Научная статья на тему 'ОЛИМПИАДА - РЕСУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ОЛИМПИАДА - РЕСУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛИМПИАДА / СОВМЕСТНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / OLYMPIAD / COMPATIBILITY / EDUCATIONAL INDEPENDENCE / STUDENTS / PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева Ксения Сергеевна, Рыбина Олеся Евгеньевна

Рассматриваются вопросы организации профессиональной подготовки студентов педагогических направлений с точки зрения использования такого ресурса, как олимпиады. Авторы обращают внимание на существенные признаки предметных и методических олимпиад, выделяемые российскими и зарубежными исследователями. Среди них можно назвать комплексность, практикоориентированность, личную значимость для обучающегося. По результатам проведенного исследования (онлайн-опрос, анализ студенческих текстов) сделаны выводы о необходимости проведения олимпиад разного вида в процессе подготовки будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лебедева Ксения Сергеевна, Рыбина Олеся Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OLYMPIAD - A RESOURCE FOR PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS

The article considers the problem of professional training of students in pedagogical areas from the point of view of using such a resource as Olympiads. The authors pay attention to the essential features of the subject and methodological Olympiads identified by Russian and foreign researchers. Among them, the authors define such as complexity, practical orientation, and personal significance for the student. The complexity includes theoretical, practical, and methodological material in the Olympiad tasks. The practice orientation focuses on developing specific forms of interaction with students, lesson notes. The personal significance for students is development of educational independence. Based on the results of the conducted research (online survey, analysis of student texts), conclusions are made about the need to hold. Conclusions are drawn about efficiency of the different types of Olympiads in the process of training future teachers. The researchers think that participation of students in the Olympiad takes on a new meaning in their professional training, acting not only as a means of evaluating the acquired knowledge, skills, but also as a resource for developing their subject-methodical competencies and educational actions. The article is of interest to teachers of colleges and higher educational institutions and also students of pedagogical specialties.

Текст научной работы на тему «ОЛИМПИАДА - РЕСУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

УДК 378. 147

DOI 10. 23951/2307-6127-2020-2-130-136

ОЛИМПИАДА - РЕСУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

К. С. Лебедева, О. Е. Рыбина

Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул

Рассматриваются вопросы организации профессиональной подготовки студентов педагогических направлений с точки зрения использования такого ресурса, как олимпиады. Авторы обращают внимание на существенные признаки предметных и методических олимпиад, выделяемые российскими и зарубежными исследователями. Среди них можно назвать комплексность, практикоориентированность, личную значимость для обучающегося. По результатам проведенного исследования (онлайн-опрос, анализ студенческих текстов) сделаны выводы о необходимости проведения олимпиад разного вида в процессе подготовки будущих педагогов.

Ключевые слова: олимпиада, совместность, образовательная самостоятельность, обучающиеся, профессиональная подготовка.

Профессиональная подготовка обучающихся во все времена являлась значимой для государства, при этом вместе с изменениями, происходящими в обществе, менялось и само содержание подготовки будущих специалистов.

Многие исследования в рамках современного образования посвящены переориентации традиционной системы профессиональной подготовки, предполагающей передачу и усвоение готовых знаний студентами, на образование в рамках гуманитарного подхода, который позволяет говорить об активизации обучающихся, порождении их стремления к самообразованию, получению личного практического опыта. Так, А. А. Сомкин говорит о необходимости в «переакцентуации образования с привычного приоритета получения готовых знаний (монологического типа коммуникаций) к деятельному их приобретению и усвоению (через диалог), т. е. к раскрытию фундаментального познавательного потенциала личности сообразно ее культурным и психофизиологическим особенностям» [1, с. 13]. Вместе с этим изменяется и коммуникативная парадигма образования: наблюдается переход от закрытого совместного действия к открытому, от руководства к поддержке [2].

Отражение изменений в образовании находится и в предъявлении новых требований к компетенциям будущих специалистов. Так, в Стратегии инновационного развития Российской Федерации особо подчеркивается роль профессиональной подготовки обучающихся в формировании таких компетенций, как способности и готовности к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, способности к критическому мышлению; умению работать самостоятельно, готовности к работе в команде и в высококонкурентной среде [3].

