На основе проведенного теоретического анализа личностно-ориентированное обучение в системе высшего профессионального образования понимаем как процесс субъект-субъектного взаимодействия студента и преподавателя, целью которого является усвоения предметных знаний, формирование соответствующих умений, навыков и жизненных компетенций как способов саморазвития личности, становления ее как субъекта деятельности.
Таким образом, включение положений концепции личностно-ориентированного подхода в систему методологии реализации профессионального образования в период становления инновационной образовательной парадигмы является, по нашему мнению, одним из путей практического соблюдения и развития идей гуманистической педагогики, обеспечения необходимого качества высшего образования, подготовки специалиста новой формации, способного к продуктивной созидательной деятельности в условиях рыночной экономики и развития глобализационных процессов.
Литература:
1. Бекоева М.И. Факторная модель формирования интеллектуального мышления обучающихся в условиях модернизации российского образования // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. - 2011. - № 4. - С. 33-37.
2. Белухин Д.А. Личностно-ориентированная педагогика в вопросах и ответах. - М.: Изд-во МПСИ. 2006. - 310 с.
3. Бураков П.В. Методологические основы управления развитием дистанционного образования в ВУЗе. Брошюра. - СПбГУИТМО, 2001. - 19 с.
4. Дзусова Б.Т., Хамикоева Л.А. Практико-ориентированный подход к разработке учебно-методического комплекса по осетинскому языку // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. -2014. - № 3. - С. 82-85.
5. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. вузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - 480 с.
6. Личностно-ориентированное образование: феномен, концепция, технологии: Монография. -Волгоград: Перемена, 2000. - 148 с.
7. Наумов Н.Д. Личность как социально-психологическая и философская категория // Вестник Нижневартовского государственного университета. - 2009. - № 3. - С. 52-58.
8. Немов Р.С. Общая психология. В 3-х т. Т.3. Психология личности: Учебник. - М.: Юрайт, 2016. - 739 с.
9. Озеров А.Е. Проблема формирования личности в трудах современных философов // Инновация в образовании. - 2008. - № 12.
10. Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. - М.: Смысл, 2002. - 526 с.
11. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 2000. - 112 с.
Педагогика
УДК 373.3
кандидат педагогических наук, доцент Григорьева Любовь Ивановна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студентка Ноговицына Лолита Анатольевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
Аннотация. В статье затрагивается проблема активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках «окружающего мира». Так как именно целенаправленное обучение способствует к активному изучению учащимися окружающей среды. Для активизации познавательной деятельности авторы предлагают использовать метод наблюдения. В статье описывается опытно-практическая работа, проведенная на базе общеобразовательной школы. Разработаны занятия по процессу побуждения учащихся в обучении на уроках «окружающего мира».
Ключевые слова: познавательная деятельность, наблюдение, активизация, младший школьник. An^tatton. The article touches upon the problem enhancing the cognitive activity of primary schoolchildren in the lessons of the surrounding world. Since it is targeted learning that contributes to the active study of environmental students. To enhance cognitive activity, the authors propose to use the observation method. The article describes the experience of practical work carried out on the basis of a comprehensive school. Developed classes on the process of encouraging students to learn from the lessons of the world.
Keywords: cognitive activity, observation, activation, primary school student.
