Научная статья на тему 'Значение демонстрационного эксперимента для познания законов химии'

Значение демонстрационного эксперимента для познания законов химии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2364
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ХИМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / КАРТОТЕКА ДЕМОНСТРАЦИОННЫХ ОПЫТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пяткова Ольга Борисовна, Кулакова Ирина Владимировна

В статье рассмотрены аспекты проведения демонстрационного химического эксперимента как источника знаний, раскрыта его роль в современном образовании. Эффективность демонстрационного эксперимента зависит от грамотности и правильности построения в сочетании с условиями и требованиями проведения эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пяткова Ольга Борисовна, Кулакова Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение демонстрационного эксперимента для познания законов химии»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

Профессионально-важные качества: выносливость; выдержка и самообладание, в том числе при нахождении в воде; целеустремленность; решительность; ловкость; наблюдательность; стрессоустойчивость, настойчивость и упорство в достижении цели.

Установлено, что существуют компоненты действий, при которых лишь в незначительной степени задействуются навыки прикладного плавания. К подобным действиям можно отнести: аварийно-спасательные работы на системах жизнеобеспечении; частичную локализацию опасности затопления; вертолетов; поиск пострадавших от наводнений на плавающих средствах.

Наряду с этим, существуют компоненты действий, результативность которых зависит от уровня развития навыков прикладного плавания: эвакуация пострадавших, находящихся в воде, эксплуатация водолазного снаряжения, использование подручных средств спасения и спасательных жилетов; аварийно-восстановительные работы на объектах жизнеобеспечения, частично находящихся в воде.

Наконец, ряд действий спасателя строится именно на основе владения им навыков прикладного плавания: спасение утопающего вплавь перемещение вплавь в условиях затоплений; плавание в спасательном жилете; неожиданное попадание в воду вследствие нештатных аварийных ситуаций; подъем пострадавшего на борт судна [2].

Построенная модель профессиограммы иллюстрирует, что около 70% деятельности спасателей во время ликвидации последствий катастроф, связанных с водной стихией, напрямую или косвенно связано с навыками прикладного плавания.

Таким образом, успешное достижение результатов в профессии спасателя зависит от способности применять навыки прикладного плавания в особых условиях обстановки и водной среды. Некоторые профессионально важные качества спасателя, проявляемые в условиях катастрофических наводнений, целесообразно воспитывать и развивать посредством формирования навыков прикладного плавания. Список использованной литературы

1. Зюкин, А.В. Принципиальные особенности методики развития скоростно-силовых качеств у бойцов по смешанным единоборствам / А.В. Зюкин, А.В. Семенов // Физическая культура и спорт в профессиональном образовании. - СПб., 2015. - С. 212-126.

2. Николаев, С.В. Обеспечение безопасности военнослужащих при аварийном покидании судна средствами прикладного плавания / С.В. Николаев // Психология и педагогика: сборник статей международной научно-практической конференции. - 2015. - С. 68-69.

© Понимасов О.Е., 2016.

УДК 372.854

Пяткова Ольга Борисовна

Старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин

ГБУ ДПО ЧИППКРО г. Челябинск, РФ Кулакова Ирина Владимировна Учитель химии МБОУ СОШ №33 Г. Озерск, РФ

ЗНАЧЕНИЕ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ДЛЯ ПОЗНАНИЯ ЗАКОНОВ ХИМИИ

Аннотация

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

В статье рассмотрены аспекты проведения демонстрационного химического эксперимента как источника знаний, раскрыта его роль в современном образовании. Эффективность демонстрационного эксперимента зависит от грамотности и правильности построения в сочетании с условиями и требованиями проведения эксперимента.

Ключевые слова

Химический эксперимент, демонстрационный эксперимент, картотека демонстрационных опытов.

Химический эксперимент придает особую специфичность химии, как предмету, так как является важным способом осуществления связи между теоретическими и практическими знаниями путем превращения предметных знаний в убеждения. Химический эксперимент в процессе обучения химии в школе предусматривает поближе познакомить учащихся не только с самими химическими явлениями, но и с методами науки химии. В основе обучения химии в школе лежит эксперимент, являющийся орудием исследования в научном изучении природы. Химический эксперимент, как метод познания учащимися химических явлений, является неоспоримым доказательством объективности химических знаний. С помощью эксперимента учащиеся удостоверяются в том, что химическими процессами можно управлять, и удивление загадочными явлениями меняется пониманием. Эти процессы подчиняются естественным законам, и знание их обеспечивает возможность широкого применения превращений химических реакций в повседневной деятельности людей.

