Научная статья на тему 'Оценка результативности модели и технологии системы профессиональной восстановительно-профилактической подготовки педагогов по физической культуре'

Оценка результативности модели и технологии системы профессиональной восстановительно-профилактической подготовки педагогов по физической культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ВОССТАНОВИТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / МОДЕЛЬ / ТЕХНОЛОГИЯ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / PEDAGOGICAL SYSTEM / PROFESSIONAL REPARATIVE AND PREVENTIVE TRAINING / MODEL / TECHNOLOGY / ASSESSMENT OF EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пешков Владимир Федорович

В работе представлено теоретическое обоснование модели профессиональной восстановительно-профилактической подготовки педагогов по физической культуре. Раскрыта технология ее реализации в процессе выделенных пяти этапов. Дана оценка результативности модели по критериям: сбережение здоровья; результативность спортивно-физкультурной деятельности; формирование ценностного потенциала, мотивации на занятия спортом, физической культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пешков Владимир Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPLEMENTING POTENCY OF THE MODEL AND THE IMPLEMENTATION TECHNOLOGY OF PROFESSIONAL REPARATIVE AND PREVENTIVE TRAINING FOR TEACHERS OF PHYSICAL TRAINING

The paper presents the theoretical justification of the pedagogical system model of professional reparative and preventive training for teachers of physical training. The implementation technology is disclosed in the selected five stages. The assessment of efficiency of the model and the technology is made in the following criteria: health saving; sport and athletic performance; formation of the value-building capacity; building motivation in sport and physical culture.

Текст научной работы на тему «Оценка результативности модели и технологии системы профессиональной восстановительно-профилактической подготовки педагогов по физической культуре»

УДК 378

В. Ф. Пешков

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ МОДЕЛИ И ТЕХНОЛОГИИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ВОССТАНОВИТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

В работе представлено теоретическое обоснование модели профессиональной восстановительно-профилактической подготовки педагогов по физической культуре. Раскрыта технология ее реализации в процессе выделенных пяти этапов. Дана оценка результативности модели по критериям: сбережение здоровья; результативность спортивно-физкультурной деятельности; формирование ценностного потенциала, мотивации на занятия спортом, физической культурой.

Ключевые слова: педагогическая система, профессиональная восстановительно-профилактическая подготовка, модель, технология, оценка эффективности.

Высокая потребность у спортсменов различного уровня квалификации, занимающихся оздоровительной физической нагрузкой, и необходимость повышения потенциала здоровья специалистов физической культуры и спорта восстановительнопрофилактическими средствами требуют совершенствования процесса профессиональной восстановительно-профилактической подготовки на этапе обучения в вузах и факультетах физкультурноспортивного профиля.

Для уточнения теоретических и социально-педагогических предпосылок профессиональной восстановительно-профилактической подготовки на факультетах и в вузах физкультурно-спортивного профиля были изучены профессиональная восстановительно-профилактическая подготовлен-

ность и отношение педагогов по физической культуре детско-юношеских спортивных школ и детско-юношеских клубов физической подготовки, общеобразовательных школ, вузов, коммерческих оздоровительно-физкультурных клубов к восстановительно-профилактической деятельности (всего 1020 педагогов). Данные таблицы 1 отражают характерные затруднения, испытываемые педагогами в процессе восстановительно-профилактической деятельности.

Мы определили, что основные затруднения специалистов связаны с использованием психологических, медико-биологических восстановительнопрофилактических методик. Это обусловило необходимость разработки модели профессиональной восстановительно-профилактической подготовки педагогов по физической культуре, которая строилась на основе положений:

- концепции, принципов профессиональной восстановительно-профилактической подготовки;

- системного подхода (И. В. Блаубер, А. И. Уемов, Э. Г. Юдин);

- непрерывного образования (Ю. Д. Железняк, А. Д. Копытов, В. П. Сластенин);

- о выявленных профессиональных характери-

стиках педагога по физической культуре, ориентированного на восстановительно-профилактическую деятельность;

- о комплексности профессиональной восстановительно-профилактической подготовки.

Структура модели, специфика взаимосвязи ее элементов представлена на схеме.

