Научная статья на тему 'О Российской системе накопления квалификационных единиц'

О Российской системе накопления квалификационных единиц Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЧЁТНАЯ ЕДИНИЦА / КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ЕДИНИЦА / КВАЛИФИКАЦИЯ В СФЕРЕ ЗАКУПОК / АКАДЕМИЧЕСКИЕ ЧАСЫ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеев В.М.

Вместо внедряемой в России системы зачётных единиц предлагается ввести систему квалификационных единиц. Это позволит унифицировать законодательные требования к высшему образованию и дополнительному профессиональному образованию. Предлагается достичь максимальной прозрачности и справедливости в порядке накопления академических часов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О Российской системе накопления квалификационных единиц»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

студента вуза к лидерству исследовались нами на основе теоретических трудов ученых:

• коммуникативная активность (А.А. Бодалёв, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.);

• личное влияние, лидерство (Е.Л. Доценко, С. Кови и др.);

• коммуникативная компетентность;

• коммуникативная креативность (А.А. Бодалёв, С.И. Макшанов, А.В. Мудрик).

Таким образом, анализ современного состояния формирования коммуникативного лидерства позволил выделить следующие педагогические условия его формирования:

1. Содержание учебного материала, ориентированное на ораторские аспекты деятельности учителя.

2. Применение образовательных технологий, нацеленных на формирование лидерских качеств.

3. Личный пример преподавателя как коммуникативного лидера.

Данные условия в концентрированном виде станут базой и для других педагогических условий формирования коммуникативного лидерства. Список использованной литературы:

1. Карнеги, Дейл. Как завоёвывать друзей и оказать влияние на людей [Текст]/ Дейл Карнеги. (пер. с англ.) - М., 2006 - 179 с.

2. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. 240 с.

3. Давыдов, Ю.А. Современная западная социология: словарь. [Текст]/ Ю.Н. Давыдов, А.Ф. Ковалева - М.: Политиздат, 1990.

4. Кондратьев, М.Ю. Слагаемые авторитета. - М.: Знание, 1988. - 80 с.

5. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1996. 376 с.

6. Erik Erikson, Chedhdood and Sociaty. 2 nd. ed., 1963.

7. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: РИМИС, 2008. 659 с.

© Абдыгазиева Н.К.,2016

УДК 378

В.М. Алексеев

ректор АНО ДПО «Академия ГлавСпец»,

г. Краснодар

О РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ НАКОПЛЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ЕДИНИЦ

Аннотация на русском языке

Вместо внедряемой в России системы зачётных единиц предлагается ввести систему квалификационных единиц. Это позволит унифицировать законодательные требования к высшему образованию и дополнительному профессиональному образованию. Предлагается достичь максимальной прозрачности и справедливости в порядке накопления академических часов.

Ключевые слова:

Зачётная единица, квалификационная единица, квалификация в сфере закупок, академические часы, повышение квалификации, профессиональная переподготовка

Аннотация на английском языке

Is implemented in Russia credit system is proposed to introduce a system of qualification units. This will allow to unify the legislative requirements for higher education and additional professional education. It is proposed to achieve maximum transparency and fairness in the accumulation of training hours.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

В последние годы в нашей стране под видом реформы наблюдается имитация внедрения всего лучшего что имеется в Европейской системе перевода и накопления баллов. С этой целью в ч. 4 ст. 13 Закона об образовании легализовано применение системы зачётных единиц. Зачётная единица декларирована как унифицированная единица измерения трудоёмкости учебной нагрузки обучающегося, однако в действительности таковой не является. Зачётная единица, установленная в ГОС-2 в объёме 36 академических часов, лишена какого-либо практического смысла; это не более как бюрократическая уловка, придуманная для усложнения восприятия обучающимися реального количества учебных часов. Так, законодательством установлено минимальное количество часов для повышения квалификации - 16. Как видно, 36 не делится на 16 без остатка. Спрашивается, почему в качестве унифицированной единицы взяты:

- не 16, 32, 48 и т.п. часов, кратных минимальному количеству часов для повышения квалификации?

- не 54, 108 и т.п. часов, кратных максимальному объёму учебной нагрузки обучающегося в неделю?

- не 250, 500 и т.п. часов, кратных минимальному количеству часов для профессиональной переподготовки, по результатам которой присваивается квалификация?

Ответ: потому что реформаторы не озабочены единством общеразвивающего образования и профессионального образования, реализацией прав граждан на труд и, значит, прежде всего права на профессиональное образование.

Наше предложение: вместо зачётной единицы использовать квалификационную единицу, равную 250 академическим часам. Практический смысл квалификационной единицы в том, что по результатам обучения продолжительностью 250 академических часов обучающийся вправе потребовать у образовательной организации проведения аттестации для присвоения или повышения квалификации.

На уровне федерального закона следует закрепить следующие положения.

1. Определить закрытый перечень дисциплин и соответственно специальностей (направлений подготовки). Каждой преподаваемой дисциплине должна соответствовать своя специальность.

