МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070
операций особого риска», а с 2011-2012 учебного года введена специализация "Чрезвычайное гуманитарное реагирование". Обучение таких специалистов - это инновационный проект в системе образовательных учреждений МЧС России. В процесс образования по данным специальностям в число профилирующих предметов была включена дисциплина «Физическая культура». С 2010 года ведутся исследования по формированию профессионально-важных качеств средствами физического воспитания [1].
Главным условием качественной подготовки выпускников университета является научный потенциал ВУЗа. Широта научных интересов, высокий профессионализм, большой опыт научно-педагогической деятельности, владение современными методами научных исследований, постоянный поиск оптимальных путей решения современных проблем позволяют коллективу университета приумножать научный и научно-педагогический потенциал ВУЗа, обеспечивать непрерывность и преемственность образовательного процесса.
Исследовав процессы подготовки и обучения в странах США, России и Великобритании, необходимо отметить основы обеспечения пожарной безопасности тесно связанные с действующим законодательством (правовым, экономическим, социальным). Основными задачами государственной противопожарной службы является: профилактика пожаров, спасение людей и имущества, тушение пожаров, и проведение аварийно-спасательных работ.
Для решения поставленных задач подготовка и обучение специалистов проходит с учётом современных требований к их квалификации в области гражданской обороны, пожарной безопасности, защиты в чрезвычайных ситуациях, а также прогнозирование перспективного развития специалистов и технологий.
Список использованной литературы:
1. Уколов А.В.; Жернаков Д.В.; Слепов А.Н.; Шишкин С.Н.; Методика физической подготовки в ВУЗах ГПС МЧС России / Под общей редакцией В.С. Артамонова. - СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2013. - 124 с.
2. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"
3. http://www.mchs.gov.ru/dop/terms/item/88463
4. http://www .igps. ru/mainpage/maininfo.html
© Уколов А.В., Лагунов А.Н., Жернаков Д.В., 2016.
УДК 37.022
Т.В.Уткина, к.п.н.
доцент кафедры естественно-математических дисциплин
ГБУ ДПО ЧИППКРО г. Челябинск, Российская Федерация Е.А.Ламехова, к.п.н доцент естественно-технологического факультета
ФГБОУ ВПО «ЧГПУ» г. Челябинск, Российская Федерация Ю.Г.Ламехов, д.б.н. профессор естественно-технологического факультета
ФГБОУ ВПО «ЧГПУ» г. Челябинск, Российская Федерация
К ВОПРОСУ О МЕТОДИКЕ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация
Биологическое разнообразие является объективной характеристикой состояния экосистем. Изучение
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_
этой характеристики в школьном курсе позволит реализовать личностные, метапредметные и предметные задачи. Важную роль в изучении биоразнообразия играют экскурсии. Изучение биоразнообразия рекомендуется связать с изучением этнокультурных традиций региона.
Ключевые слова
Биологическое разнообразие, методика проведения экскурсий, энтокультурные традиции, личностные,
метапредметные и предметные результаты.
Формирование системы биологических знаний сопровождалось накоплением сведений о видах живых организмов, их разнообразии и систематическом положении. Зарождение представлений о связи между организмами и окружающей средой, а также о влиянии среды на многообразие видов, позволило переоценить значение факторов внешней среды в таксономическом разнообразии. В истории биологии на определенном этапе ее развития появились варианты объяснения возникновения видового разнообразия, которые носили экологический и эволюционный характер [1].
