ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ КАК ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Хамукова Б.Х.
Адыгейский государственный университет, город Майкоп, доцент кафедры педагогики и педагогических технологий
Шхахутова З.З.
Адыгейский государственный университет, город Майкоп, доцент кафедры педагогики и педагогических технологий
Шарова Е.И.
Адыгейский государственный университет, отдел методического обеспечения и аудита качества образования АГУ
THE PROBLEM OF THE FORMATION OF THE PERSONALITY OF A PRESCHOOLER CHILD IN AN INCOMPLETE FAMILY AS A SUBJECT OF
PEDAGOGICAL RESEARCH
Khamukova B.H.
Adyghe State University, Maykop, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Pedagogical Technologies
Shkhakhutova Z.Z.
Adyghe State University, Maykop, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Pedagogical Technologies
Sharova E.I.
Adyghe State University,
Department of Methodological Support and Audit of Education Quality at ASU, Maykop
АННОТАЦИЯ
Неполные семьи социологами и демографами относятся к «группе риска». Но педагоги и психологи считают, что сама по себе полнота семьи еще не является надежной гарантией счастья и благополучия, она всего лишь обеспечивает создание более оптимальной воспитательной среды. В неполной семье имеют место некоторые трудности в воспитании ребенка, но при серьезном, вдумчивом педагогическом подходе может сформироваться личность, хорошо приспособленная к жизни в обществе, позитивно принимающая его нормы и ценности. Особую актуальность приобретают задачи изучения неполной семьи педагогическими работниками дошкольных образовательных учреждений и оказания такой семье педагогической поддержки в формировании личности ребенка.
ABSTRACT
Incomplete families by sociologists and demographers belong to the "risk group". But educators and psychologists believe that by itself the fullness of the family is not yet a reliable guarantee of happiness and well-being, it only ensures the creation of a more optimal educational environment. In an incomplete family, there are some difficulties in raising a child, but with a serious, thoughtful pedagogical approach, a personality can be formed that is well adapted to life in society, positively accepting its norms and values. Of particular relevance are the tasks of studying an incomplete family of pedagogical workers of pre-school educational institutions and providing such a family with pedagogical support in shaping the child's personality.
Ключевый слова: неполная семья, воспитательная среда, педагогическая поддержка, дети дошкольного возраста.
Keywords: single-parent family, educational environment, pedagogical support, children of preschool age.
В новых условиях обновления социально-экономического уклада жизни общества семейные институты претерпевают изменения. Появляются новые проблемы, одна из которых связана с положением неполной семьи. На фоне общего кризиса семьи в России ежегодно регистрируется примерно полтора миллиона расторгнутых браков, в результате чего сотни тысяч детей остается с одним из родителей. В последние годы резко возросла тенденция увеличения числа детей дошкольного возраста, воспитывающихся в неполных семьях, в которых чаще всего воспитателем является мать. Также довольно остро стоит проблема и внебрачных детей,
которая не только всерьез не изучалась, но и долго замалчивалась.
Вопрос этот актуален, поскольку вследствие большого числа разводов и внебрачных детей неполная семья выступает как статистическая норма. По данным комитета по труду и социальной защите населения Российской Федерации каждая пятая семья, имеющая несовершеннолетних детей, относится к категории неполной. Так, например, если в 2010 году доля детей, которые родились у женщин, не состоящих в браке, составляла 19%, то в 2017 году она превысила 32%. По статистике в России неполной является каждая третья семья, и ежегодно
распадается около 500 тысяч браков, что также приводит к образованию неполных семей. По данным комитета социальной защиты населения администрации города Анапы из общего количества семей около 36% - неполные. Очевидно, что воспитание ребенка в условия неполной семьи имеет явную специфику и по многим параметрам отличается от жизни ребенка в полной семье.
Следует отметить, что проблема личностного развития ребенка-дошкольника мало изучена и исследована. В отечественной педагогической науке имеются лишь отдельные статьи. В периодической печати психолого-педагогической направленности за последние десять лет встречаются нечастые публикации. Так, возникновение неврозов у детей, воспитывающихся в неполной семьи изучали М.И. Буянов, А.И.Захаров, А.С. Спиваковская и другие. Влияние гиперопеки одинокой матери на ребенка рассматривали М.И. Буянов, Ф.С. Махов и другие. Влияние на детей развода родителей изучали Е.Г. Григорьева, Г.А. Махортова, Р.С. Немов и другие. Вместе с тем, в зарубежной науке данная проблема освещена более полно. Это работы чешских ученых 3. Маровой, 3. Матейчек, С. Радмановой «Воспитание детей в неполной семье», Карла Е. Пикхарта «Руководство для одиноких родителей», Г. Фи-гдора «Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой», а также статьи В. Сатир, М. Земской и многих других.
