ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
АКТИВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЕТОДОМ
ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ Бабичева И.В. Email: [email protected]
Бабичева Ирина Вячеславовна - кандидат педагогических наук, и.о. доцента, отделение физического воспитания и спорта, филиал в г. Ташкенте Российский государственный университет (НИУ) нефти и газа им. И.М. Губкина, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: активные методы обучения способствуют повышению качества образования, формированию мотивации к самообразованию, поисковой деятельности студентов и индивидуализации процесса обучения. Одним из активных методов обучения является проблемное обучение. В статье проведен анализ использования методов проблемного обучения в образовательном процессе по дисциплине «Физическая культура». Выявлены эффективные и доступные варианты проблемного обучения на занятиях физической культуры, определены возможные проблемные ситуации, сформулированы условия и правила их создания. Ключевые слова: активные методы обучения, метод проблемного обучения, физическая культура, мотивация, учебный процесс.
ACTIVATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS ON PHYSICAL TRAINING BY THE METHOD OF PROBLEM TRAINING
Babicheva I.V.
Babicheva Irina Vyacheslavovna - Candidate of pedagogical sciences, Acting Associate Professor, DEPARTMENT PHYSICAL TRAINING AND SPORT, BRANCH IN TASHKENT RUSSIAN STATE UNIVERSITY OF OIL AND GAS (NRU) NAMED AFTER I.M. GUBKIN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: active training methods enhance the quality of education, help forming the motivation for student's self-education, search activity and individualization of the process. One of the methods of active learning is problem-based learning. The article analyzes the use of problem teaching methods in the educational process in the discipline "Physical culture». Effective and available options of problem training at physical culture lessons are revealed, possible problem situations are defined, conditions and rules of their creation are formulated.
Keywords: active methods of studying, problematic method of teaching, physical education, motivation, teaching process.
УДК 378.172
В современных условиях все большую популярность получают различные методы активного обучения, основанные на активизации и интенсификации деятельности обучающихся. Современные методы направлены на изменение содержания изучаемого предмета, на изменение подходов к методикам преподавания, расширение арсенала методических приемов, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятий, приближение изучаемых тем к реальной жизни через рассмотрение ситуаций и поисков путей решения наиболее острых проблем [2, 6].
Одним из активных методов обучения является проблемное обучение. Проблемное обучение -это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей [1, 5].
Целью данного исследования стало изучение вопроса использования методов проблемного обучения в образовательном процессе по дисциплине «Физическая культура». Это позволит выявить наиболее эффективные и доступные варианты проблемного обучения на занятиях
физической культуры, определить возможные проблемные ситуации, сформулировать условия и правила их создания.
Проблемное обучение основано на получении студентами новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем, задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. В каждой из них студенты вынуждены самостоятельно искать решение, а педагог лишь помогает студенту, разъясняет проблему, формулирует ее и решает. По мнению специалистов, в одном из своих проявлений проблемное обучение в физическом воспитании побуждает к решению индивидуального физического развития, физической и двигательной подготовленности, содействует приобретению специальных понятий и знаний о здоровье и гармоническом развитии человека, отражает запросы студентов в физическом самосовершенствовании [4].
Проблемная ситуация на занятиях физического воспитания - ситуация интеллектуального и физического затруднения, такое состояние, когда студенты, уяснив проблему, пытаются её самостоятельно решить, но чувствуют затруднение в силу недостаточности у них наличных знаний, умений и навыков. Проблемная ситуация в физической культуре заключается в противоречии между теми умениями и двигательными навыками, что студент привык выполнять, и новыми фактами, явлениями, для понимания и выполнения которых прежних знаний, умений и навыков недостаточно. Изучение и совершенствование технических элементов, улучшение результатов в упражнениях на силу, быстроту и ловкость, решение тактических задач в виде проблемных ситуаций создаёт особое напряжение, активирует умственную и двигательную деятельность студентов, направленную на преодоление трудностей.
Рассмотрим несколько вариантов использования проблемных ситуаций на примере занятия по физической культуре. Преподаватель формулирует студентам практическое или теоретическое задание, при выполнении которого они должны получить новые знания или способы действий по теме. Была выбрана тема занятия «Гимнастика. Совершенствование техники выполнения подъем переворотом на перекладине».
В первом варианте при объяснении нового материала преподаватель чётко формулирует основную задачу, раскрывает суть вопроса, а иллюстрирует её всего одним упражнением. В результате студенты усваивают в готовом виде минимум опорных знаний - название упражнения, способы выполнения, технику выполнения. Затем предлагает проблемный вопрос, требующий от студентов умения на основе сознательного использования полученной информации обнаруживать проявления изучаемой закономерности в конкретной ситуации. Студенты должны сами выбрать из предложенных на выбор упражнений или предложить более эффективное упражнение.