Все вышеперечисленное актуализирует проблему включения новых образовательных ресурсов в содержание профессиональной подготовки обучающихся, которые бы способствовали развитию вышеперечисленных компетенций и образовательной самостоятельности студентов. Под образовательной самостоятельностью мы понимаем образовательное действие, проявляющееся через инициативу обучающихся, их личностную заинтересованность в образовании, овладение способами организации образовательной деятельности и их стремлении к самообразованию [4].

В качестве образовательного ресурса становления заявленных аспектов мы рассматриваем студенческую олимпиаду.

Анализ, который был проведен авторами статьи «Методическая олимпиада: первые шаги», относительно олимпиадного движения в российских вузах, показал традиционное проведение педагогических и предметных олимпиад, включающих задания теоретического характера, тестирование, творческие задания из области педагогики или предметных областей [5]. Это подтверждается и тем, что первая студенческая олимпиада на базе Ленинградского университета была проведена по математике, а далее, во второй половине ХХ в., на государственном уровне было утверждено проведение предметных олимпиад, которые рассматриваются как организованная форма краткосрочного во времени состязания студентов. Подобные олимпиады требовали от участников высокого уровня развития интеллектуальных способностей, демонстрации знаний, умений и навыков в предметных областях, устойчивых личностных и коммуникативных качеств [6].

Вместе с тем олимпиады стали играть воспитательную роль - формирование положительных мотивов в обучении, получение опыта общения между студентами и сотрудничества с преподавателями, совершенствование нравственных качеств [7]. Проведение такого рода олимпиад становится сегодня значимым в свете совершенствования профессиональной деятельности будущих специалистов, формирования у них интереса к профессии, привлечения внимания к отдельным дисциплинам, прежде всего, определяющим их профессиональную область. Так, Г. Я. Гревцева, М. В. Циулина говорят об олимпиадах по педагогике как об одной из наиболее значимых форм профессиональной подготовки, которая способствует активизации творческого потенциала студентов, развитию научно-исследовательской, организационно-педагогической деятельности, умению решать педагогические задачи [8]. Исследователи отмечают, что студенческие олимпиады являются значимыми и для студентов, и для вузов: относительно студентов решаются такие задачи, как формирование интереса к изучаемому предмету; поощрение нацеленности на достижения; становление характера; вхождение во взрослую социальную среду; формирование профессиональных компетенций; формирование интереса к профессии; относительно вузов речь идет о выявлении способных студентов и мотивации их к выбору академической карьеры, профессиональной мотивации, поиске и внедрении новых технологий в образовании [9-12].

В зарубежных исследованиях олимпиада, прежде всего, связывается со спортом, так как именно проведение олимпийских игр вдохновило преподавателей Венгерского университета в Будапеште перенести основные идеи олимпиадного движения в область образования и провести в 1894 г. конкурс по математике, который с 1938 г. стал проводиться в Североамериканском колледже. В 1959 г. данный конкурс приобрел статус международного и с тех пор проводится в Румынии. Это послужило толчком для создания олимпиадных движений и по другим дисциплинам: физики - в 1967 г., химии - в 1969 г., информатики - в 1989 г., биологии - в 1990 г. и астрономии - в 1996 г. Главный вопрос, вызывающий споры по поводу необходимости проведения конкурсов такого рода, это наличие конкуренции. Одни исследователи высказываются о позитивном влиянии соревнований на уровень подготовки обучающихся, так как принцип состязательности стимулирует людей быть лучшими. Другие говорят о вреде олимпиад в связи с тем, что конкуренция между командами не способствует организации совместной работы и созданию положительной атмосферы сотрудничества [13].

В нашем исследовании мы проводили работу, связанную с привлечением обучающихся к участию в олимпиаде по двум направлениям: методическом и педагогическом, которые являются основой профессиональной подготовки будущих педагогов.

На первом этапе работы с целью выявления отношения к олимпиадам студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Педагогическое образование» и «Педагогическое образование (с двумя профилями)», был проведен онлайн-опрос, состоящий из вопросов закрытого типа. В опросе приняли участие 52 обучающихся. Полученные результаты представлены в таблице.

