Научная статья на тему 'АКТИВИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ КАДРОВ В ОБЛАСТИ ПЕДАГОГИКИ ПОСРЕДСТВОМ ОЛИМПИАДЫ АСПИРАНТОВ'

АКТИВИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ КАДРОВ В ОБЛАСТИ ПЕДАГОГИКИ ПОСРЕДСТВОМ ОЛИМПИАДЫ АСПИРАНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛИМПИАДА АСПИРАНТОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / КАЧЕСТВА ИССЛЕДОВАТЕЛЯ-ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панина Светлана Викторовна, Алексеева Ирина Степановна

На сегодняшний момент предъявляются особые требования в подготовке научнопедагогических кадров в Российской Федерации. Цель статьи в обосновании основных компетенций современного отечественного аспиранта и обобщении лучших практик проведения олимпиад для аспирантов по педагогическим наукам. Представлена характеристика компетенций молодого исследователя, предложены основные soft-компетенции (принятие решения проблемы, убеждения и др.) и hard-компетенции (сбор и интерпретация данных, выбор и применение методов исследования, организация и проведение научно-исследовательской работы и др.). Приводятся примеры проведения олимпиады аспирантов в российских вузах. Демонстрируется организация олимпиады «Научный поиск» для аспирантов 1-4 года обучения по специальности 5.8.1 - Общая педагогика, история педагогики и образования в ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панина Светлана Викторовна, Алексеева Ирина Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVATION OF THE TRAINING OF SCIENTIFIC STAFF IN THE FIELD OF PEDAGOGY THROUGH THE POSTGRADUATE OLYMPIAD

Today, there are special requirements for the training of scientific and pedagogical personnel in the Russian Federation. The purpose of the article is to substantiate the basic competencies of a modern domestic graduate student and generalize the best practices for conducting Olympiads for graduate students in pedagogical sciences. The characteristics of the competencies of a young researcher are presented, the main soft competencies (problem solving, beliefs, etc.) and hard competencies (collection and interpretation of data, selection and application of research methods, organization and conduct of research work, etc.) are proposed. Examples of conducting the Olympiad of postgraduate students in Russian universities are given. The organization of the Olympiad “Scientific Search” for graduate students of 1-4 years of study in the specialty 5.8.1 - General Pedagogy, History of Pedagogics and Education at the North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov.

Текст научной работы на тему «АКТИВИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ КАДРОВ В ОБЛАСТИ ПЕДАГОГИКИ ПОСРЕДСТВОМ ОЛИМПИАДЫ АСПИРАНТОВ»

УДК 378

С. В. Панина, И. С. Алексеева

Активизация подготовки научных кадров в области педагогики посредством олимпиады аспирантов

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Аннотация. На сегодняшний момент предъявляются особые требования в подготовке научно-педагогических кадров в Российской Федерации. Цель статьи в обосновании основных компетенций современного отечественного аспиранта и обобщении лучших практик проведения олимпиад для аспирантов по педагогическим наукам. Представлена характеристика компетенций молодого исследователя, предложены основные soft-компетенции (принятие решения проблемы, убеждения и др.) и hard-компетенции (сбор и интерпретация данных, выбор и применение методов исследования, организация и проведение научно-исследовательской работы и др.). Приводятся примеры проведения олимпиады аспирантов в российских вузах. Демонстрируется организация олимпиады «Научный поиск» для аспирантов 1-4 года обучения по специальности 5.8.1 - Общая педагогика, история педагогики и образования в ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова».

Ключевые слова: олимпиада аспирантов, педагогическая наука, научно-педагогические кадры, качества исследователя-педагога.

