соответственно 16 студентов (31 %) - второго. В то же время на высоком уровне сформированности умений не наблюдалось ни одного студента, а к окончанию второго курса их было 5 (10 %).
Таким образом, по окончании первого курса уровень сформированности профессиональных умений можно констатировать как критический-низкий. К окончанию второго курса уровень сфор-мированности можно констатировать как низкий-средний. Необходимо отметить, что проявление умений на достаточно высоком для студентов второго курса уровне не является постоянным и закрепленным. На среднем, тем более на высоком, уровне проявляются не все умения, не каждый раз проявляются одни и те же, хотя можно наблюдать устойчивое проявление группы умений этих высоких уровней. Задача в работе со студентами состояла не в том, чтобы у всех студентов умения проявлялись только на высоком уровне. Необходимо добиваться того, чтобы у большинства студентов профессиональные умения стабильно проявлялись на среднем уровне с тенденцией к дальнейшему росту.
Апробация модели воспитательной деятельности способствовала более успешной подготовке студентов к осуществлению самостоятельной воспитательной деятельности. В ходе апробации модели также установлено, что студенты чувствуют себя более уверенно в осуществлении воспитательной деятельности, теоретические знания приобретают прочность, наполняются новым смыслом, обогащенным практической деятельностью. Устойчивой остается положительная мотивация на педагогическую деятельность, стремление к профессиональному саморазвитию и самореализации в профессии.
Сравнение результатов исследования убедительно доказывает, что при соблюдении условий успешной подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности можно в значительной степени разрешить основное противоречие между требованиями общества к современному педагогу-воспи-тателю и недостаточной его подготовкой в педагогическом вузе.
Литература
1. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб. пос. для вузов. М., 2003.
2. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства педагога. М., 1995.
В.Ф. Пешков*, А.Д. Копытов**
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕНННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
*Томский государственный педагогический университет “Институт развития образовательных систем РАО, г. Томск
Актуальность формирования гуманистического мировоззрения и нравственного поведения обусловлена ходом событий в современном мире и нашем обществе.
Если смотреть в целом на социальный срез общества и его запросы, то среди основополагающих модных тенденций общества сегодня можно выделить ярко выраженную тенденцию на сохранение, восстановление и формирование здорового образа жизни. В отношении центральной проблематики нашего исследования эта проблема опосредуется и проявляется в контексте программного и функционального поля физкультурных образовательных учреждений, в изменении и корректировке его деятельности, что вносит изменения в професси-ограмму специалиста по физической культуре и спорту, а следовательно, влечет за собой саму систему подготовки таких специалистов (тренеров, инс-
трукторов по физической культуре, преподавателей физической культуры и др.) и систему их ориентации - сегодня это гуманистическая направленность подготовки специалистов данного профиля.
В таком контексте сфера восстановительно-профилактической спортивно и физкультурно ориентированной деятельности представляет для общества одно из стратегических направлений и гуманистических ориентиров.
Формой выражения требований государства, общества, отдельной личности к педагогическому образованию является модель педагога. В нашей работе это модель педагога по физической культуре восстановительно-профилактической направленности.
В процессе поискового и формирующего этапов работы за структурную и функциональную основу модели взяли теоретические представления моделей специалистов Ю.К. Бабанского [1], Б.С. Гершунско-
го [2], В.А. Сластёнина [3]. Мы включили в свою модель педагога по физической культуре восстановительно-профилактической направленности следующие его компоненты:
- прогностические характеристики отрасли физической культуры;
- прогностические характеристики профессионального вузовского физкультурного образования;
- прогностические профессиональные восстановительно-профилактические аспекты характеристик педагогов по физической культуре, работающих в различных типах образовательных учреждений;
- комплекс ценностей и личностных качеств, характеризующих отношение педагога к профессиональной деятельности, к ученикам, к себе;
- профессиональные задачи и функции педагога физической культуры;
- содержание профессиональной деятельности.
При построении модели подготовки педагога по
физической культуре восстановительно-профилактической направленности мы исходили из теоретических положений педагогического исследования по проблеме развития системы высшего образования В.А. Бордовского [4]:
1. Гуманизация системы педагогического образования предусматривает не только и не столько насыщение содержания образования перечнем гуманитарных и гуманизированных дисциплин, сколько создание условий, обеспечивающих социальную защищенность личности.
2. Ценностные представления о назначении образования с целью:
развития способностей и умений, позволяющих решать жизненные проблемы;
личностного роста человека;
формирования моральной ответственности и социально адаптированных людей.
