Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ ТАДЖИКИСТАНА'

ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ ТАДЖИКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЯ / СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕРЕПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алимов Искандар

В статье рассматриваются проблемы реформирования системы образования Таджикистана в первые годы независимости, внедрение на всех ступенях образования дифференцированного, творческого подхода к обучению в соответствии со способностями и возможностями обучающихся и использование высокоэффективных и апробированных методик обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ ТАДЖИКИСТАНА»

Ключевые слова: ирригация, целинные земли, закрытые оросительные каналы, тонковолокнистый хлопок.

HISTORY OF THE MIGRATION OF PEASANT (DEKHKAN) FARMS AND DEVELOPMENT OF VIRGIN LANDS OF NIZHNI-KAFIRNIGAN IRRIGATION

SYSTEM

Alimov D. Kh., Jalilov M. Sh.

In this article on the basis of archival material and other sources the history of irrigation construction and development of virgin lands of Nizhni-Kafirnigan vally were revealed. The authors emphasized that this construction was a factor in the development of the region. Several other approaches are revealed at the end of construction.

Key words: irrigation, uncultivated land, private irrigation canals, Pima cotton.

Сведения об авторах: Алимов Давлатали Халилович - кандидат исторических наук, преподаватель кафедры истории и права Курган-Тюбинского государственного университета имени Насира Хусрава, тел.: (+992) 919 363544, e-mail: adavlatali@mail.ru

Джалилов Махмадулло Шамсуллоевич - аспирант кафедры истории и права Курган-Тюбинского государственного университета имени Насира Хусрава, тел.: (+992) 904 110266

Information about authors: Alimov Davlatali Khalilovich, PhD in historical sciences, lecturer of History and law chair in Kurgantube State University named after Nasir Khusrav, tel. (+992) 919 363544, e-mail: adavlatali@mail.ru

Jalilov Makhmadullo Shamsulloevich, postgraduate student of History and law chair in Kurgantube State University named after Nasira Khusrav, tel. (+992) 904 110266

ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ

НЕЗАВИСИМОСТИ ТАДЖИКИСТАНА

Алимов Искандар

Курган-Тюбинский государственный университет имени Насира Хусрава

Сегодня в мире и в государствах Центральной Азии происходит смена образовательно-педагогических формаций. Именно образование становится ведущим механизмом, обеспечивающий развитие человека, тех его качеств, которые обеспечивают решение кризисных проблем общества, создают качественно новый общественный интеллект. И именно непрерывное образование в течении всей жизни поколения способно воспроизвести «человеческий капитал». Очевидно, что именно человеческий капитал является той главной двигательной силой, от которой зависит создание практических механизмов разрешения экономических, политических и социальных проблем. Именно эти процессы заставляют не только работников различных систем образования, но и политиков рассматривать образование как высший приоритет в системе государственных целей.

Поэтому над проблемами «кого учить?» «как учить» и «кто должен учить?» работают, сегодня все работники образования Республики Таджикистан и не только образования.

Ответы на эти, казалось бы не сложные вопросы определяют качество будущего человека, который будет жить в третьем тысячелетии. Каким будет этот человек, во многом зависит от образовательных систем, от их образовательной философии, от их целей и решений задач по обучению и воспитанию человека-гражданина не только своего государства, патриота своей Родины, но и человека-гражданина планеты «Земля». Человека, имеющего новое мышление - созидателя прогрессивного преобразователя общества, человека толерантного, умеющего сосуществовать с людьми в любой точке планеты.

В этом контексте необходимо решать сложные задачи подготовки профессионалов-учителей, могущих воспитать в подрастающем поколении выше обозначенные качества.

Современные методики обучения и воспитания также нуждаются в значительном совершенствовании.

Как и все государства Центральной Азии, Таджикистан живет в непростых условиях вхождения в новый мир экономики, социальной жизни. Сфера образования также не стоит в стороне от экономических, политических и социальных реформ.

