Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
289
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ВЗАИМОПОНИМАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ВЛИЯНИЕ / НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ / ПОЛОВАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сафарова Зарина Раджабовна

В статье рассматривается роль семьи как один из самых важных и влиятельных факторов формирования личности, а также психолого-педагогические особенности формирования личности ребенка в неполной семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сафарова Зарина Раджабовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOEDUCATIONAL FEATURES OF FORMATION OF THE IDENTITY OF THE CHILD IN AN INCOMPLETE FAMILY

The article deals with family role that is one of the most important and influential factors of formation of the personality, and psychoeducational features of formation of the identity of the child in an incomplete family as well as.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ»

критерии оценок. Все это позволяло студентам отходить от шаблонных схем построения устных высказываний и написания изложений и сочинений.

Таким образом, целенаправленное и систематическое формирование у испытуемых, в процессе изучения русского языка продуктивных мыслительных действий, с учетом их соотнесенности со структурными компонентами творческого мышления позволило студентам экспериментальной группы выйти на более высокий уровень овладения иностранным языком.

Литература:

1. Пауль Г. Принципы истории языка. - М.: 1960. -317 с.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -М.: Просвещение, 1970. - 124 с.

3. Топорова В.М. Диалектика абстрактного и конкретного в лексической семантике, -

Воронеж, 1992.- 22 с.

4. Уфимцева А.А. Лексическое значение. - М., 1986.-197 с.

5. Чернейко Л.О. Лингво-философский анализ абстрактного имени. - М., 1997.- 320 с.

АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ

АБСТРАКТНОЙ ЛЕКСИКИ

Авторы в данной статье анализируют и рассматривают формирование основ мыслительной деятельности при изучении абстрактной лексики. Сформированный в вузе, уровень развития мыслительных способностей студента является одним из критериев успешности его социальной адаптации в современном информационном обществе.

Ключевые слова: активизация, изучение, основы, абстрактная лексика, процесс, преподавания русского языка, формирование, семантика, значение, слова.

ACTIVATION OF MENTAL ACTIVITY OF STUDENTS AT STUDY OF ABSTRACT LEXICON

The authors analyses and considers the formation of mental activity basis at study of abstract lexicon in this article. The level of development of student mental abilities formed in high school is one of the success criteria of his/her social adaptation in modern information society.

Keywords: activation, study, bases, abstract lexicon, process, teaching Russian language, shaping, semantics, importance, word.

Сведения об авторах: Шамсудинова Рафоат Саидовна, преподаватель кафедры практического курса русского языка Курган-Тюбинского государственного университета имени Носира Хусрава, e-mail: rafaat.sh@gmail.com

Ашурова Шахло Кулобиевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры практического курса русского языка Курган-Тюбинского государственного университета имени Н. Хусрава, e-mail: kul08-shahlo@mail.tj

About authors: Shamsuddinova Rafoat Saidovna, teacher of the chair of Practical Course of Russian Language, Kurgantube State University named after N. Khusrav

Ashurova Shahlo Kulobievna, PhD of Pedagogical Science, Associate Professor, chair of Practical Course of Russian Language, Kurgantube State University named after N. Khusrav

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ

Сафарова З. Р.

Таджикский национальный университет

В основе современной семьи, как правило, лежит взаимная любовь супругов нравственная, экономическая, правовая и другие виды взаимной ответственности всех членов семьи, взаимопонимание и взаимная помощь.

С одной стороны, семья - довольно замкнутое объединение людей, ревностно защищающее свой внутренний мир, свои тайны и секреты, противостоящие внешним воздействиям. Если семью лишить её внутреннего мира, сделать все, происходящее в ней, открытым для общества, она распадается. С другой стороны, семья - объединение людей, открытое для всего, что происходит в мире. В семью проникают проблемы

общества, и это не разрушает её, а наоборот, способствует её развитию, позволяет удовлетворять личные потребности в общении с другими людьми, обеспечивает чувства безопасности и защищенности. Каждая семья, так или иначе, имеет какие то связи с обществом и общественными явлениями.

Таджикская женщина, несмотря на тяжелейшие условия жизни, усердствовала в выполнении своих священных обязательств - воспитания. Она сумела воспитать сыновей, которыми гордится нынешнее поколение свободного, правового и демократического Таджикистана. Главным образом они воспитывали не полководцев, не завоевателей чужих земель и богатств, они воспитывали хранителей, защитников и распространителей богатого духовно-культурного наследия прошлого.

