_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
дистанционном обучении контрактных управляющих // Современная техника и технологии. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2016/07/10393 (дата обращения: 03.08.2016).
2. Алексеев В.М. Преодоление в географии культурологических фикций деления мира на «восток» и «запад» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/08/57034 (дата обращения: 03.08.2016).
3. Алексеева М.С., Халяпин А.А. Контрактная система в сфере закупок как управленческо-правовая дисциплина // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/07/70057 (дата обращения: 03.08.2016).
© Алексеев В.М., 2016
УДК372.8
И.С.Бегашева
старший преподаватель кафедры естественно - математических дисциплин ГБУ ДПО ЧИППКРО, г. Челябинск, РФ
Е.Г.Кириллова учитель географии МОУ СОШ №13, г. Кыштым, Челябинская обл. РФ Е.С.Крапивина учитель биологии МОУ СОШ №13 г. Кыштым, Челябинская обл. РФ
К ВОПРОСУ О РОЛИ НАЦИОНАЛЬНЫХ, РЕГИОНАЛЬНЫХ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ
Аннотация
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Неоценимую помощь в этом может оказать национальное, региональное и этнокультурное наполнение содержания образования.
Ключевые слова
Универсальные учебные действия; национальные, региональные и этнокультурные особенности;
методика преподавания.
В докладе ЮНЕСКО «В новое тысячелетие» говорится: «Школа должна ребёнка: научить учиться, научить жить, научить жить вместе, научить работать и зарабатывать» [1, с. 80], но вместе с тем, школа должна научить ребенка любить свое Отечество, свой край. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. «Все эти характеристики особенно актуальны для сегодняшних выпускников, профессиональное самоопределение которых необходимо тесно связать с потребностями региона и страны в целом» [5, с. 93].
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
В рекомендациях ГБУ ДПО ЧИППКРО сказано: «При реализации основных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального и основного общего образования национальные, региональные и этнокультурные особенности учитываются при разработке образовательной программы в целом» [2, с.15].
Местный краеведческий материал должен стать основой для исследовательских проектов, творческих занятий, которые позволят сформировать у учащихся представления о родном крае, приобщить их к проблемам своего региона, что в свою очередь обеспечит познавательный интерес к изучению базовых знаний на местном материале.
С 2012 года в МОУ СОШ № 13 города Кыштыма Челябинской области ведется плодотворная работа по включению в учебный процесс национальных, региональных и этнокультурных особенностей (далее НРЭО) Челябинской области в целом и города Кыштыма в частности. Использование данного материала на уроках и внеклассных мероприятиях способствует максимальному раскрытию интеллектуальных способностей детей: самостоятельному поиску информации, умению выдвигать гипотезы, решать поставленные задачи, делать выводы, применять полученные знания на практике, а также «готовности обучающихся комплексно применять естественно-математические знания и умения при обучении, которое достигается при сформированном умении осуществлять перенос знаний, а также умении работать с информацией комплексного характера» [4, с.220].
Задания, используемые на уроках и во внеурочной деятельности, не расходятся с современными требованиями ФГОС общего образования по формированию универсальных учебных действий (далее УУД). Достижение личностных результатов обеспечивают задания имеющие личную значимость для школьников, например, дневник юного исследователя «Улица, на которой я живу». Этому же способствует изучение уникальных природных объектов, расположенных на территории Кыштымского городского округа, например, изучение темы «Особо охраняемые природные территории».
На формирование целостного научного мировоззрения направлены задания межпредметного характера. Например: «Учитывая, что 1° меридиана равен 111 км, выясни, что находится к Кыштыму ближе - экватор или Северный полюс». Чтобы ответить на данный вопрос, необходимы знания по математике.
Работа с топонимами возбуждает интерес к определенным, не совсем обычным, названиям камней: «Дунькин сундук», «Самсонкин гроб», «Галимкин камень», «Алёхины камни». Занимательные задания помогают установить связь с конкретными историческими событиями, личностями, особенностями природы, ставшими причиной его появления. Топонимы могут «рассказать» много интересного из жизни наших предков: когда и как заселялась наша территория, как осваивали ее богатства. Чтобы выполнить данные задания необходимо познакомиться с легендами и сказами Южного Урала.
