Научная статья на тему 'Основы формирования социокультурной компетенции студентов при обучении иностранному языку в неязыковом вузе'

Основы формирования социокультурной компетенции студентов при обучении иностранному языку в неязыковом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1715
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ВНЕАУДИТОРНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ / КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Елена Валерьевна, Посельская Наталия Васильевна

В статье рассматривается формирование социокультурной компетенции студентов при обучении иностранному языку. Понятие «социокультурная компетенция» состоит из трех аспектов: лингвистического, социо-психологического и культурного. Описывается модель формирования социокультурной компетенции студентов, на основе которого разработаны определенные подходы к обучению иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основы формирования социокультурной компетенции студентов при обучении иностранному языку в неязыковом вузе»

УДК 372.016:811+316.3/.4

Захарова Елена Валерьевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков по техническим и естественным специальностям Северо-Восточного федерального университета им. МК. Аммосова, mercedec@mail.ru, Якутск

Посельская Наталия Васильевна

Старший преподаватель кафедры иностранных языков по техническим и естественным специальностям Северо-Восточного федерального университета, nposelskaya@mail.ru, Якутск

ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Аннотация. В статье рассматривается формирование социокультурной компетенции студентов при обучении иностранному языку. Понятие «социокультурная компетенция» состоит из трех аспектов: лингвистического, социо-психологического и культурного. Описывается модель формирования социокультурной компетенции студентов, на основе которого разработаны определенные подходы к обучению иностранному языку.

Ключевые слова: социокультурная компетенция, обучение иностранному языку, внеаудиторное мероприятие, культура.

Zalharova Elena Valeryevna

Candidate of Pedagogical Sciences, Doscent of Foreign Languages Department for Technical and Natural Sciences at North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov, mercedec@mail.ru, Yakutsk

Poselskaya Natalia Vasilyevna

Senior Instructor of Foreign Languages Department for Technical and Natural Sciences at North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov, nposelskaya@mail.ru, Yakutsk

FOUNDATIONS OF STUDENTS’ SOCIO-CULTURAL COMPETENCE FORMATION IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING AT UNIVERSITY

Abstract. The study explores students’ socio-cultural competence formation in foreign language teaching. The phenomenon “socio-cultural competence” is composed of three aspects: linguistic, so-cio-psychological and cultural one. The model of the students’ socio-cultural competence formation demonstrates the tasks, approaches, principles, and teaching methods and forms. Based on the model various approaches to teaching material selection are suggested.

Keywords: socio-cultural competence, foreign language teaching, out-of-class event, culture.

Высшая школа как социальный институт отражает состояние и тенденции развития общества и влияние на него. В свою очередь изменения в системе общественных отношений активно воздействуют на образование, требуют от него мобильности и адекватного ответа на задачи исторического этапа.

В период модернизации системы высшего профессионального образования формирование социокультурной компетенции в ходе обучения иностранному языку является одним из возможных решений проблем,

связанных с воспитанием компетентного, креативного специалиста и новых учебных планов и образовательных программ.

Новые социально-политические, экономические и культурные реалии, процессы интеграции привели к значительному расширению всесторонних контактов, в том числе профессиональных. В связи с этим статус иностранного языка как общеобразовательной дисциплины поднялся на качественно высокий уровень реально востребованной в практической и интеллектуальной

деятельности специалистов не только языкового профиля.

Следовательно, для более качественной подготовки студентов неязыковых вузов к реальной профессиональной деятельности и социальному взаимодействию, включая знание предмета, развитие и воспитание личности обучающегося следует рассмотреть обучение иностранному языку как:

- средство межкультурного общения и обобщения достижений различных культур, составляющих единое целое в общем наследии человечества;

- обучение формам общественного самовыражения в обществе, которые признаны этически приемлемыми;

- обучение этике речевого дискуссионного поведения;

- взаимосвязанное формирование и развитие всех компонентов коммуникативной компетенции (языковой, речевой и социокультурной) [6, с. 78].

Следует отметить, что приведенные выше положения о направленности соиз-учения языка и культур определяют одну из стратегических линий современного языкового образования. Необходимость развития ряда компетенций (коммуникативной, социокультурной, лингвострановедческой, лингвосоциокультурной и т. д.) в обучении иностранному языку признается важной лингвистами, психологами и педагогами и рассматривается в последнее время во многих исследовательских работах разных областей научного знания.

