Научная статья на тему 'ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО ПРОБЛЕМЫ'

ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ / ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ / МЫШЛЕНИЕ / ИННОВАЦИЯ / СОЗНАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ / КАЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Атакуллаев Усмон Исмайлович

В статье охарактеризовано состояние современного гуманитарного образования, названы и проанализированы главные проблемы, связанные с гуманитарным образованием. Немаловажен профессионализм гуманитариев, который в должной мере не оценивается в практике гуманитарного образования и воспитания. Особенностью гуманитарного образования является его более, чем тесная связь с воспитанием. Кроме тех проблем, которые возникают в ходе реорганизации системы и структуры гуманитарного образования, существуют и такие, которые связаны с характером и качеством гуманитарных наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIBERAL EDUCATION AND ITS PROBLEMS

The article deals with the current state of Humanities, as well as here named and analyzed main problems associated with humanitarian education. Important professionalism in the Humanities is not estimated in the practice of humanitarian education and training. Feature of liberal education is more than a close relationship with education. In addition to the problems that arise in the course of reorganization systems and structures of liberal education, and there are also some problems associated with the nature and quality of the liberal education.

Текст научной работы на тему «ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО ПРОБЛЕМЫ»

Адабиёт:

1. Бернал Дж. Наука и общество: Сб. статей и выступлений. - М.: Изд-во Иностр. лит., 1953.

2. Гарфилд Ю. Можно ли выявлять и оценивать научные достижения и научную продуктивность? // Вестник АН СССР. - 1982 - № 7. - С. 42-50.

3. Налимов В. В., Мульченко З. М. Наукометрия. Изучение развития науки как информационного процесса. - М.: Наука, 1969.

4. Рачабов М. Илмсанчии педагогй дар ростои пажух,ишх,ои навин // Паёми Академияи тахсилоти Точикистон. - 2013. - № 2 (13). - С. 109 -113.

5. Рачабов М. Омузиши акидахои педагогии Садриддин Айнй дар солхои 50-70-уми садаи ХХ: тахкикоти илмсанчй // Паёми Донишгохи омузгорй. - 2013. - № 1 (50). - С. 214 -219.

6. Рачабов М. Пажухдшгохд рушди маорифи Академияи тах,силоти Точикистон: тадкикоти наукометрй дар пояи усусли хдсоби интишорй // Паёми Донишгохд омузгорй. - 2012. -№ 5 (48). - С. 206- 209.

7. Хайтун С. Д. Наукометрия. Состояние и перспективы. - М.: Наука, 1983.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКОМЕТРИИ В

ТАДЖИКИСТАНЕ

В статье автор указывает, что только педагогическая наукометрия может дать ответ на теоретические и практические вопросы, которые стоят перед педагогической наукой. Так как историческая необходимость требует всестороннего исследования и оценивания педагогики с позиции педагогической наукометрии.

Ключевые слова: педагогическая наукометрия, актуальность, педагогика, исследование, продуктивность, наука, наукометрическое исследование.

AN ACTUAL PROBLEMS OF THE PEDAGOGICAL SCIENTOMETRICS STUDIES IN

TAJIKISKISTAN

The author of the article indicates that only pedagogic scientometrics is able to answer ontheoretical and pratical issues which includes pedagogical science. As the historical necessity demands thoroughly research and evaluates pedagogy, especially from the point of view of pedagogic scientometrics.

Keywords: pedagogic measure- scientific, actuality, pedagogy, productiveness, science, measure-scientific research.

Сведения об авторе: Раджабов Махмадулло Гурезович, кандидат педагогических наук, доцент, зам. директора Института развития образования Академии образования Таджикистана, e-mail: rmg-2013@mail.ru

About аuthor: Rajabov Makhmadullo Gurezovich, PhD of pedagogical sciences, Associate Professor, the deputy director of the Institute of Development of Education of the Academy of Education of Tajikistan

ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО ПРОБЛЕМЫ

Атакуллаев У. И.