Введение. Новым для первоначального обучения является выделение в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) такого предметного результата, как освоение доступных способов изучения природы и общества, в том числе и древнейшего способа обучения — наблюдения. Наблюдение - это целенаправленное, требующее достаточное количество времени метод, который дает возможность всецело рассматривать объект окружающего мира, заметить совершающиеся в нем перемены, установить их предпосылки, также требования протекания. В процессе наблюдения у учащихся проявляется большой интерес к природе. В ходе наблюдения дети учатся видеть, подмечать, объяснять явления природы. Наблюдение в процессе естественно-научной подготовки младших школьников это важнейший метод познания природы, с помощью которого учащиеся готовятся к наиболее сложным научным исследованиям - постановке и проведению опытов. В связи с проведением всероссийских проверочных работ комплексные наблюдения за объектами и явлениями природы стали актуальными. Здесь надо учителю надо давать учащимся понятие погода, климат, циклон, антициклон, виды облаков, различные
осадки. Л.В. Калинина считает, что учителя недооценивают значение наблюдения и проводят их формально, не соблюдая требований, предъявляемых к данному виду деятельности [1]. В исследовании изучены работы по проблеме активизации познавательной деятельности младших школьников А.А. Горчинской, В.Г. Коваленко, Г.И. Щукиной, и др.; исследования об использовании метода наблюдения на уроках окружающего мира авторов Г.Н. Аквилевой, Е.Ф. Козина, Е.Н. Степанян, З.А. Клепининой и др.
Изложение основного материала статьи. Целью исследования является установление эффективности использования метода наблюдения на уроках «окружающего мира».
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе общеобразовательной школы Кобяйского улуса Республики Саха (Якутия). Дети экспериментальной и контрольных групп являлись учащиеся 3 классов, общеобразовательной школы села Чагда Кобяйского улуса. В ходе исследования были поставлены следующие задачи: раскрыть теоретические основы активизации познавательной деятельности; провести диагностику активизации познавательной деятельности у младших школьников; разработать и апробировать систему уроков по активизации познавательной деятельности младших школьников посредством метода наблюдения на уроках окружающего мира.
В основу исследования была положена гипотеза о том, что процедура активизации познавательной работы младших школьников на уроках окружающего мира будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
1) использование метода наблюдения стимулирует познавательную деятельность младших школьников на уроках окружающего мира;
2) проведение наблюдений в ходе экскурсий, которые способствуют становлению внимательности, появлению интереса к природе, т.е. познавательного к ней отношения детей. При соблюдении этих педагогических условий можно достигается желаемый результат.
Цель констатирующего этапа эксперимента: определить уровень развития познавательной деятельности учащихся 3 класса на уроках окружающего мира.
Многие исследователи рассматривают сущность познавательной активности учащегося как психолого-педагогическую задачу, В.Г. Коваленко обратил внимание на психологическую сторону этого понятия. Автор ставит в прямую зависимость активности школьника в учебном процессе от напряжения и внимания, анализа и синтеза, догадки и предположения, сомнения и проверки, обобщения и суждения, интереса, настойчивости.
Г.И. Щукина выясняет, что «познавательная деятельность» по-другому названа термином «учение». С точки зрения общей теории деятельности психологами правомерно различают понятия «учебная деятельность» и «познавательная деятельность» [3, с. 16-28].
Из учебной деятельности Л.В. Калинина считает самым простым методом познания. Однако, она считает, что организация работы с младшими школьниками требует специальной подготовленности педагогов [1, с. 58].
В ходе изучения проблемы работы мы отметили, что целенаправленное изучение окружающей действительности младшими школьниками приносит легкость и плодотворность в их обучении, что, несомненно, нужно детям для будущей самостоятельной жизни. Правильно рассчитанные и разумно организованные наблюдения развивают познавательную деятельность школьников, их интерес к окружающему миру.
На констатирующем этапе определили уровни развития познавательной деятельности учащихся 3 класса по методикам: опрос на выявление отношения учащихся к предмету «Окружающий мир» и отношения применения наблюдения на уроках по данному предмету; наблюдение за работой учащихся на уроках окружающего мира; методика В.С. Юркевича «Интенсивность познавательного интереса»; методика «Срез знаний». Выбранные методики, использованные для проведения первичного и вторичного срезов, дают полный объем эмпирических данных.