Современный уровень биологических исследований, связанный с описанием структурных и физиологических особенностей живых организмов, позволяет описать варианты биологического разнообразия, которые при взаимодействии между собой определяют современное состояние биосферы. Изучение биологического разнообразия выступает в настоящее время теоретической основой для некоторых сфер практической деятельности, повышающей качество жизни современного человека. [2]
Научные представления о биоразнообразии, проявляющемся на разных уровнях организации жизни, находят отражение в содержании курсов биологии и экологии для средней общеобразовательной школы. Актуальность такого подхода подтверждается, например тем, что перед системой общего образования на современном этапе его развития поставлена задача подготовки выпускников школ к активному участию в жизни общества и воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, чувства ответственности, а также развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях. [3]
Для решения сформулированных задач необходима ориентация школьного образования в тех проблемах, заботой о которых сегодня живет человечество и введение учащихся в мир проблем и противоречий, способных привести к кризисам и катастрофам. К современным общечеловеческим ценностям, несомненно, относится совокупность экологических знаний, оказывающихся незаменимыми при решении экологических проблем. Методически грамотное использование знаний о состоянии экосистем и их зависимости от действия внешних факторов, играет важную роль в развитии активной жизненной позиции учащихся, усилению связи теоретических знаний с их практическим применением, а так же с развитием прогностических навыков, основанных на знании экологических законов и закономерностей. В решении названных задач особую роль играет методически грамотный подход к изучению биоразнообразия.
Сегодня совершенно очевидно, что экологическое образование требует изменения традиционных педагогических подходов. В частности, стало понятно, что обычные способы трансляции предметных знаний не позволяют достичь декларируемых государством целей экологического образования.[4]
Важнейшим условием успешного изучения биоразнообразия является выработка и совершенствование у учителей умений и навыков, необходимых для организации деятельности учащихся по изучению состояния окружающей среды. Совершенствование работы учителя в этом направлении определяется, с одной стороны, требованиями федеральных образовательных стандартов основного и среднего общего образования и совершенствованием общепедагогического мастерства учителя, а с другой требуется специальная методическая подготовка педагога по включению сведений о биоразнообразии в процесс урочной и внеурочной деятельности учащихся. Перспективы работы учителя в этом направлении связаны с достижением такого результата, как знания учеников о существующем биоразнообразии той местности, в которой он живет. Приобретение учащимися знаний о биоразнообразии является основой мотивированного осознания необходимости охраны окружающей среды и перспектив ее возможного изменения под воздействием антропогенного фактора.
Анализ практической деятельности учителей позволяет прийти к выводу о том, что изучение
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_
биоразнообразия на местном материале позволяет достигнуть в сознании учащихся синтеза общих знаний о биоразнообразии со знаниями о формах деятельности, направленных на его сохранение. Основные понятия, применяемые в теории организации охраны природы, а так же знания по биоразнообразию, лучше усваиваются учащимися на основе конкретного краеведческого материала.
Изучение биоразнообразия не должно сводиться к овладению информацией о количестве видов растений и животных из разных систематических единиц, представленных на конкретной территории. Знакомство с видовым разнообразием включает информацию об охраняемых видах, видах привлекательных с эстетической точки зрения, а так же видах, используемых человеком в практической деятельности. Такой подход к изучению биоразнообразия существенно влияет на формирование социально активной жизненной позиции, развивает потребность не только соблюдать нормы и правила поведения при нахождении в природе, но и сформировать нетерпимое отношение к нарушению этих правил.
Изучение биоразнообразия любой группы растений или животных опирается на использование такого понятия как вид. Это основная систематическая единица в классификации организмов. Опираясь на теоретические представления о виде, описывая эту группировку организмов, необходимо описать основные биологические характеристики видов, которые по своей сути соответствуют критериям вида. Неоднозначный подход к описанию и выделению видов, во многих случаях не позволяет привести абсолютно точную цифру, соответствующую количеству описанных видов. Подобные ситуации связаны с рядом объективных и субъективных причин.
Биоразнообразие как одно из уникальных свойств оценивается в настоящее время с разных точек зрения. Разнообразие подходов не препятствует учету принадлежности вида к надвидовым таксонам. В настоящее время, как и на предыдущих этапах развития биологии, происходит уточнение объема надвидовых таксонов и дробление их на варианты «промежуточных» надвидовых систематических единиц. В сложившейся ситуации учитель должен, используя доступную научную литературу, знакомить учащихся с современной систематикой, как растений, так и животных. При характеристике систематического положения вида очень важно правильно формулировать название систематической категории.