В Таджикистане реформа образовании была начата еще до объявления суверенитета республики 26 августа 1991 года было принято Постановление Верховного Совета Республики Таджикистан «О проекте закона Республики Таджикистан «Об образовании», где отмечалось «Верховный Совет Республики Таджикистан постановляет: Совет Министров Республики Таджикистан до 20 ноября 1991 года подготовить проект Закона Республики Таджикистан об образовании и представить Верховному Совету Республики Таджикистан». После этого проект закона четыре раза был опубликован в газетах «Омузгор», «Садои мардум» и «Народная газета». После долгих обсуждений в процессе закон РТ «Об образовании» был принят 27 декабря 1993 года1.

Реформы образования в Таджикистане, начатые с 1994 года, потому как разыгравшаяся гражданская война и её последствия не позволили начать реформу раньше. До 1994 года основные усилия были направлены на восстановление разрушенной базы, восстановление образовательных структур, реанимацию кадров. Находясь в экстремальных условиях (последствий краха СССР и гражданской войны) таджикское образование было поставлено перед фактом разработки такой системы, которая бы радикально изменила положение. Реформа образования в Таджикистане началась с введения понятия «стандартизация образования» и выработки новых образовательных стандартов, соответствующих мировым.

В рамках новых образовательных стандартов был проведен:

- всесторонний анализ состояния системы образования;

- определены приоритетные направления её реформы;

Здесь особое внимание было уделено выявлению резервов интенсификации внутри существующей образовательной системы и поиску новых моделей.

Как известно, основной целью предыдущего образования было воспитание строителя коммунизма, ориентированного только на усвоение знаний достигнутых без выработки навыков преобразования общества. Сегодня основными образовательными целями, если выразиться кратко являются:

- удовлетворение потребностей каждого гражданина суверенного государства Таджикистана во всестороннем его развитии для реализации всех своих способностей, с целью повышения качества жизни, обеспечения условий прогрессивного социально-экономического развития Республики Таджикистан, т.е. необходимо не только усвоить опыт, выработанный человечеством, но и выработать навыки прогрессивного преобразования общества через полученные знания;

- другой целью является подготовка специалистов антрепренеров", знания, умения, навыки которых могут удовлетворять потребности не только внутренний рынок труда, но и внешние рынки, с учетом избытка трудовых ресурсов в Таджикистане. Новые цели образования создали базу для разработки новых учебных планов и программ.

Как известно, в советский период практически все союзные республики работали на основе одного типового учебного плана и единых программ без учета национальных особенностей.

1 Х. Афзалов. История педагогики. Душанбе, «Матбуот», 2002. С. 94.

57

В первые годы независимости общеобразовательные школы Таджикистана работали по 57 видам учебных планов и программ, к которым разработаны новые методические пособия, учебники. Введены новые предметы обучения, такие как «История таджикского народа», «География Таджикистана», «История религии», «Арабская графика», «Этика поведения», «Культурология» и т.д.

В 2001-2002 годах разработаны новые учебные планы и программы для общеобразовательных школ, I - II классов школ-интернатов для глухонемых, незрячих, изучение которых позволяет обеспечить внутренний рынок труда кадрами, обеспечивающих их вхождение в общество живущее по законам рынка2.

С целью совершенствования качества обучения и воспитания, в Таджикистане создается внутренний рынок образовательных учреждений, работающих по принципу: "обеспечить национальный образовательный - стандарт - дать знания, умения и навыки выше стандарта".

Хотелось бы подчеркнуть, что очень хороший результат дает совместная работа экспертов и специалистов образования различных стран, сотрудничество с различными фондами, международными организациями. В качестве примера можно назвать инновационный проект, разработанный в Республике Таджикистан совместно с представителями Сети развития Ага-Хана по основанию международного университета Ага-Хана в г.Хороге по устойчивому развитию высокогорных территорий.

Без преувеличения можно сказать, о том, что это и есть образовательная модель устойчивого человеческого развития - модель будущего столетия. (Презентация этого проекта состоялась 30 сентября 1999 года в столице Таджикистана г. Душанбе. Международная конференция проводилась под эгидой ООН по теме «Горные регионы Центральной Азии, проблемы устойчивого развития»3.

