Научная статья на тему 'Методические подходы к развитию познавательной активности студентов в процессе профессионально-ориентированного обучения иностранному языку (на примере дисциплины "иностранный язык в сфере юриспруденции")'

Методические подходы к развитию познавательной активности студентов в процессе профессионально-ориентированного обучения иностранному языку (на примере дисциплины "иностранный язык в сфере юриспруденции") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голерова Светлана Николаевна

Цель настоящего исследования выявление эффективных педагогических условий развития познавательной активности студентов в процессе профессионально-ориентированного обучения иностранному языку. В задачи исследования входит рассмотрение: 1) понятия «познавательная активность»; 2) модели развития познавательной активности студентов в процессе профессионально-ориентированного обучения иностранному языку; 3) технологий, способствующих развитию познавательной активности. В статье применяется личностно-деятельностный подход, который позволяет рассматривать познавательную активность как интегративное качество личности, характеризующееся устойчивой положительной мотивацией и стремлением к успешному профессиональному общению на иностранном языке, проявляющееся в деятельности и выражающееся в стремлении к самообразованию. Определяются структурные компоненты познавательной активности (мотивационный, когнитивный, деятельностный); рассматриваются особенности профессионально-ориентированного обучения иностранному языку, как процесса изучения иностранного языка, обусловленного запросами и требованиями профессиональной деятельности и профессиональными интересами будущих специалистов. Предлагается модель развития познавательной активности, включающая несколько блоков: целевой, содержательный, деятельностный и результативный блоки. Описываются примеры реализации методик и технологий на примере дисциплины «Иностранный язык в сфере юриспруденции». Исследование проводится на основе общенаучных методов анализа, синтеза и обобщения. Автор приходит к выводу, что эффективность развития познавательной активности студентов в процессе профессионально-ориентированного обучения обеспечивается целенаправленными организационно-педагогическими условиями: использованием методик и технологий развития иноязычной профессиональной компетенции, которые предполагают овладение практическими умениями, формирование профессиональных и личностных качеств студентов и демонстрацию образцов профессиональной деятельности. Статья может быть полезна для преподавателей иностранного языка как языковых так и неязыковых факультетов, а также для организации процесса профессионально-ориентированного обучения иностранному языку на различных дополнительных программах и курсах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голерова Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к развитию познавательной активности студентов в процессе профессионально-ориентированного обучения иностранному языку (на примере дисциплины "иностранный язык в сфере юриспруденции")»

УДК 378.147.227 ББК 74.4 © С.Н. Голерова

С.Н. Голерова

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В СФЕРЕ ЮРИСПРУДЕНЦИИ»)

Цель настоящего исследования - выявление эффективных педагогических условий развития познавательной активности студентов в процессе профессионально-ориентированного обучения иностранному языку. В задачи исследования входит рассмотрение: 1) понятия «познавательная активность»; 2) модели развития познавательной активности студентов в процессе профессионально-ориентированного обучения иностранному языку; 3) технологий, способствующих развитию познавательной активности. В статье применяется личностно-деятельностный подход, который позволяет рассматривать познавательную активность как интегративное качество личности, характеризующееся устойчивой положительной мотивацией и стремлением к успешному профессиональному общению на иностранном языке, проявляющееся в деятельности и выражающееся в стремлении к самообразованию. Определяются структурные компоненты познавательной активности (мотивационный, когнитивный, деятельностный); рассматриваются особенности профессионально-ориентированного обучения иностранному языку, как процесса изучения иностранного языка, обусловленного запросами и требованиями профессиональной деятельности и профессиональными интересами будущих специалистов. Предлагается модель развития познавательной активности, включающая несколько блоков: целевой, содержательный, деятельностный и результативный блоки. Описываются примеры реализации методик и технологий на примере дисциплины «Иностранный язык в сфере юриспруденции». Исследование проводится на основе общенаучных методов анализа, синтеза и обобщения. Автор приходит к выводу, что эффективность развития познавательной активности студентов в процессе профессионально-ориентированного обучения обеспечивается целенаправленными организационно-педагогическими условиями: использованием методик и технологий развития иноязычной профессиональной компетенции, которые предполагают овладение практическими умениями, формирование профессиональных и личностных качеств студентов и демонстрацию образцов профессиональной деятельности. Статья может быть полезна для преподавателей иностранного языка как языковых так и неязыковых факультетов, а также для организации процесса профессионально-ориентированного обучения иностранному языку на различных дополнительных программах и курсах.