Устойчивость семьи во многом зависит от того, насколько молодые юноши и девушки духовно и нравственно подготовлены к созданию семьи, насколько развито у них чувство ответственности к вступлению в брак. К сожалению одной из издержек рыночных отношений оказываются материальные расчеты при вступлении в брак, что может нанести серьезный урон духовно - нравственным основам семьи. Большие проблемы создает возрождение многоженства, явление давно минувших времен. Это явление не может привести семью к стабильности, при этом нарушаются нравственно -правовые основы семьи, в таких семьях не может быть искренней любви во взаимоотношениях не только супругов, но и всех членов семьи [1, с. 83].

Необходимо отметить, что любовь имеет тесную связь с нравственностью. Ее высшая нравственная ценность признана почти всеми. При этом глубина, богатство, содержание любви зависят от уровня развития конкретной личности, но еще в большей мере от уровня нравственно-психологического и эмоционально - эстетического развития личности.

С ростом ребенка увеличивается его потребность во внимании обоих родителей. Важно не упустить моменты воспитания определенных качеств в детях по мере возрастания их способностей понимать жизненные ценности.

Украшением любой семьи являются, несомненно, дети. Дети приносят нам радость. Родители возлагают большие надежды на своих детей. Это наши будущие помощники и опора в старости. Станут ли они такими - зависит от того, насколько успешно удастся нам воспитать их, сформировать их как личность.

Семья является одним из самых важных и влиятельных факторов формирования личности ребенка. Поэтому семейные условия воспитания, социальное положение, род занятий, материальное обеспечение и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем, эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности [2, с. 41].

Семья является первой основополагающей социальной средой, где у детей формируется личность и характер, где они усваивают первые уроки жизни, знакомятся с правилами поведения и отношения к окружающим.

Родители обязаны обеспечивать счастливую жизнь своих детей, взращивать их бережно, внимательно следить за их здоровьем. В процессе выполнения воспитательных функций родители должны: воспользоваться наилучшим методом; обращаться к детям вежливо и с любовью; быть с ними искренними; дать детям возможность, чтобы они поняли насколько родители любят их и заботятся о них; щедро расходовать свой капитал на детские нужды; не делать различия между сыновьями и дочерьми, ко всем детям одинаково быть добрым; все дети девочки и мальчики равноправны, они имеют равные права на образование, на воспитание, на материнскую и отцовскую любовь.

Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают влияние на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми. Поэтому так важно, чтобы у каждого ребенка были и отец и мать.

Но если в семье только один родитель? Каковы педагогические последствия воспитательного влияния такой семьи на формирование личности ребенка? Ответы на эти вопросы лежат не на поверхности, как может показаться на первый взгляд. Однако многое в психическом развитии и личностном становлении ребенка зависит не только от наличия одного либо двух родителей. Принципиально важно как складываются

отношения между ребенком и тем родителем, с которым он живет, и в какой форме поддерживаются связи с родителем, который по той или иной причине не может жить вместе с семьей.

Педагоги, психологи и социологи, занимающиеся изучением проблем семейного воспитания, отмечают, что полная семья сама по себе не гарантирует успеха в воспитании ребенка, а лишь создает предпосылки успешного формирования его личности. Тем не менее, воспитание в условиях неполной семьи таит в себе целый ряд трудностей, с которыми рано или поздно придется встретиться каждому одинокому родителю [3, с. 83].

Доказано, что неполная семья образуется, как правило, вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим необходимо выделять следующие разновидности неполных семей: осиротевшие, внебрачные, разведенные и распавшиеся. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием детей, выделяют материнские и отцовские неполные семьи.

В условиях современной действительности Таджикистана неполная семья в большинстве случаев состоит из матери с ребенком или несколькими детьми, то есть является, по сути материнской.

Родительский дом испокон века называется отчим, в этом выражении заложен глубокий смысл, определяющий важную роль отца в воспитании и формировании личности ребенка. Современные исследователи доказали, что отсутствие в семье не просто отца, а, прежде всего мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка. Дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в виде:

1. Нарушений развития интеллектуальной сферы (страдают аналитические и пространственные способности ребенка засчет развития вербальных);

2. Недостаточно четкого осуществления процесса половой идентификации мальчиков и девочек;

3. Затруднений обучения подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;

4. Формирования избыточной, патологической привязанности к матери.

Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении, начиная с раннего детства, встретились оба типа мышления: и мужской, и женский. Отсутствие отца в семье, с чем бы оно ни было связано, отрицательно сказывается на развитии интеллектуальных способностей, как мальчиков, так и девочек.

Наличие мужчины в семье влияет не только на характер умственного развития детей, но и на формирование их интереса к учению. Чем больше мальчик бывает с отцом, тем лучше он учится, и эта зависимость отмечается даже при равных способностях. Подтянутый, активный, нацеленный на успех отец вызывает у сына стремление соответствовать этому образу. В то же время, мнение отца, относительно значимости академических успехов может и отрицательно сказаться на отношении ребенка к учебе [3, с. 301].

Приведенные выше примеры влияния отца на умственное развитие и успеваемость ребенка не говорят о наличии каких-либо жестких механизмов, причинно-следственных связей. Здесь речь идет лишь о наиболее часто встречающихся тенденциях.

Известно, что на развитие интеллекта, в первую очередь, влияют наследственность, социальное окружение и собственный опыт ребенка. История знает немало примеров того, когда дети, выросшие без отца, отличались выдающимися интеллектуальными способностями.

В развитии девочки отец играет также важную роль. Для нее он мужчина номер один, его черты, особенности поведения, нюансы взаимоотношений запоминаются порой на бессознательном уровне и становятся образцом, к которому впоследствии будут притягиваться все типы отношений будущей женщины с мужчинами. Дефицит мужского влияния в ходе взросления девочки существенно затрудняет ее развитие как будущей женщины, осложняет формирование у нее навыков межполового общения, что впоследствии негативно отразиться на личной и семейной жизни.

Отсутствие отца в семье или человека, его заменяющего, сказывается на развитии личности мужского самосознания мальчиков. Лишенные в детстве возможности

достаточного общения с отцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские обязанности и, таким образом, отрицательно влияют на личностное становление своих детей.

Воспитывающиеся без отца мальчики, либо усваивают женский тип поведения, либо у них создается искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположном женскому. В обоих случаях складывается вульгаризованное представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком. Такие мальчики часто менее зрелы и менее целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, безынициативны и неуравновешенны, более робки.

Таковы некоторые психологические особенности формирования личности ребенка, характерные для всех типов неполных семей. В то же время каждая разновидность неполной семьи имеет свои, присущие только ей характерные черты, связанные с влиянием, складывающихся в ней отношений на процесс психического развития и личностного становления ребенка.

Таким образом, подводя краткие итоги, хотелось бы отметить, что роль родителей в деле воспитания многопланова и отражается на формировании личности ребенка уже в раннем детстве. Отсутствие одного из родителей, например отца, приводит к серьезным нарушениям психического развития ребенка, снижению его активности, деформациям личности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а также к различным отклонениям в поведении и состоянии психического здоровья.

Литература:

1. Воспитание и развитие личности ребенка в семье. - М., 2005. - 560 с.

2. Маргинальные семьи: проблемы сегодняшнего дня и катастрофа завтра. - М., 2005. - 360 с.

3. Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности. - М., 2005.

4. Особенности я - концепции младших школьников из неполных семей. - М., 2005.

5. Социально-психологический статус семей воспитанников социального приюта. - М., 2005.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

РЕБЕНКА В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ

В статье рассматривается роль семьи как один из самых важных и влиятельных факторов формирования личности, а также психолого-педагогические особенности формирования личности ребенка в неполной семье.

Ключевые слова: семья, взаимопонимание, воспитание, влияние, неполная семья, половая идентификация, дефицит мужского влияния, здоровье.

PSYCHOEDUCATIONAL FEATURES OF FORMATION OF THE IDENTITY OF THE CHILD

IN AN INCOMPLETE FAMILY

The article deals with family role that is one of the most important and influential factors of formation of the personality, and psychoeducational features of formation of the identity of the child in an incomplete family as well as.

Keywords: family, mutual understanding, education, influence, incomplete family, sexual identification, deficiency of man's influence, health.

Сведения об авторе: Сафарова Зарина Раджабовна, ассистент кафедры психологии Таджикского национального университета, e-mail: zarraj_safarova@gmail.com

About аиШог: Safarova Zarina Radzhabovna, assistant of department of Psychology, Tajik National University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.