Модель профессиональной восстановительнопрофилактической подготовки реализуется в практике посредством разработанной технологии. При этом были использованы подходы В. П. Беспалько, Г. К. Селевко, В. Г. Шилько и выделены этапы реализации технологии педагогической системы профессиональной восстановительно-профилактической подготовки педагогов по физической культуре: диагностический, проектировочный, организационно-управленческий, методический, оценочный.

Диагностический этап направлен на изучение профессиональных знаний и умений в области профессиональной восстановительно-профилактической подготовки педагогов по физической культуре различных типов образовательных, спортивных и оздоровительных учреждений; профессионально значимых личностных качеств и ценностей педагогов по физической культуре; выявление характерных трудностей в процессе реализации восстановительно-профилактической деятельности.

Проектировочный этап направлен на разработку профессиональных характеристик педагога по физической культуре, ориентированного на восстановительно-профилактическую деятельность и проектирование содержательно-процессуального компонента технологии.

Разработка профессиональных характеристик педагога по физической культуре, ориентированного на восстановительно-профилактическую деятельность, опиралась на идеи акмеологического подхода А. А. Дергач, теоретические представления о модели специалистов Ю. К. Бабанского, Б. А. Карпушина, В. А. Сластенина. Она осуществ-

Таблица 1

Характерные трудности в реализации восстановительно-профилактической деятельности педагогов по физической культуре, работающих в разных типах учреждений

Трудности в восстановительно-профилактической деятельности Кол-во педагогов, испытывающих трудности, %

Степень трудности

Постоянно испытывают затруднения Периодически испытывают затруднения Не испытывают затруднения

Проведение: - педагогических восстановительно-профилактических методик 49 45 6

- психологических восстановительно-профилактических методик 62 35 3

- медико-биологических восстановительно-профилактических методик 71 29 -

Владение восстановительно-профилактическими методиками: - в сфере спорта 53 43 4

- в учебном процессе, режиме учебного дня 59 34 7

- в сфере коммерческой оздоровительной физической культуры 67 26 2

- в области производственной физической культуры, с учетом характера труда 76 24 -

Планирование восстановительно-профилактических средств в недельном, месячном, годичном циклах 54 35 11

Контроль, оценка, самооценка эффективности восстановительно-профилактической деятельности 42 53 12

Организация и методика комплексного применения восстановительнопрофилактических средств 48 44 8

Выполнение дифференцированного подхода при применении восстановительно-профилактических средств 45 50 5

Умения срочного восстановления специальной работоспособности 40 51 9

Обеспечение эффективности педагогического процесса рациональным соотношением педагогических, медико-биологических, психологических средств 61 33 6

Организация, выбор содержания восстановительно-профилактической деятельности как фактора формирования гуманистического ценностноличностного потенциала занимающихся 63 33 4

Построение восстановительно-профилактических методик в конкретном виде спорта на этапах начальной и углубленной специализации 58 37 5

лялась в рамках следующих этапов: 1) изучены перспективы развития отрасли физической культуры и спорта, профессионального физкультурноспортивного образования; 2) определены прогностические профессиональные восстановительнопрофилактические аспекты характеристик педагогов по физической культуре, работающих в различных типах образовательных, спортивных, оздоровительных учреждений; 3) установлен комплекс профессиональных ценностей, профессионально значимых качеств личности, характеризующих отношение педагога к профессиональной деятельности, учащимся, к себе; 4) определены специфические задачи, содержание профессиональной восстановительно-профилактической деятельности

педагогов по физической культуре.

В ходе исследования были разработаны два учебных плана для разных направлений профессиональной подготовки. В перечень дисциплин специализации «спортивная подготовка» по специальности «физическая культура» были введены инновационные дисциплины восстановительно-профилактической направленности, основанные на интеграции или дифференциации содержания: интег-

рированная дисциплина «теория и методика восстановительно-профилактической деятельности», дисциплины «восстановительные средства в спорте», «технология применения восстановительнопрофилактических средств в коммерческих физкультурно-оздоровительных центрах», «теория и методика вида спорта», включающая дифференцированный материал по восстановительно-профилактическим методикам применительно к конкретному виду спорта; «медико-биологические проблемы вида спорта» с аспектами психофизиологических механизмов восстановления и профилактики, диагностики, методики, медико-биологической группы средств восстановления применительно к конкретному виду спорта; «профилактика травматизма в виде спорта»; «фармакология спорта».

