Научная статья на тему 'Влияние научно-технического прогресса на развитие информационного общества'

Влияние научно-технического прогресса на развитие информационного общества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5367
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ОБЩЕСТВО / ОСНОВАННОЕ НА ЗНАНИЯХ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION SOCIETY / KNOWLEDGE SOCIETY / SCIENTIFIC AND TECHNICAL PROGRESS / INFORMATIONAL REVOLUTION / DIGITAL ECONOMY / INTERNET TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павлековская Ирина Васильевна, Староверова Ольга Валентиновна, Уринцов Аркадий Ильич

Рассматриваются вопросы влияния научно-технического прогресса на совершенствование информационного общества. Информационная революция как результат научно-технического прогресса приводит к появлению цифровой экономики и пополнению информационного общества многообразными концепциями ведущих стран мира. Приводится онтология взглядов на историю становления и развития общества, основанного на знаниях. Определены характерные особенности развития информационного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Павлековская Ирина Васильевна, Староверова Ольга Валентиновна, Уринцов Аркадий Ильич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of scientific and technical progress to the information society development

In the article considered issues of the scientific and technical progress impact on the development of information society. Informational revolution as the result of scientific and technical progress generates the digital economy (also called «network economy») and provides the information society with new various programs and concepts created by the most leading countries. The article provides an ontology of the views on the knowledge society formation and evolution history. Characteristics of the information society development were defined in the article as well.

Текст научной работы на тему «Влияние научно-технического прогресса на развитие информационного общества»

УДК 338 ББК 65

ВЛИЯНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА НА РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

ИРИНА ВАСИЛЬЕВНА ПАВЛЕКОВСКАЯ,

доцент кафедры Управления информационными системами и программирования

РЭУ имени Г.В. Плеханова, кандидат экономических наук E-mail: Pavlekovskaya.IV@rea.ru; ОЛЬГА ВАЛЕНТИНОВНА СТАРОВЕРОВА, профессор кафедры Управления информационными системами и программирования

РЭУ имени Г.В. Плеханова, доктор юридических наук, кандидат экономических наук, профессор E-mail: staroverova05@mail.ru; АРКАДИЙ ИЛЬИЧ УРИНЦОВ, Заведующий кафедрой Управления информационными системами и программирования

РЭУ имени Г.В. Плеханова, доктор экономических наук, профессор E-mail: Urintsov.AI@rea.ru Рецензент: доктор экономических наук, профессор В.М. Жеребин Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются вопросы влияния научно-технического прогресса на совершенствование информационного общества. Информационная революция как результат научно-технического прогресса приводит к появлению цифровой экономики и пополнению информационного общества многообразными концепциями ведущих стран мира. Приводится онтология взглядов на историю становления и развития общества, основанного на знаниях. Определены характерные особенности развития информационного общества.

Ключевые слова: Информационное общество; общество, основанное на знаниях; научно-технический прогресс; информационная революция; цифровая экономика; интернет-технологии.

Abstract. In the article considered issues of the scientific and technical progress impact on the development of information society. Informational revolution as the result of scientific and technical progress generates the digital economy (also called «network economy») and provides the information society with new various programs and concepts created by the most leading countries. The article provides an ontology of the views on the knowledge society formation and evolution history. Characteristics of the information society development were defined in the article as well.

Keywords: Information society, knowledge society, scientific and technical progress, informational revolution, the digital economy, internet technologies.

Общественный прогресс и научно-технический более таинственным явлениям общества, в основе прогресс, как его составляющая, относятся к наи- которых лежат механизмы, описываемые лишь на

основе гипотез. Научно-технический прогресс, осуществляемый под влиянием крупнейших научных и технических открытий, оказывает воздействие на все стороны жизни общества и предъявляет возрастающие требования к уровню образования, квалификации, культуры, организованности, ответственности работников.

