_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_
области. Такой подход может создать основу для расширения использования естественнонаучной информации для сохранения и развития культурного разнообразия.
В рамках изучения биоразнообразия возможна реализация учета национальных, региональных и этнокультурных особенностей по трем направлениям: знакомство с древними наскальными изображениями, изучение традиций использования образов животных и растений в народном творчестве, а так же изучение геральдики городов и районов Челябинской области. Древние наскальные изображения являются немногочисленным вариантом памятников далекого прошлого. Наскальная живопись отражает представления человека об окружающем мире и содержит информацию о первых биологических знаниях людей древнего времени. Изображения, сохранившиеся в некоторых пещерах, можно разделить на три группы: изображения животных, антропоморфных существ и знаков. Из мира животных чаще изображались мамонты, лошади, быки и некоторые другие существа. В орнаментах, украшавших одежду людей, часто встречаются мотивы тюльпана, гвоздики и других видов. Кроме этого, в вышивке одежды отмечены зооморфные и антропоморфные компоненты, которые выражены слабее.
Таким образом, освоение учебного курса по биоразнообразию при опоре на ведущие целевые установки, позволяет учесть национальные, региональные и этнокультурные особенности региона и обеспечить развитие личности обучающихся. Список использованной литературы:
1. История биологии с древнейших времен до начала ХХ века / под. ред. Микулинского С.Р. - М. : Наука, 1972. - 536 с.
2. Бродский, А.К. Введение в проблемы биоразнообразия /А.К.Бродский. -СПб . : ДЕАН, 2002. - 144 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г., зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г., рег. № 19644.-Режим доступа: http://www. rg. ru /2012/06/21/ obrstandart -dok. Html.
4. Уткина Т.В. К вопросу о подготовке педагогических кадров с акцентуацией на экологическое образование в условиях введения федерльного государственного стандарта. Ежегодный научный журнал «Экологический ежегодник» - 2014. - № 7.- С. 56-60
5. Ламехов Ю.Г. Птицы Челябинской области: уч. пос./ Ю.Г. Ламехов. -Челябинск: АБРИС, 2013 . -128 с.
6. Строкова Н.П. Учителю о лекарственных растениях Челябинской области: учеб.справочник /Н.П. Строкова, Е.А. Ламехова.-Челябинск: Изд-во Челяб.гос.пед.ун-та, 2010. -147с.
7. Уткина Т.В. Биоразнообразие Челябинской области / Т. В. Уткина, Ю.Г. Ламехов, Е.А.Ламехова. -Челябинск: ЧИППКРО , 2015. - 200с.
© Уткина Т.В., Ламехова Е.А., Ламехов Ю.Г., 2016
УДК 37
Е.В. Федоткина
канд. фил. наук, доцент каф. «Лингводидактика» МГУПС (МИИТ), г. Москва, РФ E-mail: [email protected]
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ
ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ.
Аннотация
В статье сформулирована общая цель необходимости изучения иностранных языков в неязыковом вузе, а также обозначены задачи преподавателя по формированию у студентов навыков и умений
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_
самостоятельной работы, представлены рекомендации.
Ключевые слова
Преподавание иностранных языков; навыки и умения самостоятельной работы; учебная задача; мотивация
учения; субъект учебной деятельности.
Преподавание иностранных языков в вузе предполагает реализацию определённых практических, общеобразовательных, учебных и воспитательных задач. Многие видные педагоги и учёные справедливо полагают, что цель, с которой студенты изучают тот или иной иностранный язык, очень важна, как для самого обучающегося, так и для преподавателя, а именно умение вступать в диалог с представителями других культур.
Согласно примерной программе по дисциплине «Иностранный язык» в неязыковом вузе общая цель овладения иностранным языком в курсе бакалавриата заключается в формировании зрелой гражданской личности, обладающей системой ценностей, взглядов, представлений и установок, отражающих общие концепты российской культуры, и отвечающей вызовам современного общества в условиях конкуренции на рынке труда. [1, с.8].
В рамках указанной общей цели приоритетными являются такие качества будущих бакалавров, как: способность осуществлять межкультурные контакты в профессиональных целях, конкурентоспособность, стремление к самосовершенствованию в постоянно меняющемся многоязычном и поликультурном мире, мобильность и гибкость в решении задач производственного и научного плана, потребность в самообразовании и самосовершенствовании.