3. Предположение современной педагогической парадигмы в области удовлетворения образовательных потребностей о том, что готовность к будущей профессиональной деятельности является внутренней, индивидуальной потребностью личности, студенту следует помочь через образовательную программу получить необходимые знания, умения применять эти знания.
4. Понимание педагогического образования как широкое гуманитарное образование, ориентированное на освоение знаний, способов мышления, поведения и ценностей, расширяющих границы самоопределения и саморазвития выпускника, сферу его профессиональной самореализации.
5. Педагогическое образование на всех этапах требует соответствующего научно-методического и материального обеспечения.
В качестве предполагаемых критериев модели подготовки педагога по физической культуре были
взяты и изучены профессиональные характеристики, ценности, личностные качества педагогов физической культуры, работающие в системе школы, ДЮКФП, ДЮСШ, вузов коммерческих физкультурно-оздоровительных предприятий.
С целью экспериментального доказательства рабочей гипотезы о возможности гуманизации подготовки педагога по физической культуре целевым образованием восстановительно-профилактической направленности и обеспечения полифункциональ-ного характера профессиональной подготовки с учетом высокой потребности в социальной защищенности педагогов физической культуры в 1997 г. была разработана и реализована в течение 1997— 2004 гг. экспериментальная программа организационно-научных и организационно-учебных мероприятий:
1. Открыта специализация «Спортивная подготовка» по специальности «Физическая культура и спорт», что позволило усовершенствовать подготовку педагога по физической культуре для спортивно направленной профессиональной деятельности.
2. Открыта специальность «Валеология», что позволило организовать подготовку по специальности «Физическая культура и спорт» с дополнительной специальностью «Валеология».
3. Создана кафедра валеологии.
4. Открыта специальность «Безопасность жизнедеятельности», что позволило организовать подготовку по специальности «Физическая культура и спорт» с дополнительной специальностью «Безопасность жизнедеятельности». Студенты, зачисленные на обучение по специальности «Физическая культура и спорт» со специализацией «Спортивная подготовка», «Физическая культура и спорт» с дополнительной специальностью «Валеология», обучались по экспериментальной программе. Студенты, зачисленные на обучение по специальности «Физическая культура и спорт» с дополнительной специальностью «Безопасность жизнедеятельности», обучались по традиционной программе в составе контрольных групп.
5. Разработаны три учебных плана для указанных направлений подготовки. В предметный блок учебных планов по двум экспериментальным направлениям профессиональной подготовки дополнительно к педагогическому материалу по дисциплине «Спортивная медицина» был включен теоретический и практический материал восстановительно-профилактического характера по профилирующей дисциплине «Теория и методика физического воспитания и спорта», «Педагогическое физкультурное спортивное совершенствование», «Гимнастика», разработана тематика курсовых и дипломных работ.
Дополнительно для специальности «Физическая культура и спорт» со специализацией «Спортивная подготовка» в учебный план включены инновационные по задачам, содержанию, направленности дисциплины: 1) «Научно-методические основы проведения восстановительных мероприятий в системе физического воспитания и спортивной тренировки»; 2) «Теория и методика вида спорта» с целью изучения методик восстановления в различных видах спорта с учетом квалификации спортсменов, этапа подготовки; 3) «Медико-биологические проблемы по видам спорта (с материалом медицинского аспекта восстановления)».
Инновационные дисциплины предметного блока восстановительно-профилактической направленности, включенные в экспериментальную программу образования, их сущностный смысл непосредственно детерминированы здоровьеформирующим, восстановительным и профилактическим смыслом. Главной целью преподавания этих дисциплин явля-
ется формирование нового восстановительно-профилактического подхода к функциям педагога физической культуры, реализации своего профессионального потенциала, к целям спорта, характеризующегося гуманистическим отношением педагога к занимающимся на основе удовлетворения их потребностей в оптимальном расходовании личностного интеллектуального и психофизического ресурса. Целью является познание социальной и биологической сфер личности во взаимосвязи противоречивых установок мобилизации исчерпания психофизиологического ресурса в процессе занятий спортом, учебой, работой и установок на управление механизмами психологического и физического его восстановления, устраняющего побочные, нежелательные последствия выполнения физических упражнений независимо от их направленности и характера, уровня квалификации и возраста спортсмена.
6. В целях профессиональной подготовки студентов к работе в коммерческой сфере физической
Модель профессиональной подготовки педагога физической культуры восстановительно-профилактической направленности
культуры, в различных типах образовательных учреждений была создана новая кафедра силовых, национальных видов спорта и единоборств. В этих учреждениях развиваются спортивные, оздоровительно-профилактические направления силовой подготовки, различные виды единоборств, требующих современных знаний, методик восстановления, профилактики как самостоятельных компонентов учебно-тренировочной системы, так и органично включенных в систему учебно-тренировочных средств.
