного личностного деятельностного качества. Оно находит свое проявление через отношение обучающегося к содержанию и процессу деятельности. Оно проявляется через стремление обучающегося к эффективному овладению знаниями и способами деятельности в конретно - оптимальный период времени. Оно представлено мобилизацией его нравственно-волевых усилий, связанных с достижением учебно-познавательной цели, а не сводится к простому напряжению интеллектуальных и физических сил учащихся. Таким образом, активизации обучающей деятельности по Т.И. Шамовой трактуется как мобилизация педагогом интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил учащихся, связанных с реализацией конкретных целей учебно-воспитательного процесса при помощи специальных средств, а не как простое усиление деятельности обучающихся .

Е.В. Коротаева считает, что «познавательная активность - личностное свойство, приобретение, закрепление и развитие которого обуслолено результатом процесса познания, который осуществляется самим субъектом познания или особым образом организуется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся» .

Е.В. Коротаевой познавательная деятельность в плане ее активизации рассматривается в контексте ее двух направлений: экстенсивного и интенсивного, представленных единой целью: «воспитанием личности, которая представлена рядом составляющих: нравственностью, образованностью, социально-творческой активностью, а также способностью к самообразованию». При том, что пути по достижению этой цели - различны. Экстенсивного - через реализацию увеличения количественных показателей по учебным дисциплинам, представленных объемом знаний. Интенсивного - через субъектную личностную позицию обучающегося в процессе обучающей деятельности, обусловленную изменениями в структуре программ обучения и интенсификацией обучающих методов.

По мнению Р.А. Низамова, «активность студента в обучении - это волевое действие, деятельное состояние, характеризующее усиленную познавательную деятельность личности. Для активного студента свойственно проявление всестороннего глубокого интереса к знаниям, учебной задаче, приложение усилия, напряжение внимания, умственных и физических сил для достижения поставленной цели» [10, с.34].

Ф.И. Харламов познавательную активность трактовал как «в виде интенсивной аналитико-синтетической мыслительной деятельности обучающегося при освоении окружающей действительности и овладении системы научного познания мира» [14, с. 70].

А.К. Маркова проявление познавательной активности рассматривает через «виды отношений к обучающему процессу, представленных активностью в отношении познания: наличием смысла в обучении; значимостью обучения для учащегося как познавательного процесса; всеми видами познавательных мотивов...» [7, с.45].

Г.И. Щукина рассматривает познавательную активность в виде интегративного образования на личностном плане. Оно формируется в процессе деятельности и проявляется в ней, преобразуясь в личностное качество, устойчивого характера. Наличие поисковой направленности в отношении обучающего процесса; стремление удовлетворить познавательный интерес, направленныйкак на учебную, так и вне учебную деятельность характеризует познавательную активность .

Г.К. Селевко познавательная активность характеризутся как «интенсивность учения и характер его протекания», считая, что «она формируется в познавательной деятельности».

И.Ф. Комков считает, что активность характеризует наиболее существенную особенность всего познавательного процесса .

Методы по активизации обучающего процесса обусловлены рядом основных теоретических положений, которые увязываютсяс конкретнымиконцепциями современного психолого-педагогического знания:

2. В сфере психологии они представлены теориями деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев);

3. Всфере социальной психологии - теориями личности и коллектива (А.В. Петровский);

4. В сфере психолингвистики - теориями по речевой деятельности (А.А. Леонтьев, И. А. Зимняя);

5. В сфере суггестопедии - теориями по использованию резервов бессознательного при организации обучения (Г. Лозанов).

6. В сфере методики преподавания иностранных языков - теориями по организации дифференцированного сознательно - коммуникативного подхода при изучении иностранных языков (Л.В. Щерба, И.Л. Бим, Б.А. Лапидус, С.Ф. Шатилов).

Научное обоснование метода активизации представлено:

1. Созданием взаимоотношений, управляемого характера внутри системы «преподаватель-коллектив-учащийся», основанных на теории личности и коллектива (А.В. Петровский) и раскрытием личностного творческого потенциала у обучаемых при условии соблюдения основ психогигиены при организации обучающего процесса (Г. Лозанов).

2. Организацией в процессе обучения речевого общения управляемого характера в контексте теории деятельности (А.Н. Леонтьев), в основе на психологию общения и теорию речевой деятельности (А.А. Леонтьев).

Этими двумя взаимосвязанными положениями представлена единая психолого - педагогическая основа метода активизации познавательной деятельности у студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения / Т.Г. Винокур [Текст]. - М.: Наука, 1993. - 171 с.

2. Джвдрьян НА О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности / НА Джидарьян // Теоретические проблемы

психологии личности [Текст]. - М.: Наука, 1974. - С. 29-52.

3. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2т. / Я.А. Коменский [Текст]. - М.: Педагогика, 1974. - Т. 1. - 656 с.

4. Коротаева Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся (вопросы теории и практики): учеб.

пособие / Е.В. Коротаева [Текст]. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-тет, 1995. - 84 с.

5. .Лингарт И. Процесс и структура человеческого учения / И. Лингарт // Пер. с чешского [Текст]. - М.: Прогресс,

1970. - 239 с.

6. Локк Д. Педагогические сочинения / Д. Локк // Перевод с англ. [Текст]. - М.: Учпедгиз, 1939. - 320 с.

7. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова [Текст]. - М.:

Просвещение, 1983. - 107 с.

8. Милль Д.С. Автобиография. История моей жизни и убеждений / Д.С. Милль [Текст]. - М.:Наука,1996. -281 с.