Общая цель конкретизируется в определённых параметрах: речь идёт об образовательном, воспитательном, развивающем и других аспектах учебной деятельности.
Остановимся более подробно на образовательном или обучающем аспекте, предполагающим последовательное овладение студентами совокупности компетенций, основными из которых являются коммуникативная, прагматическая, когнитивная и некоторые другие.
Для формирования наиболее важной коммуникативной компетенции студенту необходимо овладеть всеми видами речевой деятельности: чтением, аудированием, говорением и письмом. И в этой связи только аудиторных практических занятий совершенно недостаточно. Задача преподавателя — выработать у студента навыки и умения самостоятельной работы, так как ни один даже самый лучший курс обучения иностранному языку не даёт учащемуся полного владения иностранным языком, а, главным образом, помогает ему преодолевать трудности в процессе формирования коммуникативных компетенций и дальнейшего их развития. К сожалению, школа не всегда уделяет должное внимание обучению самому процессу самостоятельной работы учащихся, вследствие чего студенты I курса в большинстве своём не готовы к такому виду учебной деятельности и не всегда чётко себе представляют, что от них требуется.
В связи с этим весьма полезным будет начать курс обучения иностранному языку с вводной беседы, в процессе которой преподаватель ознакомит студентов не только со спецификой курса «иностранный язык», практическими целями обучения, программой, но и предложит рекомендации по организации самостоятельной учебной деятельности студентов, без которой, на наш взгляд, не может быть полноценного овладения языковыми навыками и умениями.
Самостоятельная работа по иностранному языку подразумевает умение работать с книгой, учебником и словарём, умение слушать и понимать иностранную речь, говорить, употребляя знакомые грамматические формы и слова иностранного языка, читать аутентичную литературу на иностранном языке и понимать прочитанное. Всеми этими умениями учащийся овладевает не сразу, и его практическая самостоятельная деятельность должна быть организована так, чтобы ему приходилось постепенно преодолевать нарастающие трудности, проявляя всё большую степень самостоятельности в достижении поставленной цели.
Навыки самостоятельной работы, выработанные у учащихся в течение учебного процесса, должны остаться на всю жизнь; у учащегося должна быть создана потребность заниматься иностранным без принуждения со стороны преподавателя. Эта потребность и является результатом самостоятельной работы учащегося.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_
Понятие «самостоятельная работа» входит в составную часть более глобального понятия «автономии» учащегося, что подразумевает определённые умения:
- самостоятельно оценить свой исходный уровень владения иностранным языком, свой опыт в изучении языка и культуры;
- определить/поставить адекватную учебную задачу в том или ином учебном контексте (например, в связи с накоплением языковых средств, совершенствованием умений речевой деятельности, организацией/использованием ситуации речевого обращения и др.);
- оценить и соотнести данную учебную задачу с конкретным учебным контекстом с точки зрения своих потребностей и интересов в области изучения иностранного языка;
- подобрать соответствующие средства для решения учебной задачи (тексты, необходимые учебные материалы, вспомогательные учебные пособия, справочники, словари и др.);
- определить необходимый/ожидаемый результат в связи с решением учебной задачи (например, подбор языковых средств, овладение определёнными стратегиями чтения, аудирования, ведения беседы, подготовка устного/письменного сообщения и др.) [2].
В условиях профессионального вузовского обучения, в связи с требованиями непрерывного профессионального совершенствования всё большую значимость в настоящее время приобретает разработка приёмов воздействия обучающего на обучаемого с целью формирования и поддержания у него мотивации учения в режиме самостоятельной работы.