«Интенсивность познавательного интереса» (автор В.С. Юркевич). Мы определили с помощью тестирования, что в экспериментальной группе 4 (50%), в контрольной группе 5 (62,5%) учащихся показали средний уровень выраженности познавательных интересов - этот этап познавательных интересов связан с любознательностью, интерес проявляется к какому-либо событию, факту, предмету. Значит, эти учащиеся в равной степени интересуются всеми изучаемыми предметами в школе, далеко не всегда хорошо успевая по этим предметам. 4 (50%) детей экспериментальной группы и 2 (25%) детей контрольной группы показали низкий уровень выраженности познавательных интересов.
Таким образом, на констатирующем этапе мы выявили низкий уровень развития познавательной деятельности учащихся 3 класса на уроках окружающего мира.
На формирующем этапе мы разработали комплекс уроков по активизации познавательной деятельности младших школьников посредством метода наблюдения на уроках окружающего мира. Казалось бы, здесь нет ничего нового: и наблюдениями, и опытами, и измерениями, и сравнениями, и классификацией учителя занимались и раньше. Но здесь появляется новый аспект. Если раньше эти способы познания мира выступали в качестве методов обучения, то сейчас этими методами (способами) должны овладеть сами учащиеся. В 3 классе Е.Ф. Козина, Е.Н. Степанян предлагают учителям выявить причинно-следственные связи между живой и неживой природой [2, с. 107].
Поэтому нам необходимо было целенаправленно побуждать детей к мыслительной деятельности на уроках окружающего мира в ходе экскурсий. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. Наблюдая ребенок, должен учиться быть самостоятельным и во время наблюдения у ребенка возникает связь с природой.
Основное содержание представлено пятью сценариями разработанных экскурсий, которые включают в себя как проведенные, так и виртуальную экскурсию. Темы наших экскурсий: «Объекты природы и изделия человека», «Животный мир африканской саванны. Виртуальная экскурсия», «Сезонные изменения в жизни растений», «Виды растений». «Разнообразие растений школьного участка. Части растений».
К примеру, в ходе урока «Сезонные изменения в жизни растений» учащиеся знакомились с сезонными изменениями в жизни растений, наблюдали объекты природы, анализировали и обобщали информацию, полученную в результате наблюдений. Учитель за 2-3 дня до проведения экскурсии выходил на пришкольный участок и определял: возможные места наблюдения объектов природы на пришкольном участке; объекты наблюдений на экскурсии.
Затем учитель составлял план проведения экскурсии. В день проведения экскурсии учитель знакомил учащихся с листами наблюдения. И в подготовительном этапе работы учащимся давал установку на работу.
Лист наблюдения
Группа:_№1_
__Виды растений
№ Жизненные формы растений Виды растений Описание
1 Деревья
2 Кустарники
3 Травы
Лист наблюдения
Группа:_№2_
__Сезонные изменения в жизни растений
Виды Весна Лето Осень Зима
растений
Сосна Зеленые хвоинки Зеленые хвоинки Зеленые хвоинки Зеленые хвоинки
Лиственница Зимующие почки Зеленые хвоинки Желтые хвоинки, листопад Без хвоинок, почки
Береза Зимующие почки Зеленые листья Желтые листья Без листьев, почки
Дети делились на группы и вспоминали правила работы в группе (деление на группы, правила работы в группе).
Учитель для объекта указывает на растения, которые знакомы учащимся. Эти растения они наблюдали по всем сезонам года, поэтому от них требовалась только внимательность.
Каждая группа получала задание и свой лист наблюдения - наблюдали сезонные изменения в жизни растений зимой на пришкольном участке. Листы наблюдения у всех групп были разными. Учитель оценивал понимание задания, затем учащиеся, каждый в своей группе расходились по местам наблюдения объектов и наблюдали объекты живой природы. После того как учащиеся закончили наблюдение объектов, они возвращались в класс.