В учебный план дополнительной специальности «валеология» были введены дисциплины, также основанные на интеграции или дифференциации содержания: «теория и методика восстановительно-профилактической деятельности», «восстановительные средства в спорте», «технология восстановительных мероприятий в коммерческих клубах и местах массового отдыха», «основы фарма-

Модель педагогической системы профессиональной восстановительно-профилактической подготовки в институтах,

на факультетах физической культуры

кологии» и «биохимия питания», «методика и организация оздоровительной работы», «средства и системы оздоровления».

В традиционные дисциплины «теория и методика физического воспитания и спорта», «педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование» и «курс спортивного совершенствования» введен раздел «Восстановительно-профилактические средства».

На организационно-управленческом этапе реализации технологии были разработаны и осуществлены организационные и управленческие условия для реализации модели педагогической системы профессиональной восстановительно-профилактической подготовки. Факультет физической культуры Томского государственного педагогического университета был преобразован в институт физической культуры. В структуре института физической культуры созданы три отделения: педагогическое, спортивное, валеологическое. Кафедра спортивной гимнастики была реорганизована в кафедру спортивной и оздоровительной гимнастики; создана кафедра силовых, национальных видов спорта и единоборств.

Важным элементом экспериментальной модели стал созданный учебно-образовательный комплекс непрерывного физкультурно-спортивного образования, включающий институт физической культуры - спортивно-педагогический лицей, отделение физической культуры со статусом среднего профессионального образования в лицее технологического профиля - институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.

В качестве элементов системы созданы организационные структуры, обеспечивающие учебную восстановительно-профилактическую и научноисследовательскую деятельность студентов и педагогов ИФК (ФФК). Это Научно-образовательный валеологический центр Института физической культуры Томского государственного педагогического университета, Восстановительно-профилактический центр, учебно-методическая лаборатория, спортивный клуб Института физической культуры, областные федерации аэробики и пауэрлифтинга. В данных организационных структурах осуществляется интеграция теоретической и практической восстановительно-профилактической подготовки студентов, практическое применение освоенных теоретических положений, научно-методическая деятельность восстановительно-профилактической направленности.

На методическом этапе реализации технологии была разработана и апробирована двухуровневая методика профессиональной восстановительнопрофилактической подготовки, включающая интеграционный и рефлексивно-личностный уровни.

Реализация интеграционного уровня методики осуществлялась путем интеграции на уровне отдельных тем учебных дисциплин и на уровне междисциплинарных связей одной специальности; междисциплинарных связей основной и дополнительной специальности, основной специальности и специализации: 1) физиолого-педагогические знания о механизмах восстановления, утомления, адаптации в системе занятий спортом, физическим воспитанием, в учебном и производственном процессах; 2) знания о частных и комплексных методиках срочного применения педагогических, медицинских и психологических средств восстановления, экспериментально обоснованных в процессе собственных исследований в системе занятий юных спортсменов в коммерческих оздоровительно-физкультурных клубах; в процессе учебных занятий школьников, осваивающих компьютерные технологии; в производственной физической культуре; 3) знания о педагогических восстановительно-профилактических методиках; 4) знания о медико-биологических и психологических восстановительно-профилактических методиках.

Реализация уровня рефлексивно-личностной методики проводилась путем создания следующих групп условий: а) актуализация постановки и решения задач по воспитанию профессионально значимых личностных качеств, осознание профессиональных ценностей и задач восстановительно-профилактической деятельности; б) актуализация субъектной позиции студентов через реализацию группового и индивидуального графика обучения, использование активных форм аудиторной и внеаудиторной работы; актуализация освоения методов саморегуляции, состояния релаксации и рефлексии в процессе личного применения восстановительно-профилактических средств и результатов учебной, спортивной, научной деятельности восстановительно-профилактического характера.

Оценочный этап направлен на:

- анализ динамики написания студентами выпускных квалификационных, курсовых работ, рефератов по восстановительно-профилактической тематике; участие студентов в работе научно-практических конференций;

- определение критериев, показателей и уровней профессиональной восстановительно-профилактической подготовленности (высокий, средний, низкий и очень низкий);

- диагностику уровней компонентов восстановительно-профилактической подготовленности

(ценностно-личностного, когнитивного, деятельностного, креативного);

- анализ трудоустройства, динамики востребованности и закрепления выпускников в отрасли

Таблица 2

Экспертная оценка эффективности профессиональной восстановительно-профилактической деятельности педагогов по физической культуре (2007-2009 гг.)

