Научная статья на тему 'АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АБСТРАКТНОЙ ЛЕКСИКИ'

АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АБСТРАКТНОЙ ЛЕКСИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВИЗАЦИЯ / ИЗУЧЕНИЕ / АБСТРАКТНАЯ ЛЕКСИКА / ПРОЦЕСС / ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА / ФОРМИРОВАНИЕ / ЗНАЧЕНИЕ / СЕМАНТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамсудинова Рафоат Саидовна, Ашурова Шахло Кулобиевна

Авторы в данной статье анализируют и рассматривают формирование основ мыслительной деятельности при изучении абстрактной лексики. Сформированный в вузе, уровень развития мыслительных способностей студента является одним из критериев успешности его социальной адаптации в современном информационном обществе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVATION OF MENTAL ACTIVITY OF STUDENTS AT STUDY OF ABSTRACT LEXICON

The authors analyses and considers the formation of mental activity basis at study of abstract lexicon in this article. The level of development of student mental abilities formed in high school is one of the success criteria of his/her social adaptation in modern information society.

Текст научной работы на тему «АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АБСТРАКТНОЙ ЛЕКСИКИ»

Литература:

1. Веллер М. Кассандра. - М., АСТ, 2007.

2. Вернадский В. И. Дневники, письма, фрагменты.- М., 1968.

3. Зиновьев А. А. На пути к сверхобществу. - М., Астрель, 2008.

4. Нейсбит Дж. Высокая технология, глубокая гуманность. - М., АСТ, Транзиткнига, 2005.

5. Осборн Р. Цивилизация. - М., АСТ, Хранитель, 2008.

6. Фромм Э. Человек для самого себя. - М., АСТ, 2008.

7. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. - АСТ, изд-во Ермак, Москва, 2007.

ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО ПРОБЛЕМЫ

В статье охарактеризовано состояние современного гуманитарного образования, названы и проанализированы главные проблемы, связанные с гуманитарным образованием. Немаловажен профессионализм гуманитариев, который в должной мере не оценивается в практике гуманитарного образования и воспитания. Особенностью гуманитарного образования является его более, чем тесная связь с воспитанием. Кроме тех проблем, которые возникают в ходе реорганизации системы и структуры гуманитарного образования, существуют и такие, которые связаны с характером и качеством гуманитарных наук.

Ключевые слова: Идеология, гуманитарные науки, мышление, инновация, сознание, образование, человечность, воспитание ,качество.

LIBERAL EDUCATION AND ITS PROBLEMS

The article deals with the current state of Humanities, as well as here named and analyzed main problems associated with humanitarian education. Important professionalism in the Humanities is not estimated in the practice of humanitarian education and training. Feature of liberal education is more than a close relationship with education. In addition to the problems that arise in the course of reorganization systems and structures of liberal education, and there are also some problems associated with the nature and quality of the liberal education.

Keywords: Ideology, Humanities, thinking, innovation, consciousness, education, humanity, education, quality.

Сведения об авторе: Атакуллаев Усмон Исмайлович, к.п.н. доцент кафедры русского языка для нефилологических факультетов Таджикского национального университета, e-mail: atakullaev@bk. ru

About а^^п Atakullaev Usmon Ismailovich, PhD of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the chair of Russian Language for non-philological faculties of Tajik National University

АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АБСТРАКТНОЙ ЛЕКСИКИ

Шамсудинова Р. С., Ашурова Ш. К.

Курган-Тюбинский государственный университет имени Н. Хусрава

Актуальность изучения темы абстрактной лексики в формировании мыслительной деятельности обусловлена тем, что в настоящее время резко возросла потребность в быстром и качественном обучении русскому языку студентов, приобретающих самые разнообразные специальности. Предполагается, что в дальнейшем они будут применять его в своей профессиональной деятельности. Уровень владения русским языком должен позволить студентам в будущем использовать его в качестве опоры при построении своей профессиональной деятельности, в качестве средства творческого решения, стоящих перед ними профессиональных задач, а это значит, что у них должно быть сформировано иноязычное мышление.

В связи с этим, возникает необходимость оптимизации учебно-познавательной деятельности студентов в процессе изучения русского языка, выявления резервов учебного процесса, с целью качественной подготовки студентов к профессиональной деятельности в условиях изменения социально-экономического развития страны.

Важным направлением в решении этой задачи выступает повышение творческой активности студентов, организация их мыслительной деятельности в процессе изучения

русского языка, определение путей и способов влияния абстрактной лексики на эффективность овладения русским языком.

В основу данной работы положена идея о том, что организация мыслительной деятельности студентов в процессе обучения их русскому языку, должна соответствовать структуре мыслительного акта, определяемой в контексте общепсихологических экспериментальных исследований мышления. Разработка этой идеи представляется тем более актуальной, что исследований, в которых обучение строится с учетом особенностей мышления на русском языке, сравнительно мало.

