Научная статья на тему 'Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей дошкольного и младшего школьного возраста при ознакомлении с окружающим миром'

Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей дошкольного и младшего школьного возраста при ознакомлении с окружающим миром Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1477
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / НАБЛЮДЕНИЕ / АНАЛИЗ / СИНТЕЗ / СРАВНЕНИЕ / ОБОБЩЕНИЕ / UNIVERSAL COGNITIVE LEARNING ACTIONS / CONTINUITY / RESEARCH AND DESIGN IN PRIMARY SCHOOL / INTEGRATION / OBSERVATION / ANALYSIS / SYNTHESIS / COMPARISON / GENERALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брыкина Е.К., Немкина Е.С.

В статье рассматриваются особенности формирования познавательных универсальных учебных действий в дошкольном и младшем школьном возрасте. Раскрываются основные вопросы содержания, формы, методы и приемы ознакомления детей с окружающим миром. В работе дан сравнительный анализ организации учебной деятельности у дошкольников и младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of universal cognitive learning actions of pre-school and primary school children through their acquaintance with the environment

This article discusses the features of forming of the universal cognitive learning actions of pre-school and primary school students. The article reveals major issues of content, forms, methods and techniques of introducing children to the world around them. The paper presents a comparative analysis of the organization of educational activities in pre-school and primary school students.

Текст научной работы на тему «Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей дошкольного и младшего школьного возраста при ознакомлении с окружающим миром»

j

го cc

i| 3. Мониторинг качества школьного языкового образования (иностранные

о Р языки): Монография / Д.К. Бартош, Н.Д. Гальскова, Н.С. Трухановская,

| <= М.В. Харламова. М., 2016.

^ cd 4. Об образовании в РФ. Федеральный закон № 273-Ф3. URL: http://standart

§ ^ edu.ru (дата обращения: 12.03.2017).

о| 5. Рязанова Е.И. Мониторинг качества иноязычного образования в школе //

к - Актуальные задачи педагогики: Материалы VI междунар. науч. конферен-

о ции (г. Чита, январь 2015 г.). Чита, 2015. С. 93-96.

Е.К. Брыкина, Е.С. Немкина

Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей дошкольного и младшего школьного возраста при ознакомлении с окружающим миром

В статье рассматриваются особенности формирования познавательных универсальных учебных действий в дошкольном и младшем школьном возрасте. Раскрываются основные вопросы содержания, формы, методы и приемы ознакомления детей с окружающим миром. В работе дан сравнительный анализ организации учебной деятельности у дошкольников и младших школьников. Ключевые слова: познавательные универсальные учебные действия, преемственность, исследовательская и проектная деятельность в начальной школе, интеграция, наблюдение, анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Формирование универсальных познавательных учебных действий в настоящее время является одной из актуальных проблем педагогики в связи с изменениями требований к воспитанию и развитию детей как в дошкольном, так и в начальном образовании.

Под познавательными универсальными действиями понимаются общеучебные (выделение и формулирование познавательной цели, «добывание» информации из любого источника, в том числе и из информационного пространства, осознанность чтения), логические (анализ,

CC fN

синтез, сравнение, классификация, аналогия, построение логических Е цепочек рассуждения, установление причинно-следственных связей) § ¡< и действия по самостоятельной постановке и поиску различных путей g ° решения проблемы (А.Я. Асмолов). I i

Необходимо не просто дать детям минимальный набор знаний, уме- | g ний, навыков, а научить их определенным способам действий, кото- о § рые помогут при решении любых учебных, а впоследствии, и жизнен- S vg ных ситуаций. В исследованиях Н.Г. Аквилевой, З.А. Клепининой, с С.Н. Николаевой, О.Т. Поглазовой, Н.А. Рыжовой и др. показывается, что овладение детьми универсальными учебными действиями способствует не только формированию «умения учиться», но и является важным элементом социализации дошкольника и младшего школьника.

В дошкольном возрасте закладываются предпосылки познавательных универсальных учебных действий, а именно познавательный интерес (проявляющийся в многочисленных вопросах), мотивация к деятельности (ребенок в игре копирует действия взрослых и возникает желание учиться), умение сравнивать, обобщать и сопоставлять предметы, созданные человеком и природой (пытается самостоятельно сделать выводы, иногда неправильные, т.к. обосновывает их на основе личного опыта).

В младшем школьном возрасте эти компоненты играют важную роль в успешности усвоения научных знаний об окружающем мире. В начальной школе познавательные универсальные учебные действия уточняются, конкретизируются, расширяются. Так, например, в дошкольном возрасте ребенок усваивает понятия «дерево, куст, травянистое растение». В младшем школьном возрасте эти понятия уточняются, ребенок учится классифицировать отдельные объекты по разным основаниям: растение может быть хвойным или лиственным, дикорастущим или культурным. Кроме этого, происходит углубление полученных в дошкольном возрасте знаний о видах растений, их строении и размножении. Дополнительно вводятся знания об особенностях ухода за дикорастущими и культурными растениями. Ребенок учится определять растение в ту или иную группу по основным признакам (наличию коры, количество стволов), а не опираясь только на видимые данные (высота, количество стволов).

