Научная статья на тему 'АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА'

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
677
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамедова Лариса Викторовна, Дворянинова Светлана Николаевна

Анализ психолого-педагогической литературы подтверждает важность развития познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира. Актуальность данной темы обусловлена рядом современных проблем, а именно компьютеризацией современного мира, снижением потребности прямого взаимодействия с окружающим миром в целях изучения новых знаний. Учителям начальной школы необходимо проводить трудоемкую работу, ведь младшие школьники привыкли получать необходимую информацию в готовом, обработанном виде, и познавать мир самостоятельно им уже не нужно. Проблема развития познавательной активности на уроках окружающего мира приобретает особое значение в условиях ее реализации ФГОС нового поколения от 02.08.2021 г. № 286: перед педагогами стоит задача подготовить человека способного приобретать: базовые умения работы с доступной информацией (текстовой, графической, аудиовизуальной) о природе и обществе, безопасного использования электронных ресурсов; положительное эмоционально-ценностное отношение к природе; стремление действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения. В данной статье рассматривается развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира, предложена система занятий, включающая в себя более активные и интерактивны методы и приемы. Описаны результаты исследования, полученные ходе диагностирования обучающихся 2 класса МОУ СОШ № 22 в п. Беркакит, в рамках опытно-экспериментальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мамедова Лариса Викторовна, Дворянинова Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN THE STUDY OF THE SURROUNDING WORLD

An analysis of the psychological and pedagogical literature confirms the importance of developing the cognitive activity of younger students in the lessons of the world around them. The relevance of this topic is due to a number of modern problems, namely the computerization of the modern world, reducing the need for direct interaction with the outside world in order to learn new knowledge. Primary school teachers need to carry out laborious work, because younger students are used to receiving the necessary information in a finished, processed form, and they no longer need to explore the world on their own. The problem of developing cognitive activity in the lessons of the surrounding world is of particular importance in the context of its implementation of the Federal State Educational Standard of the new generation dated 02.08.2021 No. 286: teachers are faced with the task of preparing a person capable of acquiring: basic skills in working with available information (textual, graphic, audiovisual) about nature and society, the safe use of electronic resources; positive emotional and value attitude to nature; the desire to act in the environment in accordance with environmental norms of behavior. This article discusses the level of development of cognitive activity of younger schoolchildren in the lessons of the world around them, a system of classes is proposed that includes more active and interactive methods and techniques. The results of the study obtained during the diagnosis of students of the 2nd grade of the secondary school No. 22 in the village of Berkakit, as part of experimental work, are described.

Текст научной работы на тему «АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Активизация познавательной деятельности младших школьников при изучении окружающего мира

Мамедова Лариса Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального обучения ТИ (Ф) СВФУ имени М.К. Аммосова г. Нерюнгри E-mail: larisamamedova@yandex.ru

Дворянинова Светлана Николаевна,

учитель русского языка и литературы СОШ № 22 п. Беркакит, студент группы БА-НО-18 кафедры Педагогики и методики начального обучения ТИ (Ф) СВФУ имени М.К. Аммосова г. Нерюнгри

E-mail: s_dvoryaninova@bk.ru

Анализ психолого-педагогической литературы подтверждает важность развития познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира. Актуальность данной темы обусловлена рядом современных проблем, а именно компьютеризацией современного мира, снижением потребности прямого взаимодействия с окружающим миром в целях изучения новых знаний. Учителям начальной школы необходимо проводить трудоемкую работу, ведь младшие школьники привыкли получать необходимую информацию в готовом, обработанном виде, и познавать мир самостоятельно им уже не нужно. Проблема развития познавательной активности на уроках окружающего мира приобретает особое значение в условиях ее реализации ФГОС нового поколения от 02.08.2021 г. № 286: перед педагогами стоит задача подготовить человека способного приобретать: базовые умения работы с доступной информацией (текстовой, графической, аудиовизуальной) о природе и обществе, безопасного использования электронных ресурсов; положительное эмоционально-ценностное отношение к природе; стремление действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения. В данной статье рассматривается развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира, предложена система занятий, включающая в себя более активные и интерактивны методы и приемы. Описаны результаты исследования, полученные ходе диагностирования обучающихся 2 класса МОУ СОШ № 22 в п. Беркакит, в рамках опытно-экспериментальной работы.

Ключевые слова: познавательная деятельность, младший школьный возраст, окружающий мир.

о с

U см

На современном этапе развития системы образования все чаще стало уделяться внимание активизации познавательной деятельности детей младшего школьного возраста, их творческим способностям, ценностному отношению к образованию, опыту учебно-познавательной деятельности. Познавательная деятельность подразумевает в себе: «сознательную деятельность субъекта, которая направлена на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний» [2, с. 83].