9. Мейманн Э. Лекции по экспериментальной педагогике / Э. Мейманн // Под ред. Н.Д. Виноградова [Текст]. - М.:

Изд-во «Мир», 1910. - 270 с.

10. Низамов Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов / Р.А. Низамов [Текст]. -

Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1975. - 302 с.

11. Носков Н.Д. Некоторые проблемы психологии активного познания студентами учебного материала: учеб. пос.

для препод, вузов / Н.Д. Носков // Активизация познавательной деятельности студентов // Под ред. Н.Д.

Носкова, А.Ф. Титкова [Текст]. - Р-на-Дону, 1974. - Вып. 1. - С. 17-34.

12. Педагогическая энциклопедия: в 4 т. / Гл. ред. И.А. Каиров [Текст]. - М.: Советская энциклопедия. - М.:

Педагогика, 1966. - Т.З. - 254 с.

13. Ушинский К.Д. Собрание соч. в 11 т. / К.Д. Ушинский [Текст]. - М.: Просвещение, 1950. - Т. 5. - 237 с.

14. Харламов Ф.И. Активизация учения школьников / Ф.И. Харламов [Текст]. - Минск: Нар. Асвета, 1970. - 177 с.

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В статье рассматриваются вопросы активизации познавательной деятельности студентов при изучении английского языка, и ее историю возникновения в дидактике. В статье также отмечается, что познавательная деятельность в плане ее активизации является одной из ведущих проблем в психолого-педагогических знаний. Не остались, также в стороне вопрос о методах по активизации обучающего процесса английского языка, которые обусловлены рядом основных теоретических положений, увязывающихся с конкретными концепциями современного психолого-педагогического знания. Анализ методических концепций, дает нам возможность констатации: активизация и интенсификация обучающего процесса по овладению иностранным языком обусловлена более активным использованием психологических, личностных возможностей педагогов и студентов. А также социально - психологическими возможностями, характеризующими развитый учебный коллектив.

Ключевые слова: познавательная деятельность,активизация учебного процесса, психолого-педагогические знания, дидактика, методы обучения английского языка.

AOTVATTON OF THE COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS DURING THE LEARNING ENGLISH LANGUAGE AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM

The article discusses the issues of enhancing the cognitive activity of students in the study of the English language, and its history of origin in didactics. The article also notes that cognitive activity in terms of its activation is one of the leading problems in psychological andpedagogical knowledge. The question of methods for enhancing the teaching process of the English language, which are due to a number of basic theoretical provisions, linked to specific concepts of modern psychological and pedagogical knowledge, was also not left aside. The analysis of methodological concepts gives us the opportunity to state: the activation and intensification of the learning process for mastering a foreign language is due to the more active use of the psychological, personal capabilities of teachers and students, as well as social and psychological capabilities that characterize a developed educational team.Pcychological science is considering its own methods.

Keywords: cognitive activity, activation of the educationalprocess, psychological andpedagogical knowledge, didactics, methods of teaching English.

Сведения об авторе:

ХаитбоеваХабиба Одинамахматовна - преподователь кафедры английского языка

Таджикского государственного педагогического университета имени СадриддинаАйни.

E.mal.tuk-tuk.89@mail.ru. Тел,(+992) 938868086

Abouttheauthor:

KhaitboivaHabiba Odinamahtovna - Lecturer Chair of English language Tajik State Pedogogical

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

University namedafer S.Ayni. tuk-tuk.89@mail.ruPhone(+992) 938868086

МАФХУМИ МИЗОЧ, ВА ХУСУСИЯТХОИ ЗОХДРШАВИИ ОН ДАР ИЛМИ ПСИХОЛОГИЯ

Назарова Х

Донишгоуи миллии Тоцикистон

Мо рафтору кирдори бачахо ва бузургсолон, аз чумла чй тавр кор кардан, хондан, расм кашидан, чй тавр ба таъсироти берунй чавоб гардонидан, чй тавр аз сар гузаронидани хурсандию гамгинии онхоро мушохида намуда, бешубха, дикдатамонро ба тафовутхои бузурги индивидуалию фардии одамон чалб мекунем. Баъзеи онхо чусту чолок, пурчушухуруш, сершавкун ва нихоят серхаракат буда, ба зухуроти пуравчи эмотсионалй майл доранд; онхо дар кор омузиш ва бозй бесабр, борагбат ва сергайрат мебошанд. Дигархояшон баръакс, сусткор, ором, ботамкин ва камхаракат буда, хиссиёташон суст ва зохиран ифода наёфта чорй мегардад.

Лозим ба ёдоварист, ки ин фаркиятхо ба хусусиятхои шахс не, балки ба баъзе шаклхои зухуроти берунй дахл доранд. Масалан, як гурух хонандагони мактаби Президентии шахри Кулоб фаъол буда, нагз мехонанд, боинтизоманд, ба техника шавку хавас доранд ва дар олимпиадахои фаннй дар Точикистон ва берун аз он иштирок намуда, сохиби медалхои тиллою нукра, хамчунин чоизахо мегарданд. Вале дар айни замон хамаи онхо аз руи серхаракатии худ ва аз руи ба хиссиёту хаячон омаданашон нихоят гуногунанд. Мафхуми «мизоч» -ро махз ана хамин чихатхои шахс тавсиф медиханд.

^<Асрори табиати инсон, сабабхо ва маромхои рафтори у аз кадим диккати одамонро ба худ чалб мекарданд. Инсоният кушиш менамуд, то одамонро аз руи табиаташон ва хусусиятхои хоси бо хам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.