Научная статья на тему 'Общество постмодернити и философско-гуманитарное образование'

Общество постмодернити и философско-гуманитарное образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЛОСОФСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕСТВО ПОСТМОДЕРНА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / НАУКОМЕТРИЯ / СONTEMPORARY EDUCATION / PHILOSOPHICAL EDUCATION / POSTMODERN SOCIETY / INFORMATION COMMUNITY / SCIENTOMETRICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Понизовкина Ирина Федоровна

В статье рассматриваются актуальные проблемы преподавания гуманитарных наук. Особое внимание уделяется анализу влияния современных тенденций общественного развития на философское образование в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of society of postmodernity on philosophical and humanitarian education

The article considers urgent problems of teaching the Humanities. Special attention is paid to analysis of influence of modern trends of social development on philosophical education in Russia.

Текст научной работы на тему «Общество постмодернити и философско-гуманитарное образование»

И.Ф. ПОНИЗОВКИНА кандидат философских наук, доцент кафедры истории и философии Российского

экономического университета им. Г.В. Плеханова*

Общество постмодернити и философско-гуманитарное образование

В статье рассматриваются актуальные проблемы преподавания гуманитарных наук. Особое внимание уделяется анализу влияния современных тенденций общественного развития на философское образование в России.

Ключевые слова: современное образование, философское образование, общество постмодерна, информационное общество, наукометрия.

Ponizovkina I.F. The impact of society of postmodernity on philosophical and humanitarian education. The article considers urgent problems of teaching the Humanities. Special attention is paid to analysis of influence of modern trends of social development on philosophical education in Russia.

Keywords: сontemporary education, philosophical education, postmodern society, information community, scientometrics.

Особенности переживаемой ныне постмодернистской атмосферы, их философский анализ и понимание социальной сути способны объяснить многие общественные явления в самых разных сферах. Постмодерн в образовательной области наиболее наглядно отражает переход человечества в новую эпоху и выступает катализатором этого процесса. В наибольшей степени новейшие ментальные устремленности и дух постмодернити влияют на развитии философско-гуманитарного образования как особой отрасли знания, способствующей формированию мировоззрения и стиля мышления человека.

Понятие постмодерна активно разрабатывалось в социально-гуманитарных науках и получило свой теоретический статус в 80-е гг. прошлого столетия в работах Ж.Ф. Лио-

* Понизовкина Ирина Федоровна, e-mail: irina-ponizovkin@mail.ru

тара. Работы таких философов, как Ж. Бодрийар, Ж. Делез, Ж. Деррида и других, помогли сделать его общепризнанным и наметить основные перспективы исследования.

Исчерпанность периода модерна, стремящегося преобразовать мир к лучшему в соответствии с идеальным проектом, привела к скепсису относительно возможности истинного познания общественных и антропологических явлений как некой системы1. Для современных гносеологических устремлений характерны эклектизм, восприятие мира как неопределенности и некоего хаоса, абсолютизация всего относительного. Принципы сформировавшегося общества потребления с установкой на всемерную коммерциализацию значительно изменили ценностные установки в обществе2, что выразилось в признании относительности любых, казалось бы, веками устоявшихся и имеющих общечеловеческий характер ценностей. Это - любовь, добро, верность, жертвенность, долг, благосостояние, труд. В среде студенческой молодежи «вечные ценности» зачастую подвергаются пренебрежению или пересмотру в контексте новых веяний и парадигм общественного сознания.

На смену универсальным принципам модерна, выстраивающим четкую иерархическую вертикаль и устойчивую модель социальных отношений и ценностей, приходит разнообразие новых акцентов и ожиданий в разных сферах функционирования социума3.

Современные философы и социологи, внимательно наблюдая за головокружительной динамикой окружающей действительности, пытаются уловить и объяснить эти тенденции и перспективы. Исследователь З. Бауман главную особенность мира эпохи постмодернити назвал неустойчиво-фрагментарной «текучей современностью», а Э. Гидденс -постоянно «ускользающей» действительностью, вызывающей чувство непредсказуемости, невозможности ухватить

1 Новикова ЕЮ. Социально-психологический аспект отношения подростков к моде // Вопросы психологии,1989, № 1, с. 121-127.

2 Галухин А.В. Архетипы понимания бытия в философии тождества и философии различия // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета, 2014, т. 87, № 7-8, с. 107-123.