Таджикский национальный университет

Гуманитарное образование - это овладение знаниями о человеке и обществе, без которых невозможно нормальное и продуктивное существование людей и человечества в целом. Все еще приходится констатировать, что знаний гуманитарных несопоставимо меньше, чем знаний о природе в широком смысле этого слова.

Любые знания необходимы для успешных, продуктивных действий, но в применении к людям и обществу, знания нужны для нормальной, человеческой жизни, которая является не просто совокупностью всего, что совершает человек с момента своего появления на свет до смерти, но и его желаний, мыслей, чувств, представлений, намерений. А от того, каковы эти мысли, чувства, намерения, зависит качество жизни не в меньшей степени, чем от ее физических и экономических показателей. Жизнь при этом не просто данность, проживаемая каждым, но достаточно трудное предприятие, которое требует усилий, нуждается в совершенствовании, поскольку человек стремится

прожить хорошую, правильную, достойную жизнь. Именно поэтому вполне правомерно - вслед за Э. Фроммом, считать жизнь искусством и исходить из необходимости учить искусству жизни людей. Справиться с этой задачей - обучение искусству жить - могут только гуманитарные науки.

Особенностью гуманитарного образования является его более, чем тесная связь с воспитанием. Образование предполагает овладение соответствующими программами и стандартами объемов знаний. Воспитание нацелено на формирование личности определенного типа, качества.

Можно говорить, что образование касается количественного аспекта - увеличения объема знаний, навыков, умений, а воспитание - качественное преобразование, несомненно, связанное с образованием, но направленное на привитие новых качественных характеристик, а не на развитие уже наличествующих. Образование развивает ум, интеллект, а воспитание привносит то, чего в человеке изначально нет: нравственные качества, эстетические вкусы и т. п. Каждое общество добивается того, чтобы люди, его составляющие, отвечали некоему образцу, достаточно обозначенному и являющему собой некий усредненный типаж. Любое общество - система, и люди -элементы этой системы. Функции системы, ее развития, наконец, просто сохранение зависят от слаженного взаимодействия элементов и от их функциональных способностей, заданных системой. В системе важно функционирование элемента, а не его качества. Система оформляет элементы, и в ней задаются ориентации, зависящие от характера и типа системы. Э. Фромм выделил два типа ориентаций, которые назвал продуктивными и непродуктивными. Непродуктивные - рецептивная, эксплуататорская, накопительская, рыночная. Особого внимания заслуживает рыночная ориентация, поскольку она развилась и обозначилась, именно в современном мире и стала доминирующей. При рыночной ориентации человек со всеми его силами и способностями - товар, и он идентифицирует себя по принципу - я таков, каким вы хотите меня видеть и купить.

Хотя человек поставлен в рыночные отношения, и потому вынужден стать товаром, вряд ли его человеческая сущность, его человеческое естество примирится с таким предназначением. Исторически и генетически человек существовал вне рыночных отношений, в нем сложились такие сущностные качества, которые рынком не только не исчерпываются, но противостоят рынку, в систему рыночных отношений не вписываются.

"Личность с рыночной ориентацией должна быть свободна и еще раз свободна от всяких индивидуальных особенностей" - отмечал Э. Фромм [6, с. 95]. То, что человек продает на рынке личностей - это его способность играть свою роль, а не быть самим собой.

Рыночная ориентация приводит к деперсонализации, ощущению бессмысленности жизни, росту неудовлетворенности, что, с одной стороны, опустошает человека, а с другой - порождает поиск новых, более адекватных способов жизни. Смысл всякой жизни - это ее утверждение и сохранение, а особенность человеческой жизни состоит в стремлении раскрыть силы и возможности человека в соответствии с законами его природы. "Долг быть живым, - пишет Э. Фромм, - означает то же самое, что долг стать самим собой, развить свои возможности до зрелого состояния, сформировать свою личность" [6, с. 32].