В процессе познания окружающего мира дети расширяют свои представления о культуре, явлениях, предметах окружающего мира. При использовании разнообразных видов дидактических заданий, активных и интерактивных методов и форм работы на уроках окружающего мира повысится уровень развития познавательной активности у младшего школьного возраста. Например, во время проектной деятельности, ученик подбирает интересующую его тему, подбирает информацию тем самым, обогащает свои знания.

Особенности развития познавательной деятельности в своих работах рассматривали следующие ученые: А.Н. Леонтьев, Ш.А. Амонашви-ли, А.М. Матюшкин, Т.И. Шамова, В.С. Голицын, Т.Л. Блинова и другие.

На современном этапе активизацией познавательной активности занимаются педагоги-практики РФ и РС (Я): Е.В. Кузьмина, О.В. Гвоз-довская, Т.А. Трунькина, Л.Н. Лацыгина, О.А. Го-ревич и другие.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, познавательная деятельность как постоянное действие, выполняет следующие этапы:

1. «Выделение познавательной цели, то есть умения найти цель в структуре образовательной ситуации.

2. Выбор и применение методов действий, ведущих к решению поставленной задачи.

3. Контроль за ходом решения задачи и анализ полноты достижения цели» [1, с. 208].

Активизация познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста без формирования познавательного интереса не только усложнена, но и буквально невозможна. Для этого в процессе воспитания и обучения нужно регулярно стимулировать, развивать и укреплять познавательную активность детей, как необходимую мотивацию, а также устойчивую черту личности и мощный инструмент улучшения образования, обучения и качества.

Такой показатель как самостоятельность влияет на формирование познавательной деятельности. Еще одна черта - объективность, она определяется «двумя связанными факторами, такими как, набором средств - знаниями, навыками и умениями, которые присуще человеку, и его отношению к деятельности, также к ее результатам и условиям реализации и возникновению определенным связям с другими людьми» [2, с. 82-85].

Целью настоящего исследования является изучить особенности активизации познавательной деятельности у учащихся 2 класса МОУ СОШ № 22 п. Беркакит. Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа с сентября 2021 г. по январь 2022 г. На первом этапе нами были подобраны и апробированы диагностические методики, направленные на изучение познавательной деятельности детей младшего школьного возраста:

1) «Древо желаний» (В.С. Юркевич);

2) Развитие внутренней мотивации младших школьников (Л.Ф. Тихомировой);

3) Изучения познавательной активности по предметам (Ю.В. Бойко).

Результаты, полученные на констатирующем этапе по методике В.С. Юркевич показали, что 48% испытуемых имеют низкую когнитивную активность, для 43% характерен средний уровень, высокий уровень был обнаружен у 9% детей.

Методика развития внутренней мотивации младших школьников Л.Ф. Тихомировой показала, что низкий уровень внутренней мотивации был обнаружен у 48% испытуемых. У этих детей ярко выражена внешняя мотивация, а внутренняя мотивация остается на прежнем уровне. Преобладание внешних мотивов меняет все содержание и осуществляет перераспределение структурных основ.

Средний уровень продемонстрировали - 39% детей. Младшие школьники положительно относятся к процессу обучения, у них наблюдается познавательный интерес, но есть и внешние мотивы, например, для того чтобы хорошо учиться, выслушать похвалу важного для них человека, родителей или учителя.

13% - находятся на высоком уровне. Этот уровень характеризуется тем, что младшие школьники хотят изучать и приобретать новые знания по учебной теме, стремятся вникнуть в сущность проблемы, если такая есть.

По методике изучения познавательной активности по предметам Ю.В. Бойко было выявлено, что 48% школьников выбирали предмет окружающий мир, но не интересуются им за пределами школы. Всю учебную информацию они получают только на уроках, предпочитают то, как преподносит информацию учитель.

Таким образом, по результатам проведенной диагностики можно констатировать, что младшие школьники имеют низкий уровень познавательной активности, поэтому на следующем этапе работы мы составили систему уроков по окружающему миру, направленную на активизацию познава-

тельной деятельности и апробировали во 2-м «Б» классе МОУ СОШ № 22 в п. Беркакит.

При составлении комплекса уроков по активизации познавательной деятельности младших школьников мы опирались на рекомендации учителя начальных классов И.А. Лыковой, проект учителя Н.Ф. Зачиняевой «Мир открытий».

Тематическое планирование представлено в таблице 1.

Таблица 1

№ занятия Цель и задачи Реализуемые методы

и тема и приемы

Занятие Формирование представ- 1. Упражнение «Наш

№ 1 лений о разнообразии адрес в мире».

«Наш окружающей среды. 2. Проектная деятель-

адрес Закрепление знаний ность «Мой адрес».