S. V. Panina, I. S. Alekseeva

Activation of the training of scientific staff in the field of pedagogy through the postgraduate Olympiad

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract. Today, there are special requirements for the training of scientific and pedagogical personnel in the Russian Federation. The purpose of the article is to substantiate the basic competencies of a modern domestic graduate student and generalize the best practices for conducting Olympiads for graduate students in pedagogical sciences. The characteristics of the competencies of a young researcher are presented, the main soft competencies (problem solving, beliefs, etc.) and hard competencies (collection and interpretation of data, selection and application of research methods, organization and conduct of research work, etc.) are proposed. Examples of conducting the Olympiad of postgraduate students in Russian universities are given. The organization of the Olympiad "Scientific Search" for graduate students of 1-4 years of study in the specialty 5.8.1 - General Pedagogy, History of Pedagogics and Education at the North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov.

Keywords: Postgraduate Olympiad, pedagogical science, scientific and pedagogical personnel, qualities of a researcher-teacher

ПАНИНА Светлана Викторовна - к. п. н., доцент кафедры педагогики, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова.

E-mail: psvl 148@mail.ru

PANINA S.V. - PhD in Education Science, Assistant Professor of Education Science Department, Teacher Training Institute, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.

АЛЕКСЕЕВА Ирина Степановна - к. п. н., доцент кафедры педагогики, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова.

E-mail: alekseevais2010@mail.ru

ALEKSEEVA Irina Stepanovna - PhD in Education Science, Assistant Professor of Education Science Department, Teacher Training Institute, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.

Введение

В настоящее время система подготовки кадров высшей квалификации в Российской Федерации находится в состоянии масштабных трансформаций, затрагивающих как формальные, так и содержательные аспекты. Обсуждаются проблемы подготовки научно-педагогических кадров высшей школы, в том числе и вопросы предпрофессиональной подготовки. Выстраиваются отечественные модели и практики подготовки аспирантов, прогнозируется система профессионального развития научно-педагогических работников, рассматривается методология оценки эффективности развития аспирантской подготовки. Данные вопросы также отражены и в «Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года» [1].

Исследователи рассматривают и предлагают основные компетенции, которыми должны обладать современные аспиранты, в частности по педагогическим наукам (табл. 1).

Таблица 1

Компетенции современного исследователя

№ Исследователи Компетенции современного педагога-исследователя/ аспиранта

1. Э.Ф. Зеер «умение проектировать панораму исследования опираясь на методологические основания; - умение формулировать гипотезу, оформлять результаты эмпирического исследования; - владение теоретическими и эмпирическими методами психолого-педагогического исследования; - способность проектировать цифровые образовательные ресурсы и технологии; - умение выстраивать логический текст» [2]

2. В.И. Андреев «владение диагностическими умениями; - наличие методологической культурой; - владение творческой рефлексией; - умение активизировать свои внутренние процессы самосознания и самопознания; - умение работать с научной литературой и электронными ресурсами; - систематически повышать уровень научно-педагогического потенциала» [3]

3. И.В. Осипова А.А. Шаров «наличие 80й-компетенций, как совокупность знаний, умений и мотиваци-онных характеристик в сфере профессиональных коммуникаций, умения тайм-менеджмента, риторские умения, организаторские, лидерские качества, эмоциональный интеллект» [4]

4. И.М. Фадеева О.Ю. Осипова Е.С. Фадеева «инструментальные компетенции (анализ, организация, планирование; высокий уровень коммуникативных навыков иноязычного общения; способность четко формулировать цели и задачи и др.); - межличностные (способность к критике и самокритике; умение работать в команде; межкультурная компетентность; готовность функционировать в международном сотрудничестве; - системные (уровень исследовательских способностей; адаптации к новым условиям, инициатива; способность к обучению; мотивация на достижение высоких результатов» [5]

Самыми важными soft-компетенциями современного молодого учёного определены: навык поиска и принятия решения, умение решения проблемы и навык убеждения. Най-компетенции учёного составляют: навык сбора и интерпретации данных по исследуемой проблеме (базовая компетенция); навык выбора и применение метода исследования; навык

организации и проведения научно-исследовательской работы (приобретается раз и на всю научную жизнь).