Есть и другой взгляд на человека: "предоставленные самим себе люди в большей степени суть прирожденные лодыри и халтурщики, чем добросовестные трудолюбы" -полагает А. А. Зиновьев [3, с. 106].

"Суть поступков человека всегда одна - осознанный эгоистический интерес. И от этого избавить людей невозможно" [3, с. 108].

"Сторонники гуманистической этики были убеждены, что одной из характерных особенностей человека является то, что он может реализовать себя и найти свое счастье только в связи с другими людьми, в солидарности с ними, - замечает Э. Фромм. - При этом любовь к ближнему - врожденное качество человека, которое он способен излучать" [6, с. 25]. С точки зрения М. Веллера, суть человеческого фактора в стремлении к максимальным ощущениям и максимальным действиям.

Человек живет для чего угодно, но только не для себя, резюмирует Э. Фромм [6, с. 32]. А сейчас мало того, что утрачено понимание жизни как искусства, так широко бытует мнение, что никакого особого умения не нужно для построения своей жизни,

потому что уметь жить - это значит суметь устроиться получше. Среди всех интересов возобладал экономический; подлинные человеческие интересы преданы забвению.

А в чем, собственно заключаются эти подлинные интересы? Один из них -сохранение и поддержание чувства собственного достоинства, моральной целостности, духовности.

Ф. Фукуяма полагает, что "чувство собственного достоинства и собственной ценности... связано с убеждением человека, что он в некотором смысле действует по моральным убеждениям и способен на реальный выбор." и что "такое самовосприятие является врожденным или характеристическим для всех людей" [7, с. 263].

Наиболее заметным и потому повсеместно отмеченным свойством современного образования является его упрощенность, стандартизированность, шаблонность, что в значительной мере проистекает из стремления стандартизировать технику, образ жизни, культуру.

Если техническое и естественно-научное образование допускает унификацию, то в отношении гуманитарного такая тенденция вряд ли допустима.

"Существующая система образования направлена на развитие смышленности, сообразительности, рассудка, а не разума", - говорит Э. Фромм. [6, с. 92]. Если целью образования является подготовка смышленых исполнителей, то существование такого образования оправданно.

Но, с другой стороны, необходимо учитывать особенности современной эпохи, чтобы четко и правильно формулировать цели образования. Современная жизнь - это эпоха высоких технологий, стремительно набирающих скорость своего развития. Биотехнологии, нанотехнологии дадут и уже дают возможность улучшить жизнь, но они чреваты и страшными последствиями. С помощью биотехнологий можно не только накормить все увеличивающееся человечество, но попутно спровоцировать болезни и необратимые изменения человеческого организма.

Возникает естественный вопрос: а имеет ли право некоторая незначительная часть человечества распоряжаться генетическим пулом, и если уж она, эта часть берет на себя такие полномочия, то не следует ли получить на это одобрение того же человечества? Но чтобы такой вопрос был решен в интересах человечества, необходимо наличие у людей разумности и нравственности.

Атмосферу жизни современного общества определяют, говоря словами Дж. Нейсбита "мощь научного любопытства, технологические амбиции и экономическая доходность", которые образуют очень грозную силу [4, с. 172].

Стремительный бег научных открытий, новых технологий необратим, его можно только замедлить "поддержанием достоинства всех людей, воспитанием почтения и уважения по отношению ко всем типам людей" [4, с. 173].

Другое необходимое действие - это контроль со стороны людей, созданных ими самими технологии, но "чтобы делать это, надо пользоваться головой, а не генами" [4, с. 173]. Необходимо учиться жить в эпоху господства новых технологий. Существующая система образования не справится с этой задачей - учить жить.

Образование, ориентированное только на получение знаний, овладение наукой в большом объеме не оставляет времени на размышление. Э. Фромм отмечает, что с одной стороны, происходит небывалый подъем энтузиазма в получении образования, а с другой - пренебрежительное отношение к мышлению.

