Научная статья на тему 'Некоторые рекомендации по формированию у учащихся навыков проектной деятельности'

Некоторые рекомендации по формированию у учащихся навыков проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
444
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ФГОС / ПРОЕКТ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОБЛЕМА / ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ / ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ / ЭКСПЕРИМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клишина Ольга Николаевна

Проектная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса, так как обеспечивает формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые рекомендации по формированию у учащихся навыков проектной деятельности»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

УДК 37.022

Клишина Ольга Николаевна,

старший преподаватель кафедры естественно -математических дисциплин ГБУ ДПО ЧИППКРО, г. Челябинск, РФ Е-mail: [email protected]

НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У УЧАЩИХСЯ НАВЫКОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

Проектная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса, так как обеспечивает формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Ключевые слова

ФГОС, проект, проектная деятельность, проблема, проблемная ситуация, планирование работы, эксперимент.

Логика изменений, происходящих в современном российском обществе, выдвигает на первый план требования по подготовке подрастающего поколения не только к воспроизводству полученных знаний, но, главное, к самостоятельной творческой активности в процессе постановки и решения образовательных задач. Таким образом, обозначились новые педагогические ориентиры, где акцент переносится с преподавательской активности учителя на учебную деятельность обучающихся, основанную на их инициативе и самостоятельности. В новых условиях изменяются и подходы к конструированию урока [1], становится актуальным поиск таких форм организации образовательного процесса, который способствовал бы проявлению индивидуальности обучающихся и их способности к эффективной саморегуляции [2].

Согласно ФГОС общего образования, основным подходом в современном образовании является системно-деятельностный подход. Наиболее эффективно реализовать данный подход позволяет проектная деятельность учащихся, в рамках которой возможно формирование универсальных учебных действий, таких как: установление причинно-следственных связей, выбор метода решения (познавательные), целеполагание, выдвижение гипотезы, прогнозирование процессов, проведение эксперимента, решение задания в соответствии с выбранным алгоритмом, вывод на основе наблюдения (регулятивные), сотрудничество в поиске решения задания, умение работать в группе, владеть нормами общения, оформление решения задания в соответствии с принятыми нормами (коммуникативные) [3].

В связи с этим проектная деятельность в школе становится все более актуальной и реализуется не только вовнеурочной деятельности, но и в урочной. Работа над проектами помогает сформировать «проектное мышление» у учащихся, которое, как считают психологи, характерно для лидеров современной политики, бизнеса, искусства и спорта. Ребята выполняют индивидуальные, парные и групповые проекты. Педагоги помогают и координируют вовлеченность всех учеников в данный вид деятельности.

Проектная деятельность обеспечивает формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Поэтому проектная деятельность стала неотъемлемой частью образовательного процесса.

Организация проектной деятельности учащихся в школах известное явление, так как более десяти лет благодаря различным программам, конкурсам, конференциям и национальному проекту «Образование» проектирование используется педагогами. Вместе с тем нельзя говорить, что все педагоги готовы полноценно внедрять проектный метод. Чаще всего в своей работе учителя используют элементы проектной

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

деятельности, либо ее имитацию. Качественно проработанный проект в современном образовании явление довольно редкое.

При этом, в профессиональных компетентностях педагога, отраженных в едином квалификационном справочнике и в профессиональном стандарте педагога, выделена в качестве основных «организация самостоятельной деятельности обучающихся, в том числе исследовательской». Вопросы подготовки учителей к профессиональной деятельности на качественно новом уровне достаточно подробно рассмотрены в современных исследованиях, проанализированы те качественные характеристики педагога, которые способствуют успешной его деятельности во время работы учащихся над проектом [4, с. 223].

Разработка и планирование проекта требует от педагога особого внимания, большой подготовительной работы и мастерства. О значимости и важности предварительной подготовки учителя к этой работе рассмотрено в работах Т.В. Уткиной, Е.А. Ламеховой, Ю.Г. Ламехова [4, 5, 6, 7, 8].

Для обеспечения оптимальных условий для организации проектной деятельности обучающихся, а также профессионального развития педагога в этом направлении необходимо наличие высокотехнологичной информационно-образовательной среды [9].

Прежде чем приступить к созданию проекта, необходимо выделить проблему, которая будет интересна и важна для ребёнка, потому что наличие проблемы - главное условие существования проекта. Проблемные ситуации возникают, если есть несоответствие между имеющимися знаниями и новыми требованиями. В качестве примеров проблемы, можно назвать расхождение между житейскими представлениями и научными фактами. Проблемными вопросами могут быть причинно-следственные связи, установление сходства и различий, поиск достоинств и недостатков изучаемого объекта и многое другое [10, с. 9-10]. И в этой части работы над проектом большое значение имеет направляющая роль педагога.

