УДК 378
В. Ф. Пешков
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ В МЕТОДИКЕ ВОССТАНОВИТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Представлен процесс разработки четырех вариантов проблемного метода обучения в структуре методики профессиональной восстановительно-профилактической подготовки студентов факультета физической культуры.
Ключевые слова: проблемный метод обучения, профессиональная восстановительно-профилактическая подготовка, характеристики вариантов проблемного метода.
Анализ работ В. В. Давыдова, Д. А. Леонтьева, В. И. Слободчикова и др. показывает, что содержание профессионального образования должно обеспечивать не простое усвоение, а раскрытие студентами природы и структуры нового знания, формировать у них способность к проектированию и прогнозированию своей деятельности.
В связи с этим следует подчеркнуть необходимость проектирования не просто деятельности учения, а деятельности профессионального учения студентов-спортсменов, которая характеризуется тем, что ее цели подчинены будущей профессии. Она изначально будет иметь сознательный характер, предполагать активность, самостоятельность, инициативность. С целью активизации процесса обучения применяется проблемный метод обучения [1, 2].
При разработке метода проблемного обучения в структуре методики восстановительно-профилактической подготовки мы опирались на характерные признаки проблемного обучения [1]:
1) тесное взаимодействие преподавателя и студентов на основе педагогики сотрудничества;
2) сочетание коллективных и индивидуальных форм работы;
3) постоянная обратная связь, контроль самостоятельной работы студентов;
4) мотивированная активность обучающихся;
5) самостоятельное принятие решений;
6) высокая степень вовлеченности студентов в учебно-воспитательный познавательный процесс;
7) направленность на развитие или приобретение профессиональных, интеллектуальных, мировоззренческих навыков и умений (воспитывающий характер занятий).
При постановке проблем, проблемных заданий и ситуаций в учебно-воспитательном образовательном процессе соблюдались следующие дидактические требования: а) формулировка проблемы должна учитывать познавательные возможности студентов; б) проблемное задание основывается на уже имеющихся знаниях, умениях и качествах, которыми обладают обучаемые; в) формулировка проблемы может опережать знание, сообщаемое
педагогом, или быть предложена после изложения определенного учебного материала. Соблюдение данных требований позволило определить содержание учебной деятельности студентов, которое стало включать в себя: постановку проблемы; формулирование гипотезы; нахождение способов решения проблемы; определение логики решения учебной проблемы или ситуации; использование нескольких теоретических или методических позиций; активное обсуждение, защиту собственной позиции.
Была разработана логика решения проблемных учебных задач и ситуаций:
1) знакомство с несколькими теоретическими и методическими подходами, позициями;
2) установление противоречий учебного задания;
3) формулировка проблемы;
4) формирование авторской позиции по решению проблемы (гипотезы);
5) теоретические или методические отличия авторской профессиональной позиции от имеющихся в теории и практике представлений, подходов к рассматриваемому предмету, явлению.
Особенностью применения проблемного обучения в структуре методики восстановительно-профилактической подготовки явилось освоение интегрированных знаний педагогического, медико-биологического, психологического характера. Это потребовало разработки и внедрения методических правил, обеспечивающих логику, структуру, компонентный состав содержания проблемных заданий. При этом необходимо соблюдать следующие методические правила: учитывать характер интегрированного содержания занятия, его место, объем; выделять педагогическую и медико-психологическую части занятий; применять наглядную демонстрацию педагогического содержания в медико-психологической части конкретной темы; акцентировать внимание студентов на компонентах интегрированного содержания; выделять общее педагогическое и частное медико-психологическое содержание в методической реализации средства восстановительно-профилактической направленно-
сти в спорте различного уровня, физическом воспитании, учебном процессе, на производстве.
Освоение нового содержания в процессе обучения идет по двум основным направлениям: 1) от имеющегося знания к практическому освоению упражнений; 2) от освоенного практического упражнения к освоению нового знания. На основе этой закономерности, дидактических требований, логики решения проблемных ситуаций и методических правил автором разработаны четыре варианта проблемного обучения. При этом учитывалось следующее:
1) необходимость предоставления студентам различного образовательного пространства для творческого решения проблемных заданий;
2) возможность разностороннего проявления творческой самостоятельности студентов;
3) специфика изучаемого содержания восстановительно-профилактической направленности, организационных форм деятельности студентов в восстановительно-профилактическом и валеологиче-ском центрах;
Варианты проблемного обучения различаются задачами обучения в плане освоения конкретного учебного материала восстановительно-профилактического характера, учебными процедурами и средствами обучения, формами организации занятий, которые проводятся в разных образовательных пространствах, а также учебными результатами. Приведем примеры постановки проблем и формулировки гипотез.