"Тишина, питает размышление, рефлексия развивает мудрость, умение слушать, делает человека человечным. Там, где нет тишины, нет места размышлениям", -полагает Дж. Нейсбит [4, с. 34].

В стремительном потоке информации, инноваций, новоприобретений "мы рискуем получить целое поколение импульсивных, реагирующих только на непосредственные стимулы и неспособных рассуждать людей, у которых в зрелом возрасте возникнут трудности с общественной нравственностью и общепринятой моралью", предостерегал в 90-е годы ХХ века Дж. Нейсбит [4, с. 19].

Наука может сказать нам то, что возможно, но она не может сказать, что желательно, а желательно быть человеком. Человеческая способность любить не менее важна, чем способность к познанию. "Переоценка добродетели знания - это то, от чего надо защититься [4, с 196].

К сожалению, приходится признать, что в сегодняшней жизни все больше внимания уделяется физическому, телесному аспекту жизни - физическому здоровью,

удлинению срока земной жизни, что происходит за счет принижения моральных, этических и духовных ценностей, отодвигания их на периферию жизненного пространства. Улучшение здоровья не может и не должно быть, само по себе, целью. Важно то, для чего нам здоровье и как мы пользуемся своим здоровьем. Гуманитарное образование призвано формировать ценности и выстраивать их приоритетную градацию.

В массиве ценностей, ориентирующих человеческую жизнь и, придающих ей смысл, особого внимания заслуживают ценности надличностного характера. Ценности надличностные подключают человека к системе: народу, группе, а также к духовным видам деятельности - науке, искусству, религии.

Именно в системе человек развивает большую энергию, больше делает. Если надличностные ценности ослабляются, мельчают, то это ведет к снижению энергетичности этноса. Отсутствие же надличностных ценностей умаляет человека, ведет к обесчеловечиванию. Современная история демонстрирует массу примеров именно такого положения дел. Не только в отдельно взятых странах, но и в целом в постиндустриальной цивилизации не просматриваются системные задачи, соответствующие мощности системы. В развитых странах и постиндустриальной цивилизации наращена такая мощь, что она превысила уровень целей и потребностей системы [М. Веллер].

В малоразвитых системах (государствах) слабая мощь тормозит процесс формирования системой задачи. Дело формирования и постановки системных задач -это дело идеологии. Идеология, в первую очередь - разработка и обоснование главной идеи - системной задачи общества.

Для идеологии должна существовать база, которая предполагает "внятную политическую и экономическую концепцию, внятную перспективу" [1, с. 341], что совершенно не просматривается в современную эпоху.

Как же отвечает, на очевидные и убедительные вызовы времени современное общество со складывающейся в нем системой образования? Формализацией и стандартизацией образования, уменьшением места и умалением роли гуманитарного образования. Вряд ли следует дублировать столь малопривлекательную программу, даже если она сулит определенные сиюминутные выгоды. Впрочем, нам, людям, весьма свойственно хвататься за все то, что дает результат в течение ближайшего времени и пренебрегать тяжелыми последствиями скороспелых решений, даже если они прогнозируемы.

Кроме тех проблем, которые возникают в ходе реорганизации системы и структуры гуманитарного образования, существуют и такие, которые связаны с характером и качеством гуманитарных наук.

Во-первых, современному гуманитарному знанию присуще стремление к тотальной фальсификации истории и современной ситуации на планете.

Во-вторых, "ХХ век блещет отсутствием положительных воззрений, главное внимание уделяется критическому анализу человека и общества, в котором только подразумевается позитивное понимание того, каким должен быть человек... Отсутствие позитивного взгляда на человека и общество привело к парализации человеческой веры в себя и свое будущее" [6, с. 101].

В-третьих, в современной гуманитаристике признание роли человеческого фактора в формировании и развитии социальных систем является табу и расценивается как расизм. Смысл этого табу очевиден. Западная идеология стремится убедить всех, будто социальный строй западных стран является наилучшим и годным для всех [3, а 101].