Зная проблему, ребёнок должен научиться формулировать цель проекта. Педагог обязательно должен объяснить ученику, что цель всегда одна и она отвечает на вопрос «Что надо сделать, чтобы решить обозначенную проблему?». Таким образом, цель всегда определяет путь решения проблемы.

Часто решение проблемы может быть достигнуто разными путями, но ребёнок должен выбрать наиболее эффективный из них и доступный для своего возраста и понимания способ решения проблемы. Для этого необходимо научить школьника анализу имеющейся проблемы.

Сегодня в педагогике активно используются разнообразные инструментарии анализа проблемной ситуации, позволяющие выявлять ключевые проблемы, определять причины и следствия их существования, устанавливать между ними связи и взаимозависимости.

Наиболее удобным и наглядным является метод «Дерево проблем». Владением этим методом важно не только для ребенка при работе над проектом, но и для самого педагога, так как позволит более продуктивно работать не только над проектами, но и проводить уроки и внеклассные занятия, родительские собрания и участвовать в педагогических советах. От качества, глубины и ширины «дерева проблем» будет зависеть и качество всего проекта [11, с. 35].

Для полноценного изучения проблемы необходимо будет собрать дополнительный материал - это может быть изучение литературных источников, как основных, так и дополнительных; встречи и обсуждение сторон проблемы со специалистами; обсуждение с участниками проекта, при условии, что это групповой проект. Собранная таким образом информация позволит ребёнку или группе детей, работающих над проектом, более детально разобраться в причинах существования данной проблемы, а значит, и найти более объективное видение путей её решения.

После такого всестороннего анализа можно определить тему проекта, чтобы было чёткое понимание, что проблема, цель и тема сформулированы в одном контексте. Ребёнок должен знать, что тема работы не может быть сформулирована в виде журналистских лозунгов, общими фразами, быть очень расплывчатой. Рекомендуется в формулировке темы иметь не более 8 слов.

Следующим этапом работы над проектом является определение задач проектной деятельности. На этом этапе работы над проектом ребёнок должен понимать, что определение задач и результатов проекта составляют тот комплекс, который приведёт к достижению цели проекта и его реализации. Для составления задач проекта можно воспользоваться все тем же «деревом проблем», так как при анализе проблем

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

выявляются причины, которые по своей сути являются задачами проекта [11, с. 68]. Задачи проекта должны отвечать на вопрос: «Что должно быть сделано, чтобы цель проекта была достигнута, и чтобы результат был получен?»

Особым этапом в работе над проектом, в отличие от исследовательской или реферативной деятельности, является планирование работы. При этом необходимо последовательно прописать все мероприятия, действия, которые необходимо реализовать, чтобы данный результат был достигнут. При планировании ребёнок обязательно должен распределить свое рабочее время. Период времени, который планируется на реализацию проекта, можно разделить на три части. Первую часть потратить на сбор информации, подготовку необходимым ресурсов. Вторую часть - на создание проектного продукта или на проведение эксперимента, если это необходимо в рамках проекта. Третью часть можно потратить на написание письменной части проекта и подготовку презентации [10, с. 26-27].

Каждая часть плана должна включать еще несколько конкретных пунктов, которые будут ступенями выполнения задач и успешной реализацией самого проекта. Часто участники проектной деятельности формально подходят к написанию плана реализации проекта, чтобы избежать этого необходимо иметь четко сформулированные показатели достижений на каждом этапе работы над проектом, показывающие, что конкретно мы ожидаем от выполнения работ и задач по проекту. Ясное видение результатов планируемой работы и точная их формулировка обеспечивают проектный процесс высокой мотивацией и осязаемыми ориентиром достижения цели в процессе реализации проекта.

Любой проект включает обзор имеющейся литературы по данной проблеме. Поиск, сбор и анализ имеющей информации необходимо систематизировать в соответствии с целью и задачами проекта. Полученная информация дает возможность определить способ решения проблемы и сделать вывод на основе анализа имеющихся точек зрения.

Проектная работа может быть основана на эксперименте или проведении опыта. В таком случае необходимо прописать алгоритм проведения такого эксперимента или опыта. Если в их основе лежит авторская методика, то необходимо её прописать и выполнять исследование по предложенным этапам, только в этом случае можно получить достоверные результаты.