Ключевые слова: познавательная активность студентов, профессионально-ориентированное обучение иностранному языку, организационно-педагогические условия.

одержание профессиональной

С подготовки специалистов должно в полной мере отвечать современным требованиям. В Концепции Федеральной целевой программы развития

образования на 2016-2020 годы, Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года особое место отводится развитию познавательных способностей, направленных на всестороннее формирование и развитие социально-активной, творческой личности, её профессиональной мобильности. Сформированность познавательной активности и самостоятельности у студентов имеет особую значимость при профессионально-ориентированном обучении иностранному языку, поскольку иностранный язык является важным средством общения в современном обществе, а знание его создает условия для активного участия будущих специалистов в общественной и профессиональной деятельности. Согласно ФГОС высшего образования перед преподавателем стоит задача формирования готовности современного специалиста к решению профессиональных вопросов при помощи эффективной иноязычной коммуникации. Учитывая требования времени, преподаватели высшей школы должны целенаправленно создавать условия,

непосредственно влияющие на развитие познавательной активности обучающихся в образовательном процессе вуза.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема исследования познавательной активности личности является привлекательной для педагогической науки на протяжении длительного времени и рассматривается в трудах отечественных философов (М.К. Мамардашвили и др.), психологов (Б.Г. Ананьев, Л.С Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), педагогов (Ю.К. Бабанский, А.А. Вербицкий, И.Я. Лернер, Р.А. Низамов, А.К. Маркова, К.Д. Ушинский, И.Ф. Харламов, Г.И. Щукина и др.). Несомненный интерес представляют современные диссертационные исследования по изучению познавательной активности студентов вуза (С.Н. Вахрушева, О.О. Денина, Н.В. Дерябина, С.Н. Казначеева, И.Ю. Крутова, О.Н. Лямина, О.Г. Шишкова и др.).

Рассмотрим основные концептуальные идеи, представляющие интерес для нашего исследования. С позиций личностно-деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев), развитие личности обучающегося обеспечивается через обогащение, преобразование его опыта, при одновременном признании ценности

индивидуального опыта и совместного опыта, ценности межличностного взаимодействия. [7].

Согласно разработанной С.Л. Рубинштейном теории активности личности, «активность всегда выражает какое-то определенное отношение человека к деятельности, в которой реально выявляются свойства личности, так как психическое явление возникает и существует лишь в процессе непрерывного взаимодействия индивида с окружающим его миром» [10, с. 235]. Исследователь сформулировал принцип единства сознания и деятельности, согласно которому мы можем сделать вывод о том, что формирование познавательной активности у обучающихся невозможно без воспитания самосознания, т.е. понимания необходимости формирования познавательной активности в процессе обучения иностранному языку для последующего использования своих знаний в профессиональной деятельности.

Мы опираемся на исследовательскую позицию Р.А. Низамова, который рассматривает познавательную активность как «динамический процесс дидактического взаимодействия обучаемого с объектами познания, направленный на овладение опытом социальной культуры и расширение системы личностных ценностей» [8, с. 122]. В таком понимании изучаемого феномена акцент смещается на деятельное состояние личности в учебном процессе и обращается внимание на те педагогические условия, которые определяют это состояние.

В нашем исследовании познавательная активность студентов в процессе профессионально-ориентированного обучения иностранному языку понимается как интегративное качество личности, характеризующееся устойчивой положительной мотивацией и стремлением к успешному профессиональному общению на иностранном языке, проявляющееся в деятельности и выражающееся в стремлении к самообразованию. В результате объединения внутренних усилий личности обучаемых и внешнего воздействия целенаправленного педагогического процесса познавательная активность интегрирует содержание мотивационного,

когнитивного, деятельностного компонентов в целостную структуру.