Результаты онлайн-опроса студентов

Вопрос Варианты ответов Результат %

Олимпиада для Вас - это... средство самовыражения и общения 21,15

проверка знаний, связанных с будущей профессией 28,85

средство для получения более высоких баллов по дисциплинам 0

способ получения новых практических знаний и умений 48,08

обычно Вас заставляют участвовать, и пользы для себя Вы не видите 1,92

В какой олимпиаде Вы хотели бы поучаствовать? в предметной - по педагогическим дисциплинам 52,83

в предметной - по филологическим и естественно-научным дисциплинам 9,43

в методической - по методическим дисциплинам 3,77

в методической - с построением и проведением уроков 33,96

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:

- олимпиады воспринимаются студентами в связи с профессиональной подготовкой к выбранной профессии, о чем свидетельствует то, что более 70 % опрошенных ассоциируют олимпиаду с профессиональными знаниями и умениями. Важно отметить, что для большинства студентов (48,08 %) олимпиада является не проверкой, а способом получения практических знаний и умений. На наш взгляд, это отражает стремление будущих учителей к овладению профессией, т. е. практическое освоение профессии;

- при ответе на второй вопрос больше половины студентов (52,83 %) выбрали в качестве приоритетной для участия предметную (педагогическую) олимпиаду. Этот результат показывает стремление опрошенных выбрать ту область знаний, в которой они чувствуют себя наиболее уверенно. Вместе с тем 33,96 % опрошенных, не стремясь проверить свои знания по методическим дисциплинам, хотели бы поучаствовать в олимпиаде с работой над уроком;

- соотношение полученных результатов по двум вопросам показывает восприятие будущими учителями олимпиады и своего в ней участия с точки зрения профессионального развития, с одной стороны, и проявления себя в более успешной для них области - с другой.

Проведенный опрос позволил оптимизировать деятельность преподавателей по вовлечению студентов к участию в олимпиаде.

Второй этап представлял непосредственно организацию работы с участниками олимпиад.

Олимпиада по педагогическому направлению представляла прохождение студентами ряда конкурсных заданий, связанных непосредственно с их знаниями и умениями в области теоретической и практической педагогики. Особенностью решения задач теоретического характера в олимпиаде выступало то, что вопросы, предлагаемые команде студентов, не рассматривались в курсе изучаемых психолого-педагогических дисциплин. Для того чтобы ответить на них, каждому из участников олимпиады нужно было самостоятельно найти литературные источники, обсудить совместно найденный материал и дать полный развернутый ответ на поставленный вопрос. Например, в качестве такого задания можно выделить знакомство студентов с педагогическим наследием великих дидактов-новаторов ХХ в. В. А. Сухомлинского, А. С. Макаренко. Результатом изучения их трудов стало не просто «устное пересказывание» нового материала, но и отражение своего мнения через написание эссе. Таким образом, олимпиадное задание позволило не только расширить педагогические знания, но и переосмыслить их с точки зрения современности, высказать свою позицию индивидуально через текст, предварительно получив обратную связь от других участников через устное высказывание. С точки зрения становления образовательной самостоятельности данные задания способствовали овладению различными способами организации собственной образовательной деятельности (самостоятельный поиск информации, написание эссе, совместное обсуждение).

Если рассматривать блок олимпиадных заданий по педагогике, направленных на оценку практических умений студентов, то можно отметить следующие особенности:

- использование кейсов, проблемных ситуаций, требующих мгновенного решения, проявления коммуникативных, метапредметных, предметных умений и знания основ психологии и педагогики;

- наличие заданий, в основе которых студентам необходимо использовать инновационные формы, методы и средства педагогики, о многих из них они мало слышали или не видели еще их использование на практике (например, виртуальные экскурсии, буктрейлеры и пр.).

Как и в теоретическом блоке заданий, обучающиеся были поставлены в ситуацию, когда они должны самостоятельно находить профессиональную информацию, восполнять нехватку своих знаний в области педагогики. При этом, с одной стороны, им нужно найти материал быстро, что требует от них активизации их умений работать в команде, проявлять свою инициативу и видеть инициативы остальных, что составляет один из важных компонентов образовательной самостоятельности. С другой стороны, студенты должны еще и применить новую для них информацию в действии. Например, участникам педагогической олимпиады может быть предложено такое задание - найти контакт с ребенком дошкольного возраста и рассказать совместно с ним сказку. Для студентов это задание оказалось проблемным, так как в своей практике они работали с детьми другого возраста (младшего школьного), которые имеют собственные психологические особенности и подразумевают иные способы взаимодействия. Ценность такого опыта состоит не только в пополнении новыми знаниями, но и в том, что студенты проявляют свои способности в новых для них условиях, видят, что они могут сделать, а чему еще стоит поучиться, анализируют и сопоставляют с другими и с самим собой.

