УДК 378.016:811+316.3
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ И СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ
З.И. Коннова, Г.В. Семенова
В статье говорится об исследовании социокультурной и социолингвистической компетенций в профессионально ориентированном обучении иностранным языкам в неязыковом вузе. Это вызвано потребностью в изменении дидактических условий языковой подготовки студентов в соответствии с современными требованиями высшего образования, профессиональными и личностными интересами будущих специалистов. Авторами разработана модель формирования социокультурной и социолингвистической компетенций студентов бакалавриата в процессе изучения иностранного языка, которая предусматривает гармоничное сочетание учебной и внеучебной деятельности.
Ключевые слова: социокультурная компетенция, социолингвистическая компетенция, иноязычная компетенция, социокультурный аспект, активизация познавательной деятельности, профессиональная деятельность, неязыковой вуз.
В настоящее время во многих европейских странах, в том числе и в России, наблюдаются изменения социокультурного контекста иностранного языка, что проявляется, в первую очередь, в соизучении языков и культур. Тезис о неотделимости преподавания языка от параллельного ознакомления с культурой стран изучаемого языка, их историей и современной жизнью рассматривается как отражение национальной культуры. На этом основании можно заключить, что социокультурный аспект является постоянной, неотъемлемой частью образовательного процесса, что особенно актуально в рамках иноязычного обучения студентов высших учебных заведений.
Научный интерес к исследованию социокультурной компетенции в профессионально ориентированном обучении иностранным языкам в неязыковом вузе вызван потребностью в изменении дидактических условий языковой подготовки студентов в соответствии с современными требованиями высшего образования, профессиональными и личностными интересами будущих специалистов.
В настоящее время речь идет о необходимости более глубокого и тщательного изучения мира (не языка, а мира) носителей языка, их культуры в широком этнографическом смысле слова, их образа жизни, национального характера, менталитета и т. п., потому что реальное употребление слов в речи, реальное речевоспроизводство в значительной степени определяется знанием социальной и культурной жизни говорящего на данном языке речевого коллектива [1, с. 28].
В современных социолингвистических иссследованиях принята аксиома обучения, которая состоит в том, что без личностной активности студентов, без применения форм и методов, активизирующих их познавательную деятельность в процессе обучения, никакая качественная подготовка специалиста не
получится. Опыт высшей школы показывает, что в практике вузовского обучения постоянно идет поиск путей интенсификации обучения.
Основу исследования проблемы формирования иноязычной социокультурной и социолингвистической компетенций составляют теоретические положения, разработанные отечественными и зарубежными учеными в различных научных областях (Е.М. Верещагин, И.А. Зимняя, В.Г. Костомаров, И.Л. Бим, Як ван Эк, С.Г. Тер-Минасова, Н.Д. Гальскова, Г.Д. Томахин, В.В. Сафонова, П.В. Сысоев, Р.П. Мильруд, И.И. Халеева и др.).
В социокультурном плане активизация познавательной деятельности выступает и в качестве предпосылки, и в качестве результата сознательного овладения знаниями, навыками и умениями, ведь никакие приемы и способы преподавания не смогут стать эффективным средством активизации познавательной деятельности без осознания природы управления в системе «преподаватель -студент» [2, с. 227]. Осмысление традиционных и нетрадиционных форм и методов взаимодействия преподавателя и обучаемого студента с позиций педагогической и социальных наук необходимо считать одним из важнейших путей решения проблемы управляемости учебным процессом в вузе.
Для того чтобы студент осознанно и глубоко усваивал материал и при этом у него формировались необходимые приемы познавательной деятельности, ему следует обладать сформированной последовательностью умственных операций. А для этого деятельность студента должна быть не только организуемой, но и управляемой преподавателем на всех этапах обучения, включая и создание условий для творческой деятельности, если нет жесткой схемы действий обучаемого.
От того, насколько студент будет заинтересован в приобретении знаний, от его внутренней установки на обучение и воспитание, инициативы, настойчивости и трудолюбия в определяющей степени зависят успехи или неудачи в подготовке будущего специалиста. Познавательная активность может в известных пределах компенсировать недостатки в лингвистических способностях студентов неязыковых специальностей к овладению тем или иным языковым материалом.
Учитывая отечественные и зарубежные результаты социокультурных и социолингвистических исследований, можно сказать, что к числу основных современных находок в этих поисках можно отнести: проблемно-поисковое обучение, деловые и познавательные игры, веб-квесты, ситуационные задачи, кейсы и т.п. Названные методики позволяют повысить активность и самостоятельный поиск студентов в учебном процессе в вузе. Они перспективны для развития социокультурной и социолингвистической иноязычной компетенции, поэтому авторы считают, что в сегодняшней ситуации есть необходимость рассмотреть и проанализировать приемы и способы активизации их познавательной деятельности. Этого можно достигнуть только при полном понимании обучения как личностно-опосредованного процесса взаимодействия и обучения преподавателя и студентов, направленного на достижение объединяющей их цели - подготовке высококвалифицированного специалиста.