Условия проживания в горах создают пока сложности в доступности горцев к различным ступеням образования. Не везде можно построить школы, высшие образовательные учреждения. Поэтому одной из моделей будущего в образовании является дистанционное образование которое при современных условиях развития техники обеспечивает доступ практически к любой информации4.

В ходе реализации инновационного проекта Всемирного Банка по реформе образования в 20 платных школах были внедрены активные методы обучения и воспитания. Оборудование учебных центров и школ компьютерной техникой, соответствующее переобучение учителей позволяет внедрить автоматизированные обучающие системы. Привлечение возможности международных организаций по созданию сети ЭВМ, а также обеспечение доступа к необходимой базе данных (статистики) образования позволяет формировать перспективные направления отечественного образования на базе новых информационных технологий.

В рамках стандартов образования в Таджикистане ведется работа по совершенствованию правовой базы образования.

Принят Закон Республики Таджикистан "О науке и государственной научно-технической политике", разработаны соответственно законы "О высшем образовании", "О написании учебников" и т.д.

Продолжают развиваться в Таджикистане и альтернативные государственные виды образования.

Сегодня в Республике есть уже частные образовательные учреждения, смешанные, где финансирование осуществляется (50% на 50%) как из частных источников. Введено платное образование. В 1999 учебном году около 40% приема в ВУЗы было осуществлено на платной и частично - платной основе5.

2 Закон Республики Таджикистан «Об образовании», г. Душанбе, 2000. С. 33.

3 М.А. Иноятова. Образовательные модели как основной фактор устойчивого развития общества. Турсунзаде, 1989. С. 7.

4 Концепция национальной школы Республики Таджикистан. Душанбе, «Омузгор» («Учительская газета») 2 августа 2002 года.

5 Концепция национальной школы. «Омузгор» («Учитель газета») 2 августа 2002 года.

Коллегия МО РТ 28.09.2001г. утвердил «Положение о порядке оказания платных услуг в общеобразовательных и высших учебных заведений» где говорится, что оказание платных услуг в общеобразовательных и высших учебных заведениях не является предпринимательской деятельностью и не ставить цель извлекать прибыль. Все поступления от платных услуг которые оказывают студентам и учащимся полностью израсходуются для ремонта или аренды зданий, теплофикации, коммунальных услуг, за оплату почты, телефона, факса, Интернета, оснащений аудиторий, покупки технологических средств обучения, научно-методической литературы, мебели, оплата преподавателя и т.д.

Есть опыт создания совместных учебных планов и программ. Здесь аккумулируется опыт систем образования, накопленный в разных государствах. Примером могут служить Российско-Таджикский Славянский Университет, таджикско-турецкие лицеи филиал МГУ имени М.В. Ломоносова в городе Душанбе.

Говоря об индексе человеческого развития следует отметить, что все его компоненты зависят от качества образования. Как правило, основную долю затрат на образование покрывает госбюджет, и надо констатировать факт, что доля эта от общего бюджета ежегодно растет.

Реформа в финансировании образования осуществляется на основе принципов многоканального финансирования, когда помимо госбюджета в образование вливаются различные источники финансирования (личные финансы студентов, родителей, спонсоров, предприятий, фирм, иностранные инвестиции и т. д.).

Надо отметить и то, что принцип многоканального финансирования значительно помог образованию. Не в полной мере, но обеспечено 9 летнее обязательное образование, практически бесплатное среднее образование, оснащается его материальная база. Но для того, чтобы понятие "индекс человеческого развития" осуществлялся в образовании полностью, необходимо приоритетное финансирование именно образования. Ибо продолжительность жизни человека, знания и доступ к ресурсам обеспечиваются хорошим образованием. Чем отличается знающий человек от незнающего? Знающий человек меньше болеет, более активен, не теряется в сложных ситуациях, способствует правильному прогрессивному развитию, а не является балластом общества. А настоящее знание, воспитание, подготовка может дать образование, и все кризисы можно и должно решать посредством образования.

Именно поэтому модели будущего развития общества это образовательные модели, причем образовательные модели не отдельно взятых государств, а модели, имеющие общие черты.