На заключительном этапе дети продолжали работу в классе и заполняли в группах свои листы наблюдения. Здесь учащимся предстояло с помощью учителя немного вспомнить о растениях в разные времена года, т.к сезонные изменения описывали во все времена года, а наблюдали только в одно. После того, как учащиеся заполнили листы наблюдения, они представляли свою работу классу. Учащиеся сравнивали изменения в жизни растений в разные времена года и находили отличия. Затем осуществлялась рефлексия: Чем мы занимались сегодня на экскурсии? Где мы были? За какими объектами нам удалось понаблюдать? Как изменились растения осенью по сравнению весной и летом? Удалось ли поработать в группе и заполнить лист наблюдения?
На уроках окружающего мира, в ходе экскурсий дети научились ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, находить примеры взаимосвязи организмов друг с другом, с явлениями природы и с условиями окружающей среды; содержание этих наблюдений было систематизировано; в организации наблюдений до учащихся доводилась цель и установка на работу, указывалась их последовательность в виде конкретных заданий и формы фиксирования результатов наблюдений.
Повторная диагностика уровня развития пространственного мышления учащихся на контрольном этапе выявило значительное повышению уровня познавательного интереса младших школьников экспериментальной группы: выяснили, что высокий уровень интенсивности познавательного интереса показали - 5 (62,5%) учащихся экспериментальной группы. Средний уровень показали 3 (37,5%) учащихся, а низкий уровень не был выявлен. Таким образом, мы считаем, что во время экскурсии дети учатся наблюдать за изменениями в неживой природе и между объектами живой природы.
Выводы. Таким образом, можно сделать вывод, что метод наблюдения очень помогает в процессе формирования активности обучающихся. У всех учащихся появился большой интерес к уроку окружающего мира. Используя метод наблюдения, учителю легче работать с учениками, которые отстают от остальных обучающихся, т.е. это показывает, что наблюдение надо организовать в группах, парах и зависит от возраста учащихся. Ребята соревновались друг с другом в сообразительности и быстроте ума. Используя метод наблюдения, учителю легче работать с отстающими детьми (осуществляется индивидуальный подход).
По результатам педагогического эксперимента, можно сделать вывод о том, что учителю начальных классов нужно находить больше педагогических условий, в которых может быть реализовано стремление учащихся к целенаправленному учению. Педагог должен стараться, чтобы процесс обучения был интересным для учащихся. Используя метод наблюдения и учителю, и учащимся в процессе урока будет интересно и увлекательно.
Результатом проведения опытно-экспериментальной работы явилось повышение уровня развития познавательной деятельности детей экспериментальной группы, что было доказано путем повторного проведения исследования в обеих группах, с использованием тех же методик, которые были использованы на констатирующем этапе.
Исходя из полученных данных, мы можем констатировать, что систематическая работа с использованием метода наблюдения является эффективным средством для активизации познавательной деятельности младших школьников.
Литература:
1. Калинина Л.В. Формирование умения проводить наблюдения на уроках окружающего мира. / Л.В. Калинина // Начальная школа. - 2018. - № 6. - С. 54-58
2. Козина Е.Ф., Степанян Е.Н. Методика преподавания естествознания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.Ф. Козина, Е.Н. Степанян. - М.: Издательский центр «Академия», 2004 - С. 107.
3. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 2010. - С. 16-28.
4. Щукина, Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: учебное пособие для студентов педагогических институтов / Г.И. Щукина. - М.: Дрофа, 2013. - 137 с.
Педагогика
УДК 37.378
кандидат педагогических наук, доцент Давкуш Наталия Валериевна
Евпаторийский институт социальных наук (филиал)
Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Евпатория)
ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНЫХ
ЗАВЕДЕНИЯХ
Аннотация. Рассматривая вопрос оценки результатов обучения необходимо особое внимание уделить изменению подходов к системе оценивания в целом. Одним из таких подходов является формирующая оценка, которая считается оценкой для улучшения обучения. Формирующее оценивание дает возможность педагогу отслеживать процесс продвижения обучающихся к учебным целям и своевременно вносить коррективы в учебный процесс. Для обучающегося формирующая оценка служит рекомендацией к действию, а не выступает как педагогический приговор. В статье раскрыты современные методические подходы к оценке учебных достижений обучающихся на различных этапах обучения.