Такие великие философы прошлого, как Платон, Гегель, Леонардо да Винчи, Аристотель, М.В. Ломоносов, Ж.-Д. Бюффон, А. Гумбольдт пытались установить и описать основные направления развития общества. Теория ноосферы, затрагивающая эту проблему уже в новейшее время, отражена в трудах В.И. Вернадского, К. Э. Циолковского , Тейера де Шарден. Владимир Иванович Вернадский отмечал: «...под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние.» - ноосферу. [1, с. 19]. Ноосфера (от греческого «ноос» — разум и «сфера» — оболочка Земли) — это такая форма эволюции материи, в которой интеллект человека и общество в целом достигают высшего развития [1], главенствуют принципы гуманизма, обеспечивается их поступательное развитие. Следует отметить, что непосредственно термин «ноосфера» (равно как и «биосфера») не принадлежит В.И. Вернадскому, который остерегался засорять научную литературу излишними словами. Термин этот впервые был использован в конце 20-х гг. в работах Тейяра де Шардена и Е. Леруа (Е. le Roy), написанных под впечатлением прослушанных ими в Сорбонне в 1922—23 гг. курса лекций В.И. Вернадского по биогеохимии. Однако следует иметь в виду, что в изложении Тей-яра де Шардена термин «ноосфера» носит смысл мистический, синоним «царству человеческого разума», проникнутого единым религиозным мировоззрением.

Изучением глобальных проблем существования и развития человечества и поиска путей их решения занимались и ученые, основавшие в 1968 году международную неправительственную организацию «Римский клуб». К таким проблемам относятся проблемы планетарного масштаба, оказывающие влияние на деятельность хозяйствующих субъектов и отдельных индивидов, требующие тесного международного сотрудничества для их разрешения. Именно этой тематике был посвящен в 1995 г.

очередной доклад Римскому клубу, подготовленный Э. Вайцзеккером, Э. Ловинсом и Л. Ловинсом и впоследствии опубликованный под названием «Фактор четыре. Затрат — половина, отдача — двойная» [12], в котором был предложен качественно новый подход к общей оценке прогресса, основанный на увеличении продуктивности использования ресурсов. По мнению авторов доклада, в будущем для устойчивого развития человечества необходимо уменьшить разрушительное воздействие на окружающую среду, при этом вполне возможно повысить почти в два раза качество жизни и одновременно сократить в два раза расходование природных ресурсов. Достижение этого возможно путем более эффективного использования электроэнергии, топлива, воды, плодородных земель и т.п.

Использование хозяйствующими субъектами достижений научно-технического прогресса как главенствующего инструмента преобразования производительных сил на основе возрастающего взаимодействия науки с производством, в условиях конкурентной борьбы на рынке позволяет им предлагать более качественную продукцию, работы, услуги, снижать собственные затраты на производство.

Хозяйствующие субъекты вынуждены следить и адаптироваться, оперативно реагировать на научные достижения в собственной и сопредельных областях деятельности, а некоторым из них приходится делать значительные инвестиции в науку, заказывая определенные научные разработки. И наоборот, технологически несовременная компания гораздо менее конкурентоспособна, вследствие воздействия на нее научно-технического прогресса. Это касается всех технологических процессов производства и управления хозяйствующим субъектом. Движущим моментом здесь также является высокая для хозяйствующего субъекта доходность от производства и продажи науко- и техноемкой продукции. По данным nauka.relis.ru отмечается рост доходности науко- и техноемкой продукции. В настоящий момент продажа на мировом рынке одного килограмма сырой нефти приносит порядка 2—2,5 центов прибыли, продажа одного килограмма бытовой техники позволяет заработать около 50 долларов США, килограмм авиационной техники — 1 000 долларов, килограмм электро-

ники и компьютерной техники, включая мобильные устройства, позволяет заработать до 5 тысяч долларов [2].

Информационная революция, являющаяся результатом научно-технического прогресса последних лет, привела к возрастанию роли информации и знаний и, как следствие, новому витку развития современного информационного общества и возникновению и цифровой экономики. Основной движущей силой экономического развития и процветания современного информационного общества становятся информация и знания, являющиеся важным фактором производства. В соответствии с этим многие ученые называют современное общество «информационным» (О. Тоффлер, Й. Масуда, Д. Белл), или «обществом, основанном на знаниях» (П. Дракер), или основанным на «информационной экономике» или «экономике знаний» (М. По-рат). С помощью развития системы непрерывного образования, а также национальных, региональных и локальных систем инноваций (М. Портер), мы можем наблюдать и достижения современного общества в сфере экономики. Повсеместное внедрение в управленческие и производственные процессы информационно-коммуникационных технологий стало причиной становления новых моделей управления, в основе которых лежит ориентация на интеграцию хозяйствующих субъектов, функционирующих в условиях глобальных сетевых бизнес-взаимодействий. Сетевым бизнес-взаимодействиям присущи такие характерные свойства, как глобальность и экстерриториальность, общедоступность, интерактивность, потенциальная анонимность.