Здесь предполагалось создать межгосударственные образовательные стандарты Центральной Азии, так как закрытых пространств не только в регионе, но и на планете нет. Трудовые ресурсы Таджикистана огромны, ежегодный прирост населения здесь составляет 3,1-3,2 %,

Поэтому в не воли политиков на территориях всех государств трудятся кадры, подготовленные в Узбекистане, Таджикистане, Казахстане, Киргизии и т.д.

Международные организации могли бы оказать помощь в их разработке, исходя из межгосударственных стандартов, можно было бы иметь ряд совместных программ таких как: - программы разработки учебников по истории, географии, культурологии, этики и т.д.:

- программы изменения менталитета учительско-преподавательского корпуса, получаемого образования в советское время и затрудняющиеся работать в новых условиях;

- совместные учреждения всех типов и направлений (особенно необходима кооперация по подготовке кадров высшего уровня);

- создание научных центров по развитию фундаментальной прикладной науки.

Претворение в жизнь вышеуказанных программ и будет реальным шагом навстречу людям, главному любого государства, любой нации.

Образование является обладающим стратегическим значением и приоритетно развиваемой сферой деятельности, лежащей в основе развития личности, общества, государства.

Согласно Закону Республики Таджикистан "Об образовании", целью образования является удовлетворение потребностей личности во всестороннем развитии для реализации всех, ее способностей, выживания, существования, повышения качества жизни и работы, преумножения на этой основе экономического, культурного и духовного наследия для обеспечения социально-экономического развития Республики Таджикистан.

Задачи обучения и воспитания, как составных частей образования в условиях демократического правового светского государства здоровых, высокообразованных, творчески мыслящих, гармонично развитых граждан, обладающих глубокими знаниями, умениями, профессиональными навыками, проникнутых идеями миролюбия, гуманизма, патриотизма, социальной справедливости, сохранение общепризнанных гуманических ценностей, соблюдение прав и законов6.

Данные цели и задачи образования конкретизируются в законодательной и нормотворческой деятельности правительства республики и Министерства образования.

Предметом особой заботы государства является дошкольное воспитание, так как развитие этой отрасли образования систематически отстает от потребностей населения. Так в 1991 году в дошкольных учреждениях воспитывалось 141,4 тысячи детей, а в 1998 году только 44,2 тысячи, что составляло всего 4,3% от общего числа детей дошкольного возраста. В Концепции дошкольного воспитания, цели и задачи дошкольного воспитания определены следующим образом:

- всестороннее гарманическое развитие и воспитание детей;

- использование традиционных положительных взаимоотношений взрослых и

детей;

- развитие любви к окружающей среде и человеку;

- охрана и укрепление здоровья;

- создание условий для воспитания детей раннего и дошкольного возраста с учетом

интересов и потребностей семьи, нравов и обычаев народа;

- подготовка детей к обучению в школе;

- привитие детям элементарных практических навыков и любви к труду;

- забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка;

- обеспечение интеллектуального и личностного развития ребенка.

Кроме того, ратификация Таджикистаном в 1993 году Конвенции ООН о правах ребенка полагает обязательства, предусмотренные в статье 4 этого документа, о принятии все законодательных, административных и других мер для осуществления прав ребенка, признанных этой Конвенцией. В стране разработан ряд республиканских программ: «Программа развития народонаселения Республики Таджикистан на период до 2000 года», «Программа по улучшению положения женщин, семьи и охраны материнства и детства до 2005 года» и др. Однако, основные положения этих программ не в полной мере реализовывались из-за необеспеченности материальными и финансовыми ресурсами.

Достаточность для всех и фактическое получение всеми начального образования гарантированы Конституцией Республики Таджикистан и Законом «Об образовании», на основе которых разработана Концепция национальной школы, одобренная Правительством Республики Таджикистан 13 июня 1994 года. Перед национальной школой ставились пять основных задач:

6 Отчет МО РТ за 2001-2002 уч. год.