Следовательно, основой обучения иностранному языку является целенаправленное соизучение языков и культур в процессе овладения нормами межкультурного общения в изучаемых сферах (социально-бытовой, деловой, общественно-политической, научной, технической, педагогической), включающее коммуникативно-познавательное соизучение национальных языковых культур в контексте жизнедеятельности стран изучаемого и родного языков.

Однако, в контексте нашего исследования происходит не только ознакомление студентов с культурными особенностями носителей изучаемого языка, сопоставление этих особенностей с собственной культурой, но и рассматривается лингвострановедческое и социолингвистическое наполнение лекси-

ки, знание социокультурно маркированных языковых единиц на иностранном и родном языках, степени их совместимости или несовместимости.

С учетом того, что в настоящее время важная роль отводится уровню владения языковым материалом, целесообразным считается рассмотрение основ формирования социокультурной компетенции в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Определение социокультурной компетенции базируется на современном понимании меж-культурной коммуникации, интегрирующей в себе три аспекта: лингвистического, социально-психологического и культурного. В ней выделяют три блока знаний:

- лингвострановедческие знания - знания лексических единиц с национально - культурной семантикой и умениях применять их в ситуациях межкультурного общения;

- социально - психологические знания -владение социокультурно обусловленными сценариями, национально-специфическими моделями поведения с использованием коммуникативной техники, принятой в данной этнокультуре;

- культурологические знания - знания социокультурного, историко-культурного, этнокультурного фонда и умения использовать их для достижения культурного взаимопонимания с носителями данной культуры.

Эти три аспекта знания в комплексе способствуют не только формированию коммуникабельности, но и речевого такта, непредвзятости во мнениях и оценках, готовности к совместной деятельности с людьми различных взглядов независимо от этнической, расовой и социальной принадлежности [1, с. 35].

Важную роль в восприятии и оценке социокультурных явлений иноязычной культуры играет тот социокультурный кругозор обучаемого, который сформировался под влиянием его собственного опыта, приобретенного в родной культуре. Именно поэтому родной мир обучаемого не только не должен игнорироваться при изучении иностранного языка, а должен учитываться при отборе учебных тем и конструировании учебных заданий.

Таким образом, построение адекватной модели обучения иностранному языку предполагает, в свою очередь, предварительное

изучение социокультурного контекста обучения иностранных языков в конкретной стране и конкретной национальной среде с учетом культурных влияний обеих цивилизаций.

Согласно Сафоновой В. В. в качестве методической доминанты при решении задач социокультурного образования средствами ИЯ выступают познавательно-поисковые и познавательно-исследовательские задачи, коммуникативные и коммуникативно-познавательные игры, познавательно-исследовательские проекты, учебные дискуссии, которые должны вводиться с учетом учебно-методической приемлемости этих заданий, их личностнообразующего потенциала в развитии культуры общения и познания, уровня иноязычной коммуникативной компетенции.

Однако, учитывая определенную ограниченность возможностей методического использования социокультурного образования в рамках ВПО, в нашем случае, для неязыковых вузов и отсутствие основы построения целостного практического курса в настоящее время, следует искать иные способы формирования социокультурной компетенции. Нами представляется возмож-

ным построить модель в рамках учебной дисциплины, которая предусматривает гармоничное сочетание учебной и внеучебной деятельности. Следует подчеркнуть, что по ГОС ВПО третьего поколения РФ основной целью дисциплины «Иностранный язык» является повышение исходного уровня владения иностранным языком, достигнутого на предыдущей ступени образования, и овладение студентами необходимым и достаточным уровнем иноязычной коммуникативной компетенции для решения социально-коммуникативных задач в различных областях профессиональной, научной, культурной и бытовой сфер деятельности, при общении с зарубежными партнерами, а также для дальнейшего самообразования [http://rc.edu. ru/rc/fgos_vpo.html]. Таким образом, социокультурная компетенция рассматривается как одна из основных практических целей обучения иностранному языку, предполагающая овладение иноязычным общением в единстве языковой, речевой, учебно-познавательной компетенций.

