Научная статья на тему 'Информационная революция: достижения и противоречия в науке'

Информационная революция: достижения и противоречия в науке Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
733
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / INFORMATION REVOLUTION / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY / ИНФОРМАЦИОННАЯ ДИКТАТУРА / INFORMATION DICTATORSHIP / ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ / KNOWLEDGE SOCIETY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Понизовкина Ирина Федоровна

Статья рассматривает актуальную проблему влияния информационной революции XXI в. на развитие науки. Дается анализ амбивалентного характера такого воздействия и возможных негативных последствий современной информационной диктатуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information revolution: achievements and contradictions in science

The article considers the actual problem of the influence of the information revolution of the XXI century on the development of science. An analysis is given of the ambivalent nature of this impact and the possible negative consequences of the modern information dictatorship.

Текст научной работы на тему «Информационная революция: достижения и противоречия в науке»

Наука, культура и образование на грани тысячелетий

И.Ф. ПОНИЗОВКИНА кандидат философских наук, доцент кафедры истории и философии Российского экономического университета им. В.Г. Плеханова*

Информационная революция: достижения и противоречия в науке

Человечество в своем развитии прошло через несколько социальных революций, глобальных по своему содержанию и последствиям для него. Это и неолитическая, и промышленная, и несколько научных, и научно-техническая революция, каждая из которых знаменовала очередной виток в развитии человеческого сообщества. Последняя из революций - информационная - по своему глобальному влиянию может сравниться, пожалуй, только с самой древней и значительной неолитической революцией.

Сегодня информационная среда наряду с социальной и экологической становится новой средой обитания человека1. Внедрение цифровых и медиатехнологий вызывает крупномасштабные преобразования в современном обществе - во всех сферах его жизнедеятельности (управлении, промышленности, сфере услуг, образовании и т.д.). При этом коренные изменения затрагивают как обыденную жизнь людей, так и научную сферу. Последняя в современном обществе определяется как двигатель прогресса, важнейший фактор развития человечества. Вследствие этого представляет особый интерес рассмотрение пробле-

* Понизовкина Ирина Федоровна, e-mail: irina-ponizovkin@mail.ru

1 Agibalova E, Barkova E., Ivleva M. Information ecology in structuring sociocultural space of modern society // Proceedings of the 2017 2nd International Conference on Contemporary Education, Social Sciences and Humanities 2017, p. 1146-1150.

мы влияния информационной революции на науку как важнейший социальный институт и духовный феномен.

Каждый из исторических информационных скачков, связанный с появлением новых каналов и средств информационного обмена, открывал дорогу новому этапу в развитии человечества и научной мысли. Так, появление письменности способствовало сохранению массива знаний и повышению уровня их достоверности. Изобретение книгопечатания привело к информационному взрыву и широкому распространению научных знаний. Появление средств массовой информации - радио, телефона и телевидения - сформировало глобальное информационное пространство, в том числе и научное. Это позволило науке стать одной из важнейших форм общественного сознания.

Информационная революция конца XX - начала XXI в. была связана с использованием в социальной практике средств цифровой вычислительной техники - компьютерных технологий и возникновением сети Интернет. Информационная революция привела к формированию человеческого сообщества нового типа - информационного общества, в котором новые возможности высокоэффективных ЭВМ существенным образом повысили возможности человека по хранению, оперативному поиску, обработке и передаче информации, а бурный рост новых медиатехнологий привел к коренному изменению психологии и практики в научной сфере, получившей новые возможности и средства для интеллектуальной деятельности.

Однако современная социальная действительность характеризуется не только наступлением новой эры информатизации, но и такими феноменами, как постиндустриальное общество, атмосфера postmodemity, четвертая научная революция и «общество знания». Эти явления не всегда представляют собой звенья одной цепи и часто вступают между собой в довольно противоречивые отношения, ведущие к неоднозначным, до конца не изученным социальным последствиям1. Это наглядно прослеживается в научной сфере, которая с наступлением информационного общества получила как дополнительные возможности, так и новые проблемы.

1 Mamedova N.M., Gavrish V.D., Skatershchikova A. V., Fomina A.S. Sports in social practice universe of modern civilization // Theory and Practice of Physical Culture, 2018, № 1, p. 5

С одной стороны, общество и наука получили высокоэффективное средство для усиления своей интеллектуальной деятельности, что повысило оперативность работы с информационным массивом и качество обработки научных материалов. Это коренным образом изменило характер труда ученого.