4) соотношение имеющихся знаний и продуктивного мышления познавательной теоретической и практической учебной деятельности;
5) потребность студентов в получении в процессе обучения различного вида образовательного продукта.
Обобщение разработанной взаимосвязи компонентов проблемного обучения: средств, методов обучения, организационных форм, обеспечивающих целенаправленное педагогическое взаимодействие педагогов и студентов, позволило представить компоненты в виде сравнительной характеристики вариантов проблемного обучения в методике профессиональной восстановительно-профилактической подготовки (см. табл.). Характеристики разрабатывались на основе классификации средств обучения, выделяющей идеальные и материальные средства обучения [1]; педагогические, методико-биологические и психологические средства [3]; реализации дидактических правил проблемного обучения; понятий «интериоризация» и «экстериоризация» [4].
Проблема: поиск эффективных организационно-методических форм, обеспечивающих нейтрализацию отрицательного влияния компьютерных технологий на здоровье школьников.
Гипотеза: данная проблема будет: 1) решена, если в процессе творческого поиска доказательных научных данных изучить и осмыслить новый подход в решении задач уменьшения, устранения отрицательного влияния работы на компьютере на
Сравнительные характеристики вариантов проблемного обучения в методике профессиональной восстановительно-профилактической (ВП) подготовки
Критерии сравнения Варианты проблемного обучения
1 2 3
Задачи обучения Освоение ВП методик в деятельности разных типов учреждений Освоение методики оздоровительной аэробики с применением ВП средств Освоение теоретических сведений в области профессиональной ВП подготовки
Учебные процедуры (действия) Демонстрация ВП процессов, подготовка тематических рефератов по решению проблемы применения ВП средств Наглядные упражнения, их анализ, интериоризация знаний, теоретические обобщения способов оздоровительной аэробики Работа с теоретическими источниками, подготовка аналитического доклада, экстериоризация знаний
Учебное пространство Валеологические и восстановительные центры, библиотека Гимнастический зал Компьютерный класс, методический кабинет, научная конференция
Средства обучения Сочетание материальных и идеальных средств центров Сочетание идеальных средств и аэробических упражнений Сочетание идеальных и материальных средств
Формы организации занятий Проблемный семинар, самостоятельная работа Методический семинар, учебный семинар с элементами дискуссии Проблемная лекция, внеаудиторная самостоятельная работа
Учебные результаты и продукты Практические умения в области ВП деятельности в разных типах учреждений, реферат Моделирование авторских методик занятий аэробикой, решающих ВП задачи Аналитический доклад, выступление на конференции
здоровье школьников, состоящий в последовательном во времени объединении уроков с применением компьютеров с урочными занятиями восстановительно-профилактической направленности; 2) освоена методика восстановительно-профилактической атлетической и ритмической гимнастики; изучена доказательная исследовательская база, обосновывающая положительную трансформацию срочного восстановительно-профилактического эффекта занятий по атлетической гимнастике на улучшение осанки школьников; 3) изучена технология организации комплексной формы урочной общеобразовательной и восстановительно-профилактической направленности, построенной на реализации педагогических условий: ориентации администрации и педагогического коллектива на внедрение данной организационно-методической формы; наличия в школе требуемого расписания уроков; актуализации позиции родителей школьников по решению задач профилактики здоровья и восстановления расходуемого психофизиологического потенциала школьников.
Проблема: причины необходимости срочного применения восстановительно-профилактических средств в процессе школьных уроков с применением обучающих компьютерных технологий.
Гипотеза: причины, обосновывающие срочное применение восстановительно-профилактических средств, будут определены, если студенты изучат: 1) теоретические положения срочного, дискретного, кратковременного применения восстановительно-профилактических методик во время спортивных, физкультурных занятий, школьных уроков с применением компьютера; 2) воздействие учебной деятельности школьников с применением компьютерных технологий на состояние оптической системы глаза, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, на психоэмоциональное состояние; 3) параметры объема учебной работы школьников с компьютером, вызывающие отрицательные изменения в системах организма.