7. Создана система непрерывного педагогического образования, включающая в себя спортивнопедагогический лицей (г. Северск) - физкультурное отделение лицея № 16 (г. Томск) - факультет физической культуры ТГПУ
8. Разработана и реализована в период с 1997 по 2004 г. программа организации ежегодного проведения научных конференций по проблемам здоро-вьесбережения.
Ценностный аспект истины научного познания как ценности высшего порядка обеспечивает приоритет личности и общества. Это тем более важно, что истина обладает не только научной, познавательной, но и нравственной ценностью [5].
Программа включает два направления научной работы:
1) организацию, проведение и издание сборника материалов Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы безопасности, здоровья при занятиях спортом и физической культурой». Всего за время экспериментальной работы соискателем проведено семь конференций и издано под редакцией соискателя семь сборников трудов общим тиражом 1 450 экз.
2) разработку и реализацию совместно с управлением образования администрации г. Томска проблемы «Перспективные направления совершенствования профессиональной подготовки учителей физической культуры и педагогов дополнительного образования».
За время экспериментальной работы было проведено 12 научно-практических конференций, издано 12 сборников общим тиражом 1 770 экземпляров.
9. Создана восстановительно-профилактическая среда. Среда включает в себя научно-образовательный валеологический центр, учебно-методическую лабораторию, структуру педагогического управления, включающую декана, заместителей декана по воспитательной, научной и учебной работе. Создан спортивный клуб ФФК, областная федерация аэробики, руководство которой возглавил заместитель декана по воспитательной работе.
В этой среде осуществлялась интеграция теоретической и практической восстановительно-профилактической подготовки студентов, практическое
применение освоенных теоретических положений, осуществлялось научно-методическое обеспечение образовательной системы. Воспитательная система апробировалась через потенциал созданной среды.
Таким образом, гуманистическая сущность восстановительно-профилактической направленности профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту выступает в следующих формах и видах:
1. Возможность выбора студентами 1) специальностей (физическая культура, валеология, безопасность жизнедеятельности, адаптивная физическая культура), что повышает уровень их социальной защищенности; 2) дополнительной специальности и специализации (физическая культура - специализация спортивная подготовка, физическая культура - валеология, физическая культура - безопасность жизнедеятельности, адаптивная физическая культура - физическая культура и др.).
2. Гуманизация направленности подготовки в целом проявляется посредством включения материала здоровьесберегающей восстановительно-профилактической направленности в учебный процесс.
3. Ориентация студентов на восстановительнопрофилактическую направленность профессиональной деятельности является главным фактором гуманизации спорта, физического воспитания всех уровней от детского спорта до высшего, что обеспечит истинное человеческое отношение к субъекту воздействия посредством:
- обеспечения оптимальной переносимости нагрузок;
- уменьшения вероятности хронических состояний утомления;
- уменьшения вероятности заболеваний;
- сохранения и усиления мотивации к занятиям спортом и физическим воспитанием;
- улучшения межличностных взаимоотношений педагогов с занимающимися через систему особых уважительных, доверительных, эмпатичных отношений и в процессе проведения восстановительных мероприятий. При этом объектом совместной деятельности становится задача не только интенсификации и получения высокого результата, но и нейтрализации, уменьшения влияния ее отрицательных воздействий, создания комфорта психофизического состояния, сохранения здоровья;
- реального формирования важных гуманистических ценностей: здоровья и т.д., профессиональных и личностных качеств, рассматриваемых нами;
- обеспечения сопряжения оздоровительного эффекта с ростом нравственно-ценностного потенциала;
- обеспечения сопряжения в спорте роста вектора «спортивный результат - сохранение здоровья -рост нравственно-ценностного потенциала»;
- обеспечения единства целей: повышение результативности - повышение работоспособности -сохранение здоровья физического - сохранение здоровья психо-социального, так как восстановительно-профилактические средства по эффекту воздействия не моно-, а полифункциональны.