Программа подготовки научно-педагогических кадров в ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова» по научной специальности 5.8.1. -Общая педагогика, история педагогики и образования направлена на формирование исследовательских компетенций посредством проведения сквозной научно-исследовательской деятельности аспирантов в период всего процесса обучения в аспирантуре: участия в научных форумах, конференциях, семинарах и мероприятиях, подготовке и публикации статей в рейтинговых и рецензируемых изданиях; через реализацию учебных дисциплин (модулей), в том числе «Методология науки и методы научного исследования», «Современные проблемы науки и образования» и др. У аспирантов формируется целостное представление об исследовательской и профессиональной деятельности преподавателя высшей школы, результаты которой выпускники представляют в период прохождения педагогической практики в вузе, итоговой аттестации, демонстрирующей уровень исследовательских компетенций.

Основная часть

Если обратиться к опыту российских высших учебных заведений по организации и проведению олимпиад для аспирантов по научным специальностям в сфере педагогики и образования, то стоит отметить ежегодную, начиная с 2007 года, организованную по инициативе кафедры педагогики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Как указывают организаторы, «миссия олимпиады заключается не в состязании в прямом смысле этого слова, а в развитии у молодежи мотивации к научной деятельности, содействии укрепления веры в собственные силы и осознании значимости выполняемого научного исследования, способствовании создания дискуссионного пространства» [6].

Инициаторы проведения олимпиады аспирантов Ярославского государственного педагогического университета имени К. Д. Ушинского провозглашают, что «олимпиада представляет возможность выявления талантливых педагогов-исследователей; оценить навыки исследовательской культуры молодых ученых; создание условий для научной коммуникации» [7].

С целью поиска и поощрения молодых исследователей Санкт-Петербургским государственным университетом проводится Открытая международная олимпиада студентов и молодых специалистов по 17 направлениям подготовки. Победители и призеры имеют возможность получить до 100 дополнительных баллов, которые учитываются приемной комиссией при поступлении по программам магистратуры и аспирантуры СПбГУ [8]. Участники олимпиады проходят достаточно серьезные испытания, кроме выполнения письменных работ, решения практических задач, обязательным выступает публичная защита идей научно-исследовательской работы, что стимулирует молодых ученых на проведение результативного педагогического исследования.

Актуален опыт Сибирского федерального университета, реализующего проведение международной олимпиады для абитуриентов по программам магистратуры и аспирантуры по профилям подготовки: «Математика и искусственный интеллект», «Науки о земле», «Образование», «Психология» и другие науки. К участию допускаются в том числе и иностранные граждане, в связи с чем, языки олимпиады - русский и английский. Участники олимпиады проходят три этапа, позволяющие выявить компетенции абитуриентов и претендентов на бюджетные места обучения. Кроме того, по треку «аспирантура» участники олимпиады могут познакомиться с будущими научными руководителями, сферой научной деятельности, определиться с будущей темой диссертационного исследования [9].

В 2023 году по инициативе доктора педагогических наук, профессора, заведующего кафедрой педагогики Педагогического института Северо-Восточного федерального университета А. Д. Николаевой, было разработано Положение о проведении совместной с Педагогическим институтом Бурятского государственного университета (директор - доктор педагогических наук, профессор Н. Ж. Дагбаева) олимпиады «Научный поиск» для аспирантов 1-4 года обучения по специальности 5.8.1 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Цель олимпиады заключается в поддержке молодых исследователей и создании открытого научно-образовательного пространства подготовки научно-педагогических кадров в условиях высшей школы [10].

Олимпиада проходила в два этапа: «Первый этап с 1 февраля по 28 февраля 2023 г. в дистанционном формате в виде выполнения тестовых и творческих заданий на сайте Якутского открытого образовательного портала СВФУ; второй - с 1 марта по 21 апреля 2023 г. в гибридном формате: офлайн на базе пространства коллективной работы «Точка кипения - СВФУ» и онлайн на платформе Webinar.ru» [10].

