_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
УДК 371.123+378.091.398
Шушарина Галина Сергеевна
Старший преподаватель ЧИППКРО, г. Челябинск, РФ E-mail: [email protected] Фокина Ольга Вячеславовна Директор МУДО «Чебаркульский районный центр детского творчества», Челябинская область, РФ
E-mail: [email protected] Ребикова Юлия Валерьевна Старший преподаватель ЧИППКРО, г. Челябинск, РФ
E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В условиях развития педагогического сообщества перед организациями дополнительного профессионального образования стоит задача приведения содержания курсовой подготовки слушателей в соответствие с современными требованиями. В статье раскрывается роль кафедры воспитания и дополнительного образования Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования в оказании содействия педагогам в развитии их профессиональной компетентности в ходе организации дополнительного профессионального образования.
Ключевые слова
Повышение квалификации, содействие, дополнительная профессиональная программа, профессиональная компетентность, формальное и неформальное повышение квалификации, формы повышения квалификации, тьютор.
В настоящее время, после принятия и вступления в действие Федерального закона от 29.12.2012г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р), а также утверждение профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 8 сентября 2015 г. № 613н) в России предъявляются новые более высокие требования к подготовке и повышению квалификации педагогических кадров. В качестве одного из основополагающих принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования выступает в соответствии с ч.8 ст. 3 № 273-ФЗ «обеспечение права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека» [6].
Современный период развития нашего общества требует от всех педагогов и в том числе педагогов дополнительного образования детей умения реализовывать себя в профессиональной деятельности с проявлением гибкости, нешаблонности мышления, инициативы, способности продуцировать новые идеи при осуществлении образовательной деятельности со всеми участниками образовательного процесса. Педагог, работающий в организации дополнительного образования, должен не только убедить родителей в необходимости и значимости дополнительного образования для его ребенка, но и самое главное заинтересовать и увлечь ребенка новой для него образовательной деятельностью. Для этого им должна быть разработана дополнительная общеобразовательная программа, которая по содержанию, формам, методам реализации должна удовлетворять в первую очередь запросы детей и их родителей в соответствии с современным уровнем развития науки и техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
Помочь педагогу, повысить его квалификацию в этой ситуации могут и должны организации дополнительного профессионального образования.
Гуманное образование призвано помогать (содействовать) участникам образования в осуществлении ими профессиональной деятельности [5, с. 19]. Классически в педагогической литературе термин «содействие» означает создание условий для проявления заложенных в личности задатков. Таким образом, содействие в аспекте повышения квалификации нами будет рассматриваться как помощь в создании благоприятных условий с одной стороны для осуществления педагогом соответствующей деятельности в части ознакомления их с современными психолого-педагогическими теориями, подходами по организации образовательного процесса, с другой стороны это оказание адресной помощи конкретному педагогу в его профессиональной деятельности.
К числу основных форм организации повышения квалификации можно отнести: диагностику затруднений педагогов в профессиональной деятельности, анализ педагогических проблем и выстраивание содержания дополнительных профессиональных программ в соответствие с запросами и потребностями педагогов; активное привлечение педагогов к разработке программ профессионального роста; определение индивидуальной образовательной траектории в рамках курсов повышения квалификации; отработку практических навыков, непосредственно на практике, используя потенциал ведущих общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей Челябинской области [7, с. 6].
Придерживаясь позиции В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой, А.П. Тряпицыной, что профессиональная компетентность рассматривается как интегральная характеристика специалиста, которая определяет его способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности с использованием знаний и жизненного опыта, ценностей и наклонностей [3]. Мы делаем вывод, что педагог дополнительного образования сегодня, должен не только работать в условиях постоянных перемен, но и быть субъектом этих перемен, их инициатором и активным участником. Профессиональная компетентность так же предполагает развитие у педагога коммуникативных качеств, эмпатии, стремления к партнерским отношениям с обучающимися. Помимо этого необходимо учитывать важнейшую роль личности педагога как носителя нравственных ценностей, который должен быть образцом для подражания, идеалом для самовоспитания, поиска и определения смысла собственного бытия. В этой связи роль кафедры воспитания и дополнительного образования ГБУ ДПО ЧИППКРО - оказание содействия в развитии профессиональной компетентности педагогов при организации процесса повышения квалификации, которое предусматривает такие действия как:
- обновление содержания дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в соответствии с новыми нормативно-правовыми документами в сфере образования, психолого-педагогическими теориями, подходами в образовательной деятельности, в том числе в отношении обучающихся с особыми образовательными потребностями (с одаренными детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми - инвалидами);
- планирование содержания образовательного процесса в соответствии с профессиональным стандартом педагога дополнительного образования и определением индивидуального маршрута повышения квалификации;
- поддержка создания и деятельности профессиональных педагогических сообществ (ассоциаций) педагогов сферы дополнительного образования;
- формирование системы непрерывного сопровождения профессионального развития педагогических работников через развитие системы формального (это институционализированное, целенаправленное, спланированное при участии государственных организаций курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка) и неформального повышения квалификации (институционализировано, целенаправленно и спланировано лицом или организацией, обеспечивающей предоставление образовательных услуг, стажировок, семинаров-практикумов, мастер-классов) [4].