Было создано единое глобальное научное информационное пространство, доступное для каждого члена мира науки. Наука как социальный институт поднялась на качественно новую ступень развития. Появилась возможность создания оперативных дистанционных каналов общения между учеными разных стран, проведения вебинаров и онлайн-конферен-ций, а также создания виртуальных научных сообществ.

Наука использует весь спектр услуг и разнообразных составляющих информационной индустрии:

• технические средства (компьютерная техника, телефоны, видео- и кинокамеры и др.);

• носители информации (накопители, дискеты, оптические диски, видео-, аудио- и др.);

• телекоммуникационное оборудование и сети (спутники, телекоммуникационные сети и др.);

• информацию в виде текстовых, графических, звуковых, аудиовизуальных, тактильных, мультимедийных документов и организованных информационных массивов (базы и банки данных, библиотечные и архивные фонды, информационно-поисковые системы и т. п.);

• программное обеспечение, позволяющее пользователям манипулировать данными, получать доступ и работать с большими массивами фактов и информации;

• стандарты, межсетевые протоколы и соглашения, обеспечивающие унификацию информационного производства, взаимодействие между информационными системами и сетями, защиту информации от несанкционированного доступа, искажения или уничтожения.

Информационные технологии как совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологический комплекс, обеспечивающий сбор, создание, хранение, накопление, обработку, поиск, вывод, копирование, передачу и распространение информации сегодня имеют тенденцию к конвергенции - сближению и интеграции рынков, отраслей, инфраструктур и содержания информационной продукции. Таким

образом, ИТ стали катализатором формирования общества, основанного на знаниях, и получили огромные возможности «выполнять понятийные, управленческие и административные задачи»1. Это коснулось не только экономической сферы развития социума, но и в огромной мере связанной с ней науки, представляющей в современном обществе и важнейший социальный институт со своей разветвленной инфраструктурой, и новый фактор производства, и многогранную социально-творческую деятельность.

Однако информационная революция подобно двуликому Янусу имеет две стороны воздействия на науку и её сообщество - не только позитивную, но и негативную.

Постиндустриальное общество, ориентированное на утилитарно-прагматический подход к явлениям окружающей жизни, признало целесообразным всестороннюю коммерциализацию науки, образования и самой информации (знаний)2. Превращение знания в товар стало значительным препятствием на пути свободного доступа и свободного использования научной информации в качестве ресурса развития человеческого сообщества. Цифровой капитализм, принципиально решивший поставленный Э. Фроммом вопрос «Иметь или быть?» в пользу первого, привел к утрате нравственных основ по отношению к научной деятельности и научной истине. На XXIII Всемирном Философском конгрессе в Афинах (август 2013 г.) неоднократно поднимался вопрос о грантах транснациональных корпораций, различных фондов с не совсем ясными уставными целями и задачами, погоня за которыми не способствует беспристрастности исследо-

3

ваний и соответствию их результатов истине .

В условиях функционирования огромных информационных потоков в научной сфере в выигрыше остается тот, кто координирует эти потоки. А необходимость в такой координации имеет как субъективный, так и объективный характер. Ведь с наступлением эры новых информационных технологий наблюдается скачкообразное увеличение объема и

1 Уолтерс Г.Дж. Информационная революция // Глобалистика. Энциклопедия. М., 2003, с. 389.

2 Новикова ЕЮ. Ценности и экономическая деятельность // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2008, № 4, с. 14-21.

3 XXIII World Congress of Philosophy "Philosophy as Inquiry and Way of Life'': Abstracts / Athens, 2013.

доступности сетевой научной информации , что имеет не только положительные последствия, но и неминуемо приводит к возникновению информационного «мусора» и информационной перегруженности. В такой ситуации «сетевого хаоса» для рядовых пользователей Интернета возникают трудности ориентации в информационно-научном пространстве и необходимость в управлении этой сферой.