Таким образом, мы приходим к выводу, что практически все задания в педагогической олимпиаде являются для обучающихся проблемными и становятся для них не столько неким инструментом оценки того, чему они научились за период обучения, сколько средством нахождения нового, приобретения и развития новых умений и образовательных действий, в том числе и становления образовательной самостоятельности.

Однако для профессиональной подготовки студентов - будущих учителей начальных классов участие в педагогических и предметных олимпиадах недостаточно в рамках профессионального становления. Поэтому значимым становится такой вид олимпиад, как методические олимпиады. Следует отметить, что они позволяют выявить у студентов не только теоретические знания по педагогике и методике обучения, но и умение практически применять их в своей профессиональной деятельности. Особенно это важно для подготовки учителей начальных классов, которые в процессе получения образования овладевают различными методиками преподавания комплекса дисциплин начальной школы [5]. В рамках методической олимпиады, которая проводится в Алтайском государственном педагогическом университете, студенты участвуют в трех конкурсах: готовят презентацию команды, выполняют эссе на заявленную тему, пишут статью, разрабатывают и представляют конспект и видеоролик урока. Таким образом, у участников методической олимпиады есть возможность проявить себя и приобрести опыт работы в различных направлениях профессиональной подготовки - представлении своих достижений, проявлении умения работать с текстами разных типов и жанров, демонстрации методических умений.

На заключительном этапе обучающимся было предложено создать эссе (или текст-самоописание), в котором бы раскрывались их мысли об участии в олимпиаде. Анализ данных текстов позволил выявить следующее:

- большинство студентов описывают свой опыт участия в олимпиадах как положительный, вне зависимости от получения награды;

- участие в методической олимпиаде воспринимается большинством студентов как сложная работа, которая занимает несколько месяцев и требует максимальной отдачи; при этом практически все участники команды отметили, что к концу последнего тура олимпиады становится важным не то, какое место займет команда, а то, чтобы все поняли «задумки по уроку»;

- среди «плюсов» участия в олимпиаде (как педагогической, так и методической) обучающиеся выделяют: реализацию творческого потенциала («средство самовыражения и общения»); позитивные эмоции («как же здорово, что я „включилась" в участие»); приобретение опыта («бесценный опыт, опыт, который может получить абсолютно каждый студент»); расширение кругозора (важно обогащать свой кругозор, он будет мягкой подсти-лочкой); работу в команде («это позволяет не бояться возникающих трудностей»); методическую и практическую составляющую работы над заданиями («возможность реализовать свои методические идеи»; «мозговые штурмы, когда даже нереальные идеи становятся реальными»; «проведение уроков в школе, возможность увидеть, как один и тот же конспект меняется в разных классах», «опыт работы в незнакомом классе»);

- к трудностям, возникающим в ходе участия в олимпиаде, значительное число студентов отнесло нехватку практических умений в данной сфере, наличие определенных требований, предъявляемых к выполнению заданий («одновременно нужно было соблюдать определенные рамки, которые не всегда позволяли рассуждать и оформлять мысли в том стиле, в котором ты привык, который тебе близок»); методическую и рефлексивную составляющую олимпиады: «сложнее всего было писать методический комментарий урока»; «я бы лучше еще раз провела урок, чем писать, почему я делала именно так»; «много эмоций от уроков, сложно отойти от них и научными словами написать анализ».

Результаты проведенного исследования позволили выделить следующие существенные признаки олимпиады с точки зрения профессиональной подготовки обучающихся:

- комплексность (с точки зрения включения в олимпиадные задания материала теоретического, практического, методического характера);

- практикоориентированность (ориентация на разработку конкретных форм взаимодействия с учащимися, конспектов уроков);

- личная значимость для студентов (развитие образовательной самостоятельности). Таким образом, участие обучающихся в олимпиаде приобретает новое значение в их

профессиональной подготовке, выступая не только средством оценки приобретенных знаний, умений и навыков, но и ресурсом для становления их предметно-методических компетенций и образовательных действий.

Список литературы

1. Сомкин А. А. Личностно ориентированный подход в системе современного гуманитарного образования: от монологизма к диалогической модели обучения // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 3. С. 9-28. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-3-9-28

2. Поздеева С. И. Педагогическая деятельность как предмет психолого-педагогических исследований и публикаций // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 4 (6). С. 93-100.

3. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р). URL: ttps://www.garant.m/products/ipo/prime/ doc/70006124/#0 (дата обращения: 12.01.2020).

4. Лебедева К. С. Технология формирования образовательной самостоятельности у будущих педагогов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 12 (165). С. 42-47.

5. Лабунина М. В., Рыбина О. Е. Методическая олимпиада: первые шаги // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2018. № 1. С. 25-28.

6. Решетников В. А., Трегубов В. Н., Переверзина Н. О. Организация межвузовского сотрудничества студентов // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 3. С. 90-99. DOI: 10.24411/2220-8453-2019-13010

7. Попов А. И. Олимпиадное движение студентов как форма организации творческой подготовки // Инновационная деятельность. 2012. № 1 (19). С. 89-94.

8. Гревцева Г. Я., Циулина М В. Педагогическая олимпиада как средство развития творческого потенциала личности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 6. С. 33-39.

9. Гоник И. Л., Юрова О. В., Текин А. В., Фетисов А. В., Чесноков О. К. Студенческие олимпиады: проблемы и перспективы // Высшее образование в России. 2015. № 5. С. 119-124.

10. Трифонова А. Г., Салионов А. Е. Роль предметных олимпиад в учебном процессе высшей школы (на примере курса «История») // Вестник Дальрыбвтуза. 2016. № 7. С. 70-74.

11. Рубцова Е. В. Предметные олимпиады по дисциплинам гуманитарного и социально-экономического блока в медицинском вузе и пути их совершенствования // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6, № 3 (20). С. 65-68.

12. Игнатьев В. П., Чахов Д. К., Макарова М. Ф. Профильная олимпиада как средство закрепления теоретических знаний студентов на практике // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 4, вып. 3. C. 78-82. URL: https://www.gramota.net/materials/4/2019/3/15.html (дата обращения: 05.01.2020).

13. Verhoeff Т. The Role of Competitions in Education // Future World: Educating for the 21st сейшу, a conference and exhibition at IOI Future world: Educating for the 21st century. 1997. № 12. URL: https://www.researchgate. net/profile/Tom_Verhoeff/publication/228714944_The_role_of_competitions_in_education/ links/00463519f239c9e9af000000/The-role-of-competitions-in-education.pdf (дата обращения: 05.01.2020).

Лебедева Ксения Сергеевна, старший преподаватель, Алтайский государственный педагогический университет (ул. Молодежная, 55, Барнаул, Россия, 656031). E-mail: skk86@mail.ru

Рыбина Олеся Евгеньевна, старший преподаватель, Алтайский государственный педагогический университет (ул. Молодежная, 55, Барнаул, Россия, 656031). E-mail: konvallaria@rambler.ru

Материал поступил в редакцию20.01.2019.

DOI 10. 23951/2307-6127-2020-2-130-136

OLYMPIAD - A RESOURCE FOR PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS

K. S. Lebedeva, O. E. Rybina

Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russian Federation

The article considers the problem of professional training of students in pedagogical areas from the point of view of using such a resource as Olympiads. The authors pay attention to the essential features of the subject and methodological Olympiads identified by Russian and foreign researchers. Among them, the authors define such as complexity, practical orientation, and personal significance for the student. The complexity includes theoretical, practical, and methodological material in the Olympiad tasks. The practice orientation focuses on developing specific forms of interaction with students, lesson notes. The personal significance for students is development of educational independence. Based on the results of the conducted research (online survey, analysis of student texts), conclusions are made about the need to hold. Conclusions are drawn about efficiency of the different types of Olympiads in the process of training future teachers. The researchers think that participation of students in the Olympiad takes on a new meaning in their professional training, acting not only as a means of evaluating the acquired knowledge, skills, but also as a resource for developing their subject-methodical competencies and educational actions. The article is of interest to teachers of colleges and higher educational institutions and also students of pedagogical specialties.

Keywords: Olympiad, compatibility, educational independence, students, professional training.

References

1. Somkin A. A. Lichnostno orientirovannyy podkhod v sisteme sovremennogo gumanitarnogo obrazovaniya: ot monologizma k dialogicheskoy modeli obucheniya [Personality-oriented approach in the system of modern Humanities education: from monologism to dialogical model of teaching]. Obrazovaniye i nauka - The Education and Science Journal, 2019, vol. 21, no. 3, pp. 9-28 (in Russian). DOI: 10.17853/1994-5639-2019-3-9-28

2. Pozdeyeva S. I. Pedagogicheskaya deyatel'nost' kak predmet psikhologo-pedagogicheskikh issledovaniy i pub-likatsiy [Pedagogical activity as a subject of psychological and pedagogical research and publications]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2014, no. 4 (6), pp. 93-100 (in Russian).