Компетентностный подход является также значимым общетеоретическим методологическим подходом к исследованию развития познавательной активности студентов в процессе профессионально-ориентированного обучения иностранному языку. Если рассматривать профессиональную подготовку будущих специалистов в вузе как процесс освоения норм, образцов и правил профессиональной деятельности [5], то иностранный язык в данном случае является одним из значимых средств освоения этих норм, образцов и правил, совокупность и объем которых устанавливаются соответствующими нормативными документами. Таким образом, профессионально-ориентированная языковая

подготовка в вузе - это изучение иностранного языка, обусловленное запросами и требованиями

профессиональной деятельности и

профессиональными интересами будущих

специалистов; развитие иноязычной составляющей профессиональной компетенции специалиста. Сформированность данной составляющей

профессиональной компетенции отражается в умениях, характеризующих успешность специалиста: коммуникативных, способствующих продуктивному взаимодействию; инструментальных, обеспечивающих доступ специалиста к иноязычным источникам информации; аналитических, облегчающих процессы анализа ситуаций, постановки проблем и принятия решений в условиях профессиональной деятельности [6].

Процесс развития познавательной активности студентов и процесс профессионально-ориентированного обучения иностранному язык - это два взаимообусловленных процесса. В соответствии с образовательными целями и содержанием профессионально-ориентированного обучения

преподаватель создает необходимые организационно-педагогические условия для развития познавательной активности студентов. В современной психолого-педагогической литературе в качестве совокупности условий рассматриваются содержание, методы, приемы, формы организации обучения и воспитания [9]. При определении совокупности условий развития познавательной активности студентов в процессе профессионально-ориентированного обучения

иностранному языку мы опирались на следующие принципы:

- активность личности в обучении;

- обучение в сотрудничестве;

- коммуникативная направленность;

- профессиональная направленность.

Организация профессионально-

ориентированного обучения студентов иностранному языку в вузе предполагает интеграцию иностранного языка со специальными (предметными) дисциплинами с целью получения дополнительных

профессиональных знаний и формирования профессионально значимых качеств личности. Изучение иностранного языка должно быть не самоцелью, а средством достижения цели повышения уровня образованности, эрудиции, профессионализма в рамках своей специальности. Согласно мнению Т.А. Дмитриенко, необходимо изменить цель преподавания и превратить иностранный язык из специальности в язык для специальности с учетом выбранной профессии [4].

При таком подходе профессионально-ориентированное обучение иностранному языку в вузе, по словам английского лингвиста Тони Дадли-Эванса, будет способствовать формированию определенной «направленности мозга»,

обусловленной профессиональными мотивами и целями изучения иностранного языка; осведомлению, осмыслению и адекватному оцениванию ситуаций будущей профессиональной деятельности, а также приобретению знаний, умений, навыков,

востребованных в будущей профессиональной деятельности [11].

Для успешного овладения иностранным языком в соответствии со спецификой профессиональной деятельности недостаточно только заниматься отработкой выученного правила или автоматизацией того или иного навыка. Необходимо подключать более осмысленные виды учебной деятельности, которые обеспечат переход на качественно новый уровень, уровень владения языком для коммуникации. Современные исследователи подчеркивают, что приоритетность смыслопорождающей языковой деятельности является залогом успешного овладения лингвистической и коммуникативной компетенциями [1]. С этой целью преподавателю рекомендуется использовать на занятии проблемные коммуникативные ситуации, максимально

приближенные к действительности и стимулирующие использование иностранного языка для решения профессионально-ориентированных задач,

вовлекающие обучающихся в рефлексивно-оценочную мыслительную деятельность. Процесс порождения и принятия смыслов задействует мотивационную сферу личности и является важным фактором ее мыслительной активности. Активизация

