_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_
2. Бабанский Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. М.,1998
3. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. М.,1987
4. Махмутов М.И. Современный урок. Вопросы теории. М.,1981
5. Педагогика 2000 № 7, «Интерактивные методы обучения».
6. Пикасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении М.,1990
© Чичинова Л.Г., 2016
УДК 337
В.Н. Шайкина,
Ст. преподаватель ГБУ ДПО ЧИППКРО г. Челябинск, Российская Федерация И.С. Бегашева, Ст. преподаватель ГБУ ДПО ЧИППКРО г. Челябинск, Российская Федерация
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы формирования компетентности учителей естественно-математических дисциплин, отображенные в едином квалификационном справочнике, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и профессиональном стандарте «Педагог», в рамках курсов повышения квалификации педагогических кадров. Особо отмечается роль инновационных методов и форм обучения, которые позволяют сделать процесс повышения квалификации учителей более эффективным.
Ключевые слова
Профессиональная компетентность, современные образовательные технологии, модульное обучение, проектная и учебно-исследовательская деятельность, кейс-метод.
В настоящее время в России наблюдается процесс интенсивных социальных, политических и экономических преобразований, и качественная подготовка кадров, в том числе и педагогических, стала одним из важнейших залогов успеха проводимых в стране реформ.
Профессионально значимые качества педагогов являются предметом изучения ученых на протяжении длительного времени и определяют структуру профессиональной компетентности учителя. Например, С.Е. Шишов, В.А. Кальней [1, с.254] делают акцент на том, что «понятие компетенции относится к области умений, а не знаний. Компетенция - это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению».
«Компетенция (от лат. competentio от competo добиваюсь, соответствую, подхожу) — это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач. Также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. п. качествам сотрудников компании (или к какой-то группе сотрудников)» [2, с. 118.]. Деятельность педагога выступает одновременно и преобразующей, и управляющей. Поэтому понятие профессиональной компетентности учителя-предметника выражает его готовность к осуществлению своей профессиональной педагогической деятельности и самообразованию (саморазвитию, жизнетворчеству).
Профессиональная компетентность педагога отражена в Федеральном законе «Об образовании в
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_
Российской Федерации». В статье 48. Обязанности и ответственность педагогических работников [3, с. 32] отмечается, что «учитель должен осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне; развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания».
Содержание профессиональной компетентности педагога той или иной специальности уточняется квалификационной характеристикой. В едином квалификационном справочнике [4, с. 4] содержится перечень основных функций учителя, среди которых хотелось бы выделить: «организация и поддержка разнообразных видов деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организация самостоятельной деятельности обучающихся, в том числе исследовательской, реализация проблемного обучения, осуществление связи обучения по предмету с практикой, обсуждение с обучающимися актуальных событий современности».
Изменение содержания профессиональной компетентности нашли свое отражение в профессиональном стандарте «Педагог» [5, с. 4], среди необходимых умений учителя, отраженных в данном документе, фигурируют следующие - умения использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона.
Все эти документы в совокупности определили необходимость обновления системы дополнительного профессионального образования педагогов. Система дополнительного образования курсов повышения квалификации должна работать на опережение, изменять образовательную среду и оказывать качественное влияние на изменения образовательных систем.
Уровень профессионализма педагогических кадров -важнейший фактор образовательной системы, так как реализация поставленных перед образованием задач напрямую зависит от качества подготовки педагогов, которыми обеспечена данная образовательная система. Ведь именно педагог реализует образовательные программы нового поколения на основе современных образовательных и информационных технологий. Роль учителя заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни в будущем и воспитания человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться.
Сегодня, таким образом, возникла потребность в качественно иной профессиональной подготовке учителя, позволяющей сочетать профессиональные базовые знания с оригинальностью мышления и системно-деятельностным подходом к разрешению современных педагогических проблем, необходимость формирования личности, умеющей жить в условиях быстро изменяющейся среды; личности творческой, ответственной, устойчивой к стрессам, способной принимать взвешенные решения в различных жизненных ситуациях. В первую очередь, необходимо сформировать у учителей эти основные компетенции для их успешной профессиональной деятельности. Формирование этих компетенций будет успешным, если сам педагог будет работать над своим развитием и образованием, понимать суть и содержание профессиональной компетентности учителя.