Наиболее характерным направлением совершенствования содержания подготовки и активизации познавательной деятельности студентов является создание такой образовательной среды, в которой обучающийся студент может занять активную личностную позицию и в наиболее полной мере раскрыться как субъект учебной деятельности. Без необходимого уровня активности студента, выражающегося в элементарных актах внимания, не сможет произойти даже простейший факт познания. Поэтому речь должна идти не о противопоставлении "активный" - "пассивный", а об уровне и содержании активности студента, обусловленных тем или иным методом обучения: активности на уровне восприятия и памяти, воображения и творческого мышления, активности воспроизведения, воссоздания или создания нового, а также социальной активности обучающегося и т.д.
Интенсификация процесса обучения иностранным языкам, повышение его эффективности обеспечивается в значительной степени формированием у обучаемых адекватных мотивов учения, а также, как пишет Б. А. Лапидус, воспитанием "продуктивного в учебном отношении внутреннего поведения" на практических занятиях [3, с. 6]. Однако реализация этой цели подразумевает наличие в представлении обучаемых и у преподавателя некоторого эталона, который обеспечивал бы сопоставимость результатов усилий по овладению иностранным языком на разных этапах обучения и конкретизировал бы общую перспективу движения к конечному результату.
Наиболее эффективный способ активизации - вовлечение студентов в творческий процесс решения будущих профессиональных задач, показ диалектики научного поиска. Для студента важно мысленно пройти все существенные этапы активного поиска, пережить противоречия творческого мышления.
Новые социально-политические, экономические и культурные реалии, процессы интеграции привели к значительному расширению всесторонних контактов, в том числе профессиональных. Поэтому роль иностранного языка как общеобразовательной дисциплины поднялась на качественно более высокий уровень, т.к. он реально востребован в практической и интеллектуальной деятельности специалистов не только языкового профиля.
Таким образом, для более качественной подготовки студентов неязыковых вузов к реальной профессиональной деятельности и социальному взаимодействию, включая знание предмета, развитие и воспитание личности обучающегося, обучение иностранному языку следует рассмотреть как:
1) средство межкультурного общения и обобщения достижений различных культур, составляющих единое целое в общем наследии человечества;
2) обучение формам общественного самовыражения в обществе, которые призваны этически приемлемыми;
3) обучение этике речевого дискуссионного поведения;
4) взаимосвязанное формирование и развитие всех компонентов коммуникативной компетенции (языковой, речевой и социокультурной) [4, с.78].
Отсюда можно сделать вывод, что основой обучения иностранному языку является целенаправленное соизучение языков и культур в процессе овладения нормами межкультурного общения в изучаемых сферах (социально-бытовой, деловой, общественно-политической, научной, технической, педагогической), включающее коммуникативно-познавательное соизучение национальных языковых культур в контексте жизнедеятельности стран изучаемого и родного языков [5, с. 269].
В настоящее время востребованными оказываются компетенции, повышающие статус гуманитарных специальностей [6, с.31]. В современных исследованиях особое внимание уделяется анализу коммуникативных актов и их соотнесенности с культурой поведения носителей различных языков, представителей тех или иных социальных слоев конкретного общества, их ролевого поведения в конкретном ситуативном контексте. Человек развивается в социальной среде, поэтому содержание образования должно быть приближено к социальным процессам [7, с. 15]. Поэтому упор на формирование социокультурной и социолингвистической компетенции у студентов обусловлен необходимостью развивать способности использовать языковые формы в соответствии с ситуацией общения, т.е. владеть ситуативными вариантами языка [8, с.118].
Известно, что у каждой культуры своя логика, свое представление о мире, влияющее на коммуникативное поведение. То, что значимо в одной коммуникативной культуре, может быть несущественным в другой. Приобретение социолингвистической компетенции другого языка может быть процессом долгим и сложным, так как он подразумевает осознание социальных ценностей, которые лежат в основе различных способов использования языка данным лингвистическим социумом.
В связи с вышесказанным следует отметить, что в настоящее время сложились противоречия между потребностью общества в специалистах, способных осуществлять профессиональную деятельность в поликультурном бизнес-пространстве и отсутствием социокультурных образовательных моделей для их подготовки.