Всемерная коммерциализация науки, релятивистская атмосфера постмодерна (эпистемологический и нравственный релятивизм) привели к тому, что общедоступность и принятие той или иной научной информации (концепции, теории) зачастую зависит не от близости её к объективной истине, её доказательной базы, прохождения через механизмы верификации и фальсифицируемости2, а от того, в чьих руках находится координация потоков научной информации, которые можно направлять по своему усмотрению, делая «нужную» информацию доступной-недоступной массовому читателю, подвергая её маркетинговой и пиар-обработке. Различные рейтинги с соответствующими критериями также включены в этот процесс контроля и перераспределения информации в нужное русло.

Наукометрия с её, казалось бы, безграничными компьютерными возможностями обработки данных так и не привела на практике к объективности показателей и истинному повышению эффективности научного труда, поскольку творческий характер научной деятельности не поддается подобным прямолинейным методам управления «научными единицами», а их сомнительная объективность не создает соответствующую мотивацию у подлинных ученых. Формируется вид «служебных» учёных, выполняющих исследования задачного, а не проблемного типа, становящийся всё более распространенным, что свидетельствует о снижении качества интеллектуальной деятельности в целом и подчинении их «свободного творчества» корпоративным, политическим, экономическим и иным целям, подчас далеким от целей науки.

1 Галухин А.В. Проблема несоизмеримости теорий: методологический аспект // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. Вступление. Путь в науку, 2017, №2(18), с. 5-19.

2 Новикова ЕЮ. Системность и синергетика в науке // Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования, 2012, № 1, с. 16-24.

Д. Давидович, физик, профессор Белградского университета (Сербия), сотрудник Института ядерных исследований «Винча» на конференции на Философском факультете МГУ «Проблема наукометрии и общественный статус ученого» так прокомментировал данную ситуацию: «В маленькой стране, как наша, с серьезно подорванным суверенитетом наукометрия, если ее не остановить вовремя, приведет к уничтожению последних опор суверенитета, будет уничтожена своя наука и всякая форма критического мышления. Эта наукометрическая технология приводит к полному отрицательному отбору для науки. Очень часто эти европейские проекты, которые все оцениваются по наукометрическим критериям, получают такие наши люди», которые имеют сомнительную научную репутацию... Хуже всего то, что они потом создают свою сеть и очень жесткие фильтры, которые пропускают только «своих»...Технология наукометрии... уничтожает свободу мысли и многие аспекты единства в научном сообществе» . Научные сообщества многих стран оказываются в результате таких технологий информационно-цифрового доминирования на обочине мировой научной мысли.

Особенно информационная асимметрия касается социально-гуманитарных дисциплин, являющихся проводниками и выразителями определенных аксиологических и этических позиций, которые могут влиять на общественное мнение. Определенный «заговор молчания» в киберпрост-ранстве против социально-гуманитарной мысли ряда стран (отсутствие соответствующих журналов в международных наукометрических системах, неприглашение видных представителей науки тех или иных стран на всемирные форумы, замалчивание их достижений и т.п.) свидетельствуют о наличии в ней ценностно-мировоззренческой монополии.

Таким образом, существование информационной диктатуры позволяет выдавать частные интересы отдельных групп и даже стран за объективные, социально необходимые и приоритетные, а также влиять на мировое научное общественное сознание. К сложившейся в мировой науке ситуации вполне можно отнести выводы о влиянии гиперреальности на социум в целом: «Представления, мнения и оценки уже не формируются обществом путем анализа и отбора. Они создаются в одном центре и навязываются

1 https://vk.com/waN-107015054?offSet=20&w=waN-107015054J2%2FaN

обществу путем массированной пропаганды»1. Таким образом, одним из последствий информационной революции становится переход от научного покорения природы к научному покорению человека.

Понизовкина И.Ф. Информационная революция: достижения и противоречия в науке. Статья рассматривает актуальную проблему влияния информационной революции XXI в. на развитие науки. Дается анализ амбивалентного характера такого воздействия и возможных негативных последствий современной информационной диктатуры.

Ключевые слова: информация, информационная революция, информационные технологии, информационное общество, информационная диктатура, общество знания.

Ponizovkina I.F. Information revolution: achievements and contradictions in science. The article considers the actual problem of the influence of the information revolution of the XXI century on the development of science. An analysis is given of the ambivalent nature of this impact and the possible negative consequences of the modern information dictatorship.

Keywords: information, information revolution, information technologies, information society, information dictatorship, knowledge society.

1 Шаккум М. Информационная революция: от научного покорения природы к научному покорению человека // http://www.newlook-media.ru/?p=19513

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.