В-четвертых, гуманитарные науки - не вполне науки с точки зрения современных критериев научности. Таких критериев три: безупречная логичность, объективность (наблюдение и изучение реальных объектов, а не их моделей) и беспристрастность. В какой мере отвечают этим критериям социальные, гуманитарные науки? Что касается логики, то как утверждает А. А. Зиновьев "объем говоримых и печатаемых текстов на социальные темы возрос сравнительно с прошлым (Х1Х-веком) в тысячи раз, а степень их логической культуры сократилась почти до нуля [3, с. 29].

В отношении объективности следует согласиться с тем же Зиновьевым, что анализу подвергаются идеализированные, абстрактные объекты - модели обществ и человека, которых в действительности нет и не существовало. Главная трудность

гуманитарных исследований состоит не в том, чтобы делать какие-то сенсационные открытия, как в естествознании, а в том, "чтобы увидеть значимость общеизвестных и привычных явлений, осмыслить их и обнаружить именно в них закономерности грандиозных исторических процессов и огромных человеческих объединений" [3, с. 31].

Идеологи изобретают определенного рода языковые (интеллектуальные) схемы для усвоения и "переваривания" нужных идей. Через эти продукты идеологии люди смотрят на явления бытия. Эти идеологические продукты - априорный интеллектуальный аппарат восприятия окружающего мира и интеллектуальной ориентации в нем. Причем, идеологические продукты ранжированы для разных потребителей: одни - попроще, для всех (например, религиозные схемы), другие - для избранных (философские концепции).

Особенностью этих идеологических продуктов является то, что они позиционируются не только как средства, но и как конечные и высшие результаты познания. Идеологическое мышление стало всеобщим, овладев сознанием не только широких масс, но и правящей и интеллектуальной элиты. Идеологии рождаются великими, но в процессе развития, когда к их функционированию привлечены посредственности - мельчают и вырождаются. Их нельзя эксплуатировать бесконечно, нужно уловить момент их недееспособности.

Гуманитарные науки призваны исполнять идеологические функции как в силу того, что они направлены на человека и общество, так и в силу отведенной им в общественной системе роли. Постигая человека и общество, они, эти знания обращают на сознательное изменение их. А поскольку общественные системы различны, различны их цели и стремления, то в каждом обществе выстраивается и внедряется определенная и соответствующая этому обществу идеосфера.

Идеологическая функция гуманитарного знания во многом определяет мифологизированность гуманитарных наук. Достаточно назвать лишь некоторые из получивших весьма широкое распространение и глубоко вошедших в общественное сознание мифов:

- миф об обществе всеобщего благоденствия (неравенство в обладании благами -это изначальный закон человеческого бытия);

- миф об обществе без зла и тиранов (человечество никогда не избавится от них ни при каких обстоятельствах);

- миф о возможности мира и спокойствия в жизни общества (социальная борьба есть условие существования и прогресса);

- миф о возрожденном чувстве собственности (частная собственность есть феномен исторический; у большинства народов она не развилась совсем или в полной мере);

- миф о свободе в области мышления и чувствования (контроль над мыслями и чувствами не менее важен, чем контроль над поведением; это не результат злого умысла, а необходимое условие самоорганизации и самосохранения социума; он превращается во зло, когда превышает меру).

Весьма существенной является проблема языка гуманитарного знания. Обращенное на человека и адресованное человеку, оно должно быть выражено человеческим, т. е. понятным языком, а не рядиться в заумные и недоступные для непосвященных, фразеологизмы, создающие иллюзию высокой учености, а на деле служащие идеологическому кампанию современных шаманов от обществознания и человекознания, завораживающему и, одновременно, одурачивающему доверчивую аудиторию.