мыслительной деятельности студентов в образовательном процессе может достигаться посредством использования «так называемых активных форм, методов и средств обучения» [2, а 24]. Одним из методов активного обучения является обучение в сотрудничестве. В основе этого метода лежит идея Л.С. Выготского о коллективно-распределенной деятельности, направленной на решение какой-либо проблемы, требующей интеграции знаний, умений, способностей всех участников группы [3]. В условиях сотрудничества происходит распределение учебных функций между обучающимися, обмен действиями, коммуникация. Целью обучения в сотрудничестве является не столько овладение ЗУНами, сколько важен здесь эффект социализации, формирование коммуникативных способностей. Применение принципа активности в обучении студентов вуза обеспечит эффективность и оптимизацию, целенаправленную самоуправляемую отражательно-преобразующую деятельность

студентов.

Руководствуясь вышеуказанными принципами, мы выявили педагогические условия, необходимые для развития познавательной автивности студентов в процессе профессионально-ориентированного

обучения иностранному языку на примере дисциплины «Иностранный язык в сфере юриспруденции» и представили их во взаимосвязи моделью развития познавательной активности студентов (рис. 1).

Модель развития познавательной активности студентов в процессе профессионально-ориентированного обучения иностранному языку представлена несколькими блоками (целевой, содержательный, деятельностный, результативный). В целевом блоке в рамках каждого компонента

познавательной активности поставлены задачи: стимулирование интереса к осуществлению иноязычной коммуникации в профессиональной деятельности; формирование когнитивно-

лингвистического базиса по иностранному языку; развитие иноязычной профессионально-

ориентированной коммуникации. Содержательный блок включает конструирование

смыслопорождающего содержания образования в соответствии с программой дисциплины «Иностранный язык в сфере юриспруденции», ориентированное на развитие иноязычной составляющей профессиональной компетенции студентов в рамках тем Legal Professions, Crime and Punishment, Criminal Justice, и реализуемое через совокупность принципов (активность личности в обучении; обучение в сотрудничестве; коммуникативная направленность; профессиональная направленность). Деятельностный блок представляет поэтапный процесс применения методик и технологий профессионально-ориентированного обучения

иностранному языку. Результативный блок отражает показатели развития познавательной активности студентов в процессе профессионально-ориентированного обучения иностранному языку.

Приведем примеры реализации отобранных нами методик и технологий профессионально-ориентированного обучения английскому языку.

1. Role-Play «Trial», проведение судебного процесса на английском языке включает следующие этапы работы:

На подготовительном этапе происходит изучение необходимых лексических единиц, специальной терминологии, отработка

грамматических структур, изучение особенностей судебных систем России, Великобритании и США на основе проблемно-ориентированных аутентичных текстов и работы с видеофрагментами из фильмов «The Juror», «The Judge» и др., а также фильма «Двенадцать» на русском языке с последующим выполнением грумматических, лексических и коммуникативных упражнений. На этапе реализации проекта студенты объединяются в группы, каждая группа самостоятельно определяет ситуацию или дело для судебного рассмотрения, происходит распределение ролей, определение задач и функций участников судебного процесса. Преподаватель на данном этапе выполняет роль консультанта-наставника, своевременно корректируя содержание и организацию последующих этапов учебной профессионально- ориентированной деятельности на английском языке. Реализация проекта проходит в учебной аудитории для судебных заседаний, где каждый студент выполняет свою роль при инсценировке процесса и, таким образом, закрепляет изученный по теме языковой материал, формирует профессиональные качества, решая профессиональные задачи в рамках выбранной роли. Заключительным является рефлексивно-оценочный этап, когда студенты вместе с преподавателем анализируют

проведенную работу и делают выводы. Студентам предлагается написание эссе с выражением экспертного мнения по решению суда.

Преподаватель может вовлекать студентов в инсценировки как всего судебного процесса, так и в отдельные процессы судебного производства,

например в процесс допроса с составлением фоторобота (Making a Photofit / Interrogation), процесс перекрестного допроса свидетелей (Cross-examination), выбор суда присяжных (Jury Selection) или процесс заседания присяжных (Jury Deliberations) и т.д.