Сущность гуманизации общего физкультурного образования в школе, учреждениях дополнительного образования, ССУЗе, вузе обеспечивается следующими содержательными и методическими положениями:
- включением в содержание учебных программ целевого материала восстановительно-профилактической направленности;
- личностно-ориентированным выбором направленности физкультурных занятий восстановительно-профилактической, спортивной или прикладной направленности;
- изменением в сторону оптимизации соотношения сильнодействующих средств спорта и физического воспитания и восстановительно-профилактических средств;
- планированием ближнесрочного и пролонгированного эффекта занятий физической культурой и спортом, не снижающих продуктивность обучения на последующих занятиях интеллектуального характера;
- вынесением занятий физической культурой как одной из форм организации учебного процесса из расписания, проведением их вне сетки расписания других учебных предметов;
- формированием дифференцированной физкультурно-спортивной и восстановительно-профилактической направленностью гуманистических ценностей и личностных качеств школьников, юных спортсменов - учащихся ССУЗов, студентов;
- вариативностью выбора факторов (условий) реализации спортивных планов и склонностей: 1) направленности занятий физической культурой; специальности; 2) спортивной специализации;
3) формы обучения, в том числе и по индивидуальному графику; 4) выбора учреждения (ДЮСШ, клуб, федерация), где будет осуществляться спортивная, восстановительно-профилактическая, физкультурно-спортивная, профессионально-прикладная деятельность.
Гуманистическое воспитание через восстановительно-профилактическую направленность образования и воспитания заключается в осмыслении будущими педагогами возможности новых путей достижения целей, исключающих исчерпания психофизиологического ресурса спортсменов, новых подходов к целеполаганию физкультурно-спортивной деятельности, новых подходов к содержанию, построению, технологиям и методикам спорта и физической культуры, нового че-
ловеческого, доброго, милосердного отношения к юному и взрослому спортсмену как личности, имеющей не только спортивные, но и другие разносторонние интересы, цели. Следовательно, включаются механизмы саморазвития студента на основе глубокого осмысления важности уважения многоплановости личности через необходимость оптимизации и взаимопроникновения учебной деятельности восстановительно-профилактического характера в профессиональную педагогическую деятельности.
Проблема приоритетности гуманизации образования смыкается с проблемой формирования ценностей личности [4].
Цель, задачи и содержание модели профессиональной подготовки восстановительно-профилактической направленности были ориентированы на формирование потребностей в системе ценностей, способных выступить основой концептуальных отношений к педагогической профессиональной деятельности с гуманистических позиций, выступить источником творческой профессиональной деятельности и обеспечить профессиональное личностное самоопределение.
Мы исходили из концептуального положения теории воспитывающего обучения [5]: только те знания, которые стали личной потребностью, могут быть для личности его нравственной ценностью.
На основании проведенного анализа динамики формирования иерархии ценностей сферы студентов экспериментальных и контрольных групп в течение пятилетнего этапа обучения на ФФК педагогического университета вытекает три вывода:
1. Экспериментальная программа профессиональной подготовки педагога по физической культуре восстановительно-профилактической направленности обеспечивает более эффективно, чем традиционная, ориентированная на спортивную направленность, профессиональная подготовка, формирование ценностной сферы, соответствующей требованиям гуманизации системы образования, социальным запросам личности, общества и государства. Это следующие ценности: гуманизация физкультурного образования; гуманизация воспитания личности и спорта; восстановительно-профилактические технологии; коммерческая оздоровительная физическая культура; собственное здоровье, саморазвитие, самоопределение.
2. Полифункциональная подготовка в структуре основной специальности «Физическая культура» с дополнительными специальностями «Валеология», «Безопасность жизнедеятельности» и дополнительной специализацией «Спортивная подготовка»
обеспечивает формирование педагогически направленной интегрированной и дифференцированной ценностной сферы педагога по физической культуре - валеолога, педагога по физической культуре -учителя безопасности жизнедеятельности, педагога по физической культуре, ориентированного на восстановительно-профилактическую деятельность в системе спорта, производственной и учебной деятельности.
3. Экспериментальная программа гуманизации физкультурного образования, гуманизации воспитательного процесса, гуманизации спорта в структуре модели педагога физической культуры восстановительно-профилактической направленности обеспечило переориентацию эталона ценностей педагогов по физической культуре. При этом важно создать не только систему многопрофильного, непрерывного образования, внедрить
Динамика приоритетов рангов ценностей студентов I и V курсов экспериментальных и контрольных групп
№ п/п Ценность Экспериментальные Контрольные
Физическая культура + спортивная подготовка Физическая культура + валеология Физическая культура + безопасность жизнедеятельности
I V I V I V
Отношение к профессиональной деятельности
1. Спорт для всех 2 1 1 1 1 1
2. Восстановительно-профилактические технологии 7 З 6 2 7 S
З. Творчество 9 4 9 4 9 9
4. Коммерческая оздоровительная физическая культура S S 10 6 10 10
S. Полифункциональная педагогическая деятельность 10 6 S S S S
Отношение к детям, занимающимся физической культу ой и спортом
1. Сотрудничество З 1 4 1 S З
2. Здоровьеформирование 10 2 9 1 10 7
З. Гуманизация воспитания ІЗ З 6 2 12 11
4. Гуманизация физкультурного образования 14 4 14 S 14 ІЗ
S. Восстановительно-профилактический эффект 11 S 11 З 11 10
6. Нравственность 4 6 S 6 6 S
7. Гуманизация спорта 1S 7 1S S 1S 1S
S. Здоровьесбережение S S S 9 S 2
9. Формирование психофизиологического комфорта 12 9 7 7 ІЗ 12
10. Готовность прийти на помощь 7 10 10 10 9 9
Отношение к себе
1. Достижение успеха 1 1 1 2 1 1
2. Собственное здоровье 2 2 2 З 2 2
З. Профессиональный рост 4 З З 1 З S
4. Саморазвитие S 4 S 4 S 9
S. Самоопределение 10 S 9 S 10 7
В.Н. Куровский. Проблема интеграции общего и профессионального образования.