Европейская Комиссия по стратегическим исследованиям определяет цифровую экономику как среду, позволяющую каждой компании или индивиду осуществлять оперативно и с низкими издержками контакты с другой компанией или индивидом с целью торговли, обмена идеями и знаниями, совместной работы и др. В рамках исследования процессов развития информационного общества следует отметить, что Интернет является не просто «транспортной технологией» (технологией доставки сообщений), а «Интернет является ядром современной мировой экономики и основной причиной беспрецедентного уровня инновационного

развития», считает Европейская комиссия (из ее сообщения «Открытый Интернет и сетевая нейтральность в Европе»). Существуют важные отличия цифровой экономики от многих других отраслей экономики. В настоящий момент времени для размещения контента или оказания услуг компании или индивиды не сталкиваются с высокими ценовыми барьерами, связанными с выходом на рынок. Интернет-технологии изменяют способы общения и ведения бизнеса, поддерживают свободу слова и медиаплюрализм. Миллиардные инвестиции в сочетании с отраслевым регулированием и антимонопольными правилами позволили достичь конкурентных предложений на рынке широкополосного доступа и способствовали росту потребительского спроса. Еще больше инвестиций потребуется для того, чтобы справиться с существующей тенденцией роста трафика. По прогнозам Европейской Комиссии, трафик будет возрастать на 35% ежегодно на фиксированных сетях и на 10% — на подвижных сетях.

Мы вслед за автором [3] будем считать, что проблемы сетевой нейтральности непосредственно связаны с уровнем конкуренции на рынке. Возможность потребителя делать выбор между конкурирующими предложениями на основе прозрачной и содержательной информации является одним из основных критериев добросовестной конкуренции. Потребители хотят получать услуги лучшего качества или по более низким ценам, все это обеспечено возможностью менять оператора. Содействовать эффективной конкуренции — это лучший способ обеспечения высокого качества товаров и услуг по доступным для потребителя ценам таким образом Европейском союзе пытается регулировать телекоммуникаций.

Для обеспечения прозрачности управления трафиком, информированности пользователей и выполнения иных условий сетевой нейтральности Европейская комиссия и Орган европейских регуляторов в сфере электронных коммуникаций (Body of European Regulators for Electronic Communications, далее — BEREC) вынуждены постоянно осуществлять мониторинг рыночной ситуации. Таким образом, на сегодняшний день условия реализации принципа сетевой нейтральности, совпадающего с требованием соблюдения законода-

тельства о связи, полностью изложены в телекоммуникационном законодательстве Европейского союза.

Будем считать, что «информационное общество» — это постиндустриальное общество, где над производством материальных ценностей главенствует производство информационного продукта. Современное информационное общество можно считать обществом, основанным на знаниях (ноу-хау). Знания занимают основополагающие позиции во всех отраслях рыночной экономики и являются ключевым фактором развития. Для современного общества знания стали стратегическим ресурсом, вобравшим в себя как теоретические знания, так и обработку и анализ информации, а также интеллектуальные способности человека, его квалификацию и профессионализм.

Общеизвестно, что в 1956 г. в Америке количество лиц, работающих в офисах в управленческой, канцелярской или технической областях (так называемых «белых воротничков») превысило количество лиц, связанных с физическим трудом («синих воротничков»). Именно этот год можно считать годом начала развития нового общества — информационного. А американские работники, создающие, использующие и распределяющие информацию (т.е. обеспечивающие подготовку информации, а не товаров) большую часть своего рабочего дня, стали назваться «знаниевы-ми работниками» (knowledge workers).

Проанализировав различные тенденции информатизации современного общества, можно утверждать, что цифровая экономика будет преобладать в экономике XXI в., открывая новые возможности в развитии общества. Соглашаясь с авторами [4; 5], мы считаем, что в Российской Федерации цифровая экономика набирает силу, повышает эффективность, качество и производительность в разнообразных видах технологий производства, в частности при хранении, продаже и потреблении информационных услуг. К массовому рынку информационных услуг можно отнести дистанционное обучение, оплату коммунальных услуг, заказ различных видов билетов, страхование, электронную коммерцию1 и ряд других.