в мире» о форме и названии 3. Изотерапия.

планет.

Занятие Формирование пер- 1. Виртуальная экс-

№ 2 вичных представлений курсия по столице

«Наша о столице нашей родины, нашей Родины.

столица» об истории ее возникно- 2. Воспроизведение

вения «Гимн России».

Занятие Формирование пред- 1. Упражнение «Сое-

№ 3 ставлений о правильном дини».

«Приро- отношении человека 2. Творческое задание

да нашей к природе. «Живая и неживая

Планеты» Воспитание бережного природа».

отношения к окружаю-

щей среде.

Формирование у учащих-

ся навыков нахождения

взаимосвязи живой и не-

живой природы.

Занятие Формирование умений 1. Творческое задание

№ 4 нахождения отличий жи- «Неживая природа».

«Живая вой и неживой природы 2. Видеоролик «О жи-

и неживая Выявление пробелов вой и неживой при-

природа» в пройденном материале. роде».

Закрепление пройденно-

го материала.

Занятие Расширение знаний о ви- 1. Мультимедиа пре-

№ 5 дах, свойствах и устрой- зентации по теме

«Темпера- ства термометра. урока.

тура» Формирование умений 2. Видеоролик «Ис-

пользования термоме- пользование термо-

тром. метра».

3. Тест на тему «Тем- П о со

пература». Р m

Занятие Познакомить учащих- 1. Беседа «Погода» S m ш

№ 6 ся с понятием «погода» 2. Видеоролик «О по- IE О

«Что такое и как она меняется. годе». m —i

погода?» Формирование представ- m 1=1

лений о работе мете- А —i

ослужбы. О —1 S

Занятие Рассмотрение вопросов 1. Беседа «Воздух». -С m сз

№ 7 о назначении воздуха. 2. Видеоролик «Значе- т: о

«Воздух» Формирование знаний ние воздуха». m О

о естественных и вызван- 3. Презентация на те- от А

ных человеком факторов му «Естественное А ы о

загрязнения. и вызванные загряз- со А

нения». =Е S

m

Окончание

№ занятия и тема Цель и задачи Реализуемые методы и приемы

Занятие № 8 «Про воду» Формирование знаний о значениях воды. Воспитывать бережное отношение к природе. 1. Презентация «Бережное отношение к природе». 2. Тест на тему «Вода». 3. Упражнение «Берегите воду».

Занятие № 9 «Какие бывают животные?» Формирование умений различать насекомых, животных, птиц и рыб. Научить различать животных по их внешним признакам. Воспитание бережного отношения к животному миру. 1. Видеоролик «Какие бывают животные». 2. Упражнение «Различительные признаки животных, насекомых, птиц».

Занятие № 10 «Кто такие насекомые» Дать представление о насекомых, их отличительных особенностях, показать их значение в природе, воспитывать бережное отношение к природе, к полезным насекомым. 1. Презентация на тему урока. 1. Упражнение «Группировка». 2. Видеоролик «защитим насекомых».

Занятие № 11 «Невидимые нити» Объяснение взаимосвязей между организмами. Формирование знаний о последствиях. вмешательства человека в природу 1. Презентация на тему «Вмешательство человека в природы». 2. Упражнение «Плюсы и минусы вмешательства человека в природу». 3. Тест «Невидимые нити».

Занятие № 12 «Дикие и домашние животные» Формирование умений группировки, сравнения домашних и диких животных. Воспитание любви к животным. 1. Упражнение «Группировка видов животных». 2. Упражнение «Сравни животных».

Занятие № 13 «Комнатные растения» Формирование знаний особенностей комнатных растений. Воспитание бережного отношения к цветам. 1. Презентация «Комнатные растения». 2. Упражнение «Соедини картинку с названием». 3. Видеоролик «Уход за комнатными растениями».

Занятие № 14 «Как построить дом?» Ознакомление учащихся с некоторыми видами строительной техники и строительных материалов. Формирование знаний об их применении. Закрепление полученных знаний, умений и навыков 1. Презентация «Строительная техника и строительные материалы». 2. Видеоролик «О правильном использовании строительного материала».

Рассмотрим применяемые методы и приемы, с помощью которых решались заданные целевые ориентиры.

Практически на каждом уроке для активизации познавательной деятельности, используются презентации: «Явления природы», «Звездное небо», «Полезные ископаемые», «Комнатные растения» и др. С их помощью, можно сформировать представления учеников при изучении материала. Например, на занятии «Комнатные растения», присутствует презентация, на ней детям показаны наиболее распространенные комнатные растения, встречающиеся в каждом доме. Упражнения: «Берегите воду», «Соедини картинку с названием», «Виды растений», «Уход за животными» и другие направлены на формирование знаний и умений о пройденном материале, а также на активизацию познавательной деятельности. Например, на занятии № 18 «Комнатные растения», есть упражнение «Соедини картинку с названием». Ученикам, после полученных знаний, нужно определить названия комнатных растений.