При этом установленные взаимосвязи формального и неформального образования в работе А.В. Кислякова и А.В. Щербакова предполагают, что:
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
- обе формы образования являются институционализированными, целенаправленными и спланированными, т.е. предполагают наличие образовательной программы;
- результатом обеих форм является получение документа об образовании, т.к. предоставляется образовательная услуга;
- неформальное образование может дополнять содержание формального образования и быть более ориентировано на приобретение практических умений и навыков обучаемого [1, с. 84].
С учетом выше обозначенного можно выделить основные подходы к организации формального образования в условиях государственных организаций дополнительного профессионального образования, а именно:
- определение уровня начальной профессиональной подготовки педагогов-слушателей по программам дополнительного профессионального образования;
- формирование содержания дополнительных профессиональных программ переподготовки (повышения квалификации) с учетом индивидуальных профессиональных потребностей, выявленных затруднений, проблем и требований профессионального стандарта для данной категории педагогов;
- внедрение проектных, кейс-технологий, а так же иных активных форм обучения педагогов, которые адекватны способам профессиональной деятельности педагогов и способствуют оптимальному освоению содержания программ.
После проведения анкетирования по определению потребностей и затруднений педагогов дополнительного образования в ГБУ ДПО ЧИППКРО мы можем констатировать следующие проблемные зоны в профессиональной деятельности:
- слабое владение способами мотивации ребенка к участию в образовательной деятельности;
- недостаточное владение современными информационными технологиями и формами организации образовательного процесса с использованием интерактивного оборудования;
- отсутствие знаний и умений по определению способов и механизмов создания условий для реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Результаты диагностики и изучение индивидуальных потребностей педагогов для нас являются одним из оснований для формирования содержания дополнительных профессиональных программ повышения квалификации. В ГБУ ДПО ЧИППКРО программа курсов повышения квалификации имеет общую структуру для всех дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, состоящую из двух блоков: инвариантного (базового) и вариативного, с выделением четырех модулей:
1 модуль - «Современные нормативно-правовые основы образования» - предусматривает рассмотрение общих нормативно-правовых требований к реализации образовательной политики в сфере дополнительного и общего образования.
2 модуль - «Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности» - рассматривает современные психолого-педагогические теории и подходы к организации образовательной деятельности, в том числе ознакомление с основными положениями Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
3 модуль - «Содержательные и процессуальные аспекты профессиональной деятельности» - знакомит с основами проектирования, содержанием и спецификой организации деятельности педагогов дополнительного образования (по направленностям дополнительного образования детей).
4 модуль - «Прикладные аспекты решения актуальных проблем профессиональной деятельности» анализирует: актуальные методы преподавания, авторские педагогические технологии на занятиях разных форм; педагогические условия формирования и развития детского коллектива; организацию профилактической работы с участниками образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей; использование информационно-образовательных ресурсов в профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования детей.
В содержании программы особое внимание уделяется вопросам: выстраивания индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка, в том числе для детей, находящихся в трудной жизненной
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
ситуации, одаренных детей, детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов; интеграции дополнительного и общего образования, а именно организации социального партнерства при реализации дополнительных общеразвивающих программ, том числе - курсов внеурочной деятельности.
Повышение квалификации педагогов осуществляется посредством освоения слушателями образовательных программ на традиционных курсах, курсах дистанционного обучения, стажировках на базе опорных образовательных учреждениях, постоянно-действующих семинарах и т.д.
Эффективность процесса повышения квалификации педагогов обеспечивается созданием организационно-педагогических условий, а именно организации образовательного процесса основанного на личностном выборе каждым слушателем условий, средств, способов действий, форм курсовой подготовки; модульность программ; накопительная система повышения квалификации.
Инновационный характер организации повышения квалификации является использование потенциала профессорско-преподавательского состава не только всего института, но и включение в процесс обучения тьютора из числа руководящих и педагогических работников образовательных организаций Челябинской области. В системе повышения квалификации тьютор - это высококвалифицированный педагог, обученный и работающий по программам повышения квалификации, реализуемых кафедрой Института и активно представляющий свой педагогический опыт, что в свою очередь позволяет максимально учитывать потребности и запросы самих педагогов, обеспечив их непрерывное самообразование.