В ходе настоящего исследования было выявлено, что формирование социокультурной и социолингвистической компетенций у студентов находится в прямой зависимости от уровня их профессионального мышления, от правильно поставленной цели в обучении иностранному языку, от подходов и принципов, способствующих реализации цели нашего исследования, от технологий, используемых на занятиях по иностранному языку и способствующих формированию социокультурной и социолингвистической компетенций, а также от условий, создаваемых для эффективного достижения поставленной цели. Процесс овладения компетенциями должен строиться на процессе развития профессионального мышления, которое определяет успешность овладения социокультурной и социолингвистической компетенциями будущего специалиста [9].
Авторами была разработана следующая модель формирования социокультурной и социолингвистической компетенций у студентов бакалавриата в процессе изучения иностранного языка, которая предусматривает гармоничное сочетание учебной и внеучебной деятельности (табл.).
Модель формирования социокультурной и социолингвистической компетенций студентов в процессе обучения иностранным языкам
_в неязыковом вузе_
ЦЕЛЬ:
развитие социокультурной и социолингвистической компетенций студентов
ЗАДАЧИ:
- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
- владение одним из иностранных языков на уровне, обеспечивающем эффективную профессиональную деятельность;
- владение высокой иноязычной конкурентоспособностью в сфере профессиональной деятельности с учетом региональных особенностей_
ПОДХОДЫ:
компетентностный, культурологический, коммуникативный, личностно-
деятельностный_
ПРИНЦИПЫ:
социализации, социокультурной и социолингвистической направленности, активизации творческого потенциала студентов, ситуативно-стимулирующей организации обучения_
СОДЕРЖАНИЕ:
Учебная деятельность:
- курс «Иностранный язык»;
- курс «Иностранный язык в профессиональной сфере»;
- курс «Деловой иностранный язык»;
- курс «Профессиональный иностранный язык»;
- курс «Иностранный язык в сфере юриспруденции».
Внеучебная деятельность:
- олимпиады;
- ролевые игры;
- творческие конкурсы;
- конференции, Студенческие чтения;
- проектные технологии_
УРОВНИ:
_высокий, средний, низкий_
РЕЗУЛЬТАТ:
переход на более высокий уровень сформированности социокультурной и социолингвистической компетенции
С содержательной точки зрения формирование социокультурной компетентности студентов возможно посредством сочетания учебной и внеучебной работы. Программы многих учебных дисциплин по иностранному языку предусматривает взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности в рамках определенного программой предметно-тематического содержания, а также овладения технологиями языкового самообразования. Подготовка дидактически правильного подбора учебного материала по формированию социо-
культурной компетенции способствует повышению уровня общего и международного образования студентов [10, с. 78].
К основным принципам подбора материала относится актуальность его содержания, возможность усвоения данного содержания при определенных условиях обучения, а также технология их поэтапного применения для успешного формирования социокультурной компетенции при профессиональной ориентации обучения в неязыковом вузе. При отборе материалов необходимо ориентироваться на содержание в них реальных фактов, на значение этих фактов в иноязычной культуре и, соответственно, на дидактическое значение для обучаемого [11, с. 78].
Таким образом, формирование социокультурной и социолингвистической компетенций является инновационной стратегией современного языкового образования, в частности, ее развитие у студентов неязыковых специальностей. И этот процесс:
- совершенствует умения адекватно оценивать коммуникативную ситуацию и реагировать на высказывания собеседника, используя речевые образцы, модели, приемлемые в конкретной ситуации общения;
- стимулирует интерес обучающихся к проблемам социокультурной коммуникации;
- знакомит обучаемых с языковыми и межкультурными конфликтами, возникающими в обществе при нарушении языковых и гражданских норм, с существующими способами их устранения в мировой практике;
- обеспечивает социокультурное оснащение изучаемых тем посредством лингвострановедческого, страноведческого, культуроведческого, социолингвистического и социологического обогащения коммуникативной практики;
- усиливает когнитивную и развивающую функции учебного процесса, что положительным образом влияет на отношение обучающихся к другим лингвокультурам;
- модернизирует процесс обучения иностранным языкам в неязыковом вузе за счет включения в содержание учебной программы заданий коммуникативной направленности, в процессе выполнения которых обучающиеся имеют возможность познакомиться с особенностями коммуникативного поведения представителей иноязычных стран.
Таким образом, представленная модель формирования социокультурной и социолингвистической компетенций отражает профессионально направленную специфику обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Она отвечает современным образовательным требованиям к выпускникам бакалавриата, а также их профессиональным и личностным интересам. Комплексное формирование всех составляющих социокультурной и социолингвистической компетенций в рамках профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции направлено на достижение определенного уровня владения социокультурными знаниями и умениями, необходимых для осуществления адекватного межкультурного профессионального иноязычного общения.
Список литературы
1. Тер-Минасова Г.С. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2000. 146 с.