Одним из творческих заданий первого этапа олимпиады организаторами определено эссе «Имя в науке». Размышления о ведущих учёных истории или современности, чьи научно-педагогические достижения и идеи актуальны в диссертационном исследовании, аспиранты посвятили основоположнику отечественной педагогики К. Д. Ушинскому, классику советской педагогики А. С. Макаренко, зарубежным ученым - философу и педагогу Дж. Дьюи и педагогу-психологу Г. Гарднеру, отечественным ученым - педагогу-новатору Ш. А. Амонашвили, ярким представителям образования в Республике Саха (Якутия) К. Г. Башарину и И. С. Портнягину, Бурятии - Г. Ц. Молонову; известному российскому психологу И. В. Дубровиной; основателю отечественной профориентологии С. Н. Чистяковой; а также наставникам и научным руководителям аспирантов - Л. М. Волошиной, М. М. Прокопьевой.

Приведем фрагменты их некоторых представленных работ1:

Эссе № 1

«Сегодня представляется перед нами К. Д. Ушинский, как наш современник, социальный мыслитель и выдающийся реформатор отечественного образования на началах гуманизма и социальной справедливости, яркой персоналией мировой науки, которая объединяет в своем творчестве все ипостаси педагогической деятельности. Педагогическое наследие великого педагога — это наше национальное достояние, из которого мы вновь и вновь черпаем идеи гуманизма и народной педагогики с тем, чтобы создавать новую школу и светлое будущее нашей Родины».

Эссе № 2

«Наука всегда являлась одной из приоритетных сфер в стратегии развития любой страны. Нужно отметить, что и в Российской Федерации в течение последних нескольких лет пристальное внимание отводится поддержке и развитию научной сферы: после реализации комплекса мер федерального значения в рамках Года науки и технологий, объявленного в 2021 году, определена задача усиления роли науки в развитии общества и страны на период 2022-2031 гг., которые объявлены Президентом Десятилетием науки и технологий. Вставая на путь исследователя в рамках написания диссертации, каждый аспирант открывает, казалось бы, давно известные для него имена по-новому. Например, обращение к педагогическому наследию российских и советских ученых в рамках иссле-

1 представлены в авторской редакции

дования «Сетевое образовательное событие как фактор развития субъектной позиции педагога» выявило потенциал системы, созданной советским педагогом Антоном Семеновичем Макаренко и ее отражение в событийном подходе. Анализ литературы ставит перед нами новые вопросы: является ли имя А. С. Макаренко в науке однозначным? Актуальна ли педагогика Макаренко для современного образования? Поиск ответов на данные вопросы обусловлен наличием в истории развития человечества проблемы переоценки вклада деятелей науки того или иного периода и вопросы об актуальности научных взглядов ученых для определенного поколения.

Однако, как показывает история, имя в науке, однажды получившее высокую оценку и включенное в список четырех великих педагогов XX века, может быть подвержено критике и непониманию. Подтверждением всемирной известности А. С. Макаренко является его включение в 1988 году международной организацией ЮНЕСКО в список величайших педагогов XX века, а «Педагогическая поэма», автором которой он является, переведена на 36 языков.

Думаю, что такая востребованность кроется в том, на что или на кого была направлена педагогика Макаренко? На воспитание детей... А вопросы воспитания во все времена были противоречивыми. Актуальна ли педагогика Макаренко для современного образования? Однозначно «да».

В ходе анализа литературы при подготовке диссертации было выявлено, что событийный подход, являющийся методологической основой нашего исследования, нашел отражение в педагогической деятельности А. С. Макаренко. Например, использование метода «взрыва», предложенного педагогом, способствует глубокому изменению личности ребенка. Именно это является одной их важнейших характеристик образовательного события, которое определяется как личностно значимая ситуация развития, из которой ребенок выходит другим, не таким как прежде.

Необходимо отметить, что имя А. С. Макаренко вписано в историю советской и зарубежной педагогики золотыми буквами. Наличие сторонников или противников свидетельствует лишь о масштабе личности великого педагога и его вклада в развитие образования. Важно то, что незыблемой является безусловная вера педагога в силу воспитания и возможность совершенствования личности».