Воспитатель детского сада, отмечает Н.А. Рыжова, должен подвести детей к тому, чтобы младшие школьники были готовы к восприятию, обобщению и конкретизации тех знаний, которые они получили в процессе дошкольного детства. Это происходит в непосредственной образовательной деятельности (на занятиях), прогулках, наблюдениях, играх, в процессе ознакомления с различными видами искусств (изобразительное искусство, музыка, литература и т.д.). По мнению таких авторов,

^ го

о t

СС ° ?

ZT

ж

VO

о

как Н.А. Рыжова, С.Н. Николаева и др., игра, искусство и наблюдение являются наиболее важными средствами ознакомления детей с окружающим миром.

Преемственность в формировании познавательных универсальных учебных действий у детей дошкольного и младшего школьного возраста при ознакомлении с окружающим миром обеспечивается единым подходом в формировании познавательного интереса, создании развивающей среды образовательных учреждений (школы и детского сада) и используемых педагогами методов и приемов обучения.

Н.Ф. Виноградова, О.Т. Поглазова и другие видят преемственность в дошкольном и начальной образовании в формировании системы природоведческих представлений, в умении сравнивать и обобщать несколько объектов природы по различным признакам, в дальнейшем развитии положительного отношения к объектам природы. Часто случается, что в первый класс дети приходят с разным уровнем подготовки, что создает определенные трудности в усвоении ребенком научных знаний. Кроме этого, сложность в обучении создает также отсутствие у ребенка сформированного умения анализировать, синтезировать и сравнивать объекты природы. Примером может служить преемственность программ «Ступеньки детства» и УМК «Гармония»; «Ступеньки» и УМК «Школа 2000»; «Преемственность» и УМК «Школа России» и др.

Исследования Н.Г. Аквилевой, Н.Ф. Виноградовой, О.В. Дыбиной, З.А. Клепининой, С.А. Козловой, С.Н. Николаевой, А.А. Плешакова, О.Т. Поглазовой, Н.А. Рыжовой и других говорят об особенностях использования разнообразных форм, методов и приемов ознакомления с природным и социальным окружением ребенка. Формирование познавательного интереса (как компонента универсальных учебных действий) в дошкольном и младшем школьном возрасте достигается ими в процессе подбора взрослым интересных и доступных для ребенка объектов окружающего мира и различных способов организации деятельности детей: наблюдение (Н.Г. Аквилева, З.А. Клепинина, С.Н. Николаева и др.), исследовательская и проектная деятельность (Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, А.И. Савенков и др.), моделирование и интеграция (М.Б. Зацепина, Т.С. Комарова и др.).

Основой получения конкретных знаний об окружающей действительности является наблюдение. Эта форма активно используется как в дошкольном, так и в младшем школьном возрасте. Наблюдение позволяет ребенку понять, что окружающий его мир познаваем, нужно только научиться замечать даже небольшие изменения. Если говорить о методике организации наблюдения, то она не сильно отличается в детском

ее г^

саду и начальной школе. Отличия будут связаны с выбором объекта для Е наблюдения и длительностью самого процесса. Правильная организа- § ^ ция наблюдений и опытов также влияет на формирование компонентов 5 ° универсальных учебных действий. Большую роль в организации опытов | 1

и наблюдений играет правильная постановка вопросов, выбор объекта * <§

сЕо

исследования в соответствии с возрастом, активность детей в проведе- о рд нии опыта или наблюдения, применение приемов, привлекающих их чю внимание (Н.Г. Аквилева, Н.Ф. Виноградова, Е.И. Золотова, З.А. Кле- с пинина, А.Н. Леонтьев, С.Н. Николаева и др.), что ведет за собой формирование познавательного интереса.

Если нет возможности пронаблюдать объект в природе, то на помощь приходят мультимедийные технологии, которые оказывают влияние и на прочность формирования познавательных универсальных учебных действий (Е.С. Немкина, Н.Б. Тихонова и др.). Важно только использовать их в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Чтобы мультимедийные технологии не оказывали вредного влияния на здоровье ребенка, должны соблюдаться санитарные и педагогические условия их использования.

Исследовательская деятельность является основой получения детьми знаний в начальной школе. Ученые отмечают ее высокую эффективность для установления причинно-следственных связей в живой и неживой природе. Начинать использовать исследовательскую деятельность как средство формирования познавательных универсальных учебных действий необходимо в детском саду. Но эта форма работы в дошкольных образовательных учреждениях имеют свою специфику: ограниченность по времени, ограниченность в объектах исследования, исследования проводятся под руководством и непосредственном участии взрослого.