К таким приёмам, предлагаемым в современной методической и педагогической литературе, можно отнести:
- убеждение в важности и целесообразности самостоятельной работы в процессе овладения иностранным языком (в период лекционного вводного курса, в методических указаниях по самостоятельной работе);
- чёткое определение цели и значимости каждого из заданий, предлагаемого на самостоятельную внеаудиторную работу (на аудиторном занятии, в пояснительной записке к обучающей программе, в инструкциях к конкретным заданиям);
- вооружение студентов конкретными способами выполнения самостоятельной работы (с помощью исчерпывающих инструкций, исходящих непосредственно от преподавателей/авторов учебных материалов, предназначенных для самостоятельной работы);
- подтверждение значимости самостоятельной работы в процессе практической реализации её результатов (при выполнении в аудитории коммуникативно направленных творческих видов заданий, которые могут быть выполнены только на базе приобретённых знаний/навыков в режиме самостоятельной работы);
- предъявление студентам системы заданий (организующих их самостоятельную деятельность по приобретению языковых знаний, формированию речевых навыков и развитию речевых умений) с обязательной оценкой самостоятельной учебной деятельности: неотсроченной оценкой (посредством ключей для самоконтроля, образцов к упражнениям, а также различного рода одобрений и поощрений) или отсроченной оценкой, осуществляемой непосредственно преподавателем;
- применение различных технических средств обучения для организации самостоятельной работы студентов неязыковых вузов по иностранному языку;
- предъявление специальных заданий, стимулирующих познавательный интерес обучаемых. [3, с.123].
Для поддержания мотивации учения предлагаются также такие формы работы, как беседа в
неформальной обстановке со студентами, организация диспута на тему «Без самостоятельной работы невозможно овладеть ни одним иностранным языком» или «Как Вы понимаете понятие «самостоятельная работа»?»
Рассмотрение обучаемого как субъекта учебной деятельности побудило методистов к разработке приёмов воздействия на психическое состояние обучаемых и на развитие у них психических процессов, из которых складывается познавательная деятельность человека (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышлений и другие). Без развития этих процессов у студентов могут возникнуть трудности
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070
при выполнении самостоятельной работы по иностранному языку и тем самым может быть снижена мотивация учения.
С целью поддержания мотивации учения может быть использован интерес современных студентов неязыковых вузов к компьютерным технологиям и одновременно их игровая потребность. В связи с этим рекомендуется использование компьютерных обучающих программ и, в частности, компьютерных игр для усиления внутренних положительных элементов мотивации учения. С помощью мультимедийных технологий и заданий в игровой форме можно управлять, например, обучением рецептивному владению лексикой для чтения, терминологическим словарём в заданной речевой ситуации или отработать определённую грамматическую тему, что в значительной степени облегчит задачу преподавателя в необходимости многочасовых аудиторных тренингов определённых языковых явлений и перенесёт акцент на самостоятельную работу студентов.
Список использованной литературы:
1. Перфилова Г.В. Примерная программа по дисциплине «Иностранный язык» для подготовки бакалавров (неязыковые вузы). — М.:ИПК МГЛУ «Рема», 2011. — 32 с.
2. Коряковцева Н.Ф. Автономность в практике обучения иностранным языкам и культурам. // Автономия учащегося в процессе изучения иностранного языка и культуры. — М., 2001. — С.18-19. (Тр./ МГЛУ; вып. 461).
3. Каменская Л.С. Профессиональная коммуникация как цель обучения иностранному языку в неязыковом вузе. // Новые возможности совершенствования управления самостоятельной внеаудиторной работой студентов. — М., 2000. — С.123-124. (Тр./ МГЛУ; вып. 454).
© Федоткина Е.В., 2016
УДК 378.046.2
В.В. Федчук, К.п.н.
ООО «Благополучие», старший инструктор методист, г. Москва, РФ
А.И. Алифиров К.п.н., доцент РГСУ, г. Москва, РФ
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДИНАМИКИ УРОВНЯ ФИЗИЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
СТУДЕНТОВ В ТЕЧЕНИЕ СЕМЕСТРА
Аннотация
В статье рассмотрен педагогический эксперимент влияния системы физического воспитания в вузе на динамику уровня физической подготовленности студентов 17-20 лет в течении учебного семестра.
Ключевые слова
Физическое воспитание студентов, уровень физической подготовленности, развитие физических качеств.
Процесс физического воспитания в вузе, как и весь учебный процесс, регламентирован и обеспечен документами федерального уровня (ФГОС 3 или 3+, рабочей учебной программой) [3, с. 145]. Этим созданы предпосылки для укрепления здоровья студентов, повышения качества физического воспитания в вузах. Для эффективной реализации программы физического воспитания, в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, требуется современный комплекс системы физического воспитания с использованием новейших технологий, форм и методов физкультурно-спортивной работы в вузах [1, с. 15].
Цель исследования - проанализировать изменение уровня физической подготовленности студентов в