Эссе № 3

«В Евангелие от Иоанна, первая глава начинается с выражения: «В начале было Слово...». А самое важное и приятное слово для человека - это его Имя. Имя - это лицо человека, выраженное буквами и звуками. Имя позволяет чувствовать свою уникальность в обществе. Имя человека остается в истории вместе с его делами. Поэтому, когда родители дают имя своему ребенку, они наделяют его определенной силой, которая в будущем может повлиять на его жизненный путь. Любой путь подразумевает выбор: на основе знаний и опыта, в зависимости от характера человека и жизненных обстоятельств. Главный выбор - выбор имени остается за родителями (или теми, кто стал им заменой). Осознавали ли родители маленького мальчика, что значение его имени будет отражением его профессионального пути? «Радость», «Счастье», «Мир», «Спокойствие» - значения имени Шалва. Обладатель данного имени, человек добрый и мудрый, стремящийся к гармонии и справедливости, обладающий сильным духом и высокой моралью, обычно имеет успешную карьеру и благополучную жизнь, часто становится лидером и авторитетом в своей области. И именно таким является Шалва Александрович Амонашвили - психолог и педагог, исследователь, автор оригинальной концепции гуманной педагогики, которая ориентирована на личность ребенка.

В исследовательской работе рассматриваем проблему воспитания ценностных отношений к семье у подростков. Подростковый возраст особенный в своем понимании...

...ценностные установки тоже закладываются, главным образом в семье, с самого раннего детства. И если бы у каждого ребенка и его родителя была возможность встретить на своем пути «Рыцаря детства» (именно такого звания был удостоен Шалва Александрович), то его жизнь была бы полна света, любви, заботы и понимания. Взросление также красной нитью проходит через школу. Школа - второй дом, в котором тоже формируются различные ценностные отношения.

Труды Амонашвили занимают особое место в моей педагогической работе - чтобы изучение физики было интересным и увлекательным для моих обучающихся; в научном исследовании - воспитывать ценностные отношения к семье у подростков в цифровом обществе, заведомо зная, что только через любовь, заботу, доброту и веру это возможно; и, конечно, в моей личной жизни - в воспитании моих детей. Именно с запроса «Как правильно воспитывать детей?» в поисковой строке браузера, началось знакомство с героем эссе, чему весьма рада. Как говорит Шалва Александрович: «Нынешние дети - это дети света, дети - индиго, они обладают большим даром и очень талантливы». Поэтому хочу завершить эссе текстом из собственной песни: Мы живем в прекрасном мире, В мире счастья и добра. Каждый шаг наш будет шире, Изучая новые места. Красоту природы нашей, Ты поймешь, как будешь тут. И тебя с улыбкой встретят: Каждый для тебя твой друг. Мы верим в добро - победу над злом Мы греем теплом, мир освещаем Мы дети Земли, и мы не одни Готовых помочь, нас миллионы...»

Эссе № 4

«Профессиональный выбор является одной из составляющих процесса самоопределения человека. Выполняя анализ психолого-педагогической литературы, представляется возможным отметить, что, по мнению ученых, процесс профессионального самоопределения начинается в дошкольном возрасте, когда человек знакомится с миром профессий и в процессе сюжетно-ролевой игры осваивает знакомые ему специальности. Для меня таковыми были учитель и воспитатель, что в последствии оказало влияние на принятие решения поступить в педагогический институт.

Стремительное развитие общества, науки обуславливают популярность и необходимость «образования как образа жизни»: «на смену монопрофессионализму приходит полипрофессионализм. Следует учитывать и стремление человека (чаще вынужденное) поменять профессию или повысить квалификацию.