Достижение поставленной цели обеспечивается следующими дидактическими принципами:

Таблица

Модель формирования социо-культурной компетенции студентов в процессе обучения иностранным языкам в неязыковом вузе

Цель:

- развитие социокультурной компетенции студентов Задачи:

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

- владение одним из иностранных языков на уровне, обеспечивающем эффективную профессиональную деятельность;

- владение высокой языковой конкурентоспособностью в сфере профессиональной деятельности в условиях многоязычия с учетом региональных особенностей

Подходы

компетентностный, культурологический, личностно-деятельностный Принципы

социализации, социокультурной направленности, активизации творческого потенциала студентов, ситуативно-стимулирующей организации обучения Содержание Учебная деятельность:

- курс «Иностранный язык»;

- курс по выбору «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации»

Уровни

высокий, средний, низкий

Результат: переход на более высокий уровень сформированности социокультурной компетенции

Внеучебная деятельность:

- олимпиада;

- конференция;

- ролевые игры

- творческие конкурсы

- инсценировки

Принцип социализации. В определении данного системообразующего принципа мы основываемся на том, что развитие социокультурной компетенции студентов является процессом и результатом, который обусловлен воздействием социокультурного окружения личности и отражает одну из главных сторон ее социализации.

Принцип социокультурной направленности. Данный принцип предполагает включение в контекст профессиональной подготовки специалистов учебного материала, раскрывающего особенности иной культуры. Такого рода интеграция необходима для интерпретации той ценностной основы, которая позволяет понять, что происходит в конкретной ситуации в инокультурной среде.

Принцип активизации творческого потенциала студентов. В основу выделения данного принципа для развития социокультурной компетенции студентов положена идея Л. С. Выготского о том, что творческая деятельность - это деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в опыте человека впечатлений или действий, а создание новых образцов или действий. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.

Принцип ситуативно-стимулирующей организации обучения обеспечивает развитие социокультурной креативности личности. Ее развитие стимулируется, в основном, неопределенной изменчивостью современного мира. Это фактор и условие развития социокультурной компетенции студента, определяющий его готовность изменяться, отказываться от стереотипов, адаптироваться к изменяющимся условиям общества.

В целях выявления уровня социокультурной компетенции студентов нами определена трехуровневая шкала: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень социокультурной компетенции характеризуется сформирован-ностью навыков корректного употребления социокультурно маркированных единиц в речи, и перевода страноведчески маркированных языковых единиц с иностранного на родной язык и с родного на иностранный язык; умениями выбирать приемлемый в социокультурном и коммуникативном плане

стиль речевого поведения и описывать социокультурные аспекты речевого поведения на иностранном языке.

Средний уровень характеризуется опознанием страноведчески маркированных языковых единиц и геополитически маркированных региональных понятий, выделением общекультурного и специфического; умениями осуществлять социокультурный анализ изучаемых типов текста; социокультурной непредвзятостью.

Низкий уровень характеризуется некорректным употреблением социокультурно маркированных единиц в речи; социокультурной предвзятостью.

С содержательной точки зрения развитие социокультурной компетенции студентов возможно посредством сочетания учебной и внеучебной работы. Программа учебной дисциплины «Иностранный язык» в Северо-Восточном федеральном университете имени М. К. Аммосова предусматривает взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности в рамках определенного программой предметно-тематического содержания, а также овладения технологиями языкового самообразования. Подготовка дидактически правильного подбора учебного материала по формированию социокультурной компетенции способствует повышению уровня общего и международного образования студентов. К основным принципам подбора материала относится актуальность его содержания, возможность усвоения данного содержания при определенных условиях обучения, а также технология их поэтапного применения для успешного формирования социокультурной компетенции при профессиональной ориентации обучения в неязыковом вузе. При отборе материалов необходимо ориентироваться на содержание в них реальных фактов и значение этих фактов в иноязычной культуре, и, соответственно, дидактическое значение для обучаемого.

Например, после знакомства с реалиями современного британского общества студенты с помощью ряда упражнений подводятся к пониманию общепринятого и специфического в жизни этой страны. При обучении элементам речевого этикета в повседневно-бытовой и других сферах общения обращается внимание на те черты, которые характерны для западноевропейских стран в

целом. Также можно включить ряд заданий для сопоставления студентами явлений родной культуры с изучаемой, описание различных сторон жизни стран изучаемого языка на родном языке, а также описание явлений родной культуры и жизни.

И, наконец, определение этапов формирования, создание специального комплекса заданий по использованию отобранных материалов во время учебного процесса следует соотнести с разработкой цели, задач и содержания этапов внеаудиторного мероприятия. Данное мероприятие может рассматриваться как заключительный этап с целью закрепления и проверки знаний по социокультурному образованию, полученных во время учебного процесса. При таком комплексном подходе на этой стадии должен выявиться интеллектуальный потенциал, коммуникативные возможности и, соответственно, сформированность социокультурной компетенции студентов.