Неполные семьи социологами и демографами относятся к «группе риска». Но педагоги и психологи считают, что сама по себе полнота семьи еще не является надежной гарантией счастья и благополучия, она всего лишь обеспечивает создание более оптимальной воспитательной среды. В неполной семье имеют место некоторые трудности в воспитании ребенка, но при серьезном, вдумчивом педагогическом подходе может сформироваться личность, хорошо приспособленная к жизни в обществе, позитивно принимающая его нормы и ценности. Таким образом, особую актуальность приобретают задачи изучения неполной семьи педагогическими работниками дошкольных образовательных учреждений и оказания такой семье педагогической поддержки в формировании личности ребенка.
Проблема формирования личности ребенка-дошкольника в неполной семье в последние годы все чаще становится предметом педагогических исследований. Прежде чем перейти к анализу современных исследований, раскроем содержание взглядов Ю.П. Азарова на решение данной проблемы, который придавал особое значение семье как воспитательному коллективу. Им были конкретизированы понятия «полная семья» и «неполная семья». Ю.П. Азаров утверждал, что от того, «полная» или «неполная» семья, зависит и стиль воспитания.
По мнению Ф.С. Махова, мать сегодня выполняет функции главного воспитателя в семье. Следовательно, именно от нее зависит, каким вырастет ребенок: честным, добрым человеком или приспособленцем и эгоистом; добросовестным и умелым
или лентяем; хорошим профессионалом или искателем легкой, беззаботной жизни. Ф.С. Махов рассматривает следующие издержки материнского воспитания в неполной семье по отношению к сыну и к дочери. Это гиперопека, любовный деспотизм, взаимное непонимание, отчуждение, диктат, мелочный контроль [4, с.46].
А.И. Захаров в своих исследованиях отмечает, что состав неполной семьи по статистике чаще представлен матерью и сыном, а не матерью и дочерью. И несмотря на то, что отца в этой семье уже нет, конфликт между матерью и сыном может разгораться с еще большей силой. Матери в условиях неполной семьи поведение своих детей в конфликтных ситуациях значительно чаще, чем в полной, характеризуют как упрямое и непослушное. Этот факт можно объяснить тем, что матери проявляют чрезмерную категоричность к чертам характера сыновей, видя в них повторяющиеся отцовские черты [2, с.119-120].
Детский психиатр М.И. Буянов, считает, что учащающийся распад семьи, увеличение внебрачных связей приводят к уменьшению числа детей в семьях. Он рассматривает внебрачную семью на стыке психологии, педагогики и детской психиатрии. При этом с уверенностью отмечает, что дети, которые воспитываются в внебрачных семьях, более чувствительны, закомплексованы, нервозны, ранимы, нежели дети из условий полных семей [1].
А.С. Спиваковская, вслед за А.И. Захаровым и М.И. Буяновым, также считает неполную семью немаловажным фактором, влияющим на развитие у детей нервозов. По этому поводу она отмечает: «В формально разбитых семьях отсутствие одного родителя деформирует всю эмоциональную структуру семейных отношений. Это приводит к своеобразной потере чувства безопасности, к страху быть оставленным. Кроме того, происходит как бы ломка первой общественной модели мира. Остается один человек, который вынужден исполнять роли за двоих» [7, с. 36-37].
Врачи-психиатры В.Н. Соколова и Т.Я. Юзе-фович, говоря о неполной семье, отмечают, что в неполных семьях, в которых чаще всего нет отца, мальчики гораздо сложнее воспринимают роль мужчины. Но и девочкам в такой семье не легче, так как они лишаются возможности усваивать социальную модель взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Естественно предположить, что детям из этих семей труднее создать устойчивые семьи. Положение детей в неполных семьях заметно облегчается в том случае, когда они устанавливают дружеские отношения с детьми из полных и гармоничных семей. В этом случае полная семья принимается за эталон, которому дети стремятся следовать [6 с. 19-20].
Социологи и демографы относят неполные семьи к группе «риска» по той причине, что именно в таких семьях наиболее часто происходит разрыв семейных связей у ребенка. Для ребенка неполная семья все в меньшей степени остается своеобразным буфером между ним и обществом, буфером, позволяющим сделать процесс социализации плавным,
менее болезненным. Эта семья перестает быть для ребенка психологическим убежищем от общественных и социальных потрясений.
Разрыв семейных связей и, следовательно, распад семьи - это, как правило, результат крайне низкого уровня общей культуры общества и, в первую очередь, родителей. По данным юридических исследований прослеживается прочная связь между неполной семьей и противоправным поведением подростков: 43-50 % правонарушителей воспитывались в такой семье. К категории неблагоприятных в личностном развитии ребенка относят неполную семью также М.И. Буянов и Ф.С. Махов. Они отмечают, что ребенок из неблагополучной семьи чаще всего обнаруживает себя по внешнему виду, одежде, манере общаться, неуравновешенности психики, выражающейся в неадекватной реакции, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду учения.