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

с

I

С

с S

и

и

ас -Е-

О =

U

U §

с

л

V

Л V

Л V

л

V

Цель — ралдпнЕ познавательной акипжостн £ПА)

компонЕтк ПА 1. цотивационныы

3. деятельностный

задачи

1. ^ТЮ.ГЛгПЪф ПГ.ЧТГГГД ТПГТ зрД-ТЯ ЧГ ПГ.Т-.П ЗТТТГЦ-1 ЧНП 5Г Д^-ЦТ1Г|ТГ

edmhet еншш б пр о фессиона-тьнош деятеля остн

2. форЗЛфОЬЗНЦЕ УГ.ТТГТГТТ1ГТГП- -гпттт.тг-гтги аггптп йд таг д ттп тгтгп-гтрдтптпу^ ГГ TE.Tfy

3. разыпнз ыноязьлнойпр оф=: :ik> kl^ но-орпЕ ниф ОЕаннопкотгушскапт

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОК

2

смыс л опор аДДЕВОЩВВ содержаше образования, о р нантир ованно а на

рД уТ.ТГТТГд иноязычной

составляют аи пр оф»ассионал!нон Е О ИР ВТ ВНЦНД

принципы

1. активность Б оо диттет

2. D "5 JT4=НИ 2 Е СО Тр УД НИЧ ЭС ТЕЗ1

3. КО\п. гутттгт.д ттгг.тгд ft направлзттттп гть

4. пр о ф ас -си С1 яя ~ ьн-ал направланно сть

ДЕЛТЕЛЬНОСТНЫИ БЛОК

Ц.ОДГ ОТ и ки i ¿jjhM ыи

э-тап

L. J

ЗТДТТ р ДД-Tf ^ДТТТГТГ

р ефп ексикно-ОПЕНОЧНЬСЕС лап

ИнспЕныр оеы сухоног о пр cos сса (Role-Play «TriaL:). допроса с с-остаъ.- шлем фотор об ста iTvIaiuiEa^feSiSjSS bUErroEationl- перекрестного допроса свидетелей (Cross-Examination), выбора суда щшсяжньэ; (Jury Selection). ¿з.:е j-ант: щшсяжньэ; (Jury Ds libs rations-); конкурснкЕ творческие команлнкЕ проекты Study Review, конкурс видЕопроектов «А Succsesful Formula of Our Professional Future»; тематнческоа шли: (Lawyers Day), исследовательские проекты iCrimE and Punishmsnt. Comparative Ressarcb>:-.

<- РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОК

мотивацыонньзн еридшег КОГНИТПЕНЫИ КОМПОНЕНТ д 2ЯТ ЕЛ ЬНи ¡ТГНЫН т.' п "■■ ПТГ' ч-г-^т-гт

■ ИНОЯЗЫЧНЫЕ т-п=г ф| о р лгдтттг 0ННЫ2 потраоностн ■ учеб но- по ншдат 2 ЛЬНЫ 2 и пр о ф|асснона-ьны2 мотивы ■ личностная значимость ■ страмтанна к саморазвитию е пр О ф'ЕССИОНЭЛ ЕНОИ ■ ЯЗЫКОЕЪЛЭ-СПОС-ООНОС-ТН ■ знания ос осооанвостзя: пр as о еыя сист ам страны нзучаэмог о языка • './манна осутпаствлять ИНОЯЗЫЧНОЮ к 01 П. ГУТГТ-ГТ.'Д TTTTTTi с соолюданнэ! норм, правил пр о ф>ассии * деятельность по саморазвитию

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 1. Модель развития познавательной активности студентов в процессе профессионально-ориентированного обучения иностранному языку

2. Активное участие студентов в конкурсных творческих командных проектах, таких как Study Review и конкурс видеопроектов «A Successful Formula of Our Professional Future», также является эффективным условием развития познавательной активности студентов при профессионально-ориентированном обучении. Проведение конкурсов предполагает поэтапный процесс Подготовка -Реализация - Рефлексия и оценка. Студенты драматизируют сюжеты, готовят репортаж, интервью, новостное видео (4-7 мин), в которых они закрепляют и активизируют языковой материал по темам: Studying in the Law Faculty, Career and Employment, My Future Profession. Представленные видеопроекты оцениваются как самими студентами-зрителями, определяющими приз зрительских симпатий, так и членами жюри по критериям: содержание (раскрытие темы); грамотность речи и лексическое наполнение; креативность. Все участники конкурса отмечаются номинациями.