Современное общество, перспективы его развития предъявляют высокие требования к формированию умений личности перерабатывать большие объемы информации. В условиях ее экспоненциального нарастания перед человеком встает ряд сложнейших психологических, социальных и интеллектуальных задач. Ему предстоит в кратчайшие сроки усваивать новые знания, тем самым повышая свою квалификацию. Необходимо также учитывать и тот факт, что широкомасштабное использование компьютеров в повседневной деятельности человека видоизменяет не только процессы материального производства, но и процессы интеллектуальной деятельности индивида, которые приобретают более выраженный творческий оттенок.

Существующая система образования, основанная (за редким исключением) на традиционной дидактике, считающей обучение процессом объективно детерминированного развития, обеспечиваемого лишь передачей обучаемым уже известного знания, вполне удовлетворительно производит хороших специалистов только для репродуктивной деятельности, что на сегодня не отвечает социальному заказу общества. Молодые люди, выходящие из стен учебного заведения, должны обладать умением быстрой и многоплановой обработки, поступающей информации. В традиционных условиях обучения, как правило, данное умение не формируется, но оно является одним из важнейших функциональных компонентов мыслительных способностей человека.

В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже недостаточно только усвоения определенной суммы знаний. Во всем педагогическом сообществе осознана необходимость привития интереса у учащихся к родному языку и умения самостоятельно пополнять свои знания. Это подтверждается современной ситуацией в образовании. К сожалению, у современных школьников снизился интерес к своей национальной культуре, происходит американизация русского человека (на телевидении американские мультфильмы, фильмы с очень низким уровнем перевода). Школьники не интересуются русской классикой, книгу им заменили компьютер и телевидение, а компьютерный стиль не способствует улучшению устной и письменной речи, привитию интереса к родному языку. Наши СМИ не улучшают речь и грамотность учащихся.

Данные различных исследований подтверждают, что современные студенты слабо владеют формами самостоятельной работы с учебником, дополнительными источниками, у них нет желания заглянуть за страницы учебника, активного отношения к процессу познания, они не умеют выделить главное, сравнить и сделать обобщения и выводы [2, 3, 4, 5]. А ведь только знания, добытые собственными усилиями мысли, сознательно усваиваются и осмысленнее применяются на практике.

К сожалению, следует констатировать, что в настоящее время недостаточно разработаны подходы к познавательной активности студентов в условиях современного вуза. Формирование мыслительных способностей происходит в течение всей жизни человека, но наиболее продуктивным периодом является студенческий возраст (17-23 года). Согласно положениям возрастной психологии (Л.И. Божович, Л.С, Выготский, В.А. Крутецкий, Б.М. Теплов и др.) в этом возрасте наблюдаются интенсификация мыслительной деятельности, стремление проникнуть в сущность изучаемых явлений, потребность в установлении причинно-следственных связей и включение в творческие виды познавательной деятельности. Сформированный в вузе уровень развития мыслительных способностей студента является одним из критериев успешности его социальной адаптации в современном информационном обществе.

На основе исследований Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, З.И. Калмыковой, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина и др. разрабатываются различные аспекты влияния информационных технологий обучения на развитие мышления, познавательной активности обучающихся.

Анализ состояния практики абстрактной лексики в формирования мыслительных способностей студентов выявил, что уровень развития таких компонентов, как: глубина и гибкость мышления, интеллектуальная инициатива, фактор интерпретации, недостаточен. Учебный процесс вуза направлен, прежде всего, на информационную подготовку студента. Процессуальному аспекту формирования мыслительных способностей не уделяется достаточного внимания. Хороший эффект в активизации мыслительной деятельности студентов при устном изложении знаний дает прием, который ставит их перед необходимостью делать сравнения, сопоставлять новые факты, примеры и положения с тем, что изучалось ранее.

В активном восприятии и осмыслении изучаемого материала весьма существенное значение имеет умение преподавателя придавать своему изложению увлекательный характер, делать его живым и интересным. Прежде всего, здесь не следует забывать, что учебный материал сам по себе содержит множество стимулов, возбуждающих любознательность и мыслительную активность учащихся.

Таким образом, на формирование значений слов абстрактной лексики оказывают влияние различные тенденции в общественной жизни, что проявляется в интенсивном развитии новой эмоционально-оценочной или стилистической окраски. Значения многих из этих слов формируются стихийно, под влиянием неверно или недостаточно правильно понятых подростками фактов, книг, кинокартин, самостоятельного анализа поведения взрослых.

С одной стороны, большинство единиц поля представлены в мышлении испытуемых небольшим количеством отказов: ложь, смелость, правда, честность, ответственность, совесть, благородство, порядочность.

Ярко в мышлении студентов представлены системные значения слова жадность -«скупость, стремление к наживе» (50 %); слова достоинство - «совокупность высоких моральных качеств, их уважение в себе» (51 %); слова зло - «нечто, противоположное добру» (52 %); слова честность - «искренность и прямота, правдивость» (68 %); слова ложь - «неправда, намеренное искажение истины» (76 %); слова смелость - «отсутствие страха; поведение, отличающееся храбростью, отвагой, решительностью» (88 %).