1. беречь и укреплять здоровье детей;

2. развивать их интеллектуальные способности, обеспечивая дифференцированный индивидуальный подход;

3. в процессе обучения обеспечивать нравственное воспитание детей и юношества;

4. воспитывать гуманные взаимоотношения, чувство гражданственности, патриотизма;

5. повышать роль школы в развитии детей с учетом их психологических способностей7.

Решение этих задач до настоящего времени обеспечивается осуществлением развивающего обучения, его дифференциацией и интеграцией, а также гуманизацией и демократизацией сферы образования, процесса обучения и воспитания.

С целью удовлетворения образовательных, познавательных потребностей и уточнения содержания образования в условиях независимости Таджикистана Министерством разработаны новые учебные программы и учебные планы, которые были приняты 3 июня 1994 года и рекомендованы к применению до 2000 года. Данные учебные планы, рассчитанные на переходный период, предусматривали вариативность в обучении, внедрение новых программ и предметов, возможность вести в школах дифференцированное обучение, факультативные и групповые занятия по интересам учащихся8.

В истекшие годы школы Республики работали в основном по первым и вторым вариантом учебного плана. Гимназиям, лицеям, школам для одарённых детей, кроме использования вариантов планов, было дано также право работы по авторским учебным планам и программам.

Одновременно была проведена большая работа по разработке госстандартов. Опираясь на опыт России, и других странах СНГ республика выработала свои образовательные стандарты с учетом национальных, региональных особенностей страны. Общие требования, цели, задачи и принципы стандартизации образования определяются Правительством, содержание обучения, то есть стандарты образования по основным учебным программам, утверждаются Министерством образования9.

Госстандарт образования является нормативным документом, он устанавливает общие объемы знаний по учебным дисциплинам, требования в выработке умений, навыков и формированию личности.

Конституцией страны (статья 41) и Законом Республики Таджикистан «Об образовании» (статья 12) в Республике для всех введено девятилетнее (1-9 классы) основное базовое образование. Государство гарантирует получение в государственных учебных заведениях бесплатного общего среднего образования (11 классов), среднего профессионального и в соответствии со способностями и на конкурсной основе, -среднего специального и высшего образования. В связи с открытием новых типов учебных заведений, функционированием классов одаренных детей и факультативов образование стало многопрофильным, многовариантным10.

Уровень развития образования как одной из важнейших социальных подсистем является показателем положения в государстве и обществе. Анализ опыта передовых развитых и развивающихся стран, переживших в разные периоды своей истории острые кризисные ситуации или отставание в той или иной отрасли, показывает, что быстрое и успешное решение возникающих экономических, научно-технических и социальных проблем достигается только тогда, когда среди многих первоочередных задач первостепенное значение придаётся выработке научно-обоснованной политики и стратегии развития образования, когда ему (образованию) предоставляется

7 Отчет МО РТ за 1999-2000 уч. год.

8 Постановление о порядке оказания платных услуг в общеобразовательных и высших учебных заведений. Постановление коллегии №12/9 от 28.09.2001г.

9 Постановление Правительства РТ от 4 июля 1997 года №266 «Об утверждении государственного стандарта общего и среднего образования».

10 Указ. Раб.

приоритетное место в инвестиционной политики государства. Поскольку главным гарантом успешного социального и экономического развития общества является образовательный, интеллектуальный потенциал, историческими именно система образования во многих странах (например, в развитых странах Европы, в США, Японии и др.) обеспечивала развитие всех сфер экономики и общественной жизни.

Особенно в конце XX и начало XXI вв. существенно возросла роль образования в развитии и ускорения общественного производства, становлении современной цивилизации, в укреплении мира, взаимопонимания и стабильности в мире.

Становление и развитие суверенного, независимого Таджикистана требует глубокого реформирования образования, ибо новые потребности общества невозможно удовлетворить без существенной реорганизации структуры образовательных учреждений, подготовки современного педагогического корпуса страны, обеспечения ему существенно более высокого социального и материального статуса.

