Научная статья на тему 'Использование национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области в рамках урочной и неурочной деятельности по физике'

Использование национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области в рамках урочной и неурочной деятельности по физике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
651
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЗИКИ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бегашева И. С., Степанова Т. Н.

Вопрос учета национальных, региональных и этнокультурных особенностей, в настоящее время, стал очень острой и актуальной темой в образовании. Применение национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона в обучении физике на уроках и во внеурочной деятельности позволяет увидеть «живую физику», «физику с человеческим лицом», а не сухую бездушную науку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бегашева И. С., Степанова Т. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области в рамках урочной и неурочной деятельности по физике»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

4. Максимова Я., Пропаганда здорового образа жизни в рекламе: шокировать или идеализировать?

http://eff-com.ru/archive/issue5/advertising/socialnaya-reclama-glazami-professionalov/propoganda-zdorovogo-

obraza-zhizni-v-reklame.html

© Артемьева Л. Б., Ашинова Д. А., 2016

УДК 372.853

И.С. Бегашева

старший преподаватель кафедры естественно - математических дисциплин

ГБУ ДПО ЧИППКРО, г. Челябинск, РФ E-mail: begasheva.ira@mail.ru Т.Н. Степанова учитель физики МБОУ «СОШ № 1» г. Коркино, Челябинской области, РФ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ, РЕГИОНАЛЬНЫХ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ

ОСОБЕННОСТЕЙ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ В РАМКАХ УРОЧНОЙ И НЕУРОЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИКЕ

Аннотация

Вопрос учета национальных, региональных и этнокультурных особенностей, в настоящее время, стал очень острой и актуальной темой в образовании. Применение национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона в обучении физике на уроках и во внеурочной деятельности позволяет увидеть «живую физику», «физику с человеческим лицом», а не сухую бездушную науку.

Ключевые слова

Национальные, региональные и этнокультурные особенности, преподавание физики, внеурочная

деятельность.

Наше время - это век высоких технологий, в котором человек и техника находятся в постоянном и тесном взаимодействии. Без техники совершенно невозможно представить себе современную промышленность, разнообразные устройства, машины и запчасти продолжают производиться и совершенствоваться. Сегодня в регионе очень остро встал вопрос дефицита специалистов инженерно-технических специальностей и специалистов рабочих специальностей. Опрос учащихся показал, что у современных школьников отсутствует мотивация на получение технических специальностей. Решение данной проблемы возможно при проведении занятий с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области (далее НРЭО).

В связи с этим в Челябинской области разработан образовательный проект «ТЕМП», который схематично выглядит как «Технология + Естествознание + Математика = Приоритеты образования». Цель данного проекта - формирование у обучающихся мотивации на выбор профессий, актуальных для региональной экономики. Одно из приоритетных направлений - профориентационная работа в общеобразовательных организациях по актуальным для региона профессиям и специальностям [2, с. 3]. Знакомясь с профессиями, подростки выбирают для себя определённые жизненные сценарии, жизненные стратегии, которые в свою очередь определяют мотивацию к обучению [6, с. 237].

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

При использовании на уроках элементов НРЭО учащиеся охотнее и с наибольшим интересом усваивают новый материал. Известно, что дети охотнее усваивают то, что им нравится. Важно, чтобы на уроках широко использовалось содержимое регионального кластера открытой информационно-образовательной среды: иллюстрации, фотографии, презентации, слайд-фильмы и другие ее компоненты, отражающие национальные, региональные, этнокультурные особенности. Вступая в информационно-профессиональное взаимодействие с субъектами образовательной деятельности осуществляется создание определенной продукции с отражением НРЭО, которые пополняют ресурсы информационно-образовательной среды [5, с. 217].

Важнейшим условием изучения национальных, региональных и этнокультурных особенностей является выработка и совершенствование у учителей умений и навыков, необходимых для организации деятельности учащихся по изучению региональных особенностей. Совершенствование работы учителя в этом направлении определяется специальной методической подготовкой педагога по включению этих сведений в процесс урочной и внеурочной деятельности учащихся [4, с. 204]. Профессиональный подход к решению данного вопроса - «это уровень знаний и профессионализма педагога, позволяющий принимать оптимальные решения в конкретной педагогической ситуации» [3, с. 117].