Определение видовой принадлежности организмов - один из этапов в организации работы по изучению биологического разнообразия региона. Особое значение приобретает экологический подход к составлению характеристики вида. В соответствии с этим учителю рекомендуется уделить внимание экологической классификации изучаемой группы живых организмов. Экологические классификации разработаны по отношению к группам растений и животных. Соотношение двух подходов — систематического и экологического - позволит формировать у учащихся такие метапредметные универсальные учебные действия, как сравнение, анализ, синтез и обобщение.
В качестве примера современного варианта классификации животных можно привести классификацию птиц, предложенную А. Уэтмором и принятую в качестве стандарта в орнитологических работах. Названный вариант классификации излагается в доступных источниках. [5, 7]
В соответсвии с предложенной экологической классификацией в пределах класса Птицы возможно выделение следующих экологических групп: древесно-кустарниковые, наземно-древесные, наземные, околоводные, водные и охотящиеся на лету. В пределах каждого региона встречаются виды птиц, относящиеся практически ко всем экологическим группам. При организации работы по экологической классификации, например, птиц, учитывается комплекс особенностей, среди которых особую роль играет способ добывания пищи, вариант перемещения в пространстве, а также место расположения гнезда. Учитель при проведении работы по определению экологических групп птиц приводит примеры видов птиц, принадлежащих к разным экологическим группам. Описанный вариант работы при изучении биоразнообразия, важен также с эволюционной точки зрения. Это проявляется в том, что птицы, относящиеся к одной экологической группе, могут принадлежать к разным отрядам, но иметь сходные морфологические признаки. Описанная ситуация доказывает проявление конвергентного сходства между птицами, относящимся к разным отрядам.
Установление видового статуса группы организмов является предпосылкой для описания роли этого или этих видов в функционировании конкретных экосистем. Реализация названной задачи неразрывно
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_
связана с применением такой формы организации обучения как экскурсия, которой в нынешних условиях необходимо придать общественно-полезную и лично значимую направленность. В свою очередь, это потребует широкого привлечения и использования элементов научного открытия, романтики, игры и других вариантов организации деятельности учащихся.
Экскурсия по изучению биоразнообразия не может быть часто повторяющимся видом учебной деятельности, поэтому она должна быть проведена с максимальным учебным эффектом, что возможно при тщательной подготовке к ее проведению. Высокая эффективность проведения экскурсии возможна при соблюдении общих методических положений. Нецелесообразно превращать экскурсию в природу в урок под открытым небом с длительным опросом учащихся по пройденному материалу. Прибывая на место экскурсии, не следует повторять основные таксоны растений или животных, исправлять или дополнять ответы учащихся. В этом случае экскурсия теряет свою специфику как форма организации обучения. Проведению экскурсии предшествует выбор маршрута, осуществляемый учителем в зависимости от образовательных целей и учет особенностей биотопа, в котором планируется проведение экскурсии. Маршрут должен быть максимально насыщенным, а это, прежде всего, зависит от видового состава и обилия видов, встречающихся на нем.
Большое внимание необходимо уделить остановкам для наблюдений учащимися и проведения экспериментов. Например, на экскурсии по изучению голосеменных растений маршрут может состоят из шести станций, со следующими названиями: «Загадочная гавань», «Экология города», «Туя западная», «Ель колючая», «Ель сибирская» и «Сосна обыкновенная». На каждой станции учащимся предлагается принять участие в конкурсах, викторинах или экологических играх. Возможен следующий вариант задания, выполняемого учащимися на одной из станций. Перед экскурсантами раскладывается раздаточный материал из хвои, шишек, а так же рисунки силуэтов голосеменных растений. Участники конкурса должны определить виды растений по предложенным материалам.
Экскурсоводами могут быть сами учащиеся, что повысит их заинтересованность в проведении мероприятия и достижении хороших результатов.
На каждом этапе проведения экскурсии внимание учащихся обращается на особенности местности, влияющие на биоразнообразие растений и животных. На протяжении всей экскурсии по изучению биоразнообразия учитель должен подчеркивать красоту и эстетическую привлекательность посещенных экосистем, используя отрывки из литературных произведений. Во многих стихах отечественных поэтов приведены художественные описания объектов живой природы при достоверном изложении их биологических особенностей. Поэтическая составляющая экскурсий должна быть уместной с содержательной точки зрения. Это позволяет, при правильном подборе произведений, использовать их во время экскурсий.