Идеи профессиональной ориентации школьников подробно отображены в работах отечественного педагога, доктора педагогических наук, профессора, академика Российской академии образования Светланы Николаевны Чистяковой, автора более двухсот работ, посвященных профессиональному выбору, организации профориентационной деятельности, концепции педагогического сопровождения социально-профессионального самоопре-

деления школьников. Благодаря научному руководству С. Н. Чистяковой педагогическая наука обрела 75 кандидатов и 13 докторов педагогических наук, а также наполнилась смыслами, идеями ориентации молодежи на профессию, которые пользуются популярностью среди исследователей на протяжении многих лет. В трудах Светланы Николаевны каждый теоретик и практик, молодой и состоявшийся ученый, учитель школы и преподаватель вуза, специалисты дополнительного образования и представители власти найдут ответы на свои животрепещущие вопросы».

Эссе № 6

«Гарма-Цырен Цыденович Молонов был потрясающим наставником. Под его руководством 50 аспирантов защитили кандидатские диссертации и еще 4 докторские. Это внушительные результаты, которые красноречиво показывают всю ту требовательность к своей работе, считаю его эталоном в области педагогической деятельности.

В нашем диссертационном исследовании изучаем вопросы совершенствования деятельности куратора студенческой группы в условиях цифровой трансформации образования. Цифровизация призвана повысить эффективность воспитательного и образовательного процесса в вузе, в том числе за счет внедрения новых форм, методов организации деятельности кураторов студенческих групп, внедрения современных средств информационно-педагогического взаимодействия в виртуальной среде. Выстраивая свою практическую работу как преподавателя, я всегда соотношу свои шаги с опытом моих предшественников, и в своем научном исследовании также использую идеи и мысли наставников, таких как профессор Молонов - настоящий педагог, и истинный наставник. И осознавая все это, понимаешь, какая ответственность лежит на тебе, и ты должен хранить эту память, чтобы последующие поколения знали о таком замечательном человеке».

Эссе № 7

«В университете педагогику нам преподавал профессор Иосиф Семенович Портнягин, который так увлеченно рассказывал о К. Д. Ушинском и его учениях и работах... За 20 лет своей педагогической деятельности мне эти знания очень помогли.

... изучаю образование в арктической зоне Республики Саха (Якутия), начиная с истории возникновения образования - с кочевых школ арктической зоны до настоящего времени, где мы активно используем информационные технологии и дистанционное обучение.

. вопрос о воспитании будущих педагогов родом из арктических улусов является актуальной проблемой... необходимо думать о дальнейших перспективах региона и дать качественное образование и воспитание с учетом культурно-исторических и национальных ценностей».

Если анализировать ответы по психолого-педагогическому тестированию, то можно констатировать, что в основном аспиранты затрудняются в вопросах дидактики и управления образованием. При это безошибочно ответили на вопросы по разделам воспитания, истории педагогической мысли и просвещения.

Содержательные и оригинальные ответы представлены участниками заключительного этапа на решение педагогического кейса, касающегося вопросов школьной и вузовкой образовательной практики.

В форме научной дискуссии обсуждены актуальные проблемы, тенденции развития образования посредством представления участниками олимпиады проекта «Мое видение образования». Тематика проектов финалистов разнообразна, в основном, исследования проводились по таким направлениям, как национально-региональные особенности

воспитания, цифровая среда, подготовка педагогических кадров и др. Аспирантами представлены проекты на темы: «Обзор проблем современного школьного образования» (С. Ф. Галимов), «Обучение и воспитание в событии» (Э. Ч. Жамбалова), «Воспитание культуры здоровья младших школьников на основе русских национальных традиций» (О. Н. Заяц), «Инновационный проект: Академия детских навыков «Ай-сатаа» (Твори и создавай)» (Н. А. Нестерова), ««Soft-skills в меняющемся глобальном мире» (М. В. Оси-пова), «Цифровая образовательная среда как средство интеллектуального воспитания личности обучающихся» (А. С. Середкина).