3. Strategiya innovatsionnogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda [Strategy for innovative development of the Russian Federation for the period up to 2020] (in Russian). URL: https://www.garant.ru/prod-ucts/ipo/prime/doc/70006124/#0 (accessed 12 January 2020).

4. Lebedeva K. S. Tekhnologiya formirovaniya obrazovatel'noy samostoyatel'nosti u budushchikh pedagogov [Technology of formation of educational independence for future teachers]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPUBulletin, 2015, no. 12 (165), pp. 42-47 (in Russian).

5. Labunina M. V, Rybina O. E. Metodicheskaya olimpiada: pervye shagi [Methodical Olympiad: first steps]. Vestnik Altayskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2018, no. 1, pp. 25-28 (in Russian).

6. Reshetnikov V A., Tregubov V. N., Pereverzina N. O. Organizatsiya mezhvuzovskogo sotrudnichestva studentov [Organization of inter-institutional cooperation of the students]. Meditsinskoye obrazovaniye i professional'noye razvitiye, 2019, vol. 10, no. 3, pp. 90-99 (in Russian). DOI: 10.24411/2220-8453-2019-13010.

7. Popov A. I. Olimpiadnoye dvizheniye studentov kak forma organizatsii tvorcheskoy podgotovki [Olympiad movement of students as a form of organization of creative training]. Innovatsionnaya deyatel'nost' - Innovation Activity,, 2012, no. 1 (19), pp. 89-94 (in Russian).

8. Grevtseva G. Ya., Tsiulina M. V. Pedagogicheskaya olimpiada kak sredstvo razvitiya tvorcheskogo potentsiala li-chnosti [Pedagogical Olympiad as a means of developing the creative potential of the individual]. Vestnik Chelyabin-skogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - Herald of CSPU, 2015, no. 6, pp. 33-39 (in Russian).

9. Gonik I. L., Yurova O. V., Tekin A. V., Fetisov A. V, Chesnokov O. K. Studencheskiye olimpiady: problemy i perspektivy [Student Olympiads: problems and prospects]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii - Higher Education in Russia, 2015, no. 5, pp. 119-124 (in Russian).

10. Trifonova A. G., Salionov A. E. Rol' predmetnykh olimpiad v uchebnom protsesse vysshey shkoly (na primere kursa "Istoriya") [The role of subject Olympiads in the educational process of higher education (on the example of the course "History")]. VestnikDal'rybvtuza, 2016, no. 7, pp. 70-74 (in Russian).

11. Rubtsova E. V. Predmetnye olimpiady po distsiplinam gumanitarnogo i sotsial'no-ekonomicheskogo bloka v meditsinskom vuze i puti ikh sovershenstvovaniya [Subject Olympiads in humanitarian and socio-economic disciplines at a medical University and ways to improve them]. Karel'skiy nauchnyy zhurnal, 2017, vol. 6, no. 3 (20), pp. 65-68 (in Russian).

12. Ignat'ev V P., Chakhov D. K., Makarova M. F. Profil'naya olimpiada kak sredstvo zakrepleniya teoreticheskikh znaniy studentov na praktike [Profile Olympiad as a means of securing students ' theoretical knowledge in practice]. Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki, 2019, no. 3, pp. 78-82 (in Russian). URL: www.gramota.net/materi-als/4/2019/3/15.html

13. Verhoeff T. The Role of Competitions in Education. Future World: Educating for the 21st Century, a conference and exhibition at IOI Future world: Educating for the 21st century, 1997, no. 12. URL: https://www.researchgate.net/profile/ Tom_Verhoeff/publication/228714944_The_role_of_competitions_in_education/links/00463519f239c9e9afD00000/ The-role-of-competitions-in-education.pdf (accessed 5 January 2020).

Lebedeva K. S., Altai State Pedagogical University (ul. Molodezhnaya, 55, Barnaul, Russian Federation, 656031). E-mail: skk86@mail.ru

Rybina O. E., Altai State Pedagogical University (ul. Molodezhnaya, 55, Barnaul, Russian Federation, 656031). E-mail: konvallaria@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.