№ Критерии и показатели эффективности профессиональной восстановительно-профилактической деятельности Педагоги, обучавшиеся по программе:

Экспериментальной Традиционной

Уровень (%) Уровень (%)

Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий

I Сбережение здоровья:

- эффективность восстановления организма после тренировочных нагрузок; 27 40 33 49 29 22

- уменьшение количества травм; 39 34 27 57 28 15

- уменьшение состояний перенапряжения и перетрениро-ванности 27 42 31 45 32 23

II Результативность спортивно-физкультурной деятельности:

- рост результатов в спорте, физической культуре; 27 48 25 61 23 16

- повышение работоспособности; 9 55 36 44 35 21

- рост объема и интенсивности нагрузок; 15 51 34 42 38 20

III Формирование ценностного потенциала:

- сформированность ценностей: сбережение здоровья, восстановительно-профилактические средства, сотрудничество, достижение успеха 17 45 38 49 27 24

IV Формирование мотивации на занятия спортом, физической культурой:

- сформированность мотивации на занятия избранным видом спорта, физической культурой, применение восстановительно-профилактических методик; мотивы: сбережение здоровья, достижение результатов, применение восстановительно-профилактических средств; создание состояния благоприятной переносимости воздействий отрицательных факторов спортивной, учебной деятельности 26 44 30 48 35 17

- удовлетворение качеством проводимых восстановительно-профилактических методик 8 48 44 43 34 23

физической культуры и спорта;

- определение эффективности профессиональной восстановительно-профилактической деятельности работающих педагогов по физической культуре по критериям и показателям сбережения здоровья, результативности спортивно-физкультурной деятельности, формирования ценностного потенциала, мотивации на занятия спортом и физической культурой.

В частности оценивалась деятельность педагогов, прошедших профессиональную восстановительно-профилактическую подготовку в системе непрерывного физкультурно-спортивного образования по экспериментальной программе (210 человек), и педагогов по физической культуре, обучавшихся по традиционной программе (205). В группы в равной пропорции были включены педагоги по физической культуре, работающие в детско-юношеских спортивных школах, общеобразовательных школах, вузах и коммерческих оздоровительно-физкультурных клубах.

Данные таблицы 2 показывают, что большее ко -

личество педагогов по физической культуре, прошедших профессиональную восстановительно-профилактическую подготовку в системе экспериментального непрерывного физкультурно-спортивного образования, обеспечивают высокий и средний уровни эффективности профессиональной восстановительно-профилактической деятельности по сравнению с количеством педагогов по физической культуре, обучавшихся по традиционной программе.

Полученные результаты, во-первых, подтверждают эффективность разработанной модели профессиональной восстановительно-профилактической подготовки; во-вторых, показывают многофункциональное значение применения восстановительно-профилактических средств, их влияние на формирование ценностной сферы, мотивации на занятия избранным видом спорта, физической культурой, сбережение здоровья и рост результативности в спортивной и физкультурной деятельности.

Список литературы

1. Пешков В. Ф., Копытов А. Д. Гуманистическая направленность профессиональной подготовки педагога по физической культуре // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2005. Вып. 2 (46). С. 25-31.

2. Пешков В. Ф., Копытов А. Д. Обоснование у студентов ФФК приоритета выполнения восстановительно-профилактических мероприятий специалистами сферы спорта и физической культуры // Там же. 2004. Вып. 5 (42). С. 91-94.

Пешков В. Ф., доктор педагогических наук, зав. кафедрой.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: Peshkov@sibmail.com

Материал поступил в редакцию 22.11.2011.

V F. Peshkov

THE IMPLEMENTING POTENCY OF THE MODEL AND THE IMPLEMENTATION TECHNOLOGY OF PROFESSIONAL REPARATIVE AND PREVENTIVE TRAINING FOR TEACHERS OF PHYSICAL TRAINING

The paper presents the theoretical justification of the pedagogical system model of professional reparative and preventive training for teachers of physical training. The implementation technology is disclosed in the selected five stages. The assessment of efficiency of the model and the technology is made in the following criteria: health saving; sport and athletic performance; formation of the value-building capacity; building motivation in sport and physical culture.

Key words: pedagogical system, professional reparative and preventive training, model, technology, assessment of efficiency.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: Peshkov@sibmail.com

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.