о соД'Ио,^
____ Гипотезы, дискуссии, размышления
ЧИППКРО
УДК 372.8+908
Учебно-методическое сопровождение реализации дополнительных профессиональных программ естественно-математических дисциплин, отражающих региональную политику
О. Б. Пяткова
Educational and methodological support of implementation of additional professional programs of mathematical disciplines, reflecting the regional policy
O. B. Pyatkova
Аннотация. Вопросы, отвечающие региональной специфике социального заказа образовательной системы Челябинской области, направлены на углубление, закрепление и развитие профессиональных компетенций педагогов в области национального, регионального и этнокультурного образования, повышение их компетентности. Полевая практика как метод научного познания выполняет образовательные и научно-методологические функции, служит средством углубленной подготовки педагогических кадров по осуществлению исследовательской деятельности, по изучению технологий агропромышленного комплекса Челябинской области. Важнейшим условием изучения НРЭО является выработка и совершенствование у учителей умений и навыков, необходимых для организации деятельности учащихся по изучению региональных особенностей. Формирование учебно-методического комплекса, обеспечивающего учет национальных, региональных и этнокультурных особенностей на основе систематизации научных, учебных, учебно-методических материалов краеведческой направленности, предполагает обеспечение образовательных организаций необходимой литературой краеведческого содержания.
Abstract. The article deals with educational and methodical support of the implementation of additional professional programs of mathematical disciplines, reflecting the regional policy. Questions, which satisfy the regional specificity of the social order of the educational system of the Chelyabinsk region, aimed at deepening, strengthening
and development of professional competence of teachers in the ^ field of national, regional and eth-no-cultural education, increasing their competence. The outdoor practice as a method of scientific knowledge performs educational, scientific and methodological functions, serves as a means of in-depth training of teachers for the implementation of research activities to study the technologies of agriculture of the Chelyabinsk region. The most important condition of national, regional and eth-no-cultural characteristics study is the development and improvement of teachers skills required for the organization of students in the study of regional features. Formation of the educational and methodological complex, taking into account national, regional and ethno-cultural characteristics on the basis of systematization of scientific, educational materials of regional studies focus involves providing educational institutions with the necessary literature area studies.
Ключевые слова: национальные, региональные и этнокультурные особенности, естественно-математические дисциплины, дополнительная профессиональная программа, педагог, модульный курс.
Keywords: national, regional and ethno-cultural characteristics, mathematical disciplines, additional professional program, teacher, modular course.
Федеральный закон «Об образовании в РФ», статья 3, аксиоматизирует необходимость прививать учащимся такие качества, как взаимо-
Научно-теоретический журнал
92
Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров
О. Б. Пяткова
Учебно-методическое сопровождение реализации дополнительных профессиональных программ.
ЧИППКРО
уважение, патриотизм, ответственность, защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства [1].
Достижение этих результатов возможно через обобщение положительного опыта работы педагогов по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей в преподавании предметов естественно-математического и технологического циклов, развитие профессионального мастерства педагогических кадров в направлении создания авторских образовательных продуктов, а также формирование базы данных о методических разработках данной направленности. С. Н. Федорова отмечает, что «успешность педагогической деятельности по формированию у школьников системы знаний, умений, личностных качеств во многом зависит от того, насколько логично и последовательно реализуется связь национальных, региональных и этнокультурных особенностей с практикой преподавания и реальными жизненными условиями» [2, с. 51].
Программы курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки, построены на концептуальной основе, нацеленной, например, на рассмотрении полевой практики как метода научного познания в агрономии. Целью такой практики является формирование представлений у слушателей курсов повышения квалификации о мире профессий, оптимально соответствующей образовательным потребностям учащихся и запросам экономики региона. Полевая практика выполняет образовательные и научно-методологические функции, служит средством углубленной подготовки педагогических кадров по осуществлению исследовательской деятельности по изучению технологий агропромышленного комплекса Челябинской области.
Самой актуальной проблемой является реализация использования природных ресурсов. Именно природные богатства определяют экономические потери региона. Для оказания методической помощи преподавателям при изучении этого вопроса в рамках урочной и внеурочной деятельности для слушателей курсов повышения квалификации разработан модульной курс «Особенности учета национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона в естественно-математическом образо-
вании: профессиональный аспект», проводимый как в очной, так и в дистанционной формах.
Актуальность этого курса заключается в совершенствовании у учителей умений и навыков, необходимых для организации деятельности учащихся по изучению региональных особенностей. Совершенствование работы учителя в этом направлении определяется специальной методической подготовкой педагога по включению этих сведений в процесс урочной и внеурочной деятельности учащихся [3, с. 204].
