Научная статья на тему 'Активизация познавательной деятельности на уроках технологии'

Активизация познавательной деятельности на уроках технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
784
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Активизация познавательной деятельности на уроках технологии»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

УДК37

Л.Г. Чичинова

учитель технологии МБОУ «Онгудайская средняя общеобразовательная школа» с.Онгудай, Республика Алтай

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Предмет «Технология» - особенный. Он не только формирует у детей политехнический кругозор, но и знакомит с новой техникой, современными технологиями обработки материалов, помогает сориентироваться в мире профессий, а также дает им возможность еще в школе приобщиться к созидательному труду. Он также играет важную роль в развитии самостоятельности учащихся их эстетической культуры.

Максим Горький писал: «Нужно любить то, что делаешь и тогда труд возвышается до творчества». Творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе, лучше осваивают профессию и выполняют свое дело. Всем хорошо известно, что учитель воспитывает своей личностью, своими знаниями, своим отношением к делу.

Беда современной школы - потеря многими учащимися интереса к учению. Причины этого явления неоднозначны. Это и перегрузка учебным материалом и несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса, а также недостаточная объективность оценки знаний и умений учащихся и не сложившиеся межличностные отношения и утомляющая детей неорганизованность учебного процесса.

Для осмысленного усвоения знаний и умений учащимся необходима собственная познавательная деятельность. Активизация ее - важнейшая задача учителя. Поэтому особое внимание в своей педагогической деятельности я уделяю группе методов стимулирования учебно - познавательной деятельности. Данная группа включает в себя методы эмоционального стимулирования, методы развития познавательного интереса и методы формирования ответственности и обязательности.

Методы формирования ответственности и обязательности.

Данная группа методов предполагает формирование у учащихся личностной значимости учителя, предъявление учителем учебных требований, осуществление оперативного контроля. Как этого достичь?

Очень часто мы замечаем, что при обучении тому или иному конкретному приему работы одному ученику достаточно один раз его продемонстрировать, а другому и нескольких раз будет недостаточно. И дело здесь не только в руках. Показывая выполнение рабочих приемов надо подробно объяснять, что за ними скрываются процессы умственной деятельности: анализ, синтез, сравнение, сопоставление, обобщение, формирование понятий и др. Ведь что голова «прикажет», то руки и сделают. Поэтому объяснение нужно начинать с анализа того действия которому хотим научить. В тоже время обучение даже простейшим двигательным навыкам содействует развитию умственных способностей.

Интеллектуальное развитие детей нередко опережает их психическое и физическое развитие. Степень координации визуального восприятия и механического движения зависит от возраста ребенка и достигает необходимой полноты в 13-14 лет. Порой научить шить, вязать или вышивать сложнее, чем решать алгебраические задачи. Поэтому необходимо систематически и терпеливо приучать школьников координировать свои движения, работая двумя руками; организовывать свое рабочее место так, чтобы не совершать лишних движений; учить рациональным приемам выполнения различных операций. Помня, что переучивать сложнее, нужно сразу обучать правильно держать инструменты, неукоснительно выполнять правила безопасности труда и санитарно-гигиенические требования. Самостоятельная деятельность совершенствует навыки самоконтроля. Чем он полнее, тем меньше он со стороны учителя. Если учитель во всем направляет ученика помогает ему в том, с чем он бы справился сам, то такое управление подавляет самодеятельность школьника, тормозит его развитие.

Через подражание качественное копирование нужно неуклонно вести ребенка к творчеству. Известно, именно подражание является главным механизмом формирования креативности. Но в то же время даже при

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

выполнении задания по инструкционно - технологическим картам или образцам не следует ограничивать учащихся жесткими рамками «Делай так и не иначе». Нужно предлагать им найти другой способ выполнения поставленной задачи, заставлять задуматься. И если кому - либо из учеников это удастся надо обязательно его поощрить даже если предложенный им способ более трудоемкий. Похвала стимулирует творческое саморазвитие.

Контроль должен быть систематичным, гласным, быстрым и малотрудоемким. Надо учитывать, что выставленная учащемуся отметка должна с одной стороны, отражать его успехи в продвижении к знаниям и умениям, а с другой стороны - показывать объективные знания и умения, соответствовать нормам и образцам. Учителю нужно быть объективным и справедливым, стремиться к развернутой и содержательной оценке в доброжелательной форме.

Методы эмоционального стимулирования.

В основу данной группы методов положен принцип успешности в обучении, который включает в себя собственный успех каждого школьника, использование стимулирующего поощрения его активной деятельности.

Для реализации данного принципа можно использовать в работе прием поощрений.