Химический эксперимент является источником знаний, которые приобретаются учащимися, средством предупреждения ошибочных заблуждений учащихся, коррекцией знаний, и наконец, способом проверки истинных гипотез, выдвигаемых учащимися и учителем. В ходе выполнения эксперимента «учащиеся осуществляют деятельность, направленную на достижение метапредметных результатов, таких как: целеполагание, планирование, поиск информации, сравнение, анализ, синтез, контроль и оценка» [1].

В примерной образовательной программе основного общего образования прописаны предметные результаты относительно химического эксперимента: получать и распознавать опытным путем газообразных веществ и растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикатора; проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ и качественный состав различных веществ; выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций, о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции; использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ [2].

Демонстрационный эксперимент относится к одному из типов школьного химического эксперимента. Демонстрационным называется эксперимент, проводимый в классе либо учителем, либо лаборантом, либо одним из учеников. Ему отводится особая роль как эффективному средству формирования мотивации к химии, как к предмету. Грамотно и правильно представленный демонстрационный эксперимент на уроках химии способен стимулировать и активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся. «В соответствии с заданной целью, задачи профессиональной подготовки учителя должны быть направлены на создание необходимых условий для формирования или развития: ...умений педагога применять в практической деятельности приемы, методы, технологии диагностики, обучения и воспитания одарённых детей» [3].

Демонстрационный эксперимент это самый распространённый вид словесно-наглядных методов обучения химии. Выполнение демонстрационного эксперимента развивает у учащихся умения наблюдать, объяснять химические явления, способствует воспитанию интереса к получению новых знаний, самостоятельности, критичности мышления. «Критичность мышления предполагает наличие опыта и способности анализировать ситуацию, выявлять возникающие проблемы, осуществлять поиск альтернативных решений, отличать продуктивные пути решения проблем от неэффективных, отказаться от ложных путей» [4].

Эксперимент преследует три дидактические цели школьного образования - познавательную, развивающую, воспитательную. Реализовать эти цели возможно при соответствующем содержании, технике

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

и методике. «Особенно актуально внимание к химическому эксперименту в настоящий момент, когда в отечественном образовании осуществляется переход на обучение по Федеральному государственному образовательному стандарту и учителя анализируют уже имеющийся опыт и стараются внедрять в практику инновационные технологии» [5].

Основными задачами демонстрационного эксперимента являются раскрытие сущности явлений химии; демонстрация учащимся лабораторного оборудования (приборов, аппаратов, установок, химической лабораторной посуды, реактивов, приспособлений); приемы работы эксперимента и правил техники безопасности в химических лабораториях.

При проведении демонстрационного эксперимента Т.В. Уткина предлагает выделить два этапа деятельности:

«1. Ознакомления с содержанием эксперимента (с целями и задачами, оборудованием, последовательностью выполнения, схемой представления результатов).

2. Выполнение экспериментальной части работы (сборка необходимых установок, постановка опытов, наблюдение и непосредственное измерение, заполнение таблиц и выстраивание графиков)» [6].

По мнению автора, при проведении демонстрационного эксперимента учителю необходимо продумать выступления перед учащимися, составить вопросы для собеседования с учащимися после представления результатов эксперимента.

Необходимо понимать, что «новые качественные характеристики приобретает только хорошо организованное и структурно выдержанное знание. Образно выражаясь, большой объем логически не выстроенной информации порождает своего рода «энтропию» в мыслях учащихся» [7, с. 25].

Демонстрационный эксперимент является первоначальным источником познания предметов и явлений. С помощью эксперимента учащиеся получают знания о свойствах и превращениях веществ и, вовлеченные в активную познавательную деятельность, проникают в суть химического явления, осваивают его и используют уже усвоенный материал в качестве способа дальнейшего познания.

Демонстрационный химический эксперимент способствует корректировке знаний в процессе приобретения экспериментальных умений и навыков, ошибки учащихся, осуществлению контроля над свежеприобретенными знаниями, преодоление трудностей.