3 Гавриш В.Д. Вызовы современности как социально-ситуативные негативы и философско-методологические основы их анализа // Современная экономика: концепции и модели инновационного развития Материалы VIII Международной научно-практической конференции. 2016, с. 19-22.

главное. Им вторит Ф. Эмери, сравнивающая динамические процессы в обществе с движением самой почвы под ногами, а П. Вейлл - с котлом бурлящей воды, когда возникает ощущение постоянного беспорядка.

Но необходимо учитывать и другие тенденции современности - процесс глобализации, формирование информационного общества1 и «общества знания», которые усложняют картину социальной реальности и требуют преодоления возникающих между ними противоречий. Это настоящий вызов современному образованию.

Стремление к глобализации в образовательной среде привело к интеграции российской системы образования в Болонский процесс2, целями которого были сближение разных национальных систем образования и унификация образовательных стандартов. Болонская система является по сути отражением существующих тенденций: с одной стороны, глобализация требует всё большей унификации и соответственно детальной технологизации образования, а с другой стороны, это является своеобразным способом преодолеть господствующую постмодернистскую сиюминутность, «текучесть» и «неуловимость», попыткой втиснуть динамичный учебный процесс в определенные рамки компетенций и единых стандартов3. Это вполне соответствует устремлениям общества потребления: знания становятся товаром, система обучения - образовательными услугами с сопроводительным документооборотом4. Преподаватели начинают выполнять функции экспертов с соответствующей

1 Козьмин В.С. Глобализация и смена идеологических приоритетов в концепциях развития современного общества // Развитие экономики и предпринимательства в условиях экономических стратегий импортозаме-щения. Материалы международной научно-практической конференции, сборник научных статей преподавателей, аспирантов и студентов /Ппод ред. Малышкова В.И.. 2015, с. 146-147.

2 Корнилова И.М. Русская культура и развитие просвещения у народов Поволжья в конце XIX - начале XX в. // Каспийский регион: политика, экономика, культура, 2012, № 2(31), с. 28-31.

3 Корнилова И.М. Высшее образование России в условиях рыночной экономики в XXI веке // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, 2016, № 2(86), с. 15-19.

4 Сидоренко Л.П. Локальные и транснациональные изменения опыта, пространства и времени культуры - онтология человеческого существования // Социальная антропология: интеграция наук: Сборник научных статей по итогам Международной научной конференции. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2017, с. 179-188.

стандартизацией и всесторонней формализацией контроля знаний (тестирования, письменные экзамены и т.д.). Это призвано повысить качество обучения.

Однако такая жесткая формализация выхолащивает саму суть философии, философствования и других дисциплин, построенных не на усвоении набора фактов и информации, а на способности к диалогу, возможности формулирования и отстаивания определенных взглядов по принципиальным смыслообразующим вопросам. В этом заключается уникальность и образовательно-педагогический потенциал философско-гуманитарных дисциплин.

Высшее образование - это прикосновение к высшим ценностям (культуры, познания и т.д.) с помощью педагога-Личности. Но сфера современных образовательных услуг низводит качества преподавателя-Личности и статус Ученого до статуса эксперта-контролера и единицы научно-духовного производства, подчиняющейся строгому регламенту. Однако известный специалист в области менеджмента профессор П. Вейлл на современную сферу услуг смотрит по-иному: «По мере роста сферы услуг становится все яснее, что нельзя подходить к услугам с теми же критериями, что и к производству. Услуги нельзя «упаковать» в стандартную упаковку. Услуга складывается из взаимодействия людей и протекает

во времени... Скольких сил стоит отрешиться от привычной

1

схемы «единиц продукции» .

Наукометрия выходит на первый план и всё больше начинает беспокоить научное сообщество. Известный учёный, академик В. Стёпин, выступая в ноябре 2015 г. на видеоконференции «Эффективна ли наукометрия?» в МГУ имени М.В. Ломоносова, также выразил озабоченность: не является ли наукометрия преградой на пути научной революции, тех ученых-гуманитариев, кто создаёт годами фундаментальные труды, принципиально новые теории и не может в первое время рассчитывать на цитируемость? Наукометрия требует быстрой отдачи, зафиксированной в ежеквартальных отчетах.