2. Коннова З.И. Развитие профессиональной иноязычной компетенции будущего специалиста при многоуровневом обучении в современном вузе: дис. ... д-ра пед. наук / Тульский государственный университет. Тула, 2003. 356 с.
3. Лапидус Б.А. О необходимости специальной воспитательной работы со студентами языкового вуза в интересах повышения эффективности аудиторных занятий (к постановке проблемы) // Иностранные языки в школе. 1982. Вып. 17. С.5-12.
4. Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж: Истоки, 1996. 237 с.
5. Захарова Е.В., Посельская Н.В. Основы формирования социокультурной компетенции студентов при обучении иностранному языку в неязыковом вузе // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 4. С. 268-273.
6. Батанина И.А. Реализация основных образовательных программ гуманитарного профиля по ФГОС ВПО: проблемы и перспективы // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2011. Вып. 3. Ч.2. С.31-35.
7.Кондратенко Н.А. Подготовка к непрерывному образованию как социальная функция института образования в современной России: монография / под ред. д-ра полит. наук, проф. И. А. Батаниной. Тула: Изд-во ТулГУ, 2008. 208 с.
8. Маргус Т. О социолингвистической компетенции студентов // Высшее образование в России. 2007. № 2. С. 118-120.
9. Грибова Н.С. Модель формирования социокультурной компетенции у студентов-медиков в процессе изучения иностранного языка // Вестник ТГУ. 2012. Вып. 6. С. 149-153.
10. Коннова З.И., Семенова Г.В. Формирование социокультурной компетенции студентов на занятиях по иностранному языку // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2018. № 4. С. 71-80.
11. Там же.
Коннова Зоя Ивановна, д-р. пед. наук, проф., зав. кафедрой иностранных языков, konnova71z@,gmail.com , Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Семенова Галина Владимировна, к. пед. н., доцент, кафедра иностранных языков, [email protected] , Россия, Тула, Тульский государственный университет
ACTIVATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS IN THE FORMATION OF SOCIO-CULTURAL AND SOCIOLINGUISTIC COMPETENCIES
Z. I. Konnova, G. V. Semenova
The article deals with the study of socio-cultural and sociolinguistic competences in professionally oriented teaching of foreign languages in a non-linguistic University. This is due to the need to change the didactic conditions of language training of students in accordance with modern requirements of higher education, professional and personal interests offuture specialists. The authors have developed a model of formation of socio-cultural and sociolinguistic competences of
students in the process of learning a foreign language, which provides for a harmonious combination of educational and extracurricular activities.
Key words: sociocultural competence, sociolinguistic competence, foreign language competence, sociocultural aspect, activation of cognitive activity, professional activity, non-linguistic University.
Konnova Zoya Ivanovna, doctor of pedagogical sciences, professor, head of foreign languages department, konnova71z@,gmail.com , Russia, Tula, Tula State University,
Semenova Galina Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor at foreign languages department, [email protected] , Russia, Tula, Tula State University.
УДК 316.346.32
ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ И СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ ИССЛЕДОВАНИЯ ЖИТЕЛЕЙ ВОЛГОГРАДА)
М.Б. Полтавская
Представлен анализ социальной активности жителей г. Волгоград двух поколений: молодежи и граждан пожилого (третьего) возраста. Приводится обзор теорий социальной активности граждан третьего возраста, имеющих общее основание - активную позицию акторов, их включенность в общественную жизнь. Данные проведенного исследования жителей Волгограда методом формализованного интервью подтвердили гипотезу о снижении социальной активности с возрастом. Результаты исследования могут быть использованы руководителями муниципальных образований Волгограда для разработки мероприятий, позволяющих задействовать потенциал молодежи и граждан третьего возраста для социально-экономического и культурного развития территории.
Ключевые слова: социальная активность, социально ориентированные некоммерческие организации, молодежь, третий возраст, поколение, благотворительность.
Статья подготовлена в рамках реализации гранта № 17-13-34010 «Ресурсный потенциал некоммерческих организаций в сфере социального предпринимательства» при финансовой поддержке РФФИ и Администрации Волгоградской области.
Сегодня ключевыми критериями для дифференциации являются образование, уровень дохода, профессиональная принадлежность, половозрастная структура населения. По этим критериям или их комбинациям можно охарактеризовать социальный статус и социальные роли индивида. Однако в современном обществе социальные роли меняются, границы между ними стираются. В данной статье речь пойдет о социальной активности двух поколений: молодежи (от 18 до 29 лет) и граждан пожилого (третьего) возраста, представленных в данном исследовании респондентами в возрасте 60 лет и старше. Мы используем понятие «поколение», вкладывая в него помимо демографической трактовки (поколение как когорта - люди, рожденные в одно время и составляющие