Проблема: построение тактики применения восстановительно-профилактической методики в микроциклах скоростно-силовых, технически сложных видов спорта.
Гипотеза: проблема будет решена, если студенты освоят следующие знания: 1) о динамике состояния в микроцикле ключевых физиологических систем, психоэмоциональной сферы, обеспечивающих специфическую тренировочную деятельность; 2) о динамике физического и психического утомления, специальной работоспособности; 3) о гетерохронности наступления утомления различных систем организма; 4) о естественном течении восстановительных процессов при конкретном режиме тренировки, планируемых на-
грузках; 5) о физической и психической устойчивости к нагрузкам юных спортсменов на разных этапах многолетней спортивной подготовки; 6) о критериях субъективной оценки физического и психического состояния.
Проблема: каковы факторы, определяющие включенность педагогов по физической культуре в профессиональную восстановительно-профилактическую деятельность в коммерческих оздоровительно-физкультурных клубах.
Гипотеза: предполагается, что данная проблема будет решена студентами, если в процессе обучения в ИФК (на ФФК) создать следующие факторы: систему восстановительно-профилактической подготовки; возможность выбора обучения по многопрофильным и многофункциональным вариантам подготовки - специальностям «физическая культура и спорт» с дополнительной специальностью «валеология»; «физическая культура и спорт» со специализацией «спортивная подготовка», включающим в структуру учебных дисциплин инновационные дисциплины восстановительно-профилактической направленности; реализовать рефлексивно-личностный уровень методики восстановительно-профилактической подготовки.
Проблема: какова методика восстановительно-профилактических занятий, обеспечивающая требования занимающихся и рентабельное функционирование коммерческих оздоровительно-физкультурных клубов?
Гипотеза: знания, практические умения, методики восстановительно-профилактических занятий будут освоены студентами, если осмыслить: 1) идеи интеграции физкультурно-спортивного, медицинского, психологического содержания и средств; 2) идеи полиструктурного построения занятий, включающего структуру консультацион-но-ориентационной, профилактической и восстановительной частей занятий; 3) необходимость учета характера профессиональной деятельности занимающихся, их личной ориентации на решение общих и частных индивидуальных оздоровительных задач; 4) принципы восстановительно-профилактической подготовки; 5) комплексный подход к комплектованию кадров для реализации восстановительно-профилактической методики в составе многопрофильной группы специалистов, включающей двух педагогов по физической культуре и медика, имеющих профессиональную восстановительно-профилактическую подготовку.
Разработанные автором методические варианты проблемного обучения обеспечивают возникновение и развитие у студентов внутренней мотивации профессионального учения. Они сами открывают знания в рамках задач и проблем, поставленных совместно с педагогом. Именно тогда сту-
денты учатся действовать профессионально, и это позволяет им уже на этапе обучения в вузе активно искать и избирать предпочитаемые направления
профессиональной деятельности, определять круг проблем, которые они хотели бы решать как будущие педагоги по физической культуре.
Список литературы
1. Педагогика: учеб. пос. / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. 640 с.
2. Куликова Л. Г., Орлов А. Н. Проблемный подход в системе управления подготовкой учителей // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagógica! University Bulletin). 2007. Вып. 7 (70). C. 76-79.
3. Платонов В. Н., Шкребтий Ю. М., Голец В. И. Восстановительные средства в спортивной тренировке // Научно-спортивный вестн. 1981. № 6. С. 17-22.
4. Коджаспиров Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. завед. М.: Академия, 2000. 176 с.
Пешков В. Ф., доктор педагогических наук, доцент. Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: Peshkov@sibmail.com
Материал поступил в редакцию 24.02.2012.
V F. Peshkov
PROBLEM SOLVING EDUCATION IN THE METHODS OF RESTORATIVE AND PREVENTIVE TRAINING OF THE STUDENTS OF THE DEPARTMENT OF PHYSICAL EDUCATION
This article presents the process of development of four variants of the problematic method of teaching in the structure of the method of professional recreative and preventive training of the students of the faculty of physical training.
Key words: problematic method of teaching, professional recreative and preventive training, characteristics of variants ofproblematic method.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: Peshkov@sibmail.com