Нынешняя ситуация в области образования в Таджикистане такова, что страна от прошлого унаследовала развитию сеть образовательных учреждений и соответствующий этому потенциал педагогических кадров, высокий совокупный коэффициент охвата детей системой образования и тендерного равноправия в получении обязательного базового образования. С другой стороны, в переходный период остро, во весь рост встала проблема сохранения достигнутого (безусловно, в его положительных аспектах) и приспособление, улучшение системы образования с учетом будущего. А это приходится решать в условиях сокращения финансирования образования, ухудшения материального положения (увеличения бедности) семьи, падания морального духа преподавательского состава и ухода лучшей части их из системы из-за низкой заработной платы, ухудшения, материально-технической базы образовательных учреждений, рост числа детей, покидающих школу, что может в будущем создать проблему «потерянного поколения» и т. д.

Исходя из вышеуказанного, каково должно быть стратегическое видение перспективы развития образования в республике. На какие результаты в образовании мы должны ориентироваться? Что требуется для достижения ожидаемых результатов в области образования? Эти и подобные им вопросы являются ключевыми в политике и стратегии в переходный период и на будущее для Таджикистана.

Стратегической целью образования остаётся воспитание таких граждан, которые могут обучаться в течение всей жизни и способны жить в сложной и постоянно изменяющейся среде, которые имеют высокие моральные устои и способны творчески решать проблемы, соответственно действовать в гражданской системе. Для этого необходимо:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- обеспечить более эффективный процесс прохождения учащихся через систему образования и диверсификацию неофициальных каналов получения образования, то есть добиться роста числа выпускников, снижения количества второгодников и бросивших школу, повышения посещаемости. Самое важное особенно в переходный период, расширить возможность получения образования для детей, находящихся в менее благоприятном положении (в том числе в горных регионах), и повысить его качества;

- переход на непрерывную систему образования, корректировка образовательных и профессиональных программ с учетом современных мировых достижений в области образования и науки, техники и экономики, культуры; кардинальный пересмотр и изменение преподавания общественных науках с целью исключения негатива советской системы; внедрение на всех ступенях образования дифференцированного, творческого подхода к обучению в соответствии со способностями и возможностями обучающихся, то есть переход от способа обучения «фактологии» к развитию детей, к расширению возможностей для самовыражения личности; использование высокоэффективных и опробированных

(научно-обоснованных) методик обучения, увеличение числа школ, в которых разрабатываются и используются модели трансформации школ в целом;

- поддержка вспомогательных служб: создание эффективного функционирующего рынка услуг в области образования, расширение возможностей более активного сотрудничества с неправительственными организациями; развитие партнерства на уровне школа, семья - общества в поддержка роста числа структур, содействующих процессу реформ;

- выработка мер, направленных на подготовку высококвалифицированных педагогов, на сокращение числа учителей, покидающих систему; развитие профессиональных и неформальных организаций (ассоциаций, союзов) учителей; коренная реорганизация системы переподготовки и повышения квалификации педкадров; создание системы оценки результатов работы учителей; выработка оптимального соотношения; количество учителей - количество учеников; стимулирование труда учителей (путем повышения зарплаты и в других формах) и повышение их социального статуса.

Литература:

1. Афзалов Х. История педагогики. Душанбе, «Матбуот», 2002. С.-94.

2. Закон Республики Таджикистан «Об образовании», г. Душанбе, 2000. С.-33

3. Иноятова М.А.Образовательные модели как основной фактор устойчивого развития общества. Турсунзаде, 1989. С.-7

4. Концепция национальной школы Республики Таджикистан. Душанбе, «Омузгор» («Учительская газета») 2 августа 2002 года.

5. Концепция национальной школы. «Омузгор» («Учитель газета») 2 августа 2002 года.

6. Конституция Республики Таджикистан. Душанбе, 1994. С.

7. Отчет МО РТ за 2001-2002 уч. год.

8. Отчет МО РТ за 1999-2000 уч. год.

9. Постановление о порядке оказания платных услуг в общеобразовательных и высших учебных заведений. Постановление коллегии №12/9 от 28.09.2001г.