Кроме того, эксперимент помогает осуществлять развитие практических умений и навыков анализа и синтеза химических веществ, поиск знаний о свойствах веществ, определять его роль в научном химическом познании, то есть в процессе усвоения основ науки химии.

Эффективность обучения химии с использованием демонстрационного эксперимента зависит от наличия постоянных обратных связей. Учет экспериментальных умений и навыков - это итог работы не только учащихся, но и учителя. Самый простой демонстрационный эксперимент, проделываемый в течение нескольких минут при обучении химии, может заменить словесные объяснения учителя.

Демонстрационный эксперимент помогает изучать свойства веществ и внешние признаки химических реакций. Демонстрация химических опытов на уроках химии повышает интерес к объяснению нового учебного материала и способствует лучшему усвоению материала.

Наиболее значим демонстрационный эксперимент в изучении курса химии 8 класса, когда у учащихся ещё нет навыков работы по предмету. Ведущей целью учителя являются на этом этапе умения учащихся наблюдать и объяснять химические процессы и действия. Это важно и необходимо для того, чтобы пробудить интерес к урокам химии, начать формирование практических умений, познакомить учащихся с лабораторным оборудованием и веществами. Демонстрационный эксперимент применяется в том случае, если он: достаточно сложен для самостоятельного выполнения учащимися или крайне опасен при выполнении, например: взрыв гремучего газа, или нет соответствующего оборудования и реактивов в школе.

Каждому демонстрационному эксперименту отводится краткий промежуток времени, и поэтому он всегда должен быть тщательно подготовлен и проверен. Демонстрационный эксперимент является иллюстрацией к объяснению нового материала. Демонстрация опытов - это, своего рода, искусство, которое требует определенных навыков и внимания: каждый эксперимент, даже если он хорошо освоен и многократно выполнялся, должен быть заранее отрепетирован.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

К характерным особенностям демонстрационного эксперимента в химии относятся:

• эксперимент в обучении химии является средством «спрашивать природу», то есть средством опытного исследования изучаемых вопросов темы;

• методические выводы проведения демонстрационного эксперимента.

Демонстрационный эксперимент, помимо наглядной иллюстрации речи учителя, является материалом для умственного развития учащихся и воспитания творческих и креативных способностей к решению выдвигаемых проблем. Следовательно, в рамках курсов повышения квалификации учителей необходимо особое внимание уделять формированию компетентности учителя в данной области. «Система дополнительного профессионального образования должна работать на опережение, изменять образовательную среду и оказывать качественное влияние на изменение образовательных систем»[8, с. 223].

В процессе обучения большое значение приобретают опыты, которые показывают генетическую связь классов неорганических и органических веществ; а также опыты, проверяющие предположения о свойствах веществ и способах их получения на основании теории строения.

Для эффективности демонстрационного эксперимента в обучении химии необходимо выполнять условия:

• четкая постановка проблемы, требующая экспериментального решения, и разработки основной идеи опыта; которую учащиеся должны усвоить до эксперимента;

• необходимый запас знаний и представлений для правильного наблюдения и дальнейшего обсуждения опыта;

• назначение отдельных частей прибора и свойств веществ, наблюдаемых во время опыта;

• правильность построения цепочки рассуждений на материале опыта, ведущей к самостоятельности необходимых выводов под руководством учителя.

Требования к демонстрационному эксперименту впервые были сформулированы В.Н. Верховским и развиты К.Я. Парменовым, А.Д. Смирновым, В.П. Гаркуновым, М.С. Пак.

К основным требованиям относятся: обозреваемость, то есть хорошая видимость; наглядность, обеспечивающая правильное восприятие эксперимента учащимися; безукоризненная техника выполнения эксперимента; безопасность для учащихся и учителя; оптимальная методика эксперимента, то есть сочетание техники эксперимента и слов учителя; надежность эксперимента; выразительность; эмоциональность; убедительность, то есть достоверность результатов эксперимента; кратковременность и эстетичность оформления; простота техники выполнения и доступность для понимания; обязательная предварительная подготовка данного эксперимента; и наконец, репетиция эксперимента.

Любому демонстрационному опыту отводится небольшой промежуток времени, и поэтому он всегда должен быть тщательно подготовлен и проверен.

