Научная статья на тему 'Использование имитационных игр в процессе формирования экологических представлений у третьеклассников'

Использование имитационных игр в процессе формирования экологических представлений у третьеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
479
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ / ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Злобина В.А., Габдулинова К.Г.

В статье обсуждается необходимость введения экологического образования в педагогический процесс в начальной школе. Понятие и цель экологического образования, критерии введения экологического образования, компоненты экологической культуры описаны в данной статье. Работа по формированию у младших школьников экологических представлений может быть продолжена с привлечением имитационных игр, так как имитационная игра основана на моделировании (имитировании) природной, экологической реальности. Нами было проведено тестирование на выявление уровня сформированности экологических представлений у третьеклассников. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы нами были систематизированы и обобщены условия использования имитационных игр. Нами были разработаны несколько имитационных игр, которые могут быть использованы в начальной школе (имитационные игры «Пищевая цепочка», «Паутинка» и др.). На наш взгляд, использование имитационных игр может способствовать формированию у третьеклассников экологических представлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование имитационных игр в процессе формирования экологических представлений у третьеклассников»

УДК: 373.33

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИМИТАЦИОННЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ТРЕТЬЕКЛАССНИКОВ

Злобина В.А.,2016

Вятский государственный университет, студентка 4 кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования, Киров Габдулинова К.Г.,2016 Вятский государственный университет, кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования, Киров Аннотация: в статье обсуждается необходимость введения экологического образования в педагогический процесс в начальной школе. Понятие и цель экологического образования, критерии введения экологического образования, компоненты экологической культуры описаны в данной статье. Работа по формированию у младших школьников экологических представлений может быть продолжена с привлечением имитационных игр, так как имитационная игра!!основана на моделировании (имитировании) природной, экологической реальности. Нами было проведено тестирование на выявление уровня сформированности экологических представлений у третьеклассников. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы нами были систематизированы и обобщены условия использования имитационных игр. Нами были разработаны несколько имитационных игр, которые могут быть использованы в начальной школе (имитационные игры «Пищевая цепочка», «Паутинка» и др.). На наш взгляд, использование имитационных игр может способствовать формированию у третьеклассников экологических представлений.

Ключевые слова: экологическое образование, экологическое представление, имитационная

игра.

На современном этапе гуманизации образования развитие экологической культуры у детей младшего школьного возраста предполагает создание благоприятной эколого-образовательной среды. Это означает, что экологическое образование как педагогический процесс необходимо осуществлять, во-первых, в единстве и согласии с природой и, во-вторых, в строгом соответствии с законами развития детского организма.

Под экологическим образованием понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде. Целью экологического образования младших школьников является заложение основ экологической культуры. Данное положение учтено Государственными стандартами образования, где последовательно отражена идея развития у школьников, в том числе и у младших, экологической культуры.

З. А. Клепинина в структуре понятия «Экологическая культура» выделяет следующие компоненты: 1. Экологические знания. 2. Качества личности, определяющие ответственное отношение человека к природе, к памятникам истории и культуры. 3. Экологически грамотная практическая деятельность по охране природы и памятников истории и культуры [1, с. 123].По мнению автора, при отборе экологических знаний важны ориентир на действующий Федеральный государственный стандарт по предмету «Окружающий мир» и отбор такой информации, которая позволила бы подводить детей к пониманию некоторых фундаментальных основ экологии. Одними из таких являются знания о всеобщей взаимосвязи в природе. [1, с. 123]

Взаимосвязи в природе нельзя увидеть, потрогать, услышать, то есть воспринимать органами чувств. Эти знания отвлеченные. Они формируются в ходе логического мышления, которое находится у детей в процессе мышления.

Экологические представления - это информация об экологических связях и зависимостях природных объектов, условия жизни и особенности живых организмов в связи с условиями жизни, факторы среды, охрана природы и др. [2] Программами начальной школе

предусмотрено формирование у детей таких экологических представлений как «экология», «пищевая цепь», «экологическая пирамида», «Красная книга», «экологическая катастрофа» и др.

3. А. Клепинина отмечает, что ознакомление детей с экологическими представлениями может быть организовано разными способами. Одним способом является беседа по специальным вопроса и заданиям, другим - предъявление ребенку связей в природе моделями в виде схем, экологических пирамид и т.п. Модели позволяют формировать образные представления о природных связях, что соответствует особенностям мышления младших школьников. Известно, что оно у этих детей конкретно-образное. Взаимосвязи же в природе нельзя увидеть, потрогать, услышать, то есть воспринимать органами чувств. Эти знания отвлеченные. Они формируются в ходе логического мышления, которое находится у детей в процессе мышления. Сочетание таких двух подходов к формированию знаний о природных связях - моделей, ориентированных на образное мышление, и вопросов и заданий, ориентированных на работу логического мышления, - способствует осознанию ребенком этого отвлеченного материала. [1, с. 127]

На наш взгляд, работа по формированию у младших школьников экологических представлений с указанными выше подходами может быть продолжена с привлечением имитационных игр, так как имитационная игра основана на моделировании (имитировании) природной, экологической реальности. По мнению Петросовой Р.А., Голова В.П. и Сизоглазова В.И., имитационная игра способствует формированию системы научных знаний углублению, закреплению учебного материала, позволяет установить взаимосвязи в природе [3, с. 54]. Однако таких имитационных игр для начальной школы разработано недостаточно. Данное противоречие послужило основанием для выбора темы исследовательской работы «Использование имитационных игр в процессе формирования экологических представлений у третьеклассников».