В пределах маршрута, выбранного для проведения эскурсии, возможно перемещение по территории, занятой разными экосистемами. Это позволят оценить не только видовое разнообразие, но и условия, в которых сформировался биоценоз с определенным видовым составом. Сопоставление всех этих сведений позволит обсудить с учащимися следующие эколого-эволюционные проблемы: причины, приведшие к возникновению и сохранению биоразнообразия, перспективы развития экосистем, в состав которых входят виды живых организмов и ряд других. Внимание учащихся обращается не только на биологические характеристики видов и их приспособленность к среде обитания, но и на проявляющиеся варианты биотических взаимоотношений между компонентами экосистем. Особое внимание на этом этапе проведения экскурсии следует уделить планированию возможных вариантов действий человека, направленных на улучшение состояния среды обитания. При этом обсуждаются такие экологически продуманные виды деятельности человека, как посадка лесов, их очистка от захламления, загрязнения и сухостоя, мелиоративные работы и т.д.
Методические рекомендации, учитываемые при проведении экскурсий по изучению биоразнообразия растений, должны учитываться так же при подготовке и проведении зоологических экскурсий. Однако проведение зоологических экскурсий связано с учетом особенностей, которые определяются свойствами животных. Для успешного проведения экскурсий по изучению биоразнообразия животных желательно
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_
учитывать следующее: - подвижность животных; - способность животных реагировать на присутствие человека; -способность животных выбирать вариант биотопа, к условиям которого приспособлен вид; -сезонную и суточную активность животных; -повышенную численность животных на местах скопления бытовых отходов.
Снижение отрицательных моментов, зависящих от перечисленных выше особенностей животных, возможно при правильном поведении учащихся во время экскурсии и использовании биноклей.
Многие растения, обитающие в экосистемах на изучаемых территориях, являются лекарственными. Человек использует и собирает их достаточно давно и тем самым оказывает влияние на конкретные биоценозы. Изучение лекарственных растений также можно проводить непосредственно в природе во время экскурсий. В ходе них рассматривается видовое разнообразие лекарственных растений, их морфологические и экологические особенности, правила сбора с целью сохранения их запасов, собираются отдельные экземпляры для изготовления гербария. [6]
Одной из особенностей экскурсии по изучению биоразнообразия является возможность проведения учебно-исследовательской и проектной деятельности учащимися. Возможно распределений заданий по группам. Так, на экскурсии по изучению биоразнообразия растений, можно предложить следующие задания: изучение видового состава растений, входящих в состав биоценоза; способов размножения и расселении растений; приспособленности к условиям окружающей среды обитания и другие. При рассмотрении многообразия лекарственных растений на экскурсиях наряду с выполнением названных заданий целесообразно рассмотреть строение цветков и соцветий, выяснить, как происходит опыление цветков, и определить растения, произрастающие рядом с лекарственными растениями. На зоологической экскурсии уместны следующие темы для проведения исследования: животные-обитатели водных экосистем; насекомые - опылители цветковых растений; орнитофауна смешанного леса и другие.
Знания, полученные учащимися в ходе экскурсии, нуждаются в правильной систематизации и обобщении. Этот вид учебной деятельности осуществляется в виде классной или внеклассной работы с материалами экскурсии. Одним из вариантов обобщения собранного материала может быть составление маршрутного листа, в котором кратко раскрывается содержание каждой станции.