На основании вышеизложенного, возникла необходимость обновления как содержания программ дополнительного профессионального образования так и форм организации работы в рамках курсов повышения квалификации. Ныне действующая система профессионального педагогического образования, прежде всего, направлена на обеспечение цели общего образования и призвана подготовить учителя, у которого должны быть сформированы и развиты ключевые компетенции в сфере решения задач общеобразовательной школы, что, в свою очередь, позволяет обеспечивать развитие личности ученика. Однако, образовательная программа курсов дополнительного профес-сионального образования должна быть направлена на достижение планируемых результатов обучения, среди которых - осмысление слушателями необходимости использования современных образовательных технологий, методов, форм обучения, приемов организации учебно-воспитательного процесса, как в урочной, так и внеурочной деятельности;
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_
расширение теоретических представлений слушателей о развитии личности на основе системно-деятельностного подхода как основы определения требований к результатам образования в рамках ФГОС; развитие у слушателей способности организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности в процессе обучения.
Исходя из запланированных результатов обучения должны быть определены формы работы со слушателями кусов повышения квалификации.
В образовательный процесс системы дополнительно профессионального образования должны планомерно внедряться современные образовательные и информационные технологии, которые позволяют отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности; развить технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою самообразовательную деятельность. Наибольшую актуальность приобретают следующие образовательные и информационные технологии: информационно - коммуникационная технология, технология развития критического мышления, проектная и научно - исследовательская технология, кейс - технология, технология модульного обучения.
Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению. Основным компонентом модульного обучения является законченный блок информации. С помощью модулей обеспечивается осознанное самостоятельное достижение слушателями КПК определённого уровня подготовленности. Успешность модульного обучения предопределяется соблюдением паритетных взаимодействий между преподавателем и обучаемым. Как отмечает Т.В. Уткина: «модульное обучение обеспечит высокий уровень фундаментальной подготовки учащихся, ориентированной на знания, способствующие целостному восприятию процессов окружающего мира, и позволит заложить фундамент для восприятия новых идей, необходимых для решения научных, медицинских и сельскохозяйственных задач в последующем профессиональном образовании или профессиональной деятельности учащихся» [6, с. 26].
Проектная и учебно-исследовательская деятельность - это определенным образом организованная поисковая, творческая, познавательная деятельность обучающихся, индивидуальная или групповая, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но и организацию процесса достижения этого результата определенными методами, приемами. «Результатом такой деятельности является развитие познавательных навыков, формирование умений ориентироваться в информационном пространстве, анализировать, самостоятельно выдвигать гипотезы, принимать решения по поводу направления и методов поиска решения проблемы, развития критического мышления, умений исследовательской, творческой деятельности. Правильно организованная проектная и учебно-исследовательская деятельность оказывает большое влияние на реализацию требований к подавляющему большинству личностных и метапредметных результатов» [7, с. 184 ].
Кейс-метод позволяет оптимально сочетать теорию и практику, что является достаточно важным в условиях реализации системно-деятельностного подхода к обучению слушателей. При использовании кейс - технологии у слушателей формируются следующие умения и навыки: аналитические, практические, творческие, коммуникативные, социальные, навыки самоанализа.
Кейс-задание не предлагает проблему в открытом виде, слушатели должны вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.
Реализация в образовательной деятельности кейс-метода (кейс-заданий) обеспечит качественные изменения в профессиональных компетенциях слушателей курсов повышения квалификации, таких как применение современных методик и технологий для обеспечения качества образовательной деятельности.
В качестве примера, рассмотрим один из кейсов, используемых в системе дополнительного профессионального образования ГБУ ДПО ЧИППКРО «Компетентность современного учителя». Он представляет собой «пакет», включающий:
1. Вводный кейс: сведения о наличии проблемы. Слушатели фиксируют наличие проблемы формирования компетентности современного учителя в свете реформ образования.
2. Информационный кейс: основные сведения по теме «Компетентность современного учителя».
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_
Участники знакомятся с представлениями о компетентности и компетенциях в контексте профессиональной деятельности учителя.
3. Исследовательский кейс: слушатели анализируют предложенные определения понятий компетентности и компетенции по следующим позициям: объем понятия (ключевое слово), представление понятия, проявление понятия, уровень проявления понятия. Работа организована в группах.
4. Стратегический кейс: педагогам предлагается провести самоанализ выделенных профессиональных компетенций для определения:
а) уровня состояния компетенций на данном временном отрезке (важно лично слушателю);
б) для анализа ситуации (важно администрации), определения проблемных зон и принятия управленческих решений.
После чего слушатели используя рабочую карту проводят процедуру самооценки собственных профессиональных компетенций, определяют свои проблемные зоны профессиональных компетенций.