2. Все дисциплины (и соответственно специальности) классифицировать на два типа: теоретические и практические.

Удельный вес аудиторных занятий по теоретическим дисциплинам может быть равен нулю и не должен превышать 12,5%. Обучение по теоретическим дисциплинам может быть проведено полностью в дистанционной форме, при этом обязательно грамотное использование информационных технологий с тем, чтобы не превратить «дистанционку» в закулисье «очки» [1]. Требование практической стажировки или опыта работы в должности по теоретическим дисциплинам устанавливать запрещается.

Удельный вес аудиторных занятий по практическим дисциплинам не может быть менее 50%. Удельный вес практической стажировки или опыта работы в должности по практическим дисциплинам может достигать 25%.

3. Закрепить, что аудиторные занятия могут проводиться в виде чтения и записывания лекций только по медицинским показаниям либо только на основании письменного заявления учащегося или его законных представителей. Запретить учебным заведениям обременять учащихся бесполезными аудиторными занятиями.

Установить, что аудиторные занятия, за исключением выше предусмотренных случаев, должны проводиться только в целях:

- контроля знаний, когда иные формы контроля признаны неэффективными,

- приобретения учащимися практических навыков, при этом использование технических средств, лабораторий, помещений и территорий, воссоздающих условия осуществления профессиональной деятельности, строго обязательно.

Закрепить, что практическая стажировка отличается от формальной стажировки работой обучающегося по соответствующей специальности на предприятии или в учреждении, подтверждённой справкой с места работы.

4. Установить правило, по которому квалификация присваивается учащемуся, накопившему минимальное количество квалификационных единиц для получения квалификации, при условии успешной аттестации и наличии среднего образования. Соответственно, обременение наличием среднего специального

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

или высшего образования исключить.

5. Все специальности по минимальному и максимальному количеству квалификационных единиц классифицировать на три уровня:

- начального уровня - от 1 до 3,

- среднего уровня - от 4 до 11,

- высшего уровня - от 8 до 12 и более.

Примеры теоретических специальностей:

- начального уровня: бухгалтер, менеджер, специалист в сфере закупок;

- среднего уровня: воспитатель, математик, учитель;

- высшего уровня: аудитор, генетик (теоретик), директор, психоаналитик, физик.

Примеры практических специальностей:

- начального уровня: грузчик, охранник;

- среднего уровня: водитель, оператор установки, повар, слесарь, химик;

- высшего уровня: врач, генный инженер, кинооператор, скульптор, судебный эксперт, художник, фармацевт.

6. Все квалификации по количеству квалификационных единиц, накопленных только по соответствующей дисциплине, классифицировать на три уровня:

- квалификация (простая квалификация) - от 1 до 4 квалификационных единиц,

- высокая квалификация - от 4 до 10 квалификационных единиц,

- высшая квалификация - от 10 квалификационных единиц. При этом высшая квалификация присваивается только при наличии высшего образования.

7. Установить правило, по которому учебные заведения не вправе устанавливать для присвоения квалификации или высшего образования большее количество квалификационных единиц, чем предусмотрено в законе.

8. Установить правило, по которому учебные заведения обязаны засчитывать все квалификационные единицы по соответствующей специальности, полученные учащимся ранее, независимо от того, где и когда он их получил.

9. Определить закрытый перечень дисциплин, по которым квалификационные единицы в минимальном объёме, предусмотренном для соответствующей специальности, засчитываются учащемуся для получения высшего образования по любой специальности, в том числе: биология, география (физическая), геология, информатика, логика (реальная), математика, право (нормативное), физика, языкознание (реальное) и т.п. Особое внимание обратим на то, что физическая география является важнейшим источником первичной информации, которая позволяет человеку преодолеть ряд культурологических заблуждений, мешающих адекватно воспринимать объективную реальность [2].

10. Установить правило, по которому высшее образование по любой специальности присваивается при наличии у выпускника высокой либо высшей квалификации.

11. Установить правило, по которому высшая квалификация и высшее образование присваивается учащемуся, написавшему не менее 6 статей (бакалавр), 9 статей (магистр), 12 статей (кандидат наук) по профильной дисциплине, опубликованных в аккредитованных научных журналах, и успешно сдавшему три государственных экзамена (1 профильный, 1 по математике, 1 дисциплина на выбор). При этом государственные экзамены проводятся только в очной форме и только независимой комиссией. Государственные экзамены сдаются после каждого уровня (не считая пересдач): бакалавр - всего 1 раз, магистр - 2 раза, кандидат наук - 3 раза.

12. Приостанавливать лицензию и/или аккредитацию тех учебных заведений, 20 и более процентов выпускников которых не смогли успешно сдать государственный экзамен (речь идёт только о тех учебных заведениях, в которых такие выпускники проходили подготовку по дисциплине, по которой был провален государственный экзамен).

13. Обязать государственную аттестационную комиссию устанавливать подлинность авторства, научную новизну и практическую ценность научных статей соискателей высшего образования или высшей квалификации. За нарушения авторского права, фальсификацию авторского права на научную статью

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

привлекать нарушителей к административной и уголовной ответственности.