1 Электронная коммерция — деятельность, направленная на реализацию товаров и услуг населению с использованием сетевых взаимодействий между покупателем и продавцом (в настоящий момент в основном заказ и приобретение товаров через Интернет).

Учитывая развитие и распространение интернет-технологий в мировом пространстве, можно говорить о том, что эта инфраструктура является ключевой в цифровой экономике. Обратимся к статистике, если в 1991 году количество компьютеров с доступом в Интернет во всем мире составляло около 5 миллионов, в 1996 — 60 миллионов, в 2001 — 300 миллионов, то в 2015 году оно достигло 3,2 миллиарда пользователей интернета (все население Земли составляет 7,2 миллиарда человек), из них 2 миллиарда проживают в развивающихся странах. [6] При этом, в отличие от российских, у европейских и американских участников цифровой экономики имеется не только высокая покупательная способность и активность, но и хороший уровень компьютерной грамотности.

Цифровая экономика — это «деятельность, в которой ключевыми факторами производства являются данные, представленные в цифровом виде, а их обработка и использование в больших объемах, в том числе непосредственно в момент их образования, позволяет по сравнению с традиционными формами хозяйствования существенно повысить эффективность, качество и производительность в различных видах производства, технологий, оборудования, при хранении, продаже, доставке и потреблении товаров и услуг» [10]. Ключевой особенностью цифровой экономики можно считать то, что процесс управления ею реализуется группой лиц на коллективной и равноправной основе. Это создает условия для непрерывного развития информационного общества и дополняет различные программы и концепции, разработанные большинством ведущих стран мира. К ним относятся: «Проект информационного общества — национальная идея к 2000 г.» (руководитель проекта Йонейи Масуда, Япония, 1975 г.) «Европейский путь в информационное общество», принятый Европейским Союзом в 1994 г., «Путь Германии в информационное общество» (1996 г.), «План действий администрации США в области Национальной информационной инфраструктуры» (1993 г.), «Финский путь в информационное общество» (1995 г.), Указы Президента РФ и постановления правительства РФ по вопросам информатизации страны, среди которых утвержденная президентом России В.В. Путиным в феврале 2008 года «Стратегия развития информационного

общества в Российской Федерации», «Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов», Концепция движения Москвы в информационное общество, Федеральная целевая программа «Электронная Россия на период 2002—2010 гг.», Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды», Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011—2020 годы) с подпрограммами Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе», «Информационная среда», «Безопасность в информационном обществе», «Информационное государство»; Федеральная целевая программа «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009—2015 годы», Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы и др.

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы «призвана обеспечить вклад в реализацию следующих национальных приоритетов: развитие и безопасность граждан и государства; повышение роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве; свободное, устойчивое и безопасное взаимодействие между гражданами, органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями; повышение эффективности государственного управления, развитие экономики и социальной сферы; формирование цифровой экономики» [10].

Для повышения качества жизни граждан путем использования информационно-коммуникационных технологий государство формулирует для себя такие задачи как: «обеспечение предоставления гражданам и организациям услуг с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий; развитие технической и технологической основы становления информационного общества; предупреждение угроз, возникающих в информационном обществе» [10].

Таким образом, в реализации государственных программ России по информатизации общества, нам видится, что ожидаемый результат состоит в следующем [11]:

• создание на всей территории страны современной информационно-коммуникационной инфраструктуры;

• достижение опережающего темпа роста российского рынка информационно-коммуникационных технологий по сравнению с общемировым уровнем;

• существенное повышение качества и доступности услуг почтовой связи, внедрение новых услуг для граждан на базе почтовых отделений;

• принципиальное сокращение транзакционных издержек хозяйствующих субъектов путем стандартизации процессов и среды взаимодействия на базе внедрения информационно-коммуникационных технологий;

• повышение качества оказания государственных услуг в электронном виде, переход к выполнению большинства юридически значимых действий в электронном виде;

• формирование социальной самоорганизации и развитие партнерства власти, бизнеса и общественности на основе использования информационных технологий;

• сокращение «цифрового неравенства» субъектов РФ, предупреждение изолированности отдельных граждан и социальных групп;

• развитие новых сервисов в сферах культуры, образования и здравоохранения на основе информационно-коммуникационных технологий;

• предоставление гражданам возможности осуществления трудовой деятельности дистанционно и содействие самозанятости;

• достижение технологической независимости РФ в отрасли информационно-коммуникационных технологий;

• реализация интеграции РФ в мировое информационное общество.