В начальной школе детям предоставляется большая самостоятельность и активность в исследовательской деятельности. Примером может служить изучение состояний и свойств воды. В дошкольном возрасте через опыт дети определяют, что вода не имеет формы, цвета, запаха и имеет три состояния (лед, вода, пар). Состояния воды они наблюдают через действия педагога. В начальной школе учитель организует самостоятельное изучение детьми свойств воды: без цвета, без запаха, без вкуса, прозрачна, течет и принимает форму сосуда. К ним добавляется исследование воды как растворителя.

Эффективным для формирования познавательного интереса и развития познавательных действий дошкольников и младших школьников становится деятельность моделирования, которая представляет собой особую группу знаково-символических действий. При использовании

*

го СС

1 I моделирования дети преобразуют чувственную форму в модель с выде-

Ч го

¡2 ё ленными существенными характеристиками объекта изучения либо пре-

2 у образуют модели для выявления общих свойств (А.Г. Асмолов).

Модели, создаваемые детьми под руководством педагога, могут 1 отражать: структуру реального объекта (строение растения), структуру

^ ^ обобщенного понятия (насекомое), структуру сложного понятия (пого-ю да), процесс (круговорот воды в природе), превращение (состояние воды), взаимосвязь живой и неживой природы (пищевая цепочка) и др.

Исследования (А.Н. Веракса, Н.Е. Веракса, О.Т. Поглазова, А.И. Савенков и др.) показывают, что проектная деятельность в настоящее время может использоваться и используется как в дошкольном, так и в младшем школьном возрасте для развития познавательных универсальных учебных действий. Основные требования к организации проектной деятельности совпадают. Необходимо отметить, что проекты, как правило, носят кратковременный характер, проблема обычно формулируется взрослым, этап защиты выражается в обсуждении или создании продукта деятельности (рисунки, аппликации, объектные конструкции и др.) Отличительной особенностью этой деятельности в начальной школе является создание индивидуальных проектов.

В исследованиях Т.С. Комаровой, М.Б. Зацепиной, Е.К. Брыкиной и др. авторов интеграция рассматривается как средство развития познания и творческих способностей детей. Под интеграцией понимается взаимодействие различных видов деятельности и искусств. Например, изучая воду, рассматриваются не только три состояния воды, но и звуки воды, изображение воды в картинах художников и произведениях композиторов. В дошкольном возрасте дети сначала наблюдают за объектом, выделяют его основные особенности и свойства. Эти знания обогащаются и закрепляются в процессе создания детьми образа в рисунке, лепке, аппликации и конструировании. Такая последовательность позволяет сформировать у ребенка следующие компоненты универсальных учебных действий: умение анализировать, сравнивать объекты окружающего мира, делать выводы. В начальной школе интеграция происходит на разных уровнях: с точки зрения искусства, науки и практического применения в жизни. При знакомстве с народными промыслами дети узнают или уточняют знания о них, как в детском саду, так и в начальной школе. Отличие в том, что младшие школьники могут создавать индивидуальные сообщения или презентации по данному виду искусств.

Игровые приемы также влияют на качество и прочность формирования познавательных универсальных учебных действий. Большой эффективностью обладают в работе с детьми дошкольного возраста игровые обучающие ситуации С.Н. Николаева.

Игровые обучающие ситуации наиболее эффективны в процессе сравнения живого и неживого (реалистический образ, игрушка) животного (игра с игрушкой-аналогом), при введении в занятие литературного персонажа (игра с литературным персонажем), при организации игры-путешествия. Все это положительно влияет на формирование познавательного интереса, умения находить сходство и различие в многообразии окружающего мира. Однако не все эти ситуации применимы в работе с младшими школьниками.

Любая игровая ситуация на уроке должна быть методически оправдана и органически вписываться в сценарий урока.

Применение моделирования, экспериментирования, проектов, интеграции в работе с детьми повышает их познавательную активность, влияет на развитие дошкольников и младших школьников в целом, способствует повышению уровня наблюдательности и любознательности.

В практике дошкольного и начального образования встречаются следующие проблемы: часто воспитатель дает знания не в полном объеме или, наоборот, забегая далеко вперед. И то, и другое отрицательно влияет на формирование у ребенка познавательных универсальных учебных действий. Иногда воспитатель и учитель начальной школы стараются как можно больше рассказать ребенку, ограничивая его в «открытии новых знаний». И учителю и воспитателю необходимо знать программу подготовки детей на предыдущем и последующем этапах с тем, чтобы получаемые ребенком знания не носили абстрактного характера и работали на осуществление преемственности на разных ступенях обучения.

о §

¡± о

го СР

ч: ю

ш о

Библиографический список

1. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с разными материалами. М., 2002.

2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под общей ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М., 2015 (Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду»).

3. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада. М., 2014.

4. Немкина Е.С., Сухобрус Е.В., Шарун О.В. ИКТ как средство формирования универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе // Современное начальное образование: вуз - школа: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Отв. ред. З.Б. Редько. М., 2012.

5. Поглазова О.Т. Особенности педагогической интеграции в начальном образовании (на материале курса «Окружающий мир» для начальной школы): Монография. М., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.