14. Приостанавливать аккредитацию тех научных журналов, которые публикуют статьи, содержащие плагиат, фальсификат, материалы, лишённые научной новизны и практической ценности.

Таблица 1

Минимальное количество квалификационных единиц для получения квалификации

Виды специальностей Минимальное количество квалификационных единиц для получения квалификации

Всего В т.ч. аудиторных занятий В т.ч. практической стажировки / работы в должности

Теоретические специальности начального уровня 1 0 0

Теоретические специальности среднего уровня 4 0 0

Теоретические специальности высшего уровня 8 1 0

Практические специальности начального уровня 2 1 0

Практические специальности среднего уровня 6 2 1

Практические специальности высшего уровня 12 3 3

Таблица 2

Минимальное количество квалификационных единиц для получения высшего образования

Виды специальностей Минимальное количество квалификационных единиц для получения высшего образования

Всего В т.ч. аудиторных занятий В т.ч. практической стажировки / работы в должности

Теоретические специальности уровня бакалавра 10 1 0

Теоретические специальности уровня магистра 16 2 0

Теоретические специальности уровня кандидата наук 24 3 1

Практические специальности уровня бакалавра 16 8 3

Практические специальности уровня магистра 24 8 4

Практические специальности уровня кандидата наук 36 9 9

Рассмотрим пример. По окончании средней школы в 2010 году Иванов 250 академических часов по дистанционной форме успешно отучился по программе подготовки эксперта в сфере закупок (управленческо-правовая дисциплина [3]). Учебное заведение А обязано присвоить ему квалификацию «эксперт в сфере закупок». Затем Иванов в разные годы в других учебных заведениях, где очно, где дистанционно, изучал биологию (250 часов), географию (250 часов), геологию (250 часов), информатику (500 часов), логику (250 часов), математику (1000 часов), право (1000 часов), физику (250 часов), языкознание (500 часов). В 2016 году он решил получить высшее образование по специальности «специалист в сфере закупок». Учебное заведение Б обязано в полном объёме зачесть все накопленные квалификационные единицы, то есть 9.

Таким образом, для того чтобы получить степень бакалавра в сфере закупок (и тотчас высокую квалификацию в сфере закупок), Иванову теперь достаточно:

- 500 академических часов по дистанционной форме и 250 академических часов аудиторно успешно отучиться по программе подготовки специалиста в сфере закупок,

- опубликовать 6 статей по теме закупок в аккредитованных научных журналах,

- успешно сдать три государственных экзамена (1 по программе подготовки специалиста в сфере закупок, 1 по математике, 1, например, по географии).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чтобы получить высшую квалификацию в сфере закупок, Иванову осталось:

- 2000 академических часов по дистанционной форме и 250 академических часов аудиторно успешно отучиться по программе подготовки специалиста в сфере закупок,

- опубликовать 6 статей по теме закупок в аккредитованных научных журналах,

- успешно сдать три государственных экзамена (1 по программе подготовки специалиста в сфере закупок, 1 по математике, 1, например, по географии).

Список использованной литературы: 1. Алексеева М.С., Ильченко С.В. Типичные ошибки применения информационных технологий в

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

дистанционном обучении контрактных управляющих // Современная техника и технологии. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2016/07/10393 (дата обращения: 03.08.2016).

2. Алексеев В.М. Преодоление в географии культурологических фикций деления мира на «восток» и «запад» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/08/57034 (дата обращения: 03.08.2016).

3. Алексеева М.С., Халяпин А.А. Контрактная система в сфере закупок как управленческо-правовая дисциплина // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/07/70057 (дата обращения: 03.08.2016).

© Алексеев В.М., 2016

УДК372.8

И.С.Бегашева

старший преподаватель кафедры естественно - математических дисциплин ГБУ ДПО ЧИППКРО, г. Челябинск, РФ

Е.Г.Кириллова учитель географии МОУ СОШ №13, г. Кыштым, Челябинская обл. РФ Е.С.Крапивина учитель биологии МОУ СОШ №13 г. Кыштым, Челябинская обл. РФ

К ВОПРОСУ О РОЛИ НАЦИОНАЛЬНЫХ, РЕГИОНАЛЬНЫХ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ

ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ

Аннотация

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Неоценимую помощь в этом может оказать национальное, региональное и этнокультурное наполнение содержания образования.

Ключевые слова

Универсальные учебные действия; национальные, региональные и этнокультурные особенности;

методика преподавания.

В докладе ЮНЕСКО «В новое тысячелетие» говорится: «Школа должна ребёнка: научить учиться, научить жить, научить жить вместе, научить работать и зарабатывать» [1, с. 80], но вместе с тем, школа должна научить ребенка любить свое Отечество, свой край. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. «Все эти характеристики особенно актуальны для сегодняшних выпускников, профессиональное самоопределение которых необходимо тесно связать с потребностями региона и страны в целом» [5, с. 93].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.