На наш взгляд, наиболее интенсивно цифровая экономика развивается в таких областях как: электронная торговля, платежные сервисы и финансовые услуги, дистанционное обучение и др. Важно подразделять при этом такие сферы цифровой экономики как: бизнес на Интернете (провайдинг доступа в Интернет, контента, сервисов), бизнес «вокруг» Интернета (продажа технических и программных решений, Web-дизайн) и бизнес в Ин-

тернете (платежные сервисы, магазины, маркетинг, реклама и т.д.).

В то же время цифровой экономике присущи и определенные проблемы. В первую очередь к ним относятся риски, вызываемые стремительностью изменений экономических ситуаций в этом секторе, угрозами информационной безопасности, техническими и технологическими трудностями обслуживания цифровой экономики, обеспечением правового статуса электронного документа.

Развивающие страны, обретая доступ к знаниям, повышают качество своего «человеческого капитала» в условиях формирования и распространения цифровой экономики. А для России общество, основанное на знаниях, становится новым этапом ее информатизации, в основу его ляжет стремление к получению и распространению государством и обществом достоверной, качественной и безопасной информации. Необходимо удовлетворить существующий запрос российского общества на получение с помощью информационных технологий качественной, достоверной и безопасной информации, отвечающей высоким требованиям интеллектуального и культурного уровня россиян.

Таким образом, ключевой чертой информационного общества является ускорение темпов экономический, политической, социальной и культурной эволюции. При этом к характерным особенностям развития информационного общества относятся [7]: возникновение и развитие цифровой экономики; автоматизация формирования коллективного знания; приоритетность информации и знаний по сравнению с другими видами ресурсов производства; глобальный характер распространения информационно-коммуникационных технологий; наличие свободного доступа любого индивида к коллективным знаниям на основе применения информационно-коммуникационных технологий [8].

Литература

1. Вернадский В.И. Размышления натуралиста: научная мысль как планетарное явление. Кн. вторая. М.: Наука, 1977. 312 с.

2. Уринцов А.И., Староверова О.В., Павлеков-ская И.В. Анализ методов и инструментария оперативной адаптации субъекта экономики // Вестник

Московского университета МВД России. 2015. № 5. С. 157—162.

3. Войниканис Е.А. Право интеллектуальной собственности в цифровую эпоху: парадигма баланса и гибкости. М.: Юриспруденция, 2013. 552 с.

4. Нефедов Ю.В. Национальный стандарт как способ развития менеджмента малых предприятий России // Стандарты и качество. 2011. № 10. С. 30—32.

5. ДикВ.В., ЛужецкийМ.Г., ПавлековскаяИ.В. Электронные расчеты и телефонный банкинг. модели интернет-банкинга // Прикладная информатика. 2006. № 1 (1). С. 3—17.

6. Пресс — релиз МСЭ от 26.05.2015. Женева. МСЭ публикует данные по ИКТ за 2015 год / Революция в ИКТ последних 15 лет подтверждается статистическими данными URL://http://www.itu.int/ net/pressoffice/press_releases/2015/pdf/17-ru.pdf

7. Уринцов А.И., Дик В.В. Системы формирования и принятия решений в условиях информатизации общества. М., 2008.

8. Дик В.В., Староверова О.В., Уринцов А.И. Оперативное обучение как средство адаптации менеджера // Вестник Московского университета МВД России. № 1. 2016. С. 176—181.

9. Уринцов А.И., Галахов Д.В., Черноусов А.А. Использование электронных ресурсов в процессе подготовки специалистов-практиков // Совершенствование подготовки ИТ-специалистов по направлению «Прикладная информатика для инновационной экономики». Сборник научных трудов. 2015. С. 109—115.

10. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы» // СЗ РФ. 2017. № 20. Ст. 2901.

11. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 (ред. от 21.10.2016) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011— 2020 годы)».

12. Вайцзеккер Э., Ловинс Э., Ловинс Л. Фактор четыре. Затрат — половина, отдача — двойная. Новый доклад Римскому клубу. Перевод А.П. Заварни-цына и В.Д. Новикова под ред. академика Г.А. Месяца. М.: Academia, 2000. 400 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.