Регулятивные универсальные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. Этому способствуют практические исследовательские работы, которые «создают платформу для активной мыслительной деятельности учащихся» [3, с. 49]. В МОУ СОШ № 13 города Кыштыма разработано более 13 практических работ. Например, «Характеристика реки Кыштымка», «Изучение внешнего вида хвойных растений». Выполнение практических исследовательских работ требует от учащихся уметь ставить цель, планировать последовательность выполнения работы, контролировать конечный результат. Формированию регулятивных УУД способствуют также мини-проекты, например, «Изучение птиц, посещающих кормушку» или «Изучение экологического состояния участка реки Кыштымка».
На развитие умения классифицировать и работать с картой направлены такие задания как: «Кыштымский городской округ расположен на водоразделе двух великих российских рек. По территории округа протекают небольшие ручейки и речки, впадающие в реку Уфа, она относится к бассейну реки Волга. На востоке протекают реки, впадающие в систему Кыштымско — Каслинских озёр. Из этих озёр берет свое начало река Теча, которая относятся к бассейну реки Обь. Найди эти реки на карте. С помощью карты раздели их на две группы: реки бассейна Уфа — Волга и реки бассейна Теча — Обь».
Неотъемлемой частью образовательного процесса являются задания на развитие интеллектуальных и
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
творческих способностей учащихся. Это могут быть задания на установление причинно-следственных связей, построение логических рассуждений, формулировку выводов, например: «Как бы изменился климат Кыштымского городского округа, если бы он был расположен на побережье Атлантического океана?», «В каких районах нашего города бывают особенно сильные туманы и почему?», «Сравни климатические показатели своей местности с климатическими показателями других городов, расположенных на одной широте с Кыштымом». Использование на уроках подобных заданий, позволяет превратить образовательный процесс в результативную созидательную работу.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей и формируются за счет групповой работы, учебного сотрудничества. Этому способствуют нестандартные уроки. Учителями МОУ СОШ № 13 города Кыштыма разработан урок — исследование «Усадьба заводовладельцев - «Белый дом», который проводится в конце учебного года. Урок проходит в парке усадьбы «Белый дом». На каждом из этапов урока рассматриваются национальные, региональные и этнокультурные особенности региона. На этапе мотивации и целеполагания предлагается обсудить, какие знания необходимы, чтобы изучить этот уникальный объект. Для решения поставленной задачи учащиеся делятся на 5 групп: историки, краеведы, архитекторы, экологи, биологи. Подготовительный этап требует от каждой группы работы с дополнительной литературой. На этапе активизации учащиеся отвечают на определенный комплексов вопросов. Затем каждая группа проводит экскурсию, в ходе которой знакомит с особенностями усадьбы в соответствии со своей темой. Например, историки рассказывают об истории усадьбы, а краеведы о достопримечательностях, расположенных в парке, группа экологов об экологическом состоянии усадьбы «Белый дом». На следующем этапе урока каждая группа проводит исследование усадьбы в соответствие со своей темой. Например, группа биологов знакомится с видовым разнообразием растений усадьбы, а группа краеведов описывает современное состояние достопримечательностей усадьбы. На этапе межгрупповой социализации каждая группа докладывает о проделанной работе, ребята заполняют дневник исследователя. В конце все вместе проводим экологический субботник.
Использование в учебном процессе НРЭО местного характера и региона в целом позволило учителям школы не только соотнести краеведческий материал частного и общего характера, но и выбрать наиболее оптимальные приемы и методы проведения уроков, способствующие формированию УУД, а ученику -овладеть компетентностями, связанными с идеей опережающего развития, которые необходимы школьникам в дальнейшем образовании и в будущей взрослой жизни.
Список использованной литературы
1. В новое тысячелетие. Всемирный доклад ЮНЕСКО [Электронный ресурс] URL: http://www.unesco.org/new/en/unesco
2. Методические рекомендации по преподаванию учебных предметов в 2015-2016 учебном году: http://ipk74.ru
3. Уткина Т.В., Низдиминова Е.А. Достижение метапредметных результатов через учебно -исследовательскую и проектную деятельность учащихся: учебное пособие/ Т.В. Уткина, Е.А. Низдиминова.-Челябинск: ЧИППКРО, -2014.-192с.
4. Хафизова Н. Ю. К вопросу формирования умения комплексного применения обучающимися знаний в области естественно-математического образования / Н.Ю.Хафизова // Символ науки. - 2016. - № 5-2. - С. 219-221.
5. Шайкина В .Н Информационно-мотивационное сопровождение учащихся на уроках математики с позиции их профессионального самоопределения /Шайкина В.Н., Гусева Л.К. //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук.- 2016.- № 5-4.- С. 93-97.
© Бегашева И. С., Кириллова Е. Г., Крапивина Е .С., 2016