Латышский психолог И.Э. Плотниекс, говоря о структуре семьи, отмечает, что семьи бывают очень разные. Больше всего семей из трех человек, где родители пекутся об одном единственном чаде. А есть и неполные семьи, чаще всего лишенные строгой и надежной отцовской руки. Но сама модель семьи, по его мнению, еще ничего не определяет. Трудно, даже невозможно что-либо прогнозировать, не зная психологическую характеристику микроклимата семьи, сложившиеся в ней взаимоотношения, ценностные ориентации, культурные запросы, традиции [5, с. З-4].
По мнению В.П. Меньшутина, развод и распад семьи травмирует психику ребенка. Из-за родительского развода нередко возникают нарушения во взаимоотношениях между матерью и ребенком. Успеваемость этих детей в школе довольно часто ниже, чем у детей, воспитывающихся в полной семье.
В своей монографии Карл Пикхарт рассматривает проблемы неполной семьи с точки зрения социальной реальности. Он констатирует, что в социуме имеет место экономическое и эмоциональное давление на такие семьи, но, вместе с тем, многие одинокие родители самоотверженно отдают себя делу обеспечения благополучия своих детей. Как отмечает Карл Пикхард, основная проблема неполной семьи состоит в том, что детям трудно сформировать целостное представление о гармоничных взаимоотношениях между мужчиной и женщиной. Чаще всего оставшийся родитель формирует у детей негативные представления об отсутствующем родителе. В большей степени это проявляется в том случае, когда распад семьи был связан с разводом, с причинением сильного психического потрясения.
Мать, оставшаяся с детьми без мужа, должна приложить много усилий, чтобы у ребенка не сформировалась установка, что у всех мужчин есть пороки. Мальчику, усваивающему эту установку, трудно будет поверить, что быть мужчиной - хорошо. Довольно часто бывает, что мать невольно взваливает на старшего сына все домашние мужские дела, присваивает ему роль мужа, лишая его
тем самым естественной для него сыновней позиции [4, с.52].
Как отмечалось ранее, дети в условиях неполной семьи не могут усваивать отношения между мужчинами и женщинами и не формируют целостной модели подобных отношений. Однако эта проблема может быть разрешима: мать может помочь детям наладить добрые и доверительные отношения с теми взрослыми мужчинами, которых она хорошо знает и доверяет им.
Польский психолог М. Земская отмечает, что эффективность воспитательной функции, направленной на детей, значительно возрастает, когда её выполняет супружеская пара - отец и мать. Отсюда следует, что стабильность семейного пространства - один из важных факторов обеспечения психического здоровья и эмоционального благополучия ребенка. В обратном случае, распад семьи, причиной которого является развод и, как следствие, раздельное проживание другого родителя, зачастую создает у ребенка ситуацию глубокого потрясения и оставляет у него обиду.
Когда распадается семья, то могут возникнуть два типа ситуаций, каждая из которых представляет собой психотравмирующий фактор и вызывает у детей различного рода психические комплексы. Одна из ситуаций - когда супружеский конфликт, предшествующий разводу, ребенок воспринимает как некую угрозу своему жизненному существованию. Причем, самым опасным для ребенка может быть факт погружения в интриги и конфликты между родителями. Другая психотравмирующая ситуация заключается в последующем воспитании ребенка в условиях неполной семьи с одним из родителей. Этот факт значительно затрудняет личностное развитие ребенка, так как вынужденная разлука с родителем, покинувшим семью, зачастую приводит к возникновению у ребенка чувства тревоги и страха, к утрате уверенности в безопасности, к появлению депрессии и ряда других симптомов развивающегося невроза. Однако ребенок, оказавшийся в дальнейшем в семейных условиях, наполненных гармонией и доброжелательностью, может успокоиться и опять обрести психологическую уравновешенность [4].
Чешский детский психолог З. Матейчек наиболее глубоко занимался проблемой неполной семьи. По его мнению, статусное положение ребенка, воспитывающегося в условиях неполной семьи, по-своему исключительно своеобразно, а иногда и опасно. Он отмечал, что ребенку, воспитывающемуся в условиях неполной семьи, иногда остро угрожает сложность формирования половой идентификации, односторонность воспитания. Зная об этих трудностях, мать может их минимизировать. Здесь почти все зависит от ее личности, от того, какую психологическую и социальную помощь она получает от окружающих, будь то более широкий круг родственников, знакомых или социальная служба и другие общественные институты.