Целью этого приёма является активизация мыслительной деятельности и познавательного интереса учащихся к предмету.

Средством поощрения учащихся является система накопления баллов.

Задачи которые можно решить при помощи данного метода:

1. Определить уровень познания учащихся на данном этапе обучения через практические умения и навыки.

2. Поддерживать интерес к предмету и активность каждого учащегося, как на уроке, так и при выполнении домашнего задания.

3. Воспитывать ответственность за грамотные вопросы и верные лаконичные ответы.

4. Развивать навык самоанализа и самоконтроля за результатами учебного труда.

Методы развития познавательного интереса.

Как сделать, чтобы учащиеся не только не потеряли интереса к предмету, но и сами бы стремились к получению новых знаний и умений? Выход я вижу в использовании на уроках методов развития познавательного интереса. Данная группа методов предполагает большое количество приемов:

- использование игр и игровых приемов на уроках (дидактические игры, кроссворды, лото и т.д.);

- различные конкурсы для выявления креативного мышления (конкурс рисунков моделей одежды, отделка и украшение одежды, конкурсы декоративно - прикладного творчества и т.п.);

- стимулирование занимательным сюжетом;

Целью игрового обучения является обеспечение личностно - деятельного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку, усвоение информации, вовлечение учащихся в творческую деятельность. Но учителю необходимо хорошо потрудится, чтобы игровой урок был не только интересен, но и полезен. Он не должен быть единичным и случайным в учебно - воспитательном процессе. Игра вызывает чувство соревнования, желание победить, учит сопереживанию, содействует развитию эмоционально - волевой сферы, стимулирует деятельность. В процессе игры постоянно создаются ситуации, требующие немедленного разрешения, что ведет к формированию умения делать выбор и нести за него ответственность. А это требует самостоятельного решения, инициативы, развитого мышления. Игровая ситуация помогает снять чувство усталости, усиливает непроизвольное запоминание. В игре ярче и полнее раскрываются способности детей их индивидуальность. Для застенчивых ребят игра становится иногда единственной возможностью проявить себя.

В заключении замечу, что каким бы ни был по своей форме урок главное, чтобы он был интересен для учащихся и ставил перед ними конкретные задачи и помогал находить их решение, давал простор для проявления творческой самостоятельности основывающейся на полученных знаниях и умениях.

Список использованной литературы: 1. Бухаркина М.Ю. ,«Новые педагогические и информационные технологии»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

2. Бабанский Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. М.,1998

3. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. М.,1987

4. Махмутов М.И. Современный урок. Вопросы теории. М.,1981

5. Педагогика 2000 № 7, «Интерактивные методы обучения».

6. Пикасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении М.,1990

© Чичинова Л.Г., 2016

УДК 337

В.Н. Шайкина,

Ст. преподаватель ГБУ ДПО ЧИППКРО г. Челябинск, Российская Федерация И.С. Бегашева, Ст. преподаватель ГБУ ДПО ЧИППКРО г. Челябинск, Российская Федерация

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы формирования компетентности учителей естественно-математических дисциплин, отображенные в едином квалификационном справочнике, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и профессиональном стандарте «Педагог», в рамках курсов повышения квалификации педагогических кадров. Особо отмечается роль инновационных методов и форм обучения, которые позволяют сделать процесс повышения квалификации учителей более эффективным.

Ключевые слова

Профессиональная компетентность, современные образовательные технологии, модульное обучение, проектная и учебно-исследовательская деятельность, кейс-метод.

В настоящее время в России наблюдается процесс интенсивных социальных, политических и экономических преобразований, и качественная подготовка кадров, в том числе и педагогических, стала одним из важнейших залогов успеха проводимых в стране реформ.

Профессионально значимые качества педагогов являются предметом изучения ученых на протяжении длительного времени и определяют структуру профессиональной компетентности учителя. Например, С.Е. Шишов, В.А. Кальней [1, с.254] делают акцент на том, что «понятие компетенции относится к области умений, а не знаний. Компетенция - это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению».

«Компетенция (от лат. competentio от competo добиваюсь, соответствую, подхожу) — это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач. Также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. п. качествам сотрудников компании (или к какой-то группе сотрудников)» [2, с. 118.]. Деятельность педагога выступает одновременно и преобразующей, и управляющей. Поэтому понятие профессиональной компетентности учителя-предметника выражает его готовность к осуществлению своей профессиональной педагогической деятельности и самообразованию (саморазвитию, жизнетворчеству).

Профессиональная компетентность педагога отражена в Федеральном законе «Об образовании в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.