Во втором варианте преподаватель чётко формулирует основную задачу, раскрывает суть вопроса, но не подкрепляет её примерами. Затем он формулирует проблемный вопрос, требующий сознательного применения полученной информации для объяснения конкретной ситуации, в которой проявляется изучаемая закономерность. Студенты сами предлагают упражнения, составляют связку двух и более упражнений, подбирают дозировку для практического использования.
В третьем варианте объяснение материала педагог начинает с изложения нескольких фактов. Приводит в пример популярные силовые виды спорта, физические возможности организма, здоровье и телосложение спортсменов, но при этом не выделяет чётко основную мысль, не раскрывает полностью суть процесса развития силы, какими же способами можно достигнуть результата. Затем предлагает студентам проблемный вопрос, требующий систематизации знаний, обобщения их и формулирования вывода, отражающего суть изучаемого вопроса - способы развития силы, подбор подготовительных и подводящих упражнений, дозировка, время отдыха. Для решения поставленных проблем студентам необходимо привлечь знания о строении организма, о способах и средствах развития силовых способностей, полученные ими ранее, систематизировать, обобщить их и самостоятельно составить комплекс упражнений, направленный на решение поставленной задачи.
Варианты проблемного обучения различаются задачами обучения в плане освоения конкретного учебного материала, средствами и формами организации занятий. Создание проблемных ситуаций требует определенных правил, а в ситуациях, требующих решения физического характера должны особенно соблюдаться определенные условия.
Перед студентами ставят практическое или теоретическое задание, выполнение которого потребует раскрытия знаний, овладения новыми умениями и проявления определенных физических качеств. Но задание должно соответствовать интеллектуальным и физическим
возможностям каждого студента. Проблемные задачи должны быть сложными настолько, чтобы вызвать затруднение студентов, и в то же время посильными для самостоятельного нахождения ответа и выполнения задания, соответствовать физической и технической подготовленности. Если студенты не могут выполнить данное задание, то необходимо дать объяснение этому факту.
Однако нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию. Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией, оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий - задания с заведомо допущенными ошибками, с противоречивыми данными. Если студенты, оказавшись в проблемной ситуации, не смогли из нее выйти, преподаватель должен сформулировать возникшую проблему, указать на причины, которые привели к этому и объяснить учебный материал, что необходим для решения предложенной задачи [3].
Использование проблемного обучения в образовательном процессе по физическому воспитанию обеспечивает возникновение и развитие у студентов мотивации для достижения определенного уровня физического развития, способствует формированию потребностей в самостоятельном приобретении физкультурно-спортивных знаний и умений, и содействует побуждению к индивидуальному и умелому выполнению физических упражнений с пользой для собственного здоровья.
Список литературы / References
1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: «Высшая школа», 1991. 207 с.
2. Лубышева Л.И. Научное обоснование инновационных преобразований в сфере физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры, 2001. № 1. С. 8-10.
3. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. С. 181-183.
4. МахмутовМ.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. 368 с.
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
6. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М.: Педагогическое общество России, 2002. 224 с.
ЗДОРОВЬЕ - ОСНОВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА Осанова М.В.1, Одинцова О.В.2 Email: [email protected]
'Осанова Марина Васильевна — преподаватель; 2Одинцова Ольга Валентиновна — преподаватель, кафедра общеобразовательных дисциплин, Северо-Западный филиал Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российский государственный университет правосудия г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье рассматриваются медико-социальные проблемы, которые оказывают влияние на качество и продолжительность жизни каждого отдельного индивидуума, на все сферы деятельности личности в целом.
Отмечается неудовлетворительное состояние репродуктивного здоровья населения, распространение заболеваний, эпидемии (ВИЧ-инфекция), алкоголизма, наркомании и табакокурения.
Показаны критерии оценки человеческого потенциала, система доверия и недоверия в обществе, система предпочтений, реальный вес национальной валюты и др. Важным условием развития человеческого потенциала является создание комфортных условий проживания, что складывается из жилищных условий экологии, безопасности жизнедеятельности, безопасности личности.
Ключевые слова: репродуктивное здоровье, бесплодие, ВИЧ-инфекция, алкоголизм, наркомания и табакокурение, человеческий потенциал, человеческий капитал, общество, технологии профилактики, качество жизни.