3. Развитие познавательной активности и освоение опыта профессиональной деятельности происходит у студентов при проведении тематических занятий, посвященных Дню Юриста (Lawyer's Day), где студенты представляют сообщения с презентациями, организуют викторины по темам профессионально-ориентированного характера. Также студенты могут быть вовлечены в разнообразные формы научно-исследовательской деятельности, например в исследовательские проекты «Crime and Punishment. Comparative Research». При проведении сравнительного правового исследования на английском языке студенты отбирают необходимый материал по выбранной юридической проблеме о

России и о стране изучаемого языка, анализируют достоверность источников информации,

классифицируют и систематизируют факты, сравнивают по критериям, анализируют, оценивают ситуацию и выявляют, какие меры могут быть эффективными для решения изучаемой проблемы в России. Студенты готовят устные выступления на английском языке, представляя выводы по своему исследованию в презентации. Результаты исследований могут в дальнейшем быть представлены студентами на научно-исследовательских

конференциях.

Мы пришли к выводу, что эффективность развития познавательной активности студентов в процессе профессионально-ориентированного

обучения обеспечивается целенаправленными организационно-педагогическими условиями:

использованием методик и технологий развития иноязычной профессиональной компетенции, которые предполагают овладение практическими умениями, формирование профессиональных и личностных качеств студентов и демонстрацию образцов профессиональной деятельности. С помощью этих условий создается необходимая активная развивающая смыслотворческая среда, оказывающая благотворное мотивирующее воздействие на смыслопорождающую деятельность студентов. Эти условия обеспечивают не только развитие познавательной активности студентов, но и способствуют их академической и социальной успешности, обеспечению

профессиональной мобильности будущих

специалистов, их готовности к инновационной деятельности.

Библиографический список

1. Анисимова, А.Т. Приоритетность смыслопорождающей деятельности в овладении иностранным языком [Текст] / А.Т. Анисимова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2015. - № 3 (45): Ч.3. - С. 15-17.

2. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. Пособие [Текст] / А.А. Вербицкий. - М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.

3. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во Смысл, 2005. -

1136 с.

4. Дмитриенко, Т.А. Профессионально-ориентированные технологии обучения иностранным языкам [Текст] / Т.А. Дмитриенко. - М.: Прометей, 2009. 502 с.

5. Дроботенко, Ю.Б. Изменения профессиональной подготовки студентов педагогического вуза в условиях модернизации педагогического образования Российской Федерации : дис. ... д-ра пед. наук. Омск, 2017. 516 с.

6. Коспанова, В.М. Профессионально-ориентированная языковая подготовка специалиста в неязыковом вузе [Текст] / В.М. Коспанова // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Сер.: Философские, социальные и естественные науки. - 2010. - №1. - С. 31-36.

7. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1982. -

302 с.

8. Низамов, Р. А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов [Текст] / Р.А. Низамов. - Казань: КГУ, 1975. - 304 с.

9. Найн, А.Я. Рефлексивное управление образовательным учреждением: теоретические основы: Монография [Текст] / А.Я. Низамов. - Шадринск : Изд-во ПО «Исеть», 1999. - 328 с.

10. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - М.: Госуд. учебно-пед. изд-во Мин-ва просвещения РСФСР, 1996. - 704 с.

11. Dudley-Evans T., St. John M.J. Developments in English for specific purposes. A multi-disciplinary approach. / Dudley-Evans T., St. John M.J. - Cambridge: Cambridge University Press, 1999, 301 p.

Сведения об авторе:

Голерова Светлана Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского» (644077, г. Омск, ул. Проспект Мира 55а), email: golerova@list.ru.

Статья поступила в редакцию 30.01.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.