Формирование социокультурной компетенции в рамках учебной программы по иностранному языку подразумевает выполнение следующих этапов: ознакомление, практическое обучение, закрепление.

Все данные этапы построены с ориентацией на совокупность социокультурных явлений:

- национальные тенденции в развитии изучаемых культур, ее материальные и духовные достижения;

- культура межличностного официального и неофициального общения, образ жизни, культивируемый в изучаемой стране и стиль жизни, характерный для ее общества;

- лексические единицы национально -культурной семантики и отношения эквивалентности и безэквивалентности между единицами изучаемого и родного языков;

- совместимость/ несовместимость стереотипов речевого и неречевого поведения на родном и иностранном языках, общее и специфическое в их социокультурных стереотипах поведения;

- социокультурные особенности отношения носителей языка к культуре, традиции, государственному строю, образованию, науке, искусству, другим культурам.

Параллельно с учебной работой проводится внеучебная работа, которая включает в себя олимпиады, конференции и творче-

ские конкурсы, проводимые в течение учебного года.

Олимпиада среди студентов первого курса проходит в три этапа: первый этап - олимпиада внутри учебной группы, включающая задания, направленные на выявление уровня социокультуной компетенции студентов; второй этап - факультетская олимпиада; и третий этап - межфакультетская олимпиада. Например, олимпиада по английскому языку «Great Britain & USA» имеет следующие задачи: выявить знания об общепринятом и специфическом в жизни изучаемой страны: обычаи, традиции, праздники; знания и умения в элементах речевого этикета в повседневно-бытовой и других сферах общения, характерные для изучаемой страны в целом (Greetings, Asking the Way, Apologizing, Request, etc. ); умение сопоставлять явления разных культур, описать различные стороны жизни стран изучаемого языка.

К творческим конкурсам относятся песенный конкурс, и конкурс инсценировок, раскрывающие национально-культурологический компонент изучаемого языка. Процесс подготовки к участию в данных мероприятиях позволяет студентам повысить уровень мотивации, отработать навыки и умения, приобретенные в ходе изучения предмета «Иностранный язык». Творческий конкурс инсценировок отрывков из знаменитых произведений англоязычных авторов закрепляет знания по истории, культуре англоязычных стран, умение выбирать приемлемый стиль речевого поведения в социокультурном плане, более того осуществлять социокультурный анализ изучаемого типа текста.

Таким образом, анализ литературы и опыт работы показывает, что для развития социокультурной компетенции студентов при обучении иностранному языку необходимо сконцентрироваться на следующем:

- изучение социокультурных аспектов этики общения в странах изучаемого языка и других западноевропейских странах особенностей межкультурного общения на основе использования в учебном процессе аутентичных материалов, обеспечения учебнокоммуникативного практикума в изучаемых сферах формального и неформального общения на иностранном языке по принципу расширяющегося круга изучаемых культур.

- социокультурное оснащение учебных тем посредством лингвострановедческого, страноведческого, культуроведческого, социолингвистического и социологического обогащения коммуникативной практики студентов.

- ознакомление обучаемых с языковыми и межкультурными конфликтами, возникающими в обществе при нарушении языковых и гражданских прав человека, с существующими способами их устранения в мировой практике.

- развитие общекультурных умений обрабатывать социокультурную информацию и адекватно ее использовать для целей меж-культурного общения в соответствующих сферах общения.

Библиографический список

1. Алмазова Н. И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе: дисс. ... д-ра пед. наук: 130002. - СПб., 2003. - 446 с.

2. АртамоноваЕ. П. К вопросам об особенностях иноязычной коммуникативной компетентности выпускников ВУЗа. // Наука на рубеже веков. История, Филология, Педагогика - СПб., 2001. -С. 75-79.

3. Макет ФГОС ВПО третьего поколения от 1 февраля 2007 года. - [электронный ресурс]. URL: Шр://гс. edu.ru/rc/fgos_vpo. Мт1

4. Мильруд Р. П. Компетентность в изучении языка // Иностранные языки в школе. - 2004. -№7. - С. 31-36.

5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Модернизация российского образования. Документы и материалы. - М.: Изд-во ВШЭ, 2002. - С. 263-282.

6. Сафонова В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций . - Воронеж: Истоки, 1996. - 237 с.

7. Шишов С. Е. Понятие компетенции в контексте качества образования // Стандарты и мониторинг в образовании. - 1999. - №2. - С. 30-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.