В целях выявления у учащихся третьего класса уровня сформированности экологических представлений на базе МКОУ СОШ пгт Кумены, Куменского района Кировской области был проведен педагогический эксперимент (констатирующий). В эксперименте приняли участие 20 учащихся.

В тестовые задания включены представления, предусмотренные для формирования в 3 классе: «Экология», «Пищевая цепь», «Красная книга», «Экологические пирамиды», «Экологическая катастрофа». Результаты тестирования представлены на рис. 1

5%

высокий уровень средний уровень низкий уровень

Рисунок 1 - Уровни сформированности экологических представлений у третьеклассников.

Анализ результатов тестирования показал, что у 5% учащихся высокий уровень сформированности экологических представлений, у 55% учащихся - средний и у 40% учащихся низкий уровень сформированности экологических представлений. Экологические представления «Экология», «Экологическая пирамида» у третьеклассников сформированы хуже, чем представления «Красная книга», «Экологическая катастрофа», «Пищевая цепь».

На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы нами были систематизированы и обобщены условия использования имитационных игр. Данные условия могут быть использованы в процессе формирования экологических представлений у третьеклассников.

1. Начиная подготовку к игре следует в первую очередь решить для себя важнейшие вопросы: какова ее цель; какие умения и навыки будут формироваться в процессе игры; как организовать деятельность детей и как подводить итоги.

2. Важнейшими этапами игры служат ее планирование и подготовка сценария, в котором детально проработано, как конкретно разыграть идею или ситуацию. Организатору игры необходимо:

1) Выбрать конкретную тему и подобрать материал, который будет использован во время

игры.

2) Наметить роли учеников.

3) Предусмотреть необходимый «реквизит», справочные материалы и т.д.

4) Продумать, какими будут правила игры, как познакомить с ними детей в минимально короткий срок, можно ли будет их изменить в целях активизации класса

5) Обдумать, как начать и когда закончить разыгрывание ситуации.

6) Решить, как использовать результаты игры.

В качестве примеров приведем имитационные игры «Пищевая цепочка», «Паутинка» [4] Имитационная игра Пищевая цепочка». Перед началом игры распределите между детьми следующие роли: Солнце (1 человек); Трава (6 человек); Мышки (3 человека); Лиса (1 человек). Солнце берет в руки тарелку с печеньем (12 штук) и передает «энергию» Траве - по 2 печенья каждой Травинке. Одно печенье каждая Травинка съедает - эта часть полученной от солнца «энергии» расходуется на поддержание жизненных процессов растения, а второе - передает Мышкам. Таким образом, каждая Мышка получает тоже по два печенья. Часть «энергии» (одно печенье) Мышка расходует на себя, а часть (второе печенье) - отдает Лисе. Таким образом, у Лисы оказывается три печенья. Часть «энергии» Лиса расходует, а оставшуюся часть может передать тому, кто сможет съесть Лису.

Имитационная игра «Паутинка» направлена на формирование у детей представления «Экологическая пирамида». Ведущий предлагает играющим стать растением или каким-либо животным. Когда дети сделали свой выбор, то они рассказывают о том, чем питаются. Так, растения «питаются» энергией солнца. Они становятся внизу (2-й ярус пирамиды). Те, кто питается растениями (растительноядные животные) распределяются над растениями (2-й ярус). Хищники же пытаются распределиться над растительноядными. Очень редко на практике пирамида жизни бывает правильной и устойчивой, но это можно обыграть. Так, нарушение равновесия можно объяснить вторжением человека в естественную жизнь экосистемы.

Таким образом, имитационная игра основана на моделировании (имитировании) природной, экологической реальности. Имитационная игра способствует формированию системы научных знаний углублению, закреплению учебного материала, позволяет установить взаимосвязи в природе. На наш взгляд, использование имитационных игр может способствовать формированию у третьеклассников экологических представлений.

Список литературы:

1. Клепинина 3. А., Аквилева Г. Н. Методика преподавания предмета «Окружающий мир» . -М.: Академия, 2013.

2. Козина Е. Ф., Степанян Е. Н. Методика преподавания естествознания. - М.: Академия, 2004.

3. Петросова P.A., Голов В.П., Сивоглазов В.И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. - М.: Академия, 1999.

4. Боголюбов A.C. Сборник российского и зарубежного опыта в области "игровой экологии" [Электронный ресурс]- http:// ecosystema.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.