Значительная часть аспирантских проектов посвящена цифровой трансформации образования, большинство из них не только разработаны, но находятся на стадии реализации. Так, например, проекты:

- «Воспитание в условиях цифровой образовательной среды: возможности и риски» (К. А. Халтубаева) направлен на разработку модели цифровой образовательной среды школы, способствующей воспитанию ценностных отношений к семье;

- «Разработка и внедрение в систему образования Республики Саха (Якутия) единой цифровой педагогической платформы «Е-Педагог» (М. И. Семенова) актуализирован с целью формирования своеобразного «банка данных» и восполняемого резерва педагогических кадров различных категорий будущих и действующих педагогов: учащийся - студент

- молодой педагог - наставник;

- «Подготовка педагогических кадров к использованию иммерсивных технологий в условиях цифровой трансформации образования» (И. И. Находкина), разработаны и утверждены дополнительные модули по дисциплинам «Информатика» и «Математика» для приобретения студентами бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» практического опыта работы с виртуальной, гибридной реальностями и трехмерным им-мерсивным обучением.

Молодые исследователи отмечают, что цифровые технологии имеют большой потенциал в сфере развития образования в случае, если педагог/обучающийся является катализатором всех идей и нововведений.

Заключение

На сегодняшний день подготовка научно-педагогических кадров переживает время новаций, актуализирующие разработку и внедрение новых форматов, отвечающих потребностям практики.

Как отмечают А. И. Голиков, В. П. Игнатьев, П. Н. Николаев, что необходимо «обеспечить преемственность программ магистратуры и аспирантуры, также создать в СВФУ магистерские и аспирантские школы с целью консолидации усилий по организации системной научной и научно-исследовательской работы, что позволит повысить эффективность и результативность работы аспирантуры в университете» [11]. Также, по утверждению А. Д. Николаевой, необходимо выстраивать новые модели и форматы подготовки поколения ученых в области педагогики [12].

Считаем, что организация олимпиад для аспирантов способствует процессу активизации подготовки молодых исследователей педагогической науки, нацеленных на результат

- защиту кандидатских диссертаций.

Л и т е р а т у р а

1. Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года. - URL: http://static.government.ru/media/files/5hVUIZXA2JMcPrHoJqfohMeoToZAw tA5.pd (Дата обращения 15.05.2023).

2. Лыжин, А.И. Компетентностный портрет современного исследователя в VUCA-мире /

A. И. Лыжин, А. А. Коновалов // Высшее образование сегодня. - 2021. - № 4. - С. 14-19.

3. Андреев, В. И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учеб. пособие / В. И. Андреев. - Казань : Центр инновационных технологий, 2008. - 500 с.

4. Осипова, И. В. К вопросу о мониторинге soft-компетенций педагогов профессиональной школы / И. В. Осипова, А. А. Шаров // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: сб. материалов 25-й Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 7-8 апреля 2020. - Екатеринбург : Российский государственный профессионально-педагогический университет. - 2020. - Т. 1. - С. 102-105.

5. Фадеева, И. М. Компетенции молодых ученых для научно-исследовательской деятельности и академической карьеры / И. М. Фадеева, О. Ю. Осипова, Е. С. Фадеева // Интеграция образования. -2012. - № 1 (66). - С. 7-13.

6. Олимпиада аспирантов по педагогическим наукам «Научное творчество»: 8 лет совместного поиска. Информационно-аналитические материалы. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2014. -37 с.

7. Официальный сайт Ярославского государственного педагогического университета имени К. Д. Ушинского. - URL: https://yspu.org/Main_Page (Дата обращения 15.05.2023).

8. Открытая международная олимпиада студентов и молодых специалистов Petropolitan Science (Re)Search // Официальный сайт Санкт-Петербургского государственного университета. - URL: https://psrs.spbu.ru/ (Дата обращения 20.05.2023).

9. Международная олимпиада Ассоциации «Глобальные университеты» Open Doors для абитуриентов магистратуры и аспирантуры // Официальный сайт Сибирского федерального университета.

- URL: https://edu.sfu-kras.ru/OpenDoors (Дата обращения 20.05.2023).

10. Первая олимпиада аспирантов «Научный поиск» // Официальный сайт Северо-Восточного федерального университета. - URL: https://www.s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/instituty/ pi/news/detaü.php?SECTI0N_ro=&ELEMENTJD=204789 (Дата обращения 20.05.2023).