проблемные методы обучения и воспитания, вос- формирующихся гуманистических ценностей пе-становительно-профилактическую среду, но не- дагога физической культуры, ориентируемого на обходимо дополнять учебно-воспитательную де- восстановительно-профилактическую деятель-ятельность объяснением содержания, смысла ность.
Литература
1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., 1982.
2. Гершунский Б.С. Прогнозирование содержания обучения в техникумах: Учеб.-метод. пос. М., 1980.
3. Сластёнин В.А. и др. Педагогика. М., 1998.
4. Бордовский В.А. Методы педагогических исследований инновационных процессов в школе и вузе: Учеб.-метод. пос. СПб., 2001.
5. Теория и практика воспитательных систем: Сб. науч. ст. / Отв. ред. Л.Н. Новикова. Кн. 2. М., 1983.
В.Н. Куровский
ПРОБЛЕМА ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
Институт развития образовательных систем РАО, г. Томск
Актуальность. Сельскохозяйственная отрасль традиционно составляла одну из основ экономики Томской области, однако в период перестройки уровень производства в этой отрасли существенно упал. В последние годы в ней отмечается положительная динамика, и руководство области связывает с восстановлением производства сельхозпродукции и ее переработки важные перспективы.
Проблемы у всех сельскохозяйственных предприятий примерно одного плана. Первая - это заемные средства. Сегодня отрасль не может жить без использования кредитных ресурсов и, главное, без своевременного кредитования. Это требование вызвано сезонностью работ.
Вторая проблема - технологического парка и оборудования предприятий. Имеющиеся в отрасли мощности используются не более чем на 30 %. Износ основных фондов достигает 51 %. Все это значительно влияет на экономические показатели предприятий. Почти 70 % действующих крупных и средних предприятий работают с убытками, продолжают наращивать долги перед бюджетом и внебюджетными фондами. Эти долги сегодня сопоставимы с годовым объемом выпуска продукции в отрасли.
Основная задача сегодня - добиться, чтобы сельскохозяйственное производство заметно пополняло доходную часть областного бюджета. Эта задача не может быть решена без обеспечения кадрового потенциала отрасли. За годы упадка многие квалифицированные кадры утеряны, и прогнозируемое развитие отрасли невозможно без пополнения квалифицированными молодыми специалистами.
Подъем реального сектора экономики во многом зависит от использования человеческого фактора. Поэтому при исследовании современного состояния сельскохозяйственной отрасли Томской области была поставлена задача оценить трудовой потенциал отрасли, нацеленность работников на повышение результативности труда, выявить формы адаптации к рыночным условиям.
В проведенном нами исследовании было опрошено 332 работника сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности и практически всех основных профессий отрасли.
На селе трудятся работники средних и старших возрастов. Так, доля опрошенных до 35 лет составляет 29.6 % (Первомайский, Асиновский, Томский р-ны). В возрасте от 35 до 45 лет - 32.7 %. От 45 до 55 лет - 24.8 %. От 55 и старше - 2.9 %.
В отрасли преобладает тяжелый, немеханизированный труд с невысокой заработной платой (2.8 тыс. р. на конец I квартала 2004 г.).
Заметно снизился по сравнению с 1990 г. уровень квалификации и образования: высшее - 7 %, не имеющих среднего образования - 11.3 %.
Прошли курсы повышения квалификации, переподготовку или получили профессию в последние 5 лет - 3.2 % (для сравнения: с 1985 по 1990 г. по предприятиям отрасли - 102 %). Увеличилось число работников, совмещающих профессии без соответствующей переподготовки в профессиональном общеобразовательном учреждении (например, тракторист работает машинистом операционной машины). Из отрасли ушли наиболее активные и мобильные специалисты, в основном те,