1 Вейлл П. Искусство менеджмента / Пер. с англ. Козыревой И.Б. М.: Новости, 1993, с. 27.

Такая постмодернистская «игра в науку» охватила весь мир1. Профессор Белградского университета (Сербия), сотрудник Института ядерных исследований «Винча» Д. Давидович выразил свое негативное отношение к методам современной наукометрии: «наукометрическая технология приводит к полному отрицательному отбору для науки», особенно в маленьких странах или утративших свой суверенитет, или не входящих в сеть «своих». О том же - о противоречивости и недостаточной объективности зарубежных рейтингов - шла речь на Совете по науке РФ. Президент РФ В.В. Путин поддержал идею создать собственные критерии оценки в области научных достижений и знаний: «Пока у нас не будет своего критерия, мы будем вынуждены руководствоваться тем, что есть, тем, что нам предлагают»2.

Создание информационного общества и постмодернистские тенденции являются катализаторами друг друга в формировании современного мозаичного «расколотого» сознания, господство которого в полной мере проявляется в образовательной среде3. На смену принципам научной рациональности и детерминистскому видению окружающей реальности приходят релятивизм и скепсис. Развитые мультимедийные технологии (ТВ, Интернет, реклама и т.п.) с калейдоскопом новостей, беспорядочных фактов, навязыванием разнообразных смыслов, мельканием сюжетов и акцентацией на успехе приводят к отказу от поиска вектора в развитии общественных процессов и замене его техно-логизацией или субъективизмом подходов4.

Базисные гуманитарно-философские дисциплины уступают место узкопрофессиональным, часто прикладным кратким курсам, количество которых всё возрастает. Складывается мозаика бессистемно сформированных дисциплин,

1 Blommaert J. Rationalizing the unreasonable: there are no good academics in the EU // http://alternative-democracy-research.org/2015/06/10/rationalizing-the-unreasonable-there-are-no-good-academics-in-the-eu/

2 http://www.1tv.ru/news/social/300438

3 Ivlev V.J., Ivleva M.I., Panyukov A.I., Zulfugarzade T.E. Analysis of the touristic recreational potential of a territory as a condition for development of ecological tourism (the southern Moscow region case study) // Journal of Environmental Management and Tourism, 2017, vol. 8, № 2(18), p. 373-475.

4 Скатерщикова А.В. Современный индивидуализм и потеря социальных связей // Социальная антропология: интеграция наук: Сборник научных статей по итогам Международной научной конференции. Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, 2017, с. 140-144.

расчасовка и последовательность которых иной раз не поддается никакому разумному объяснению, но удачно вписывается в общую атмосферу утилитаризма. Коммерциализация профессионального обучения заставляет сокращать общегуманитарную составляющую для удешевления реализации образовательных программ.

Последствия уже очевидны. У студентов складывается тип мышления, неспособного к четкой систематизации знаний о мире, не оперирующего базовыми понятиями и стирающего демаркационную линию между научным и обыденным познанием. Современные студенты не считают нужным обращаться к точному значению основополагающих понятий, вольно трактуя их смысл и часто путая понятия -«материю» с «вещью» и т.п. И даже возводят это в ранг принципа: у каждого свое мнение. Впрочем, это вполне соответствует общему устремлению сознания постмодернити к индивидуализации, безусловной свободе мышления и освобождения от традиций.

Результаты специальных исследований (например, Л. Веккера, Дж. Крэбтри из Стэнфордского университета; Л. Ясюковой - руководителя лаборатории социальной психологии СПбГУ) свидетельствуют о снижении уровня интеллекта: менее 20% молодых людей обладают сегодня полноценным понятийным мышлением1.

Именно изучение философии и философских дисциплин призвано систематизировать накопленные знания о мире, тем самым преодолеть фрагментацию культурно-образовательного пространства, соединить воедино пазлы многочисленных учебных программ. В процессе обучения философские дисциплины способны избавить студентов от банальности, мнимой оригинальности, дилетантизма и методологической неосведомленности.

Современное сообщество идет тернистой дорогой к осмыслению значимости философского образования. И, возможно, заплатит слишком высокую цену за несвоевременное понимание этой необходимости в условиях усложняющейся информационной среды и формирующегося «общества знания».

1 http://www.rosbalt.ru/main/2013/12/04/1207437.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.