Материалы по методике проведения демонстрационного эксперимента регулярно пополняются в печатных изданиях и на сайтах интернета. Для быстрой и грамотной организации демонстрационного эксперимента на уроке химии целесообразно разработать картотеку демонстрационных опытов, и на основе общеобразовательной программы по химии все опыты в картотеке распределить для удобства по темам и пронумеровать их. Для каждого эксперимента в картотеке нужно указать тему, необходимое оборудование и реактивы, рисунок прибора, поэтапное описание техники проведения и пояснение к результату наблюдения. Такая система демонстрационных опытов позволяет быстро собрать необходимое оборудование и реактивы для демонстрации опытов на уроке, экономить время на подготовку к уроку, выбрать эксперимент в соответствие с возможностями оснащения химической лаборатории в школе. Такая картотека будет удобна в использовании, как для опытного педагога, лаборанта, так и молодого специалиста. Простейшие демонстрационные опыты могут проводить учащиеся старших классов под руководством учителя, отработав технику выполнения на внеурочных занятиях.

В сочетании с техническими средствами обучения демонстрационный эксперимент обеспечивает более эффективное овладению знаниями, умениями и навыками. Систематическое использование эксперимента на уроках химии помогает учащимся развивать умения наблюдать явления, объяснять их сущность в свете изученных теорий и законов, формирует и совершенствует экспериментальные умения и

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х

навыки, прививает навыки планирования своей деятельности и осуществления самоконтроля, воспитывает аккуратность, уважение и любовь к труду.

Таким образом, демонстрационный эксперимент способствует воспитанию и всестороннему развитию личности. Он зарождает правильные и четкие представления о химических явлениях и процессах, раскрывает закономерности, знакомит с методами исследования, иллюстрирует технические применения химических законов.

Список использованной литературы:

1. Пяткова О.Б. Формирование универсальных учебных действий на уроках химии. [Текст] / Пяткова О.Б. Сборник статей международной научно-практической конференции «Наука третьего тысячелетия» - 2016. Ч.2.-131-135 с.

2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс]: — Режим доступа: http://fgosreestr.ru/

3. Пяткова О.Б. Некоторые аспекты профессиональной подготовки педагогов, работающих с одарёнными детьми [Текст] / Пяткова О.Б. Символ науки: международный научный журнал.- 2016. № 3-2. С. 115-118.

4. Хафизова Н.Ю. К вопросу о подготовке педагогов в системе повышения квалификации к проектированию компетентностно-ориентированного урока / Н.Ю. Хафизова // Научное обеспечение систем повышения квалификации кадров : научно-теоретический журнал - 2015. - 3 (24). - С. 90-95.

5. Ламехова Е.А. Федеральный государственный образовательный стандарт и готовность учителей к его внедрению / Е.А. Ламехова // Роль инноваций в трансформации современной науки: сборник Международной научно-практической конференции. - Уфа: Аэтерна, 2015. - С. 174-176. [Электронный ресурс]:-Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=24664435

6. Уткина Т.В. Лабораторный практикум в классах химико-биологического профиля /Т. В. Уткина//Биология в школе. -2010. -№ 5. -С. 26-32.

7. Уткина Т.В. Формирование целостного содержания естественно-научного образования при профильном обучении /Т.В. Уткина//Биология в школе. -2012. -№ 7. -С. 24-31.

6. Шайкина В.Н., Бегашева И.С. К вопросу о формировании компетентности учителей естественно-математических дисциплин / Шайкина В.Н. Инновационная наука - 2016. - №3. - С.222-226.

© Пяткова О Б., Кулакова И.В., 2016

УДК 37.036.5

Садовников Николай Владимирович

доктор пед.наук, профессор ПГУ, г. Пенза, РФ E-mail: [email protected] Пудовкина Юлия Николаевна канд.пед.наук, доцент ПГУ, г. Пенза, РФ E-mail: [email protected]

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ТВОРЧЕСКОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЯ, ИЗОБРЕТАТЕЛЯ

Аннотация

В статье рассматриваются тринадцать подготовительных этапов ведущих к обращению подсознательному механизму молодого ученого. Рассмотренные этапы полезны изобретателю на первых порах творческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.