В программы повышения квалификации работников образования по предметам естественно-математических дисциплин включены вопросы, отвечающие региональной специфике социального заказа образовательной системе Челябинской области; проектирование тематического планирования, разработки учебных занятий, практико-ориентированные и кейс-задания, методические рекомендации, а также учебно-исследовательская и проектная деятельность, где отражены национальные, региональные и этнокультурные особенности Челябинской области. Примером может служить кейс-задание по химии «Загрязнение атмосферы Челябинской области», состоящее из вводного кейса (состав воздуха, общая характеристика загрязняющих веществ), информационного кейса (тексты «Грязная» атмосфера над Челябинской областью», «Использование воздуха на промышленных предприятиях», «Качество воздуха на фермах»), стратегического кейса (практико-ориентированные задания по текстам), исследовательского кейса (работа с графиком, его анализ), тренингового кейса (тестовые задания, ребусы, загадки). В кейс-задании рассматриваются вопросы: основные загрязнители воздушного бассейна Челябинской области, относящиеся к предприятиям топливной энергетики, коксохимическим, электродным, а также предприятиям металлургического комплекса; производство криптоноксеноновой смеси в кислородном цехе Магнитогорского металлургического комбината, основным потребителем которой является электроламповая промышленность; качество воздуха, влияющее соответственно на людей и на животных в сельском хозяйстве Челябинской области. Подобные задания помогут педагогам сформировать у учащихся знания о химии через систем-
Научно-теоретический журнал
93
Выпуску4 (29) • 2016
о соД'Ио,^
____ Гипотезы, дискуссии, размышления
ЧИППКРО
ное изучение промышленности Челябинской области, ориентируют на достижение предметных, личностных и метапредметных результатов обучения. Отличительными особенностями разработанных заданий по национальным, региональным и этнокультурным особенностям является: наличие необходимого минимума информации и видов деятельности обучающихся; четко структурированные и понятные обучающимся виды учебной деятельности; реализация практико-ориентированного подхода; дифференцированные по уровням сложности системы заданий для самостоятельной работы учащихся; возможность вариативного преподавания курса с построением индивидуальных образовательных траекторий; актуализация содержания. Учебная информация заданий представлена в разных формах - в виде объяснительного текста, схем, таблиц, системы заданий различной степени сложности и с учетом возможности выбора обучающимися способа их выполнения. Система вопросов ориентирована на проверку и самопроверку усвоенного материала, развитие личности.
Формирование учебно-методического комплекса, обеспечивающего учет национальных, региональных и этнокультурных особенностей на основе систематизации научных, учебных, учебно-методических материалов краеведческой направленности предполагает обеспечение образовательных организаций необходимой литературой. Это могут быть пособия учебно-методического характера, например, «Биологическое разнообразие Челябинской области», написанное Т. В. Уткиной, Ю. Г. Ламеховым, Е. А. Ламеховой, содержащее учебный материал по биологическому разнообразию Челябинской области; рекомендации по тематическому планированию с включением национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона, отражающие целеполагание, особенности преподавания и конструирования учебных занятий. Прописаны планируемые результаты к каждому учебному занятию, опирающиеся на ведущие целевые установки и обеспечивающие развитие личности обучающихся.
Для внеклассного чтения подходит краеведческая литература, к которой относятся периодические издания краеведческой направленности, адресованные в первую очередь педагогам, учащимся и краеведам [4, с. 11].
Таким образом, предложенное учебно-методическое сопровождение реализации дополнительных профессиональных программ естественно-математических дисциплин позволяет учесть познавательные мотивы, индивидуальные потребности, личностные особенности и обеспечить реализацию целей национальной, региональной и этнокультурной подготовки, а также активность и познавательную самостоятельность каждого педагога.
Библиографический список:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Сайт компании «Кон-сультантПлюс». - Режим доступа: www. consultant.ru (дата обращения: 12.12.2016).
2. Федорова С. Н. Дополнительные профессиональные программы по повышению этнокультурной компетентности педагогов / С. Н. Федорова. - Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2016. -№ 1 (26). - С. 50-54.
3. Уткина Т. В. К вопросу о методике изучения биологического разнообразия в средней школе / Т. В. Уткина, Е. А. Ламехова, Ю. Г. Ламе-хов // Инновационная наука : международный научный журнал. - 2016. - № 3-2. - С. 203-208.
4. Проектирование образовательного процесса в школе на основе учета национальных, региональных и этнокультурных особенностей. Концепция отражения национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области в содержании образовательных программ общего образования : научно-методические материалы / сост. М. И. Солодко-ва, Д. И. Ильясов и др.- Челябинск : ЧИППКРО, 2015. - С. 32.
References:
1. Federal Law of 12/29/2012 No. 273-FZ "About Education in the Russian Federation" [Federal'nyj zakon ot 12/29/2012 No. 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii"] [Web resource]. Access mode: www.consultant.ru.
2. Fedorova S. N. Additional professional program of improving ethnocultural competence of teachers [Dopolnitel'nye professional'nye programmy po povysheniju jetnokul'turnoj kom-petentnosti pedagogov] / S. N. Fyodorova, "Scientific support of a system of advanced
Научно-теоретический журнал
94
Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров
O. nkm^pea
ykeßno-MemoduHecKpe conpoeoxdeuue peaxu3auuu dprnmumexbuux npo^eccuovaAbuux, npopaMM.
HMnnKPO
training" Scientific theory journal, No. 1 (26), 2016,pp.50-54.
3. Utkina T. V., Lamechova E. A., Lame-chov Y. G. About the question of the method of studying of biological diversity in high school [K voprosu o metodike izuchenija biologicheskogo raznoobrazija v srednej shkole] / T. V. Utkina, E. A. Lamechova, Y. G. Lamechov, Innovative Science: International Journal, 2016, No. 3-2, pp.203-208.
4. Design of the educational process at school on the basis of national, regional and ethnocultural characteristics. The concept of reflection of nation-
al, regional and ethno-cultural characteristics of the Chelyabinsk region in the content of educational programs of general education: the scientific and methodological materials [Proektirovanie obrazo-vatel'nogo processa v shkole na osnove ucheta na-cional'nyh, regional'nyh i jetnokul'turnyh osoben-nostej. Koncepcija otrazhenija nacional'nyh, regional'nyh i jetnokul'turnyh osobennostej Chelja-binskoj oblasti v soderzhanii obrazovatel'nyh programm obshhego obrazovanija: nauchno-metodicheskie materialy] / comp. by M. I. Solod-kova, D. I. Ilyasov. Chelyabinsk: CIRIPSE, 2015. 32 p.
ffayKHo-meopemmecKuü ^ypnax
95
Bunyc^4 (29) • 2016