В помощь педагогам Челябинской областной образовательной системы в ГБУ ДПО ЧИППКРО в рамках неформального повышения квалификации проводятся ставшими уже традиционными: Международная научно-практическая конференция: «Дополните образование детей в изменяющемся мире: перспективы развития востребованности, привлекательности, результативности», Всероссийская научно-практическая конференция «Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования», модульный курс повышения квалификации «Конкурс профессионального мастерства как средство повышения квалификации педагогов образовательных учреждений» и «Методология и методика педагогического исследования» и т.д.
Таким образом, можно сделать следующий вывод, что содействие эффективности работы по развитию профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования в организациях дополнительного профессионального образования зависит от организации и результатов сотрудничества, сотворчества педагогов с преподавателями института, с коллегами из других образовательных организаций на принципах синергии, то есть взаимодополнения и взаимообогащения методологической культуры, практики творческой деятельности. Если качество дополнительного образования на прямую зависит от заказчиков (обучающиеся, родители, государство и социум), предъявляющих «осмысленные» требования, и исполнителей (педагогические работники) разрабатывающих и реализующих программы дополнительного образования [2, с. 69-70], то тогда придерживаясь данной логики можно утверждать, что деятельность в организациях дополнительного профессионального образования по содействию в развитии профессиональной компетентности педагогов при организации процесса повышения квалификации будет считаться качественной, если она не только удовлетворяет потребности заказчиков в дополнительном профессиональном образовании, но и опережает их запросы в рамках развития государственной образовательной системы.
Список использованной литературы:
1. Кисляков, А.В. Неформальное повышение квалификации педагогических работников посредствам проектирования инновационных продуктов / А.В. Кисляков, А.В. Щербаков // Научное обеспечение системы повышения кадров: научно-теоретический журнал. - 2014. - № 1(18). - Челябинск. - С. 82-92
2. Кисляков, А.В. Педагогическое проектирование курсов повышения квалификации, обеспечивающих достижение современного качества дополнительного образования на основе использование механизма государственно-общественного управления/ А.В. Кисляков, А.В. Щербаков // Научное обеспечение системы повышения кадров: научно-теоретический журнал. - 2014. - № 4 (21). - Челябинск. - С. 67-76
3. Компетентностный подход в педагогическом образовании: монография. 3-е изд., испр. / Под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой, А.П. Тряпицыной. СПб.,: Из д-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. 392 с.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X
4. Международная стандартная классификация образования. МСКО 2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.asv.mgsu.ru/files/Docum/MetodObesp/MCKO-2011.pdf
5. Управление школой: теоретические основы и методы / Под ред. В.С. Лазарева. М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997. - 336 с.
6. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: htth: //www.minobr.ru (дата обращения 06.11.15)
7. Шушарина, Г.С. К проблеме совершенствования профессиональной компетенции педагогов в контексте концепции развития дополнительного образования / Г.С. Шушарина, А.А. Мельникова // Современные концепции научных исследований часть 10. - 2014. № 9. - М. - С. 76-79
© Шушарина Г.С., Фокина О.В., Ребикова Ю.В., 2016
УДК: 373.2
Эмирвелиева Зарема Суюновна
Магистрантка 2 курса специальности «Дошкольное образование» Научн. рук. к.п.н., доц. каф. Дошкольного образования ГБОУ ВО РК «КИПУ» Мустафаева Зюре Исмаиловна
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ
Аннотация
В статье предложены ряд педагогических условий, разработанных с целью формирования навыков безопасного поведения в природе детей дошкольного возраста.
Ключевые слова Безопасное поведение, навыки поведения в природе, старший дошкольный возраст, формирование навыков.
Постановка проблемы. Проведенные ранее исследования в ДОУ на предмет выявления уровня сформированности навыков безопасного поведения в природе у детей страшего дошкольного возраста показали, что существует необходимость в разработке методических рекомендаций и педагогических условий с целью повышения сформированности данных навыков.
Анализ исследования по проблеме. Данный проблемный вопрос стал целью педагогических исследований для многих ученых-педагогов, таких как Т.П. Гарнышева [1], О.Н. Русак [2], Н. Сухановская [3] и прочие. Данные авторы занимаются разработками в области безопасного поведения детей дошкольного возраста.
Цель исследования: целью нашего исследования является разработка педагогических условий с целью формирования навыков безопасного поведения в природе детей дошкольного возраста в ДОУ.
Изложение основного материала. Целью проведенной опытно-экспериментальной работы являлось выявление уровня сформированости навыков безопасного поведения в природе у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
Для работы с детьми нами были разработаны несколько игровых занятий, целью которых было ознакомление с опасностями в природе, ее явлениями, представителями флоры и фауны, и тем самым содействовать формированию навыков безопасного поведения в природе.
Дети могут не только усвоить эти знания, но и стараться применить это в жизни. О природе, о здоровье