5. Тренинговый кейс слушатели объединяются в группы по принципу общих проблемных зон. Участники с «западающей» позицией «предметная компетенция» образуют группу № 1, участники с «западающей» позицией «общепедагогическая компетенция» образуют группу № 2 и т. д. В течение 10 минут в ходе профессионального диалога выработайте проект примерных направлений и видов деятельности по повышению уровня собственной (общей для данной группы) компетенции затем представляют проекты на обсуждение.
Анализ итоговой аттестации педагогов показал, что в результате использования современных образовательных и информационных технологий значительно изменилось качество обучения слушателей курсов повышения квалификации учителей.
Так, на вопрос выходной диагностики: «по каким содержательным и организационным вопросам контроля в педагогической деятельности Вы расширили свои представления?» практически все слушатели (91%) отмечают, что «умеют на основе предложенного инструментария оценивать собственную профессиональную компетентность» (по сравнению с 74% ранее) и 89% слушателей считают, что «умеют выявлять затруднения в собственной профессиональной деятельности» (по сравнению с 68% ранее). Слушатели отмечают, что «умеют организовывать и поддерживать разнообразные виды деятельности обучающихся» (76%), «готовы к развитию мотивации учащихся, их познавательных интересов» (84%), «знают методы организации самостоятельной деятельности обучающихся, в том числе исследовательской» (97%), «обладают способностью к реализации проблемного обучения, осуществлению связи обучения по предмету с практикой» (92%).
Таким образом, планомерное внедрение в образовательный процесс системы дополнительно профессионального образования современных образовательных и информационных технологий позволяют повысить профессиональную компетенцию педагогов и отработать глубину и прочность знаний; закрепить умения и навыки в различных областях деятельности; развить технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою самообразовательную деятельность.
Список использованной литературы:
1. Шишов, С.Е. Мониторинг качества образования в школе / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 354 с., прил.
2. Адольф В.А. Профессиональная компетентность современного учителя: Монография/ Краснояр. гос. унт. Красноярск, 1998.
3. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 27.12.2009) «Об образовании» (с изм. и доп., вступающими в силу с 29.01.2010) - М.: "Изд-во ЭКСМО - Пресс", 2010. с. 56.
4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования") [Электронный ресурс] - 2010. -режим доступа: http://school 10zd.ru/wp-content/uploads/2012/12/prikaz_761%D0%BD.pdf
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н г. Москва «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Опубликован 18 декабря 2013 г. [Электронный ресурс] - 2010. - режим доступа: http://rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html.
6. Уткина, Т. В. Учебный модуль, как инструмент повышения качества естественнонаучного образования в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта / Т. В. Уткина // Биология в школе. - 2013. - № 10. - С. 24-31.
7. Ламехова, Е.А. Методика проектной деятельности в обучении биологии/ Е.А. Ламехова //Проблемы внедрения результатов инновационных разработок: сборник статей Международной научно-практической конференции 25 ноября 2015г., г. Пермь, ч.2. - Уфа: АЭТЕРНА, 2015.-С.184 -186. http://elibrary.ru/item.asp?id=24820614
© Шайкина В.Н., Бегашева И.С., 2016
УДК 378.1; 371.3
А. Н.Шилова
студент, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный
университет», г. Новокузнецк, Российская Федерация Научный руководитель: О. А.Козырева к. п. н., доцент, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный
университет», г. Новокузнецк, Российская Федерация
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ
АНКЕТИРОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИГУРНЫМ КАТАНИЕМ
Аннотация
В статье описана практика разработки анкеты, фасилитирующей изучение основ социализации личности обучающегося в модели профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре.
Ключевые слова
Педагогическое моделирование, анкета, социализация, самореализация.
Возможности продуктивного становления личности в реализации условий развития и саморазвития -одна из важных граней профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре. Качество профессионального становления и самореализации будущего педагога можно повысить в использовании технологии системно-педагогического моделирования [1-2]. Для этого педагогические условия включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу [3-4] и специфика определения возможностей и структуры научно-педагогического исследования [5, 6] создают предпосылки для качественного формирования продуктивной составной профессиональной подготовки педагога [7]. Качественная подготовка педагога по физической культуре к выполнению профессионально-педагогических функций определяется возможностью организации научного исследования, в ресурсах которого анкетирование определяется как метод исследования. Попытаемся определить вопросы анкеты социализации и самореализации фигуриста.
Анкета фигуриста
1. Фамилия Имя Отчество
2. Дата рождения (число, месяц, год)