Обращает на себя внимание системность исследованных значений в мышлении испытуемых. Многие значения толкуются друг через друга, например: долг -обязанность, благодарность, добро; честь - достоинство, гордость, принципиальность; гордость - достоинство, принципиальность; благодарность - долг, обязанность; ответственность - обязанность; благородство - честность, достоинство, добро; порядочность - честность. Группа данных лексем образует психологически реальную парадигму в мышлении студентов.

Если говорить о мыслительной деятельности в самом общем плане, то она выступает, прежде всего, как процесс решения задач (С.Л. Рубинштейн) [2]. Задача возникает перед человеком в том случае, когда имеются определенная цель (то, что надо получить) и условия реализации цели, но еще неизвестны конкретные пути и средства ее достижения. Где нет вопроса, задачи, проблемы, там нет и целенаправленной мыслительной деятельности. Поэтому в психологии процесс решения задач широко используется как модель для изучения мыслительной деятельности.

В одних задачах требуется только распознать данное явление и подвести его, под известный студенту, принцип, правило, закономерность. В других же он не может воспользоваться ни одним из имеющихся готовых способов для достижения поставленной цели. Такого рода задачи могут возникать в самых разнообразных ситуациях обучения: и при доказательстве теорем, и при выполнении учащимися лабораторных работ, и при написании сочинений, и при использовании грамматических правил, и при обосновании исторических фактов и т.д.

Приобретенный в формирующем обучении опыт задавать вопросы к текстам, собеседникам, давать оценку действиям персонажей, ответам других студентов, составлять планы сделал возможным переход от использования только заданных средств регуляции к их самостоятельному формированию. Это и привело к тому, что после формирующего обучения мыслительная деятельность студентов отличалась более глубоким анализом ситуации, формированием аргументированных, логически верных выводов и обобщений. Оценки, даваемые персонажам, событиям, носили обоснованный характер, при этом шире использовался личный опыт и субъективные

критерии оценок. Все это позволяло студентам отходить от шаблонных схем построения устных высказываний и написания изложений и сочинений.

Таким образом, целенаправленное и систематическое формирование у испытуемых, в процессе изучения русского языка продуктивных мыслительных действий, с учетом их соотнесенности со структурными компонентами творческого мышления позволило студентам экспериментальной группы выйти на более высокий уровень овладения иностранным языком.

Литература:

1. Пауль Г. Принципы истории языка. - М.: 1960. -317 с.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -М.: Просвещение, 1970. - 124 с.

3. Топорова В.М. Диалектика абстрактного и конкретного в лексической семантике, -

Воронеж, 1992.- 22 с.

4. Уфимцева А.А. Лексическое значение. - М., 1986.-197 с.

5. Чернейко Л.О. Лингво-философский анализ абстрактного имени. - М., 1997.- 320 с.

АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ

АБСТРАКТНОЙ ЛЕКСИКИ

Авторы в данной статье анализируют и рассматривают формирование основ мыслительной деятельности при изучении абстрактной лексики. Сформированный в вузе, уровень развития мыслительных способностей студента является одним из критериев успешности его социальной адаптации в современном информационном обществе.

Ключевые слова: активизация, изучение, основы, абстрактная лексика, процесс, преподавания русского языка, формирование, семантика, значение, слова.

ACTIVATION OF MENTAL ACTIVITY OF STUDENTS AT STUDY OF ABSTRACT LEXICON

The authors analyses and considers the formation of mental activity basis at study of abstract lexicon in this article. The level of development of student mental abilities formed in high school is one of the success criteria of his/her social adaptation in modern information society.

Keywords: activation, study, bases, abstract lexicon, process, teaching Russian language, shaping, semantics, importance, word.

Сведения об авторах: Шамсудинова Рафоат Саидовна, преподаватель кафедры практического курса русского языка Курган-Тюбинского государственного университета имени Носира Хусрава, e-mail: rafaat.sh@gmail.com

Ашурова Шахло Кулобиевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры практического курса русского языка Курган-Тюбинского государственного университета имени Н. Хусрава, e-mail: kul08-shahlo@mail.tj

About authors: Shamsuddinova Rafoat Saidovna, teacher of the chair of Practical Course of Russian Language, Kurgantube State University named after N. Khusrav

Ashurova Shahlo Kulobievna, PhD of Pedagogical Science, Associate Professor, chair of Practical Course of Russian Language, Kurgantube State University named after N. Khusrav

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ

Сафарова З. Р.

Таджикский национальный университет

В основе современной семьи, как правило, лежит взаимная любовь супругов нравственная, экономическая, правовая и другие виды взаимной ответственности всех членов семьи, взаимопонимание и взаимная помощь.

С одной стороны, семья - довольно замкнутое объединение людей, ревностно защищающее свой внутренний мир, свои тайны и секреты, противостоящие внешним воздействиям. Если семью лишить её внутреннего мира, сделать все, происходящее в ней, открытым для общества, она распадается. С другой стороны, семья - объединение людей, открытое для всего, что происходит в мире. В семью проникают проблемы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.