Ключевые слова: оценка, формирующая оценка, методика организации формирующей оценки, учебные цели, техники оценивания.
Annotation. Considering the issue of assessing learning outcomes, special attention must be paid to changing approaches to the assessment system as a whole. One such approach is formative assessment, which is considered an assessment for learning improvement. Formative assessment allows the teacher to track the progress of students towards educational goals and timely make adjustments to the educational process. For the student, the formative assessment serves as a recommendation for action, and does not act as a pedagogical judgment. The article reveals modern methodological approaches to assessing the educational achievements of students at various stages of training.
Keywords: assessment formative assessment, methodology for organizing formative assessment, educational goals, assessment techniques.
Введение. Оценивание учебных достижений обучающихся - это неотъемлемая составляющая образовательного процесса. Поэтому концептуальные изменения в отечественной образовательной системе невозможны без пересмотра и реализации принципиально новых подходов к оценке прогресса обучения. В связи с этим курс на компетентностное образование позволяет пересмотреть подходы к оценке знаний обучающихся, что дает возможность исключить негативные моменты в обучении, способствует индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и самостоятельности обучающихся.
Можно ли считать, что оценивание, которое сегодня осуществляют педагоги, лишено объективности. Анализ образовательной практики и ее нормативное обеспечение позволяет сделать вывод о том, что существует традиционная неразрывность между понятиями «оценка» - «проверка» - «контроль». Правовые основы оценки образовательных результатов обучающихся заложены Федеральным законом № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», который нормативно закрепил понятие качества образования, а также указал на необходимость его оценки - определение степени достижения планируемых результатов образовательной программы (ст. 2). [3].
Таким образом, ставим под сомнение воспитательное значение современной контрольно-оценочной деятельности, которое осуществляется педагогом и иногда для обучающегося является приговором в противовес стимулу. Так, оценивание предусматривает субъект-объектный характер взаимодействия, что выражается в учете структурных компонентов контроля знаний обучающихся и является проверкой и оценкой результатов именно учебной деятельности.
Итак, мы видим противоречие между сложившейся формой контроля знаний обучающихся, которая сводится к накоплению оценок в журнале и фиксации уровня знания-незнания, умение-неумение, и стремлением построить процесс обучения на компетентностных началах, педагогике партнерства.
Мы считаем, что решение проблемы заключается в изучении и внедрении в отечественную систему образования формирующего оценивания, которое позволит установить полноценную обратную связь между педагогом и обучающимися, сформировать у последних умение учиться, а педагогам поможет выработать общую культуру оценивания» [1, с. 3].
Успех реформирования заключается, прежде всего, в психологической, теоретической, профессиональной подготовке участников образовательного процесса. Для педагогов-практиков важны исследования европейского опыта оценивания учебных достижений, проведенные И. Булах, О. Локшиною [4]. Теоретические подходы к практике оценивания учебных достижений раскрыты группой авторов (под научной редакцией А. Щербак). На сегодня имеем также публикации прикладных исследований по организации формирующего оценивания. Так, технология формирующей оценки по информатике исследована А. Барной, В. Вембер, Н. Морзе, примеры использования различных видов формирующего оценивания в реализации программы Intel «Путь к успеху» приведены Н. Дементиевской, оценочная деятельность учителя начальных классов на основе компетентностного подхода описана А. Поляковой.
Для научно-педагогических работников высших учебных заведений, методистов и педагогов-практиков, заинтересованных в разработке новых подходов к оценке знаний обучающихся, интерес представляют научно-методические труды Буркитовой, Г. Голуб, Н. Гронлунда, М. Пинской, И. Фишман, Р. Шакирова, А. и др. [2]
Большинство публикаций по педагогическому оцениванию сводится к рассмотрению методов суммативного (итогового) оценивания, в частности, тестового. Авторы дают рекомендации по подготовке, проведению и анализу результатов тестового измерения учебных достижений.