11. Голиков, А. И. Пути модернизации аспирантуры в федеральном университете / А. И. Голиков,

B. П. Игнатьев, П. Н. Николаев // Высшее образование сегодня. - 2022. - № 1-2. - С. 18-22.

12. Николаева, А. Д. Подготовка нового поколения научно-педагогических кадров // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 26. - С. 126-130. - URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=24390409 (Дата обращения 20.05.2023).

R e f e r e n c e s

1. Koncepcija podgotovki pedagogicheskih kadrov dlja sistemy obrazovanija na period do 2030 goda.

- URL: http://static.government.ru/media/files/5hVUIZXA2JMcPrHoJqfohMeoToZAw tA5.pd (Data obrashhenija 15.05.2023).

2. Lyzhin, A.I. Kompetentnostnyj portret sovremennogo issledovatelja v VUCA-mire / A. I. Lyzhin, A. A. Konovalov // Vysshee obrazovanie segodnja. - 2021. - № 4. - S. 14-19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Andreev, V. I. Pedagogika vysshej shkoly. Innovacionno-prognosticheskij kurs: ucheb. posobie / V. I. Andreev. - Kazan' : Centr innovacionnyh tehnologij, 2008. - 500 s.

4. Osipova, I. V. K voprosu o monitoringe soft-kompetencij pedagogov professional'noj shkoly / I. V. Osipova, A. A. Sharov // Innovacii v professional'nom i professional'no-pedagogicheskom obrazovanii: sb. materialov 25-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ekaterinburg, 7-8 aprelja 2020. -Ekaterinburg : Rossijskij gosudarstvennyj professional'no-pedagogicheskij universitet. - 2020. - T. 1. -S. 102-105.

5. Fadeeva, I. M. Kompetencii molodyh uchenyh dlja nauchno-issledovatel'skoj dejatel'nosti i akademicheskoj kar'ery / I. M. Fadeeva, O. Ju. Osipova, E. S. Fadeeva // Integracija obrazovanija. - 2012.

- № 1 (66). - S. 7-13.

6. Olimpiada aspirantov po pedagogicheskim naukam «Nauchnoe tvorchestvo»: 8 let sovmestnogo poiska. Informacionno-analiticheskie materialy. - Sankt-Peterburg : Svoe izdatel'stvo, 2014. - 37 s.

7. Oficial'nyj sajt Jaroslavskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni K. D. Ushinskogo. - URL: https://yspu.org/Main_Page (Data obrashhenija 15.05.2023).

8. Otkrytaja mezhdunarodnaja olimpiada studentov i molodyh specialistov Petropolitan Science (Re) Search // Oficial'nyj sajt Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta. - URL: https://psrs.spbu.ru/ (Data obrashhenija 20.05.2023).

9. Mezhdunarodnaja olimpiada Associacii «Global'nye universitety» Open Doors dlja abiturientov magistratury i aspirantury // Oficial'nyj sajt Sibirskogo federal'nogo universiteta. - URL: https://edu.sfu-kras.ru/OpenDoors (Data obrashhenija 20.05.2023).

10. Pervaja olimpiada aspirantov «Nauchnyj poisk» // Oficial'nyj sajt Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta. - URL: https://www.s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/instituty/pi/news/detail. php?SECTI0N_ID=&ELEMENT_ID=204789 (Data obrashhenija 20.05.2023).

11. Golikov, A. I. Puti modernizacii aspirantury v federal'nom universitete / A. I. Golikov, V. P. Ignat'ev, P. N. Nikolaev // Vysshee obrazovanie segodnja. - 2022. - № 1-2. - S. 18-22.

12. Nikolaeva, A. D. Podgotovka novogo pokolenija nauchno-pedagogicheskih kadrov // Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal «Koncept». - 2015. - T. 26. - S. 126-130. - URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=24390409 (Data obrashhenija 20.05.2023).

írírir

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.