Систематическая работа по изучению биоразнообразия осуществляется в форме учебных занятий, проводимых в классе. В этом случае учитель готовится к проведению занятия, составляя план-конспект, включающий цель, задачи, основное содержание учебного занятия, предполагаемые проблемные вопросы и домашнее задание. В качестве примера проанализируем содержание плана-конспекта, составленного к уроку по теме «Биоразнообразие водорослей водоемов Челябинской области». Цель занятия - сформировать представление о биоразнообразии водорослей Челябинской области и показать их значение в экосистемах. Достичь сформулированную цель можно при реализации задач, конкретизирующих освоение планируемых результатов. Задачи подразделяются на три категории: личностные, метапредметные и предметные. Среди задач личностного характера определены следующие: развитие навыков исследовательской работы и знакомство с основами поведения проектной деятельности. Метапредметной является задача по формированию у учащихся умений выделять существенные признаки, описывать биологические объекты и проводить их сравнительную характеристику. К задачам предметного характера на данном занятии можно отнести следующие: - формирование системы научных знаний о живой природе, систематизация представлений о биологических объектах и другие. Методические рекомендации, включенные в план-конспект к учебному занятию, представлены вариантом осуществления актуализации знаний, описанием этапов проведения задания, перечнем проблемных вопросов при изложении материала, а также домашним заданием.
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта [3] связана с усилением внимания к такой проблеме как национальные региональные этнокультурные особенности. Названные особенности определяются как характерные свойства культуры народа, проявляющиеся в определенной территории в административных границах субъекта РФ. Изучение биологического разнообразия может проводиться с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей населения Челябинской
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_
области. Такой подход может создать основу для расширения использования естественнонаучной информации для сохранения и развития культурного разнообразия.
В рамках изучения биоразнообразия возможна реализация учета национальных, региональных и этнокультурных особенностей по трем направлениям: знакомство с древними наскальными изображениями, изучение традиций использования образов животных и растений в народном творчестве, а так же изучение геральдики городов и районов Челябинской области. Древние наскальные изображения являются немногочисленным вариантом памятников далекого прошлого. Наскальная живопись отражает представления человека об окружающем мире и содержит информацию о первых биологических знаниях людей древнего времени. Изображения, сохранившиеся в некоторых пещерах, можно разделить на три группы: изображения животных, антропоморфных существ и знаков. Из мира животных чаще изображались мамонты, лошади, быки и некоторые другие существа. В орнаментах, украшавших одежду людей, часто встречаются мотивы тюльпана, гвоздики и других видов. Кроме этого, в вышивке одежды отмечены зооморфные и антропоморфные компоненты, которые выражены слабее.
Таким образом, освоение учебного курса по биоразнообразию при опоре на ведущие целевые установки, позволяет учесть национальные, региональные и этнокультурные особенности региона и обеспечить развитие личности обучающихся. Список использованной литературы:
1. История биологии с древнейших времен до начала ХХ века / под. ред. Микулинского С.Р. - М. : Наука, 1972. - 536 с.
2. Бродский, А.К. Введение в проблемы биоразнообразия /А.К.Бродский. -СПб . : ДЕАН, 2002. - 144 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г., зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г., рег. № 19644.-Режим доступа: http://www. rg. ru /2012/06/21/ obrstandart -dok. Html.
4. Уткина Т.В. К вопросу о подготовке педагогических кадров с акцентуацией на экологическое образование в условиях введения федерльного государственного стандарта. Ежегодный научный журнал «Экологический ежегодник» - 2014. - № 7.- С. 56-60
5. Ламехов Ю.Г. Птицы Челябинской области: уч. пос./ Ю.Г. Ламехов. -Челябинск: АБРИС, 2013 . -128 с.
6. Строкова Н.П. Учителю о лекарственных растениях Челябинской области: учеб.справочник /Н.П. Строкова, Е.А. Ламехова.-Челябинск: Изд-во Челяб.гос.пед.ун-та, 2010. -147с.
7. Уткина Т.В. Биоразнообразие Челябинской области / Т. В. Уткина, Ю.Г. Ламехов, Е.А.Ламехова. -Челябинск: ЧИППКРО , 2015. - 200с.
© Уткина Т.В., Ламехова Е.А., Ламехов Ю.Г., 2016
УДК 37
Е.В. Федоткина
канд. фил. наук, доцент каф. «Лингводидактика» МГУПС (МИИТ), г. Москва, РФ E-mail: fedotkinaev@mail.ru
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ
ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ.
Аннотация
В статье сформулирована общая цель необходимости изучения иностранных языков в неязыковом вузе, а также обозначены задачи преподавателя по формированию у студентов навыков и умений