Австрийский психоаналитик, доктор Г.Фигдор в своей книге «Дети разведенных родителей: между
травмой и надеждой» раскрывает истинное содержание переживаний детьми, вызванных разводом родителей. Прежде всего, такой ребенок испытывает состояние печали, гнева, чувства вины, страха. Важно понять, что дети по своей природе не готовы к осмыслению того, что их отношения к каждому из родителей могут быть зависимы от каких-то еще обстоятельств кроме их обоюдной любви. Любой брачный развод влечет за собой безвозвратность прежних отношений и необратимость жизненных обстоятельств. Это роднит его со смертью одного из родителей. А для детей дошкольного возраста факт развода воспринимается как «умереть», то есть, «уйти навсегда». От того, как дети переживают развод, во многом зависит их дальнейшее психическое здоровье и личностное развитие.
Психолог Г. Махортова дает следующее определение состояния ребенка после родительского развода: «Не следует говорить с ребенком о том, что после развода жизнь для всех членов семьи станет значительно лучше. Ребенок так или иначе все равно будет тяжело переживать по поводу развода родителей. В данной ситуации необходимо уважать права ребенка на скорбь и переживание».
По мнению А.Беленькой, большинство детей из распавшейся семьи в глубине души мечтают о том, чтобы она все же восстановилась. Если же это невозможно, то отец и мать должны предпринять все меры для того, чтобы мирно взаимодействовать во благо ребенка.
Таким образом, анализ педагогических трудов по проблеме исследования показал следующее. Ученые (А.И.Захаров, Г.Фигдор, М.Земская, Е. Григорьева, Г.Махортова и др.) особое значение придают разводу родителей как фактору, оказывающему негативное влияние на личностное развитие детей. Ряд ученых (Ф.С. Махов, М.И. Буянов, В. Сатир, З. Матейчек и др.) отмечают, что более всего на психику ребенка влияют издержки воспитательного воздействия матери (гиперопека, мелочный контроль, диктат, любовный деспотизм). Педагоги и психологи A.M. Бардиан, 3. Матейчек, И.Э. Плот-ниекс и др. придерживаются мнения, что мать при вдумчивом и ответственном подходе к воспитанию детей имеет потенциальные возможности обеспечивать процесс полноценного личностного развития ребенка в условиях неполной семьи. В современных социально-экономических условиях семья рассматривается как главный институт социализации, наиболее полно функционирующий в условиях гармоничного сочетания семейного и общественного воспитания для полноценного развития личности ребенка.
Эффективность воспитательной функции семьи, направленной на детей, значительно возрастает, когда её выполняет супружеская пара - отец и
мать. Отсюда следует, что стабильность семейного пространства - один из важных факторов обеспечения психического здоровья и эмоционального благополучия ребенка.
Анализ педагогических трудов по проблеме исследования показал следующее:
- ряд ученых (А.И.Захаров, Г.Фигдор, М.Земская, Е. Григорьева, Г.Махортова и др.) особое значение придают разводу родителей как фактору, оказывающему негативное влияние на личностное развитие детей;
- в исследованиях Ф.С. Махова, М.И. Буянова, В. Сатир, З. Матейчек отмечается, что более всего на психику ребенка влияют издержки воспитательного воздействия матери (гиперопека, мелочный контроль, диктат, любовный деспотизм);
- педагоги и психологи A.M. Бардиан, 3. Матейчек, И.Э. Плотниекс и др. придерживаются мнения, что мать при вдумчивом и ответственном подходе к воспитанию детей имеет потенциальные возможности обеспечивать процесс полноценного личностного развития ребенка в условиях неполной семьи.
Результатом теоретического исследования явились следующие ключевые положения:
- отсутствие в семье кого-либо из родителей может создавать сложные условия для формирования личности ребенка;
- главная проблема неполной семьи заключается в характере воспитывающего родителя, его культурном уровне, отношении его к жизни в целом и своей семейной ситуации, а также в прогнозировании личностного развития ребенка.
Литература
1. Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: записи детского психиатра / М.И. Буянов. -М.: Просвещение. - 2008. - 207с.
2. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка /А.И. Захаров. - М.: - Просвещение. - 2016.-127с.
3. Земская, М. Семья и личность / М. Земская. - М.: Прогресс. - 2016.-136с.
4. Махов, Ф.С. Кого мы растим: Беседы о материнском и отцовском воспитании /Ф.С. Махов. -М. - 2009.-144с.
5. Плотниекс, И. Психология в семье / И. Плотниекс. -М.: Педагогика. -2015. -190с.
6. Соколова, В.П. Отцы и дети в меняющемся мире / В.П. Соколова, Г.Я. Юзефович. - М.: Просвещение. - 2015. - 223с.
7. Спиваковская, А.С. Профилактика детских неврозов: Комплексная психологическая коррекция /А.С. Спиваковская. - М.: Издательство МГУ. -2014. - 200с.