Видеоролики: «Использование термометра», «Какие бывают животные?», «Природные материалы и их свойства» и др. С их помощью можно расширить знания детей о пройденном материале, активизировать познавательную деятельность. Например, на занятии № 6 «Температура», присутствует видеоролик «Использование термометра», в нем рассказывается о видах термометров, а также как правильно ими пользоваться.

Также на уроках присутствует тестирование: «Температура», «Природа», «Растения», «Предметы жизни человека» и др., для закрепления полученных знаний о пройденном материале.

Проектная деятельность и творческие задания направлены на активизацию познавательной деятельности, через творчество.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Например, на занятии «Наш адрес в мире», присутствует проектная деятельность «Мой адрес». Проект состоит из введения, основной части, заключения, также включает в себя тему, цель, задачи, гипотезу, способы проверки. Детям нужно из различных картинок, фотографий и рисунков сделать коллаж своего двора, и рассказать о нем.

На третьем этапе исследования была проведена итоговая диагностика с целью определения динамики уровня развития познавательной деятельности школьников на уроках окружающего мира у учащихся 2 «Б» класса МОУ сОш № 22 п. Беркакит.

Результаты итоговой диагностики приведены в таблице 2.

Итак, можно отметить, что предложенная система уроков познакомила учащихся с новой информацией, научила искать интересные факты и задавать интересующие вопросы; а также решать проблемные ситуации, выражать собственную точку зрения и отстаивать ее, выступать перед публикой.

Таким образом, исходя, из всего вышеизложенного можно отметить, что поставленная цель в реализуемом исследовании подтверждена.

Таблица 2

Результаты исследования на начальном этапе исследования

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

«Древо желаний» (В.С. Юркевич). 13% 48% 39%

Развитие внутренней мотивации младших школьников (Л.Ф. Тихомировой). 17% 48% 35%

Изучения познавательной активности по предметам (Ю.В. Бойко). 17% 26% 57%

Достоверность полученных результатов была подтверждена с помощью метода математической обработки данных (Х2 - критерия Пирсона).

Литература

1. Амонашвили Ш.А. Единство целей. - М.: Просвещение, 1989. - 208 с.

2. Григорьева Л.И. Метод наблюдения как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках «Окружающего мира» / Л.И. Григорьева, Л.А. Ноговицына // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 68-2. - С. 8285.

3.

ACTIVATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN THE STUDY OF THE SURROUNDING WORLD

Mamedova L.V., Dvoryaninova S.N.

North-Eastern Federal Institute of MK Ammosova in Neryungri

An analysis of the psychological and pedagogical literature confirms the importance of developing the cognitive activity of younger students in the lessons of the world around them. The relevance of this topic is due to a number of modern problems, namely the computerization of the modern world, reducing the need for direct interaction with the outside world in order to learn new knowledge. Primary school teachers need to carry out laborious work, because younger students are used to receiving the necessary information in a finished, processed form, and they no longer need to explore the world on their own. The problem of developing cognitive activity in the lessons of the surrounding world is of particular importance in the context of its implementation of the Federal State Educational Standard of the new generation dated 02.08.2021 No. 286: teachers are faced with the task of preparing a person capable of acquiring: basic skills in working with available information (textual, graphic, audiovisual) about nature and society, the safe use of electronic resources; positive emotional and value attitude to nature; the desire to act in the environment in accordance with environmental norms of behavior. This article discusses the level of development of cognitive activity of younger schoolchildren in the lessons of the world around them, a system of classes is proposed that includes more active and interactive methods and techniques. The results of the study obtained during the diagnosis of students of the 2nd grade of the secondary school No. 22 in the village of Berkakit, as part of experimental work, are described.

Keywords: cognitive activity, primary school age, the surrounding world.

References

1. Amonashvili Sh.A. Unity of goals. - M.: Enlightenment, 1989. -208 p.

Grigorieva L.I. The method of observation as a means of activating the cognitive activity of younger schoolchildren in the lessons of the "Surrounding world" / L.I. Grigorieva, L.A. Nogo-vitsyna // Problems of modern pedagogical education. - 2020. -No. 68-2. - p. 82-85

Federal State Educational Standard of Primary Education No. 286 dated 02.08.2021 [Electronic resource] URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193 / (Accessed: 03/15/2022).

ФГОС начального образования от ред. 02.08.2021 г. № 286 [Электронный ресурс] URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (Дата обращения: 15.03.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.