Таким образом, пройдя все этапы проектной деятельности, ребёнок создает проектный продукт, который, как и вся проделана работа будет направлен на решение проблемы, сформулированной в начале проектирования. Созданный проектный продукт должен быть не только интересен и полезен другим людям, если они столкнутся с такой же проблемой, но и должен наглядно показать всю проделанную ребёнком работу.

Список использованной литературы:

1. Хафизова Н. Ю. К вопросу о подготовке педагогов в системе повышения квалификации к проектированию компетентностно-ориентированного урока / Н. Ю. Хафизова // Научное обеспечение систем повышения квалификации кадров : научно-теоретический журнал - 2015. - 3 (24). - С. 90-95.

2. Зуева Ф.А. Управление самостоятельной работой обучающихся в системе повышения квалификации педагогов// Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2014. - № 3 (20)- С. 20-26

3. Пяткова О.Б. Формирование универсальных учебных действий на уроках химии / Пяткова О.Б. Сборник статей международной научно-практической конференции «Наука третьего тысячелетия» - 2016. Ч.2.-131-135 с.

4. Шайкина В.Н., Бегашева И.С. К вопросу о формировании компетентности учителей естественно-математических дисциплин / Шайкина В.Н. Инновационная наука - 2016. - №3. - С.222-226.

5. Ламехова Е.А. Методика проектной деятельности в обучении биологии //Проблемы внедрения результатов инновационных разработок: сборник трудов Международной научно-практической конференции.-Уфа: Аэтерна, 2015.- С.184-186.

6. Ламехов Ю.Г. Реализация идей педагогики сотрудничества в организации исследовательской деятельности учащихся орнитологической секции НОУ//Вестник Челябинского государственного педагогического университета.- Челябинск:ЧГПУ, 2001.- С.87-89.

7. Уткина, Т.В. Термодинамика биологических систем: метод. рекомендации к учебному модулю для

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

профильных классов общеобразовательных учреждений/Т.В. Уткина -Челябинск: ЧИППКРО, 2012.

8. Уткина Т.В. Лабораторный практикум в классах химико-биологического профиля / Т. В. Уткина // Биология в школе. - 2010. - № 5. - С. 26-32.

9. Хафизова Н.Ю. К вопросу о влиянии информационно-образовательной среды школы на профессиональное развитие педагога / Н.Ю. Хафизова // Инновационная наука - 2016. - № 3. - С.216-220.

10. Заграничная Н.А., Маркелова Н.В. Основы проектной и исследовательской деятельности. Часть 1: Учеб. Пособие. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 56 с.

11. Лазарев Т.В. Образовательные технологии новых стандартов. Ч. 3: Социальное проектирование в школе: воспитание личности, полноценная внеурочная деятельность, формирование ключевых компетентностей: настольная книга современного педагога. Петрозаводск: Verso, 2012. - 153 с.

© Клишина О.Н., 2016

УДК 372.8:336.226.1

Кожан Наталья Викторовна

студентка 3 курса, ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» филиал в г. Славянск-на-Кубани, Российская Федерация

E-mail: [email protected]

А.В. Махова

канд. экон. наук, доцент кафедры социально-экономических дисциплин ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» филиал в г. Славянск-на-Кубани, Российская Федерация

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В

СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация

В статье предложены элементы практических заданий по заполнению таблиц и решению задач, которые формируют навыки расчетов налогов с доходов. Актуальность выбранной темы методической разработки объясняется значимостью заполнения налоговой декларации 3-НДФЛ. Без декларации не обойтись, если налогоплательщик решил воспользоваться социальным вычетом, то есть возместить из бюджета ту сумму налога, которая соответствует доходам, потраченным на обучение.

Ключевые слова НДФЛ, экономика, налоговая ставка, налоговая декларация.

Один из самых важных законов, является закон о налогах, поэтому будет разумно ввести в школьную программу налоги с доходов физических лиц. Ведь сегодняшние школьники - завтрашние налогоплательщики, поэтому так важно со школьной скамьи воспитывать добросовестных налогоплательщиков.

Рано или поздно с проблемой уплаты налогов сталкивается каждый, и для того, чтобы лучше понять и уметь рассчитывать налоги, представлены два урока в традиционной форме и альтернативной по программе Л. Н. Боголюбова. Первый урок будет представлен в традиционной форме. Для лучшего усвоения темы «Понятие, сущность расчетов налогов с доходов физических лиц» правильно будет начать урок с рассмотрения понятий налога, его истории, функций и ставок налогов, и по завершению урока дать домашнее задание учащимся: заполнить таблицу и решить задачу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.