Немаловажен профессионализм гуманитариев, который в должной мере не оценивается в практике гуманитарного образования и воспитания. Общеизвестность фактов и явлений, касающихся общества и человека, не является показателем и основанием их общепонятности. А именно, это обстоятельство не учитывается в гуманитарной сфере науки, что привело и продолжает приводить к буквальному засорению ее полуобразованными, а еще хуже и вовсе необразованными дилетантами, имитирующими осведомленность, но не поднимающимися выше обывательского способа мышления, который в любой другой области научного знания абсолютно неуместен. Гуманитарные науки в определенном смысле исчерпали свой ресурс. Многие прежде мощные теории устарели или выродились в идеологические формы.

Литература:

1. Веллер М. Кассандра. - М., АСТ, 2007.

2. Вернадский В. И. Дневники, письма, фрагменты.- М., 1968.

3. Зиновьев А. А. На пути к сверхобществу. - М., Астрель, 2008.

4. Нейсбит Дж. Высокая технология, глубокая гуманность. - М., АСТ, Транзиткнига, 2005.

5. Осборн Р. Цивилизация. - М., АСТ, Хранитель, 2008.

6. Фромм Э. Человек для самого себя. - М., АСТ, 2008.

7. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. - АСТ, изд-во Ермак, Москва, 2007.

ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО ПРОБЛЕМЫ

В статье охарактеризовано состояние современного гуманитарного образования, названы и проанализированы главные проблемы, связанные с гуманитарным образованием. Немаловажен профессионализм гуманитариев, который в должной мере не оценивается в практике гуманитарного образования и воспитания. Особенностью гуманитарного образования является его более, чем тесная связь с воспитанием. Кроме тех проблем, которые возникают в ходе реорганизации системы и структуры гуманитарного образования, существуют и такие, которые связаны с характером и качеством гуманитарных наук.

Ключевые слова: Идеология, гуманитарные науки, мышление, инновация, сознание, образование, человечность, воспитание ,качество.

LIBERAL EDUCATION AND ITS PROBLEMS

The article deals with the current state of Humanities, as well as here named and analyzed main problems associated with humanitarian education. Important professionalism in the Humanities is not estimated in the practice of humanitarian education and training. Feature of liberal education is more than a close relationship with education. In addition to the problems that arise in the course of reorganization systems and structures of liberal education, and there are also some problems associated with the nature and quality of the liberal education.

Keywords: Ideology, Humanities, thinking, innovation, consciousness, education, humanity, education, quality.

Сведения об авторе: Атакуллаев Усмон Исмайлович, к.п.н. доцент кафедры русского языка для нефилологических факультетов Таджикского национального университета, e-mail: atakullaev@bk.ru

About аuthor: Atakullaev Usmon Ismailovich, PhD of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the chair of Russian Language for non-philological faculties of Tajik National University

АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АБСТРАКТНОЙ ЛЕКСИКИ

Шамсудинова Р. С., Ашурова Ш. К.

Курган-Тюбинский государственный университет имени Н. Хусрава

Актуальность изучения темы абстрактной лексики в формировании мыслительной деятельности обусловлена тем, что в настоящее время резко возросла потребность в быстром и качественном обучении русскому языку студентов, приобретающих самые разнообразные специальности. Предполагается, что в дальнейшем они будут применять его в своей профессиональной деятельности. Уровень владения русским языком должен позволить студентам в будущем использовать его в качестве опоры при построении своей профессиональной деятельности, в качестве средства творческого решения, стоящих перед ними профессиональных задач, а это значит, что у них должно быть сформировано иноязычное мышление.

В связи с этим, возникает необходимость оптимизации учебно-познавательной деятельности студентов в процессе изучения русского языка, выявления резервов учебного процесса, с целью качественной подготовки студентов к профессиональной деятельности в условиях изменения социально-экономического развития страны.

Важным направлением в решении этой задачи выступает повышение творческой активности студентов, организация их мыслительной деятельности в процессе изучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.