В процессе обучения перед учителем стоит задача - научить школьников с физической точки зрения разбирать жизненные практические ситуации, обучить их теоретическому анализу, тем самым прививается интерес к заданиям технического содержания. Только при этом условии физические знания могут стать подвижными и действенными. Учащиеся, в свою очередь, получают информацию о различных сторонах жизни нашего региона, а также могут быть включены в исследовательскую деятельность по региональной тематике. Все это формирует у учащихся чувство ответственности за судьбу родного края, понимание престижа профессий, востребованных в регионе.

Содержание школьных учебников и задачников по физике носит абстрактный характер, не учитывающий особенностей культуры, образа жизни и восприятия детей разных национальностей. Таким образом, налицо противоречие между необходимостью использования принципа региональности в обучении физике учащихся и его слабой реализацией в современной школе из-за отсутствия соответствующей базы.

Для решения данной проблемы есть две возможности в повседневной работе учителя: вести уроки по учебнику и задачникам, либо проявлять творчество и строить уроки с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона, раскрывая прикладную сущность физики.

Намного интереснее ребятам решать на уроке задачи с использованием местного материала. При изучении физики в 7-11 классах имеются большие возможности включения прикладных задач с региональным содержанием. Это активизирует учащихся и открывает возможность применения физических знаний на повседневной практике и в жизни. Ведь на сегодняшний день «наиболее востребованными являются выпускники, способные быстро адаптироваться к стремительно изменяющимся социальным условиям, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в различных жизненных ситуациях и профессиональной деятельности» [1, с. 81].

Например, на одном из уроков физики, при изучении движения тела под углом к горизонту, можно познакомить учащихся с уникальным комплексом ракетно-космического и авиационного производства г. Миасса АО «ГРЦ Макеева».

В Государственном ракетном центре имени академика Виктора Петровича Макеева разработано и создано три поколения ракетных комплексов, восемь базовых ракет и шестнадцать их модернизированных вариантов, которые составляли и составляют основу морских стратегических ядерных сил СССР и России. В мире всего два конструкторских центра, где разрабатывают такие высокотехнологические виды вооружений (второй находится в США). Используя данную информацию можно предложить решить ряд задач:

S Как изменить дальность полета и высоту подъёма баллистической ракеты, не изменяя начальную скорость?

S Как изменится дальность полета и высота подъёма баллистической ракеты с увеличением начальной скорости вылета ракеты, при одинаковом угле вылета?

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

S Определите вес баллистической ракеты, если ее масса 13,6 т и она поднимается вверх с ускорение

a=2g.

S Ракета массой m=14,2 т, запущенная с поверхности Земли вертикально вверх, поднимается с ускорением a=2g. Скорость и струи газов, вырывающихся из сопла, равна 1200 м/с. Найти расход Qm горючего.

При изучении темы: «Работа. Мощность. Энергия» учащимся можно предложить решить такие задачи:

S У подножия горы магнитной был основан г. Магнитогорск. Магнитной гора называется потому, что она состоит из тяжелых камней 60-80 пудов (1 пуд=16,4 кг), которые обладают магнитной

силой. Определите работу, которую нужно затратить, чтобы поднять восьмидесятипудовый камень на высоту 2 м.

S Мощность Троицкой ГРЭС составляет 50 000 кВт. Определите энергию, которую она вырабатывает за 1 час.

S С самой высокой горы Челябинской области - гора на хребте Большой Нургуш, высота которой составляет 1406 м, брошен камень массой 1,5 кг. Определите работу силы тяжести.

S В Челябинской области на реке Большая Сатка работает уникальная гидроэлектростанция «Пороги», которая со дня пуска в эксплуатацию уже перешагнула вековой рубеж. Эта ГЭС является старейшей действующей промышленной гидроэлектростанцией России. Плотина ГЭС гравитационного типа сложена из каменной кладки. Длина плотины по гребню125 м, высота 21 м. Определите потенциальную энергию падающей с плотины воды объемом 1 м3?

Творчество учителя вознаграждается повышением творческих способностей его учеников и положительной эмоцией на уроке. В полной мере достигаются образовательные, развивающие и воспитательные цели урока.

Работа педагога складывается не только из проведённых уроков. Очень важной частью такой работы является внеурочная деятельность учащихся.