10. Постановление Правительства РТ от 4 июля 1997 года №266 «Об утверждении государственного стандарта общего и среднего образования»

ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ ТАДЖИКИСТАНА

Алимов И.

В статье рассматриваются проблемы реформирования системы образования Таджикистана в первые годы независимости, внедрение на всех ступенях образования дифференцированного, творческого подхода к обучению в соответствии со способностями и возможностями обучающихся и использование высокоэффективных и апробированных методик обучения.

Ключевые слова: образование обучение, воспитания, стандарты образования, методические пособия, учебный план, переподготовка учителей.

PROBLEMS OF REFORMATION OF EDUCATION SYSTEM IN FIRST YEARS OF

TAJIKISTAN INDEPENDENCE

Alimov I.

The article considers the problems of reforming of education system in the Republic of Tajikistan in first years of the independence, putting into practice on all steps of the training in accordance with abilities and possibilities of the pupils and using high effective and tested methods of training.

Key words: education, training, standards of the education, methodic textbooks, education plan, retraining of teachers.

Сведения от авторе: Алимов Искандар - старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Курган-Тюбинского государственного университета имени Насира Хусрава, Тел.: (+992) 907 745898.

Information about the author: Alimov Iskandar, Senior lecturer of Pedagogy and phsychology chair in Kurgantube State University named after Nasir Khusrav, tel. (+992) 907 745898.

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ СУПРУГОВ В ТАДЖИКИСТАНЕ (В ПЕРИОД 1917-1998 гг.)

Химатов Хабибулло Неъматович

Таджикский национальный университет

Со сменой политической власти в России в 1917 году и в последующем в Центральной Азии начинается новый период развития института правового регулирования отношений собственности супругов. До образования среднеазиатских союзных республик занимаемая ими территория составляла входившую в состав РСФСР Туркестанскую автономную республику, где действовали законодательные акты РСФСР, в том числе Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 года, с рядам изменений и дополнений, учитывающих национальные и местные особенности, и этот Кодекс продолжал действовать на территории среднеазиатских союзных республик до принятия ими своих кодексов [9, - с. 19].

Кодекс РСФСР 1918 года [14] проводил принцип раздельности имущества супругов, устанавливая в ст. 105, что «брак не создает общности имущества супругов». Положенный в основу имущественных правоотношений супругов принцип полной раздельности имел целью обеспечение равноправия супругов в семье. Он должен был укрепить самостоятельность женщин, их независимость от мужа в имущественных правоотношениях. Г. М. Свердлов по этому поводу писал: «эта норма была направлена против неравноправия женщины, против буржуазных представлений, утверждавших главенство мужа в режиме имущественных отношений супругов» [12, - с. 75]. Однако в условиях, когда женщины в подавляющем большинстве не имели самостоятельного источника доходов, были заняты только ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей, установленный советским семейным правом режим раздельности имущества супругов отстранил женщин от права на имущество семьи. «Тем более что после революции трудовой заработок становится практически единственным источником доходов любой семьи, так как стало невозможно получать доходы с поместий, капиталов и т.п.» [13, - с. 80]. При таких обстоятельствах жена, несмотря на свои заботы о детях и домашнем хозяйстве, в лучшем случае могла рассчитывать на получение алиментов в виде денежных выплат, которые фактически далеко не всегда удавалось получить [1, - с. 151].

Следует сказать, что правовой режим имущества супругов установлен мусульманским правом императивно - это режим раздельности, поэтому до революции 1917 г. в Центральной Азии правоотношения супругов по поводу имущества были построены исключительно на принципе раздельности имущества. Несмотря на режим раздельности, мусульманское право возлагало на мужа обязанность содержать жену. Система имущественных отношений супругов по законодательству Российской империи также была основана на этих принципах: согласно ст. 109 Свода Законов браком не составляется общего владения в имуществе супругов; каждый из них может иметь и вновь приобретать отдельную свою собственность [10, - с. 188], а в соответствии со ст. 106 Свода Законов право на содержание признавалось только за женой, которую муж обязан был содержать сообразно своему состоянию и возможностям [7, - с. 48]. В

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.