Опыт проведения внеурочной работы по физике показывает, что она очень полезна, как для самих учеников, так и для учителя. Эта работа помогает учителю лучше узнать своих учеников, их индивидуальные способности, выявить среди них одарённых ребят, проявивших, интерес к физике и всячески направлять развитие этого интереса и применения полученных знаний в их будущей выбранной профессии.

С другой стороны эта работа помогает учителю развивать свои организаторские способности, заставляет быть в курсе последних достижений науки и техники, творчески работать над собой.

Внеурочная работа является важным элементом учебно-воспитательной деятельности любого учебного заведения. Цель её - всестороннее развитие самостоятельности и творческих способностей учеников в области науки, техники, искусства.

В рамках внеурочной деятельности по физике учащимся можно предложить работу над проектом по одной из следующих тем:

1. Использование манометров на предприятиях Челябинской области.

2. Система водоснабжения Челябинской области.

3. Определение тормозного пути при различных погодных условиях на территории Челябинской области.

4. Влияние характеристик окружающей среды (температура, атмосферное давление, влажность) на жизнедеятельность человека.

5. Использование трансформаторов на территории Челябинской области.

Все выше сказанное позволяет констатировать, что изучение физики в органической связи с окружающим, способствует творческой самореализации, готовности к выбору специальности, успеху в профессиональной деятельности, формированию активной жизненной позиции. Поиск, творческая деятельность позволяют сделать физическое содержание личностно-значимым для ученика.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х

Список использованной литературы

1. Бегашева И.С. Елисеева О.В К вопросу о формировании исследовательской компетенции обучающихся в рамках внеурочной деятельности по физике/ Бегашева И.С, Елисеева О.В.// Символ науки: международный научный журнал.- 2016. № 4-2 .- С.79-82

2. Концепция развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП» / сост. Е.А. Коузова, Е.А. Тюрина, М.И. Солодкова, Д.Ф. Ильясов, Ф.А. Зуева, А.В. Ильина ; под ред. В.Н. Кеспикова ; Челяб. ин-т перепод. и пов. квал. работ. обр. - 2-е изд. -Челябинск: ЧИППКРО, 2015. - 88 с.

3. Пяткова О.Б. Некоторые аспекты профессиональной подготовки педагогов, работающих с одарёнными детьми / Пяткова О.Б. // Символ науки: международный научный журнал.- 2016. № 3-2. С. 115-118.

4. Уткина Т.В., Ламехова Е.А., Ламехов Ю.Г. К вопросу о методике изучения биологического разнообразия в средней школе /Уткина Т.В., Ламехова Е.А., Ламехов Ю.Г. // Инновационная наука : международный научный журнал - 2016. - № 3-2. - С. 203-208.

5. Хафизова Н.Ю. К вопросу о влиянии информационно-образовательной среды школы на профессиональное развитие педагога / Н.Ю. Хафизова // Инновационная наука - 2016. - № 3. - С.216-220.

6. Шайкина В.Н. Особенности построения жизненных стратегий студентами вуза. Наука: сб. мат. 65-ой науч. конф. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2013. -С. 237-240.

© Бегашева И.С., Степанова Т.Н., 2016

УДК 378.1; 371.3

Белянин Сергей Александрович,

студент, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный

университет», г. Новокузнецк, Российская Федерация Научный руководитель: Козырева Ольга Анатольевна, к. п. н., доцент, Сибирский государственный индустриальный университет, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк,

Российская Федерация

ВОЗМОЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В СТРУКТУРЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

«ПРАКТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА»

Аннотация

В статье описана возможность продуктивного использования педагогического моделирования и технологии системно-педагогического моделирования в структуре изучения курса «Практическая педагогика», изучаемого будущими педагогами по физической культуре.

Ключевые слова

Педагогическое моделирование, социализация, самореализация, педагогическая методология.

Педагогическое моделирование [1, 2, 5] обеспечивает реализацию условий оптимального изучения педагогического явления, возможности которого необходимо изучить с использованием идеальных образов, фасилитирующих восприятие и осуществление на практике различных функций, возможности которых предопределяют качество использования педагогического моделирования и решения задач научно-педагогического исследования. Научное исследование в педагогике [2] и изучение курса «Практическая педагогика» [6-9] определяют в нашей работе продуктивную составную профессионально-педагогического поиска в решении задач развития обучающегося, качество и особенности которого корректируются с использованием технологии системно-педагогического моделирования [3-5]. Курс

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.